Изменение имен существительных по падежам и числам в русском языке называется склонением. Изменение имён существительных по падежам

Изменение существительного по падежам и числам - это особенность русского языка, делающая его одним из самых сложных в мире не только для иностранцев, но и для носителей. Рассмотрим это подробнее.

Введение в тему

Многим уже известно, что в русском языке окончание будет изменяться, если к задавать различные вопросы (это и есть изменение существительного по падежам):

  • Кто/Что? - тарелка, юнга, капитан, зерно, капель, картины, шимпанзе.
  • Кого/Чего? - тарелки, юнги, капитана, зерна, капели, картин, шимпанзе.
  • Кому/Чему? - тарелке, юнге, капитану, зерну, капели, картинам, шимпанзе.
  • Кого/Что? - тарелку, юнгу, капитана, зерно, капель, картины, шимпанзе.
  • Кем/Чем? - тарелкой, юнгой, капитаном, зерном, капелью, картинами, шимпанзе.
  • О ком/О чем? - о тарелке, о юнге, о капитане, о зерне, о капели, о картинах, о шимпанзе.

О том, как именно изменение существительного по падежам называется, 4 класс на уроках узнать постарается.

Падеж - это форма, в которой стоит слово в предложении, она необходима для того, чтобы оно грамотно, гладко и гармонично сочеталось с соседним словом.

Практически каждый ученик младших классов знает забавное стихотворение, иллюстрирующее изменение существительных по падежам:

"Как-то с тонкой ветки клена

Отцепился лист зеленый.

Полетел он вслед за ветром

Полетать по белу свету.

Завертелась голова

У кленового листа ...

Долго ветер его нес,

Уронил лишь на мосту.

В тот же час лохматый пес

Шмыг - к красивому листу .

Хвать когтем уставший лист ,

Давай, мол, поиграем.

"Не пойду", парашютист

Головушкой качает...

Ветер вдруг с листом зеленым,

Словно смерч, взметнулся снова,

Но проказник наш устал

И ко мне в блокнот упал...

Сочиню в лесу под кленом

Песню о листе влюбленном".

Такое изменение имен существительных по падежам называется склонением.

Именительный

Именительный падеж - это базовый падеж, противопоставленный остальным Его форма часто равна корню. Он никогда не употребляется с предлогами. Слово в именительном падеже является одним из двух главных членов предложения:

Камень (подлежащее) надежно загородил вход в таинственную пещеру .

Сердце его - твердейший камень (сказуемое).

Родительный

  1. все существительные женского рода (кроме тех, что оканчиваются на мягкий знак), мужского рода -на -а/я;
  2. мужского рода, те, что в именительном оканчиваются на согласный звук, среднего рода на -о/е;
  3. женского рода, имеющие в конце слова "ь".

Изменение существительных по падежам во множественном числе

Существительные во множественном числе не имеют разделения по типам склонения. Падеж определяется так же, как и в единственном: нужно всего лишь задать вопрос:

  • Кто/Что? - учителя, конфеты (именительный).
  • Кого/Чего? - учителей, конфет (родительный).
  • Кому/Чему? - учителям, конфетам (дательный).
  • Кого/Что? - учителей, конфеты (винительный).
  • Кем/Чем? - учителями, конфетами (творительный).
  • О ком/О чем? - об учителях, о конфетах (предложный).

Несклоняемые существительные

В некоторых случаях изменение существительных по падежам происходит без изменения окончания:

  • пальто;
  • кино;
  • кенгуру;
  • какао;
  • кофе;
  • шимпанзе;
  • пенсне;
  • колибри;
  • пони;
  • реле;
  • филе;
  • шоссе;
  • такси;
  • метро;
  • алоэ;
  • кашне;
  • трюмо;
  • кафе;
  • манто;
  • какаду;
  • драже;
  • пари;
  • интервью;
  • рагу;
  • жюри;
  • пюре;
  • бюро;
  • ателье.

