Политическая власть существует в рамках отдельной группы. Власть политическая

1 Дать развернутый ответ на следующие вопросы:

1.2 Формы, методы и принципы осуществления власти

2 Дать определение следующим понятиям:

 Ресурсы политической власти

 Легальность власти

 Легитимность власти

 Эффективность власти

3 Выполнить тестовые задания

Список использованной литературы


1. Дать развернутый ответ на следующие вопросы

1.1 Политическая власть: сущность, структура, функции

Проблема власти и властных отношений является центральной в политологии. Власть - важнейшее средство осуществления политики. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Это обусловлено взаимосвязью и нераздельностью политики и власти. Проведение в жизнь собственной политической линии, реализация своих коренных интересов, управление обществом невозможны без обладания властью.

В современной политологии существует ряд подходов к проблеме власти, которые фокусируют внимание на тех или иных ее аспектах. Например, в бихевиоризме власть трактуется как особый тип поведения людей, при котором одни люди имеют возможность влиять на поведение других, принимая решения, исполнение которых является обязательным для других. Во многих психологических концепциях власть рассматривается как попытка индивида преодолеть комплекс неполноценности в форме господства или подчинения. Марксизм, объясняя феномен власти, акцентирует внимание на отношениях собственности, на экономическом господстве определенных классов. Системный подход трактует власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на достижение социально значимых целей. Структурный функционализм интерпретирует власть как способ самоорганизации человеческого сообщества, характеризующийся целесо-образностью разделения руководящих и исполнительских функций, т.е. как особого рода отношения между управляющими и управляемыми. Конфликтологический подход трактует власть как возможность принимать решения, регулирующие распределения благ в условиях конфликта. В телеологическом понимании власть - это достижение поставленных целей, в реляционистском - возможность субъекта оказывать влияние на объект с помощью определенных средств.

Многообразие подходов к определению власти обусловлено сложностью данного феномена. При определении сущности политической власти в качестве исходного начала наиболее правомерной следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение к ней как к определенному средству, которое использует человек в тех или иных ситуациях для достижения собственных целей. Из множества определений власти одним из наиболее часто употребляемых является определение власти как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

Таким образом, власть представляет собой влияние особого рода - принудительное влияние. Это право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять. Концентрированным выражением властных отношений являются отношения управления - исполнения, которые иногда выражены в более жесткой форме господства - подчинения. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу. Наиболее важным видом власти является политическая власть.

Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств. Политическая власть отличается всеобщностью, моноцентричностью, общеобязательностью для других видов власти.

Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Между источниками и ресурсами власти не существует резкого разграничения. Диапазон ресурсов власти существенно зависит от носителя власти. Центральные государственные органы в случае необходимости могут задействовать широкий арсенал ресурсов (экономических, культурно-информационных, демографических, принудительных и т.д.), что не под силу другим видам власти. В государствах с развитым гражданским обществом распространенным ресурсом власти является ресурс типа интереса. В таком обществе обращение к интересу становится основным содержанием властных отношений.

Рационально организованная власть принимает решения, учитывая все интересы: общие, групповые, индивидуальные. В обществах с развивающейся экономикой и устоявшимися традициями индивидуализма отчетливо прослеживается действие двух основных ресурсов власти: материального интереса и его символа - денег, с одной стороны, и принуждения и страха - с другой. Дополнительными ресурсами власти являются чувства: национальные, религиозные, ненависть, зависть, недовольство, энтузиазм и др. Степень эффективности различных типов ресурсов власти зависит от условий реализации, верно выбранного объекта и времени воздействия на него.

Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал. Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

К существенным характеристикам политической власти относятся ее функции, которые иногда называют формами проявления власти. Речь идет о таких функциях, как господство, руководство, управление, организация, контроль и другие. Среди них приоритетное значение имеют господство и руководство, разное соотношение которых в той или иной стране выражается в формировании различных политических режимов.

Принуждение как метод властвования предполагает, что субъект власти заставляет подвластных выполнить его волю, прибегая к использованию силы или к угрозе ее применения. В таких случаях подвластные практически лишены выбора между подчинением и неподчинением. Принуждение может быть физическим и психическим. При физическом принуждении властвующий воздействует на личную или материальную сторону бытия подвластного.

Способы реализации физического принуждения разнообразны: репрессии, лишение жизни и/или свободы, исключение из организации, штрафы, увольнения и т.п. Психическое принуждение представляет собой такое властное воздействие, при котором объект власти подчиняется субъекту, чтобы предотвратить негативные последствия, которые неминуемо будут претворены в жизнь в случае неповиновения. Распространенным видом психического принуждения является воздействие общественного мнения, которое осуждает, порицает и даже подвергает остракизму людей, чье поведение отклоняется от принятых в обществе норм. На ранних этапах развития общества преобладал метод принуждения, а в настоящее время с ростом политической активности масс, с развитием партийных систем, групп давления политическая власть чаще использует убеждение.

Убеждение - это такой метод властвования, при котором субъект власти с помощью рациональных доводов объясняет подвластным, что предлагаемые им варианты действий в данных конкретных ситуациях являются наиболее оптимальными. Подвластные в таких случаях имеют право выбора различных вариантов поведения. Рационально организованная политическая власть управляет обществом, учитывая интересы всех субъектов властных отношений. При этом в демократическом обществе превалирует не навязывание одной и подавление другой воли, а согласие и компромисс.

Социальное предназначение политической власти состоит в ведении общих дел, регулировании отношений между государством и обществом, между социальными группами с целью обеспечения общественного порядка и стабильности, прогрессивного развития. Это находит свое выражение в функциях политической власти. Наиболее важными из них являются следующие: управление делами государства и общества; поддержание гражданского мира и общественного порядка; выявление, локализация и разрешение конфликтов в обществе; обеспечение общественного согласия, консенсуса; принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности. Это осуществляется путем следующих форм проявления политической власти: господства, руководства, управлении, организации и контроля, а чаще всего в сочетании вышеназванных форм. От того, как функционирует власть, во многом зависят открытость или закрытость общества, тип политического режима, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение властей, роль оппозиции.

Эффективное функционирование политической власти в современном обществе невозможно без проведения в жизнь принципа разделения властей, предусматривающего распределение труда и разделение функций между институтами власти. В классическом виде идею разделения властей сформулировал Ш.Монтескье. Он обосновал, что в государстве должны существовать независимо друг от друга законодательная власть (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей, закрепляющее за каждой ветвью власти выполнение строго определенных функций, невмешательство в работу других ветвей власти, создающее систему сдержек и противовесов, предотвращает монополизацию власти одной из сторон. Принцип разделения властей закреплен в конституциях многих современных государств, в том числе и в РФ.

