Основные требования к проекту. Что нужно сделать до старта проекта? Требования к результатам проекта

Оформление проекта осуществляется по определенным правилам. Отдельно необходимо уделить внимание титульному листу, так как его, по праву, можно считать любой творческой или проектной работы. Как осуществляется оформление титульного листа проекта? Попробуем найти ответ на поставленный вопрос.

Требования к заглавной странице

Для начала необходимо выбрать размер шрифта. В зависимости от предназначения проекта, его вида, могут быть некоторые отличия в размере шрифта. В основном применяется шрифт Times New Roman с размером 16. Главный текст располагается по центру страницы. Правила оформления проекта предполагают размещение полного наименования учебного заведения (организации). Важным моментом является установка полей на странице. В зависимости от требований, которые предъявляются к конкретному проекту, размер полей может быть выбран автоматически, а также настроен вручную.

Критерии

Классическим вариантом считают верхние и нижние параметры по двадцать мм, отступ с правой стороны составляет пятнадцать миллиметров, слева - тридцать мм. Увеличение слева необходимо для того, чтобы сданную работу можно было прикрепить к скоросшивателю.

Далее курсор устанавливается на середине страницы, меняется размер шрифта с 16 на 24. Автор указывает творческий, научный, реферативный. В следующей строке указывается название работы без кавычек и точки, используется 28 размер шрифта.

Отступив около шести строчек к низу страницы, нужно ввести информацию об авторе работы, а также о его научном руководителе.

Последняя строка титульного листа отводится на указание года выполнения работы. Это классическое оформление проекта. Образец титульного листа представлен на фото.

В зависимости от тех правил, которые установлены учебным заведением либо организатором конференции (конкурса), допускаются некоторые нюансы в оформлении титульного листа.

Заголовки в проекте

Требования к оформлению проекта предполагают написание заголовков полужирным шрифтом. Печатается он с заглавной буквы, в конце предложения точка не ставится. Отметим, что не допускается перенос слов в заголовках отдельных глав проектной работы. Между основным текстом и названием раздела нужно сделать отступ в два интервала.

Оформление творческого проекта предполагает написание каждой главы на новой странице. Нумерация глав выполняется арабскими цифрами, а параграфы указываются двойной нумерацией. Если в них есть дополнительные пункты, используется тройная нумерация арабскими цифрами.

Использование сокращений в оформлении

Оформление проекта предполагает использование сокращений только в исключительных случаях. Например, можно использовать их при указании литературного источника, на который ссылается в своем проекте автор. При использовании информации о соавторах, сначала указывают их инициалы, затем пишут фамилию человека.

Оформление проекта допускает использование экономических и математических формул, но они должны иметь расшифровку каждого символа.

Специфика оформления приложений

Правила, разработанные для творческих проектов, допускают использование эскизов, диаграмм, графиков, фотографий, рисунков в конце проекта. Сначала указывается литературный список, после него на отдельных листах размещаются приложения. Каждое из них должно иметь название. В верхнем правом углу указывают номер (например, приложение 1), затем его наименование.

Нумерация страниц

Сопровождается указанием номера каждого листа. На первом листе его не ставят, поэтому нумерация идет с оглавления. Классическим вариантом считается расположение номера по центру внизу страницы.

Никаких дополнительных украшений: рамок, изменений шрифтов, подчеркиваний, различных цветов при оформлении проектной работы не должно быть. В этом требовании авторы часто ошибаются.

Особенности школьного проекта

Пример оформления проекта приведем ниже, сначала остановимся на некоторых особенностях школьной творческой работы. В его структуре используются те же требования, которые предъявляются к научным и дизайнерским взрослым работам. На главном листе указывают название школы, а также информацию об учителе-консультанте, под руководством которого был сделан проект. В основном тексте ставятся ссылки на литературные источники. В проекте допускается использование пяти приложений, которые указываются в конце проекта, нумеруются, имеют названия.

Пример оформления оглавления

1.Введение. Стр. 3-4

2. Виды двигателей, используемых в современных транспортных средствах.

2.1 Характеристика бензинового двигателя. Стр. 4

2.1.1 Состав выхлопных газов. Стр. 5

2.1.2 Влияние отработанных газов (СО/СН) на экологию и здоровье человека. Стр. 5

2.2. Характеристика электрического двигателя. Стр. 5-6

2.2.1 Преимущества электрического двигателя. Стр. 6

2.2.2 Экологические характеристики электрического двигателя. Стр. 6-7

3. Экспериментальная часть работы. Стр. 7-10

4. Заключение.

4.1 Выводы по проблеме исследования. Стр. 10-11

5. Библиографический список. Стр. 12

6. Приложения.

Приложение 6.1. Внешний вид бензинового двигателя. Стр. 13

Приложение 2. Внешний вид электрического двигателя. Стр. 14

Пример тезисов по проекту

Помимо самой проектной работы важно правильно выделить его основное содержание с помощью тезисов. В зависимости от предназначения проекта, к тезисам также есть определенные требования. Предлагаем вариант тезисов по школьному проекту.

Продемонстрируем вариант работы на тему: «Влияние темперамента на выбор профессии в подростковом возрасте». На титуле необходимо указать всю информацию об авторе:

  • фамилию, имя и отчество, адрес, должность, место его учебы, электронные контакты;
  • аналогично конкретизируются данные о научном руководителе;
  • не стоит забывать о том, что на главной странице проекта публикуется организация, где будет происходить его демонстрация или защита.