Эти слова нужно просто запомнить.

1. Склонение.

2. Сложение.

3. Спряжение.

Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

1. Второстепенным.

2. Подлежащим.

3. Сказуемым.

3. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

1. Кого? Чего?

2. Кому? Чему?

3. О ком? О чем?

С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

2. Под, над.

3. Из, без, у, до, от.

5. На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

1. О ком? О чем?

2. Кому? Чему?

3. Кем? Чем?

Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в дательном падеже?

1. Приплыть к берегу .

2. Писать о природе .

3. Гулять около дома .

7. В каком падеже существительные отвечают на вопросы кого? что?

1. В именительном.

2. В дательном.

3. В винительном.

Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в творительном падеже?

1. Растет под елкой.

2. Рисую карандашом .

3. Вижу море .

В каком падеже существительные не употребляются без предлогов?

1. В предложном.

2. В дательном

3. В винительном.

В каком словосочетании существительное употреблено в предложном падеже?

1. Рассказать о друге.

2. Писать ручкой.

3. Нарисовать дерево.


__________________________

Тема «Три склонения имен существительных»

Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

1. Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.

3. Существительные женского рода с нулевым окончанием.

К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием?

1. К первому.

2. Ко второму.

3. К третьему.

К какому склонению относятся существительные среднего рода?

1. К первому.

2. Ко второму.

3. К третьему.

Прочитай. В какой строчке все существительные 1-го склонения?

1. День, ночь, соль.

2. Земля, страна, луна.

3. Зеркало, озеро, рассвет.

Прочитай. В какой строчке все существительные 2-го склонения?

1. Сон, море, лето.

2. Семья, дядя, зима.

3. Мышь, тень.

Прочитай. В какой строчке есть неизменяемые существительные?

1. Окно, озеро, полотно.

2. Метро, пальто, кино.

3.Зеркало, стекло, яблоко.

Допиши недостающие слова.

Чтобы определить склонение имени существительного в предложении, нужно поставить его в начальной форме – в _________________ падеже _____________ числа.

Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму.

Тихий туман стоит над жёлтыми полями.



___________________________________________________

Подчеркни имена существительные 3-го склонения.

Осень, речь, пень, рожь, боль, олень, вратарь, метель, соль, морковь.

Исправь ошибки.

Страна (3), дерево (2), снег (1), гордость (3), Марина (1), темнота (2), тепло (2), лошадь (1).


РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных

Цель: показать, что гласные звуки в падежных окончаниях имен существительных могут находиться в ударном и безударном положениях, познакомить со способом проверки
безударных гласных в окончаниях имен существительных.

Организационный момент

Минутка чистописания

____________________________________________________

Рассмотрите узор. Какое слово входит в состав узора? Что та­кое библиотека ? Слово библиотека состоит из двух древнегрече­ских слов: библиос - книга, тэке - хранилище . Пропишите узор, проговаривая написание слова библиотека. Из какого произведения взяты следующие строки?

И ежели вы вежливы,

то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

возьмёте не на веки.

________________________________________________

Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? Чем они различаются? Запишите слова. Подчеркните орфограммы. На конце каких существительных после шипящих пишется мягкий знак? Приведите примеры.

Мы с..дели на палубе и любовались окрес..ностями р..ки.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. На­зовите однородные члены предложения. Как связаны однородные сказуемые? В словах-существительных выделите окончания.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Выполнение упр. 162

Учащиеся выясняют, что

¾ имена существительные могут иметьударные и безударные окончания, т. е. гласные в окончаниях могут нахо­диться либо под ударением, либо в безударном положении(необходимо показать связь между орфограммами: безударная гласная в корне слова и безударная гласная в окончании;обе подчиняются основному закону русского письма - в без­ударном положении требуют проверки);



Ударные и безударные окончания имен существительных одного склонения произносятся по-разному, но пишутсяодинаково, т. е. безударные окончания могут быть провереныударными;

Для проверки безударного гласного в окончании име­ни существительного необходимо подставить вместо него имя существительное того же склонения, в котором гласный па­дежного окончания находится под ударением.

