Обязательно ли ребенку ходить в детский сад. Нужен ли ребенку детский сад? Нравится ли самим детям ходить в садик

Малышу уже 3 года, а вы так и не решили, пришла ли пора отдавать его в детский сад и нужно ли это вообще? Ведь, возможно, лучше воспитывать кроху дома? Во всем есть свои положительные и отрицательные стороны. Как научить ребенка открываться новому, строить отношения с другими людьми и при этом не нанести вред его психике, рассказывает психолог Наталья Книга.

Детский сад - это все о том, как учиться быть независимым. Критические навыки: от распознавания паттернов и декодирования символов до друзей и навигации по библиотеке, а также оснований, которые позволят детям достичь успеха в течение оставшихся учебных лет. Детский сад - это также огромное время для перехода и беспокойства для детей. Вот шесть практических вещей, которые вы и ваш ребенок можете сейчас работать, чтобы помочь им чувствовать себя уверенными и готовыми учиться в первый день детского сада.

В течение учебного года ваш ребенок будет приносить домой то, что кажется миллионом рисунков, картин, «рассказов» и неидентифицируемых капель. Что общего у каждого из этих вещей? Все они будут содержать имя вашего ребенка, написанное вашим ребенком. Практикуйте это до начала школы и представьте себе уверенность, которую они чувствуют, когда осознают, что уже освоили это ключевое умение.

Наталья Книга
психолог Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология»

В чем плюсы детского сада?

Обычно детей приводят в сад, когда им исполняется 3 года. Это прекрасный возраст для начала активных знакомств со сверстниками.

Дети учатся общаться и с педагогами, привыкают к определенным общественным нормам и правилам поведения. Все это помогает малышам социализироваться. И на следующем этапе, когда придет пора отправляться в школу, им будет легче устанавливать контакты с одноклассниками, с преподавателями, да и вообще с людьми в целом.

Узнайте свое полное имя, адрес и номер телефона

Это просто хороший смысл безопасности. Если ваш ребенок потеряется или подумает, что он может потеряться, ему понадобится эта информация. Установите свой адрес и номер телефона в соответствии с мелодией песни, чтобы помочь ей застрять. А в дошкольном учреждении с учителем для каждого ребенка есть взрослый человек, который может предвидеть потребности и устранять проблемы. Однако детский сад - это совершенно новый мир, и дети должны быть в состоянии рассказать учителю, когда им нужно использовать уборную или когда у них возникнут проблемы с пониманием урока.

В садике крохи приучаются и к определенному режиму. Встают, кушают и гуляют в одно и то же время. Это в первую очередь полезно для здоровья, во вторую - для дисциплины. Если дома малыш не хочет подниматься, часто мама и не заставляет. Каждый ли день вместе с родителями малыш выходит играть во двор, да еще и в один и тот же час? А если взрослые устали? А если вдруг возникли дела? Далеко не всегда это возможно.

Учителя также могут помочь обсудить сложные ситуации с друзьями, которые ваш ребенок не может быть готов к самостоятельной работе. Помогите ребенку развить словарный запас, чтобы сообщить, что им нужно, и заверить их, что учителя там помогут. Слушание без прерывания. Это всего лишь некоторые из социальных навыков, которые имеют решающее значение для успеха на протяжении всей жизни, и они особенно важны в детском саду. Каждый день дайте детям начало жизни. Модель эмпатии и помочь вашему ребенку решать проблемы совместно.

Проведите смотрящий конкурс, имея беседу, чтобы практиковать поддержание зрительного контакта. Прочитайте историю и поговорите об этом позже. Почему главный герой рассердился? Что заставляет вас сердиться? Мы все хотим, чтобы наши дети преуспели в социальном мире - научиться сотрудничать, подружиться и обсудить конфликты. Никогда не слишком рано помогать им развивать сильные межличностные навыки.

Кроме того, часто именно в саду дети учатся тому, чего раньше не умели: ходить на горшок, мыть руки, завязывать шнурки, хотя дома ничего не получалось.

Когда бить тревогу?

Конечно, не все дети адаптируются сразу. В норме ребенок должен привыкать к новым условиям от 7-10 дней до месяца. Если процесс затягивается до 6 месяцев - это уже тяжелая адаптация. В случае, когда малыш и дальше отказывается идти в детский сад, лучше обратиться к психологу.

Узнайте о письмах и номерах

Это важный шаг в развитии грамотности, и получение начального образования значительно облегчит обучение. Практикуйте с играми, такими как продуктовый магазин или бинго на заднем дворе - находите то, что начинается с каждой буквы алфавита и практикует звуки, которые делают буквы.

