«современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семинар – практикум Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Казакова Е. М., ст. воспитатель д/с «Солнышко» СП МБОУ «Устьянская СОШ» Март 2016 г.

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»). План проведения семинара: 1. Вводное слово «Эффективность работы по ФЭМП у дошкольников» 2. Формирование ЭМП на логопедических занятиях (из опыта работы учителя - логопеда Ким Л. И.) 3. Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования» 4. Рефлексия.

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом (А.Франс).

Условия обучения математике в ДОУ Соответствие современным требованиям Взаимодействие с семьями воспитанников Характер взаимодействия взрослого и ребенка Поддержание познавательного интереса и активности ребенка Преодоление формализма в математических понятиях дошкольников Использование разнообразных форм организации познавательной деятельности

Игра «В нужном месте, в нужное время, в необходимых дозах»

2. Формирование ЭМП на логопедических занятиях (из опыта работы учителя - логопеда Ким Л. И.)

3. Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования» Подготовила: Казакова Е. М., старший воспитатель д/с «Солнышко» СП МБОУ «Устьянская СОШ» Март 2016

«Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией». А.Г. Асмолов, руководитель рабочей группы по созданию ФГОС ДО, директор ФИРО

Под деятельностным подходом понимается такая организация образовательного процесса, при которой обучающийся осваивает культуру не путём передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Технология «Ситуация» – модификационная технология деятельностного метода для дошкольников. Педагог создаёт условия для «открытия» новых знаний детьми

Структура технологии «Ситуация» 1) Введение в ситуацию. 2) Актуализация. 3) Затруднение в ситуации. 4) «Открытие» детьми нового знания. 5) Включение в систему знаний и повторение. 6) Осмысление.

I. Введение в игровую ситуацию: - ситуативно-подготовленное включение ребенка в познавательную деятельность; ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре. Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Рекомендации к проведению: - доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка беседа, сообщение и т.п. (Вы любите путешествовать? Хотите отправиться в.. и т.п.). Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

2. Актуализация: - актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала, и предметная деятельность детей Дидактические задачи: актуализировать знания детей. Требования к этапу 1. Воспроизводятся знания, умения, навыки, являющиеся основой для «открытия» нового знания или необходимые для построения нового способа действий. 2. Предлагается задание, требующее от детей нового способа действия.

3. Затруднение в игровой ситуации: - фиксация затруднения; - установление причины затруднения. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания или способа действий; развивать мышление и речь. Требования к этапу С помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» возникшее затруднение фиксируется в речи детей и формулируется педагогом.

4. «Открытие» нового знания: - предлагаются и принимаются новый способ действий, новое понятие, новая форма записей и т.д. Дидактические задачи: формировать понятие или представление об изучаемом; развивать мыслительные операции. Требования к этапу С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, идеи и обосновывать их. 3. Воспитатель выслушивает ответы детей, обсуждает их с остальными, помогает делать вывод. 4. Используются предметные действия с моделями, схемами. 5. Новый способ действий фиксируется в словесной форме, в виде рисунка или в знаковой форме, предметной модели и т.д. 6. С помощью воспитателя дети преодолевают возникшее затруднение и с помощью нового способа действия делают выводы.

5.Включение нового знания в систему знаний ребенка - усвоение нового способа действий; - закрепление нового понятия, нового знания, нового оформления записей и т.д.; - обеспечение выражения знаний в разной форме; - углубление понимания нового материала. Дидактические задачи: тренировать мыслительные способности (анализ, абстрагирование и т.д.), коммуникативные способности; организовывать активный отдых детей. Используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»

6. Итог занятия (осмысление): - фиксация в речи детей нового знания; - анализ детьми собственной и коллективной деятельности; - помощь ребенку в осмыслении им своих достижений и проблем. Дидактические задачи: осмысление детьми деятельности на занятии. Требования к этапу. 1.Организация рефлексии детей и их самооценки своей деятельности на занятии. 2. Фиксация достигнутого результата на занятии - приобретения нового знания или способа деятельности. Вопросы: - «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогали? «Почему нам это удалось?», «Вам удалось…, потому что вы узнали..» Важно создать ситуацию успеха («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»)

Работа в группах Составить алгоритм занятия по этапам и подобрать к частям соответствующие дидактические задачи. Работа с конспектами. Задача педагогов: проанализировать занятие, выделить этапы, написать дидактические задачи на каждый этап.

Спасибо за работу! Рефлексия. Метод «Определи дистанцию»

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»).

План проведения семинара:

1. Вводное слово «Эффективность работы по ФЭМП у дошкольников»

2. Формирование ЭМП на логопедических занятиях (из опыта работы учителя - логопеда Ким Л. И.)

3. Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования»

4. Рефлексия.

Примерное решение:

1. Для повышения уровня развития у детей познавательных способностей в области математического развития использовать эффективные формы организации совместной образовательной деятельности с детьми как на занятиях, так и в режимных моментах. Срок - постоянно, отв. - воспитатели групп.