В обществе существует разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали - на общенациональную (центральную), региональную и местную. Такое разделение властей также способствует оптимизации управления обществом. Это обусловлено тем, что нередко именно местная власть обеспечивает эффективный механизм реализации политических решений, публично декларируемых центральным государственным аппаратом.

Государственная власть составляет ядро политической власти, но не исчерпывает полностью ее содержание. Политическая власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров и т.д. Политическая и государственная власть, во многом совпадая, не тождественны. Полем деятельности государственной власти в первую очередь является государство и его органы. Гражданское общество регулируется государством в значительно меньшей степени. Полем деятельности власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество.

Субъект и объект политической власти. Политическая власть реализуется посредством государственного аппарата, а также через деятельность политических партий и общественных организаций. Политическая власть обладает рядом особенностей:

Верховенство, обязательность решений политической власти для всякой иной власти;

Право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов;

Публичность (всеобщность и безличность). Политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;

Наличие единого центра принятия решений;

Выполнение роли арбитра в конфликтах между представителями различных социальных групп;

Многообразие используемых ресурсов;

Обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции.

В зависимости от степени вовлечения в политическую жизнь общества различных политических институтов, социальных групп, личностей выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъекты политической власти (как и любого другого вида власти) являются ее непосредственными носителями и творцами. Субъекта политической власти отличает стремление к власти как к средству для реализации своих целей, компетентность, профессионализм, готовность взять на себя ответственность за последствия проводимой им политики, авторитет.

Субъектами политической власти выступают: социальные общности (народ, классы, нации, социальные группы); государство; политические партии и организации; правящая элита, бюрократия, лобби; политические лидеры; отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов; толпа (может взять власть в свои руки в условиях политического кризиса, сопровождающегося вакуумом власти).

В современном обществе социальные институты, социальные группы, личности могут выступать и как субъект, и как объект политической власти. Субъектами они выступают в том случае, если активно проводят свою волю в политике, а объектами - если вынуждены подчиняться воле других. Государство, например, является важнейшим субъектом политической власти, но в то же время оно выступает и как объект, когда на него направлена деятельность народных масс, различных партий, организаций, требующих проведения определенных реформ.

Таким образом, власть может рассматриваться как разновидность каузальных отношений или, по мысли Т. Гоббса, отношений, в которых «один выступает причиной изменения действий другого». Поэтому власть выражает позицию субъективного доминирования, возникающую при реальном преобладании тех или иных свойств (целей, способов деятельности) субъекта. Следовательно, власть основывается не на потенциальных возможностях того или иного субъекта или его формальных статусах, а на реальном использовании им средств и ресурсов, которые обеспечивают его практическое доминирование над другой стороной.

Сущность власти неразрывно связывается с волей субъекта, способствующей перенесению намерений из сферы сознания в область практики, и его силой, обеспечивающей необходимое для доминирования навязывание своих позиций или подчинение. И сила, и воля субъекта в равной мере являются ее неизменными атрибутами. Таким образом, политическая власть как относительно устойчивое в социальном плане явление обязательно предполагает наличие субъекта, наделенного не формальными статусными прерогативами, а умениями и реальными способностями к установлению и поддержанию отношений своего властного доминирования (со стороны партии, лобби, корпорации и др.) в условиях непрерывной конкуренции.


... », а о том, что в этатистском сознании российское государство утратило смысл и не реализует более определенных социально признанных ценностей. В социальном плане кризис легитимности политической власти в России обусловлен, с одной стороны, скептицизмом и недовольством значительной части населения деятельностью государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы...

Государственной власти может завоевать и удержать ее, лишь опираясь на те или иные политические партии и иные институты политической системы общества. Государство превращается при этом в один из элементов (хотя и важнейший) механизма политической власти. из этого делается вывод, что в современных условиях политическая власть не ограничивается рамками государства, а включает также институты...

Общественных отношений, механизм тотального социального общения, когда каждый связан с каждым, как своего рода способ человеческой самоорганизации и принцип коллективного саморегулирования. Лигитимность политической власти Власть чрезвычайно необходима для достижения целей, ибо государственная политика вряд ли будет эффективной, если не соблюдаются правила, установленные для реализации этой...

Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как: ü страх, ü интерес, ü убеждение. Виды власти. Особенности различных элементов власти (субъекта, ...

«Власть» является базовым понятием политологии, многие исследователи рассматривают политологию как науку о власти, роль власти в общественных отношениях сравнивается с ролью денег в экономике или энергии в физике. Широкое использование термина «власть» в различных науках и повседневной речи затрудняет его однозначное понимание. Дискуссии о том, что такое «власть», отчасти объясняются трудностью непосредственного наблюдения данного явления, поскольку не существует власти самой по себе, а есть конкретно фиксируемые действия, которым приписывается статус властных. В различных сферах жизни сформировались многочисленные выражения властных отношений: «власть денег», «власть судьбы», «власть красоты», «власть над собой», «власть природы», «власть закона», «власть толпы», «власть идеи», «власть времени», «власть нужды».

Популярны цитаты и афоризмы о власти: «Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти» (Ф. Ницше); «Разделяй и властвуй» (приписывается разным авторам); «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон); «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Апостол Павел); «Моя истинная любовница - это власть» (Наполеон Бонапарт); «Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» (М. Вебер). Как можно определить понятие «власть»?

В Толковом словаре В.И. Даля приводится следующее определение власти: «Власть - право, сила и воля над чем-либо, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники». Производные значения от существительного «власть» толкуются Далем так: «Властный, кому дана власть, сила, право и воля чем-то распоряжаться. Властитель - господин, владетель, владелец, кто держит власть, право и силу над чем-то, кто повелевает, управляет, владеет. Властвование, владение, управление, в значении действия; господствование» . Таким образом, «власть» можно рассматривать как волевое действие, которое опирается на влияние авторитета или угрозу наказаний, осуществляется активным субъектом в рамках его полномочий.

Принято выделять две группы концепций, по-разному объясняющих феномен власти: 1) секционная концепция, основы которой были заложены в работах Т. Гоббса и М. Вебера, и 2) несекционная концепция, наиболее известная по работам Т. Парсонса, X. Арендт и М. Фуко.

Секционная концепция при анализе власти прежде всего обращает внимание на неравенство отношений субъекта и объекта, конфликт интересов субъекта и объекта, навязывание воли субъекта с угрозой санкций. М. Вебер понимал под властью вероятность реализации субъектом своей воли в социальном отношении вопреки сопротивлению объекта, независимо от того, на чем основана вероятность. В понимании X. Лассуэла и Э. Кэплэна власть представляет собой влияние на деятельность других людей, принятие решений, а в случае сопротивления субъекту власти используются негативные санкции. Похожая трактовка власти представлена Р. Далем в схеме: власть субъекта над объектом выражается в том, что субъект имеет возможность (или способность) заставить объект сделать нечто, что объект сам бы делать не стал. Российский исследователь В.Г. Ледяев определяет власть как способность субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями.