Знание номера здания начинается рано и ускоряется, когда начинается школа, поэтому никогда не рано раскрывать детям математические концепции. Подумайте о числе от одного до десяти и сообщите им «выше» или «ниже», когда они попытаются угадать. Подсчитайте, сколько шагов требуется, чтобы добраться из дома в школу. Объясните, как дома пронумерованы на вашей улице. Настаивайте повседневные ситуации с математическими концепциями, чтобы создать прочную основу для более сложных уроков.


Адаптация включает в себя спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, а также от структуры семейных отношений. Проще говоря, каждый малыш индивидуален. И все же очень важно, как ведут себя родители.

Дети быстро узнают, что чем дольше это нужно, чтобы надеть свои пальто, тем меньше времени у них будет на перерывах, и никто не хочет быть тем, кто держит всех. В детском саду дети должны справиться без помощи. Вот веселый и простой способ научить вашего ребенка быстро надеть пальто.

  • Поместите пальто на пол с внутренней стороны вверх.
  • Стенд лицом к пальто с вашими ногами наверху.
  • Наклонитесь и вставьте руки в рукава.
  • Переверните пальто над головой, когда вы встанете.
Столкнувшись с повторением ненавистных новостей, которые видят детей, даже самых маленьких, жертв жестокого обращения в детских садах, семьи чувствуют себя беспомощными и ошеломленными.

Есть факторы, от которых зависит адаптация деток к садику, например:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

2. Возраст (особенно уязвимы дети с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период им очень тяжело «оторваться» от мамы. Привязанность к матери - необходимое условие нормального психического развития ребенка - способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность.

Как вы понимаете, что что-то не так со школьной средой? Средства коммуникации дошкольного возраста преимущественно телесные, и именно там мы должны попытаться поймать сигналы о возможном насилии. У ребенка могут быть нарушения сна, отсутствие аппетита, может быть сонным или иным образом нервным. Нарушается его физиологическое функционирование.

С физическим и моральным преследованием: включая пощечины в лице и голове, отшлепанные, чтобы заставить детей есть, угроз и оскорблений различного рода. Каковы последствия этого насилия? Дошкольный ребенок поражен этими домогательствами более глубоко, чем старший ребенок, у которого уже есть другие более сложные коммуникационные ресурсы, такие как язык и более определенное чувство собственного достоинства, которое помогло бы ему довериться тому, кого он любит. Его выразительность в основном невербальна, и именно там мы должны отслеживать шпионов возможного жестокого обращения.

Дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям

3. Риски биологического и социального анамнеза:

  • Биологические факторы (заболевания матери во время беременности и родов, заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в сад).
  • Социальные факторы (неправильный режим дня ребенка; недостаточный дневной и ночной сон; вредные привычки; неправильная организация бодрствования; неумение общаться со взрослыми и детьми; несформированность предметной и игровой деятельности ребенка).

Всегда нелегко привыкают к саду единственные дети в семье, дети, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, не уверенные в себе.

Декодирование сигнальных колоколов, таких как бессонница, отсутствие аппетита и нервозности, возможно, не сразу, легко ли ошибаться? Когда родители чувствуют подозрение, они должны немедленно проверить, есть ли у них фонд. Чувствительность к родителям вряд ли бред. Также очень важно, чтобы родители беседовали с педагогами своих детей, которые точно знают, что делают их дети, когда они учатся в школе.

Когда бить тревогу?

Некоторые утверждают, что родители интерпретируют признаки насилия поспешно или поверхностно, возможно, уступая тревоге. В общем происходит противоположное: спешка и поверхностность не заставляют ребенка чувствовать себя плохо. Тревога родителя, за исключением редких случаев, является предупреждающим сигналом, который всегда проверяется, как для растворения сомнений, так и для углубления родительской интуиции.

Систематические истерики в саду - это часто обычная неподготовленность родителей. Рекомендуется, прежде, чем отдавать малыша в какую-то группу, прийти туда самому, познакомиться с воспитателями и с правилами сада.

Кстати, сейчас у разных учреждений есть масса специальных уклонов: логопедия, санаторный режим или даже упор на изучение иностранных языков в игровой форме. Только вы знаете, что будет полезно, а главное - интересно вашему сыну или дочке.

А теперь перейдем к тем вещам, которых не стоит ждать от дошкольного учреждения

Какие ошибки не совершать? Зарядите ребенка от беспокойства родителя, что не имеет никакого отношения к опыту ребенка. Только тревога, которая реагирует на изменение физиологии ребенка, заслуживает доверия. В этом случае интуиция основана на чувственным свидетельством всякого уважения.

