Обязательно ли ребенку ходить в детский сад. Нужен ли ребенку детский сад? Нравится ли самим детям ходить в садик
Малышу уже 3 года, а вы так и не решили, пришла ли пора отдавать его в детский сад и нужно ли это вообще? Ведь, возможно, лучше воспитывать кроху дома? Во всем есть свои положительные и отрицательные стороны. Как научить ребенка открываться новому, строить отношения с другими людьми и при этом не нанести вред его психике, рассказывает психолог Наталья Книга.
Детский сад - это все о том, как учиться быть независимым. Критические навыки: от распознавания паттернов и декодирования символов до друзей и навигации по библиотеке, а также оснований, которые позволят детям достичь успеха в течение оставшихся учебных лет. Детский сад - это также огромное время для перехода и беспокойства для детей. Вот шесть практических вещей, которые вы и ваш ребенок можете сейчас работать, чтобы помочь им чувствовать себя уверенными и готовыми учиться в первый день детского сада.
В течение учебного года ваш ребенок будет приносить домой то, что кажется миллионом рисунков, картин, «рассказов» и неидентифицируемых капель. Что общего у каждого из этих вещей? Все они будут содержать имя вашего ребенка, написанное вашим ребенком. Практикуйте это до начала школы и представьте себе уверенность, которую они чувствуют, когда осознают, что уже освоили это ключевое умение.
Наталья Книга
психолог Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология»
В чем плюсы детского сада?
Обычно детей приводят в сад, когда им исполняется 3 года. Это прекрасный возраст для начала активных знакомств со сверстниками.
Дети учатся общаться и с педагогами, привыкают к определенным общественным нормам и правилам поведения. Все это помогает малышам социализироваться. И на следующем этапе, когда придет пора отправляться в школу, им будет легче устанавливать контакты с одноклассниками, с преподавателями, да и вообще с людьми в целом.
Узнайте свое полное имя, адрес и номер телефона
Это просто хороший смысл безопасности. Если ваш ребенок потеряется или подумает, что он может потеряться, ему понадобится эта информация. Установите свой адрес и номер телефона в соответствии с мелодией песни, чтобы помочь ей застрять. А в дошкольном учреждении с учителем для каждого ребенка есть взрослый человек, который может предвидеть потребности и устранять проблемы. Однако детский сад - это совершенно новый мир, и дети должны быть в состоянии рассказать учителю, когда им нужно использовать уборную или когда у них возникнут проблемы с пониманием урока.
В садике крохи приучаются и к определенному режиму. Встают, кушают и гуляют в одно и то же время. Это в первую очередь полезно для здоровья, во вторую - для дисциплины. Если дома малыш не хочет подниматься, часто мама и не заставляет. Каждый ли день вместе с родителями малыш выходит играть во двор, да еще и в один и тот же час? А если взрослые устали? А если вдруг возникли дела? Далеко не всегда это возможно.
Учителя также могут помочь обсудить сложные ситуации с друзьями, которые ваш ребенок не может быть готов к самостоятельной работе. Помогите ребенку развить словарный запас, чтобы сообщить, что им нужно, и заверить их, что учителя там помогут. Слушание без прерывания. Это всего лишь некоторые из социальных навыков, которые имеют решающее значение для успеха на протяжении всей жизни, и они особенно важны в детском саду. Каждый день дайте детям начало жизни. Модель эмпатии и помочь вашему ребенку решать проблемы совместно.
Проведите смотрящий конкурс, имея беседу, чтобы практиковать поддержание зрительного контакта. Прочитайте историю и поговорите об этом позже. Почему главный герой рассердился? Что заставляет вас сердиться? Мы все хотим, чтобы наши дети преуспели в социальном мире - научиться сотрудничать, подружиться и обсудить конфликты. Никогда не слишком рано помогать им развивать сильные межличностные навыки.
Кроме того, часто именно в саду дети учатся тому, чего раньше не умели: ходить на горшок, мыть руки, завязывать шнурки, хотя дома ничего не получалось.
Когда бить тревогу?
Конечно, не все дети адаптируются сразу. В норме ребенок должен привыкать к новым условиям от 7-10 дней до месяца. Если процесс затягивается до 6 месяцев - это уже тяжелая адаптация. В случае, когда малыш и дальше отказывается идти в детский сад, лучше обратиться к психологу.
Узнайте о письмах и номерах
Это важный шаг в развитии грамотности, и получение начального образования значительно облегчит обучение. Практикуйте с играми, такими как продуктовый магазин или бинго на заднем дворе - находите то, что начинается с каждой буквы алфавита и практикует звуки, которые делают буквы.
