К какому году относится начало первой мировой. Страны – участники Первой мировой войны

.

60 лет назад, в январе 1956 года, на улицу Чкалова в Куйбышеве стали приходить тысячи людей, услышавших об окаменевшей девушке. ДГ собрал из разных источников информацию о произошедшем и изложил её максимально кратко.

Что точно известно про январские события 1956 года. В десятых числах января у домов № 86 и 84 по улице Чкалова стали собираться горожане, услышавшие об окаменевшей в одном из домов женщине, которую в этот период приходившие и жильцы называли «каменная девка». По разным оценкам, здесь побывали от тысячи до десятков тысяч человек.

Большинство из пришедших считало, что «каменная девка» находится в одной из литер дома № 84, находящейся не на красной линии улицы, а во дворе. В доме на тот момент проживала пивница Клавдия Петровна Болонкина.

Вскоре в месте массового скопления людей были установлены милицейские посты, в том числе конные. Люди рассказывали друг другу, что женщина в доме окаменела или одеревенела после того, как стала танцевать с иконой. Позже милицейские посты были сняты, и уже к 20 января людской поток к дому стал иссякать, как сообщалось на областной партконференции.

24 января по поручению обкома в газете «Волжская коммуна» вышел фельетон «Дикий случай», высмеивающий слухи о «каменной девке».


Что рассказывают о произошедшем в доме различные источники. Прямых свидетельств от лично видевших «каменную девку» нет. Вся информация, подтверждающая существование окаменевшей женщины, исходит от знавших о ней лишь по рассказам третьих лиц и крайне противоречива. Также не найдено и документальных архивных свидетельств.

Кроме того, история обрастала различным подробностями десятилетиями и имеет разные версии. Самая распространённая из них на данный момент повествует о том, что в доме у пивницы Болонкиной на танцы собралась молодёжь. Среди пришедших была девушка Зоя Карнаухова (документально её существование не подтверждено), которой не досталась пара для танцев. Тогда она начала танцевать с иконой Николая Чудотворца, после чего остолбенела и стояла неподвижно в течение 128 дней. Позже на Пасху её удалось «разморозить» священнослужителю, но она осталась после этого случая слабоумной.


Как появилась информация об этой истории и насколько широко она распространилась. Интересные свидетельства одного из ныне покойных соседей Болонкиной, с домом которой была связана история, были записаны самарским журналистом Валерием Ерофеевым, обработавшим впечатляющее количество архивных материалов и опросившим значительное количество свидетелей событий 1956 года. Сосед рассказывал, что на Чкалова сначала пришли две пожилые женщины, где-то услышавшие об окаменевшей женщине. А через несколько дней у дома уже собралась толпа. Имя Зоя, по свидетельствам очевидцев событий, тогда не упоминалось.

Слухи о «стоянии Зои» ещё в советское время далеко за пределы Куйбышева. Возможно, этому могла способствовать книга, в которой осуждались суеверия. В том числе описывался случай на Чкалова. Но могли они разлететься и передаваясь из уст в уста (в частности, через церковные круги) и в рукописном виде.

Новый всплеск интереса поднялся благодаря многочисленным публикациям в местной прессе в перестроечные времена и 1990-е годы. Наиболее последовательно достоверность произошедшего отстаивал редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев, выпустивший книгу «Стояние Зои. Самарское чудо Святителя Николая». Оппонировал ему уже упомянутый Валерий Ерофеев, опубликовавший архивные документы и многочисленные свидетельства очевидцев и современников событий, опровергающие существование Зои.

Последний всплеск интереса к истории случился перед выходом в 2009 году фильма Александра Прошкина «Чудо» с Маковецким и Хабенским в главных ролях, в котором один из вариантов истории о Зое переработан (в фильме она названа Татьяна), а действие перенесено в вымышленный город Гречанск.

Перед выходом фильма историей «стояния» заинтересовался ряд федеральных СМИ, в том числе «Комсомольская правда» , «Московский комсомолец» и «Русский репортёр» . Никто из журналистов, сделавших свои большие материалы, не смог найти доказательств достоверности истории про «стояние Зои». Нужно отметить, что Дмитрий Соколов-Митрич в своей статье в «Русском репортёре» сообщал, что доски на полу в центре комнаты в доме № 84 по Чкалова были подновлены, в отличие от тех, которыми был покрыт пол у стен.


Кому выгодно появление истории о «стоянии Зои». Немецкий историк Ульрике Хун в связала появление истории об окаменевшей девушке с гей-скандалом, случившимся в церковных кругах Куйбышева накануне в декабре 1955 года и имевшим широкий резонанс (было и уголовное дело). По её мнению, «стояние Зои» могло быть придумано для отвлечения от него общественного внимания и повышения авторитета церкви. Кроме того, по сообщению одного из соседей, жительница дома № 84 Болонкина брала за вход в него во время январского скопления народа немалую по тем временам сумму — 10 рублей.


Кому выгодно сокрытие информации о «стоянии Зои». По вполне понятным причинам, партийной номенклатуре Куйбышева было выгодно быстро свести к нулю массовые сборища в центре города и слухи, связанные со сверхъестественной историей, в которой участвовал предмет религиозного культа. Трудно представить, что такое резонансное событие могли обойти вниманием спецслужбы. Но архивы КГБ недоступны для исследователей.