Детский сад учит детей играть

Как только вы узнаете, что что-то не так, как мы должны двигаться дальше? Первое, что нужно сделать, это устранить причину беспокойства, то есть насилие, а затем оставаться рядом с ребенком, пытаясь заставить его выразить свои страхи и пережитый кошмар, используя рисунки или другие невербальные выразительные методы, подходящие для его возраста, чтобы он мог восстановить доверие к окружающей среде и успокоить себя.

Тревога ребенка часто возникает из-за мнительности родителей. Когда малыш капризничает, плачет, он смотрит на реакцию родного человека, обычно - мамы. Если она будет сюсюкать, уговаривать чадо или начнет плакать (бывает и такое), конечно, истерики станут нормой.

Иногда женщина подсознательно сама не хочет отпускать от себя ребенка. На уровне глубокой связи малыш это чувствует и начинает… за-бо-ле-вать. Причина многих простуд, кожных высыпаний, психосоматических расстройств часто кроется именно в этом. Прежде чем отдать сына или дочку в сад, внутренне подготовьтесь к этому сами.

Каковы повреждения, которые ребенок приносит в результате насилия? И как должен вести себя родитель? Ущерб тем более серьезен, что травмирующий опыт ребенка не развивается со взрослыми, которые его любят. В целом, мы, взрослые, склонны думать, что если ребенок не говорит, что он забыл. Травмы остаются такими, если они остаются под кожей, готовые появиться в форме психологического расстройства, когда условия благоприятны. Поэтому ребенку нужен взрослый, чтобы рассказать ему, что он испытал.

Как понять, что крохе в саду комфортно

Как вы помогаете ребенку развязываться с подчинением своему мучителю? Это сложный аспект, возможно, самый сложный. Когда насилие или насилие происходят в отношениях доверия и привязанности, ребенок пытается всеми силами спасти взрослого, пытаясь оправдать его и вытерпеть преследование. Быть любимым и защищенным так важно для ребенка, который всегда пытается сохранить эту ценность в своих отношениях со взрослыми. Ребенок очень верен контекстам и отношениям, и если он является жертвой извращения взрослых, он отрицает плохую часть отношений с ним, чтобы спасти доброго.

Если мама в семье слишком эмоциональна, лучше пусть какое-то время в сад ребенка отводит папа.

Как помочь ребенку адаптироваться в незнакомой обстановке

Правило №1. Отдавайте малыша в сад в правильном возрасте

Девочки готовы к этому уже в 2,5-3 года. Мальчиков торопить не стоит. Оптимальный возраст для них - 3,5-4 года, а в некоторых случаях даже 5 лет. Дело в том, что мальчики больше привязаны к маме, поэтому, как правило, процесс привыкания к другим людям длится дольше.

Итак, ребенок может отрицать жестокое обращение с защищающими тех, кто причинил ему боль? Легче и более функционально для ребенка защищать обидчика, чем обвинять его, пропорционально важности этих отношений, так парадоксально, что ребенок успокаивает и умеет осуждать обидчика, только если он уверен, что его любовь к нему и их отношения признаются.

Ошибки совершаются добросовестно, не осознавая последствий. И некоторые ошибки могут быть сделаны даже до начала школы. Есть ошибки, которые родители и бабушки и дедушки делают добросовестно, не осознавая последствий. Некоторые ошибки могут быть сделаны даже до начала школы. Другие могут быть совершены позже.

Правило №2. Разговаривайте с воспитателями

Это очень важный пункт. Родители должны рассказать воспитателям об особенностях своего ребенка. Например, о том, что он плохо спит, медленно кушает и его не нужно торопить, не умеет что-то делать (допустим, держать ложку), грызет ногти или сосет палец, в каких случаях у него может начаться истерика. Это нужно, чтобы для взрослых данные нюансы не были открытием и они понимали, как строить диалог с вашим малышом, на что обращать особое внимание, чему нужно научить.

Детский сад - Дорогие родители, дедушки и бабушки, друзья родителей и бабушки и дедушки, помните, что дети, даже дети, смотрят на вас и слушают вас. Кто-то обязательно спросит вас: «Пошлите ее в детский сад?». Прежде всего: «Вы не хотите идти»? Но как ребенок так молод знает, что такое детский сад? Он знает, что вы говорите. Если вы не хотите идти, это потому, что вы ставите их в ожидающий страх. Вы научили ее слишком зависеть от вас и беспокоиться. Вы научили ее испытывать чувство недоверия к школе и представить ее как уродливое место, чтобы бояться.

