Виды народных ремесел и художественных промыслов. Самые известные народные промыслы в россии

Немало было на Руси искусных ремесленников. Все, что создавалось в то время, делалось исключительно своими руками. Ни о каких роботах, естественно, люди не знали, даже представить такое не могли. Но, тем не менее, некоторая техника облегчающая труд у них имелась. У древних людей были различные ремесла, к 12 веку их насчитывалось около 60 видов. Древнерусские ремесла делились на женские и мужские. Женское ремесло на Руси носило художественный характер. Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками. Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами. С развитием феодального строя все больше ремесленников попадали в зависимость от феодалов. Какую технику использовали древнерусские ремесленники, целиком и полностью зависело от вида производства. Да, немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров превосходных, но ведь создание орудий, помогающих в деле, тоже своего рода ремесло.

Ремесла древних славян.Техника, которую использовали ремесленники древней Руси.

Как уже упоминалось выше, ремесла делились на женские и мужчины. Женщины ни в чем не уступали мужчинам ремесленникам, они добросовестно и с любовью работали над каждой вещью. Больше всего процветало женское ремесло в монастырях. Но еще до крещения Руси, когда было язычество, ремеслу в жизни людей тоже находилось место.

Между прочим...

Почти все художественное ремесло принадлежало женщинам, за исключением ювелирного дела, этим, в большей степени, занимались мужчины.

Женское ремесло на Руси.

Мужское ремесло в Древней Руси.

    Ювелирное дело. Самым популярным ювелирным изделием в Древней Руси были колты, а попросту височные кольца. Чаще всего эти кольца были полыми, изготовленными из золота или серебра. Для изготовления височных колец ювелирной техникой, известной древним ремесленникам, была техника, называемая зернью. Она заключалась в том, что готовые колты украшались маленькими металлическими шариками. Так же в ювелирном деле использовалась скань. Это тонкая, как волосок, проволока из золота или серебра, которая скручивалась в жгут, из которой получались ажурные узоры. В наше время на раскопках были найдены великолепные колты, украшенные жемчугом и разноцветными рисунками. Для подобных узоров использовалась техника перегородчатой эмали. Данная техника, к сожалению, в 21 веке забыта. Это тончайшая работа, занимающая много времени. На изделие мастер напаивал тонкие металлические перегородки, тем самым формируя рисунок. Затем отдельные части этого узора заполнялись разноцветным порошком, который при нагревании с помощью высоких температур, превращался в стекловидную массу. Эта масса и есть эмаль. Изделия, выполненные по технике перегородчатой эмали, были очень дорогими и принадлежали высшим слоям общества. Еще одной излюбленной ювелирной техникой славян являлось чернение, которое использовали для украшения браслетов. Чернь – это сплав из олова, меди, серебра и других составляющих, ее наносили на изделие, как основу для будущего рисунка. В качестве узора чаще всего использовали языческую тематику и символы.

  1. Кузнечное дело. Кузнечное ремесло на Руси являлось самым популярным делом, кузнецы очень ценились, ведь они производили большинство полезных и незаменимых предметов. Благодаря этому ремеслу создавались различные орудия труда для работы на поле, оружия и доспехи для воинов, различные предметы быта. Самым старым способом обработки металла являлась ковка. Ковка – это обработка металла, с помощью нагревания его до высоких температур. Для каждого вида металла необходима своя температура. После нагревания изделие помещалось на наковальню и доводилось до нужной формы с помощью молота. Когда была достигнута поставленная цель, изделие опускали в воду, для затвердевания металла. Так же древние кузнецы занимались литьем, металл нагревался до жидкого состояния и отливался в нужные формы. Температура плавления, как и температура раскаливания, для каждого металла своя. Для изготовления оружий производилось сначала литье, затем ковкой доводили его до нужного состояния и, если требовалось, затачивали. В кузнечном деле использовались различные инструменты, такие как молот, наковальня, кувалда, горн, зубила и клещи. Молот – это орудие, которое использовалось при ковке, с помощью его правились изделия. Молоты, чаще всего, выполнялись из чугуна, по форме и принципу действия напоминали современный молоток. Кувалда – это инструмент для нанесения очень сильных ударов, которая еще больше напоминает современный молоток. Кувалда имеет длинную деревянную рукоять и тяжелый металлический наконечник. Для плавления металлов использовался горн, большая печь, ширина которой больше высоты. Так же не обойтись кузнецу без наковальни, главного опорного кузнечного инструмента, на котором производилась ковка. Для удерживания раскаленного металла использовались кузнечные клещи, а для его обработки – прочный металлический стержень, называемый зубило.
  2. Скорняжное дело. Скорняки занимались выделкой и обработкой шкур животных. Пушнина и изделия из кожи использовались в создании одежды, так же этот товар был одним из самых главных в торговле. Сначала на мясную сторону шкуры наносили овсяный состав и оставляли на несколько дней для размягчения. Затем с помощью специального ножа, размякшее мясо счищалось, и шкура обрабатывалась измельченным мелом для удаления влаги. Далее шкура выбивалась и вытягивалась, после чего ее можно было использовать для изготовления изделий.

