Святые источники центральной россии. Святые места и источники россии

Издревле святые источники России считаются знаками милости и благословения Божия. «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими...» - так начинается один из памятников древнерусской письменности, датированный XIII веком.

Среди главных красот Руси названы источники. Нередко они появлялись и сейчас появляются на месте обретения икон Пресвятой Богородицы и угодников Божиих. Бывает, что святые источники России исцеляющие людей вытекают из-под церковных алтарей и при этом почитаются как освященная святыня храма. Над ключами, бьющими из-под земли, часто ставят кресты или часовни, где помещают икону святого, и ему посвящают эти источники. Щедро течет через святые родники Божия помощь тем, кто не ленится, приходит к ним, припадает и славит Создавшего всё и вся.

Множество святых источников в России. Святые источники в Нижегородской области их известно более трех тысяч! И нигде - ни в людных местах, ни в глухой тайге - родник не остается незамеченным, к нему всегда бывает проложена тропа.

Источник Серафима Саровского в Дивеево

В Саровских лесах издревле пробивалось множество родников с чистейшей ключевой водой. Особенно много их было вдоль реки Саровки. Монахи посадили тут тополя, и паломники шли в их тени к колодцам, вплоть до самого большого, расположенного на Ближней пустынке. Этот источник почитался издавна, еще до прихода старца Серафима. Называли его Богословским, потому что рядом на кресте была установлена икона апостола Иоанна Богослова.

25 ноября 1825 года вблизи этого места батюшка Серафим увидел Божию Матерь, Которая, ударив землю жезлом так, что искипел из земли фонтан светлой воды, обещала дать образовавшемуся источнику большее благословение Свое, чем некогда имели воды Вифезды Иерусалимской.

Преподобный Серафим начал трудиться над устройством чудесно изведенного из земли источника. На берегу реки Саровки он собирал камни и обкладывал ими источник со всех сторон. Саровский иеромонах Анастасий рассказывал, что однажды батюшка Серафим в беседе сказал ему: «Я молился, чтобы вода сия в колодце была целительною от болезней».

Она, действительно, еще при жизни великого Старца многих исцеляла от болезней. «Этой молитвой Преподобного, уже тогда имевшего великое дерзновение к Богу, - писал в 1 904 году Леонид Денисов, - и объясняются два обстоятельства:

1) то, что вода из Серафимова источника никогда не портится, сколько бы времени ни стояла она даже в открытом сосуде;

2) то, что посещающие Саровскую пустынь и купающиеся в павильонах при источнике во всякое время года, здоровые и больные, не получают вреда для здоровья, а, напротив, улучшение его и исцеление от болезней, хотя вода в источнике даже летом имеет от б до 10 градусов. Пишущий эти строки на своем опыте проверил и то, и другое».

От источника Серафима Саровского в Дивеево, первой получила исцеление дивеевская сестра Прасковья Ивановна Шаблыгина. 9 декабря 1 825 года отец Серафим велел ей выпить студеной родниковой воды, и у нее сразу же пропал кашель. А вот еще несколько примеров чудодейственной силы родника.


Генеральша Мавра Львовна Сипягина страдала от злого духа. Она чувствовала страшную тоску, не могла соблюдать постов и других предписаний Церкви. Батюшка Серафим послал ее к источнику напиться воды. Тут же у нее из гортани вышло множество желчи. С тех пор она стала здоровой.

Татьяна Васильевна Баринова жаловалась отцу Серафиму на свою болезнь: у нее на руке был непроходимый лишай. Старец велел ей обмыть руку водой из источника. Баринова подумала: «Ах! Как же я это сделаю, если у меня и от малейшего прикосновения сырости болезнь усиливается». Однако, умыв руку, она не почувствовала никакой боли. Напротив, рука ее тотчас очистилась, болезнь прошла бесследно.

А вот замечательный случай исцеления от холеры, который свидетельствует и о прозорливости преподобного Серафима. В августе 1831 года у него побывала Ольга Петровна Лубкова. Старец уже попрощался с ней, но минуты через три вышел на дорогу и снова подозвал ее к себе: «Возьми-ка эту бутылочку со святой водицею. Может быть, кто захворает, так и дай ее, она больным полезна». Домой в Нижний Новгород Ольга Петровна добралась благополучно, все ее домочадцы были здоровы. Но уже за ужином дочь Лубковой Олимпиада почувствовала головокружение и тошноту, состояние ее ухудшилось.

Ей предложили выпить воды преподобного Серафима. «Я выпила глотка три, - вспоминала потом Олимпиада, - и вдруг вместо тошноты почувствовала сильную испарину и расположение ко сну. Меня оставили одну. Открывши глаза, я прежде всего ощутила особенную свежесть во всем теле и возвращение сил, а увидев перед собой стакан с целебной водою, тотчас выпила несколько глотков и встала здоровою. Нельзя описать всей радости и удивления моей маменьки о случившемся. Она плакала в чувстве благодарности к дивному Старцу, изумляясь его прозорливости и моему чудесному исцелению».

В 1889 году Саровский игумен Рафаил, выполняя распоряжение Синода, приступил к благоустройству мест, связанных с отцом Серафимом. Над колодцем на Ближней пустынке поставили часовню, воду источника отвели в специальную купальню.

Позднее, в 1 904 году, когда поток богомольцев вырос, купальню расширили. Было сделано четыре отделения с пятью кранами в каждом. Вот как описывал этот источник побывавший в Сарове в июне 1904 года богомолец: «Источник преподобного Серафима - это ключ чистой и холодной воды, вытекающей из берега Саровки.

