Жёны и любовницы Андрея Звягинцева. Краткая биография и творческая карьера андрея звягинцева Андрей звягинцев семья

Вряд ли найдется в российском кинематографе такой же титулованный, неординарный, с особым взглядом на мир, даже в какой-то мере скандальный режиссер, как Андрей Звягинцев. Его картины восторгают и ужасают, погружают в уныние или эйфорию, но не оставляют равнодушными.


Сам кинематографист в интервью «шедевры в его исполнении» называл всего-то результатом наблюдения за человеческой природой:

«Никто не может отнять у нас этого эгоистического, влюбленного в себя самого; думающего только о себе, рассматривающего другого как средство, опрокинутого только в себя самого и в свои нужды великолепия».

Детство и юность

Биография ныне известного кинорежиссёра началась в Новосибирске. Несколько месяцев мальчик жил в селе Новомихайловка, где его мать проходила студенческую практику. Родительская семья распалась, и уже в 5-летнем возрасте Андрей остался без отца. Мама продолжала преподавать в школе русский язык и литературу.


Искусство и литература пленили юношу со школьных лет. К 16 годам он занимался в театральной студии Льва Белова при ТЮЗе. Позже Звягинцев зачислен на курс Белова, который тот организовал в театральном училище. Уже на 2-м курсе молодой человек исполнил главную роль в постановке «Не помню». Дебют прошел успешно, и к окончанию учебы Андрея привлекли к нескольким фильмам, где он исполнил главные роли. Это картины «Никто не поверит» и «Акселераты».

В 1984 году Андрей успешно окончил курс и решил остаться в театре юного зрителя. Вскоре парень получил повестку в армию. Далеко уезжать не пришлось, Звягинцев был определен в Новосибирский военный ансамбль на должность конферансье. Оркестр занимался подготовкой выступлений, которые позже презентовали разным гарнизонам.


В 1986-м актёр решил продолжить карьеру. С этой мыслью Андрей покинул Новосибирск и направился в Москву. По приезде в столицу подал документы в ГИТИС, где был зачислен на курс к Е. Лазареву и В. Левертову. На защите дипломной работы в 1990 году будущий режиссер, поставивший небезызвестный фильм «Левиафан», сыграл Максима Горького в спектакле по мотивам пьесы писателя и драматурга Ивана Сергеевича Тургенева.

Получив диплом государственного института театрального искусства, Андрей Звягинцев бросил театральную сцену. По его словам, вместо искусства театр выпускал «продукт на зрителя».

Режиссура

Профессиональная карьера Андрея Звягинцева началась с исполнения эпизодических ролей в многосерийных картинах и рекламных роликах. До этого он пробовал писать сценарии и рассказы, но добиться должного результата не удавалось. В последующие годы фильмография Звягинцева стала стремительно расширяться. Увлекшись киноиндустрией, Андрей начал тщательно исследовать ретроспективы выдающихся постановщиков Акиры Куросавы, Жан-Люка Годара, Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони в Музее кино.


Андрей Звягинцев в молодости

Москва слезам не верит. Не брезговал Звягинцев профессией дворника, что давало возможность пользоваться служебным жильем в непосредственной близости от театра имени Маяковского. Местом временного обитания Андрея стал старинный, обветшалый особняк 1825 года, где кинематографист располагал комнатой в 50 квадратов.

В канун 2000 года состоялся дебют Звягинцева в качестве режиссёра. Телевизионный канал RenTV презентовал первые киноленты начинающего сценариста и постановщика. В рамках телевизионного цикла зрители посмотрели короткометражные новеллы «Obscure» и «Выбор». В 2003 году на экранах появилась полнометражная кинолента Звягинцева «Возвращение» с яркой, животрепещущей сюжетной линией.

Трейлер фильма «Возвращение» Андрея Звягинцева

Сюжет фильма направлен на демонстрацию истинной человеческой жизни. Неспешные кадры с протяжными пейзажами и крупными планами оценили неоднозначно. Критики тогда отметили, что подобная интерпретация не свойственна современности, на что Звягинцев ответил: он ощущает мир именно таким, и жизненный ритм происходит аналогично сюжету.

В картине режиссёр продвигал цель – показать зрителю реальное течение жизни. Фильм настолько понравился публике, что через год вышла фотоколлекция Владимира Мишукова, работавшего на съемочной площадке фотографом.


Андрей Звягинцев на съемках фильма «Возвращение»

Неблагоприятные прогнозы кинокритиков и прокатчиков не сбылись. За 2 недели проката в кинотеатрах кассовые сборы превысили $ 260 тыс. при бюджете фильма менее $ 1,5 млн. Звягинцева назвали феноменальным режиссёром. Еще бы, ведь непризнанная критиками картина получила одновременно 2 награды «Золотой лев», номинирована на международную премию «Оскар» и запущена в прокат в 32 странах.

В итоге «Возвращение» стал сенсацией, завоевав 28 наград на мировых кинофестивалях, работу Андрея оценили зрители 73 стран мира.


В 2008 году Звягинцев стал участником культового проекта, названного признанием в любви к крупным городам мира — Парижу, Шанхаю, Гаване, Рио-де-Жанейро и прочим. Участвовать в создании фильмов, действие в которых происходит в указанных мегаполисах, почли за честь Натали Портман и Жерар Депардье, Альфонсо Куарон и братья Коэны, Бенисио Дель Торо и Эмир Кустурица.

В распоряжение постановщика выделялось $ 150 тыс. и только сутки на съемки, ограничивалось количество актеров и метраж пленки, а на экране новелле отводилось 5 минут. Российский режиссер снимал короткометражку для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя».


Однако фильмы, представленные Андреем и Скарлетт Йоханссон, вырезали при окончательном монтаже киносборника как неформатные. Решение принимала фокус-группа из 200 человек, что немало удивило Звягинцева.

Первоначальная версия, включающая эпизод Андрея Звягинцева «Апокриф», демонстрировалась на фестивале в Торонто в том же 2008 году. Позже режиссер скажет, что фильм на заказ, с жесткой регламентацией, утверждением сценария у продюсеров проекта – плохая идея. И если еще раз предложат что-нибудь подобное, откажется на 99 %.