Чтение правила на с. 101.

Выполнение упр. 163 (выполняется в соответствии с заданиями к нему.)

Знакомство с последовательностью дей­ствий при проверке безударных гласных в окончаниях имен существительных (упр. 164)

Падежи . Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Склонение . К 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К З скл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь. Разносклоняемые существительные

В отдельную группу выделим разносклоняемые существительные среднего рода на -мя:бремя, вымя, темя, пламя, стремя, пламя, время, знамя, имя, племя, семя -и существительное мужского рода путь, среднего рода дитя.

Разносклоняемыми эти слова названы потому, что частью они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа имеют окончание второго склонения. Сравним:

и.п пламя, дитя, путь, ночь_

р.п. пламени, дитяти, пути, ночи

д.п. пламени, дитяти, пути, ночи

в.п. пламя, дитя, путь, ночь_

т.п. пламенем, дитятей (-ею), путём, ночью

п. п. о пламени, о дитяти, о пути, о ночи.

В русском языке целый пласт лексики составляют существительные - бывшие прилагательные или причастия, но они сохранили форму прежней части речи и склоняются какприлагательные. Эти слова выделим в отдельный тип склонения существительных, например:

служащий, провожающий, прибывший, слагаемое, прохожий, ванная, запятая, горничная, горячее, сказуемое, мороженое.

К отдельному типу склонения отнесем существительные, которые имеют только форму множественного числа. У этих слов невозможно определить родовую принадлежность и, следовательно, отнести к одному из трех основных типов склонения:

грабли, брюки, весы, качели, румяна, перила, чернила, хлопья, сливки, консервы, будни, сутки, каникулы, городки, шахматы, проводы, выборы, дебаты.

Особняком находятся несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же форму, например:

метро, пальто, кенгуру, зебу, колибри, сулугуни, драже, трюмо, каноэ, алоэ, шасси, такси, жалюзи, бра.

Роди́тельный паде́ж , генити́в (лат. genitivus, genetivus ) - один из косвенных падежей, в языках мира обычно выражающий притяжательные отношения (то есть отношения принадлежности), а также имеющий целый ряд других функций. Этим он отличается от притяжательного падежа (посессива), который выражает только принадлежность. Термин «родительный» восходит к древнегреческой традиции, где при помощи его указывалось имя отца (родителя): «такой-то, (сын) такого-то».



Основными функциями родительного падежа в русском языке являются:

· притяжательная («улица города», «день рождения»)

· разделительная («немного масла», «один из нас»)

· отложительная («уберечься от беды», «выйти из воды», «что с них взять?»)

Грамматические загадки.

1) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже.

(Именительный падеж)

2) Каким членом предложения является сущ. в форме Именительный падеж?(Главным членом предложения).

3) Какое вспомогательное слово есть у этого падежа?(Есть )

4) Какие предлоги использует? (нет предлогов )

Сегодня мы познакомимся с ещё одним падежом.

Назовите вопросы Родительного падежа. (Кого?Чего?)

Практическая работа

Задание №1.Выпиши из текста существительные, определи их род, падеж.

Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Всё было покрыто белым покрывалом. В холодном воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Как прекрасен зимний лес! Мы долго любовались чудесным зимним пейзажем.

Задание №2.Определите склонение и падежи имен существительных.

Жёлтый тополиный лист оторвался от ветки и, покачиваясь в воздухе, медленно спустился на землю.

Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая паутинка – всё обсыпано сахарной пудрой.

Задание №3.Спишите. Определите склонение и падеж имён существительных.

Упадёт луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

На припёке горячо и сладко пахли трава и крапива.

Ближняя сопка была покрыта зелёным ковром брусничника. Глянцевый лист блестел, прикрывая кисточку цветка.