Но в настоящее время его уже не видно, так все переустроено для потребностей народа. Над самим источником устроена красивая восьмигранная деревянная часовня; посередине ее большой круглый колодезь, обнесённый решеткой, на которой стоят ведерки... К этой-то часовне над источником, в спуске к речке, примыкают две купальни (для мужчин и для женщин), и каждая из них состоит из двух отдельных: верхней и нижней. В стене - простые желоба, из которых беспрерывно льется довольно толстая струя воды, бегущая сверху из колодца в часовне - источника».

Тысячи паломников устремлялись в Саровскую пустынь, и каждый обязательно шел на Ближнюю пустынку старца Серафима, чтобы омыть здесь свое тело струей целебной Саровской воды. Воду уносили с собой в бутылочках, изготовленных в монастырской мастерской. Вода эта хранилась долгие месяцы. Замечательно и то, что вода из источника, будучи холодной, не холодила. После обливания бросало в жар, делалось тепло.
Список чудес и исцелений, совершенных отцом Серафимом, стал составляться в 1890-х годах.

На праздновании открытия его святых мощей летом 1903 года на Ближней пустынке происходили массовые исцеления. Очевидцы описывали груду брошенных за ненадобностью рядом с источником костылей и протезов. В газетах писали: «Факты исцелений, телеграфируют из Сарова, многочисленны и подтверждаются дежурными офицерами и свидетелями из народа. Источник осаждается. Пускают по десяти человек. Давка ужасная. Больные и увечные с понятным нетерпением ждут своей очереди: они знают, что нет убожества, которое не исцелилось бы сегодня».

Для записи чудес, по тщательной их проверке, была заведена особая тетрадь под наблюдением иеросхимонаха отца Симеона. Вот некоторые из них.

Крестьянский мальчик Василий Иовлев, 12 лет, пришедший в Саров из села Илисского Енисейской губернии вместе со своей бабкой, был немой от рождения, в чем имел удостоверение от местного приходского священника. На источнике преподобного отца Серафима он искупался и начал говорить.

Учитель народного училища в Нижнем Новгороде господин Андреевский исцелился у источника от малярии.

Крестьянка Симбирской губернии села Тазнеева Агриппина Елизаровна Табаева, 18 лет от роду, слепая от рождения, искупалась три раза в источнике преподобного Серафима и после уже второго купания начала видеть солнечный свет, деревья и другие предметы.

Послушница Кутузовского монастыря нижегородской епархии Анастасия, 52 лет, исцелилась от тяжелой формы лихорадки, которой страдала несколько месяцев.

Крестьянка Нижегородской губернии села Вертьянова Настасья Михайловна Костюкова два года страдала каменной болезнью; никакие средства не помогали; лечилась она и в больнице, но пользы не было никакой. По совету своих знакомых она пришла в Саров и искупалась в источнике святого Серафима, после чего болезнь тотчас же прошла.

Считается, что именно благодаря купанию в источнике у Ближней пу- стынки императрица Александра Федоровна родила долгожданного наследника престола. Царь с царицей были на источнике дважды. Первый раз они посетили его в сопровождении свиты, второй - одни, чтобы искупаться.

Свое исцеление в источнике преподобного Серафима описывал известный духовный писатель Сергей Нилус: «Я пошел к источнику о. Серафима, этой русской Вифезде, целительная сила которой дана свыше по молитвам о. Серафима и от которой я и себе ждал чудесного исцеления. От монастыря до источника версты три или четыре. Я, последнее время дома еле таскавший ноги, прошел это расстояние без малейшего признака утомления. Уж это было чудо.

В устроенную у самого источника купальню я вошел - платье, бывшее на мне, хоть выжми. Не дав себе времени остыть, весь, как был разгоряченный быстрой ходьбой и палящим зноем, я разделся, спустился под кран, из которого сребристой струйкой текла ледяная вода источника, перекрестился: "Верую, Господи!" - и троекратно дал этой воде облить всего себя и больные члены. Первое мгновение я совсем задохнулся: ледяная вода меня обожгла - дух захватило. Но какое дивное чувство наступило по выходе из купальни! Точно новая струя новой жизни была влита во все мои жилы - далекая юность, казалось, вернулась вновь».

А вот свидетельство другого известного писателя - Евгения Поселянина, который присутствовал при открытии мощей святого в 1903 году: «Я только что вошел в монастырские ворота, как между колокольней и соборами встретил толпу народа, окружавшую старуху с мальчиком, исцелившимся поутру у источника. Я в первый раз видел близко только что исцеленного. Мальчик лет 8-9, с умными глазами, весело подпрыгивал. Чрезвычайная радость и оживленность светятся на его лице. Мальчика этого зовут Петр Ильич Зобнин; он родом из Моршанского уезда, из села Бодина. Он два года не ходил, и у него была искривлена шея.

Недавно матери его во сне Царица Небесная сказала: "Веди его к старцу Серафиму, и он будет исцелен". Его привели в Саров. На ночь мальчик сильно плакал и наконец уснул. Утром, после ранней обедни, его купали, и он тут же закричал: "Я хочу бечь", - и шея у него выпрямляется. Старушка 2014г бабушка его плачет, рассказывая об этом событии, а мальчик, держа ее за руку, радостно смотрит на людей и на весь мир Божий».