С точки зрения Э. Гидденса, любая деятельность вносит изменения в ранее существовавшее положение дел или ход событий, осуществление этой деятельности подразумевает наличие власти. Власть представляется в качестве обычного элемента поведения во взаимоотношениях людей, где субъекты независимы в своих действиях, а объекты зависимы.

Несекционная концепция рассматривает власть в качестве коллективного ресурса общества и не акцентирует внимание на таких элементах, как конфликт, навязывание воли субъекта, игнорирование интересов объекта. Т. Парсонс рассматривал власть в политической сфере и определял ее как способность обеспечить выполнение элементами системы своих обязанностей, которая легитимизируется тем, что направлена на достижение коллективных целей и предполагает в случае неповиновения применение негативных санкций. По X. Арендт, власть - коммуникация субъектов, в которой одни субъекты наделяют других властью для достижения общего блага, поэтому на первый план выходит согласование интересов для достижения коллективных целей, а не насилие, подавление, господство или зависимость.

В концепции М. Фуко «власть» понимается как механизмы, техники, действия, проявляющиеся в отношениях людей в каждый момент их существования. Власть выражается в «дисциплинирующих техниках» в армии, школе, больнице, тюрьме, на фабрике. Власть создает знание, данные понятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Власть не является привилегией государства, оно способно только овладеть уже существующей системой властных отношений.

Оригинальную концепцию власти предложили представители теории обмена (П. Блау, Дж. Хомане, Р. Эмерсон). Основным постулатом этой теории является неравное распределение различных ресурсов между индивидами, которое порождает необходимость получения дефицитных ресурсов, а, следовательно, зависимость получателей от их владельцев. Причем отношения «власть - зависимость» не остаются неизменными, а определяются балансом распределения ресурсов в данный момент. По определению Р. Эмерсона, власть - это уровень потенциальных издержек, которые один действующий субъект способен заставить другого принять, зависимость - это уровень потенциальных издержек, которые действующий субъект согласен взять на себя во взаимоотношении.

Если обобщить компоненты власти, рассматриваемые различными авторами как существенные при определении понятия «власть», то получится следующий перечень из шести структурных компонентов власти:

  • 1) актор, субъект, объект, агент;
  • 2) способность, возможность, потенциал, право, сила, воля;
  • 3) источники, ресурсы, основания, средства, инструменты, позиция;
  • 4) отношения, влияние, господство, подчинение, зависимость, руководство, манипуляция, контроль, воздействие, принятие решений, распределение, конфликт, сопротивление, санкции, обмен;
  • 5) интересы, блага, ценности, выгоды, желания, намерения;
  • 6) результат, достижение цели, следствия, последствия, изменения.

Придерживаясь различий в понимании власти между представителями секционной концепции, несекционной концепции, теории обмена, можно предложить три определения власти, собранные из структурных компонентов. Власть - это:

  • 1) способность, возможность, потенциал, право субъекта, опираясь на различные ресурсы и занимаемые позиции, осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ для достижения своих целей и изменения поведения зависимого объекта;
  • 2) коллективный ресурс социальной группы, который передается отдельным индивидам для осуществления общего блага в форме признания авторитета руководителей, наделения их правом управлять обществом и применять санкции;
  • 3) способность и возможность агента, обладающего ресурсами и испытывающего ресурсный дефицит, произвести обмены ресурсами с обладающим ресурсами и испытывающим ресурсный дефицит агентом, с распределением выгод и издержек в свою пользу.

Большинство исследователей соглашаются с тем, что в политической сфере (или в более узком понимании - в государстве) властные отношения проявляются наиболее ярко. В типологизации власти одно из первых мест занимает именно политическая власть.

Чтобы отграничить политическую власть от иных видов власти, необходимо прояснить содержание понятия «политика». Это позволит очертить круг субъектов и объектов власти, решаемых ими вопросов, используемых ресурсов властных отношений.

Слово «политика» впервые было употреблено Аристотелем для названия своего произведения, посвященного государству и управлению, поэтому закрепилась тесная связь терминов «политика», «государство», «управление».

Можно согласиться с мнением политологов, которые жестко не закрепляют за политикой определенную предметную сферу отношений, допускают возможность перехода в область политики любой проблемы (свойство политики проникать во все сферы общества). Какие характеристики позволяют отделить политические отношения от неполитических отношений? Во-первых, это непосредственная связь с государственным управлением, во-вторых, решение важных общественных проблем, которые затрагивают интересы больших социальных групп.

Государственные институты, основываясь на праве издавать и исполнять законы, применять легальное насилие, собирать налоги, принимают обязательные для исполнения решения по наиболее важным общественным проблемам, разрешают конфликт интересов различных групп общества.

Наряду с государственными институтами существуют субъекты, которые обладают политической (но не государственной) властью или другими видами власти. Они оказывают значительное влияние на принятие решений по важным общественным проблемам и также разрешают конфликт интересов социальных групп. К таким субъектам можно отнести разнообразные организации гражданского общества - оппозиционные партии, профсоюзы, церковь, ассоциации бизнеса, лоббистские группы, местное самоуправление. Значительное влияние на принятие политических решений оказывает крупный бизнес в лице ТНК, которые являются основными производителями, налогоплательщиками, работодателями, инвесторами. Крупные корпорации преследуют в политике прежде всего экономические цели создания благоприятных условий для хозяйственной деятельности компаний. Однако прямое и косвенное взаимодействие корпораций с государственными органами чаще всего выходит за рамки узкоэкономических интересов и превращает хозяйствующих субъектов в активных участников большой политики.

Поэтому в узком смысле политическую власть можно ассоциировать с государственной властью, в широком смысле политическая власть включает также всех субъектов, способных воздействовать на принятие общезначимых решений, не опираясь на государственные ресурсы. Следует отметить, что политическая власть в широком понимании, как правило, связана с разнообразными формами отношений с государственными институтами: легальными и нелегальными, мирными и насильственными. Претендующие на политическую власть негосударственные структуры, например террористические группы, незаконные вооруженные формирования, мафия, могут приобрести настолько сильное влияние в обществе, что для борьбы с ними приходится использовать ресурсы нескольких государств.