В обязательном порядке необходимо продемонстрировать актуальность работы. На примере заданной темы можно уточнить, что проблема профессионального самоопределения является актуальной в современной школе. Многие ребята хотят получить востребованные специальности независимо от наличия к ним интереса, склонностей и способностей. Дети получают желаемую профессию, но не могут в ней состояться, реализовать свои таланты. Поэтому важной частью профильной подготовки учащихся является своевременная диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов. Она поможет ребятам сделать правильный выбор будущей профессии.

Также проговаривается и конечная Как вариант ее можно оформить таким образом: «Исследование взаимосвязи между темпераментом и выбором профессии среди учащихся школы».

Задачи работы прописываются отдельно:

Изучить историю учения о типах темперамента;

Ознакомиться с методиками изучения типов темперамента;

Выявить и обосновать влияние темперамента на профессиональный выбор;

Изучить типы темперамента у учащихся;

Установить зависимость между определённым типом темперамента учащихся и выбираемыми ими профессиями, видами профессиональной деятельности;

Информировать о полученных результатах школьного психолога, классного руководителя, педагогов и родителей.

Теоретический анализ психологической, методической и специальной литературы, наблюдение, индивидуальное тестирование участников эксперимента, статистический и сравнительный анализ полученных данных относятся к методам выполнения работы.

В обязательном порядке следует выделить основные результаты работы, которые продемонстрируют ее итог. Формулировка может выглядеть, как сравнительный анализ тестирования, показавшего единую взаимосвязь между типом темперамента и склонностью к определенным профессиональным направлениям. Особенно это важно, если автору удалось доказать, что тип темперамента в подростковом возрасте оказывает существенное влияние на выбор будущей профессии.

Заключение и возможные пути развития - это итоговая часть всего проекта. В этом разделе списывается результат эксперимента. В нашем примере, он звучит как свидетельствование того, что, имея представление о сфере своих склонностей и интересов, в подростковом возрасте можно сделать правильный выбор будущей специальности. Это позволит избежать разочарований во взрослой жизни. Предложенные автором варианты диагностики помогут педагогам, родителям выявить профессиональные области школьников, вместе сделать выбор их будущей специальности.

Этапы работы над проектом

Помимо определенных требований к оформлению проекта, существует алгоритм самой деятельности. Сначала необходимо определиться с тематикой, которая будет интересна не только самому автору, но и рецензентам. Далее ставится основная цель проекта, определяются его задачи.

На следующем этапе предполагается обзор литературных источников по той проблеме, которая будет рассматриваться в проекте. Самой сложной частью творческого проекта является экспериментальная. Автор, проанализировав существующую по теме информацию, предлагает свои расчеты, чертежи, рисунки.

Важным этапом составления любого проекта является формулировка выводов, анализ целесообразности внедрения полученных результатов в практику.

Проект сопровождается списком литературы, правила оформления которого, были представлены выше. Для технической работы, в качестве пронумерованных приложений, будут выступать разные чертежи и схемы, а для творческого проекта можно использовать красочные фотографии, рисунки, макеты.

Этой статьей я начинаю цикл материалов, посвященных тому, что надо сделать руководителю проекта до старта проекта, чтобы снизить неопределенность. На мой взгляд, самое важное - определить продукты (результаты) проекта и проработать требования к каждому из них. Чем более четко сформулированы требования, тем легче спрогнозировать сроки, бюджет и объемы проекта. Давайте обсудим процесс сбора и анализа требований к продуктам (результатам) проекта.

Для компании, которая платит за проект, создается некая ценность - в виде материальных или нематериальных результатов проекта.

В ходе своих рассуждений я воспользуюсь определением термина «результат проекта», которое дает Свод знаний по управлению проектами PMBOK V:

Поставляемый результат (Deliverable) - любой уникальный и поддающийся проверке продукт, результат или способность оказывать услугу, которые необходимо произвести для завершения процесса, фазы или проекта.

В статье речь пойдет о сборе требований и их анализе к поставляемым результатам проекта, но я позволю себе заменить термин «поставляемый результат» на термин «результат проекта», сохранив при этом определение термина.

Итак, до старта проекта руководителю и заказчику нужно договориться о том, каких результатов заказчик ожидает от проекта. Иногда это не так просто, как кажется на первый взгляд. Попробуйте определить цель для проекта проведения корпоративного праздника, а затем сформулируйте результаты, которые помогут реализовать эту цель. Как вы с этим справились? Думаю, было нелегко.

Давайте рассмотрим ситуацию на примере проекта «Внедрение CRM-системы в компании» . Заказчик сформулировал следующие цели:

  1. стандартизировать действия сотрудников при работе с клиентами компании;
  2. сократить трудозатраты на выполнение отдельных операций;
  3. повысить достоверность данных о клиентах.

И отсюда результаты проекта:

  1. Регламент, описывающий работу сотрудников с клиентами
  2. Программный продукт, автоматизирующий правила работы с клиентами, описанные в Регламенте
  3. Обученные работе в программном продукте сотрудники компании
  4. Работающий сервис поддержки пользователей программного продукта

Для того чтобы удовлетворить ожидания заказчика, руководителю проекта необходимо уточнить требования к каждому результату проекта.

Что такое требование?

Существуют десятки определений этого термина.

Например, в ISO 9000 написано следующее: Требование - это потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

В IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology (1990) приведена такая трактовка: Требование - это условия или возможности, необходимые пользователю для решения проблем или достижения целей.

За основу возьмем определение из ISO 9000, при этом будем считать, что ожидание считается установленным, если оно записано в документе, который согласовал заказчик.

Классификация требований

Для некоторых продуктов уже разработаны классификаторы требований, которые позволяют снизить вероятность того, что некоторые важные требования к продукту могут быть упущены.