Что сейчас с местом, где в 1956 году происходили события. В мае 2012 года, спустя 3 года после того, как Самарская епархия ходатайствовала об установке памятного знака на месте событий, у дома № 86 по улице Чкалова был открыт памятник Николаю Чудотворцу. 22 мая состоялся крестный ход к дому № 84 с личным участием митрополита Самарского и Сызранского Сергия, который освятил памятник.

12 мая 2014 года дом № 84 по улице Чкалова, с которым связана история «стояния Зои», сгорел. Его заброшенные руины стоят и поныне, но в скором времени на его месте ООО «Время плюс» планирует построить 25-этажный жилой дом на законных основаниях. Чиновникам не пришло в голову внести в список объектов культурного наследия здание, с которым связана одна из самых известных местных легенд. В «Русском репортёре» сообщалось, что к дому ехали паломники из Москвы, Краснодара, Новосибирска, Киева, Мюнхена, Одессы, Минска, Риги, Хельсинки, Владивостока…

Иллюстрации — клейма иконы Святителя Николая Чудотворца, изображающие чудо «стояния Зои», из самарского храма Иоанна Воина (116-й километр).

Дом 84 на ул. Чкаловской

В январе 1956 года в Куйбышеве, на улице Чкаловской, 84, произошли события, впоследствии породившие множество слухов и сплетен. Эти события породили одну из самых известных легенд Самары второй половины ХХ века. Для кого-то эта история про окаменевшую девушку стала чудом, для кого-то - страшилкой, для кого-то - поводом для скепсиса, для кого-то - прекрасной фабулой для киносценария. В 2009 году на основе этой легенды Александром Прошкиным был снят художественный фильм «Чудо».

Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки. За свое богохульство Зоя тут же была наказана: раздался гром, сверкнула молния, и девушка превратилась в живую статую, которая вросла в пол и не могла при этом ни двинуться, ни произнести хотя бы слово.

Что об этом говорят

Вот наиболее расхожая версия, многократно растиражированная отдельными средствами массовой информации. Говорят, в один из тех январских дней в доме № 84 по улице Чкаловской в Куйбышеве молодежь собралась на вечеринку. Выпивали, пели и танцевали парами. Но к одной девушке, которую якобы звали Зоя Карнаухова , в тот вечер по неизвестной причине не пришел ее парень Николай. Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки.

За свое богохульство Зоя тут же была наказана: раздался гром, сверкнула молния, и девушка превратилась в живую статую, которая вросла в пол и не могла при этом ни двинуться, ни произнести хотя бы слово. По городу пронеслась весть о чуде, и на Чкаловской собрались тысячи людей – взглянуть на окаменевшую девушку.

Их пыталась разогнать конная милиция, но из-за многочисленности толпы сделать этого не смогла. Только через 128 дней (время стояния в рассказах варьирует) живую статую якобы вырубили из пола и куда-то увезли – вроде как в спецлечебницу КГБ, где Зою наконец-то привели в чувство. Однако до конца своей жизни она оказалась запертой в этом учреждении, а вся связанная с ней история по решению властей была строго засекречена. Такова легенда, ныне имеющая широкое хождение в СМИ и в интернете.

Какие имеются факты

Материалы, собранные в результате проведенного автором этих строк многолетнего журналистского расследования, показывают, что на самом деле никакого "чуда каменной Зои" в январе 1956 г. в Куйбышеве попросту не было. Но что же здесь случилось? Какие реальные факты есть в этой истории?

Первый факт. Никем и никогда не оспаривалось, что между 14 и 24 января 1956 г. в Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось не виданное до того скопление людей (по оценкам, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек). Все они были привлечены сюда устными сообщениями (слухами) о том, что в указанном доме стоит некая окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках. При этом имя Зоя тогда никем не называлось. Применительно к данной истории оно появилось несколькими десятилетиями позже, где-то в начале 1980-х гг. Фамилия же Карнухова у главной героини возникла и вовсе лишь в 1990-х гг. Каких-либо следов настоящей девушки с таким именем и фамилией никому из исследователей найти пока не удалось ни в реальности, ни в домовых книгах, ни в каких-либо других документах, относящихся к указанному времени.

Только через 128 дней (время стояния в рассказах варьирует) живую статую якобы вырубили из пола и куда-то увезли – вроде как в спецлечебницу КГБ, где Зою наконец-то привели в чувство. До конца своей жизни она оказалась запертой в этом учреждении, а вся история по решению властей была строго засекречена.

Второй факт. В Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (бывший архив обкома КПСС) хранится стенограмма ХIII Куйбышевской областной партийной конференции, прошедшей 20 января 1956 г. Здесь можно прочитать высказывание о «чуде» тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Михаила Ефремова :

В Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось не виданное до того скопление людей. Они были привлечены сюда слухами о том, что в указанном доме стоит окаменевшая девушка, совершившая богохульство, танцуя с иконой в руках.

"Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое явление, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось патрульных – выставили еще и конную милицию. А народ – раз так, все туда… Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор газеты обкома КПСС "Волжская коммуна" – В.Е.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона". Такая статья под заголовком "Дикий случай" действительно была опубликована в "Волжской коммуне" 24 января 1956 г.