Вы видите такую ​​школу, и не удивляйтесь, если ребенок не захочет ходить в школу. Ребенок тоже должен быть со своими сверстниками. Проводить весь день с бабушкой не дает ему возможности учиться относиться к другим, ожидать пощечины, если он похлопывает. Он узнает, что игры могут и должны делиться, и это не все. Прежде всего, он понимает, что он не может делать то, что хочет. Когда вы оставите его в детском саду, не делайте этого рукой, со слезами на глазах. Если вы начинаете плакать, это потому, что вы считаете, что не принимаете это охотно, чтобы вы не доверяли учителям.

Правило №3. Никогда не выясняйте отношения с работниками сада в присутствии ребенка

- «Если мама раздражается, кричит на воспитателя, значит, садик плохой, я туда больше не пойду», - такие мысли возникают в голове ребенка, когда вы не сдерживаете своих эмоций. Даже если действия воспитателя кажутся вам некомпетентными, диалог всегда должен быть спокойным, в уважительном тоне. При этом желательно разговаривать наедине.

Вы не чувствуете вины: ребенок будет в порядке! Как только вы повернете за угол, он остановится. Хорошо, что вы учитесь жить даже вне семейной среды. Начальная школа. Когда вы сопровождаете ребенка в первом классе, не заполняйте его рекомендациями, как если бы вы шли один в лесу, где живет злой огр. Поговорите с ним о том, как хорошо быть со многими другими детьми, сколько игр он может сделать.

Если ребенок посещает следующие классы, будьте осторожны, когда он ведет себя плохо, а не кричит И остановись! Учитель поставит вас на место! Он даст вам столько наказаний, вы увидите! Начало школы - с этими помещениями - заставит его почувствовать себя отвергнутым, потому что он поймет, что вы не можете дождаться, чтобы передать его другим. Не говорите перед ним о новостных событиях, которые подвергнуты субъектам-учителям, которые арестованы, потому что они избивают детей. Не говорите своему ребенку: Будьте осторожны!

Правило №4. Придумайте свой ритуал

Помахать на прощанье сыну или дочке 3 раза, поцеловать в каждую щечку, сказать, в какое время или в какой период времени вы вернетесь (например, после обеда или после вечерней прогулки).

Правило №5. Объясните чаду, зачем вы его оставляете на время

Обычно неплохо действуют фразы вроде: «Я пойду на свою работу, чтобы зарабатывать денежки, а ты в это время познакомишься с детками. Вы будете играть с новыми игрушками, пойдете гулять на улицу, вам будут рассказывать много интересного, а потом я обязательно приду и заберу тебя».

Вы сами знаете, какие слова будут самыми правильными именно для вашего малыша. Ребенок должен понимать, зачем он тут, в новом месте, и когда за ним вернутся.


Правило№6. Не поддавайтесь на уговоры бабушек и дедушек

- «Зачем ему сегодня идти в сад, давай мы с ним посидим», - говорят ваши родители, и ребенок радостно прыгает в их объятья. Это плохая практика. Режим сбивается, да и подобного рода поблажки приводят к новым капризам. Пусть бабушка и дедушка побалуют свое солнышко в выходные.

Правило №7. Расспрашивайте ребенка, как прошел его день

Во-первых, любой малыш рад, когда вы интересуетесь его делами, во-вторых, именно таким несложным способом можно узнать, что ребенку не нравится в садике, какие у него проблемы. Полученная информация очень вам пригодится.

Но внимания заслуживают и позитивные новости. Когда малыш рассказывает о друзьях, открытиях, вкусной котлете или особенной игрушке, больше реагируйте на эти слова. Подкрепляйте положительные эмоции фразами: «Ну, ничего себе!», «Как же здорово в твоем садике!», «А расскажи-ка об этом подробнее!».

Правило №8. Не стесняйтесь обращаться к психологу

В каждом саду есть свой психолог. Поговорите с ним, пусть понаблюдает за вашим малышом. В некоторых случаях ребенка просто нужно перевести в другую группу и проблема решится.

Правило №9. Не спешите. Приучайте малыша к новому постепенно

Можно сначала приходить вместе с чадом на пару часов, потом оставлять его одного, но ненадолго, постепенно увеличивая длительность. А еще некоторые сады сегодня предлагают специальные подготовительные занятия, когда малыши знакомятся с учреждением заранее, еще до прихода в свою группу. По-моему, это замечательный вариант.

Правило №10. Используйте игрушки, подарки и «волшебство»

Дети обожают игры и забавы. Первое время можно пообещать крохе, что когда вы вернетесь, принесете с собой конфету или маленький подарок.

Поиграйте в «чудесный шкафчик». Игра очень простая. Расскажите малышу, что его шкафчик для вещей волшебный, и когда придете вечером, в нем появится сюрприз. В назначенный срок ребенок закрывает глаза, а вы подкладываете в шкафчик шоколадку или леденец. Кто не захочет идти туда, где каждый день случаются настоящие чудеса?