Знание номера здания начинается рано и ускоряется, когда начинается школа, поэтому никогда не рано раскрывать детям математические концепции. Подумайте о числе от одного до десяти и сообщите им «выше» или «ниже», когда они попытаются угадать. Подсчитайте, сколько шагов требуется, чтобы добраться из дома в школу. Объясните, как дома пронумерованы на вашей улице. Настаивайте повседневные ситуации с математическими концепциями, чтобы создать прочную основу для более сложных уроков.
Адаптация включает в себя спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, а также от структуры семейных отношений. Проще говоря, каждый малыш индивидуален. И все же очень важно, как ведут себя родители.
Дети быстро узнают, что чем дольше это нужно, чтобы надеть свои пальто, тем меньше времени у них будет на перерывах, и никто не хочет быть тем, кто держит всех. В детском саду дети должны справиться без помощи. Вот веселый и простой способ научить вашего ребенка быстро надеть пальто.
- Поместите пальто на пол с внутренней стороны вверх.
- Стенд лицом к пальто с вашими ногами наверху.
- Наклонитесь и вставьте руки в рукава.
- Переверните пальто над головой, когда вы встанете.
Есть факторы, от которых зависит адаптация деток к садику, например:
1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.
2. Возраст (особенно уязвимы дети с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период им очень тяжело «оторваться» от мамы. Привязанность к матери - необходимое условие нормального психического развития ребенка - способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность.
Как вы понимаете, что что-то не так со школьной средой? Средства коммуникации дошкольного возраста преимущественно телесные, и именно там мы должны попытаться поймать сигналы о возможном насилии. У ребенка могут быть нарушения сна, отсутствие аппетита, может быть сонным или иным образом нервным. Нарушается его физиологическое функционирование.
С физическим и моральным преследованием: включая пощечины в лице и голове, отшлепанные, чтобы заставить детей есть, угроз и оскорблений различного рода. Каковы последствия этого насилия? Дошкольный ребенок поражен этими домогательствами более глубоко, чем старший ребенок, у которого уже есть другие более сложные коммуникационные ресурсы, такие как язык и более определенное чувство собственного достоинства, которое помогло бы ему довериться тому, кого он любит. Его выразительность в основном невербальна, и именно там мы должны отслеживать шпионов возможного жестокого обращения.
Дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям
3. Риски биологического и социального анамнеза:
- Биологические факторы (заболевания матери во время беременности и родов, заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в сад).
- Социальные факторы (неправильный режим дня ребенка; недостаточный дневной и ночной сон; вредные привычки; неправильная организация бодрствования; неумение общаться со взрослыми и детьми; несформированность предметной и игровой деятельности ребенка).
Всегда нелегко привыкают к саду единственные дети в семье, дети, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, не уверенные в себе.
Декодирование сигнальных колоколов, таких как бессонница, отсутствие аппетита и нервозности, возможно, не сразу, легко ли ошибаться? Когда родители чувствуют подозрение, они должны немедленно проверить, есть ли у них фонд. Чувствительность к родителям вряд ли бред. Также очень важно, чтобы родители беседовали с педагогами своих детей, которые точно знают, что делают их дети, когда они учатся в школе.
Когда бить тревогу?
Некоторые утверждают, что родители интерпретируют признаки насилия поспешно или поверхностно, возможно, уступая тревоге. В общем происходит противоположное: спешка и поверхностность не заставляют ребенка чувствовать себя плохо. Тревога родителя, за исключением редких случаев, является предупреждающим сигналом, который всегда проверяется, как для растворения сомнений, так и для углубления родительской интуиции.
Систематические истерики в саду - это часто обычная неподготовленность родителей. Рекомендуется, прежде, чем отдавать малыша в какую-то группу, прийти туда самому, познакомиться с воспитателями и с правилами сада.
Кстати, сейчас у разных учреждений есть масса специальных уклонов: логопедия, санаторный режим или даже упор на изучение иностранных языков в игровой форме. Только вы знаете, что будет полезно, а главное - интересно вашему сыну или дочке.
А теперь перейдем к тем вещам, которых не стоит ждать от дошкольного учреждения
Какие ошибки не совершать? Зарядите ребенка от беспокойства родителя, что не имеет никакого отношения к опыту ребенка. Только тревога, которая реагирует на изменение физиологии ребенка, заслуживает доверия. В этом случае интуиция основана на чувственным свидетельством всякого уважения.
Детский сад учит детей играть
Как только вы узнаете, что что-то не так, как мы должны двигаться дальше? Первое, что нужно сделать, это устранить причину беспокойства, то есть насилие, а затем оставаться рядом с ребенком, пытаясь заставить его выразить свои страхи и пережитый кошмар, используя рисунки или другие невербальные выразительные методы, подходящие для его возраста, чтобы он мог восстановить доверие к окружающей среде и успокоить себя.