В советское время часовню и купальню разрушили, а источник забетонировали. Но еще долго вода находила себе выход и появлялась под горой. Позже чуть ниже купальни по течению реки Саровки насыпали плотину, уровень воды поднялся, и источники оказались под водой. В 1947 году бывший Саровский монастырь стал закрытой зоной, ее посещение было строжайше запрещено.

Но Господь не оставил верующих без утешения. На краях обширного Саровского леса, облагоухаиного подвигами преподобного Серафима, открылись новые источники - близ деревни Цыгановка (источник Серафима Саровского близ Цыгановки) и в поселке Сатис. На них перешла сила и слава закрытых ключей. Помимо этих новоявленных источников народ посещал и другие, расположенные в Дивееве и его окрестностях.

Крещение - один из самых любимых церковных зимних праздников. Издавна люди придавали ему особое значение, еще и потому, что в этот день можно избавиться от физических и духовных недугов. Особенно, в народе почитается крещенская вода , ведь в этот великий праздник вся вода становится целебной. Не зря, на Крещение многие окунаются в прорубь, чтобы укрепить здоровье и почувствовать прилив бодрости. Однако, в храм за святой водой, придающей силы духу и телу, можно сходить когда угодно, не только зимой. Так и источникам можно добраться в любое время года.

Одним из таких мест является источник Сергия Радонежского , возле Сергиева Посада. Считается, что источник помогает исцелиться людям с сердечно-сосудистыми и неврологическими заболеваниями.

Также Московская область может гордиться ещё одним целебным местом-источником преподобного Сергия. Находится источник в Борисово, рядом с Павловым Посадом. Вода из этих мест помогает снять усталость и заживляет раны.

В Ивановской области недалеко от Пестяков расположено известное всем «Родниковое кольцо ». Оно представляет собой десятки источников обладающими самыми разнообразными целебными и полезными свойствами. Каждый из них имеет свой определённый и своеобразный вкус, помогает при различных хворях тела и души. Однако приехать в «Родниковое кольцо» можно не только для оздоровления, а просто для того, чтобы хорошо отдохнуть и налюбоваться красотой природы. Особенно хорошо в этих местах летом.

Следующий удивительный целебный источник находится в Московской области в селе Талеж. Лечебный источник святого Давида и купель, в которой можно искупаться, сделали эти края местом паломничества для людей с различными заболеваниями, особенно с проблемами желудка и кишечника. В Талеже, рядом с источником, расположен целый комплекс, в котором живут, приехавшие для оздоровления в святом месте, посетители. Многие добираются за сотни тысяч километров, чтобы просто набрать домой целебной воды, ведь она имеет особые и может не портится больше месяца.

Уникальным местом является святой источник Пантелеймона-целителя в посёлке Ремовка Донецкой области. Слава об источнике растёт из года в год, привлекая к своим целебным водам всё больше и больше паломников. Вода из источника богата минералами и серебром. Учёные брали пробы и пришли к выводу, что эта вода невероятно полезна. Вкус источника целителя Пантелеймона неподражаем, его смог оценить когда-то ещё сам Пётр І.

Необычные целебные свойства имеют источники Ленинградской области. Одним из таких мест является деревня Тервеничи. В ней при женском монастыре находится родник, способный исцелить людей, страдающих астмой и аллергией.

Ещё одним святым местом в Ленинградской области - монастырь Александра Свирского. Сюда приезжают люди, в основном, с болезнями суставов и проблемами опорно-двигательного аппарата.

В Пермской области в Верхне-Чусовских городках находится источник, исцеляющий от душевной боли, тревоги и печали. Святая вода поможет заживить душевные раны от неразделённой любви, потери близкого и от многих других душевных терзаний.

О Святых источниках

Говоря о Святом источнике и Святой воде не лишним будет благочестивому читателю напомнить, а для кого-то и впервые узнать хотя бы кратко о чем вообще идет речь. Да не повредит дополнительное просвещение в этом вопросе желающим посетить Святой источник, или размышляющим на эту тему.

Священное писание, содержащее Божественное Откровение о вере в Бога и почитании Его, православные нередко называют святым источником. В нем люди черпают духовные силы, из Священного писания утоляется жажда богопознания. А святая вода, к которой припадают люди, так же благодатна, как и Слово Божие. Почему же именно в воде люди находят очищающую и животворящую силу? Почему у святых источников так часто происходят чудесные исцеления? Что такое «святой источник»? Как, наконец, наука относится к святой воде»?

Возвращая первозданную чистоту

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников, но первый пример подан был Самим Господом, когда он погрузился в Иордан и освятил естество воды. Почему именно в воде мы находим такую мощную исцеляющую силу? Святой Кирилл Иерусалимский объяснял это так: «Начало мира - есть вода, и начало Евангелия - Иордан». От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился сверху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени (то есть со времени Крещения) Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Крещением Своим Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего мира», освятил водное естество…».

Правда, не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда на земле все было свято и чисто. Воду на Земле Бог создал до света, до создания тверди земной, до растительности, даже до времени. Бог создал воду в первый день творения. «И увидел Бог, что все, что Он создал, - говорится в книге Бытия, - хорошо весьма». Живя в созданном Богом гармоничном мире, человек должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил». Но дальше было грехопадение, и Дух Божий отступил от нечистого создания. «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть». После этого все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха. Стихии, прежде служившие человеку, изменились. И вода, сделавшись стоком нечистот, стала опасной, стала выступать орудием наказания нечестивых. Правда, и тогда люди не были вовсе лишены святой воды.