Еще один хороший прием. Пусть малыш «сводит» в сад свою игрушку. Захватите любимого мишку. Объясните чаду, что плюшевый друг еще не видел садик, пусть ребенок ему все покажет, познакомит с другими игрушками, с ребятами. Можно даже оставить косолапого в новом месте на ночь. Утром малыш убедится, что с игрушкой ничего не случилось, а значит, тут безопасно.

Как понять, что крохе в саду комфортно

На самом деле все очень просто. Во-первых, малыш будет встречать вас в хорошем настроении. Во-вторых, ему будет хотеться рассказать как можно больше: что он ел, с кем и во что играл, о стихотворении, которое обязательно нужно выучить к утреннику, и так далее. В-третьих, он станет вставать без труда даже в выходные дни, полностью привыкнет к новому режиму.

Минусы детского сада

В первую очередь негативные аспекты появляются из-за неправильного поведения родителей. Поспешное приучение к саду, несдержанные обещания, невнимание к эмоциям ребенка действительно могут привести к психологической травме.

Особенно я не рекомендую сады с круглосуточными группами. По возможности избегайте этого варианта. Малыш и так будет находиться в стрессе от отсутствия мамы рядом, а когда он останется с незнакомыми людьми на сутки, представляете, какой это шок? Конечно, дети бывают разные. Но чаще всего длительное изменение привычной обстановки ни к чему хорошему не приводит.

Неправильный подход способствует нервным тикам, недержанию мочи, беспокойному сну, страхам и так далее. Психологические проблемы влекут за собой неприятные последствия. Человек и во взрослом возрасте может так и не научиться доверять людям, будет не уверен в себе, станет испытывать трудности в общении.

Конечно, важно, к кому попадает ребенок. Ребятам, которые по типу характера флегматики или меланхолики, трудно будет с воспитателем-холериком.

Иногда сами педагоги не замечают в своих фразах ноток негатива. Например: «Все уже поели, а ты до сих пор еще жуешь? Давай быстрее», «Ребята давно собрались. Мы ждем только тебя», «Давно пора научиться самому застегивать пуговицы. Не умеешь только ты». На первый взгляд в этих фразах нет ничего обличительного, а внутри у ребенка зреет обида и убеждение в том, что он хуже всех. Именно поэтому я рекомендую родителям разговаривать с ребенком, чтобы вовремя замечать такие моменты.

Как воспитывать ребенка дома

Если родители приняли решение обойтись без детского сада и воспитывать ребенка дома, важно помнить о некоторых важных вещах.

Малышу необходим строгий режим дня. Разработайте оптимальное расписание для своего ребенка. Можно посоветоваться со специалистами или хотя бы придерживайтесь графика детских садов: ранний подъем, завтрак, какие-то занятия, игры, обед, обязательно дневной сон, прогулка, ужин и своевременный отход ко сну. Иначе из-за перенапряжения нервной системы ребенок может чувствовать себя уставшим. Вас ждут капризы и плохое настроение, а когда начнется школа, тут уж не удивляйтесь большим сложностям с адаптацией к новому ритму жизни.

Кружки и развивающие занятия нужно посещать в первой половине дня. Затем должен быть перерыв, дневной сон, а после можно еще немного позаниматься, но уже с меньшей нагрузкой. И помните, крохе нужно общение со сверстниками, не лишайте его этой возможности.

Фото: Дмитрий Рыщук

В наше время большинство родителей, судя по официальной статистике, поручает уход, воспитание и обучение детей дошкольного возраста детским дошкольным учреждениям (детским яслям и садам). Как вариант, работающие родители доверяют воспитание своих детей няне, гувернантке или, что бывает чаще всего, родным бабушкам и дедушкам. Уход и воспитание детей дошкольного возраста мамой, в семье, такое естественное последствие их рождения, практикуется на Западе крайне редко, а в постсоветских странах не то чтобы очень редко, но все же гораздо реже, чем делегирование родительских полномочий другим лицам и учреждениям.

Детские сады были созданы в разгар промышленной революции в странах Европы для того, чтобы женщины могли работать, а дети с раннего возраста «привыкали к коллективу» и были готовы сначала к школьной учебе, а потом к работе на фабриках и заводах. В то время никто не обосновывал создание детских садов пользой для самих детей - они просто были экономически выгодны. Сейчас почти ничего не изменилось - детские сады существуют для того, чтобы работающие матери могли оставлять своих детей в течение рабочей недели под присмотром других работающих женщин. Но в наши времена детские сады уже стали частью культуры - об их пользе и необходимости, об их важности и несуществующих преимуществах исписаны целые библиотеки.