Трейлер фильма «Изгнание» Андрея Звягинцева

Следующим рывком в киноиндустрии стала психологическая драма «Изгнание», получившая благосклонность критиков без прогнозов на будущее. Сразу же после съемок автор подал заявку на участие в Каннском фестивале. На крупнейшем кинофоруме картина отмечена в номинации «Лучшая мужская роль», признана лучшей и на Московском кинофестивале. Главную роль в этой постановке исполнил актёр Константин Лавроненко, который ранее уже сотрудничал с Андреем на съемках картины «Возвращение».

Трейлер фильма «Елена» Андрея Звягинцева

В 2011-м на экраны вышла очередная успешная кинолента уже признанного режиссера Звягинцева. Социальный драматический фильм «Елена» вновь представлен в Каннах, где автор получил специальный приз «Особый взгляд», а позже был отмечен на другом фестивале — Sandens. Фильм стал лучшей работой года, завоевав 4 премии «Золотой орёл» и «Нику». Однако самая громкая и поистине нашумевшая работа режиссера была впереди — фильм «Левиафан», представленный на суд зрителей в 2014 году.

«Левиафан» — это современная интерпретация истории библейского персонажа Иова, повествует о человеке, жизнь которого пожирает государство и бюрократия. После успешного штурма Каннского кинофестиваля и премии «Золотой глобус» картина номинирована на «Оскар».

Трейлер фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева

В фильме сыграли звезды театра и кино России – , Буря критики не угасала долгое время. Картина буквально взорвала социальные сети и новостные колонки. Посыпались гневные отповеди от представителей власти и православной церкви.

Судьба киноленты до последнего момента находилась в неведении, «Левиафан» не допускали в массовый прокат. Как отмечает сам Андрей Звягинцев, «видимо, фильм попал в самое средоточие, в самое сердце, ровно туда, куда должен был попасть».

Трейлер фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

В январе пиратскую копию «Левиафана» слили в Сеть, количество скачиваний превысило 1,5 млн. Съемочная группа и не представляла, какой поднимется ажиотаж в зрительской среде. Более 650 кинотеатров запросили копии для демонстрации в залах.

На юбилейном, 70-м, фестивале на Лазурном берегу Звягинцев представил очередной проект – «Нелюбовь» с Марьяной Спивак, Алексеем Розиным и Матвеем Новиковым. Картина о мальчике, оказавшемся ненужным родителям, удостоена третьей по значимости награды – Приза жюри, «Сезара», выдвинута на «Золотой глобус», «Оскар» и BAFTA.

Личная жизнь

Личная жизнь – отдельная страница в биографии мэтра, не уступающая по накалу страстей кинематографической. На последнем курсе театрального училища Андрей познакомился с Верой Сергеевой, служившей в театре «Старый дом». Гражданская жена была на 5 лет старше, подарила любимому двух детей. Один из близнецов умер через неделю. Второй, Никита, живет в Новосибирске, окончил музыкальный колледж, владеет собственным бизнесом, женился. С отцом видится редко, но режиссер, по информации СМИ, поддерживает сына.


В Москве сердце Звягинцева покорила сокурсница по ГИТИСу Инна. Девушка вуз не окончила, стала врачом. Молодые люди поженились в 1988 году, а расстались по инициативе супруги – Инна встретила другого.

После развода Андрей увлекся моделью и будущей звездой телевизионного реалити «Последний герой» , которую снял в дебютном режиссерском проекте «Черная комната».

Затем режиссер 6 лет прожил с актрисой Ириной Гринёвой. После развода бывшие супруги устроили личную жизнь. Ирина вышла замуж за фигуриста Максима Шабалина, а Звягинцев познакомился с Анной Матвеевой, которая в 2009 году родила ему сына Петра.


Анна – фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа. В муже женщину привлекало чувство свободы и нежелание идти в искусстве на компромиссы. Матвеева признавалась, что после знакомства с Андреем стала по-новому пересматривать фильмы – осознанно, словно погружаясь внутрь повествования.

Однако такое единение взглядов не спасло семью от разрушения. В сентябре 2018-го Звягинцев и Матвеева развелись, ребенок остался с матерью. На Каннском фестивале, прошедшем в мае, Андрей появился под руку с Леа Сейду. СМИ не замедлили с комментариями о том, как французская актриса смотрела на российского режиссера. Впрочем, журналисты могли и преувеличить, ведь герои первых страниц стали членами жюри киносмотра.


Андрей Звягинцев – не фанат социальных сетей. В «Инстаграм» зашел лишь однажды, но не смотреть фото, а чтобы узнать реакцию зрителей на «Нелюбовь», когда критики и чиновники в очередной раз назвали картину режиссера русофобской. Убедился, что народ фильм понял и принял. Заводить персональную страницу Андрей пока не готов.

Андрей Звягинцев сейчас

Андрей Звягинцев говорит, что сейчас уже не хочет читать чужих сценариев. Накопилось столько собственных наработок, что хватит на ближайшие 10-15 лет. Причем есть 4 готовых сценария, которые режиссер мечтает реализовать в ближайшее время. Вопрос в финансировании и в том, готов ли он внутренне снимать кино на предлагаемые темы.

Первыми в списке стоят проекты, связанные с реконструкцией времени, на что требуется многомиллионный бюджет. Первый – о Великой Отечественной войне, второй посвящен Киевской Руси тысячелетней давности, и еще один – событиям, происходившим за 400 лет до н.э. и в Древней Греции.


Замысел фильма о войне зародился еще в 2008 году, и с тех пор вопрос упирался в деньги. Картина будет состоять из 3 новелл, рассказывающих о жизни в блокадном Ленинграде, в оккупированном фашистами Киеве, а содержание третьей Звягинцев держит в секрете. По словам автора, в этой истории нет боевых действий, а есть человек в атмосфере ужаса, разрухи и смерти.