Что показывают свидетели

Автору этих строк удалось найти жильцов дома № 84 и соседних с ним домов на улице Чкаловской, которые находились в то время на месте указанных событий. Все они в один голос утверждают, что никакого "чуда каменной Зои" здесь не было. Была лишь громадная толпа, которая стояла у дома примерно 7-10 дней, а потом внезапно растаяла так же быстро, как и возникла.

Вот что рассказывает самарец Владимир Чегуров , который 55 лет назад был не только очевидцем, но и участником этих событий (его рассказ записан автором в 2001 г.):

– В январе 1956 года я жил в квартире № 7 дома № 84 на улице Чкаловской (ныне она уже не существует). Мне тогда было 27 лет. А в квартире № 5 жила Клавдия Болонкина , продавщица пива. Это только так называлась – квартира, а на самом деле так в нашем дворе называли отдельно стоящие домики, которые все относились к номеру 84 по улице Чкаловской. И теперь ее бывший дом все называют "домом каменной Зои".

В Самарском храме есть икона, написанная по мотивам Зоиного стояния. Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним.

У Болонкиной был сын Вадим , карманник, который не раз сидел по тюрьмам. По поводу его очередного освобождения и состоялась та самая вечеринка, о которой теперь все говорят. Однако никакой Зои и тем более "каменной девки" там не было. Все это только сплетни.

Те памятные события начались 17 января 1956 года (по другим данным, 14 января – В.Е.). Вечером я пришел с работы и увидел у ворот Болонкину и еще одну соседку, которые разговаривали с какими-то двумя старухами. Раньше я их никогда не видел. Болонкина мне сказала: "Вот эти старухи пришли ко мне и хотят посмотреть какую-то каменную девушку. А я им говорю, что у меня ничего такого нет". Затем старухи сунулись с тем же вопросом к другим жильцам, но тоже ничего не нашли. С тем и ретировались.

А на другой день, 18 января, у нашего двора вдруг стали собираться люди, которые ходили и приставали к жильцам: "Где же окаменевшая девушка?". Когда об этом стали спрашивать и меня, я им сказал: "Видел в своей жизни немало дураков, но чтобы их сразу столько собралось в одном месте, я и подумать не мог".

Однако любопытные все прибывали и при этом заходили в квартиры. Некоторых жильцы поймали, когда они шарили по карманам висящей в прихожей одежды. Тогда мы перестали открывать любопытным двери. В результате люди стали лезть в окна, а некоторые окна и вовсе разбили. Тогда мы решили, что любопытных не нужно пускать даже во двор.

19 января у дома собралось уже несколько тысяч человек, и все они рвались в наш двор. Все хотели увидеть окаменевшую. Вечером напор толпы стал таким, что упали ворота, закрывающие вход во двор. Тогда мы с Борисом, который жил в квартире № 2, решили закрыть вход. Нашли две длинные доски-шестидесятки, взяли огромные гвозди, подняли сваленные ворота и заколотили их крест-накрест, прибив доски к углам домов. Но люди всего равно проникали во двор с другой стороны. Тогда Болонкина стала требовать от всех любопытных по 10 рублей с человека за осмотр ее квартиры. А тогда это были хорошие деньги. Пообедать, например, можно было за 1-2 рубля, пиво же стоило 28 копеек за кружку.

19 января у дома собралось уже несколько тысяч человек, и все они рвались в наш двор. Вечером напор толпы стал таким, что упали ворота, закрывающие вход во двор. Мы нашли две длинные доски-шестидесятки, взяли огромные гвозди, подняли сваленные ворота и заколотили их крест-накрест, прибив доски к углам домов. Но люди всего равно проникали во двор с другой стороны.

Доходило до того, что на заводах и в других организациях собирались целые комиссии, в которые входили и члены партии, и профсоюзные деятели, и передовики производства, порой до 20 человек. Все они просили позволить им осмотреть не только дом Болонкиной, но и другие квартиры во дворе. Приходили и ко мне и при этом говорили, что, мол, официальная делегация. Я видел, что это люди вроде бы приличные, и пускал их в дом посмотреть. Но ни у Болонкиной, ни у меня, ни у других жильцов они так ничего и не нашли.

Столпотворение около нашего дома закончилось как-то само собой. Через неделю толпа вдруг исчезла. Восстановилось и движение транспорта по улицам Чкаловской и Арцыбушевской. Вокруг дома остались только гладко утоптанный снег, побитые стекла, сломанные ворота да ободранные стены. При этом у многих жильцов украли разные вещи на сувениры, в основном мелкие, но у кого-то пропали и предметы одежды и обуви – шапки, варежки, ботинки и даже пальто. В этом доме я жил до 1966 г., а потом мы переехали на другую квартиру.

Печально, что интерес к событиям 55-летней давности и раньше, и сейчас проявлял и проявляет кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

Правда и домыслы

В последние годы вокруг этого "чуда" появилось множество "вторичных" свидетелей, то есть таких людей, которые сами при тех событиях не присутствовали, но слышали о них много такого, чего на самом деле никогда не происходило и до сих пор ничем не подтверждается. Именно их фантазии сейчас, в основном, и печатает "желтая пресса", хотя ничего общего с реальными событиями эти домыслы не имеют.

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место.