Задание №4.Напишите рассказ об осени из 5 – 6 предложений, используя данные слова. Определите склонение и падеж всех имён существительных



Осколок, хрустальное, лучезарное, бархат, звон.

Задание №5.Текст.«Автоматические выключатели»Перевод текста. Подчеркнуть существительные и указать падеж.
Автоматический выключатель (автомат) служит для нечастых включений и отключений электрических цепей и защиты электроустановок от перегрузки и коротких замыканий, а также недопустимого снижения напряжения. По сравнению с плавкими предохранителями автоматический выключатель обеспечивает более эффективную защиту, особенно в трёхфазных цепях, так как в случае, например, короткого замыкания производится отключение всех фаз сети. Предохранители в этом случае, как правило, отключают одну или две фазы, что создаёт неполнофазный режим, который также является аварийным.Автоматический выключатель состоит из следующих элементов: корпуса, дугогасительных камер, механизма управления, коммутирующего устройства, расцеплителей. ля включения автоматического выключателя, находящегося в расцепленном положении, механизм должен быть взведен путем перемещения рукоятки выключателя в направлении знака «О» до упора. При этом происходит зацепление рычага с защелкой, а защелки – с отключающей рейкой.

Модуль №5.

Тема: Сочетание количественных числительных с существительными и прилагательными. Употребление и правописание сочетаний числительное+существительное. Грамматическая конструкция «до+Р.п. числительного» Грамматическая конструкция «на +В.п.числительного»

Теоретическая работа.

Зарядку необходимо сделать до 7 (семи -числительное в Р.п.)утра.(образец)привести примеры.

Подойти на 5(пять –числительное в В.п.)минут раньше.

Изменение имен существительных по падежам называется склонением, и служит для того, чтобы имя существительное могло на письме и в устной речи правильно соединяться с другими словами, образуя тем самым предложения.

Шесть падежей

Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной. В качестве примера рассмотрим изменение по падежам существительных "дом" и "лиса":

Именительный падеж (кто? что? ): дом, лиса.

Родительный падеж (кого? чего? ): дома, лисы.

Дательный падеж (кому? чему? ): дому, лисе.

Винительный падеж (кого? что? )): дом, лису.

Творительный падеж (кем? чем? ): домом, лисой.

Предложный падеж (о ком? о чем? ): о доме, о лисе.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов. Как можно понять из приведенного примера, изменение по падежам одушевленных и неодушевленных имён существительных немного отличается.

В частности, особого внимания заслуживает форма винительного падежа , в которой отличается даже постановка вспомогательного вопроса: при склонении одушевленных существительных всез трех родов форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а при склонении неодушевленных - с формой именительного падежа.

Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, "кофе" или "какао"), так и имена собственные (например, "Гёте").

Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.

Употребление предлогов

В большинстве случаев с конкретными падежными формами имен существительных употребляются определенные предлоги. Например, с формой родительного падежа - предлоги «С» , «ДО» , «У» и «ИЗ », с формой дательного падежа - предлог « К» , с формой творительного падежа - предлоги «ПЕРЕД» , «ПОД» и «НАД» , а с формой предложного падежа - предлоги «В» , «О» , и «ПРИ» .

В предложении имя существительное в форме именительного падежа обычно выступает в роли подлежащего, в формах косвенных падежей - в роли дополнения.

Предмет
Класс
Тип урока
Технология
урока
Тема
Цель
Технологическая карта урока
Русский язык
3
урок открытия «новых знаний».