  3. Гончарное дело. Гончарное ремесло на Руси, наряду с другими ремеслами, являлось весьма важным и прибыльным делом. Изначально этим видом деятельности занимались исключительно женщины. Для производства посуды и предметов быта использовалась глина, которая смешивалась с песком, ракушками, кварцем. После чего из получившейся глиняной массы, вручную, лепили сосуды различных размеров. Позже гончарное дело перешло и в руки мужчин. В конце 9 века появилось важное орудие для производства посуды – гончарный круг. Как правило, гончарный круг был деревянным, который крепился к специальной скамье. Скамья имела отверстие с осью, благодаря чему круг вращался. Одной рукой гончар вращал круг с глиняной массой, а другой формировал из нее посуду. Из глины изготавливали не только посуду, но и первые игрушки, которые несли свой символический смысл. Различные свистки и колокольчики, которые отгоняли злых духов, детские игрушки, предметы интерьера, чаще всего были выполнены в виде птиц и зверей

Здесь рассмотрены основные, ремесла восточных славян. На самом деле, их гораздо больше. Часто отдельные виды ремесел проистекали из уже существующих. Все что мы видим и чем пользуемся в 21 веке, все это пришло к нам от древних людей. Многие предметы, найденные на раскопках, выставляются в музеях нашей страны. А ювелирные изделия поражают своей красотой и дороговизной. Да, немало было на Руси искусных ремесленников. ЕГЭ по истории очень часто включает в себя вопросы о ремесле древних славян, что только доказывает искусность русских мастеров, поэтому людям интересующимся историей это необходимо знать. Но не только будущим историкам важны такие знания, они так же важны любому человеку уважающему труд своих предков. Ведь их труд – это наше настоящее и будущее.

Рабочие программы, разработанные педагогами

Материалы для внеурочной деятельности

Начальное общее образование

Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. ОРКСЭ (4)

ОРКСЭ, ОДНК

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Праздники, традиции и ремесла народов России» в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. и авторской программы Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремесла народов России».

Курс «Праздники, традиции и ремесла народов России» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления. ФГОС второго поколения формулируют основную педагогическую цель-воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В словесном портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение, выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Цель: создание наиболее благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев российского народа.

Задачи:

  • ознакомление обучающихся с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами;
  • обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;
  • формирование активной жизненной и гражданской позиции;
  • воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.
  • формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
  • развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
  • формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.

Ценностные ориентиры:

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы к применению полученных знаний на практике, развитию его эмоциональной сферы.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Основные направления реализации программы:

  • организация и проведение занятий, направленных на привитие чувства патриотизма;
  • организация и проведение занятий, направленных на развитие эстетического вкуса, развитие творческих способностей детей;
  • проведение мероприятий, направленных на выработку толерантности к окружающим людям;
  • проведений виртуальных экскурсий, используя интернет.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые - первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии - всё это являют нам творения народных умельцев.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.

Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства - творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции - святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель - «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.

3. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Всего - 138 ч.

1 класс - 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели),

2-4 классы - 105 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются:

Личностные результаты :

  • принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
  • формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
  • формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

В результате обучения формируются

  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • принимать и сохранять задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • основам смыслового восприятия художественных текстов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Предметные результаты:

  • формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
  • овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Особенности содержания.

  • личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
  • природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
  • педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
  • культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан - у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь - источники жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни - крестьянская обувь.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки - у бояр.

Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

Русская изба (клеть, сени - холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки.

Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» - от глагола «молоть» (зерно). Пироги. Мёд. Пиво.

Взвары. Пастилы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Учёба. Школа

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница - футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.

Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.

Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами.

Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.

Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.

Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин).

Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги.

Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией.

Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.

Камины. Изразцовые печи.

Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети.

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели - летом.

Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.

Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.

Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства.

Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря.

Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских - обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.

Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

Русские народные праздники

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.
Будни и праздники на Руси

Праздники - время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.

Сочетание языческих и христианских праздников.

Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.

Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.

Святки - весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые - древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка - символ «райского дерева».

Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.

Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.

Масленица - весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года - зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица - особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.

Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры.

Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

Великий пост - время строгого воздержания, молитвы, покаяния.

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба - символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).

Пасха - главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба - Ѓртоса.

Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка - закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Егорьев день - 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день - именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.

Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек.

Иван Купала - главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья - праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.

День Петра и Павла - 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост.

Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.

Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда - лето, после обеда - осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после - запасается».

У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун - громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун - Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк - громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

Покров Богородицы (14 октября) - первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

Русские народные промыслы

Керамика Гжели

Гжель - название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель - основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.

Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели - это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Хохлома и Жостово

Хохлома - художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда - «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.

Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел - расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы - садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Павловопосадские шали

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.

Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев - букеты, венки, россыпи цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.

Вятская и богородская игрушка

Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки - свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.

Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.

Русские народные игры

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.

Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.

Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Народные танцы

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», - говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.

Пляски - наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа - душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».

Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр

Универсальные учебные действия:

  • познакомить с особенностями крестьянской одежды;
  • сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
  • ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Универсальные учебные действия:

  • продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
  • показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Универсальные учебные действия:

  • оценить достоинства традиционной русской кухни;
  • уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» - компот).
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Универсальные учебные действия: разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).

Учеба. Школа

Универсальные учебные действия:

  • сравнить учебу детей в старину с современной школой;
  • букварь - «Азбуковник» и современные учебные книги.

Новый русский быт (со времён Петра I)

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

Универсальные учебные действия: сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I, проанализировать их различия.

Усадьба. Дворянские особняки

Универсальные учебные действия: показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция).

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Универсальные учебные действия:

  • разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез);
  • прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

Универсальные учебные действия: проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

Русские народные праздники

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение

Универсальные учебные действия:

  • разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
  • познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
  • изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха

Универсальные учебные действия:

  • воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
  • Встреча Масленицы;
  • разучить песни и игры;
  • научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
  • разучить игры с катанием пасхальных яиц.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день

Универсальные учебные действия:

  • разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
  • научить плести венки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Универсальные учебные действия:

  • сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
  • нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
  • показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».

Русские народные промыслы

Керамика Гжели

Универсальные учебные действия: нарисовать несколько гжельских орнаментов.

Хохлома и Жостово

Универсальные учебные действия: раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.

Павловопосадские шали

Универсальные учебные действия: сравнить орнаменты нескольких шалей.

Вятская и богородская игрушка

Универсальные учебные действия: изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.

Русские народные игры

Наиболее популярные детские игры

Универсальные учебные действия: разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).

Народные песни, загадки, пословицы

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

Универсальные учебные действия:

  • разучить несколько песенок, считалок;
  • научиться разгадывать загадки.

Народные танцы

Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы

Универсальные учебные действия: разучить хороводы, игры-хороводы.