Почему у дома № 84 на улице Чкаловской появилась описанная выше толпа, никто точно не мог сказать тогда, как не может и сейчас. Есть версия, высказанная специалистами, что здесь произошел редкий, но не раз описанный в литературе социально-психологический феномен под названием "массовый психоз". Так называется явление, когда брошенная в толпу случайная фраза или даже одно слово при определенной ситуации и настрое людей может спровоцировать массовые волнения, беспорядки и даже галлюцинации.

К безусловным вымыслам в этой истории можно отнести, например, постоянно встречающиеся в СМИ рассказы о врачах "скорой помощи", которые якобы пытались оживить Зою на месте или сделать ей уколы, а также о милиционерах, будто бы побывавших в легендарной комнате и оттого вмиг поседевших. В том же ряду стоят и легенды о некоем святом старце, который в те дни вроде бы приезжал в Куйбышев из дальней обители и каким-то образом общался с "окаменевшей отроковицей". На самом деле никто так и не нашел никаких реальных доказательств существования всех перечисленных выше людей. Все рассказы о них – это только сплетни.

Очень печально, что интерес к событиям 55-летней давности и раньше, и сейчас проявлял и проявляет кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

Девушка из Куйбышева (ныне Самара) разозлилась на жениха и пустилась в пляс с иконой. После чего… застыла, как глыба льда, на месте и простояла так 128 дней. Рассказы об этом Божьем возмездии передаются из уст в уста уже сорок лет.

Четырнадцатого января 1956 года в день старого Нового года молоденькая работница завода Зоя решила устроить вечеринку. Молодежь разделилась на пары и принялась танцевать. А сама Зоя сидела в печальном одиночестве, дожидаясь жениха Николая. Тут взгляд ее упал на божницу, и она, с досады схватив икону святителя Николая Чудотворца, крикнула друзьям: «Раз мой Николай не пришел - возьму этого Николая».

На увещевания подруг не делать греха она ответила: «Если есть Бог, пусть он меня накажет». И стала отплясывать с иконой в руках. Вдруг в комнате раздался невообразимый шум, вихрь, засверкали молнии… Все в ужасе бросились вон. А когда опомнились - увидели застывшую посредине комнаты Зою - холодную, как мрамор, окаменевшую.

Видео: Стояние Зои — Окаменевшая девушка

Прибывшие медики пытались сделать ей укол от столбняка, но иглы не смогли проткнуть кожу - гнулись и ломались. Сама Зоя, однако, была жива: билось сердце, прощупывался пульс. Вернувшаяся мать Зои от увиденного потеряла сознание и едва не лишилась рассудка. Узнав о происшедшем, толпы людей стали собираться возле злополучного дома, так что власти выставили у дверей милицейский кордон.

Часто в рассказах о Зое фигурирует иеромонах Серафим из Глинской пустыни, который, приехав под Рождество, отслужил возле девушки молебен и освятил комнату. После чего смог взять из ее рук икону и предсказал день, когда ей даруется прощение.
Народная молва утверждает, что, простояв 128 дней, Зоя очнулась, мышцы ее размягчились, ее уложили в кровать. После чего она покаялась, призвала всех к покаянию и мирно отошла ко Господу.

ПАНИКА В ОБКОМЕ

Из стенограммы 13-й Куйбышевской областной конференции от 20 января 1956 года. На вопросы делегатов отвечает первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС товарищ Ефремов:

«Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов, явление. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ потому, что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции… выставили конную милицию. А народ - раз так, все туда…

Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор областной партийной газеты «Волжская коммуна». - Ред.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона».

Скандалу в обкоме было от чего разразиться. Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и области, что в церкви потянулись толпы народу. Для отправления обряда крещения у священников не хватало нательных крестиков…

Видео: Великое чудо – Стояние Зои в 1956 Самара

СОСЕДИ: НИКОЛАИ СТАЛ РЕЦИДИВИСТОМ

Как выяснилось, в доме на Чкаловской, 84 в 1956 году жили вовсе не Зоя с матерью, а жених ее Николай и мать его Клавдия Петровна Болонки-на. После тех событий, как рассказывают знакомые Клавдии Петровны, она стала замкнутой. Через несколько лет переехала в Жигулевск, где и скончалась 20 лет назад.

Юный Николай сильно запил и пошел по скользкой дорожке. Несколько раз сидел в тюрьме, однажды бежал, и на него в том самом доме милиция устраивала засаду. В конце концов Николая как неисправимого алкоголика и рецидивиста выслали в сельскую местность, где он вскоре и умер.

КГБ: ЭТО БЫЛ СЛУХ

С помощью пресс-центра областного управления ФСБ удалось найти очевидца тех событий из КГБ.

Рассказывает Михаил Егорович Баканов:

«В то время я был старшим уполномоченным КГБ. Начальство послало меня разобраться в тот самый дом на Чкаловской. Там я увидел хитрецов, которые за червонец обещали провести желающих в дом и показать окаменевшую деву. Да им никто и не препятствовал войти. Я сам проводил в дом несколько групп любопытствующих, которые подтверждали, что ничего не видели. Но люди не расходились. И продолжалось это безобразие неделю. Уже не помню, разговаривал я с самой Зоей или нет. Столько лет прошло».