2. В родительских уголках размещать информацию по проблеме формирования у детей математических представлений (в том числе подборки математических). Срок - регулярно до конца года и далее. Отв. - воспитатели.

3. Продолжить изучение и использовать в работе современную образовательную технологию «Ситуация» (открытие нового знания) как одну из эффективных средств обучения дошкольников. Срок - постоянно. Отв.- воспитатели.

1. Все вы знаете, что в дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания, памяти, воображения, речи. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми.

Соответствует ли содержание и технологии реализуемой программы современным требованиям?

Основной задачей стало не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Важно не просто дать сумму знаний, а научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей.

Выделим несколько важных условий обучения математике в дошкольном возрасте.

Условие первое . Образование должно соответствовать современным требованиям. Готовность ребенка к школе, позволяющая включать его в систему обучения, происходит у каждого в индивидуальные сроки. При этом возникает необходимость соединения того, что может ребенок усвоить, с тем, что целесообразно развивать, используя при этом разнообразные средства дошкольной дидактики.

Условие второе . Обеспечить удовлетворение потребностей в математическом развитии ребенка возможно при взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей. Семья в большей степени, чем другие социальные институты, способна внести важный вклад в обогащение познавательной сферы ребенка.

Условие четвертое . Необходимо поддерживать познавательный интерес и активность ребенка. Учеными подмечено, что в словаре пяти - шестилетнего ребенка наиболее употребляемое слово – «почему». С этого начинается открытие мира. Размышляя над увиденным, ребенок стремится объяснить его, используя свой жизненный опыт. Иногда логика в детских рассуждениях наивна, но она позволяет увидеть, что ребенок пытается связать разрозненные факты и осмыслить их.

Условие пятое . Важно научиться распознавать возникающий формализм в математических понятиях дошкольников и преодолевать его. Порой взрослые поражаются, как быстро ребенок усваивает некоторые довольно сложные математические представления: легко узнает трехзначный номер автобуса, двузначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона. Это само по себе хорошо, но не является абсолютным показателем математического развития и не гарантирует школьные успехи в будущем. Вместе с тем у ребенка может вызвать затруднение простой вопрос, где надо не просто воспроизвести знания, а применить их в новой ситуации.

Условие шестое . При обучении математике необходимо использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности и методические приемы, обогащать игровое общение, разнообразить повседневную жизнь, обеспечить партнерскую деятельность, стимулировать самостоятельность.

При этом важна активность самого дошкольника – обследовательская, предметно - манипулятивная, поисковая. Собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций в учебниках математики или рассказом воспитателя. Педагог умело направляет процесс познания, подводит ребенка к значимому для него результату. Использование современных педагогических технологий позволяет расширять представления детей, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять возможность их применения, актуализировать знания, развивать упорство и любознательность.

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом (А.Франс).

Содержание элементарных математических представлений, которое усваивают дети дошкольного возраста, вытекает из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность. Каждое направление наполняется конкретным, доступным для детей содержанием и позволяет формировать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира; упорядочивать представления об отношении объектов по отдельным параметрам (характеристикам): форме, величине, количеству, пространственному расположению, временной зависимости.

На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.

Ключом педагогической технологии при реализации нашей программы является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение, которое осуществляется в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Латентное (скрытое) обучение обеспечивает накопление чувственного и информационного опыта. Перечислим факторы, способствующие этому.

Обогащенная предметная среда.

Специально продуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная, учебная нематематическая).

Продуктивная деятельность.

Познавательное общение со взрослыми, обсуждение вопросов, появляющихся у ребенка.

Коллекционирование примечательных фактов, наблюдение в различных сферах науки и культуры за развитием идей, интересующих и доступных сегодняшнему пониманию дошкольника.

Чтение специальной литературы, популяризирующей достижения человеческой мысли в области математики и смежных наук.

Экспериментирование, наблюдение и обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.

Реальное (прямое) обучение происходит как специально организованная взрослым познавательная деятельность всей группы или подгруппы детей, направленная на усвоение основных понятий, установление взаимосвязи между условиями, процессом и результатом. Эвристические методы помогают ребенку устанавливать зависимости между отдельными фактами, самостоятельно «открывать» закономерности. Проблемно-поисковые ситуации обогащают опыт применения разных способов при решении познавательных задач, позволяют комбинировать приемы и применять их в нестандартных ситуациях.

Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, дидактических и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной игротеке для детей и родителей, использование различных видов праздников и досугов. При этом легко достигается индивидуальная дозировка в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий. Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию гуманных и педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников.

Сочетание латентного, реального и опосредованного обучения обеспечивает интеграцию всех видов детской деятельности. Именно комплексность в подходе к образованию дошкольников позволяет полноценно использовать сензитивный период.

В математическом развитии дошкольников широко используется важное средство обучения – игра. Однако эффективным оно становится в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Игра, формализованная, жестко регламентированная взрослым, затянутая во времени, лишенная эмоционального накала, может принести больше вреда, чем пользы, так как гасит интерес ребенка и к играм, и к обучению.