Политическая власть понимается двояко. Либо как неотъемлемое, естественное свойство общественных отношений. Такой точки зрения придерживались Т. Парсонс, П. Блау, Ю. Хабермас, М. Фуко и др. Либо под политической властью понимается деятельность субъектов, направленная на достижение групповых интересов за счет использования ресурсов и политических институтов. Данная позиция обоснована М. Вебером, Г. Лассуэллом. Российский политолог А.И. Соловьев предлагает следующее определение: политическая власть - это система нормативно закрепленных общественных отношений, в которой доминирующая группа использует государственные институты для распределения общественных ресурсов в своих интересах. Таким образом, политическая власть рассматривается как совокупность взаимоотношений по поводу распределения (обмена) ресурсов с использованием институтов государственной власти. С подходом А.И. Соловьева сочетается подход В.Г. Ледяева, который предложил определять понятие «политическая власть», отталкиваясь от определения «политики» - любые проблемы, наделенные статусом политических, порождают политическую власть.

Исходя из вышеуказанной связи власти и политики можно дать следующее определение политической власти.

Политическая власть - это способность, возможность, право субъекта, опираясь на различные ресурсы, в том числе государственные, осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ, оказывающие существенное воздействие на большие группы людей и затрагивающие жизненно важные интересы социальных групп.

Как государство является ядром политической системы, так государственная власть считается ядром политической власти. Государственная власть обладает рядом только ей присущих признаков, связанных с признаками государства как политического института:

  • монополия на законное использование силы и принуждения в территориальных границах государства. Использование силы и принуждения негосударственными субъектами расценивается как противозаконное и подлежит наказанию;
  • обязательность решений органов государственной власти для всех жителей государства. Решения авторитетных и обладающих значительными ресурсами негосударственных субъектов могут быть объявлены незаконными и отменены;
  • публичность государственной власти означает право государственных субъектов выносить свои решения от имени всего общества и адресовать их всем жителям страны. Негосударственные субъекты выносят решения от своего имени и не могут претендовать на выражение мнения всего общества;
  • широкий набор ресурсов государственной власти, применяемый для достижения цели. Негосударственные субъекты, взятые сами по себе, не обладают сравнимым с государством объемом ресурсов или вообще лишены возможности на законном основании использовать определенные типы ресурсов;
  • единый центр принятия решений, интегрирующий различные уровни государственной власти в единую вертикаль. Негосударственные субъекты власти не обладают подобной высокой степенью централизации и соподчинения низших уровней высшим уровням иерархии.

Субъектами политической и государственной власти могут быть: государство в целом (это особенно ярко проявляется во внешней политике), политические институты (законодательные, исполнительные, судебные, партии), политические элиты (небольшие группы, оказывающие решающее влияние на принятие решений), политические лидеры (государственные и негосударственные).

В качестве объектов политической власти выступают отдельные индивиды, социальные группы, население страны.

В политической науке существует два подхода к определению, кто конкретно осуществляет власть. Первый подход утверждает, что в конечном счете власть реализует определенный индивид. За властным действием стоит воля и интересы лидера, руководителя, который при этом учитывает мнение своего окружения. Второй подход уделяет основное внимание не воле и интересам индивида, а социальному статусу и ресурсному потенциалу индивида как элемента общественной системы. Властное действие изначально заложено в функцию статуса и роли, индивид осуществляет его по закону системы. Э. Гидденс предложил синтетический подход, который объединяет активного субъекта и систему социальных статусов: социальная структура не существует без действий индивидов, сами действия создают социальную структуру и роли. Таким образом, получается, что непосредственно властные отношения реализуются конкретным индивидом в им самим создаваемой системе социальных ролей. Объект власти становится таковым в момент взаимодействия с субъектом и исполнения социальной роли подчиненного.

Субъектами политической власти могут быть также отдельные индивиды и коллективы людей (группы, элиты, партии, организации). При коллективном осуществлении власти необходимы согласованные действия субъектов. Малочисленные группы осуществляют власть над гораздо более многочисленными группами благодаря наличию ресурсов, организации и координации действий.

Наряду с политической властью (государственной властью в узком понимании) в обществе существуют другие виды власти. Наиболее часто в зависимости от основного ресурса и сферы функционирования выделяют экономическую, социальную, культурную власть. Их определения можно вывести из общего определения власти, ограничив сферу распространения конкретной предметной областью. Так, экономическая власть предполагает право, способность и возможность на основе обладания экономическими ресурсами осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ в процессе хозяйственной деятельности. Социальная и культурная власть - это право, способность и возможность на основе обладания социальными и культурными ресурсами осуществлять влияние, господство, руководство, принятие решений, распределение благ в социальной и культурной сфере.

Таким образом, каждой сфере жизни общества соответствует свой тип власти, базирующийся на определенных ресурсах. Как сферы общественной жизни взаимосвязаны и тесно переплетены друг с другом, так и разные виды власти дополняют, перекрывают друг друга, переходят друг в друга. В истории политической мысли существовали концепции, которые выделяли доминирующие типы власти. Марксисты отдавали приоритет экономической власти, сторонники цивилизационного подхода А. Тойнби ставили на первое место культурную власть, М. Вебер подчеркивал важность социальной власти.

На протяжении истории наблюдается эффект накопления власти (кумулятивный эффект), когда обладание одним видом власти дает возможность приобрести другой вид власти. В частности, это проявляется в активном влиянии субъектов экономической власти на политику и значительном воздействии субъектов политической власти на экономику. При этом возникает проблема соблюдения баланса во взаимоотношениях разных видов власти, поскольку они «говорят на разных языках». Политическая власть далеко не всегда ориентирована на прибыль и эффективность производства, а экономическая власть, как правило, не рассчитана на достижение общего блага и предотвращение конфликтов различных социальных групп.

Можно классифицировать типы власти по следующим критериям:

  • в зависимости от масштаба деятельности субъектов властных отношений: международная, национальная, региональная, местная;
  • в зависимости от типа социальных институтов: государственная, партийная, церковная, профсоюзная, семейная;
  • в зависимости от функции в государственном устройстве: исполнительная, законодательная, судебная.

Под источниками власти понимаются «первопричины», обеспечивающие отношения господства-подчинения. К ним относят авторитет политического лидера, силу (прежде всего военную), нормы закона, экономические блага (богатство), выдающиеся качества (харизма), интерес (в форме принятия идеологии). К источникам власти можно отнести научные и сакральные знания, которыми обладают субъекты.

  • 1ЖБ: http://slovardalya.ru (дата обращения: 01.09.2017).

Введение

Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше власти государственной и определяет реальную способность социальной группы или индивида обнаруживать свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.

Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы – это политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее продолжается политическая борьба, она - источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Следовательно, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства.

Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологией, а ученые, которые анализируют ее, - кратологами. Политологи по-разному толкуют понятие “власть”.