Например, существуют классификаторы требований к программному обеспечению. Один из них представлен на рисунке 1:

Карл И. Вигерс «Разработка требований к программному обеспечению»

С точки зрения сбора требований к программному продукту такая классификация позволяет аналитику помнить о том, что кроме требований к функциям программного продукта необходимо уточнить требования к внешним интерфейсам, ограничения системы. Кроме того, данная классификация помогает понять, с чего начать сбор требований и как их уточнять (стрелки на диаграмме показывают последовательность сбора требований, но при этом аналитик может возвращаться к предыдущим этапам). В книге К. Вигерса даны определения каждой категории требований и примеры по ним, поэтому я не буду приводить их в статье.

Итак, при сборе требований к программному продукту аналитику требований уже есть чем руководствоваться - есть классификаторы требований и описания классов требований.

Рассмотрим, какие могут быть требования к регламенту, описывающему правила работы с клиентами компании. Как мне кажется, они могут быть такими:

  1. Регламент процесса должен содержать описание процесса в нотации …..(здесь нужно уточнить название нотации)
  2. Регламент должен содержать матрицу ответственности с перечислением функций каждого участника процесса (к матрице ответственности тоже можно предъявить требования)
  3. Документ не должен превышать определенное количество слов (это является ограничением)
  4. Документ должен быть написан определенным шрифтом (можно указать его название и кегль)
  5. В документе обязательно должны быть следующие разделы (к каждому можно предъявить требования по содержанию)
  6. Документ должен содержать раздел, описывающий внесенные изменения в документ и т.д.

Конечно, при наличии классификатора требований к документам типа «Регламент» аналитику было бы проще учесть все классы требований, но такого классификатора я пока не встречал.

Какие требования можно предъявить к такому результату, как обученные сотрудники?

  1. Сотрудники должны пройти обучение по работе с программным продуктом
  2. Для обучения сотрудников должна быть разработана программа обучения (могут быть требования к содержанию программы)
  3. Обучение должно проходить на реальных примерах компании. Примеры для обучения должны быть утверждены заказчиком проекта
  4. По итогам обучения проходит тестирование знаний сотрудников. Средний балл по итогам тестирования на знание программного продукта составляет не менее ___ баллов (по 10-бальной шкале)
  5. Требования к методике тестирования знаний сотрудников следующие…. и т. п.

Требования к работающему сервису поддержки программного продукта можно сформулировать так:

  1. Стоимость сервиса поддержки в месяц
  2. Время предоставления сервиса (например, с 8.00 до 20.00 по GMT+2)
  3. Время реагирования на обращение в службу (к примеру, 30 минут с момента регистрации обращения в службе поддержки)
  4. Время на решение проблемы, описанной в обращении пользователя (здесь нужно вводить классификацию обращений и по каждому из них определять норматив на закрытие обращения или на перевод его в другой статус)
  5. Время на восстановление сервиса в случае сбоя
  6. Возможность для пользователей отследить статус своего обращения
  7. Возможность получить отчет по обращениям за определенный период и т. д.

Сформулировав требования к результатам проекта, руководитель проекта может начинать планировать состав работ и прогнозировать объемы работ, сроки и бюджет проекта.

Мы должны понимать, что любое пропущенное требование к результату проекта приведет к дополнительным объемам работ, а это повлияет на сроки и бюджет проекта. Поэтому для руководителя проекта очень важно попытаться собрать максимально полные требования перед стартом проекта.

Какие есть подходы к сбору требований к результатам проекта?

Самые распространенные подходы к сбору требований представлены на рисунке ниже:

Методы расположены на шкале сложности (отмечу, что расположение подходов на этой шкале - это мое субъективное мнение).

Наблюдение используется для получения информации о том, как определенная заинтересованная сторона проекта исполняет свои обязанности или задачи. На мой взгляд, метод хорош для уточнения требований к уже имеющемуся продукту, когда люди, пользующиеся продуктом, не могут или не хотят изложить свои требования.

Анкеты - письменные наборы вопросов, разработанные с целью быстрого сбора информации у большого числа респондентов. Анкеты лучше всего подходят для ситуаций, когда ограничено время на сбор информации, когда респонденты территориально распределены или когда бюджет на сбор информации по требованиям сильно ограничен.

Анализ документов используется для выявления требований путем анализа существующей документации и идентификации информации, которая имеет отношение к требованиям. Существует множество документов, которые можно проанализировать для выявления требований.

Интервью - подход, используемый для получения информации у заинтересованных сторон путем диалога с ними. В ходе интервью задают подготовленные и непосредственно возникающие вопросы и записывают ответы. В ходе интервью тот, кто проводит интервью, получает возможность считывать дополнительную информацию по мимике и жестам собеседника и задавать уточняющие вопросы, что невозможно при проведении анкетирования.

Фокус-группы позволяют выбрать несколько представителей от каждой из заинтересованных сторон проекта и провести совместное обсуждение, чтобы узнать их ожидания к обсуждаемому продукту или результату проекта.

Мозговой штурм - подход, применяемый для генерации и сбора разнообразных идей, связанных с требованиями к результатам проекта. Часто его используют вместе с другими подходами, которые предполагают приоритезацию собранных требований (например, метод номинальных групп, построение ассоциативных карт, диаграммы сходства и т. д.).