Замена игры однообразными упражнениями при обучении математике нередко встречается в домашнем и общественном воспитании. Детей подолгу заставляют упражняться в счете, выполнять однотипные задания, предполагают однообразный наглядный материал, используют примитивное содержание, занижающее интеллектуальные возможности детей. Взрослые, руководя игрой, сердятся, если ребенок дает неверный ответ, рассеян, проявляет откровенную скуку. У детей появляется отрицательное отношение к подобным играм. На самом деле достаточно сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним еще.

Об использовании математических игр в совместной образовательной деятельности с детьми мы говорили на консультации.

2. Формирование ЭМП на логопедических занятиях (из опыта работы учителя - логопеда Ким Л. И.) Текст выступления прилагается.

3. Технология «Ситуация»

Метод «Определи дистанцию». На мольберт выставляется тема «технология «Ситуация» (открытие нового знания)»

Педагогам предлагается встать на такое расстояние от мольберта, которое может лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к данной теме. Затем педагоги объясняют выбранное расстояние одним предложением.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи.

В основу организации образовательного процесса положена технология деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон.

Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждой образовательной ступени управлять самостоятельной познавательной деятельностью детей, учитывая их возрастные особенности и возможности.

Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля, ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем.

В образовательном процессе у воспитателя две роли: роль организатора и роль помощника.

Как организатор он моделирует образовательные ситуации; выбирает способы и средства; организует образовательный процесс; задает детям вопросы; предлагает игры и задания. Образовательный процесс должен быть принципиально нового типа: воспитатель не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и заданий. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!», «Хочу узнать!» и тому подобное, значит, воспитателю удалось исполнить роль организатора.

Как помощник взрослый создает доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечает на вопросы детей, в ситуации затруднения помогает каждому ребенку понять, в чем он не прав, исправить ошибку и получить результаты, замечает и фиксирует успех ребенка, поддерживает в нем веру в свои силы. Если детям психологически комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не боятся высказать мнения, обсуждать различные проблемы, то значит, что педагогу удалась роль помощника. Роль организатора и помощника дополняют друг друга.

Одной из таких технологий является технология «Ситуация», с которой мы сегодня познакомимся.

Используется презентация.

Структура технологии «Ситуация»

Целостная структура технологии "ситуация" включает в себя шесть последовательных этапов. Я хочу их кратко осветить.

1 этап "Введение в ситуацию".

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (детская цель). Воспитатель включает детей в беседу, личностно- значимую для них, связанную с их личным опытом.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите? Сможете?». Вопросом «хотите» педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности. Нужно сделать так, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что он сам принял решение включиться в деятельность, исходя из этого у детей формируется интегративное качество, как активность. Случается, что кто-то из детей отказывается от предлагаемой деятельности. И это его право. Можно ему предложить посидеть на стульчике и понаблюдать за игрой остальных ребят. НО при отказе от деятельности можно сидеть на стульчике и наблюдать за другими, но в руках при этом не должно быть никаких игрушек. Обычно такие «бастующие» возвращаются, так как сидеть на стульчике и ничего не делать скучно.

2 этап "Актуализация".

Подготовительный к следующим этапам, на которых дети должны сделать "открытие" для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей "детской" цели и не догадываются, что воспитатель ведет их к новым открытиям.

Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей первичных ценностных представлений о том, что хорошо и что плохо.

3 этап "Затруднение в ситуации".

Данный этап ключевой. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой с помощью вопросов "Смогли?" - "Почему не смогли" воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявить его причины. Данный этап заключается словами воспитателя "Значит, что нам надо узнать? ".

4 этап "Открытие детьми нового знания (способа действия).

Воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. С помощью вопроса "Что нужно делать, если чего-то не знаешь? " воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

На этом этапе дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного «открытия» нового знания.

5 этап Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность. Используются вопросы: "Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? ". Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников.

6 этап "Осмысление" (итог) .

Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижений цели и определение условий, которых, которые позволили добиться этой цели.

С помощью вопросов "Где были? ", "Чем занимались? ", "Кому помогли?" воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижения детской цели. Далее с помощью вопроса "Почему вам это удалось?" воспитатель подводит детей к тому, что они достигли детскую цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Воспитатель сводит детскую и учебную цели и создает ситуацию успеха: "Вам удалось, потому что вы узнали (научились)”.

Учитывая значение эмоций в жизни дошкольника, особое внимание здесь следует уделить созданию условий для получения каждым ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного вывода.

Итак, технология ситуация является инструментом, позволяющим системно и целостно формировать у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий, сохраняя при этом своеобразие ДОУ как образовательного учреждения, приоритетом которого является игровая деятельность.

Просмотр видеозаписи занятия.

Практическая работа педагогов.

1. Деление на 2 команды метод «Выбери полоску». Работа у мольберта.

Предлагаются полоски короткие и длинные. Педагоги выбирают полоску, формируют команду (все длинные - одна команда, все короткие - вторая).

Работа в группах. Составить алгоритм занятия по этапам и подобрать к частям соответствующие дидактические задачи.