1. Власть – это «способность вмешиваться в цепь событий, чтобы как-то их изменить» (Э. Гидденс).

2. Власть – это «вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю вопреки сопротивлению» (М. Вебер).

3. Власть – это «возможность индивидов и групп оказывать намеренное и предвиденное воздействие на других индивидов и группы» (Д. Ронг).

4. «Власть – это социальное сосредоточение командования, опирающегося на один или несколько слоев или классов общества» (Ж. Френд).

Сущность и особенности политической власти

Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Признаки политической власти:
моноцентричность

1. Легальность власти означает ее законность, юридическую правомерность. Легальная власть действует на основе четко фиксированных нормативно правовых актов.

2. Легитимность власти - это добровольное признание ее справедливой, прогрессивной большей частью населения.

3. Верховенство власти - это обязательность выполнения властных решений (экономических, политических, правовых, и др.) всеми членами общества.

4. Влияние власти - это способность субъекта политики осуществлять влияние в определенном направлении на поведение индивидов, групп, организаций, объединений, с целью сформировать или изменить мнение людей по определенному вопросу, урегулировать политическое поведение социальных субъектов.

5. Публичность - значит, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества.

6. Моноцентричность власти означает существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений.

7. Эффективность и результативность заключается в том, что именно в конкретных социальных результатах реализуются все замыслы, платформы, программы власти, выясняется ее способность эффективно управлять всеми областями общественной жизни.

Теории политической власти:


С точки зрения реляционистских теорий (от англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение, как минимум, между двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимоотношения является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, – отмечал он, – возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия».

Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти и др. Здесь важно оказание влияния субъектом власти на мотивы подвластного. Другую группу реляционистских теорий власти можно обозначить как теории «обмена ресурсов ». Согласно этим теориям, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов. В теории раздела «зон влияния » власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг.

Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» – избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».

Согласно системной теории , власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, – подчеркивал американский социолог, – как реальную способность… осуществлять влияние на различные процессы в системе».

Функции политической власти


Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

1) Функция целеполагания определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

2) Интегративная функция обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

3) Регулятивная функция регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

4) Дистрибутивная функция осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

5) Идеологическая функция заключается в разработке определенного общественного идеала, который включает политические и социальные ценности;
6) Воспитательная функция направлена на социализацию индивидов, то есть их включение в политическую жизнь;
7) Инновационная функция направлена на творческое осмысление политической действительности, выработки способов и методов ее изменения. То есть политика имеет своим заданием создавать новые, более прогрессивные формы социальной организации жизни.

8) Прогностическая функция - определение перспектив общественного развития, создания разнообразных моделей будущего состояния политической системы, и тому подобное.

Легитимность политической власти и её типы

Природа и основа политической власти в политической науке описываются с помощью понятий «легальность» и «легитимность». Под легальностью (юридической легитимностью) понимается законность власти. Понятие же «легитимность », введенное в политологию М. Вебером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства) определяет ее природу. Согласно веберовской теории, существуют три типа легитимного господства.


Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальную и сословную. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений. Однако по мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников», которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидность господства и обозначалась Вебером как сословная.

Харизматический тип господства (от греч. charisma – божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, приписывающих вождям необыкновенные свойства. Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», способную внести изменения в лишенную динамизма структуру общества.

Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам.

Механизмы легитимизации политической власти:

Вслед за М. Вебером многие политологи обращались к проблеме легитимности власти. С. Липсет под легитимностью понимал убежденность масс в необходимости сохранения данного политического порядка. «Легитимность, – отмечал он, – подразумевает способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества». Французский социолог П. Бурдье связывает легитимность со скрытой верностью. Т. Парсонс полагает, что в основе легитимации – приверженность определенным ценностям. Современные политологи предлагают различать легитимность политических лидеров, легитимность политических институтов и легитимность политических режимов.

Обеспечение легитимности власти – ее легитимизация – предмет особой заботы любой власти. Выделяется несколько универсальных механизмов легитимизации власти.

1. Социально-психологический , основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизм массы, стремление среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства; веру в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей; чувство компетентности и иллюзию контроля.

2. Политическое участие граждан, прежде всего в форме выборов, позволяет гражданам ощутить собственную причастность к власти, ее зависимость от интересов и настроений граждан.

3. Политическая социализация – процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Данный механизм обеспечивает поддержку власти на основе существующих норм и ценностей.

4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.

5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности, также можно рассматривать как один из механизмов легитимизации власти. Убежденность в существовании персонифицированных угроз обществу и в возможности власти нейтрализовать эти угрозы способствует сплочению общества вокруг власти.

В противоположность легитимизации власти, процессы делегитимизации – разрушения и кризиса легитимности – ведут к утрате поддержки власти со стороны общества.

Причинами упадка и кризиса легитимности являются: обострение конфликта между ценностями большинства социальных групп и узкокорпоративными ценностями правящей элиты; отсутствие в политической системе институтов, выражающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти; разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры; рост коррумпированности в органах власти; низкая эффективность власти; развитие сепаратизма и национализма; утрата правящей элитой веры в правомочность осуществления власти.

Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который в свою очередь может вызывать радикальные перемены в политической системе.

Выводы

На сегодняшний день политическая ситуация в Российской Федерации, касаемо основных признаков власти, тяготеет к властьустанавливающим тезисам. Очевидно, что этот процесс сопровождается ослаблением позиций легитимности, публичности и результативности. Таким образом, мы наблюдаем перекос академической системы признаков власти с обособлением и отчуждением субъектов власти от объекта. Как следствие этого проявляется дисбаланс в функциональном поле власти. Цели, устанавливаемые властью, зачастую не отвечают задачам прогресса или же непоследовательны. Наблюдается не стихийный, а активный процесс дезинтеграции общества по ряду параметров: социально-имущественному, национальному, религиозному и идейному. Рука об руку с отрицательной интеграцией регулирующая функция стоит на позициях, стимулирующих наращивание политической энтропии. Работу принципа адекватной дистрибуции можно выявить по состоянию ключевых отраслей промышленности, армии, реальному социальному положению и гарантиям для пенсионеров и несовершеннолетних. Тенденции в воспитательной деятельности политической власти нашей страны заставляют судить об индуцированном и поддерживаемом процессе снижения интеллектуального уровня граждан, загоне культуры и подмене понятий с целью снижения потенциала нации. Нельзя не отметить подавления прогрессивных идей, налаживание системы борьбы с инакомыслием, поддерживание института критиков власти, материалы для которой подаёт сама власть, в целях создания видимости оппозиции. Инновационные технологии в промышленности и в социальных отраслях являются спекуляцией, с целью маскировки и обоснования нелегальных или легализуемых денежных средств на уровне высшего руководства государства. Поскольку по всем функциям власти наблюдается налицо обратный результат, напрашивается вывод о тотальной зависимости государства от подчиняющего решения извне, заинтересованности в эксплуатации ресурса страны вовлечённых в систему угнетения России лиц внутри страны. Исходя из этого, предполагаю, что прогностическую функцию несёт на сегодняшний день система сторонней политической власти.