Тревога ребенка часто возникает из-за мнительности родителей. Когда малыш капризничает, плачет, он смотрит на реакцию родного человека, обычно - мамы. Если она будет сюсюкать, уговаривать чадо или начнет плакать (бывает и такое), конечно, истерики станут нормой.
Иногда женщина подсознательно сама не хочет отпускать от себя ребенка. На уровне глубокой связи малыш это чувствует и начинает… за-бо-ле-вать. Причина многих простуд, кожных высыпаний, психосоматических расстройств часто кроется именно в этом. Прежде чем отдать сына или дочку в сад, внутренне подготовьтесь к этому сами.
Каковы повреждения, которые ребенок приносит в результате насилия? И как должен вести себя родитель? Ущерб тем более серьезен, что травмирующий опыт ребенка не развивается со взрослыми, которые его любят. В целом, мы, взрослые, склонны думать, что если ребенок не говорит, что он забыл. Травмы остаются такими, если они остаются под кожей, готовые появиться в форме психологического расстройства, когда условия благоприятны. Поэтому ребенку нужен взрослый, чтобы рассказать ему, что он испытал.
Как понять, что крохе в саду комфортно
Как вы помогаете ребенку развязываться с подчинением своему мучителю? Это сложный аспект, возможно, самый сложный. Когда насилие или насилие происходят в отношениях доверия и привязанности, ребенок пытается всеми силами спасти взрослого, пытаясь оправдать его и вытерпеть преследование. Быть любимым и защищенным так важно для ребенка, который всегда пытается сохранить эту ценность в своих отношениях со взрослыми. Ребенок очень верен контекстам и отношениям, и если он является жертвой извращения взрослых, он отрицает плохую часть отношений с ним, чтобы спасти доброго.
Если мама в семье слишком эмоциональна, лучше пусть какое-то время в сад ребенка отводит папа.
Как помочь ребенку адаптироваться в незнакомой обстановке
Правило №1. Отдавайте малыша в сад в правильном возрасте
Девочки готовы к этому уже в 2,5-3 года. Мальчиков торопить не стоит. Оптимальный возраст для них - 3,5-4 года, а в некоторых случаях даже 5 лет. Дело в том, что мальчики больше привязаны к маме, поэтому, как правило, процесс привыкания к другим людям длится дольше.
Итак, ребенок может отрицать жестокое обращение с защищающими тех, кто причинил ему боль? Легче и более функционально для ребенка защищать обидчика, чем обвинять его, пропорционально важности этих отношений, так парадоксально, что ребенок успокаивает и умеет осуждать обидчика, только если он уверен, что его любовь к нему и их отношения признаются.
Ошибки совершаются добросовестно, не осознавая последствий. И некоторые ошибки могут быть сделаны даже до начала школы. Есть ошибки, которые родители и бабушки и дедушки делают добросовестно, не осознавая последствий. Некоторые ошибки могут быть сделаны даже до начала школы. Другие могут быть совершены позже.
Правило №2. Разговаривайте с воспитателями
Это очень важный пункт. Родители должны рассказать воспитателям об особенностях своего ребенка. Например, о том, что он плохо спит, медленно кушает и его не нужно торопить, не умеет что-то делать (допустим, держать ложку), грызет ногти или сосет палец, в каких случаях у него может начаться истерика. Это нужно, чтобы для взрослых данные нюансы не были открытием и они понимали, как строить диалог с вашим малышом, на что обращать особое внимание, чему нужно научить.
Детский сад - Дорогие родители, дедушки и бабушки, друзья родителей и бабушки и дедушки, помните, что дети, даже дети, смотрят на вас и слушают вас. Кто-то обязательно спросит вас: «Пошлите ее в детский сад?». Прежде всего: «Вы не хотите идти»? Но как ребенок так молод знает, что такое детский сад? Он знает, что вы говорите. Если вы не хотите идти, это потому, что вы ставите их в ожидающий страх. Вы научили ее слишком зависеть от вас и беспокоиться. Вы научили ее испытывать чувство недоверия к школе и представить ее как уродливое место, чтобы бояться.
Вы видите такую школу, и не удивляйтесь, если ребенок не захочет ходить в школу. Ребенок тоже должен быть со своими сверстниками. Проводить весь день с бабушкой не дает ему возможности учиться относиться к другим, ожидать пощечины, если он похлопывает. Он узнает, что игры могут и должны делиться, и это не все. Прежде всего, он понимает, что он не может делать то, что хочет. Когда вы оставите его в детском саду, не делайте этого рукой, со слезами на глазах. Если вы начинаете плакать, это потому, что вы считаете, что не принимаете это охотно, чтобы вы не доверяли учителям.