Конверты с этапами и дидактическими задачами.

Контроль : ведущий зачитывает правильный ответ, команды проверяют выполнение.

2. Деление на 4 команды методом «Найди цифру». Педагоги выбирают карточку с изображением предметов от 1 до 4. Находят стол с соответствующей количеству предметов цифрой.

Работа в группах. Работа с конспектами. Командам даются конспекты занятий, составленных на основе данной технологии, но без отметки этапов занятия. Задача педагогов: проанализировать занятие, выделить этапы, написать дидактические задачи на каждый этап.

Контроль: после выполнения задания, командам выдается образец конспекта с отмеченными этапами и дидактическими задачами. Команды проверяют себя сами.

4. Рефлексия.

Метод «Определи дистанцию». Снова предлагается педагогам встать на таком расстоянии от мольберта с темой семинара, которое может лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к данной теме. Затем педагоги объясняют выбранное расстояние одним предложением.


Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам.

Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией), накопить логико-математический опыт.

В проблемно-игровой технологии логико-математические игры представлены в виде групп: настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик» и др.; игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др.; игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.; игры из серии «Кубики и цвет» , «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др.; игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др.; игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки») и др.

Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре собственного воображения, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи. Технология может быть представлена последовательными шагами: от освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности, а затем переход к участию в играх на более высоком уровне и, как правило, вновь возникающие игры взрослого с детьми или успешно играющими в них детьми. Эти игры отличаются от тех, которые ребенок осваивал на начальном этапе, измененным сюжетом, преобразованным ходом игры, поэтому они приобретают необходимую для ребенка сложность и эмоциональную насыщенность.

Носовой разработан комплекс игр и упражнений, которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду». Она разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Проблемно-игровая технология предполагает использование творческих задач, вопросов и ситуаций. Такие задачи помогают ребенку устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, главное - ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от осознания собственных возможностей. При этом надо помнить, что слишком простая задача ребенку неинтересна. Рекомендуется разделить все задачи на несколько уровней сложности и предлагать их по мере освоения ребенком задач предыдущего уровня. Формирование готовности детей к решению задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с ребенком. Взрослый может навести ребенка на решение задачи с помощью творческих вопросов. Например, нарисуй кошку, не рисуя ее. Вариантом выполнения этого задания является рисование части кошки, по которой можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части). Как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты? Последняя задача может быть решена через осознание структуры геометрических фигур. Можно предложить ребенку решать эту задачу практическим путем, накладывая квадрат на квадрат. На самом высоком уровне дети могут сами составлять творческие задачи и предлагать их сверстникам.

Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в познании». Ребенок сталкивается с ней в условиях занимательных задач, задач-шуток, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению и т.д. Чаще всего проблемы транслирует ребенку взрослый, организуя совместную деятельность с ребенком. Они могут выступать в виде проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Сколько способов деления квадратов на треугольники существует? Какие общие признаки есть у числа четыре и слона?

Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата. Авторы ТРИЗ-технологии предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу».

Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Наряду с упражнениями ТРИЗ-технология предлагает специальные игры типа «Хорошо-плохо», «Что во что входит», «Выбери троих» и др., составленные педагогом на основе известных детям сюжетов. Например, в игре «Хорошо-плохо» в качестве объекта выбирается треугольник. Необходимо назвать все хорошее, что связано в жизни людей с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку; и все плохое: острый, не катается, заваливается. В игре «Выбери троих» предлагается назвать три слова, имеющих отношение к математике и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, «круг», «четыре», «маленький» - в игре можно использовать четыре круга как тарелки для кукол. В игре «Да и нет» педагог загадывает слово, а дети разгадывают, задавая вопросы так, чтобы педагог мог отвечать только «да» или «нет». Например, задумано число из первых пяти цифр (4). Дети задают вопрос: «Это число больше двух?» Воспитатель отвечает да или нет. Диалог продолжается.

Ещё одна технология - эвристическая технология. Суть состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Поэтому целью технологии является оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей. Математическую информацию ребенок получает через свободное образовательное взаимодействие с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира (число, форма, величина). В результате ребенок самостоятельно, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и рефлексию, сможет овладеть математическими закономерностями, присущими объективной реальности.

Авторы этой эвристической технологии рекомендуют использовать когнитивные и креативные (творческие) методы. К когнитивным методам относят: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод ошибок и др. Так, методы вживания - «вчувствование», «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Например, представь себе, что ты число 5 (треугольник, цилиндр). Какое ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать? Эвристические вопросы - позволяют ребенку получить сведения об изучаемом объекте (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта. Метод ошибок - использование ошибок для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей и боязнь детей совершить ошибку. Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли быть на самом деле, что 4 меньше 3. Да, может, если речь идет о 4 днях и 3 неделях.

К креативным относятся методы придумывания, гиперболизации, мозгового штурма, метод синектики и др. Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде. Например, нарисовать город с жителями сказочными числами. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение изучаемого объекта и его отдельных частей или качеств с целью выявления его сущности. Например, придумайте многоугольник с самым большим количеством углов. Агглютинация - это соединение качеств, частей объектов, несоединимых в реальной жизни. Например, вершина пропасти, пустое множество.