Осенью 2018-го в Москве и Санкт-Петербурге состоялся спецпоказ резонансных картин «Левиафан» и «Елена». После просмотра фильмов Андрей ответил на вопросы зрителей.


Таблоид Variety сообщил, что в скором будущем в фильмографии Звягинцева появится первый международный телепроект – 10-серийный сериал в жанре психологической драмы с элементами триллера. Заказчиком и спонсором выступает голливудская компания Paramount Television. Фильм станет продолжением сюжетной линии уже снятой Андреем картины, вот только какой – не уточнялось.

Продюсер прежних работ Звягинцева, Александр Роднянский, рассказал, что согласился на предложение заокеанских коллег потому, что те приняли условия российской стороны – снимать на русском языке, полная творческая свобода и самостоятельный контроль за производством.

Андрей Петрович Звягинцев. Родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Российский режиссер, сценарист, актер театра и кино. Номинант на премию «Оскар» (2015, 2018).

Отец - Пётр Александрович Звягинцев, служил милиционером.

Мать - Галина Александровна Звягинцев, работала в школе учителем литературы и русского языка. В 2000 году она переехала из Новосибирска в Москву.

Первые два месяца жизни Андрей провёл в селе Новомихайловка, где проходила практику его мать.

Когда Андрею было пять лет отец ушел из семьи. Далее его воспитывала мама, которая больше замуж не выходила. С отцом он так и не смог наладить отношения и почти не общался вплоть до его смерти.

Учился в обычной новосибирской школе № 21.

Окончив девять классов, Звягинцев в 14 лет поступил в Новосибирское театральное училище. После выпуска, как и большинство его сокурсников, пошел работать в местный ТЮЗ. Также занимался в театральной студии Льва Белова при ТЮЗе.

В 1981-1984 годах - актер Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», среди его работ: Людвиг - «Никто не поверит», Г.Полонский; Толя Семенов - «Не помню!..», К.Икрамов; Кеша - «Чудеса в ожидании лета», А.Корин; Лопотухин - «Гуманоид в небе мчится...», А.Хмелик.

В 1984-1986 годах служил в армии - в Новосибирском военном ансамбле был конферансье. Их оркестр занимался подготовкой выступлений, которые позже презентовали разным гарнизонам.

После демобилизации отправился в Москву и подал документы в ГИТИС, где был зачислен на курс к Е. Лазареву и В. Левертову, окончил в 1990-м. На защите дипломной работы сыграл Максима Горького в спектакле по мотивам пьесы писателя и драматурга Ивана Сергеевича Тургенева.

Получив диплом государственного института театрального искусства, Андрей Звягинцев бросил театральную сцену. По его словам, вместо искусства театр выпускал «в ту пору он меня разочаровывал, потому что стал заискивать перед зрителем, театр стал выпускать "продукт", вместо того, чтобы заниматься искусством». В то же время в 1990-е он участвовал в театральных постановках «Игра в классики» и «Месяц в деревне».

С 1994 года снимался в кино. Сыграл роли в картинах «Горячев и другие» (банкир), «Отражение» (Сергей Сергеевич), «Каменская-1» (Валерий Турбин), «Будем знакомы!» (Владимир Львович), «Любовь до гроба» (Олег) и др.

Андрей Звягинцев в сериале "Каменская-1"

Кроме съемок в кино пробовал писать (написал несколько рассказов). Работал дворником, так как это давало возможность жить в служебном жилье рядом с театром имени Маяковского (в бывшем дворянском доме, особняке 1825 года, в комнате площадью 50 квадратных метров). Далее до 2000 года снимал рекламные ролики.

В 2000 году дебютировал как режиссер, сняв для киноальманаха «Чёрная комната» три новеллы - «Бусидо», «OBSCURE» и «Выбор».

Широкая известность пришла к нему в 2003 году после выхода фильма «Возвращение» , получившего две кинопремии «Ника», два «Золотых льва» (как лучший фильм и за лучший режиссёрский дебют) и два «Золотых орла». Главные роли в картине исполнили , и (погибший за два месяца до премьеры картины). По сюжету фильма в жизни двух братьев - младшего Ивана (Иван Добронравов) и старшего Андрея (Владимир Гарин) неожиданно возникает отец (Константин Лавроненко), знакомый им только по фотографии десятилетней давности. Появление странного, чужого для них человека переворачивает их жизнь.

В 2007 году режиссер представил психологическую драму «Изгнание» по мотивам повести Уильяма Сарояна «Что-то смешное. Серьёзная повесть». Фильм повествует о семейной драме, конфликте между мужем и женой. Главные роли сыграли Константин Лавроненко и шведская актриса Мария Бонневи. Фильм представлял Россию в основном конкурсе 60-го Каннского кинофестиваля, по итогам которого Константин Лавроненко получил приз за лучшую мужскую роль. Кроме того, фильм получил приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале 2007 года, а операторская работа Михаила Кричмана была удостоена номинации на премию European Film Awards.

Событием в отечественном кинематографе стала его кинодрама «Елена» о классовом расслоении в современной Москве, премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале 2011 года. Главные роли исполнили , удостоенная за роль премии «Ника», и кинорежиссёр . Фильм был удостоен специального приза жюри каннской программы «Особый взгляд». Работа режиссёра была отмечена «Никой» и «Золотым орлом».

Триумфом стал для Звягинцева выход на экраны в 2014 году социальной драмы «Левиафан» . Это авторская интерпретация истории библейского Иова, изложенная на материале современной России. В центре истории - живущий на севере Николай, который вместе с отцом построил дом и мастерскую. Но его нормальная жизнь рушится под влиянием судьбы. «Левиафан» удостоился множества наград, в том числе премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и номинации на премию «Оскар» в той же категории.

В 2017 году вышла мелодрама Звягинцева «Нелюбовь» . Фильм представляет из себя драматичную историю супружеской пары, которая решила развестись. Супруги - Женя () и Борис (Алексей Розин) - уже некоторое время влюблены в других и готовы начать жизнь с чистого листа, даже если им предстоит отказаться от единственного 12-летнего сына Алеши. Услышав однажды очередную ссору своих родителей, Алеша решает сбежать и исчезает, чем здорово осложняет и без того непростую ситуацию. Фильм был удостоен Приза жюри Каннского фестиваля.