7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

История Балашихинского края в рисунках и рассказах

(по материалам книжки – раскраски «История Балашихинского края в рисунках», авторский проект Н. Бобыкиной, издательство: компания «Балаша» 2015 г.

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Вводное занятие. История Балашихинского края.

История. Города-центры ремесла и торговли.

1 учебная неделя

Дорисуй картинку, откуда пошла земля Балашихинская.

Сказка «Мужик и Сова», иллюстрация.

2 учебная неделя

О названии Балашихи (блошник).

Блошник-лекарственное растение. Плоская поверхность-плошиха.

3 учебная неделя

О названии Балашихи (мельница Балаша).

Мельница, мельник, Пехорка.

4 учебная неделя

Царская охота, заповедные места.

Заповедные места, охота, место сбора трав.

5 учебная неделя

Приезд Екатерины II.

Екатерина Великая, князь Меньщиков.

6 учебная неделя

Владимирский тракт. Горенки.

7 учебная неделя

Усадьбы Балашихи. Пехра-Яковлевское.

8 учебная неделя

Усадьбы Балашихи. Горенки.

Боярские усадьбы, их владельцы и история.

9 учебная неделя

Умельцы кузнечного дела.

Кузнец, кузня, кузнечные изделия.

10 учебная неделя

Ярмарки и праздники.

Города-центры торговли.

11 учебная неделя

Промышленная революция. Балашиха-центр производства.

12 учебная неделя

Часовая башня.

Особенности промышленной архитектуры.

13 учебная неделя

Самый старинный храм.

14 учебная неделя

Спасо - Преображенский храм.

Особенности Спасо-Преображенской церкви.

15 учебная неделя

Аэродинамическая лаборатория в Кучино.

Научная история Балашихи.

16 учебная неделя

Железная дорога.

Железная дорога-артерия промышленности.

17 учебная неделя

Дачи, культурная жизнь интеллигенции.

18 учебная неделя

Храм Александра Невского.

Современный храм.

19 учебная неделя

Фестивали, слеты, конкурсы.

Фестивали. Слеты, конкурсы, соревнования в Балашихе.

20 учебная неделя

Аллея славы.

Книга памяти.

21 учебная неделя

Книга памяти моей семьи.

22 учебная неделя

«Славянские встречи».

Дни славянской письменности и культуры.

23 учебная неделя

Балашиха- научный центр.

24 учебная неделя

Связь с Москвой.

Ближайшее Подмосковье.

25 учебная неделя

Моя родословная.

Родовое дерево.

26 учебная неделя

Наши родословные. Творческий проект.

Моя родословная.

27 учебная неделя

Карта исторических мест Балашихинского района.

Исторические места.

28 учебная неделя


Путешествие по историческим местам Балашихинского района.

Карта Балашихи.

29 учебная неделя

Урок-экскурсия.

30 учебная неделя

«Мы гостей дорогих привечали» -экскурсионный журнал интересных мест нашего района.

Урок-экскурсия.

31 учебная неделя

Проект «Мы гостей дорогих привечали» - экскурсионный журнал интересных мест нашего района.

Урок-экскурсия.

32 учебная неделя

Защита проекта «Мы гостей дорогих привечали» -экскурсионный журнал интересных мест нашего района.

Урок-экскурсия.

33 учебная неделя

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Изучаемые вопросы (содержание)

Дата по плану

Дата по факту

Хохлома, история возникновения, сырьё.

Хохлома - художественный народный промысел. История возникновения, используемое сырьё, основные элементы росписи, изделия. Деревянная расписная посуда.

1 учебная неделя

Хохлома. Элементы росписи.

2 учебная неделя

Хохлома. Традиционные и оригинальные изделия.

3 учебная неделя

Гжель. История возникновения, сырьё.

История возникновения, используемое сырьё, основные элементы росписи, изделия.

4 учебная неделя

Гжель. Элементы росписи.

Стили гжели. Изящество и тонкость раскраски.

5 учебная неделя

Гжель. Традиционные и оригинальные изделия.

Выполнение работы.