Большой популярностью пользуется метод мозгового штурма. А. Осборн (создатель метода) предложил разделить процесс выдвижения гипотез и их оценку, анализ. Сегодня этот метод рекомендуется использовать и в работе с дошкольниками. Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и неудачные. Идеи можно записать. Например, как выручить бусинку из «ледяного плена» (бусинка в кубике льда)? Идеи: прорубить лед! Подержать в руках и кубик льда растает. То есть, педагог принимает любые идеи без эмоциональной и рациональной оценки. Ребенку не говорят, что нет бура, что руки замерзнут и можно простудиться. К этим выводам дети приходят сами на основе анализа, после того, как будут высказаны все идеи. Анализ проводится по следующим вопросам: Что положительного в идее? Что отрицательного? Подумайте, какая идея самая лучшая. В итоге можно проверить идеи. Мозговой штурм можно применять и при подготовке к праздникам, например, создать идеи детей и родителей.

Метод синектики заключается в поиске аналогий. Синектика, в переводе с греческого, означает «объединение разнородных элементов». В работе с детьми предлагают использовать прямую аналогию, то есть один объект сравнивается с другим из другой области. Видом прямой аналогии является функциональная аналогия - найти в окружающем мире объект, который выполняет аналогичные функции, например, солнце и плита для приготовления пищи. При этом важно ответить на вопросы: какие функции выполняют эти объекты, что общего и что отличного в этих функциях? Аналогия по цвету: солнце - одуванчик, лампа, лимон, лиса и т.д. Личная аналогия - умение поставить себя на место другого объекта. Например, какое отношение к себе со стороны других детей вы предпочитаете? Что бы вас беспокоило, если бы вы были дверью, числом пять, треугольником и тд.?

Этапы использования синектики в работе с детьми: формулировка проблемы педагогом; формулировка проблемы детьми; генерация идей на основе вопросов, предложенных педагогом, наводящих на решение проблемы. Рекомендуется использование таких видов аналогии как прямая, личная, символическая. Например, придумать правила сравнения однозначных чисел. Дети: почему 5 больше, чем 3? Воспитатель: Зачем нам известен состав числа из единиц, приемы приложения и наложения, счет парами? Этот вопрос задается для того, чтобы у детей возникли аналогии, что может натолкнуть на мысль о пригодности того или иного правила для сравнения произвольных пар однозначных чисел; личная аналогия может выявить глубину математических знаний; символическая - может навести на мысль об упорядочении натурального ряда чисел.

Наряду с использованием когнитивных и креативных методов рекомендуется предлагать ребенку задания креативного типа. Среди таких заданий придумать обозначение числа, звука, буквы, сформулировать математическую закономерность. Наряду с этими заданиями можно предложить ребенку сочинить сказку, поговорку, рифму, составить кроссворд, задания для других детей. Перевести фрагмент с языка одного предмета на другой, например, нарисовать музыку с помощью геометрических фигур, оживить число, определить цвета дней недели. Изготовить поделку, модель, маску, математическую фигуру, придумать свои игры с числами и фигурами.

Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

математический дошкольник обучение игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, в том числе игровые. Игра для ребенка является естественной формой и средством познания мира. Для воспитателя правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

Используя игру в образовательном процессе, необходимо обладать, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Занятия строятся таким образом, что дети каждый раз узнают что-то новое. На занятиях по математике в младшей и средней группе часто использую сказки, так называемые занятия, с математическим сюжетным содержанием например: «Путешествие», «День рождения», «К нам гости пришли», «Сказка про колобка на новый лад»,где дети выполняли задания которые им предлагали герои сказки. Смысл таких занятий в том, что все задачи данного занятия объединяются одним общим сюжетом. Детям нравится такая математическая сказка, они с удовольствием выполняют задания и решают задачи.

В старших группах использую исследовательско-экспериментальную деятельность, решение проблемных задач. Дети подготовительной к школе группе на занятии «садятся в ракету» и попадают на математическую планету, где их встречают различные геометрические фигуры. Помимо этого, дети выполняют различные двигательные упражнения: «Зарядка по карточкам», «Изобрази фигуру», в том числе предлагаются двигательные игры: «Спрячь лягушат от цапли», «Телефоны», «Соедини вагоны», выполняют творческие задания «Выложи палочками», «Как можно поиграть», «Дорисуй картинку».

Постепенно, в каждой возрастной группе задания усложняются. Ребёнку предлагается не просто высказать предполагаемое решение, но и объяснить, почему он так думает. Взаимоотношение педагога и ребёнка выстраиваются в форме диалога сотрудничества.

Во время занятий дети не только общаются с педагогом, но и взаимодействуют друг с другом. Прежде всего, это осуществляется во время проведения дидактических игр. Например, дети младшего возраста выкладывают на полу домино. Игры их носят пока характер совместного действия. Дети среднего возраста, получают карточки с изображением телефонов, которые нужно соединить в пары, найти одинаковые по форме. Дети встают из-за столов и начинают сравнивать карточки, постепенно образовывая нужные пары. При этом дети вынуждены общаться, иногда доказывать или объяснять друг другу правильное решение.