В 2018 году Андрей Звягинцев вошел в состав жюри 71-го Каннского кинофестиваля.

Рост Андрея Звягинцева: 177 сантиметров.

Личная жизнь Андрея Звягинцева:

Во время обучения в Новосибирском театральном училище у него были отношения с актрисой театра «Старый дом» Верой Сергеевой. Когда Андрей ушел в армию, то узнал, что Вера беременна. У них родилась двойня - мальчики. Но один умер через неделю после рождения. После того, как Андрей уехал в Москву, они расстались. С сыном поддерживает отношения.

Первая жена - Инна Мишукова. Познакомились во время обучения в ГИТИСе. Инна в итоге так и не стала актрисой, окончила медицинский институт, работает врачом-акушером.

Поженились они через год знакомства в 1988 году, устроили свадьбу у бабушки и дедушки Инны в Подмосковье. Инна Мишукова вспоминала: "Начинали с нуля: есть еда - и мы счастливы. Чтобы получить хоть какое-то временное жилье, Андрей устроился работать дворником недалеко от Театра им. Маяковского. Он дал мне многое: научил читать нужные книги, смотреть избирательно кино. Андрей все время сам что-то писал: повести, рассказы, сценарии... Расстались мы не потому, что я завела роман. Большое желание разойтись было у Андрея".

Позже Инна вышла замуж второй раз и родила четверых детей.

С 2004-го по 2010-й год у него был гражданский брак с актрисой .

Третья жена - Анна Матвеева, фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа.

В 2009 году у пары родился сын Петр.

В сентябре 2018-го Звягинцев и Матвеева развелись. Сын остался с матерью.

В 2018 году на Каннском фестивале Андрей появился под руку с французской актрисой Леа Сейду («Бесславные ублюдки», «Лобстер»). СМИ подозревали между ними роман. Но сами они заявлений на этот счет не делали. Кроме того, они были членами жюри киносмотра.

Фильмография Андрея Звягинцева:

1994 - Горячев и другие - банковский служащий
1995 - Ширли-мырли - эпизод (нет в титрах)
1995 - Игра в классики (фильм-спектакль) - Автор
1996 - Котёнок - эпизод
1996 - Королева Марго - эпизод
1998 - Отражение - Сергей Сергеевич, секретарь
1999 - Каменская-1 - Валерий Турбин
1999 - Будем знакомы! - Владимир Львович
2000 - Новый год в ноябре - эпизод
2000 - Любовь до гроба - Олег, бизнесмен

Режиссерские работы Андрея Звягинцева:

2000 - Чёрная комната (киноальманах)
2003 - Возвращение
2007 - Изгнание

2010 - Елена
2011 - Эксперимент 5ive (короткометражный)
2012 - Михаил Булгаков. Проклятие мастера (документальный)
2014 - Левиафан (Leviathan)
2017 - Нелюбовь (Loveless)

Сценарии Андрея Звягинцева:

1999 - Василий Штукин (короткометражный)
2007 - Изгнание
2008 - Нью-Йорк, я люблю тебя (New York, I Love You)
2010 - Елена
2014 - Левиафан (Leviathan)
2017 - Нелюбовь (Loveless)

Награды и звания Андрея Звягинцева:

2003 - «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (за фильм «Возвращение»);
2003 - Награда «CinemAvvenire» Венецианского кинофестиваля за лучший дебютный фильм (за фильм «Возвращение»);
2003 - Премия Европейской киноакадемии «Феликс» в категории «Европейское открытие года» (за фильм «Возвращение»);
2003 - Премия «Ника» в категории «Лучший игровой фильм» (совместно с Дмитрием Лесневским) (за фильм «Возвращение»);
2007 - Приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале (за фильм «Изгнание»);
2011 - Приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале (за фильм «Елена»);
2011 - Гран-При Гентского международного кинофестиваля (за фильм «Елена»);
2012 - Премия «Ника» в категории «Лучшая режиссёрская работа» (за фильм «Елена»);
2014 - Приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий (совместно с Олегом Негиным) (за фильм «Левиафан»);
2015 - Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке (за фильм «Левиафан»);
2015 - Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу (за фильм «Левиафан»);
2017 - Приз жюри на Каннском кинофестивале (за фильм «Нелюбовь»);
2017 - Гран-при на Кинофестивале в Мюнхене (за фильм «Нелюбовь»);
2018 - Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу (за фильм «Нелюбовь»);
2018 - Премия «Сезар» за Лучший иностранный фильм (за фильм «Нелюбовь»);
2006 - Национальная премия общественного признания «Россиянин года»;
2011 - Национальная премия общественного признания «Россиянин года»;
2017 - Премия GQ в номинации «Режиссёр года».


Вряд ли найдется в российском кинематографе такой же титулованный, неординарный, с особым взглядом на мир, даже в какой-то мере скандальный режиссер, как Андрей Звягинцев. Его картины восторгают и ужасают, погружают в уныние или эйфорию, но не оставляют равнодушными.

Сам кинематографист в интервью «шедевры в его исполнении» называл всего-то результатом наблюдения за человеческой природой:

«Никто не может отнять у нас этого эгоистического, влюбленного в себя самого; думающего только о себе, рассматривающего другого как средство, опрокинутого только в себя самого и в свои нужды великолепия».

Детство и юность

Биография ныне известного кинорежиссёра началась в Новосибирске. Несколько месяцев мальчик жил в селе Новомихайловка, где его мать проходила студенческую практику. Родительская семья распалась, и уже в 5-летнем возрасте Андрей остался без отца. Мама продолжала преподавать в школе русский язык и литературу.