Правило №3. Никогда не выясняйте отношения с работниками сада в присутствии ребенка
- «Если мама раздражается, кричит на воспитателя, значит, садик плохой, я туда больше не пойду», - такие мысли возникают в голове ребенка, когда вы не сдерживаете своих эмоций. Даже если действия воспитателя кажутся вам некомпетентными, диалог всегда должен быть спокойным, в уважительном тоне. При этом желательно разговаривать наедине.
Вы не чувствуете вины: ребенок будет в порядке! Как только вы повернете за угол, он остановится. Хорошо, что вы учитесь жить даже вне семейной среды. Начальная школа. Когда вы сопровождаете ребенка в первом классе, не заполняйте его рекомендациями, как если бы вы шли один в лесу, где живет злой огр. Поговорите с ним о том, как хорошо быть со многими другими детьми, сколько игр он может сделать.
Если ребенок посещает следующие классы, будьте осторожны, когда он ведет себя плохо, а не кричит И остановись! Учитель поставит вас на место! Он даст вам столько наказаний, вы увидите! Начало школы - с этими помещениями - заставит его почувствовать себя отвергнутым, потому что он поймет, что вы не можете дождаться, чтобы передать его другим. Не говорите перед ним о новостных событиях, которые подвергнуты субъектам-учителям, которые арестованы, потому что они избивают детей. Не говорите своему ребенку: Будьте осторожны!
Правило №4. Придумайте свой ритуал
Помахать на прощанье сыну или дочке 3 раза, поцеловать в каждую щечку, сказать, в какое время или в какой период времени вы вернетесь (например, после обеда или после вечерней прогулки).
Правило №5. Объясните чаду, зачем вы его оставляете на время
Обычно неплохо действуют фразы вроде: «Я пойду на свою работу, чтобы зарабатывать денежки, а ты в это время познакомишься с детками. Вы будете играть с новыми игрушками, пойдете гулять на улицу, вам будут рассказывать много интересного, а потом я обязательно приду и заберу тебя».
Вы сами знаете, какие слова будут самыми правильными именно для вашего малыша. Ребенок должен понимать, зачем он тут, в новом месте, и когда за ним вернутся.
Правило№6. Не поддавайтесь на уговоры бабушек и дедушек
- «Зачем ему сегодня идти в сад, давай мы с ним посидим», - говорят ваши родители, и ребенок радостно прыгает в их объятья. Это плохая практика. Режим сбивается, да и подобного рода поблажки приводят к новым капризам. Пусть бабушка и дедушка побалуют свое солнышко в выходные.
Правило №7. Расспрашивайте ребенка, как прошел его день
Во-первых, любой малыш рад, когда вы интересуетесь его делами, во-вторых, именно таким несложным способом можно узнать, что ребенку не нравится в садике, какие у него проблемы. Полученная информация очень вам пригодится.
Но внимания заслуживают и позитивные новости. Когда малыш рассказывает о друзьях, открытиях, вкусной котлете или особенной игрушке, больше реагируйте на эти слова. Подкрепляйте положительные эмоции фразами: «Ну, ничего себе!», «Как же здорово в твоем садике!», «А расскажи-ка об этом подробнее!».
Правило №8. Не стесняйтесь обращаться к психологу
В каждом саду есть свой психолог. Поговорите с ним, пусть понаблюдает за вашим малышом. В некоторых случаях ребенка просто нужно перевести в другую группу и проблема решится.
Правило №9. Не спешите. Приучайте малыша к новому постепенно
Можно сначала приходить вместе с чадом на пару часов, потом оставлять его одного, но ненадолго, постепенно увеличивая длительность. А еще некоторые сады сегодня предлагают специальные подготовительные занятия, когда малыши знакомятся с учреждением заранее, еще до прихода в свою группу. По-моему, это замечательный вариант.
Правило №10. Используйте игрушки, подарки и «волшебство»
Дети обожают игры и забавы. Первое время можно пообещать крохе, что когда вы вернетесь, принесете с собой конфету или маленький подарок.
Поиграйте в «чудесный шкафчик». Игра очень простая. Расскажите малышу, что его шкафчик для вещей волшебный, и когда придете вечером, в нем появится сюрприз. В назначенный срок ребенок закрывает глаза, а вы подкладываете в шкафчик шоколадку или леденец. Кто не захочет идти туда, где каждый день случаются настоящие чудеса?