6 учебная неделя

Жостово. История возникновения, сырьё.

История возникновения, используемое сырьё, основные элементы росписи, изделия. Расписные металлические подносы.

7 учебная неделя

Жостово. Элементы росписи.

8 учебная неделя

Жостово. Традиционные и оригинальные изделия.

9 учебная неделя

Павловопосадские шали, история возникновения, сырье.

История возникновения, используемое сырьё, основные элементы росписи, изделия. Сравнение нескольких видов шалей. Выполнение работы.

10 учебная неделя

Павловопосадские шали. Элементы росписи.

11 учебная неделя

Павловопосадские шали. Традиционные и оригинальные изделия.

12 учебная неделя

Владимиро-суздальские изразцы, история возникновения, сырьё.

13 учебная неделя

Владимиро-суздальские изразцы. Элементы росписи и декора.

14 учебная неделя

Владимиро-суздальские изразцы. Традиционные и оригинальные изделия. Подарок-сувенир своими руками.

15 учебная неделя

Берестяное кружево.

История возникновения, используемое сырьё, основные элементы росписи, изделия. Выполнение работы.

16 учебная неделя

Плетение из бересты.

17 учебная неделя

Традиционные приемы плетения для оригинальных изделий из имеющихся материалов.

18 учебная неделя

Дымковская игрушка, история возникновения, сырьё.

История возникновения, используемое сырьё, основные элементы росписи, изделия. Выполнение работы.

19 учебная неделя

Дымковская игрушка. Элементы росписи и декора.

20 учебная неделя

Дымковская игрушка. Традиционные и оригинальные изделия.

21 учебная неделя

Дымковская игрушка. Подарок-сувенир своими руками.

22 учебная неделя

Богородская игрушка. Гусары и солдатики. Сувенир в подарок.

История возникновения, используемое сырьё, основные элементы росписи, изделия. Изготовление из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки. Выполнение работы.

23 учебная неделя

Богородская игрушка. Гусары и солдатики.

24 учебная неделя

Богородская игрушка. Сувенир в подарок.

25 учебная неделя

Богородская игрушка-русское бильбоке.

26 учебная неделя

Матрешка-русская игрушка. Виды матрешек.

История возникновения, используемое сырьё, основные элементы росписи, изделия. Выполнение работы.

27 учебная неделя

Русская матрешка-символ материнства.

28 учебная неделя

Матрёшка в подарок. Оригинальные изделия из нетрадиционных материалов.

29 учебная неделя

Оберег – сакральный символ, виды оберегов.

История возникновения, сакральный смысл и виды оберегов. Используемый материал. Изготовление домовых и родовых оберегов.

30 учебная неделя

Весенние обереги. Изготовление цветных кисточек из ниток.

31 учебная неделя

Куклы-обереги.

32 учебная неделя

Символы дома и рода.

33 учебная неделя

Изготовление весенних венков.

Способы изготовления венков.

34 учебная неделя

Изготовление весенних венков (завершение работы)

Способы изготовления венков.

35 учебная неделя

3 класс

Русские народные праздники, русские народные игры, народные песни, загадки, пословицы, народные танцы, национальная кухня, (по материалам Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день О. В. Третьякова, Н. В. Тверитинова, Издательство: "АСТ" (2012)

№ п/п

Тема занятия

Изучаемые вопросы (содержание)

Дата по плану

Дата по факту

Спасы. Праздник урожая.

Сравнение Медового, Яблочного, орехового Спасов. Знакомство с разнообразием дикорастущих и культурных растений, плоды которых человек может использовать в пищу. Закрепление знаний о полезных веществах, содержащихся в съедобных частях растений, получении сахара, крахмала и кислорода в листьях растений на свету.

1 учебная неделя

Осенние посиделки. Заготовки на зиму, традиционная кухня.

Знакомство с месяцесловом, основными осенними праздниками народного календаря, их обрядами и обычаями; побуждение детей к изучению народной культуры и фольклора, традиций и ценностей русского народа, с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, и др. науками.

2 учебная неделя

Осенины. Праздничные обряды, гадания, застолья.