Инновационные игры - с помощью бизнес-игры модератор вовлекает заинтересованные стороны проекта в сбор требований к продукту и в ранжирование этих требований. Этот подход я уже описывал ранее в своей заметке:

Прототипирование - способ сбора требований путем предоставления модели ожидаемого продукта. Модель будущего продукта может быть физической, графической или компьютерной, но она должна по максимуму продемонстрировать пользователям, каким будет будущий продукт. Через демонстрацию прототипа можно быстро получить обратную связь о том, насколько продукт удовлетворяет ожиданиям, и уточнить требования. Прототипы поддерживают концепцию последовательного уточнения требований в серии итераций, проведения экспериментов пользователем, формирования отзывов и пересмотра прототипа.

Моделирование процессов - метод используется для сбора требований к выполнению процесса (или некоторой деятельности). Используются графические модели, которые позволяют согласовать структуру действий в процессе, ответственных за выполнение отдельных действий, преобразования объектов деятельности. Для моделирования процессов при сборе информации часто используются интервью, анкеты, фокус-группы.

QFD (quality function deployment) — подход, который помогает определить критически важные характеристики для разработки нового продукта, отталкиваясь от требований будущих пользователей. В подходе используются матрицы, например, которые показывают связи между требованиями и техническими характеристиками продукта. Отмечу, что этот подход используется не только для сбора, но и для анализа требований.

После того как требования к результатам проекта собраны, их нужно проанализировать на предмет полноты, наличия противоречивых требований, наличия проблем с реализацией требований. Для решения этих задач аналитик требований может использовать такие инструменты, как реверсивный анализ требований, анализ систем-аналогов, ТРИЗ, Root Conflict Analysis Plus (RCA+), Value-Conflict Mapping +.

Как видно из списка подходов, аналитик требований должен знать и уметь достаточно многое для решения вопросов, связанных со сбором и анализом требований.

И в заключение я хочу привести простую мысль: если, будучи руководителем проекта, вы должны подписаться под проект с определенными сроками и бюджетом, но при этом ваша команда не понимает требований к результатам проекта или убеждена, что имеющиеся на входе проекта требования слишком абстрактны, ваш проект содержит слишком большую неопределенность. Как резко сократить неопределенность в таком проекте? Один из вариантов - вынести сбор и анализ требований к результатам проекта в отдельный проект, и только по его итогам определять сроки и бюджет проекта реализации. Да, не для всех проектов этот вариант подойдет, но его не стоит отбрасывать без дополнительного анализа.

Итак, подведем итоги размышлений:

  1. Успех проекта закладывается на его старте путем уточнения целей проекта, результатов проекта, требований к результатам.
  2. Сбор требований к результатам проекта позволяет команде проекта понять, чего ожидают от результатов проекта заинтересованные стороны. На основании собранных и проанализированных требований команда может разрабатывать технические решения по реализации требований, определять список работ по проекту, прогнозировать трудозатраты работ проекта. Чем полнее требования к результатам проекта, тем точнее может сделать прогноз по трудоемкости проекта, срокам и бюджету руководитель проекта.
  3. Собранные требования к результатам проекта нужно проанализировать на предмет их полноты, наличия противоречивых требований, наличия проблем с реализацией требований.
  4. В проекте, в котором требуются сбор или уточнение собранных требований, нужно планировать использование аналитика требований, который должен владеть различными подходами к сбору и анализу требований.

Лично я в небольших проектах совмещаю роли руководителя проекта и аналитика требований. Но если проект сложный и бюджет проекта позволяет, я стараюсь привлекать к нему профессиональных аналитиков, чтобы снизить риски, связанные с неполными требованиями к результатам проекта.

Удачи вам при сборе и анализе требований в проектах!

Методическая разработка «Требования к оформлению проектно-исследовательских работ учащихся
и презентации продуктов» (групповая консультация)

Согласно пункта 11 положения о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ ДО «ЦТР «Салют» к оформлению проектных и учебно-исследовательских работ предъявляются следующие требования:
11.1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования). Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:
1. Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?
2. Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?
3. Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

11.2. Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования). Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.
11.3. Заключение (выводы и результаты). Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).
11.4. Список литературы. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.
11.5. Приложение (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы и т.д.) прилагаются в конце проекта в виде приложения.
11.6. Титульный лист должен содержать название проекта, Ф.И. автора, название объединения, полное наименование образовательного учреждения, Ф.И.О. руководителя (указываются полностью), год и место составления.
11.7. Текст работы:
- шрифт Times New Roman (русифицированный) размером 12 кегль, цвет черный;
- поля верхнее, нижнее, левое, правое – по 2 см;
- межстрочный интервал – одинарный;
- абзацные отступы (красные строки) – 1,5 см;
- выравнивание текста – по ширине;
- расстановка переносов – автоматическая;
- номера страниц проставляются на каждой странице, кроме титульного листа (т.е. содержание – это страница № 2).
- параметры страницы: размер бумаги – формат А4;
- ориентация – книжная;
11.8. Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты.
11.9. Заголовки структурных частей работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ВЫВОДЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», печатаются прописными (заглавными) буквами.
11.10. Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят! Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного падежа единственного и (реже) множественного числа.
11.11. Заголовки рубрик могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы, подзаголовки – только со строчной (если это, конечно, не имена собственные). Окончания рубрик знаками препинания не фиксируются.
11.12. Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 2-3 интервалам. 11.13. Каждую структурную часть работы рекомендуется начинать с нового листа.