Изведенный Моисеем из скалы источник струил, скорее всего, не-простую воду. Понятие о святой воде встречается уже в Ветхом завете: «…И возьмет священник святой воды в глиняный сосуд», говорится в книге Чисел. В 4 книге Царств сказано еще определеннее: «Пойди и омойся в Иордане, и твое тело исцелится, и ты сам очистишься!». Но история с крещением Иисуса Христа в реке Иордан - особенная.

При Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий и послышался голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благословение». Так после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды.

Кто-то спросит: зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она уже освящена Крещением Самого Сына Божия? Увы, люди, хоть и обновленные благодатью Божьей, до смерти носят в себе семя первородного греха. Грешим и снова вносим в мир тление и нечистоту. Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое животворящее слово, даровал право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви, чтобы Церковь вопреки неоскудеваемому в человеке греху, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первозданную чистоту и святость. Освященная вода есть образ благодати Божьей: она очищает верующих людей от духовных скверн.

Святая вода и открытия ученых

История хранит великое множество примеров исцеления святой водой. Согласитесь, не могут же все эти случаи быть результатом некоего «психологического воздействия на верующих», на которое так любили ссылаться лет 30 - 40 назад приверженцы атеизма. Сегодня наука располагает удивительными данными о качествах святой воды и о том, как самая обычная вода «реагирует» на крестное знамение.

Известно, что вода может воздействовать на человеческий организм различными способами. Например, механически, как, скажем, душ, массирующий тело. Вода может воздействовать своим химическим составом, что очень ярко проявляется при употреблении минеральной воды. Может вода воздействовать электромагнитным излучением или полем. Тут уместно вспомнить эффект так называемой «магнитной воды». Так к какому же из этих типов надо отнести воздействие святой воды. Или, может быть, это вовсе неизвестный нам пока феномен?

Ответ могут дать опыты, проведенные сотрудниками Московского института информационно-волновых технологий (МИИВТ). Эти исследования показали, что у разных образцов святой воды одинаковое электромагнитное излучение (ЭМИ). Оно очень сильно отличается от излучения простой воды и даже от так называемой «серебряной воды». Надо пояснить, что длительное время считали, будто бы святая вода обладает всего лишь одним свойством - обеззараживающим. И объясняли это присутствием в воде серебра. Но, согласитесь, это никак не объясняло, почему святая вода совершает чудесные исцеления. Опыты в МИИВТе дали ответ на многовековую загадку.

Оказалось, кривая на экранах приборов, регистрировавших электромагнитное излучение святой воды, полностью совпадает с ломаной линией, которая появляется при диагностике совершенно здорового органа. Тот же результат был получен при исследованиях простой воды, в которую добавили святую. Стало ясно, что святая вода на самом деле чудо, природа которого совершенно непонятна и которое предстоит еще долго изучать. Она передает человеческому организму здоровое электромагнитное излучение, как бы исправляя больные частоты нездоровых органов и таким образом их излечивает.

Опыты показали, что если в емкость объемом 60 литров добавить одну ложку святой воды, то обычная вода начинает излучать такие же ЭМИ, как и святая. Еще более сенсационные результаты были получены физиками одного из санкт-петербургских НИИ. Ученые экспериментально доказали, что крестное знамение убивает микробов и изменяет оптические свойства воды. «Мы подтвердили, что идущий с древности обычай крестить пищу и питье имеет глубокий смысл, - рассказывает физик Ангелина Малаховская. - Еда очищается буквально за мгновение. Это великое чудо, которое происходит каждый день».

Исследования проводились по благословению Церкви почти 10 лет. Огромная серия экспериментов многократно перепроверялась, перед тем как обнародовать результаты. Сами эти результаты поистине феноменальны. Были выявлены уникальные бактерицидные свойства, появляющиеся в воде от ее освящения православной молитвой и крестным знамением. Открыто новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего - преобразовывать структуру воды, значительно повышая ее оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра.

Ученые проверили действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы воды из различных водоемов - колодцев, рек, озер. Во всех пробах содержалась кишечная палочка, золотистый стафилококк. Оказалось, если прочитать «Отче наш» и осенить пробы крестным знамением, то количество вредных бактерий может уменьшиться в семь, 10, 100 и даже более чем в тысячу раз! По условиям эксперимента молитву читали и верующие, и неверующие, однако число патогенных бактерий в разных средах (с различным набором бактерий) все равно уменьшалось по сравнению с контрольными образцами.

Было доказано благотворное влияние молитвы и крестного знамения и на человека - у всех испытуемых стабилизировалось давление, улучшались показатели крови. Удивительно, но факт, что показатели менялись в точно требуемом для исцеления направлении. У гипотоников давление повышалось, у гипертоников - понижалось. При этом было отмечено, что если крестное знамение человек накладывал на себя небрежно, то положительный результат воздействия был намного ниже или вообще отсутствовал.

Ученые измерили оптическую плотность воды до и после наложения на нее крестного знамения и освящения. Выяснилось, что оптическая плотность воды после освящения повышается. Вода как бы насыщается светом. Человек увидеть эти целительные изменения уловить не может, но спектрограф показывает это совершенно объективно. Крестное знамение изменяет оптическую плотность воды практически мгновенно. При этом оптическая плотность водопроводной воды, над которой совершает крестное знамение обычный верующий, мирянин, повышается почти в 1,5 раза. А при освящении священником - почти в 2,5 раза! Интересен результат освящения воды крещеным, но неверующим человеком. Оказалось, вода «различает» даже степени веры - оптическая плотность изменялась только на 10 процентов.