Соответственно о детском саду чаще всего говорят не как о вынужденной необходимости для некоторых семей, а как о необходимом этапе в жизни каждого ребенка, благодаря которому у него будут какие-то преимущества в дальнейшей жизни по сравнению с детьми, которые росли и воспитывались дома. Это заблуждение иногда очень дорого обходится самим детям. Я считаю, что детский сад нужен только тем семьям, у которых есть финансовые или другие семейные проблемы, при которых домашнее воспитание невозможно или затруднено.

В предыдущих главах я писала об особенностях развития ребенка в первые три-пять лет жизни: ребенок - существо эмоциональное, он очень привязан к родителям и другим членам своей семьи; он развивается скачками и нуждается в практически постоянном присутствии близкого человека для эмоциональной поддержки, ощущения покоя и безопасности. Ребенку в раннем и дошкольном возрасте важнее всего ощущать любовь и заботу близких людей, иметь возможность свободно двигаться и творчески развиваться. Лучшего места для него, чем родительский дом, и лучшего воспитателя, чем мама, - нет.

Некоторые недостатки яслей и детского сада:

  • большой, шумный, одновозрастной, навязанный коллектив;
  • неблагоприятный микроклимат;
  • строгий режим, рассчитанный на среднестатистического ребенка;
  • вместо родителей - воспитатели, чужие люди;
  • двигательная и познавательная активность детей ограничена;
  • постоянный стресс, который испытывают дети, пребывая в саду или яслях целыми днями;
  • разлука детей с родителями, приводящая к отчуждению между ними;
  • ускоренное (раннее) обучение, которое обычно предлагают сады.

То, что ребенок в детском саду имеет возможность общаться с разными детьми, всегда считалось главным и большим плюсом детского сада. Но так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд? Коллектив в детском саду слишком большой и слишком шумный. Это приводит к тому, что детям банально не хватает спокойствия и тишины практически на протяжении всего дня. Шум - один из главных стрессовых факторов, он создает большую нагрузку на организм и лишает ребенка возможности сконцентрироваться на том, что его заинтересовало. При этом у ребенка нет возможности, как дома, уйти в свой уголок (в другую комнату) и посидеть там спокойно - в саду у конкретного ребенка нет личного места и тихого уголка.

Отсутствие личного пространства или возможности побыть наедине при желании - не самое благоприятное условие для развития. Ребенку приходится скитаться с места на место, пока он не занят выполнением распорядка дня, согласно режиму (есть, спать, учиться, играть и т.п.). Никто не разрешит ему ни поесть вне режима, ни полежать на кроватке, ни даже спокойно поиграть, сколько хочется. В таких условиях ребенку трудно чувствовать себя комфортно, а постоянное напряжение, беспокойство вызывают стрессы, страхи и болезни.

Механический, один для всех, режим детского сада рассчитан на среднестатистического ребенка, без учета индивидуальных особенностей (если речь идет о постсоветских государственных детских учреждениях). То есть спать, сидеть на горшке вся группа должна одновременно. Никаких колыбельных или объятий перед сном, никакого выбора пиши.

В частных детсадах условия немного лучше, но тип собственности совсем не определяющий фактор в этом вопросе. Родителям, которые отдают детей в детский сад, важно запомнить, что при выборе сада самый важный фактор - человеческий. Это личность воспитателя, поскольку детские сад или ясли - место, которое у детей ассоциируется с домом. Соответственно воспитатель - это тот человек, которые временно заменяет ребенку близких взрослых, и он должен быть приятным для ребенка человеком. Дети проводят в саду большую часть времени, иногда больше, чем дома, а ведь провести целый день в саду - не то же самое, что сходить в гости, - это их жизнь. Воспитатель должен нравиться ребенку, чтобы его можно было спокойно оставлять с ним.

День - очень долгий срок для ребенка. В детстве время тянется бесконечно долго, для ребенка время - вечность. В яслях ребенок на целый день изолирован и от окружающего мира, и от жизни в семье. У него однообразные впечатления, мало возможностей для движения, он не чувствует по отношению к себе заботы и любви. Воспитатели, даже хорошие, просто физически не могут уделить достаточно времени всем, поэтому дети обделены вниманием, предоставлены сами себе, в группе. К тому же некоторые воспитатели даже и не стремятся к этому - они без угрызений совести очень плохо выполняют свою работу.