построения
проблемно­диалогическая

Познакомить учащихся с названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа в
предложении.
 Отрабатывать и закреплять орфографическую зоркость.
 Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь.
 Развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения.
Основные
понятия

термины,
Падежи, склонение существительных.
Планируемый результат
Предметные умения
­умение определять падеж имен существительных
­ умение составлять словосочетания с именами существительными в
разных падежах, правильно употреблять предлоги
Личностные УУД: проявляет учебно­познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные УУД: определяет, формулирует учебную задачу на уроке
в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя
необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и
работу. Оценивает ход и результат выполнения задания; сравнивает свои
ответы с ответами одноклассников.
Познавательные УУД:
знакомится с падежными вопросами и

вспомогательными словами; учиться изменять имена существительные по
падежам.
Коммуникативные УУД: оформляет свою мысль в устной и письменной
речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие
вопросы.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция: Учебник «Русский язык» 3 класс автор
А.В.Полякова
Технические средства обучения Компьютер, интерактивная доска,
проектор.
Оборудование: Таблица с названиями падежей

Дидактические задачи этапов урока
№ п/п
Этапы урока
Мотивация к учебной деятельности
Дидактические задачи (цель этапа)
Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности
включения в учебную деятельность
Актуализация знаний и пробное учебное действие Мотивировать учащихся на изучение темы.
Выявление места и причины затруднения
Создание проблемной ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
Построение проекта выхода из затруднения
Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать
алгоритм решения поставленной задачи.
Реализация построенного проекта
Организовать самостоятельное выполнения заданий на новый способ действия.
Первичное закрепление (с комментированием во
внешней речи)
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
Осуществить самоконтроль уровня полученных знаний и самопроверку по
эталону.
Включение в систему знаний и повторение
Обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Этапы
урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Технология изучения
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
й
о
н
б
е
ч
у
к

Метапредметные:
регулятивные:
коммуникативные:
Совместно
договариваться о правилах поведения и
общения на уроке и следовать им.
Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай
­ Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов
на уроке. Помните, что рядом друзья, рядом я. И у нас
всё получится

в
учащихся
Включение
деятельность
Настрой
урок.

Подтвердить свою готовность к
уроку, проанализировать, как
готовы к уроку
на

я
и
ц
а
в
и
т
о
М
е
и
в
т
с
й
е
д

е
о
н
б
е
ч
у

е
о
н
б
о
р
п
и
й
и
н
а
н
з

я
и
ц
а
з
и
л
а
у
т
к
А

Предметные УУД:
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении
знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные ­
самостоятельно искать способ решения
проблемы поискового характера
Регулятивные –
регулировать свои усилия для решения
возникшей проблемы
Интерактивная доска
http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/351a670a­
0bbf­11dc­8314­0800200c9a66/russ12_kl3_42.swf
_обед, з_мл_ника, вет_р, за_тр_к, в_рона, п_льто,
к_ртофель, к_ртина, м_л_ко, р_сунок.
­Запишите слова, вставив пропущенные буквы.
­Поменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону на
доске.
­Что общего у этих слов слов?
­По каким грамматическим признакам эти
существительные можно разделить на две группы?
­На какие группы еще вы бы могли разбить эти слова?
Один ученик работает около
доски, остальные в тетрадях.
Записывают слова,
осуществляют взаимный
контроль (работа в парах).
Отвечают на вопросы.
­Это имена существительные.
­ Это словарные слова.
­ Это нарицательные имена
существительные.
­Одушевленные

­Какие грамматические признаки существительных мы
сегодня еще не называли?

неодушевленные
существительные.
­Можно разделить на три группы
по родам.
имена
я
и
н
е
н
д
у
р
т
а
з