Практическим выходом из сложившейся ситуации полагаю смену правящей коалиции на группу лиц заинтересованных в разрыве порочных политико-финансовых связей и в прогрессе Российского государства. Лиц настолько заинтересованных, насколько компетентных в политтехнологиях и в сферах народного хозяйства и культуры.

Список литературы:

1. А. С. Тургаев, А. Е. Хренов: «Политология в схемах и комментариях». 2009г. Глава 5

2. Истон Д. А.: «Системный анализ политической жизни». 1963 г. Стр. 23

3. Халипов В.: «Кратология» 1974г. Глава 1.

4. Панарин А. С., Василенко И. А. «Политология. Общий курс.» 2003 г., главы 1 и 2.

Задач [ ] .

Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности . Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.

Именно из-за самой специфики харизматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.

Механизмы передачи харизматической власти:

  1. Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».
  2. Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС , КПК и т. п.).
  3. Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример - правление семьи Ганди в Индии .

Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.

  • преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
  • недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность

Фобократия

Фобократия (от др.-греч. φόβος и

3.1.Поняття, признаки и эффективность политической власти

3.2.Сутнисть, структура и функции политической системы

3.3.Особливости политической системы Украины

Понятие и эффективность политической власти

Власть, как и политика, - одно из фундаментальных начал общества. Она везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, организациях и учреждениях, во всем государстве. Речь идет о верховной, политической власти. В то же время власть нельзя отождествлять с политикой. Поскольку понятие политики шире, чем понятие власти. Власть вместе с политикой базовым понятием политической науки, одним из древнейших составляющих политического знания. Борьба за власть, ее осуществление является смыслом деятельности субъектов политического процесса, она сопровождает политическую жизнь человечества на протяжении всей его истории.

Наряду с обществом, власть прошла эволюционный путь изменения собственных форм. В первобытных обществах власть была анонимной, распыленной среди членов рода и племени и проявлялась в следовании обычаям, традициям и верованиям, что лишало ее политического характера. С усложнением социальных потребностей, появлением новых видов деятельности, связанных с общественным разделением труда и усилением интенсивности взаимодействия индивидов, анонимная форма власти закономерно изменилась на индивидуализированную.

Рост социального неравенства стимулировало процесс институциализации власти - создание специальных институтов, которые осуществляли функции выражения общих интересов, управления и обеспечения порядка. И наряду с процессом осложнения или диверсификации социальных отношений, власть постепенно приобретала политический характер.

Итак, власть существует в любом обществе и является результатом существования различия интересов. В то же время власть отличается от господства, поскольку ей присущи два элемента: а) материальный принуждение, б) убеждение тех, что пидпорюються, в справедливости подчинения. Отсутствие второго элемента превращает власть на господство, поэтому господство - более узкое понятие, чем власть, и всегда связано с применением силовой технологии. На этой основе французский политолог М. Дюверже отметил двойственность власти: с одной стороны, она является инструментом господства одних групп общества над другими, с другой - эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества.

В то же время политическая власть - это специфический вид регулирования социальных процессов. В обществе возможны три вида регулирующих взаимодействий субъектов политики с использованием власти: ксеничний, предусматривающий монопольное правления единоличного субъекта при фактическом отчуждении от нее всех других субъектов политики; причудливый - правление всех, независимо от их возможностей и компетенции; симбиозные - разумное правление на основе общественной договоренности и правового распределения властных полномочий. Представители различных философско-политических направлений при определении власти акцентируют внимание на тех элементах, которые, по их мнению, являются самыми важными. В современном обществе борьба за власть также служит полем острых (практических) сражений во всех сферах общественной жизни: в политике, экономике, культуре и на всех уровнях социальной организации. Основываясь на этом, выделяют власть экономическую, политическую, правовую, военную, духовную, семейную. В то же время исследователи доказывают, что каждой разновидности власти присущи определенные признаки универсального характера:

Тип поведения (управления действиями других людей, руководство государством)

Свойство характера (способность навязать свою волю другим)

Способ достижения цели (сознательное определение цели, а также путей и способов ее достижения);

Отношения подчинения (в пределах группы между руководящим центром и членами группы);

Способность решения конфликтов рациональным мотивированным насилием.

Такое разнообразие форм существования и проявления властной воли вызвала отличие в подходах к осознанию и сути и вызвала теоретические дискуссии о природе и социальное назначение власти. Поэтому возникло много различных определений власти. При всех обстоятельствах, власть - это прежде всего способность и возможность осуществлять свою волю, изначально влиять на поведение и деятельность людей с помощью насилия, авторитета, права.

На самом деле господства в организации социальных отношений было всегда. В передполитичному обществе господствовала не воля отдельных лиц, тем больше органов, а традиции, привычки и обычаи. Господство отсутствовало лишь на начальном этапе развития, когда человек находился на первоначальном степени естественного состояния и еще не выработала соответствующих нормативных регуляторов поведения. Здесь каждый индивид имел полную свободу действий, например, свободу убивать себе подобного, лишать его плодов труда, унижать его достоинство и тому подобное. Но в то же время каждый мог стать объектом осуществления свободы другого, то есть той же свободы убивать, грабить, наносить обиды. На этом этапе была своеобразная социальная симметрия отношений "агрессор - жертва": нанося в собственных интересах ущерб свободе других людей, человек становится заложником такой же свободы других. Такая свобода является слишком дорогой, за нее приходилось платить собственной жизнью. Поэтому первоначальный естественное состояние перерастает во вторичный, когда появляются определенные регуляторы (принуждение). Здесь происходит взаимный отказ от свободы, осуществляется так называемый отрицательный обмен, то есть взаимный отказ убивать, ограничивать и тому подобное. Человеку, оказывается, выгоднее не убивать, а быть неубитого. В то же время она находит определенную степень защищенности При этом защищают ее не законы и государственные органы власти, а обычаи и традиции, возникшие как следствие естественной потребности в общении.

Итак, взаимный отказ от свободы стала выгодной людям, однако, при условии, что имеется одинаковое ограничение свободы. Такие взаимность и равенство не является навязанным извне. Это добровольное и свободное от властвования самоограничения, свободная отказ, в основе которой лежит личное интерес в свободе. Так, совместное проживание людей сочетается с принуждением, но это несколько парадоксальный принуждение, а именно, принуждение без принуждения. При взаимном отказе от свободы принуждение якобы является личным делом каждого человека, поэтому не имеет характера чистого, "рафинированного" принуждения или "голого насилия".