Искусство и литература пленили юношу со школьных лет. К 16 годам он занимался в театральной студии Льва Белова при ТЮЗе. Позже Звягинцев зачислен на курс Белова, который тот организовал в театральном училище. Уже на 2-м курсе молодой человек исполнил главную роль в постановке «Не помню». Дебют прошел успешно, и к окончанию учебы Андрея привлекли к нескольким фильмам, где он исполнил главные роли. Это картины «Никто не поверит» и «Акселераты».

В 1984 году Андрей успешно окончил курс и решил остаться в театре юного зрителя. Вскоре парень получил повестку в армию. Далеко уезжать не пришлось, Звягинцев был определен в Новосибирский военный ансамбль на должность конферансье. Оркестр занимался подготовкой выступлений, которые позже презентовали разным гарнизонам.


В 1986-м актёр решил продолжить карьеру. С этой мыслью Андрей покинул Новосибирск и направился в Москву. По приезде в столицу подал документы в ГИТИС, где был зачислен на курс к и В. Левертову. На защите дипломной работы в 1990 году будущий режиссер, поставивший небезызвестный фильм «Левиафан», сыграл в спектакле по мотивам пьесы писателя и драматурга .

Получив диплом государственного института театрального искусства, Андрей Звягинцев бросил театральную сцену. По его словам, вместо искусства театр выпускал «продукт на зрителя».

Режиссура

Профессиональная карьера Андрея Звягинцева началась с исполнения эпизодических ролей в многосерийных картинах и рекламных роликах. До этого он пробовал писать сценарии и рассказы, но добиться должного результата не удавалось. В последующие годы фильмография Звягинцева стала стремительно расширяться. Увлекшись киноиндустрией, Андрей начал тщательно исследовать ретроспективы выдающихся постановщиков , и Микеланджело Антониони в Музее кино.


Андрей Звягинцев в молодости

Москва слезам не верит. Не брезговал Звягинцев профессией дворника, что давало возможность пользоваться служебным жильем в непосредственной близости от театра имени . Местом временного обитания Андрея стал старинный, обветшалый особняк 1825 года, где кинематографист располагал комнатой в 50 квадратов.

В канун 2000 года состоялся дебют Звягинцева в качестве режиссёра. Телевизионный канал RenTV презентовал первые киноленты начинающего сценариста и постановщика. В рамках телевизионного цикла зрители посмотрели короткометражные новеллы «Obscure» и «Выбор». В 2003 году на экранах появилась полнометражная кинолента Звягинцева «Возвращение» с яркой, животрепещущей сюжетной линией.

Трейлер фильма «Возвращение» Андрея Звягинцева

Сюжет фильма направлен на демонстрацию истинной человеческой жизни. Неспешные кадры с протяжными пейзажами и крупными планами оценили неоднозначно. Критики тогда отметили, что подобная интерпретация не свойственна современности, на что Звягинцев ответил: он ощущает мир именно таким, и жизненный ритм происходит аналогично сюжету.

В картине режиссёр продвигал цель – показать зрителю реальное течение жизни. Фильм настолько понравился публике, что через год вышла фотоколлекция Владимира Мишукова, работавшего на съемочной площадке фотографом.


Андрей Звягинцев на съемках фильма «Возвращение»

Неблагоприятные прогнозы кинокритиков и прокатчиков не сбылись. За 2 недели проката в кинотеатрах кассовые сборы превысили $ 260 тыс. при бюджете фильма менее $ 1,5 млн. Звягинцева назвали феноменальным режиссёром. Еще бы, ведь непризнанная критиками картина получила одновременно 2 награды «Золотой лев», номинирована на международную премию «Оскар» и запущена в прокат в 32 странах.

В итоге «Возвращение» стал сенсацией, завоевав 28 наград на мировых кинофестивалях, работу Андрея оценили зрители 73 стран мира.


В 2008 году Звягинцев стал участником культового проекта, названного признанием в любви к крупным городам мира - Парижу, Шанхаю, Гаване, Рио-де-Жанейро и прочим. Участвовать в создании фильмов, действие в которых происходит в указанных мегаполисах, почли за честь и , Альфонсо Куарон и братья Коэны, и .

В распоряжение постановщика выделялось $ 150 тыс. и только сутки на съемки, ограничивалось количество актеров и метраж пленки, а на экране новелле отводилось 5 минут. Российский режиссер снимал короткометражку для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя».


Однако фильмы, представленные Андреем и , вырезали при окончательном монтаже киносборника как неформатные. Решение принимала фокус-группа из 200 человек, что немало удивило Звягинцева.

Первоначальная версия, включающая эпизод Андрея Звягинцева «Апокриф», демонстрировалась на фестивале в Торонто в том же 2008 году. Позже режиссер скажет, что фильм на заказ, с жесткой регламентацией, утверждением сценария у продюсеров проекта – плохая идея. И если еще раз предложат что-нибудь подобное, откажется на 99 %.

Трейлер фильма «Изгнание» Андрея Звягинцева

Следующим рывком в киноиндустрии стала психологическая драма «Изгнание», получившая благосклонность критиков без прогнозов на будущее. Сразу же после съемок автор подал заявку на участие в Каннском фестивале. На крупнейшем кинофоруме картина отмечена в номинации «Лучшая мужская роль», признана лучшей и на Московском кинофестивале. Главную роль в этой постановке исполнил актёр , который ранее уже сотрудничал с Андреем на съемках картины «Возвращение».

Трейлер фильма «Елена» Андрея Звягинцева

В 2011-м на экраны вышла очередная успешная кинолента уже признанного режиссера Звягинцева. Социальный драматический фильм «Елена» вновь представлен в Каннах, где автор получил специальный приз «Особый взгляд», а позже был отмечен на другом фестивале - Sandens. Фильм стал лучшей работой года, завоевав 4 премии «Золотой орёл» и «Нику». Однако самая громкая и поистине нашумевшая работа режиссера была впереди - фильм «Левиафан», представленный на суд зрителей в 2014 году.

«Левиафан» - это современная интерпретация истории библейского персонажа Иова, повествует о человеке, жизнь которого пожирает государство и бюрократия. После успешного штурма Каннского кинофестиваля и премии «Золотой глобус» картина номинирована на «Оскар».