ы
н
и
ч
и
р
п
и

а
т
с
е
м

е
и
н
е
л
в
я
ы
В

Предметные результаты:
знакомство с падежными вопросами и
вспомогательными словами; формулируют
правило.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения
задания; сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и
произвольно строить речевое высказывание
в устной форме;
­ Прочитайте текст. Найдите слово, которое
встречается в каждом предложении.
Лиса.
По полю бежит рыжая лиса. У лисы пушистый
хвост. Хочется лисе поймать зайца.
Увидел лису косой и ускакал, только его и видели.
Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом
вспоминает о лисе.
­В каком числе употреблены.
Выполняют активные действия
с объектом изучения:
наблюдают за окончаниями,
делают вывод: слова в
предложении должны быть
связаны по смыслу.
Читает ученик.
­ Какое слово встречается в каждом предложении?
­ Что заметили?
Лиса
­ А что было бы, если бы они не менялись? Почему?
­ Правильно. Окончания служат для связи слов в
предложении. т.е. существует смысловая связь.
­ Во всех предложениях выделите окончание в
слове лиса.
Изменяется окончание.
Потому что окончания служат
для связи слов в предложении.
­Что происходит со словом лиса в каждом
предложении: словоизменение или словообразование?
Словоизменение, т.к.
это разные формы одного и того
же слова.
­ Почему изменяется окончание в слове лиса?
­ Давайте ещё найдём причину изменений окончания.
­Чтобы связывать слова в
предложении.
­ Попробуйте задать вопросы к этим словам. (в паре).

Вывод:
Итак, имена существительные изменяют свои

окончания, когда оказываются в предложении рядом с
другими словами (т.е.по смыслу) , и когда отвечают на
разные вопросы. (грамматическая связь).
­ Вот такое изменение имён существительных по
вопросам, называется СКЛОНЕНИЕМ (вывесить
табличку склонение).
1. Работа с учебником (стр3,4)
­ Обратите внимание на тему нашего урока.
­Какое слово в названии темы вам непонятно?
­ Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?
2. Работа в группах.
­Давайте найдём значение этих слов. Для этого будем
работать в группах. Первая группа будет искать
определение слов в толковом словаре, вторая в
школьном справочнике, третья в учебнике русского
языка.
Перед работой вспомним правила сотрудничества.
Отвечают на вопросы,
формулируют тему урока.
Падежи.
_­Узнать, что такое падеж, какие
бывают падежи.
­Научиться различать падежи.
Повторяют правила
сотрудничества.
Работают в группах.
Используют различные способы
поиска учебной информации в
учебнике, в толковом словаре, в
справочниках, объясняют
значение слов (падеж,
склонение)
Давайте, ребята, немного отдохнём.
Выполнение физминутки.
Познавательные УУД:
отбирать необходимые источники
информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные УУД:

желания продолжать свою учебу
я
и
н
е
н
д
у
р
т
а
з

а
д
о
х
ы
в

а
т
к
е
о
р
п

е
и
н
е
о
р
т
с
о
П
ь
л
у
к
з
и
ф
к
т
у
н
и
м
т
а

а
т
к
е
о
р
п
о
г
о
н
н
е
о
р
т
с
о
п

я
и
ц
а
з
и
л
а
е
Р

а
т
к
е
о
р
п
о
г
о
н
н
е
о
р
т
с
о
п

я
и
ц
а
з
и
л
а
е
Р
Личностные УУД:
навыки сотрудничества;
Регулятивные УУД:
умение проявлять самостоятельность и
инициативу;
Познавательные УУД:
умение выбирать наиболее эффективные
пути решения задачи.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности.
Грамматическая сказка «Откуда пошло название
падежей».
Слушают, наблюдают, читают.
Знакомятся с таблицей
падежей, слушают, читают.
­В русском языке 6 падежей.
Слушают, сравнивают.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя,
и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было
«На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё,
что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он
был большим озорником, за всяческие
проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые
дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём
заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ
ПАДЕЖОМ.
. Работа в учебнике Знакомство с таблицей падежей
стр.4
­Рассмотрим таблицу в учебнике.
И.п. есть кто? что?
Р.п. нет кого? чего?
Д.п. дать кому? чему?
В.п. вижу кого? что?
Т.п. любовался кем? чем?
П.п. говорил о ком? о чем?
­Сколько падежей в русском языке?
­ Обратите внимание, что для указания падежей в
работе принято их писать сокращенно

­У каждого падежа есть свои вопросы.
­Главный падеж или «первый среди равных» ­
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ, именно он считается основной
формой имен.
­Подлежащее в предложении всегда выражено
существительным в именительном падеже.
Именительный падеж не терпит предлогов и всегда
«избегает» их.
­Остальные падежи русского языка называют
КОСВЕННЫМИ.
А еще у каждого падежа есть слова­помощники. Они
помогают правильно задать вопрос и безошибочно
подобрать нужную форму слова.