Еще один хороший прием. Пусть малыш «сводит» в сад свою игрушку. Захватите любимого мишку. Объясните чаду, что плюшевый друг еще не видел садик, пусть ребенок ему все покажет, познакомит с другими игрушками, с ребятами. Можно даже оставить косолапого в новом месте на ночь. Утром малыш убедится, что с игрушкой ничего не случилось, а значит, тут безопасно.
Как понять, что крохе в саду комфортно
На самом деле все очень просто. Во-первых, малыш будет встречать вас в хорошем настроении. Во-вторых, ему будет хотеться рассказать как можно больше: что он ел, с кем и во что играл, о стихотворении, которое обязательно нужно выучить к утреннику, и так далее. В-третьих, он станет вставать без труда даже в выходные дни, полностью привыкнет к новому режиму.
Минусы детского сада
В первую очередь негативные аспекты появляются из-за неправильного поведения родителей. Поспешное приучение к саду, несдержанные обещания, невнимание к эмоциям ребенка действительно могут привести к психологической травме.
Особенно я не рекомендую сады с круглосуточными группами. По возможности избегайте этого варианта. Малыш и так будет находиться в стрессе от отсутствия мамы рядом, а когда он останется с незнакомыми людьми на сутки, представляете, какой это шок? Конечно, дети бывают разные. Но чаще всего длительное изменение привычной обстановки ни к чему хорошему не приводит.
Неправильный подход способствует нервным тикам, недержанию мочи, беспокойному сну, страхам и так далее. Психологические проблемы влекут за собой неприятные последствия. Человек и во взрослом возрасте может так и не научиться доверять людям, будет не уверен в себе, станет испытывать трудности в общении.
Конечно, важно, к кому попадает ребенок. Ребятам, которые по типу характера флегматики или меланхолики, трудно будет с воспитателем-холериком.
Иногда сами педагоги не замечают в своих фразах ноток негатива. Например: «Все уже поели, а ты до сих пор еще жуешь? Давай быстрее», «Ребята давно собрались. Мы ждем только тебя», «Давно пора научиться самому застегивать пуговицы. Не умеешь только ты». На первый взгляд в этих фразах нет ничего обличительного, а внутри у ребенка зреет обида и убеждение в том, что он хуже всех. Именно поэтому я рекомендую родителям разговаривать с ребенком, чтобы вовремя замечать такие моменты.
Как воспитывать ребенка дома
Если родители приняли решение обойтись без детского сада и воспитывать ребенка дома, важно помнить о некоторых важных вещах.
Малышу необходим строгий режим дня. Разработайте оптимальное расписание для своего ребенка. Можно посоветоваться со специалистами или хотя бы придерживайтесь графика детских садов: ранний подъем, завтрак, какие-то занятия, игры, обед, обязательно дневной сон, прогулка, ужин и своевременный отход ко сну. Иначе из-за перенапряжения нервной системы ребенок может чувствовать себя уставшим. Вас ждут капризы и плохое настроение, а когда начнется школа, тут уж не удивляйтесь большим сложностям с адаптацией к новому ритму жизни.
Кружки и развивающие занятия нужно посещать в первой половине дня. Затем должен быть перерыв, дневной сон, а после можно еще немного позаниматься, но уже с меньшей нагрузкой. И помните, крохе нужно общение со сверстниками, не лишайте его этой возможности.
Фото: Дмитрий РыщукВ наше время большинство родителей, судя по официальной статистике, поручает уход, воспитание и обучение детей дошкольного возраста детским дошкольным учреждениям (детским яслям и садам). Как вариант, работающие родители доверяют воспитание своих детей няне, гувернантке или, что бывает чаще всего, родным бабушкам и дедушкам. Уход и воспитание детей дошкольного возраста мамой, в семье, такое естественное последствие их рождения, практикуется на Западе крайне редко, а в постсоветских странах не то чтобы очень редко, но все же гораздо реже, чем делегирование родительских полномочий другим лицам и учреждениям.
Детские сады были созданы в разгар промышленной революции в странах Европы для того, чтобы женщины могли работать, а дети с раннего возраста «привыкали к коллективу» и были готовы сначала к школьной учебе, а потом к работе на фабриках и заводах. В то время никто не обосновывал создание детских садов пользой для самих детей - они просто были экономически выгодны. Сейчас почти ничего не изменилось - детские сады существуют для того, чтобы работающие матери могли оставлять своих детей в течение рабочей недели под присмотром других работающих женщин. Но в наши времена детские сады уже стали частью культуры - об их пользе и необходимости, об их важности и несуществующих преимуществах исписаны целые библиотеки.