Согласно пункта 12 Положения о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ ДО «ЦТР «Салют» к оформлению продуктов проектно-исследовательской деятельности учащихся предъявляются следующие требования:
12.1. Основные требования к презентации:

Выполнение в программе Microsoft Power Point 2003,2007;
Размер файла не более 3Мб, количество слайдов не более 15 шт,
Наличие титульного, вводного, информационного и закрепляющего слайда. На титульном слайде указывается Ф.И. обучающего, полное наименование ОУ, название объединения, Ф.И.О. руководителя проекта; вводный слайд должен содержать тему, цели и задачи проекта; на закрепляющем слайде указываются источники информации (автор, год издания и т.д.), в том числе Интернет ресурсы и иллюстративный материал.
12.2. Основные требования к творческим работам:
12.2.1. Книга, журнал, газета, сборник, альманах, справочник и т.п.:
Текст напечатанный;
Соблюдение единого стиля оформления;
Формат А4;
Наличие обложки, титульного листа, оглавления;
Наличие основных сведений об авторе, художнике-иллюстраторе;
Наличие информации о руководителе проекта;
Если в работе использованы документальные факты, то обязательно указать источник информации;
Фотографии, рисунки, помещенные в работе должны содержать сведения об авторе.
12.2.2. Модели, макеты, плоские композиции и другие изделия, выполненные в разных техниках:
Материалы подбираются на усмотрение участников проектно-исследовательской деятельности;
Работа должна сопровождаться паспортом: размер 5см* 10см, шрифт 14, тема проекта, Ф.И. автора, название объединения, образовательное учреждение, Ф.И.О. руководителя (указываются полностью).

Согласно п. 13.7. Результатом (продуктом) проектной деятельности, который выносится на защиту может быть:
- для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты и другие формы;
- для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели, прозаические или стихотворные произведения, инсценировки, художественная декламация, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимация и др. формы.
13.8. Для защиты итогового индивидуального проекта обучающиеся готовят:
1) продукт проектной деятельности;
2) папку с материалами по проектной и учебно-исследовательской работе в соответствии требований (пункт 11 данного Положения)
3) краткую пояснительную записку к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов:
a) исходного замысла, цели и назначения проекта;
b) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
c) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
13.9. Защита осуществляется перед Комиссией МБО ДО «ЦТР «Салют» в соответствии с графиком защит.

Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
- актуальность выбранного исследования;
- умение использовать известные результаты и факты;
- оформление результатов исследования (согласно Положению);
- грамотность защиты результатов исследования;
- технологичность и техничность исполнения;
- умение аргументированно отвечать на вопросы.

Требования к проектной работе. Формы защиты

1. Общие требования.

Как нет единого взгляда на проектную деятельность, так нет и единых требований к проектам. В большинстве случаев эти требования вырабатывают сами участники проектной деятельности. Таким образом, существует огромное количество таких требований, но в большинстве случаев дублируют друг друга.

Как отмечает Чечель З.И. , на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, ко­торые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два ре­зультата. Первый (скрытый) - это эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирова­ние личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собст­венной деятельности.

Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оце­нивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. На основе этого можно дать оценку по продукту деятельности

Оценка проекта по продукту деятельности

Внутренняя Внешняя

формативное оценивание – суммативное оценивание - итоговое оценивание по ходу работы оценивание во время презентации работы

Для оценивания проектов Чечель И.З. советует исполь­зовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педаго­гом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице (см. приложение 2).

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85 - 100 баллов - «5»;

70 - 85 баллов - «4»;

50 - 70 баллов - «3»;

менее 50 баллов - «2».

Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повто­рить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопус­тимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необхо­димо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?

Экспертную оценку проектной работе обычно дает жюри тех конкурсов, фестивалей, конференций, на которые выносится проект.

Рассмотрев огромное количество критериев оценивания проектов, мы выяснили основные предъявляемые требования. Перечислим их.

1.Культура и содержательность выполнения работы:

· актуальность и обоснованность проблемы

Обосновать актуальность исследования для учащегося (школы, общества). Показать перспективы практического применения результатов исследования (если исследование теоретического плана, то указано, насколько важны полученные выводы для теоретической науки, при разработке каких проблем могут быть использованы данные выводы и т.д.).

· информативность

Информация по заявленной проблеме должна быть изложена полно и чётко. Отсутствовать фактические ошибки. Отсутствовать избыток информации.

· глубина

Должен быть проведён глубокий и детальный анализ проблемы, учащийся опирается в исследовании на авторитетные, достоверные источники информации, работает с научной литературой, Интернет - ресурсами. В работе наряду с работами «классиков» науки использованы материалы (ссылки на материалы) современных статей, работ, исследований по проблеме. Работа сопровождается примерами, иллюстрирующими глубокое понимание учащимся сути поставленной проблемы, логики исследования.

· понимание логики исследования

В работе чётко обозначаются цель, проблема и ход исследования учащегося, отражаются этапы исследования, применённые им методы, средства. В полной мере отражаются гипотеза исследования (если исследование предполагает наличие гипотезы), формулируются задачи исследования (в случае, если это необходимо). В заключение работы приводятся лаконичные, ёмкие выводы учащегося, выдяется его личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение (если таковое предполагает исследование). Приводится список использованной литературы и Интеренет-ресурсов, информация об авторах проекта.

· практическая значимость результатов

· качественность и техника исполнения

2.Индивидуальность работы:

· наличие самостоятельности и творчества

· соизмеримость личных усилий и возможностей

· результативность и степень вовлеченности в работу

Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.

3. Перспективность работы:

· возможность использования результатов

· возможность продолжения работы

4. Коммуникативная культура:

Материалы исследования чётко структурируются, эффекты, применённые в презентации не отвлекают от её содержания, способствуют акцентированию внимания на наиболее важных моментах. Фон слайда выполняется в приятных для глаз зрителя тонах. Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом.