Предлагаю многофункциональные игры например такие:«Сегодня на прогулке», « Что видели в лесу»,и др. Такие игры многофункциональны, так как каждый раз возвращаясь к игре, ребёнок получает новое индивидуальное задание (например, детям, которые уже справились с заданием, можно предложить поменяться карточками).

К пяти годам дошкольник переходит от индивидуальных игр к играм в компании сверстников. Поэтому, начиная с этого возраста, предлагаю командные игры. Так в игре «Живые числа», для усвоения количественного счёта в старшей группе, дети получают перемешанные карточки с цифрами и выстраиваются по порядку. Побеждает команда, первая построившаяся правильно. При этом, дети, стремясь победить, не только быстрее выполняют задание, но и обучают друг друга в процессе игры, помогая игрокам своей команды. Специально ставлю команды друг против друга, чтобы каждому был хорошо виден числовой ряд противоположной команды, при этом, делая проверку, дети наглядно закрепляют порядок чисел.

Другой вид дидактических игр, используемых в работе с детьми, – это игры, не требующие никаких дидактических пособий, что очень удобно для организации педагогического процесса. Например, игра «Дни недели». Из группы детей выбираются семь человек, которые выстраиваются по порядку. Первый игрок – понедельник, второй вторник и так далее. Задаю вопросы, соответствующий день недели делает шаг вперёд. Например, «второй день недели», «день недели, идущий перед пятницей», «день недели – середина будних дней» и так далее. Остальные дети внимательно следят за правильностью выполнения заданий игроками. Такая наглядная игра не только помогает запомнить порядок дней недели, но и разъясняет смысл их названий, даёт больший эффект, чем при простом заучивании.

В дошкольном детстве ребёнок лучше воспринимает информацию в движении. Например, дети показывают фигуры, руками, или рисуют пальчиком в воздухе. Так в игре «Геометрические фигуры», дети под музыку изображают движениями-символами фигуры, которые я показываю с помощью карточек.

При этом образовательная среда организована таким образом, что легко происходит смена разных видов деятельности: дети сидят на ковре, выполняют упражнения или играют в двигательные игры, сидят за столами, запоминают различную информацию в стихотворной форме с движениями. При этом они получают психологический настрой под спокойную музыку, сопровождающую процесс выполнения некоторых заданий.

Из всего многообразия занимательного материала при организации НОД с детьми по ФЭМП я часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей представлениями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактические игры являются одним из средств реализации программных задач.

Настольно-печатные игры: «Найди различия», «Сравни и подбери», «Одним словом», «Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Логика», «Четвёртый лишний» и т.п.

Игровые наборы для экспериментирования по восстановлению целого из частей, по разделению целого на части.Игровые наборы «Кубики». Логическое домино.

Я назову те, в которые мы с детьми любим играть.

« Геометрическая мозаика» (Составь картинку)

. «Назови фигуру» - найди такую же с кубиком.

«Найди дорогу к дому» - использование кодированной информации, чтение ориентиров.

«Найди следующую фигуру» - поиск закономерностей.

Тема: «Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» меня заинтересовала и побудила к разработке и изготовлению игрового методического пособия «Занимательные карточки» по формированию элементарных математических представлений. Набор карточек постоянно пополняется. В каждой карточке задания, например: «Найди 10 отличий», «Что сначала, что потом», «Расставь по размеру» и др.

В своей педагогической практике по формированию элементарных математических представлений использую "Танграм", технологию блоков Дьенеша, палочки Кьюзенера, что позволяет мне соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Выбирая, ту или иную игровую технологию стараюсь учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, что обеспечивает эффективность усвоения материала.

Мной создана картотека игр, позволяющих закрепить представления по математике, которые я использую. Организовала в группе «центр познавательной деятельности», где хранятся игры по математике.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Занимательный материал не только развлекает детей, но и заставляет их думать, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления, развивает память, внимание

воображение.


на тему «Использование развивающих игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

воспитатель МБДОУ Детский сад № 5 пгт Тымовское

Дубцова Ирина Николаевна

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р, повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян и обеспечит потребности в квалифицированных специалистах.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходят становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для детей виде деятельности - игре.

В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало.

Одна из таких технологий – это игры Воскобовича. Это необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. В процессе игры развиваются целеполагание, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в необыденный «мир» возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.

Занимаясь с ребенком играми - головоломками Воскобовича мы развиваем сенсорные способности, интеллект, мелкую моторику рук, творческие способности детей.

В основу этих игр положены два принципа обучения - это от простого к сложному и "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил нам разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием интеллекта и аналитических способностей.

Свою работу по технологии В.В. Воскобовича, я построила так: в группу поочередно вносила игры, говорила название игры, но не объясняла, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры. Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат», я дала детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка.