Знакомство учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков. Закрепление знаний детей о характерных признаках осени родного края.

3 учебная неделя

Осенние именинники. Нечистая сила и обереги. Игры.

Роль оберегов. Показать обереги как основные средства охраны, их семантическое значение. Познакомить с персонажами языческих верований, с обрядами русского народа, связанными с домашними духами: разучивание нескольких наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).

4 учебная неделя

Лето красное. Приметы, суеверья, обычаи.

Знакомство с народными приметами и суевериями, связанные с красным летом; знакомство с народными традициями, воспитание любви к родной стране, её обычаям, разучивание песни о завивании берёзки, хороводы.

5 учебная неделя

Егорьев день. Троица. Духов день. Игры, танцы, песни.

Знакомство с праздниками Троица, Егорьев день, Духов день. Иллюстрирование троицких обрядов, перечисление народных обычаев, исполнение русских народных песен.

6 учебная неделя

Иван Купала.

Знакомство с традициями и обычаями русского народа в праздновании
Ивана-Купалы.

7 учебная неделя

Петров день.

Знакомство с календарным народным праздником Петров день, формирование знаний о празднике, воспитание уважения к народным традициям.

8 учебная неделя

Ильин день

Знакомство с календарным народным праздником Ильиным днем, формирование знаний о празднике, воспитание уважения к народным традициям; воспитание нравственно – эстетического отношения к истории культуры.

9 учебная неделя

Знакомство с земной жизнью Богородицы, о чудесах, явленных по молитвам к Богородице и Её иконам, об истории иконописи, вселение в души учащихся уверенности в необходимости возрождения почитания Божьей Матери в наше время.

10 учебная неделя

Знакомство с православными праздниками, с иконой Покрова, как одной из икон Богородицы, приобщение к православной культуре.

11 учебная неделя

Знакомство и расширение представление о зиме, природных явлениях и зимних забавах, привитие любви к русской природе.

12 учебная неделя

Зимушка-Зима. Дед Мороз.

Разучивание новогодних стихов; знакомство с пословицами и поговорками о праздниках.

13 учебная неделя

Новый год. Снегурочка. Русские сказки.

Повторение и обобщение знаний о русских народных сказках; воспитание любви к традициям своего народа, стремление совершать добрые дела. Знакомство с историей и традициями Нового года в разных странах.

14 учебная неделя

Святки. Фольклорные миниатюры.

Знакомство с обрядом колядования на Руси, с традиционными святочными обрядами, атрибутами и героями обряда колядования.

15 учебная неделя

Крещение.

Формирование целостного представления об одном из главных христианских праздников – Крещения Господня, традициях и обычаях этого праздника, с иконой Крещения Господня. Пробуждение интереса школьников к изучению истории православной культуры, к искусству.

16 учебная неделя

Весна-красна. Весенние сказки, предания, заигрыши.

Знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор», воспитание любви и уважения к традициям русского народа.

17 учебная неделя

Сретение.

Знакомство с евангельским рассказом о Крещении Христа, с событиями Евангелия, иконой Крещения Господня. Пробуждение интереса младших школьников к изучению истории православной культуры, к искусству.

18 учебная неделя

Масленица.

Знакомство с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы:
-разучивание песни и игры;
-разучивание игры с катанием пасхальных яиц.

19 учебная неделя

Великий пост.

Формирование представления о Великом посте как «пути к Пасхе», понятия «поста духовного» и «поста телесного»: знакомство с седмицами Великого поста и особыми праздниками во время Великого поста.

20 учебная неделя

Заклички весны-Жаворонки.

Приобщение к истокам народной культуры, знакомство со старинными обычаями встречи весны, приобщение к культурным наследиям русского народа через заклички, песни и приметы, заучивание закличек о весне и хоровод "Весняночка".

21 учебная неделя

Вербное воскресенье.

Знакомство с православным праздником Вербное воскресение, с традициями и обрядами, происходящими на Вербное воскресенье, закрепление знаний детей о быте русского народа.