Трейлер фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева

В фильме сыграли звезды театра и кино России – , . Буря критики не угасала долгое время. Картина буквально взорвала социальные сети и новостные колонки. Посыпались гневные отповеди от представителей власти и православной церкви.

Судьба киноленты до последнего момента находилась в неведении, «Левиафан» не допускали в массовый прокат. Как отмечает сам Андрей Звягинцев, «видимо, фильм попал в самое средоточие, в самое сердце, ровно туда, куда должен был попасть».

Трейлер фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

В январе пиратскую копию «Левиафана» слили в Сеть, количество скачиваний превысило 1,5 млн. Съемочная группа и не представляла, какой поднимется ажиотаж в зрительской среде. Более 650 кинотеатров запросили копии для демонстрации в залах.

На юбилейном, 70-м, фестивале на Лазурном берегу Звягинцев представил очередной проект – « » с , и Матвеем Новиковым. Картина о мальчике, оказавшемся ненужным родителям, удостоена третьей по значимости награды – Приза жюри, «Сезара», выдвинута на «Золотой глобус», «Оскар» и BAFTA.

Личная жизнь

Личная жизнь – отдельная страница в биографии мэтра, не уступающая по накалу страстей кинематографической. На последнем курсе театрального училища Андрей познакомился с Верой Сергеевой, служившей в театре «Старый дом». Гражданская жена была на 5 лет старше, подарила любимому двух детей. Один из близнецов умер через неделю. Второй, Никита, живет в Новосибирске, окончил музыкальный колледж, владеет собственным бизнесом, женился. С отцом видится редко, но режиссер, по информации СМИ, поддерживает сына.


В Москве сердце Звягинцева покорила сокурсница по ГИТИСу Инна. Девушка вуз не окончила, стала врачом. Молодые люди поженились в 1988 году, а расстались по инициативе супруги – Инна встретила другого.

После развода Андрей увлекся моделью и будущей звездой телевизионного реалити «Последний герой» , которую снял в дебютном режиссерском проекте «Черная комната».

Затем режиссер 6 лет прожил с актрисой . После развода бывшие супруги устроили личную жизнь. Ирина вышла замуж за фигуриста , а Звягинцев познакомился с Анной Матвеевой, которая в 2009 году родила ему сына Петра.


Анна – фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа. В муже женщину привлекало чувство свободы и нежелание идти в искусстве на компромиссы. Матвеева признавалась, что после знакомства с Андреем стала по-новому пересматривать фильмы – осознанно, словно погружаясь внутрь повествования.

Однако такое единение взглядов не спасло семью от разрушения. В сентябре 2018-го Звягинцев и Матвеева развелись, ребенок остался с матерью. На Каннском фестивале, прошедшем в мае, Андрей появился под руку с . СМИ не замедлили с комментариями о том, как французская актриса смотрела на российского режиссера. Впрочем, журналисты могли и преувеличить, ведь герои первых страниц стали членами жюри киносмотра.


Андрей Звягинцев – не фанат социальных сетей. В «Инстаграм» зашел лишь однажды, но не смотреть фото, а чтобы узнать реакцию зрителей на «Нелюбовь», когда критики и чиновники в очередной раз назвали картину режиссера русофобской. Убедился, что народ фильм понял и принял. Заводить персональную страницу Андрей пока не готов.

Андрей Звягинцев сейчас

Андрей Звягинцев говорит, что сейчас уже не хочет читать чужих сценариев. Накопилось столько собственных наработок, что хватит на ближайшие 10-15 лет. Причем есть 4 готовых сценария, которые режиссер мечтает реализовать в ближайшее время. Вопрос в финансировании и в том, готов ли он внутренне снимать кино на предлагаемые темы.

Первыми в списке стоят проекты, связанные с реконструкцией времени, на что требуется многомиллионный бюджет. Первый – о Великой Отечественной войне, второй посвящен Киевской Руси тысячелетней давности, и еще один – событиям, происходившим за 400 лет до н.э. и в Древней Греции.


Замысел фильма о войне зародился еще в 2008 году, и с тех пор вопрос упирался в деньги. Картина будет состоять из 3 новелл, рассказывающих о жизни в блокадном Ленинграде, в оккупированном фашистами Киеве, а содержание третьей Звягинцев держит в секрете. По словам автора, в этой истории нет боевых действий, а есть человек в атмосфере ужаса, разрухи и смерти.

Осенью 2018-го в Москве и Санкт-Петербурге состоялся спецпоказ резонансных картин «Левиафан» и «Елена». После просмотра фильмов Андрей ответил на вопросы зрителей.


Таблоид Variety сообщил, что в скором будущем в фильмографии Звягинцева появится первый международный телепроект – 10-серийный сериал в жанре психологической драмы с элементами триллера. Заказчиком и спонсором выступает голливудская компания Paramount Television. Фильм станет продолжением сюжетной линии уже снятой Андреем картины, вот только какой – не уточнялось.

Продюсер прежних работ Звягинцева, рассказал, что согласился на предложение заокеанских коллег потому, что те приняли условия российской стороны – снимать на русском языке, полная творческая свобода и самостоятельный контроль за производством.

Фильмография

Актерские работы

  • 1994 – «Горячев и другие»
  • 1996 – «Королева Марго»
  • 1999 – «Каменская»

Режиссерские работы

  • 2000 – «Черная комната»
  • 2003 – «Возвращение»
  • 2007 – «Изгнание»
  • 2010 – «Елена»
  • 2014 – «Левиафан»
  • 2017 – «Нелюбовь»

Мать Андрея преподавала русский язык и литературу. Поэтому ребенок с самого рождения был погружен в культурную среду и имел гуманитарные задатки, а также увлекался фотографией.