Интересное знакомство произошло у детей с играми «Чудо-крестики», «Чудо-соты». На начальном уровне дети собирали фрагменты фигур в единое целое, а затем задания усложнялись. Дети, используя схемы, собирают различные образы фигур и предметов.

Конструктор В.В. Воскобовича «Геоконт» несомненно, привлёк внимание ребят. С помощью волшебных ниточек-резинок дети выполняли задания. На первом этапе они конструируют геометрические фигуры без опоры на цифровые и буквенные обозначения. Они знакомятся с таким свойством как упругость (резинка растягивается и возвращается в исходное положение.) В процессе игры перед детьми возникают «препятствия» в виде задания, вопроса, задачи. Олицетворением этого препятствия является натянутая на поле «Геоконта» резинка. Она «исчезает» в случае правильного решения задачи.

После презентации каждой игры, я знакомила детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки Фиолетового леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится воспитателю. Я знакомила детей с персонажами сказок, подбирала игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей группы, играла и занималась вместе с ними. Ребята с удовольствием слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и со мной.

С неменьшим интересом ребята познакомились с игрой «Прозрачный квадрат». Сказочная история Малыша Гео служит прекрасной мотивацией для выполнения ребенком различных интеллектуальных задач и одновременно, является материалом для развития речи. Эта игра предоставляет огромные возможности детям для собственных творческих идей.

Всем родителям хочется, чтобы их малыш как можно раньше запомнил цифры, научился считать, разобрался с составом числа, а в школе легко освоил таблицу умножения. Чтобы добиться этих целей мне в работе помогают «Математические корзинки», где без дидактического давления ребята осваивают состав числа в пределах пяти, десяти и второго десятка, учатся считать складывать и вычитать. Знакомится с такими понятиями, как полное, неполное и пустое множество . Изюминкой этой дидактической игры является комплексное использование трёх анализаторов ребёнка: слухового, зрительного и тактильно-осязательного. Это помогает наилучшему освоению им состава числа и счётной деятельности.

Еще одна из игр, которая помогает нам освоить состав числа – это Счетовозик. Увлекательная развивающая игра, которая развивает у детей пространственно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, знакомит с составом числа.

На всех этапах работы с играми Воскобовича приходится создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, важно детей заинтересовать данными играми, ведь если игра нравится ребёнку, то он будет в неё играть, а соответственно повышать свой уровень развития.

Использование этих игр помогает мне эффективно решать образовательные задачи по математике. Разработанная нами на основе технологии Воскобовича система предназначена для детей 5-7 лет и рассчитана на два года обучения. Реализация данной системы проходит во время совместной деятельности детей и взрослого. Разработано перспективное планирование, включающее в себя 34 образовательные ситуации. Игровые образовательные ситуации проводится рамках культурных практик в свободное время продолжительностью 25-30 мин. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

Применяя данную технологию, мы уже смогли достичь положительных результатов. Анализ результатов диагностики показывает увеличение количества детей со средним и высоким уровнем развития интеллектуальных способностей. Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Ребята научились концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, легко различать и называть: желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Кроме того, у ребят, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Важно, что у ребят возникает желание помочь отстающим. Формируется умение работать в команде.

Наблюдается интерес детей к играм в свободное время, когда у детей есть большой выбор деятельности, многие возвращаются в «развивающий уголок» и продолжают сказочные приключения .

Видя положительные результаты, играми заинтересовались родители. По их просьбе был проведен семинар по применению игровой технологии Воскобовича « Сказочные лабиринты игры » .

В дальнейшем мы планируем ввести весть комплекс игр Воскобовича в образовательный процесс. С этой целью мы уже приобрели комплекты игр на всех детей группы, панно «Фиолетовый лес» и сказочных персонажей. В группе хотим создать отдельный уголок «Фиолетового леса».

Я уверенна, что игры помогут нашим воспитанникам вырасти интеллектуально развитыми, творческими, умеющими логически мыслить, что позволит им ещё ни раз побеждать на конкурсах, хорошо учиться в школе и в дальнейшем быть успешными людьми.

С учетом ФГОС ФЭМП относится к области познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интереса детей, любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий. Становление сознания, формирования первичных представлений о себе, других, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).

Принципами математического развития являются:

2)Математическое содержание в разных видах деятельности

Формы работы: в игре, проектировании

В совместной деятельности педагога и детей.

В обучении детей математике педагог использует разные технологии.

Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.

Технология обучения детей счету в пределах 100.

Образование чисел 2-го 10 , счет в пределах 20.

Ерофеева, Павлова, Новикова.

10 палочек. Вопрос сколько?

Педагог: раньше слово 10 обозначали словом дцать. Соберем 10 палочек и перевяжем тесьмой. Получится 1 десяток или дцать.

Положу 1 палочку. Получится 11 и т.д. до 20.

Соберем эти палочки получилось 2 десятка.

Таблица сотня Никитина.

Е диницы сверху-вниз

Десятки слева-направо

Детям дают задания: назвать числа сверху-вниз, обозначить число карточкой, назови соседей числа. Можно учить сложению и вычитанию. При сложении вправо и вниз. При вычитании влево и вверх.