22 учебная неделя

Пасхальные ярмарки.

Знакомство с традициями проведения Пасхальной ярмарки, привитие любви к своей Родине, её традициям.

23 учебная неделя

Знакомство с традициями празднования православного праздника Пасхи, обычаях, традициях праздника русского народа, связанными с православным праздником Пасхи.

24 учебная неделя

Традиционные блюда, подарки и декор помещений.

Знакомство с традициями и обрядами русского народа, связанными с зерновыми культурами, крупами, стимулирование интереса к русской кухне, истокам народных традиций.

25 учебная неделя

Земледельческие праздники, приметы, обычаи.

Воспитание любви к своей земле, к своему народу, приобщение к истокам культурных традиций русского народа, пробуждение интереса к русскому фольклору, к старинным русским обрядам.

26 учебная неделя

Традиционные сельскохозяйственные культуры.

Воспитание интереса к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развитие понимания названий праздников и их смысл.

27 учебная неделя

Весенние игры, пляски, хороводы.

Закрепление и расширение знаний обучающихся о народном фольклоре, возрождение культурных ценностей и развитие народных традиций, основные фигуры хоровода как одного из видов жанра русского народного танца. Воспитание интереса и любви к народным танцам, пляскам, хороводам.

28 учебная неделя

День славянской письменности и культуры.

Знакомство с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки, пробуждение интереса к истории письменности и культуры своего народа.

29 учебная неделя

Красная горка. Весенние хороводы.

Знакомство с историей возникновения русского народного календарно-обрядового праздника «Красная горка», приобщение к истокам русской культуры через народные игры, хороводы.

30 учебная неделя

31 учебная неделя

Подготовка итогового проекта «Сезонный праздник»

Пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства.

32 учебная неделя

Подготовка и проведение итогового проекта «Сезонный праздник»

Формирование представления о традициях и быте русского народа; развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

33 учебная неделя

Итоговый проект «Сезонный праздник»

34 учебная неделя

Защита проекта «Сезонный праздник»

Закрепление знаний о традициях и быте русского народа; развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

35 учебная неделя

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Изучаемые вопросы (содержание)

Дата по плану

Дата по факту

Жилище. Виды жилищ разных народов.

Клеть, сени - холодное помещение, тёплая изба.

1 учебная неделя

Русская изба и боярские хоромы.

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

2 учебная неделя

Палаты. Терем. Декор и убранство.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

3 учебная неделя

Одежда. Традиционный костюм.

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении.

4 учебная неделя

Традиционный костюм. Обувь и одежда крестьян и бояр.

Рубашка, сарафан - у женщин. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда).

5 учебная неделя

Традиционная русская кухня. Убранство. Посуда, приборы, текстиль.

Хлеб - главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

6 учебная неделя

Пища. Продукты питания.

Мясные и постные кушанья.

7 учебная неделя

Традиционные народные блюда. Осенние посиделки с угощениями.

Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» - от глагола «молоть» (зерно). Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

8 учебная неделя

Семейные праздники. Почитание старших.

Быт крестьянской и городской семьи.

9 учебная неделя

Игры и забавы детей. Потешки, прибаутки, малые жанры фольклора.

Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.

10 учебная неделя

Семейные обряды. Домострой.

Обряды и обычаи русского народа.

11 учебная неделя

Именины. Тайна моего имени (проект).

Мое имя и что я о нем знаю?

12 учебная неделя

Учеба. Грамота на Руси. Принципы обучения и воспитания в древности. Ярослав Великий «Наказ».

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности
(перница - футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.

13 учебная неделя

Школа. Виды школ. Учебники. Учителя и ученики.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция).

14 учебная неделя

Книгопечатание на Руси.

Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

15 учебная неделя

Народная мудрость и знания в традиционной устной культуре.

Устное народное творчество.

16 учебная неделя

Проектная деятельность: создание рукописной книги «Откуда пошла земля Балашихинская»

Моя Балашиха!

17 учебная неделя

Баня – русское чудо гигиены и оздоровления.

О пользе русской бани.