Андрей Звягинцев: биография

Детские годы

В школьные годы Андрей активно участвовал в театральной жизни, посещал кружок Льва Белова, организованный им при ТЮЗе, в котором будущий всемирно известный режиссер постигал театральное мастерство и делал свои первые шаги на этом поприще. После окончания школы Андрей Звягинцев продолжил свое обучение у Белова уже на его курсе при Новосибирском театральном училище. На втором курсе был задействован в главной роли в спектакле «Не помню». После чего был замечен на киностудии и был приглашен в качестве актера в такие фильмы, как «Акселераты» и «Никто не поверит».

Студенческие годы

По окончании театрального училища в 1986 году, Андрей решил продолжить обучение в Москве и поступил там в ГИТИС на курс к Владимиру Левертову (заслуженный деятель искусств РСФСР, выпустивший шесть поколений артистов, поставивший на московских сценах такие спектакли, как «Стеклянный зверинец» Тенесси Уильямса, «Три сестры» Антона Чехова, «Чудесный сплав» Киршона) и Евгения Лазарева (Народный артист РСФСР, лауреат множества российский и зарубежных театральных премий, преподававший в различных театральных университетах России и США). Дипломной работой Андрея Звягинцева стала роль Горского в пьесе Ивана Тургенева «Где тонко, там и рвется».

Андрей Звягинцев: карьера

Первые шаги в профессии

Несмотря на успехи в учебе и задатки хорошего актера, Андрей Звягинцев решил не продолжать актерскую карьеру, потому что был сильно разочарован положением дел в позднесоветском театре. Сам он выражал свое личное мнение об этом так: «Театр перестал заниматься искусством, вместо того, чтобы выпускать шедевры, режиссеры производят продукт и заискивают перед зрителем».

Сначала Звягинцев увлекся литературой и написал несколько рассказов . Но быстро охладел к этому виду искусств, потому что обладал скорее образным мышлением, нежели вербальным. Так, будущий лауреат международных премий пришел к кино.

Его судьба в этом смысле схожа с судьбой не менее великого режиссера Квентина Тарантино. Андрей Звягинцев шесть лет после окончания института, работал дворником, потому что городские власти предоставляли в этом случае просторную квартиру в бывшем дворянском особняке рядом с театром имени Владимира Маяковского. А все свободное время Андрей тратил на просмотр и изучение фильмов, вплоть до разбора кадров, великих режиссеров (Федерико Феллини, Витторио де Сика, Анджей Вайда, Акира Куросава и т.д.) в Музее кино.

Проба пера

Позже Андрей стал участвовать в эпизодических ролях в различных фильмах («Игра в классики», «Месяц в деревне») , также в рекламных роликах. Сам снимал рекламу и писал сценарии для фильмов, ни один из которых не был запущен в производство.

Работы Звягинцева привлекли внимание продюсера с телеканала Рен ТВ Дмитрия Лесневского, он предложил Андрею принять участие в проекте «Черная комната». Это был артхаусный проект для молодых режиссеров, которым предлагалось снимать короткометражки с некоторыми ограничениям: в картине должно быть не больше трех героев, все действие должно происходить в замкнутом пространстве и заканчиваться «взрывом». Карьера Андрея Звягинцева начинается с этого проекта дебютными короткометражками «Бусидо», «Obscure» и «Выбор» с необычным выбором композиций и цвета в кадре.

Большой дебют и дальнейшая карьера

А в 2003 году состоялась премьера его полнометражного фильма под названием «Возвращение». После выхода, которого Андрей и получил свою порцию известности. Его фильм пришелся по душе как кинокритиками из серьезных киноведческих изданий («Искусство кино», «Сеанс»). Так и простым зрителям: в первый прокатный уик-энд фильм собрал двести шестьдесят тысяч долларов при бюджете четыреста тысяч. Всего сборы фильма на данный момент составляют четыре миллиона долларов. Также фильм по достоинству был оценен жюри различных кинопремий всего режиссер за свою дебютную картину получил 28 наград, в том числе:

  • Золотого льва в Венеции;
  • Золотого орла в России за лучший фильм;
  • премию Ника за лучший фильм;
  • приз Европейской киноакадемии.

Следующий фильм Андрея Звягинцева «Изгнание» , затрагивающий тему нежелательного ребенка, вышел на большие экраны в 2007 году, но уже не произвел такого фурора, как дебютная работа, хоть и не уступал ей по всем параметрам. Но все же вышел в ноль в мировом прокате. А Константин Лавроненко, снова снявшийся в главной роли, был удостоен Золотой пальмовой ветви «За лучшую мужскую роль».

В 2011 году выходит новая социальная драма «Елена» с Надеждой Маркиной в главной роли. В этой картине режиссер с присущим ему искусством препарирует человеческие взаимоотношения с неутешительными выводами для последних. Фильм снова получает приз в Каннах («Особый взгляд»), также три премии Золотой орел:

  • Лучший фильм;
  • Лучший режиссер;
  • Лучшая женская роль.

Скандал с "Левиафаном"

Но настоящий фурор произвела следующая картина режиссера под названием «Левиафан» . Фильм вышел в прокат в 2014 году и вызвал пропорционально равную волну со стороны обожателей и ненавистников. По сюжету фильм повествует об автослесаре, жизнь которого стремительно рушится под давлением бюрократии. Фильм является аллюзией на «Книгу Иова», перенесенную в современные российские реалии.

Данная картина вызвала большое недовольство как у министерства культуры Российской Федерации, так и у глав православной церкви, что послужило поводом для информационной травли данного произведения.

Фильму долго не давали права на российский кинопрокат, в то время как за рубежом картина с шумом штурмовала и очаровывала зрителей. Даже получила премию «Золотой глобус» в номинации «Лучший иностранный фильм». А пиратская копия в интернете набрала два миллиона скачиваний за первую неделю. В итоге фильм вышел в России, чем вызвал вторую волну обсуждений, буквально взорвав социальные сети.

Последней картиной Андрея Звягинцева является фильм «Нелюбовь» , вышедший в 2017 году и уже получивший признание у критиков («Приз жюри» в Каннах) и у зрителей, собрав почти два миллиона долларов в российском прокате.