Таблица служит для знакомства с первой сотней, слоение и вычитание в пределах сотни.

Технология сто-счет Н.А. Зайцев.

Т
аблица состоит из: числовых лент, карточки с числами, числовой столб, схемы арифметических действий. Таблица от 0 до 99.

Ребенок видит ско-ко десятков и единиц составляет каждое число.

Задания: найди соседей, какое число больше какое меньше. Найдите число обозначенные двумя одинаковыми числами.

Данный материал можно поместить на стене.

Счетные палочки Кюинезера

Способствуют накоплению чувственного опыта, который способствует переходу от конкретного к абстрактному для развития овладения с числами, счетом, измерением.

Палочка – это множество на котором легко обнаруживается отношение эквивалентности и порядка. Цвет и величина.

Использование чисел в цвете позволяет развивать представления о числе на основе счета и измерения.

Подводим к пониманию больше меньше на.

Набор состоит из 241 палочки прямоугольного параллелепипеда. Палочки имеют разную длину от 1 до 10 см. каждая палочка это число выделенное цветом и величиной (1 это белая, 2 розовая, две белых это одна розовая). Упражнения проводятся в 2 этапа. 1 – дети играют с палочками. 2 – палочки как средство обучения математике.

Блоки Дьенеша

Логический материал представляет собой 48 логических блоков, которые различаются 4 свой-ми: формой круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная.

Цветом – красная желтая синяя

Толщиной.

Позволяет развивать мыслительные операции, ведет к логическому мышлению.

Играют в игры собрать в один обруч все блоки красного цвета, вне обруча все остальные.

Вопрос 33. Организация экологического образования детей дошкольного возраста в ДОО.

Из ФГОС. Одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Система экологического образования в ДОУ: 1. Проф.подготовка педагогов. 2. Эколого-развивающая среда в ДОУ: ее создание и работа внутри нее. 3. Непосредственно экологическое образование дошкольников. 4. Экологическое просвещение дошкольников. 5. Работа в социуме (посещение музеев). Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. По мнению С.Н.Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Именно такая среда создает условия для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самооценки природы. Н.А.Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образования и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:1. Познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов),2. Эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окр.природного мира,разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами),3. Оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, оценка экологических ситуации территории дошкольного учреждения),4. Формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодвевного ухода за живыми объектами и общения с ними, формирование желания и умения сохранять окр.мир природы),5. Формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования, ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и быту). Любая экологическая среда состоит из разнообразных элементов. Каждая из них выполняет свою функциональную роль. Экологическая комната.Этот элемент экологической среды предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон, например, зону обучения, зону коллекций, зону релаксации, зону библиотеки. Оформление экологического класса должно служить примером безопасного и эстетически грамотного оформления помещений, способствовать выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. Здесь используются только природные материалы. Жвой уголок – достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержание на современном этапе приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования и воспитания. Животные и растения в уголке подбираются с учетом обучающих и воспитывающий целей. Зимний сад – также довольно часто встречающийся элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположению отдельных групп растений. Альпийская горка – нетрадиционный элемент экологической среды. Вариативность ее устройства проявляетя в местоположении горки (на территории ДОУ, в экологической комнате, зимнем саду, живо уголке), в видовом составе растений, внешней виде, размерах камней. Музеи. Выделяют 2 направления использования музейной педагогики в целях экологического воспитания: посещение музеев(краеведческих, исторических, естественнонаучных,выставок) и создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. Эти направления являются относительно новыми для детских садов. Огород, сад – эти элементы распространены в ДОУ, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садов, размещенных в небольших городах и поселках. Можно выделить 3 основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения, мини-огороды на окнах, огороды в теплицах и парниках. Все эти элементы экологической среды служат целям экологического обучения и воспитания. В первую очередь они способствуют возникновению познавательного интереса, развивают любознательность, учат уходу за растениями и животными,воспитывают ответственность за живых существ. По мнению С.Н.Николаевой, создание экологической среды, ее поддержание на нужном уровне,усовершенствование и последующее использование в пед.деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей. Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей. Чертой методики экологического воспитания детей являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы,»живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Рядом с ребенком должны быть объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям живых организмов. Экологическая среда в ДОУ – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Воспитателям и другим сотрудникам детского сада необходимо знать экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается. В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых;неприхотливые с точки зрения содержания и ухода. По мнению С.Н.Николаевой, экологический подход к живым объектам означает экологически правильное содержание животных, т.е. создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства, оснащение помещения соответствующей атрибутикой из природного материала, подбор нужных кормов, создание необходимого температурного режима. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения экологически-нравственного воспитания детей. В таких условия животные активны, что позволяет организовать наблюдение разных сфер жизни: питание, передвижение, выращивания потомства и тд). В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание корма, заботу о потомстве и др.Экологический подход необходим не только для животных, но и растений. Главными факторами определяющими жизнь растений, их рост и развитие, является свет, почва, воздух. Т.о., создание т поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...