Другой очевидец, работник самарской «Инспекции труда» Валерий Борисович Котляров, считает все это выдумкой «церковников»: «Я тогда был мальчишкой. Нас, пацанов, в дом не пускали. А взрослых милиция заводила по 10 человек. Выйдя, они говорили: «Там никого нет». Но народ не расходился… Видел, как проезжал по улице грузовик с трубами и при развороте грузом покалечил несколько человек. А богомольцы судачили: «Это Божья кара…»

ЦЕРКОВЬ: СВЯЩЕННИКА К ЗОЕ НЕ ПУСТИЛИ

Воспоминаниями делится староста Вознесенского собора Андрей Андреевич Савин:

«Был я в то время секретарем епархиального управления. Звонит нашему епископу Иерохиму уполномоченный по делам религии Алексеев и говорит: «Надо в храме с амвона объявить народу, что на Чкаловской ничего не произошло». В ответ епископ попросил пропустить в дом настоятеля Покровского собора, чтобы он убедился во всем сам. Уполномоченный сказал: «Я перезвоню через два часа». А позвонил только через два дня и сообщил, что в наших услугах не нуждается. Так что из священнослужителей туда никого не пустили. Разговоры о том, что Зою посетил иеромонах Серафим, - неправда…

А толпе показывали маленькую пустую комнату и говорили: «Вот видите, там никого нет». Люди просили показать большую комнату. «Да у них там вещи свалены, нечего смотреть», - уверяли представители власти. В эти дни в городских трамваях трудились бригады комсомольцев, которые убеждали людей в том, что они были в доме и никакой застывшей девушки не видели».

БОГОМОЛКИ: МИЛИЦИОНЕР ПОСЕДЕЛ ОТ СТРАХА

Многим верующим в Самаре известна пенсионерка А. И. Федотова.

«В те дни возле дома Зои я была дважды, - рассказывает Анна Ивановна, - приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них - совсем молоденький - вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: «Скажите, правда, что Зоя стоит?» Он ответил: «Ты спрашиваешь в точности, как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама…» Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: «Видишь?! Это вернее слов… Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом… Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!»

ВРАЧИ: «ИГЛЫ ЛОМАЛИСЬ»

Отыскался и человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников:

«Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «Скорой помощи». В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось.

Все были потрясены ее рассказом… Анна Павловна Калашникова проработала на «Скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый зимний день рассказала о случившемся».

РОДСТВЕННИКИ: «ЗОЯ ЖИВА?»

В 1989 году в газете «Волжский комсомолец» вышла статья журналиста Антона Жоголева под названием «Чудо о Зое». Вскоре к Антону пришел пожилой мужчина, утверждавший, что в конце 50-х годов работал в цехе зеркал, расположенном напротив дома на Чкаловской. И его товарищи по работе первыми прибежали на крики молодежи о помощи еще до милицейского наряда. По их рассказам - бледное, как свеча, лицо застывшей отроковицы казалось жутким…

А потом Жоголеву позвонила… родственница окаменевшей Зои и сообщила, что… Зоя до сих пор жива. Много лет пролежала в психушке. Потом ее забрали родственники в Кинель, где она и живет под их присмотром. Очень боится вспоминать те жуткие дни. Да и родня до нее никого не допускает - чтобы не волновать.

«Я тут же отправился в Кинель, - рассказывает Жоголев. - Но родственники встретили меня враждебно. Они подтвердили, что их подопечная в 1956 году попала в психушку, но всякую причастность к самарскому чуду отрицали и выставили меня за дверь.

Так я до сих пор и не знаю: та ли это Зоя и насколько правдива сама история…» - недоуменно заключил Антон Евгеньевич.

Что ж, многоточие в истории о самарском чуде поставим и мы. Ведь любое чудо зиждется скорее на вере, нежели на доказательствах.

Фильм: Стояние Зои

24 января 1956 года одно из местных изданий города Куйбышев (сегодня Самара) опубликовало статью под названием «Дикий случай». В ней партийным руководством было приведено достаточно доказательств, опровергающих ходившую по городу «страшилку» об окаменевшей Зое.

Красивая и страшная легенда

Есть две версии произошедшего:

  • Великое, религиозное чудо, повергшее девушку в каменное изваяние.
  • Выдумки хозяйки про чудо, ради привлечения внимания.

По легенде, на улице Чкалова, в доме 84, проживала простая девушка - Зоя Карнаухова. Прежде чем остолбенеть, героиня истории решила устроить у себя вечеринку в честь Нового года. Были приглашено несколько городских знакомых, в том числе и жених молодой особы по имени Николай. Гости уже собрались, но парень опаздывал.

Судьба распорядилась так, что встретить своего возлюбленного ей не удалось. Схватив икону Николая Чудотворца , Зоя принялась танцевать с ней в обнимку. Видимо, таким образом, она представляла своего суженного рядом. Образ принадлежал, по слухам, матери девушки, исповедовавшей православие. Собравшиеся подруги уговаривали развеселившуюся Карнаухову прекратить богохульство. Но разгорячённая особа продолжала пляску с иконой, весело приговаривая, что если Господь существует, он накажет её.

В этот самый миг за окном ударила молния, а Зоя оцепенела, превратившись в каменный постамент. Её тело было твёрдым, лишь где-то в глубине еле-еле билось сердце. Собравшиеся пытались помочь окаменевшей комсомолке, но не смогли даже подвинуть её. Прибывшие милиция и медики только разводили руками и не понимали, что могло случиться. Долгое время Зоя как будто замерла, не подавая явных признаков жизни. Говорили, что по ночам она что-то невнятно кричала, просила помолиться за всех грешных.