Соответственно о детском саду чаще всего говорят не как о вынужденной необходимости для некоторых семей, а как о необходимом этапе в жизни каждого ребенка, благодаря которому у него будут какие-то преимущества в дальнейшей жизни по сравнению с детьми, которые росли и воспитывались дома. Это заблуждение иногда очень дорого обходится самим детям. Я считаю, что детский сад нужен только тем семьям, у которых есть финансовые или другие семейные проблемы, при которых домашнее воспитание невозможно или затруднено.
В предыдущих главах я писала об особенностях развития ребенка в первые три-пять лет жизни: ребенок - существо эмоциональное, он очень привязан к родителям и другим членам своей семьи; он развивается скачками и нуждается в практически постоянном присутствии близкого человека для эмоциональной поддержки, ощущения покоя и безопасности. Ребенку в раннем и дошкольном возрасте важнее всего ощущать любовь и заботу близких людей, иметь возможность свободно двигаться и творчески развиваться. Лучшего места для него, чем родительский дом, и лучшего воспитателя, чем мама, - нет.
Некоторые недостатки яслей и детского сада:
- большой, шумный, одновозрастной, навязанный коллектив;
- неблагоприятный микроклимат;
- строгий режим, рассчитанный на среднестатистического ребенка;
- вместо родителей - воспитатели, чужие люди;
- двигательная и познавательная активность детей ограничена;
- постоянный стресс, который испытывают дети, пребывая в саду или яслях целыми днями;
- разлука детей с родителями, приводящая к отчуждению между ними;
- ускоренное (раннее) обучение, которое обычно предлагают сады.
То, что ребенок в детском саду имеет возможность общаться с разными детьми, всегда считалось главным и большим плюсом детского сада. Но так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд? Коллектив в детском саду слишком большой и слишком шумный. Это приводит к тому, что детям банально не хватает спокойствия и тишины практически на протяжении всего дня. Шум - один из главных стрессовых факторов, он создает большую нагрузку на организм и лишает ребенка возможности сконцентрироваться на том, что его заинтересовало. При этом у ребенка нет возможности, как дома, уйти в свой уголок (в другую комнату) и посидеть там спокойно - в саду у конкретного ребенка нет личного места и тихого уголка.
Отсутствие личного пространства или возможности побыть наедине при желании - не самое благоприятное условие для развития. Ребенку приходится скитаться с места на место, пока он не занят выполнением распорядка дня, согласно режиму (есть, спать, учиться, играть и т.п.). Никто не разрешит ему ни поесть вне режима, ни полежать на кроватке, ни даже спокойно поиграть, сколько хочется. В таких условиях ребенку трудно чувствовать себя комфортно, а постоянное напряжение, беспокойство вызывают стрессы, страхи и болезни.
Механический, один для всех, режим детского сада рассчитан на среднестатистического ребенка, без учета индивидуальных особенностей (если речь идет о постсоветских государственных детских учреждениях). То есть спать, сидеть на горшке вся группа должна одновременно. Никаких колыбельных или объятий перед сном, никакого выбора пиши.
В частных детсадах условия немного лучше, но тип собственности совсем не определяющий фактор в этом вопросе. Родителям, которые отдают детей в детский сад, важно запомнить, что при выборе сада самый важный фактор - человеческий. Это личность воспитателя, поскольку детские сад или ясли - место, которое у детей ассоциируется с домом. Соответственно воспитатель - это тот человек, которые временно заменяет ребенку близких взрослых, и он должен быть приятным для ребенка человеком. Дети проводят в саду большую часть времени, иногда больше, чем дома, а ведь провести целый день в саду - не то же самое, что сходить в гости, - это их жизнь. Воспитатель должен нравиться ребенку, чтобы его можно было спокойно оставлять с ним.
День - очень долгий срок для ребенка. В детстве время тянется бесконечно долго, для ребенка время - вечность. В яслях ребенок на целый день изолирован и от окружающего мира, и от жизни в семье. У него однообразные впечатления, мало возможностей для движения, он не чувствует по отношению к себе заботы и любви. Воспитатели, даже хорошие, просто физически не могут уделить достаточно времени всем, поэтому дети обделены вниманием, предоставлены сами себе, в группе. К тому же некоторые воспитатели даже и не стремятся к этому - они без угрызений совести очень плохо выполняют свою работу.