Простая и загадочная вода

Вообще вода -одно из самых удивительных веществ в природе. Например, ее теплоемкость почти вдвое превышает таковую растительных масел, ацетона, фенола, глицерина, спирта, парафина.

Ученые до сих пор не могут прийти к согласию по проблеме 37-градусной температуры в животном мире. Как известно, при нагревании любого вещества его теплоемкость возрастает. Любого, кроме воды. При ее нагревании от 0 до 37 градусов теплоемкость падает и лишь при дальнейшем нагревании начинает возрастать. Этот факт означает, что при 36 - 37 градусах для повышения температуры некоторого объема воды необходимо минимальное количество тепла. Похоже, именно это свойство воды является главным фактором эволюции при выработке теплокровности на уровне 37 градусов по Цельсию.

Вода очень плохо испаряется. Если бы не это обстоятельство, многие озера и реки полностью бы пересыхали. Плотность воды тоже удивительна. При охлаждении она увеличивается только до температуры плюс четыре градуса, а далее вновь уменьшается. Это означает, что самая тяжелая вода именно при плюс четырех градусах, и она опускается на дно, а из более холодной формируется ледяной покров, но на поверхности!

Вода как бы создана для того, чтобы в ней находилась жизнь. Даже при температуре ниже нуля замерзание никогда не начинается со дна, а только с поверхности. В организме взрослого человека содержится около 65 процентов воды. Чем моложе организм, тем он богаче водою. Месячный эмбрион состоит из воды на 97 процентов, новорожденный - на 75-80 процентов. У пожилых людей содержание воды составляет 57 и менее процентов.

О воде много говорится, но мало сказано. Как ни странно, она до сих пор остается наименее изученным веществом природы. Объяснить это очень просто - вокруг нас масса воды, она под нами, в нас. Что же тут особенно изучать…

О тех, кто не может принять святой воды

Если и обычная вода практически не изучена, то что тут говорить про святую воду! Даже те ученые, которые безо всяких сомнений принимают святую воду, мало что могут объяснить. Вот как в книге, вышедшей в начале ХХ столетия, один из профессоров психиатрии рассказывал о разделении им душевнобольных на одержимых (или бесноватых) и больных с повреждениями органов нервной системы.

Первых он определял очень просто. Он давал им выпить святой воды. И никто не мог заставить одержимого выпить святую воду! В книге В. Артемова и Н. Суханина «Святые источники» приводится случай уже из современной жизни, подтверждающий такую особенность.

Одна из паломниц посетила матушку Е., очень старую монахиню высокой духовной жизни. К ней приезжали со всей страны за духовной помощью. Матушка принимала по утрам, выслушивала, молилась, отвечала на вопросы и давала святой воды. От такой воды, по свидетельству многих, исцелялись даже от неизлечимых болезней.

Как рассказывала паломница, она пришла, когда матушка уже закончила прием. Послушница сказала: «Найдите себе в деревне ночлег. Матушка примет вас завтра».

Я знаю одну старушку, которая пускает к себе на ночь, - сказала одна из приехавших к матушке женщин.

А разве вы не пойдете с нами? - спросили у нее.

Меня старушка к себе не пустит, - уверенно сказала женщина.

Паломники не поверили и уговорили ее отправиться вместе. Старушка встретила их приветливо, но когда заметила женщину, указавшую место ночлега, замахала на нее руками:

А ты иди, иди…

Не понимая, в чем дело, паломники стали упрашивать старушку пустить переночевать и ту женщину.

Вы ее не знаете, - сказала старушка, - ведь она никогда не пьет матушкиной воды, а в лесу ее выливает.

Чтобы уверить нас в этом, старушка достала из-под образов бутылочку, налила в стакан святой воды и дала той женщине, которую не хотела пускать.

На, вот, пей, тогда я тебя пущу.

Женщина взяла в руки стакан, подержала его в руке. По ее лицу было видно, что в ее душе происходит какая-то борьба. Наконец она вернула стакан, даже не попытавшись сделать из него глоток

Не могу пить, - сказала она.

Другую историю рассказал один из нынешних священников. В день Богоявления он в храме наливал в сосуды богомольцев только что освященную воду. Подходит женщина и протягивает ему бутылку. Едва священник начал наливать в нее святую воду, как в его руках бутылка лопнула и разлетелась на мелкие осколки. Изумленный священник спросил у женщины:

Что это за бутылка? Не было в ней чего-нибудь?

Смущенная женщина отвечает:

Батюшка, я хотела, чтобы один парень женился на моей дочери. Чтобы приворожить его, я достала у одной старушки наговоренной воды, но побоялась дать ее дочери. Для верности я хотела, чтобы к той воде добавили еще и крещенской…

«Если вера есть теплая…»

На территории России огромное количество святых источников. Есть знаменитые на всю страну, такие, как возникшие в местах обитания величайшего православного святого Сергия Радонежского. Есть «скромные», открывшиеся относительно недавно, как Святой ключ, забивший в местечке Ложок Искитимского района Новосибирской области. Здесь с 1929 по 1955 годы находился один из самых страшных лагерей ГУЛАГа - ОЛП-4 - лагерь особо строгого назначения. Многие страдали в этом лагере за веру.