Время шло, дом был оцеплен милицией. Зеваки то и дело наведывались сюда, чтобы поглазеть на окаменевшую, застывшую Зою. К девушке долго никого не подпускали. Но на пороге появился местный церковнослужитель Тяпочкин Серафим. Он упросил пустить его к стоящей мученице. После молитв ему удалось забрать икону из рук Зои. Иеромонах уверил, что она придёт в себя на Пасху. Его словам суждено было исполниться. Простояв, как камень ровно 128 дней, девочка вдруг ожила. Закончилось все плохо. Прожила она после этого всего три дня.

Еще один рассказ о Зое

Более реальная, совсем не мистическая, но похожая версия рассказывает о том, что владелицей того злополучного дома была гражданка Клавдия Болонкина, проживающая с сыном. На новогоднее празднество она собрала гостей, в числе которых была и Зоя. Незадолго до этого девушка завела роман с молодым человеком Николаем, проходившим в городе практику. Как и гласит первый вариант, парень сильно опаздывал.

Неизвестно кто из гостей, может, и сама Карнаухова, схватила икону Николая Угодника и пустились в плясовую. Все это увидела в окно с улицы проходящая монахиня. Именно она и крикнула слова проклятья: «За грех обернёшься столбом соляным». Конечно, ничего не произошло, но Болонкина начала распускать слухи о застылой грешнице. Причины такого поведения женщины могут крыться в желании привлечь внимание к собственной персоне.

Разделение общественного мнения

Существовала ли каменная Зоя, правда или миф лежит в основе того, что с ней случилось, достоверно уже никто не расскажет. Но многие в области подтверждали факт окаменения девушки после греховного поведения . Настоятель храма Казанской Богоматери в селе Нероновка (недалеко от Куйбышева) рассказывал, что историю об этом феномене поведал ему родной отец.

По его версии, мистические события случились в 1956 году, в январе. Зоя Карнаухова была работницей трубной фабрики. Её мать, религиозная дама, не разрешала дочери устраивать весёлые вечеринки в рождественский пост. Но девушка ослушалась. Далее, вся история повторяет знакомый сценарий об окаменелой девушке.

Жители Куйбышева по-разному приняли новость о таком чуде. Занимавший тогда должность I секретаря местного КПСС товарищ Ефремов прямо заявил общественности, что чудо было, но только с той старушкой, которая проходила мимо и кинула проклятье. Не забыл он упомянуть и о позоре для коммунистической партии от этих событий.

Затем его речь стала более откровенной и жёсткой. Он утверждал, что не только Зоино стояние - это выдумки, но даже танцев никаких не было, а посты милиции давно сняты, так как нет в доме ничего интересного и требующего расследований. Живет там одна старуха и нет никого больше. Ефремов призвал всех не верить в вымысел и религиозные рассказы, которые можно поместить только в фельетон.

Интересно, что через несколько лет были проведены исследования в архивах Куйбышева. Упоминания о стоянии Зои, фотографии 1956 г . или биография монаха Серафима, найдены не были. Но в доме 84 по улице Чкалова действительно проживала некая Клавдия Болонкина. О ней ходили слухи, как о женщине, посвятившей свою жизнь церкви. Якобы именно эта особа объявила себя окаменевшей девой.

Воплощение истории на экране

О легенде долгое время не вспоминали, убрав в дальний ящик все свидетельства. Но в начале XXI века было решено впервые экранизировать эту историю. Загадочные, мистические события, произошедшие когда-то в Самарской области , снова привлекали к себе внимание:

  • 2000 год. Первый документальная лента «Стояние Зои». Её длительность была всего 20 минут.
  • 2009 год. Полнометражная художественная кинолента «Чудо» от Александра Прошкина.
  • 2015 год. Телевизионный фильм «Зоя» по одноимённой пьесе Александра Игнашева.
  • 2015 год. Вышла в свет повесть протоиерея Николая Агафонова об участи Зои - «Стояние».

Сейчас дома под номером 84 по улице Чкалова нет, он сгорел 12 мая 2014 года. Но странная и пугающая история об окаменевшей девушке с иконой Николая Чудотворца ходит среди православных христиан по сей день.

Стояние Зои





По материалам книги «Никола Милостивый. Чудеса святителя Николая в наши дни». Издание осуществлено по благословению епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила

«Зоино стояние»

В 1956 году, когда у власти был Н. С. Хрущев, случилось то, что потрясло весь православный мир, - знаменитое "Зоино стояние". Напомним вкратце об этом чуде, происшедшем в Самаре (тогда Куйбышеве).

Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала; только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла с божницы икону святителя Николая и сказала: "Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой". На увещевания подруги не делать этого она дерзко ответила: "Если Бог есть, пусть Он меня накажет!" С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, и все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой святителя - окаменевшая, холодная, как мрамор.

Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия, но не могли привести ее в чувство.

Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть "Зоино стояние". Но спустя какое-то время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.

Дежурившие на посту у того дома по ночам слышали, как Зоя кричала: "Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!" Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменение тканей (не могли даже сделать укол: иглы ломались). Приглашенные священники после чтения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Серафим (Тяпочкин, тогда еще отец Димитрий), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону* и сказал: "Теперь надо ждать знамения в Великий день**".

Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: "Ну что, устала стоять?" Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили. Все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам святитель Николай.

Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: "Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!" С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.

Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?

Голуби, голуби меня кормили, - отвечала Зоя.

Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи.

Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить - для просящих даже не хватало крестов.

Когда, спустя годы, архимандриту Серафиму (Тяпочкину) задавали вопросы о его встрече с Зоей, он всегда уклонялся от ответа. Вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии: "Я спросил отца Серафима: "Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?" Он смиренно опустил голову. И по его молчанию я понял: он".

Батюшка скрывал это по своему смирению. Да и власти могли вновь начать на него гонения из-за большого притока паломников, желавших приложиться к чудотворной иконе святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил отец Серафим. Со временем власти потребовали убрать икону, скрыть от народа, и она была перенесена в алтарь.

Недавно этим случаем вновь заинтересовалась массовая печать. Приводим выдержки из публикации в "Комсомольской правде":

«Многим верующим в Самаре известна пенсионерка Анна Ивановна Федотова.
"В те дни возле дома Зои я была дважды, - рассказывает Анна Ивановна, - приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них - совсем молоденький - вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: "Скажите, правда, что Зоя стоит?" Он ответил: "Ты спрашиваешь, в точности как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама..." Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: "Видишь?! Это вернее слов. Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом. Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!"

Совсем недавно отыскался человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников:
"Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом "скорой помощи". В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: "Вы тут спите, а город уже давно на ногах!" И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на "скорой" врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый день нового года рассказала о случившемся"»***.

Валентина Николаевна М. (г. Белгород) вспоминает: "Я приехала к отцу Серафиму. Остановилась переночевать в доме Марии Романовны, где собралось много приезжих. Спать было тесно, в комнате душно. Два молодых человека поднялись и вышли во двор на свежий воздух, вслед за ними - и я. Разговорились. Оказалось, что они из Куйбышева и учатся в духовной семинарии. Я стала расспрашивать их о "Зоином стоянии". Когда это произошло, они были ребятишками. Именно это чудо и привело их к вере в Бога. Теперь они приезжают к отцу Серафиму, став его духовными чадами. Они утверждали, что именно отец Серафим взял икону из рук Зои.

После службы староста храма матушка Екатерина Лучина (в постриге монахиня Серафима) спрашивает: "А ты приложилась к чудотворной иконе святителя Николая?" Я ей отвечаю: "Да". Она не отстает: "К какой?" Я указываю на большую икону святителя Николая - у стены. Она говорит: "Нужно приложиться к той, что на аналое. Ее наш батюшка взял у Зои. Только никому не рассказывай, а то нам запретили об этом говорить. Батюшку могут вновь арестовать".

Духовные чада старца свидетельствовали, что из Куйбышева приезжала верующая женщина и, увидев отца Серафима, узнала в нем того священника, который взял из рук Зои икону святителя Николая. И, видимо, не случайно по благословению отца Серафима в ракитненском**** храме у иконы святителя Николая Чудотворца и у Распятия Спасителя (у Голгофы) вот уже тридцать пять лет горят неугасимые лампады.

Елизавета Константиновна Фофанова, духовная дочь старца, однажды спросила отца Серафима: "Батюшка, это вы взяли икону у Зои?" Он ей ответил: "Зачем вам это знать? Не спрашивайте меня больше об этом".

Близкая духовная дочь спросила отца Серафима: "Батюшка, это вы были в Куйбышеве и взяли икону из рук Зои, сотворив чудо?" Старец ответил: "Деточка моя, чудеса творит Бог, а мы, недостойные, по молитвам нашим получаем".

Из воспоминаний Александры Ивановны А.: "На пятой неделе Великого поста 1982 года я приехала в Ракитное. Я дерзнула спросить: "Батюшка, а где икона святителя Николая, которую вы взяли у Зои?" Он строго на меня посмотрел. Наступило молчание. Почему я вспомнила именно об иконе? В Куйбышеве жили мои родственники - на той самой улице, что и Зоя. Когда все это произошло, мне было четырнадцать лет. Чтобы народ не собирался возле дома, по вечерам отключали освещение. Крики Зои приводили всех в ужас. Молодой милиционер, стоявший на посту, от всего этого поседел. Мои родственники, будучи очевидцами происходящего, стали верующими и начали посещать храм. Чудо "Зоиного стояния" и все, случившееся с ней, глубоко запечатлелось в моем сознании.

Вот что рассказала Клавдия Георгиевна Петруненкова из Санкт-Петербурга - духовная дочь митрополита Николая (Ярушевича).

"Когда произошло "Зоино стояние", я спросила Владыку, был ли он в Куйбышеве и видел ли он Зою. Владыка ответил: "Я был там, молился, но икону у Зои не взял, - не время еще было. А взял икону отец Серафим (тогда еще отец Димитрий)".

Незадолго до кончины отца Серафима я была в Ракитном. В храме, на горнем месте, справа от престола я видела икону святителя Николая в окладе. Во время беседы с отцом Серафимом в его келье я спросила: "Батюшка, у вас в алтаре икона святителя Николая - та, которая была у Зои?" "Да", - ответил он. О Зое мы больше не говорили".