)
и
ч
е
р
й
е
н
ш
е
н
в

м
е
и
н
а
в
о
р
и
т
н
е
м
м
о
к

е
и
н
е
л
п
е
р
к
а
з

е
о
н
ч
и
в
р
е
П

а
т
о
б
а
р

я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
Коммуникативные УУД:
Участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом.
Познавательные УУД:
находить закономерности; самостоятельно
продолжать их по установленном правилу.
Регулятивные УУД:
­ Составим алгоритм « Как определить падеж имени
существительного»
Чтобы определить падеж существительного нужно:
Делают вывод, составляют
алгоритм « Как определить
падеж имени
существительного»
1. Найти слово, с которым связано
существительное
2. Поставить от него вопрос к существительному
3. По вопросу определить падеж
Оценка своего задания по параметрам,
заранее представленным.
Работа в учебнике.
Регулятивные УУД:
­контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном;, коррекция
– выделение и осознание учащимися того,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.
­Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все
они разного уровня трудности:
1 вариант ­ сделаю все сам без подсказок и помощи;
2­вариант – воспользуюсь небольшой подсказкой;
3 – вариант – воспользуюсь подсказкой – выберу один
из предложенных падежей.
1­вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п.)
Подошли к речке (___.п.)
Светит солнце (___. п.)

Обучающиеся
определяют
уровень сложности каждого
задания.
Выбирают
уровень,
соответствующий их умениям
и знаниям.
Записывают решение выбранной
задачи.
Проверяют
правильность
решения по образцу (каждый
берет карточку с верно
выполненным заданием).

2 –вариант:
Спиши. Определи падеж существительного по
вопросу.
Спит (кто?) медведь (__. п.)
Написали (кому?) отцу (___. п.)
Катались (на чём?) на лодке (____.п.)
3­вариант:
Спиши. Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что?) ветер. (И.п./ В.п.)
Пошли (на кого? что?) на рыбалку. (И.п. / В.п.)
Варила (из кого? чего?) из рыбы. (В.п./ Р.п.)
­Выберите задание, выполните, проверьте по эталону.
Интерактивная доска
http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/351a6676­
0bbf­11dc­8314­0800200c9a66/russ12_nesk_04.swf
­Дополните примерами таблицу падежей.
Работают с доской, дополняют
таблицу примерами.
Коммуникативные УУД:
­аргументирование своего мнения.
у
н
о
л
а
т
э

о
п
й
о
к
р
е
в
о
р
п
о
м
а
с
Познавательные УУД:
Сравнивать предметы, объекты: находить
общее и различие.
Личностные
развивать
коммуникативные навыки, умение слушать
и слышать, контролировать и оценивать
свою работу
УУД:

е
и
н
е
р
о
т
в
о
п
и
й
и
н
а
н
з

у
м
е
т
с
и
с

е
и
н
е
ч
ю
л
к
В

Личностные УУД:
Освоение личностного смысла учения;
желания продолжать свою учебу
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Познавательные УУД:
Наблюдать и делать самостоятельные
простые выводы.
Продолжите фразу…
Я знаю…..
Я умею….
Я научился….
Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой
ответ.
­ Достигли ли мы целей, которые ставили в начале
урока? Докажите это.

Домашнее задание: стр 5. упр. 4.
По желанию: начать составлять памятку « Падежи
имён существительных» для себя и своих
одноклассников.
е
к
о
р
у

и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
й
о
н
б
е
ч
у

я
и
с
к
е
л
ф
е
Р
Анализируют свою деятельность,
показывают своё отношение к
уроку, чувства и настроение.
Формулируют
конечный
результат своей работы на уроке



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...