Почитаться святыми могут собственно источники и родники, колодцы и даже целые озера. Обстоятельства возникновения святых источников бывают самыми разными. Источник может появиться на месте обнаружения той или иной чудотворной иконы. Например, Колочский источник у Успенского Колоцкого монастыря в Московской области забил на месте явления Колочской иконы Богоматери. Источник Коренной пустыни в Курской области - на месте явления иконы «Знамение».

Возникновение святых источников связано со случаем явления Богоматери. Таков, например, источник Стопы Божией Матери в Почаевской лавре на Украине. По преданию, он возник в XIV веке в углублении камня, которое верующие почитают как след от стопы Богородицы. Перед тем как источник был обнаружен, монах, живший неподалеку в пещере, видел Божию Матерь, стоявшую на камне на вершине горы.

Источник может появиться после молитвы того или иного святого (Михаила Клопского, Савватия Тверского, Сергия Радонежского, Давида Гареджийского и других). Так, один из источников преподобного Сергия Радонежского, согласно житию, забил на сухом месте, там, где преподобный ударил посохом о землю. А случается, что святые колодцы выкапываются святыми собственноручно и носят, как правило, их имя.

Освящение вод в озере Антониево-Дымского монастыря

Нередко источники находятся на месте (или неподалеку от него) подвижничества того или иного православного святого, старца или чтимого в данной местности подвижника. Часто источник и называют по имени этого святого. Скажем, источник преподобного Николая Пустынножителя в Псковской области или источник схимонахини Анисии в Татарстане. А вот некоторые озера почитаются святыми после массового крещения в их водах.

Нередко со святыми источниками связано предание, что на их месте существовал когда-то православный храм, который ушел под землю и колокольный звон с которого можно услышать и сейчас. Таково святое озеро в селе Косино под Москвой, святое озеро под Шатурой в Московской области, святой источник в селе Ижеславль Рязанской области.

Порой со святыми источниками связаны рассказы о сверхъестественных событиях. Например, когда патриарх Никон, отслужив молебен, опустил на дно Валдайского озера крест и Евангелие, присутствовавшие при богослужении увидели огненный столп, уходящий в небо. А с источником Скорыж в Брянской области связано явление Пресвятой Троицы в начале XX века.

Святой источник может быть оформлен часовней, беседкой, завершающейся главкой с крестом, просто крестом. В редких случаях источник может находиться внутри храма. Доступ к большинству источников открыт постоянно. Есть источники, для посещения которых следует по-просить ключи у церковнослужителей из ближайшего монастыря или храма.

В святом источнике разрешается набирать воду, обливаться, купаться. Для последнего возле источников специально устраиваются купальни, иногда раздельные для мужчин и женщин. Окунаться в воду следует с молитвой, обращенной к Богу или к тому святому, именем которого назван источник.

Вода любого святого источника, без сомнений, целительна от всякого недуга. Однако существуют источники, которые Премудрость Божия наделила особой благодатью помогать в той или иной болезни. Так, рядом с Псковско-Печерским монастырем расположен источник св. Иоанна Предтечи, вода из которого особенно помогает при головных болях. Около Старого Изборска есть источник, вода которого исцеляет глазные болезни. В Киево-Печерской Лавре есть храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Каждый день здесь совершаются молебны о здравии, освящается вода, принимая которую десятки тысяч людей получают исцеление.

Разумеется, не у всякого верующего есть возможность посетить святые источники. Этим верующим православный врач и священник о. Вадим предлагает помолиться иконе Божией Матери «Живоносный источник», перед которой молятся страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все, обращающиеся к Ней с верой, получают исцеление. Вот слова молитвы пред иконой Божией Матери «Живоносный источник»:

Царице моя преблагая, Надежде моя Богородице, прибежище сирых и странных Представительнице, скорбящих радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши; яко не имам иныя помощи разве Тебя, ни иныя Представительницы, ни Благая Утешительницы, токмо Тебя, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Для рассказа обо всех святых источниках на Руси не хватит не то что газетных страниц, не хватит даже толстого тома. И уж точно никакие книги не вместят перечня тех чудесных исцелений, которые случались и случаются! - при посещении больными святых источников. Мы не будем даже пытаться пересказывать хотя бы малую часть таких историй. Расскажем о другом: о том, что бессмысленно уповать на помощь святых источников, если в сердце нет истинной веры в Бога. Нелишне тут вспомнить и наставление святого Феофана Затворника.

«Сходить в какое-либо святое место, в чаянии исцелиться, хорошо, - наставлял Феофан Затворник. - Но не по своему гаданию, а когда будет такое указание. На колодезь отца Серафима Саровского хорошо добраться… но если вера есть теплая». Святитель говорит нам, что посещать святые источники куда полезнее с благословения старца или приходского священника. А самовольные «купания» часто не дают ожидаемого результата.

Во оставление грехов моих…

Освященная вода очищает верующих людей, укрепляет их подвиг спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в святую воду при крещении, и святая вода в этом таинстве омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно используется при освящении храмов и всех предметов, употребляемых в богослужении. Без святой воды невозможно освящение домов, автомашин, любого обиходного предмета. Нас окропляют святой водой при крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный несет домой сосуд со святой водой и хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и при всякой немощи.

Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается православными только натощак. Она, принимаемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему святой водой окропляют жилище и всякую вещь.

Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленной воды. Преподобный Амвросий послал смертельно больному бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Чтобы святая вода принесла пользу, надо заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и дел. И при каждом прикосновении к святой воде возносить - в уме и в сердце - молитву. Слова молитвы на принятие Просфоры и Святой Воды просты и всем понятны.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святыя Твоя во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Сататья Александра ОКОНИШНИКОВА, перепечатано из газеты «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Посмотрите фильм "Великая тайна воды"

В православии всегда существовало особое отношение к воде. Кажется, что сама эта субстанция стала символом чистоты, новой жизни, а также силой, способной полностью обновить тело и душу человеческую. Святая вода. В ней мы крестим новых членов Церкви, водой освящяем всякое начинание, водой же прогоняем нечистую силу. Особое место занимают святые источники, чья вода чудесным образом способна исцелить любые телесные и духовные недуги. Надо только поверить...

Святой источник Сергия Радонежского

Источник находится у деревни Взглядово Сергиево-Посадского района Московской области. По преданию, источник забил по молитве Сергия Радонежского, который остановился здесь по дороге в Киржач. Интересно и то, что вода источника слегка минерализована и близка по составу к кисловодскому нарзану, так что специалисты советуют пить ее в ограниченном количестве как лечебную.

Источник этот почитается православными как исцеляющий и животворящий уже более 600 лет. В 1997-2000 годах у источника был построен паломнический центр с деревянной церковью Сергия Радонежского. Каждому из потоков этого ключа приписывают разные целебные свойства: правый - «от сердца», средний - «от головы», левый - «от женских болезней».

Чтобы подойти к источнику, надо подняться по деревянной лестнице с несколькими площадками для отдыха. Купальня, состоящая из открытого водоема под крышей и закрытого помещения, находится справа от нее. Принимать водные процедуры можно в купели, а можно встать под ниспадающую струю, которая бьет с 20-ти метровой высоты и сбивает с ног. Температура воды там круглый год - +4 градуса.

Источник в селе Ташла

Находится источник в ставропольском районе Самарской области. Возник он на месте чудесного явления иконы Божьей Матери Избавительницы от бед. История этого чуда была задокументирована во всех подробностях.

В 1917 году уроженка села Ташла Катерина Чугунова обнаружила этот образ в овраге. Вместе с двумя подругами Феней Атяшевой и Пашей Гавриленковой они отнесли икону в Свято-Троицкий сельский храм, где по этому случаю был отслужен молебен. Но вскоре икона вновь исчезла и снова была обретена в том же самом овраге, где ее обнаружили впервые, только теперь икона лежала в воде, а из-под земли бил родник.

Уже тогда источник был известен чудесными исцелениями от многочисленных недугов. Но в 1925 году храм был закрыт, а на месте источника был разбит скотный двор. Только недавно источник был восстановлен и к нему вновь потянулись люди.

Дивеевские источники

Преподобный Серафим Саровский является одним их самых почитаемых русских святых. Помимо мощей батюшки Серафима особым почитанием пользуются источники, которых много вокруг саровской пустыни и Дивеевского женского монастыря и лесов города Сарова. Сама дальняя пустынь, где 1000 дней и ночей в молитве провел преподобный Серафим, сейчас находится на территории Российского Ядерного Центра в Сарове, куда доступ запрещен всем, кроме жителей этого города.

Наибольшей известностью среди Дивеевских источников в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис около деревни Цыгановка, у хутора Хитрый. Он как раз расположен на окраине саровского леса, освященном подвигами преподобного Серафима.

История существующего источника батюшки Серафима такова.

Солдатам, которые несли службу на границе охраняемой зоны в лесу вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: "Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода.

Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка.

Ручей Иоанна Богослова

С XIII века ведет свою историю Иоанно-Богословский мужской монастырь, основанный византийским иноком Гусарем на левом берегу Оки.

Еще с малых лет Гусарь молился апостолу Иоанну о наставлении в иконописи. Молитвы его были услышаны. В итоге мальчик стал прекрасным иконописцем. В зрелом возрасте он, по настоянию Иерусалимского патриарха, отправился на Русь, к рязанскому князю, чтобы искусством своим украсить местные церкви. Обитель, основанная Гусарем, смогла пережить и внутренние междоусобицы русских князей, и батыево нашествие, а главное - прославил землю русскую множеством прекрасных иконописцев.

Образ апостола Иоанна, написанный самим Гусарем, известен был многими чудесами. Он остановил в рязанской земле эпидемии холеры в 1848 и 1892 годах, а в 1865 году остановил пожар в Пощупове. Возле него исцелились многие паломники.
Но особенно стал знаменит своими исцелениями святой ручей, что течет возле обители. Можно услышать много историй об исцелениях от самых различных болезней, в том числе и от таких, за которые не брались даже врачи. Это и болезни сердца, и последствия тяжелейших травм головного мозга, и даже рак.
Находится мужской Иоанно-Богословский монастырь и святой источник при нем у села Пощупово в Рязанской области.

Святой источник Пафнутия Боровского

Кому не известна Оптинская пустынь? Если не благодаря святым старцам, ее прославившим, то по "Братьям Карамазовым" Достоевского. Обитель эта, хоть и славится на всю Россию, но считается достаточно молодой. Возникла она только во второй половине XIX века. И строили ее не князья и бояре, а те самые святые старцы и простой люд города Козельска. Просуществовав чуть более 50 лет, монастырь был закрыт и вернут верующим только в 1987 году. Но и за это небольшое время смогла возродиться слава этого святого места.