О куйбышевских событиях рассказывает протоиерей Андрей Андреевич Савин, бывший в то время секретарем Самарского епархиального управления: "При епископе Иерониме это было. Утром я увидел группу людей, стоящую возле того дома. А уже к вечеру толпа доходила до тысячи человек. Были выставлены патрули. Но людей сначала не трогали - видимо, сказывалось первое замешательство. Это уже позднее начали всех разгонять. Предлог обычный: "Нарушаете покой жителей, движение автотранспорта". Но толпа все равно росла как на дрожжах. Многие приезжали даже из окрестных сел.

Дом 86 на улице Чкаловской в Самаре, где в 1956 году стояла с иконой Николая Чудотворца окаменевшая Зоя.

Те дни были очень напряженными. Народ, естественно, ждал от нас разъяснений, но ни один священник и близко к тому дому не подходил. Боялись. Тогда мы все ходили по "тонкой жердочке". Священники были "на регистрации" - их утверждал и смещал уполномоченный по делам религий - от исполкома. В любой момент каждый мог остаться без работы и средств к существованию. А тут такой прекрасный повод свести с нами счеты!

Вскоре среди верующих прошел шепоток, что Зоя прощена и в день Святой Пасхи воскреснет. Люди ждали, надеялись. А по городу уже вовсю расхаживали отряды комсомольцев. Бойко "разоблачали", уверяя, что были в доме и ничего не видели. Это все только подлило масла в огонь, так что и те, кто действительно не верил в чудо, под конец усомнились: "Наверное, все же народная молва права, хоть и не во всем; и в доме на Чкаловской улице все-таки произошло нечто удивительное - не сомневаюсь!""*****

Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий как бы подытоживает различные суждения о случившемся: "Свидетелями этого чуда были многие люди. Я узнал об этом в 1957 году во время учебы в семинарии. Сомнений не было никаких: это величайшее чудо! В то время, когда вера подвергалась гонению и поруганию от безбожных властителей, этот случай чудесного проявления силы Божией стал сенсацией. И не только для жителей Самары.

Чудо с Зоей стало уроком многим. Ведь относиться к святыне нужно с благоговением. Это урок и безбожникам: ты можешь не верить, но святыню не тронь, иначе последует наказание! Если бы неверующая Зоя не прикасалась к святой иконе, ничего ведь не произошло бы.

Подобных чудес совершалось немало: когда нечестивцы касались святыни, они поражались. Аффоний в Иерусалиме при погребении Богородицы хотел опрокинуть Ее гроб, и на виду у всех Ангел Господень отсек ему руки. Известны случаи, когда человек сбрасывал на землю колокол и вместе с колоколом сам летел вниз.

Да, в те времена у людей была большая потребность в чуде. Но чудеса являются, когда они нужны для народа, когда Господь определит"******.

После взятия иконы у Зои отца Димитрия (Тяпочкина) оклеветали и сфабриковали на него новое дело, а Владыку Иеронима освободили от управления Куйбышевской епархией. Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50-е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева). "Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет.

Отец настоятель ответил: "Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел". Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо.
Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как "обман попов".
Вскоре после этого случая о. Серафиму дали три года".

Ему запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и после отбытия срока направили служить в отдаленное село Днепропетровской епархии, а затем перевели в село Михайловское.

По материалам книги
"Белгородский старец
архимандрит Серафим (Тяпочкин)",
(Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1998)

* По другим сведениям, икону из рук Зои взял другой священнослужитель.
** Великий день (укр.) – Пасха.
*** Комсомольская правда. 1997. 12 сентября.
**** В Никольском храме с. Ракитное Белгородской области отец Серафим служил с 1961 г. До конца жизни.
***** Волжский комсомолец. 1990. 2 сентября.
****** Благовест. Самарская христианская газета. 1992. №1. С.7; №3. С.5.

Впервые рассказ о "стоянии Зои" был напечатан в книге Владимира Губанова "Православные чудеса в XX веке", Москва, "Трим", 1993 год

Документальный фильм «Стояние Зои»
Часть 1:

Дополнительно:
Фотографии уникального артефакта. Листы 1956г. с записями, сделанными неким неизвестным человеком тогда же о "чуде стояния Зои в Куйбышеве в 1956г. с иконой св.Николая Угодника в руках". В настоящее время хранятся в церковно-археологическом кабинете Тульской Духовной семинарии.

Телепередача «Дело Темное» с Вениамином Смеховым.
Расследование «Каменная Зоя: правда или миф?»
Часть 1:

В Самаре в маленьком уютном храме во имя Иоанна-воина появилась большая житийная икона Николая Чудотворца. Икона эта необычная. По краям ее расположены клейма, рассказывающие о чудесах Святителя. Весь нижний ряд посвящен чуду, известном в православном мире как «Стояние Зои», которое произошло в Куйбышеве (Самаре) в 1956 году. Посмотреть на эту икону и приложиться к ней приезжают издалека. Подобной иконы больше нигде нет. Икона эта побуждает к покаянию.

Икона св. Николая с клеймами (дополнительными изображениями),
рассказывающими о "Стоянии Зои"

Клейма:

Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним.


Зоя прирастает к полу и каменеет.


Товарищи вызывают милицию и скорую,
но врачи не могут помочь.


Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен,
извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место.


Зоя испытывает страшные мучения, кается и приходит к вере.


К Зое является сам Николай Чудотворец и освобождает ее.

Фильм «Чудо» (2009 г.)

Баннер сайта: ВСЁ О НИКОЛАЕ ЧУДОТВОРЦЕ



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...