Многие родители видят пользу в подобном режиме, «дисциплине» и спартанских условиях жизни. Иногда они отдают ребенка в сад, несмотря на слезы и нежелание его посещать, мотивируя свои действия тем, что в противном случае у ребенка будет психологическая травма, когда он пойдет в школу. Выходит, родители считают, что, чтобы избежать травмы в 6-7 лет, лучше получить ее в 3 года? Подобный аргумент сложно воспринимать серьезно. Тем более что, неизвестно по какой причине, игнорируются возрастные потребности и особенности ребенка - в 7(6) лет любому нормально развивающемуся ребенку проще адаптироваться к школе, чем в 3 года к детскому саду.

Санитарные условия в детских садах можно сравнить с лотереей: повезет - будут нормальные, не повезет, что более вероятно, - будет или слишком чисто (читай: вычищено хлоркой и бытовой химией), или слишком грязно (одна видимость уборки). Родители жалуются то на вечный холод в плохо отапливаемых помещениях детсадов, то на жару, поскольку никто не проветривает помещение (чтобы дети не простыли и для сохранения тепла, окна на зиму вообще принято заклеивать бумагой). Неблагоприятный микроклимат - одна из причин частых болезней в детском саду.

Хотя в саду много детей, они до определенного возраста играют не вместе, а рядом. Это особенно касается детей ясельного возраста, многие из которых еще не умеют разговаривать. Более-менее осознанно играть и общаться между собой дети начинают с 4-4,5 лет. Никогда ребенок не играет и не общается со всеми сразу, так что «много детей» - это не преимущество детского сада, а его минус, привносящий в его стены шум и бесполезную массовку. Дети, даже в школе, как правило, чаше всего близко общаются в небольшом кругу, а с остальными детьми взаимодействуют ситуативно. Что уж тогда говорить о дошкольниках? Они могут иметь двух-трех друзей и без посещения детсада, а массовка есть и на детской площадке, и в кружке, и в детском развивающем центре, в который только за общением и стоит ходить. Таким образом, аргумент, что плюс детского сада - в возможностях для общения не кажется мне убедительным: они есть, да толку от них мало.

Общение в исключительно одновозрастном коллективе, к сожалению, тоже не настолько полезно, как принято считать. Не очень много можно почерпнуть от сверстников. В жизни нужно прежде всего умение общаться с людьми разных возрастов, а не со сверстниками. Детсадовский коллектив ребенку навязан, он создан искусственно и имеет мало общего с той реальной жизнью, к которой он якобы призван подготовить ребенка.

Даже хорошие воспитатели всегда хуже заботятся о детях, чем любящие родители, да и ясли предлагают уход за детьми, но не любовь к детям. Но и в этом многие родители видят плюс. Им кажется, что так ребенок готовится к реальной жизни. Но ведь годы, проведенные в детских яслях и саду - это не подготовка к жизни, это и есть сама жизнь. Мы никогда не готовимся к жизни - мы каждое мгновение живем. Хорошо или плохо. Как будет жить ребенок в детстве, во многом зависит от родителей.

Как пишет С. Биддалф, в отчетах команды Пенелопы Лич, исследовавшей влияние яслей на развитие детей, сообщалось, что ясельные дети в возрасте до года часто агрессивны, замкнуты и печальны. Дети, за которыми ухаживают не мамы, а другие люди, менее развиты по сравнению со сверстниками. Если за ребенком не может ухаживать мама, то, согласно результатам исследований, предпочтительнее, чтобы за ним ухаживал папа, а не бабушки, дедушки или другие родственники. Конечно, могут быть единичные исключения, когда родители ухаживают хуже, чем воспитатели, но чаще всего именно мамы и папы лучше всех ухаживают за своими детьми.

Качество ухода в яслях несколько снижает негативные последствия для развития ребенка, но не слишком сильно. Даже если качество ухода отличное, то все равно дети находятся под присмотром чужих людей и это влияет на их отношения с родителями. Самый важный фактор, определяющий психическое развитие ребенка, - это материнская отзывчивость, материнская способность тепло и чутко реагировать на потребности ребенка. Этого нет даже в самых лучших яслях.

У детей, которые посещают детский сад, чаще проявляется агрессия. До трех лет дети способны играть совместно не дольше нескольких минут, поэтому между ними часто возникают конфликты и драки, что травмирует психику малышей и не является ничем полезным для их развития. Замечено по некоторым «садиковым» детям, что они в присутствии других детей постоянно пребывают в состоянии тревожного ожидания чего-то нехорошего. Будто ждут, что сейчас будет драка или у них начнут отбирать игрушки, или произойдет еще что-то негативное. У них отсутствует внутреннее спокойствие. Очевидно, из-за длительного пребывания в компании, часто доходящей числом до 30 человек. Каждый взрослый знает, как изматывают подобные большие и шумные коллективы, а ребенку не проше в детсаду, чем маме или папе на работе. Правда, в отличие от них он к подобным нагрузкам еще не готов.