· готовность к дискуссии

· умение отвечать на вопросы

1.2. Оформление текстового варианта проектной работы.

Несмотря на наблюдаемое разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям.

Структура проектной работы:

1. Информационный раздел.

2. Описание работы.

3. Рефлексия деятельности.

Информационный раздел включает:

ü Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).

ü Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).

ü Область научных знаний, рассмотренных проекте.

ü Данные о руководителе.

ü Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).

ü Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).

Описание работы.

1. Введение:

ü Цель проекта.

ü Задачи, поставленные дл реализации проекта.

ü Актуальность выбранной темы.

Обоснование актуальности темы с позиции ее недостаточной разработанности, объективной сложности изучения, информационной ценности имеющегося материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг нее, доказательство того, что тема может представлять научный интерес и практическое значение.

2. Описание проектной работы и ее результатов:

ü Теоретическая часть

ü Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)

ü Возможны рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы.

ü Список использованной литературы, электронные адреса.

Литература располагается в алфавитной последовательности все официальные источники информации, использованные при написании реферата (Ф.И.О. автора, название, место издания, название издательства, год издания и желательно используемые страницы). Список должно содержать не менее четырех наименований литературы.

3. Назначение и применение проекта.

Рефлексия:

ü Оценивание степени достижения поставленных целей.

ü Оценивание качества результатов.

ü Приобретенные умения, знания, навыки.

Вопросы рефлексии.

1. Над чем мы работали? (Вопрос помогает вспомнить весь ход проекта).

2. Как мы работали? (Вопрос способствует анализу задач и методов их решения, оценить интересные находки и спонтанные решения, трудности и неудачи).

3. Для чего мы это делали? (Вопрос побуждает оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом).

4. Какие знания и умения нам пригодились? (Вопрос помогает оценить не только языковые знания, но и организаторские умения, умение работать в команде).

5. Какой опыт мы приобрели? (Вопрос помогает оценить выполнение ролей, взаимопомощь и поддержку).

6. Что можно было бы сделать иначе? (Вопрос побуждает к критической оценке процесса проекта и к конструктивным выводам).

1.3. Требования к внешнему продукту.

Наиболее часто применяются такие внешние продукты, как:

1. Мультимедийная презентация.

2. Буклет.

3. Коллаж.

Рассмотрим предъявляемые к ним требования.

Мультимедийная презентация.

Важно, что бы ваша презентация продемонстрировала способность к анализу, синтезу различных видов информации над учебной темой или учебным разделом проекта (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать и т. п.);

Укажите тему своего исследования, проблемный вопрос, цели работы, ход работы, выводы, информационные ресурсы;

Используйте короткие предложения;

Заголовки формулируйте кратко, понятно;

Не заполняйте один слайд большим объемом информации;

Ключевые мысли отображайте на каждом отдельном слайде.

2. Расположение информации и шрифт

Располагайте важную информацию в центре слайда;

Надписи над картинками делайте под ними;

Для заголовков используйте шрифт не менее 24, для информации не менее 18;

Не смешивайте разные типы шрифтов в одной презентации;

Выделяйте информацию курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием;

Используйте рисунки, схемы, диаграммы для иллюстрации важных фактов.

3. Виды слайдов.

Используйте разные виды слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами.

4. Оформление слайдов.

Соблюдайте единый стиль оформления;

На одном слайде не используйте более трех цветов;

Для текста используйте контрастные цвета;

Используйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими, они не должны отвлекать внимание;

Требования к составлению буклета.

Не забудь про название.

Продумай, для какой цели ты выпускаешь буклет.

Не забудь, что твоя публикация должна отражать тему исследования, основополагающий вопрос.

Используй короткие заголовки, цитаты.

Привлеки внимание полезной информацией.

Используй рисунки, но все должно быть в меру.

Не забудь про эстетичность оформления.

Требования к составлению коллажа.

Коллаж может быть выполнен на бумаге любого формата.

Необходимо четко обозначить тему своей работы

Коллаж должен отражать тему исследования, основополагающий вопрос.

Материал может быть письменный, графический, с наклеенными иллюстрациями, выполненными рисунками. Главный критерий – он должен раскрывать тему.

Работа должна быть выполнена аккуратно.

2. Формы защиты проекта.

Ученическая презентация проекта – это итог работы. Основное требование - презентация должна соответствовать цели проекта. Рассмотрим возможные формы защиты проектов – виды презентаций:

— Деловая игра;

— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий;

— Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей;

— Игра с залом;

— Ролевая игра;

— Спектакль;

— Соревнование;

— Демонстрация видеофильма;

— Научная конференция, доклад

— Пресс-конференция

— Отчет исследовательской экспедиции;

— Телепередача;

— Мультимедийная презентация.

Разным типам проектов будут соответствовать разные формы защиты. Например, для исследовательского проекта подойдут:

· Демонстрация видеофильма;

· Защита на ученом совете;

· Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

· Научная конференция и пр.

А для информационного проекта могут подойти:

· Деловая игра;

· Демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий);

· Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

· Научная конференция;

· Телепередача и пр.

Творческий проект будет иметь свои формы защиты:

· Деловая игра;

· Спектакль;

· Инсценировка реального или вымышленного события;

· Театрализация;

· Соревнования;

· Экскурсия и др.

2.1 Мультимедийная презентация.

Но наиболее распространенной и универсальной является мультимедийная презентация. Мультимедийная презентация (в смысле документ) представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Компьютерные презентации обладают привлекательностью.

Одна из главных – это интерактивность, которая может быть:

· Временная интерактивность предоставляет возможность самостоятельно определять начало, продолжительность процесса просмотра, а также скорость продвижения по материалу.