Многие родители видят пользу в подобном режиме, «дисциплине» и спартанских условиях жизни. Иногда они отдают ребенка в сад, несмотря на слезы и нежелание его посещать, мотивируя свои действия тем, что в противном случае у ребенка будет психологическая травма, когда он пойдет в школу. Выходит, родители считают, что, чтобы избежать травмы в 6-7 лет, лучше получить ее в 3 года? Подобный аргумент сложно воспринимать серьезно. Тем более что, неизвестно по какой причине, игнорируются возрастные потребности и особенности ребенка - в 7(6) лет любому нормально развивающемуся ребенку проще адаптироваться к школе, чем в 3 года к детскому саду.
Санитарные условия в детских садах можно сравнить с лотереей: повезет - будут нормальные, не повезет, что более вероятно, - будет или слишком чисто (читай: вычищено хлоркой и бытовой химией), или слишком грязно (одна видимость уборки). Родители жалуются то на вечный холод в плохо отапливаемых помещениях детсадов, то на жару, поскольку никто не проветривает помещение (чтобы дети не простыли и для сохранения тепла, окна на зиму вообще принято заклеивать бумагой). Неблагоприятный микроклимат - одна из причин частых болезней в детском саду.
Хотя в саду много детей, они до определенного возраста играют не вместе, а рядом. Это особенно касается детей ясельного возраста, многие из которых еще не умеют разговаривать. Более-менее осознанно играть и общаться между собой дети начинают с 4-4,5 лет. Никогда ребенок не играет и не общается со всеми сразу, так что «много детей» - это не преимущество детского сада, а его минус, привносящий в его стены шум и бесполезную массовку. Дети, даже в школе, как правило, чаше всего близко общаются в небольшом кругу, а с остальными детьми взаимодействуют ситуативно. Что уж тогда говорить о дошкольниках? Они могут иметь двух-трех друзей и без посещения детсада, а массовка есть и на детской площадке, и в кружке, и в детском развивающем центре, в который только за общением и стоит ходить. Таким образом, аргумент, что плюс детского сада - в возможностях для общения не кажется мне убедительным: они есть, да толку от них мало.
Общение в исключительно одновозрастном коллективе, к сожалению, тоже не настолько полезно, как принято считать. Не очень много можно почерпнуть от сверстников. В жизни нужно прежде всего умение общаться с людьми разных возрастов, а не со сверстниками. Детсадовский коллектив ребенку навязан, он создан искусственно и имеет мало общего с той реальной жизнью, к которой он якобы призван подготовить ребенка.
Даже хорошие воспитатели всегда хуже заботятся о детях, чем любящие родители, да и ясли предлагают уход за детьми, но не любовь к детям. Но и в этом многие родители видят плюс. Им кажется, что так ребенок готовится к реальной жизни. Но ведь годы, проведенные в детских яслях и саду - это не подготовка к жизни, это и есть сама жизнь. Мы никогда не готовимся к жизни - мы каждое мгновение живем. Хорошо или плохо. Как будет жить ребенок в детстве, во многом зависит от родителей.
Как пишет С. Биддалф, в отчетах команды Пенелопы Лич, исследовавшей влияние яслей на развитие детей, сообщалось, что ясельные дети в возрасте до года часто агрессивны, замкнуты и печальны. Дети, за которыми ухаживают не мамы, а другие люди, менее развиты по сравнению со сверстниками. Если за ребенком не может ухаживать мама, то, согласно результатам исследований, предпочтительнее, чтобы за ним ухаживал папа, а не бабушки, дедушки или другие родственники. Конечно, могут быть единичные исключения, когда родители ухаживают хуже, чем воспитатели, но чаще всего именно мамы и папы лучше всех ухаживают за своими детьми.
Качество ухода в яслях несколько снижает негативные последствия для развития ребенка, но не слишком сильно. Даже если качество ухода отличное, то все равно дети находятся под присмотром чужих людей и это влияет на их отношения с родителями. Самый важный фактор, определяющий психическое развитие ребенка, - это материнская отзывчивость, материнская способность тепло и чутко реагировать на потребности ребенка. Этого нет даже в самых лучших яслях.
У детей, которые посещают детский сад, чаще проявляется агрессия. До трех лет дети способны играть совместно не дольше нескольких минут, поэтому между ними часто возникают конфликты и драки, что травмирует психику малышей и не является ничем полезным для их развития. Замечено по некоторым «садиковым» детям, что они в присутствии других детей постоянно пребывают в состоянии тревожного ожидания чего-то нехорошего. Будто ждут, что сейчас будет драка или у них начнут отбирать игрушки, или произойдет еще что-то негативное. У них отсутствует внутреннее спокойствие. Очевидно, из-за длительного пребывания в компании, часто доходящей числом до 30 человек. Каждый взрослый знает, как изматывают подобные большие и шумные коллективы, а ребенку не проше в детсаду, чем маме или папе на работе. Правда, в отличие от них он к подобным нагрузкам еще не готов.