Часто родители отдают детей в ясли или детсад ради раннего обучения, подготовки к школе. Чем больше занятий и кружков в садике, тем лучшим считается садик. Но это очередное заблуждение. О бессмысленности и возможном вреде раннего обучения я писала в предыдущей главе. Первые годы жизни ребенок учится постоянно и осваивает в этот период больше, чем в последующие годы в школе, хотя обучение в раннем и дошкольном возрасте проходит естественным образом. Из-за того, что в яслях ребенок постоянно испытывает стресс, преждевременное целенаправленное обучение дается ему трудно. Спокойный и счастливый ребенок учится легко, с интересом, а обучение приносит ему удовольствие и дает стимул к дальнейшей учебе. Если же ребенок расстроен, если ему плохо и грустно, учиться нормально он не способен. Обстановка детских садов развитию и обучению ребенка, к сожалению, не благоприятствует.

Нравится ли самим детям ходить в садик?

Вот некоторые высказывания на форумах:

  • «Каждое утро так плачет, что захлебывается».
  • «Сначала была согласна идти, а потом истерику устроила».
  • «А мой Сашуля уже вторую неделю плачет».
  • «А еше у него две фобии появились...»

Это значит, что многие дети так и не смогли адаптироваться к детскому саду. Почему так вышло - уже не важно. Важно то, что детям в саду плохо, но родители на это не обращают должного внимания, ничего не предпринимают, чтобы изменить ситуацию. Не ко всем условиям каждый ребенок способен адаптироваться. Если родители сторонники посещения детсада и ребенок к нему быстро привык - хорошо. А если не привык за месяц-другой, то его нужно оттуда забирать, потому что решение отдать его в детсад было как минимум преждевременным.

Прочитать подобное можно на любом родительском форуме: как дети плачут по нескольку недель или месяцев, когда начинают посещать садик, а потом уже «любят» садик (а был ли выбор?). Или как сначала дети с интересом бегут в сад, а потом плачут и отказываются продолжать его посещать. Или как появляются страхи и начинаются длинные болезни. В то же время, если родители могут все это вынести (а таких большинство), значит, они не считают это чем-то чрезвычайным.

Чаше всего подобное поведение объясняют «обычной адаптацией» к детскому саду. Аналогичная реакция у человека возникает при большом горе или утрате, с которой трудно смириться. Но ведь эти обстоятельства не «обычные», а «чрезвычайные»... И «адаптация» тоже не обычная - она болезненная и стрессовая. Волноваться, переживать - нормально для человека любого возраста при адаптации к серьезным жизненным переменам, если они для него своевременны. Постоянные скандалы, болезни, страхи и депрессии - это уже свидетельство психологической и/или физиологической неготовности к переменам в жизни. Поэтому «поплачет и привыкнет» - довольно странная надежда. Ассоциируется с глупым и жестоким «стерпится - слюбится». А смысл?

Если человек к чему-то уже готов, то он не будет плакать, получив это. Разве что от радости. Ребенок, который готов находиться в детском учреждении, не будет плакать, посещая его, по крайней мере плакать долго и сильно. Возможно, в результате пребывания в долговременных стрессовых условиях вырастают люди, которым вечно не хватает гормона стресса (адреналина) и они все время рискуют своим здоровьем ради экстрима. Часто эта привычка - искать новые, более сильные стрессы, чтобы было не так скучно жить и чтобы чувствовать себя живым, - родом из детства. Это следствие ситуаций, в которых так часто приходилось пребывать в состоянии стресса, что он превратился в потребность, стал «естественным» состоянием человека.

Родители, которые отдают детей в чужие руки, надеются, что если ребенку будет плохо или с ним будут плохо обращаться, то они узнают об этом первыми и примут соответствующие меры. Но, как показывает опыт, чаще всего о проблемах ребенка родители узнают последними. Даже если раньше ребенок имел привычку все рассказывать родителям, то с началом посещения детсада все может незаметно измениться.

В некоторых детских садах воспитатели шлепают и ругают детей за непослушание, но часть родителей считает, что в этом нет ничего страшного. По их словам. «ребенок будет знать, что в жизни бывает всякое, и будет готов к жизни». Конечно, это не так - если воспитатели наказывают ребенка или применяют к нему другое насилие, это крайне отрицательно влияет на его психическое, физическое и социальное здоровье. Но даже если родители категорически против такого отношения воспитателей к их ребенку, не факт, что они смогут что-то изменить. Как говорится, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», а поскольку детсадов у нас на всех желающих не хватает, то правила устанавливает их руководство в одностороннем порядке. Родители могут или согласиться с ними, или искать другой детсад.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...