· Интерактивность по очередности обеспечивает свободное определение очередности использования фрагментов информации.

Подготовка к работе над презентацией:

Приступая к созданию презентации, необходимо составить себе (мысленно, на бумаге, на компьютере) следующий конспект:

Аудитория:

· кто является целевой аудиторией, на которую рассчитана Ваша презентация, аудитория слушателей, перед которыми Вы будете выступать

· какова мотивация Вашей аудитории к тому, чтобы Вас слушать

Ваша мотивация

· зачем нужна презентация Вам, почему Вы хотите её сделать?

Объект презентации

· что собой представляет объект презентации (то есть - о чем Ваша презентация);

· какова конечная цель презентации, т.е. что предполагается определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее; цели, которых Вы хотите достичь в результате данной презентации; задачи, которые Вам надо решить в ходе Вашего выступления

· к каким особенностям объекта презентации необходимо привлечь внимание целевой аудитории

Способ использования

· каков способ использования презентации – на большом экране в аудитории, на компьютерах слушателей в группе.

Ответы на эти вопросы должны стать критерием, определяющим содержание презентации.

Виды презентаций:

 Официальная презентация

Это – различного рода отчеты, доклады и т.д. Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый шаблон оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты строго дозированы, т.е развлекательный элемент сведен к минимуму. Обязательно подведение итогов в конце доклада, а если есть возможность, то имеет смысл давать краткие выводы по ходу дела. Официальная презентация может быть текстовой (в основном тексты), а также иллюстрационной (в основном картинки). Но также могут быть презентации универсальные, т.е. презентации, в которой есть и текст и множество иллюстраций, которые являются объектом изучения, поскольку без них попросту бессмысленно говорить о графике; есть и анимация.

 Официально-эмоциональная презентация

Эта презентация должна достигать двух целей. С одной стороны, Вы хотите передать слушателям некоторую официальную информацию. С другой стороны - произвести впечатление, воодушевить Вашу аудиторию.

 «Плакаты»

В этом случае презентация заменяет собой простейшие средства технического сопровождения. Компьютер используется как обычный слайд-проектор. На слайдах – только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению содержимого лежит на докладчике. Высоко желателен единый шаблон оформления. То есть если он изменяется от слайда к слайду, для этого должны быть какие-то веские причины. Без нужды его не следует менять.

 «Двойное действие»

На слайдах помимо визуальных материалов приводится текстовая информация. Она может либо «пояснять» содержимое слайда, либо «расширять» его. Итог – при правильном распределении внимания, Вы задействуете три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что Вы говорите, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала. Вы можете построить слайд так, чтобы при неизменном визуальном материале сменялся текстовый ряд. И наоборот.

 Интерактивный семинар

Такая презентация проводится в режиме диалога с аудиторией, то становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, и особенно - разветвления презентации: в зависимости от того, какие ответы дают слушатели, как они реагируют на Ваши вопросы и суждения. В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления.

 Электронный документ для самостоятельной проработки

Если презентация предназначена для самостоятельной проработки, то её интерфейс, навигация по слайдам, возможности разветвления должны быть хорошо продуманы. Можно использовать «флажки», говорящие, что можно двигаться дальше. Материал должен быть изложен исчерпывающе подробно, потому что у зрителя нет возможности переспросить докладчика. Дополнительный материал может вызваться гиперссылками. Можно использовать специальные Заметки к слайду, но тогда надо оговорить, что они есть. Навигация не должна допускать возможности «заблудиться», уйти на не правильную ветвь. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом, при этом она Вами создается именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана. И поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид. В некотором смысле такая презентация стоит на другом полюсе, чем официальная презентация, как по требованиям к составу и нацеленности текста, так и по требованиям к включению анимационных эффектов, и по требованиям к строгости и единообразию оформления.

 Информационный ролик

Требования совершенно иные, чем раньше. Ролик должен крутиться самостоятельно и независимо от Вас, причем автоматически возвращаться на начало. Весь показ проходит в автоматическом режиме. Ваша задача – привлекать внимание посетителей Выставки, которые проходят мимо Вашего стенда. Следовательно, в Вашей презентации должны быть достаточно крупные тексты, информационно-рекламного характера. Должны быть наглядные материалы, рассчитанные на быстрое восприятие. Может быть много анимационных эффектов (но – не чрезмерно много!) На одном слайде может быть несколько фотографий, накладывающихся друг на друга. Очень хорошо, если такой ролик сопровождается дикторским поясняющим текстом, звучащим из колонок. Должны быть броские или хотя бы понятные заголовки, должны быть картинки, иллюстрирующие эти заголовки. Задача Вашего ролика – заинтересовать посетителя. Соответственно возникают требования к композиции Вашей презентации, к её монтажу. Первое – интригующее (или хотя бы интересное) начало. А затем – нарастание темпа событий, а в конце – уже полный калейдоскоп событий.

Требования к композиции презентации, к её монтажу:

1. Интригующее начало

2. Нарастание темпов событий

3. Полный калейдоскоп событий

При создании презентаций вырабатываются требования к информации, тексту, оформлению работы.

Требования к информации:

1. Достоверность – информация должна соответствовать действительности, быть истинной, правильной.

2. Полнота – источник информации должен отражать все существенные стороны исследуемого вопроса.

4. Отсутствие неопределенности, неоднозначности.

5. Современность источника – информация не должна быть устаревшей.

6. Избыточность – собирать информацию следует с некоторым «избытком», чтобы иметь в дальнейшем свободу действий и быть готовыми ответить на возможные вопросы при представлении работы.