Андрей Петрович Звягинцев – российский режиссер, автор фильмов «Изгнание», «Возвращение», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь», которого уже назвают продолжателем традиций Андрея Тарковского . В своих фильмах он неизменно обращается к теме страданий рода человеческого, зачастую – через библейские аллюзии.

Детство и семья Андрея Звягинцева

Появившись на свет в Новосибирске, первые несколько месяцев жизни Андрей находился в селе Новомихайловка. Его родители развелись, и 5-летний Андрей остался жить с мамой, школьной учительнице русского языка и литературы.


Искусством и литературой Звягинцев интересовался со школьных лет. В 16 он записался в театральную студию Льва Белова при Новосибирском ТЮЗе. Позже Белов набрал на базе этой студии свой курс в местом театральном училище, куда был принят и Андрей.

Второкурсником он сыграл главную роль в ТЮЗе в постановке «Не помню». Оканчивая училище, Андрей уже был задействован в постановках «Акселераты», «Никто не поверит» Диплом об окончании училища Андрей получил в 1984-ом году. Он остался в ТЮЗе. Вскоре его призвали в армию. Служба проходила в Новосибирском военном ансамбле, где Звягинцев был конферансье. Вместе с ансамблем он выступал на концертах в разных гарнизонах.

В 1986-ом году, вернувшись из армии, Андрей принял решение ехать в Москву. Он поступил в ГИТИС, попав на курс Владимира Левертова и Евгения Лазарева. Там он учился на актёрском факультете.

В дипломном спектакле по пьесе Тургенева Звягинцев сыграл роль Горского. Это был 1990-ый год. В театр выпускник ГИТИСа решил не идти.

Начало карьеры актера Андрея Звягинцева, фильмография

Иногда Андрей снимался в телесериалах в эпизодах, снимал рекламу. Актёр снялся в сериалах «Будем знакомы», «Горячев и другие», «Каменская», так же был задействован в фильмах «Ширли-мырли» и «Котёнок». За десятилетие, проведенное в Москве, он принял участие лишь в двух антрепризных постановках. В 1993-ем году это был спектакль «Игра в классики», а в 1997-ом году – спектакль «Месяц в деревне». Как Звягинцев сам признался в интервью, в девяностых годах было время, когда ему не хватало денег даже на проезд в метро.


Звягинцев обратил на себя внимание рекламными роликами, которые он снимал. Надо отметить, что он создавал рекламу, не имея режиссёрского образования. Дмитрий Лесневский, который в то время являлся продюсером телевизионного канала Ren TV, как раз тот человек, с подачи которого весь мир вскоре узнал Звягинцева.

Режиссёрский дебют Андрея Звягинцева

На Ren TV состоялся дебют Андрея в качестве режиссёра. Им был снял фильм в рамках цикла с названием «Чёрная комната». Это были короткометражные новеллы «Выбор», «Бусидо» и «Obscure».

О фильме «Возвращение» Звягинцева

В 2003 году зрители смогли оценить полнометражную картину Звягинцеву. Он назвал её «Возвращение». Как позже было отмечено критиками, сюжет развивается неспешно. В кинофильме долгие крупные планы и пейзажи. Это несвойственно современному кино. Однако режиссёр в интервью сказал, что так он ощущает мир, именно такие жизненные ритмы он чувствует. Это Звягинцев и стремился показать зрителю, чтобы сидя перед экраном, люди почувствовали, что именно так и течёт жизнь.

«Кино в деталях» о фильме «Изгнание».

Критики и прокатчики заранее окрестили эту картину непрокатной, считая, что широкому зрителю она будет неинтересна. Однако только за первые две недели проката было собрано двести шестьдесят тысяч долларов. Бюджет же составил менее полумиллиона долларов.

Режиссёра считают феноменом, так как, выпустив свой первый полнометражный фильм, он получил за него двух «Золотых львов», был выдвинут на «Оскар». В прокат картину приобрели тридцать две страны.

Так «Возвращение» стало киносенсацией года. Режиссёр за эту картину на мировых фестивалях получил двадцать восемь наград. «Возвращение» посмотрели зрители семидесяти трёх стран.

Фильм Андрея Звягинцева «Изгнание»

Следующий фильм Звягинцев снял в 2007-ом году. Его название – «Изгнание». Критики вновь отнеслись к режиссёрской работе благожелательно. Картину признали лучшим фильмом российской программы на Московском фестивале.

Андрей Звягинцев - Тайна [Эксперимент 5ive]

Главная роль была сыграна Константином Лавроненко. Актёр в Каннах за данную роль получил «Золотую пальмовую ветвь». Эта мужская роль была признана кинофестивалем лучшей. Надо отметить, что Лавроненко сыграл и в первой картине Звягинцева – в «Возвращении».

В 2011-ом году Звягинцев снял свою третью картину. Это социальная драма «Елена». На канском фестивале состоялась премьера. Режиссёр получил приз «Особый взгляд». Так же эта режиссёрская работа была отмечена кинофестивалем «Сандэнс».


В 2014 году свет увидел фильм «Левиафан», вызвавший в обществе большой резонанс, ставший обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и номинированный на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». В главных ролях были задействованы Елена Лядова , Алексей Серебряков , Владимир Вдовиченков , Роман Мадянов и другие.

Это история о жителях поселка за Полярным кругом (съемки проходили в поселке Териберка Мурманской области). Главный герой – автомеханик, честно трудящийся и воспитывающий сына от первой супруги. В один момент его жизнь ломается: жена изменяет ему с его другом, сын обвиняет его в ненависти к его покойной матери, а на его дом и землю покусился местный чинуша, готовый сфабриковать уголовное дело ради лакомого кусочка недвижимости.


После премьеры «Левиафана» зрители разделились на два лагеря. Кто-то обвинил режиссера в ненависти к России, но большинство все же сошлось во мнении, что Звягинцев лишь обличил российские реалии: процветающую коррупцию, угасающую провинцию, безысходность и ничтожность жизни простого гражданина.

Личная жизнь Андрея Звягинцева

Режиссёр на протяжении шести лет был в браке с актрисой

Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...