Затем, с развитием человека, вторичный естественное состояние перерастает в принципиально иную социальную организацию, регулируется государственно-правовыми нормами, то есть властью. Это означает, что теперь является не господство человека над себе подобными, и власть публичной власти над произволом отдельного. И только с течением времени основной доминантой принуждения становится интерес. За каждым действием, актом политической власти - определенные интересы социальных слоев и групп. Интересы становятся двигателем власти в условиях зрелого социальной и политической жизни, когда общественные группы начали осознавать свои не только текущие, но и глубинные, стратегические потребности, и создали соответствующие (искусственные) институты для их внедрения. Однако, при определенных условиях источником энергии политической власти могут выступать не только интересы, но и предрассудки. Последние становятся особенно актуальными в так называемые "смутные времена". Так было в период Французской революции, когда важным регулятором участия людей в политике отмечено страх перед бандитами, нищими и разбойниками. А в постсоветских обществах искаженные представления определенных слоев населения об индивидуальном предпринимательстве также стали основой для многих политических действий и решений.

Тем не менее, господство означает хотя и важный, но только один из двух составляющих элементов власти. Другая сторона власти - подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать импульсы, поступающие от субъекта власти. То есть, командование и исполнение - это два одинаково универсальные принципы власти. Они неразделимы и взаимодействуют неразрывно.

Мотивация подчиненности довольно сложная. Она может основываться на страхе перед санкциями, на длительной привычке к повиновению, заинтересованность распоряжения, на уверенности в необходимости подчиненных, на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют как на силу власти - способность ее субъекта влиять на объект, так и на ее эффективность - способность достигать поставленных целей. Характерные признаки и источники власти как явления представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Власть как явление

Характерные признаки

Источники

Основные виды

Средства осуществления

Формы организации

доминирование

властной воли

аппарата

управления

возможность

применение

принуждения по

отношению к

общества и

личности

монополия на

регламентацию

жизни общества

богатство

организация

информация

место в обществе

экономическая

политическая

правовая

духовная

убеждение

традиции

манипуляции

принуждение

планирования

руководство

управления

координация

организация

контроль

Итак, власть, как общественное явление, возникающее при наличии следующих данных:

Существование не менее двух индивидуальных или групповых субъектов, участвующих во властных отношениях;

Волеизъявление властвующего в отношении подвластного через распоряжение или приказ, в котором предусматривают определенные санкции в случае неподчинения власти;

Обязательность подчинения приказу;

Наличие общественных норм, которые закрепляют право властвующего издавать приказы и обязательность их выполнения.

Поэтому логичным определим такую структуру власти:

а) господствующий интерес;

б) политическая воля, проявляющаяся в законах и политических решениях;

в) средства обеспечения.

В то же время власть является Сложноструктурированная феноменом и охватывает субъекты, объекты, источники, ресурсы. Эти параметры власти выражают и определяют ее функциональную динамику - функционирование институтов, деятельность субъектов политики и власти, реализацию средств и методов и тому подобное. Рассмотрим их.

Субъект власти - это непосредственный ее носитель, воплощает активное начало. Им может быть индивид, организация, сообщество и мировое сообщество. Положительные качества субъекта власти - это воля к властвования, компетентность, ответственность и организованность. Первичными субъектами власти являются индивиды и социальные группы, вторичными - политические организации. Элиты и лидеры е субъектами высокого уровня.

Власть всегда есть двусторонней, она невозможна без подчинения объекта субъекту. Отсутствие такого подчинения - признак отсутствия власти. Природа и мотивация подчиненности являются достаточно сложными и содержат страх перед санкциями, привычку к покорению, интерес (заинтересованность в выполнении распоряжений), уверенность в необходимости подчинения, авторитет (качества руководителя, обусловлено покорения без принуждения или угрозы санкций), идентификацией объекта с суб Объектом власти. В последнем случае достигается максимальная эффективность власти, поскольку субъект воспринимается объектом как его представитель и защитник.

Ресурсы власти, как совокупность средств, использование которых обеспечивает эффективное воздействие на объекты власти, в соответствии с целями субъекта, принято делить на:

Экономические (материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, земли, деньги, полезные ископаемые и т.п.);

Социальные (способность повышения социального статуса или ранга, места в социальной структуре)

Силовые (оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди);

Демографические (человек как универсальный ресурс, создает другие ресурсы);

Политико-правовые (конституция, законы, программные документы политических партий);

Информационные (знания и информация, средства их получения и распространения).

Одним из основных и важнейших для политологии разновидностей общественной власти является власть политическая. Политическая власть - это способность, право или возможность общественных групп и индивидов, их представляют, оказывать влияние на политическую деятельность и политическое поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия.

Субъектом политической власти может быть целый народ, государственный орган, отдельный индивид, наделенный властью. Непосредственными субъектами политической власти являются политические институты и их органы, которые сохраняют и осуществляют руководство различными сферами жизни, имеют в своем распоряжении средства власти, выбирают цели и способы их реализации.

Объектом политической власти есть все то, на что (или на кого) направлены властные отношения. Это может быть общество в целом, то есть народ, и каждый гражданин в частности. В демократическом обществе народ одновременно выступает и субъектом, и объектом власти.

Весомость наличии политической власти объяснено выполнением им широкого спектра важных для общества функций. К ним относятся:

Разработка и принятие решений по важным направлениям развития общества;

Выработка стратегии управления обществом;

Оперативное управление и регулирование общественными процессами;

Контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности развития общества.

Характерными чертами политической власти являются легальность, влияние, верховенство, всеобщность, моноцентричность, легитимность, эффективность.

Легальность власти - это ее законность, юридическая правомерность.

Верховенство власти - это обязательность выполнения сформулированных ею властных решений всеми членами общества.

Влияние власти - это способность, умение субъекта политики оказывать влияние с определенной целью на поведение социальных групп, организаций или индивидов.

Усезагальнисть власти заключается в ее способности действовать на основе права от имени всего общества.

Моноцентричности власти присуща наличие общегосударственного центра принятия решений (таким центром является система органов власти).

Эффективность (результативность) власти основывается на результатах реализации всех замыслов, платформ, программ, ее способности эффективно управлять всеми сферами общественной жизни, достигать политических целей оптимальными средствами. Однако, сразу же возникает проблема установления универсального критерия, по которым можно объективно определить эффективность политической власти. При изобретения формулы эффективности политической власти необходимо учесть следующие факторы:

Отражение в деятельности власти интересов тех общественных групп, которые она представляет;

Оптимальность организационной структуры различных ветвей власти;

Профессионализм политических кадров;

Оптимальность принятия и внедрения политических решений;

Легитимность власти.