7. Разумная достаточность - ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса.

Требования к тексту:

1. Научность - все положения, определения и выводы должны быть
построены на строго научной основе.

2. Логичность - текстовый материал должен строиться так, что бы
легко прослеживались логические связи между излагаемыми понятиями.

3. Доступность - текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено.

4. Однозначность - единое толкование текста различными учащимися.

5. Лаконичность - текстовое изложение должно быть максимально
кратким и не содержать ничего лишнего.

6. Завершенность - содержание каждой части текстовой информации
логически завершено.

Требования к оформлению презентации в целом:

1. Презентация должна быть разумно объёмной. (В среднем содержать около 12 файлов).

2. Слайды презентации должны содержать не только текстовую информацию, но и возможные иллюстрации по заданной теме.

3. Слайды должны быть разумно яркими (предпочтительные цвета – красный, зелёный, белый).

4. При использовании форм и линий нежелательны «рваные», изломанные линии (желательны плавные линии, отсутствие прямых углов).

5. Звуковое оформление (если оно необходимо) не должно быть громким.

2.2. Публичное выступление.

Как Вы думаете, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы провести презентацию на высоком уровне? Вот только некоторые из них.

Залог хорошей презентации:

· энтузиазм,

· организованность,

· настрой на аудиторию,

· гибкость,

· правильный язык телодвижений,

· хороший словарный запас,

· настрой на достижение цели.

ИСКУССТВО РЕЧИ – это уметь правильно, красиво и убедительно говорить, удерживать внимание собеседника или аудитории, устанавливать контакты, общаться в деловой или неформальной обстановке.

Речевые проблемы заключаются в следующем:

· Некачественная речь

Часто некачественная речь является главной причиной трудностей в общении с собеседником, а тем более - с аудиторией. Плохая дикция, неуверенный тон, слабая артикуляция, слишком тихий голос или излишний напор раздражают слушателей. Многие из нас никогда не учились пользоваться речевым аппаратом правильно, а это не простое дело. Выработанная в течение многих лет привычка к неряшливой речи, к небрежности в речи, скованность, неуверенность в себе - все это оборачивается речевыми. погрешностями.

· Потеря мысли

Хотел сказать что-то важное, но пока развивал предыдущую мысль, это важное вылетело из головы. В результате – провал в общении.

· Неточность формулировок

К сложностям в общении приводит неточность формулировок. Даже простое понятие вызывает разные ассоциации у разных слушателей. Например: лектор говорит: "ДОМ". Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Можно сделать вывод, что каждый слушатель представляет себе совершенно определенный, но не похожий на представление соседа дом. Поэтому представляемый образ будет точно передан собеседнику лишь в том случае, если употребить достаточное количество ключевых слов и ярких образов, кивает головой, благодарит и уходит поясняющих и уточняющих представление о понятии. Например: деревянный, одноэтажный с прихожей, кухней и тремя комнатами.

· Неясность изложения

Неясность изложения вызывает напряжение в слушателе, неприятие выступающего, который не учел уровень восприятия собеседника, его ассоциативный ряд, его предыдущий опыт, его воспитание и образование, его профессиональные знания.

Выступающий говорит на своем языке, со специфическими терминами, значения которых слушатель не знает и потому понять смысл выступления не может.

Выступающий красиво излагает, но собеседник его изначально не слышит, стесняется сказать, что ничего не понял,. Навсегда. Человек потерян, речь не принята, не понята.

Помните! ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА и приемы АРТИСТИЗМА сделают вашу речь яркой, образной и естественной. Вас смогут слушать не две минуты, а долго и заинтересованно.

Выделяют пять «смертных грехов» вступления:

· извинения;

· длинные и медленные предложения;

· очевидные наблюдения;

· банальные вопросы;

· истории и анекдоты, не относящиеся к предмету выступления.

· Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5-7 минут) изложение материала с использованием интересных примеров.

· Логичное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

· Следует употреблять только понятные тебе термины.

· Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

· Выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал.

· Постарайтесь предупредить возможные вопросы.

2. Техника подготовки.

· Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

· Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

· Заранее продумайте детали своего рабочего места.

· Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.

· Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

· Начните свое выступление с приветствия.

· Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.

· Не забывайте об уважении к слушателям в течении своего выступления (говорите внятно).

· Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.

· Старайтесь ответить на все вопросы.

4. Вопросы оппонентов.

· Помните о возможности попросить о повторении вопроса.

· Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.

· На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

· Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

· Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».

· После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

· Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

· Свое выступление оппонент начинает с благодарности команде за доклад и за ответы на вопросы.

· Оппоненты свое выступление предваряют вопросами докладчику

Ø на понимание: «Правильно ли я вас понял, когда вы говорили, что» (далее своими словами пересказывается соответствующая часть доклада).

· С помощью вопросов выясняются

Ø основные факторы, влияющие на характер поведения рассматриваемых процессов,

Ø как эти факторы учитывались или устранялись;

Ø обоснованность применения тех или иных методов и др.

· Задача оппонента: дать квалифицированную оценку проекта, т.е. назвать сильные и слабые стороны работы, показать возможные пути устранения недостатков.

· Оппонент выделяет сильные стороны проекта.

· Запрещаются слова «нельзя», «вы не правы», «слабая работа» и т.п.

· Критические замечания высказываются на положительном фоне, например, так: «Компетентность разработчиков не вызывает сомнений, однако...».

· Допускается критика, основанная не на субъективном мнении, не на эмоциях, а на авторитетных источниках.

· Делаются предложения по улучшению работы.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...