Часто родители отдают детей в ясли или детсад ради раннего обучения, подготовки к школе. Чем больше занятий и кружков в садике, тем лучшим считается садик. Но это очередное заблуждение. О бессмысленности и возможном вреде раннего обучения я писала в предыдущей главе. Первые годы жизни ребенок учится постоянно и осваивает в этот период больше, чем в последующие годы в школе, хотя обучение в раннем и дошкольном возрасте проходит естественным образом. Из-за того, что в яслях ребенок постоянно испытывает стресс, преждевременное целенаправленное обучение дается ему трудно. Спокойный и счастливый ребенок учится легко, с интересом, а обучение приносит ему удовольствие и дает стимул к дальнейшей учебе. Если же ребенок расстроен, если ему плохо и грустно, учиться нормально он не способен. Обстановка детских садов развитию и обучению ребенка, к сожалению, не благоприятствует.
Нравится ли самим детям ходить в садик?
Вот некоторые высказывания на форумах:
- «Каждое утро так плачет, что захлебывается».
- «Сначала была согласна идти, а потом истерику устроила».
- «А мой Сашуля уже вторую неделю плачет».
- «А еше у него две фобии появились...»
Это значит, что многие дети так и не смогли адаптироваться к детскому саду. Почему так вышло - уже не важно. Важно то, что детям в саду плохо, но родители на это не обращают должного внимания, ничего не предпринимают, чтобы изменить ситуацию. Не ко всем условиям каждый ребенок способен адаптироваться. Если родители сторонники посещения детсада и ребенок к нему быстро привык - хорошо. А если не привык за месяц-другой, то его нужно оттуда забирать, потому что решение отдать его в детсад было как минимум преждевременным.
Прочитать подобное можно на любом родительском форуме: как дети плачут по нескольку недель или месяцев, когда начинают посещать садик, а потом уже «любят» садик (а был ли выбор?). Или как сначала дети с интересом бегут в сад, а потом плачут и отказываются продолжать его посещать. Или как появляются страхи и начинаются длинные болезни. В то же время, если родители могут все это вынести (а таких большинство), значит, они не считают это чем-то чрезвычайным.
Чаше всего подобное поведение объясняют «обычной адаптацией» к детскому саду. Аналогичная реакция у человека возникает при большом горе или утрате, с которой трудно смириться. Но ведь эти обстоятельства не «обычные», а «чрезвычайные»... И «адаптация» тоже не обычная - она болезненная и стрессовая. Волноваться, переживать - нормально для человека любого возраста при адаптации к серьезным жизненным переменам, если они для него своевременны. Постоянные скандалы, болезни, страхи и депрессии - это уже свидетельство психологической и/или физиологической неготовности к переменам в жизни. Поэтому «поплачет и привыкнет» - довольно странная надежда. Ассоциируется с глупым и жестоким «стерпится - слюбится». А смысл?
Если человек к чему-то уже готов, то он не будет плакать, получив это. Разве что от радости. Ребенок, который готов находиться в детском учреждении, не будет плакать, посещая его, по крайней мере плакать долго и сильно. Возможно, в результате пребывания в долговременных стрессовых условиях вырастают люди, которым вечно не хватает гормона стресса (адреналина) и они все время рискуют своим здоровьем ради экстрима. Часто эта привычка - искать новые, более сильные стрессы, чтобы было не так скучно жить и чтобы чувствовать себя живым, - родом из детства. Это следствие ситуаций, в которых так часто приходилось пребывать в состоянии стресса, что он превратился в потребность, стал «естественным» состоянием человека.
Родители, которые отдают детей в чужие руки, надеются, что если ребенку будет плохо или с ним будут плохо обращаться, то они узнают об этом первыми и примут соответствующие меры. Но, как показывает опыт, чаще всего о проблемах ребенка родители узнают последними. Даже если раньше ребенок имел привычку все рассказывать родителям, то с началом посещения детсада все может незаметно измениться.
В некоторых детских садах воспитатели шлепают и ругают детей за непослушание, но часть родителей считает, что в этом нет ничего страшного. По их словам. «ребенок будет знать, что в жизни бывает всякое, и будет готов к жизни». Конечно, это не так - если воспитатели наказывают ребенка или применяют к нему другое насилие, это крайне отрицательно влияет на его психическое, физическое и социальное здоровье. Но даже если родители категорически против такого отношения воспитателей к их ребенку, не факт, что они смогут что-то изменить. Как говорится, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», а поскольку детсадов у нас на всех желающих не хватает, то правила устанавливает их руководство в одностороннем порядке. Родители могут или согласиться с ними, или искать другой детсад.