Гораздо меньшую известность имеет источник преподобного Пафнутия Боровского, что при Оптиной пустыни. Хотя источник этот славен многочисленными исцелениями от самых тяжелых недугов. В Оптиной пустыни с давних пор существовала традиция совершать сюда крестные ходы - ежегодно 1 мая и 14 сентября. Над ключом была возведена часовня. А недавно источник был оборудован двумя купальнями для паломников.

Анастасия Некрасова

Иногда врачи только недоуменно пожимают плечами, рассматривая снимки или анализы человека, которого они некоторое время назад объявили неизлечимо больным. А когда начинают расспрашивать, то выясняется, что их пациент обратился к высшим силам и получил исцеление.

Чего тут больше – целительной силы святых мест, мощей и икон или процессов, запущенных подсознанием – каждому решать самостоятельно. Хотя то, что в России есть места, которые возвращают здоровье, сомнений уже не вызывает. Слишком много реальных свидетельств чудотворности и созидательной силы, которые не поддаются логическому объяснению.

сайт расскажет, где в нашей стране можно найти помощь и избавиться от различных недугов с помощью христианских реликвий. К сожалению, упомянуть обо всех таких местах просто нереально, поэтому мы ограничимся перечислением только некоторых из них.

Святые источники и целительные места

Дивеевские святые источники

Село Дивеево, находящееся в Дивеевском районе Нижегородской области, знаменито в первую очередь тем, что здесь жил и проповедовал Серафим Саровский, и тем, что в Серафимо-Дивеевском монастыре покоятся его мощи, обладающие невероятной целительной силой.

Однако не только они привлекают сюда страждущих. На территории села располагаются и святые источники, каждый их которых наделен особыми лечебными свойствами. Из каких-то водоемов можно только пить , а какие-то оборудованы удобными купальнями. Едут сюда с самыми разными заболеваниями, и, по словам тех, кто тут побывал, молящиеся получают не только физическое исцеление, но и облегчение душевных мук.

А вообще, в Дивеево находятся сразу несколько реликвий, которые считаются чудотворными. Это и мощи старцев Глинской пустоши (пустыни), и мощи Марфы Дивеевской, и список с иконы Божией Матери «Умиление», и знаменитая Святая Канавка (прим. ред. – у христиан дорожка по которой прошла Царица Небесная). И всем этим святыням приписывают способность исцелять.

Александро-Ошевенский мужской монастырь

Святые места России: где и как просить исцеления и здоровья

Православный монастырь находится в селе Ошевенское Карпогольского района Архангельской области. К сожалению, он сохранился не полностью. Какие-то строения реставрируются, но что-то восстановлению, увы, не подлежит. Тем не менее, на территории монастыря есть несколько мест, осененных благодатью основателя этой обители – Александром Ошевенским.

Первым таким примечательным местом являются два камня-следовика. Создается впечатление, что на валуны встал человек и оставил на них свои следы. По поверьям – это отпечатки ног Александра Ошевенского. Считается, что если наступить «след в след», то исчезнут все недуги.

Есть здесь и святой источник, над которым стоит крест. Люди верят, если испить воды из этого родника, то утолятся печали,уйдет усталость и тоска, прекратится депрессия. Когда-то рядом с этим ключом отдыхал преподобный Александр и набирался сил и духовного смирения.

А под разрушенным Собором Успения Пресвятой Богородицы почивают мощи самого Александра Ошевенского. И, говорят, если побыть там некоторое время, то проходит любая физическая боль.

Чудотворный источник, село Алешня

В Дубровском районе Брянской области есть село Алешня. А в нем – святой источник. Рассказывают, что когда-то на этом месте странники-паломники останавливались на ночлег под большим раскидистым деревом. Но вот однажды в него ударила молния, и оно в одночасье рассыпалось. Однако там, где оно росло, забил родник, обладающий целительной силой.

Считается, что особенно его воды помогают тем, у кого проблемы с опорно-двигательной системой и исцеляют раны, полученные во время путешествий. Называют этот источник Громовым колодезем. Некоторое время назад его освятили, то есть он получил благословение церкви.

Уллу-тау – горный массив центрального Кавказа, гора Адырсу

Святые места России: где и как просить исцеления и здоровья

Местные говорят, что на Уллу-тау живут ангелы, дающие исцеление тем, кто в этом нуждается. А самым чудотворным местом считается подножье горы Адырсу. Именно сюда многие поколения аборигенов привозили неизлечимо больных и оставляли на некоторое время. Чудесные исцеления происходили настолько часто, что это уже перестало удивлять. Приходили сюда и матери, у которых рождались слабые и больные дети – и малыши тоже выздоравливали.

Еще один знаменитый список с этой иконы находится в Храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище в Москве. И тут часто наблюдают ее мироточение (прим. ред. – появление на иконах маслянистой влаги), что считается признаком особой чудотворности и целительной силы.

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский)

Святые места России: где и как просить исцеления и здоровья

Мощи Саввы Сторожеского, первого и самого значимого ученика Сергия Радонежского, покоятся в Саввино-Старожевском монастыре в Звенигороде. Еще при жизни преподобный Савва славился своим целительским даром. К нему приезжали и простые люди, и влиятельные московские вельможи. Он никому не отказывал в помощи и в исцелении. И до сих пор от раки (прим. ред. – ящика, гроба) с его мощами исходит такая чудотворная сила, что телесные и душевные недуги проходят.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...