18 учебная неделя

Знахарство и медицина. Ремесла, торговля, строительство, управление в Древней Руси.

Врачевание в Древней Руси. Ремесла.

19 учебная неделя

Создание макета городища. Ремесленные слободы. Самоуправление гражданского общества. Армия. Духовенство.

20 учебная неделя

Квест «Гардарика-страна городов».

Создание макета городища. Ремесленные слободы. Самоуправление гражданского общества. Армия. Духовенство. Интерактивна игра. Тест.

21 учебная неделя

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки.

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства.

22 учебная неделя

Усадьба. Дворянские особняки.

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон

23 учебная неделя

Проект «Дворянские особняки и усадьбы Балашихи».

Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией

24 учебная неделя

Быт дворянской семьи.

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства.

25 учебная неделя

Балы и праздники.

Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры.

26 учебная неделя

Литературно-музыкальные салоны.

Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона.

27 учебная неделя

Литературная гостиная.

Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства.

28 учебная неделя

Краеведческий музей: основные экспозиции.

Что такое краеведческий музей? Экскурсия в музей Балашихи.

29 учебная неделя

Картинная галерея: постоянные и передвижные выставки.

Картинные галереи Москвы. Виртуальная экскурсия по галереям России.

30 учебная неделя

Школьный музей. Наш вклад в экспозиционный фонд.

Экскурсия в школьный музей.

31 учебная неделя

Обучение детей. Пансионы. Лицеи.

Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения.

32 учебная неделя

Кадетские корпуса (профориентационное занятие).

Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров.

33 учебная неделя

Праздники и традиции народов России.

34 учебная неделя

Обобщающий урок. Праздники и традиции народов России.

Праздники - время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём.

35 учебная неделя

Слово «ремесло » произошло от латинского «ремес » (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы - от «промыслить », то есть подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось как «умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда ». Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное - это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Фото русской ремесленницы

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными - возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства - коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.


Русские ремесленники за работой. Старинное фото

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства. Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века были часто совсем не большими; 5–10 дворов - уже деревня.


На ярмарке

При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом - плотники, в третьем - портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке, натуральным образом или через деньги.

В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели . Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.

Плетение лаптей

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики . Самыми мягкими и прочными считали лапти из липового лыка. В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Русский сапожник

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам.

Сапоги для мужика - самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог, - писал Д.Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5–6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги, и чтобы собрать такую сумму, нужно было продать целую четверть ржи (около 200 кг).

Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, было немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами », в Тверской губернии - «валенцами », а в Нижнем Новгороде - «чесанками ».


Русские мастера за валянием

Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

Русские ложкари

Особой популярностью пользовались расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками.


Русская семья за изготовлением ложек

Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.


Плетение корзин для ложек

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек . Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализация: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).


Обоз с «ложечными» корзинами

Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.


За ткацким станком

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли и связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.


Русские ремесленницы за сбором льна

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.


Вымачивание льна

Следующий шаг - лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками.


Трепание льна

Результат - мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.


С льняными пасмами

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью. При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

Малороссийская крестьянка с прялкой

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого станка, который хранился в разобранном виде. Перед тем как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа. Готовое полотно или отбеливали, или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть с рисунком.

Красильщики ткани

Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой. Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монашеское облачение.


Вышивальщицы за работой на Руси

Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.


Русские мастерицы за работой

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства - постоянной статьёй экспорта.

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева. Часто игрушки на Руси называли «потешками ». Самыми популярными сюжетами для них были барышни, солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.


Кроме того, в начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.


Плетение ремня на Руси

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

Столярная мастерская на Руси

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство . Слово «декор » означает «украшаю ». Основа декора - узор, орнамент. Прикладное - предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание - украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка


Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись


В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома


Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись


Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филигрань


Филигрань - один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими.

Уральский малахит


Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь


Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка


Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть


Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар


В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра


Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали


Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево


Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста


Шемогодская резьба - традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник




Тульский пряник - русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Оренбургский пуховый платок

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...