Легитимность власти - это состояние, при котором способ формирования и деятельности политической власти совпадает с имеющимися в обществе нормами и ценностями, а результаты деятельности соответствуют социальным ожиданиям, которые признает народ. Иначе говоря, это добровольное признание власти гражданами, доверие к ней с их стороны, признание ее справедливой, прогрессивной. Соответственно, легитимация - это процесс признания власти правомочной, утверждение ее легитимности.

Однако условия, при которых власть признается правомочным, зависят от исторической эпохи, событий или страны. В современных демократических обществах власть становится легитимной через признание ее народом с помощью установленных законом демократических процедур - выборов. Однако, по большей части в прошлом, власть получала статус легитимности через наследование ее главой государства от своих предков.

Макс Вебер выделил три основных типа легитимности власти: традиционная, легальная, харизматичная.

Традиционная власть базируется на обычаях повиноваться власти, вере в невозмутимость установленного порядка. Традиционные нормы в обществе рассматриваются как нерушимые; неподчинение им приводит к применению установленных обществом санкций. Однако эти санкции касаются не только подчиненных, но и правителей.

Легальная власть основывается на законопослушности, признании добровольно установленных норм, регулирующих отношения властвования и подчинения. Этот тип легитимности характерен для современных демократических стран, где добровольно установленные нормы - это конституция, на которой базируется рациональная модель властвования.

Харизматическая власть базируется на вере подчиненных в необыкновенные способности и величие личности своего политического лидера ("харизма" от греческого - Божий дар, исключительный талант). Такой лидер уверен, что выполняет важную историческую миссию, и поэтому требует от подчиненных беспрекословного повиновения. Поэтому такой тип легитимации власти может привести к установлению диктатуры.

Американский политолог Д. Истон, анализируя современные политические системы, несколько иначе установил типы легитимности политической власти.

Первый тип легитимности он назвал идеологической легитимности. Она базируется на убежденности людей в правильности ценностей и принципов, на которые ссылается власть, а также в том, что эта власть сама их придерживается. Структурная легитимность присутствует в обществе, где есть уважение людей к механизмам и норм системы власти. Персоналистские (личностная) легитимность основывается на моральном одобрении народом лиц, находящихся у власти. На первый взгляд, этот тип легитимности очень похож на харизматичный (по М. Веберу). Однако персоналистские легитимность - это не только психологическое восприятие или поддержка политического лидера, политической элиты. Это прежде всего рациональное осмысление деятельности политической власти в целом и политического лидера в частности.

На практике же время действует не один, а несколько факторов легитимации власти, на основании которых и признают ее правомочность.

Самым распространенным видом политической власти является власть государственная. Кроме характерных черт общественной власти вообще, государственная предусматривает еще и другие признаки:

Осуществляется особым, отделенным от остального общества, аппаратом;

Действительна только на местности, на которую распространяется государственный суверенитет;

Обладает монополией на издание законов;

Может, при необходимости, обратиться к средствам организованного законодательного принуждения.

а) формирование политической системы, политических отношений между государством и обществом, общественными сообществами, политическими институтами, аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и тому подобное;

б) организация политической жизни общества;

в) управление общественными и государственными делами на разных уровнях;

г) руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами;

г) контроль за политическими отношениями, создание определенного типа правления, политического режима и государственного устройства (монархии, республики), открытого или закрытого общества.

Итак, политическая власть выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции, которые конкретизируются во многих видах политической деятельности, в том числе: принятие политических решений, формирования управленческих кадров, совершенствование системы исполнительной власти.

Функционирования власти в обществе связано с разделением общественного труда на управленческий и исполнительную по вертикали, построением властных отношений в форме общественной пирамиды, при которой низшие слои пирамиды передают вверх определенную часть своей воле, а властная верхушка должна учитывать эту волю при принятии политических решений. Игнорирование властной верхушкой интересов низших слоев приводит к отчуждению власти от народа, превращение ее в деспотию или тиранию. Одновременно это служит основой для смены власти. И именно в этом - исходные положения теории народного суверенитета, которые лежат в основе современной, представительной демократии.

Поэтому важными средствами против утверждения тирании и диктатуры являются: а) разграничение и независимость трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной; б) децентрализация власти.

Еще древнегреческие философы Платон и Аристотель, в зависимости от того, кто находился у власти и в чьих интересах она осуществлялась, выделяли три возможных формы политической власти: монархию, аристократию, полет (или демократию), которые при условии их деградации могли выродиться соответственно в тиранию, олигархию и охлократию.

Политолог, экономист, украинец по происхождению Б. Гаврилишин, анализируя современные политические системы, пришел к выводу о существовании трех типов политического правления или форм современной власти.

Власти типа противовеса характеризуется:

а) разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную;

б) наличием правящей элиты и оппозиции;

в) функционированием системы противовесов;

г) наличием периодических выборов;

д) принятием решений в соответствии с принципом большинства.

Коллегиальная власть отмечается:

а) наличием высокой степени консенсуса в обществе;

б) приверженностью политических курсов и решений;

в) отсутствием разногласий и конфликтов.

Унитарное власть характеризуют:

а) концентрация власти;

б) отсутствие официальной оппозиции или противовеса;

в) идеологическое оправдание любых непопулярных или малопопулярных решений власти.

Именно такие характеристики усложняется процесс прихода к власти новой политической элиты.

Средствами осуществления всех указанных разновидностей общественной власти есть право, авторитет, убеждения, традиции, манипуляции, принуждение, насилие; формами организации - планирование, руководство, управление, координация, организация, контроль.

Итак, власть - это основополагающая, базовая категория политологии, научное изучение которой начал Аристотель. Политическая власть ограничена законами, которые определяют уровень восприятия населением исторической формы реализации интересов его господствующего слоя.

Свои функции, которые обеспечивают существование и развитие страны, политическая власть выполняет с учетом всех существующих материальных и моральных ресурсов общества. При этом она выступает многофункциональным, многоаспектным социальным феноменом со многими измерениями. Власть должна считаться с позицией (оппозиции) по ней большинства населения страны.

Однако во всех своих аспектах власти более склонна к тому, кто ее имеет, чем к тому, кто является ее объектом. Полномочия, привилегии, престиж и т.п. объективно разводят власть и массы. Власть сочетает конформизм, авантюризм, - все то, что делает его неизбежным злом. Поэтому общество призвано установить такие фильтры на пути к власти, позволяющих избежать его негативных проявлений.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...