День всех святых в году. День всех святых у православных: когда и все, что нужно знать

Христиане рьяно чтут традиции своих предков, не оставляя без внимания ни один праздник, который церковь предписала помнить и отмечать.

К одним из таких дней относится День всех святых. Данный праздник существует не только у католиков, но и в православии. Из этой статьи вы узнаете, когда и как будут отмечать День всех святых в разных христианских конфессиях (в католицизме и в православии) в 2017 году и какие существуют традиции, сформировавшиеся в ходе многолетней истории этого праздника.

В католическом мире существует праздник всех святых, который верующие отмечают 1 ноября. Люди верят, что в День всех святых души усопших приходят в свой дом и требуют от живых пищи.

Языческие корни этого праздника тесно переплетаются с традициями кельтских племен, отмечающих в этот день свой праздник Самайн, или по-нашему Новый год. Считалось, что в этот день вся «нечистая» может оказаться в нашем мире и любой человек также может попасть в потустороннее пространство.

Впервые о Дне всех Святых заговорили еще в 4 веке. А 2 тысячи лет назад во времена правления папы Бонифация IV, по его настоянию в честь памяти Богородицы освятили римский Пантеон, дабы, как упоминал один английский историк, «в будущем эта память могла свершаться даже в тех местах, где люди почитают не богов, а демонов».

В Британии этот праздник прослыл как «All Hallows Eve» («Поминовение всех Святых»), который своим названием так похож на современный Хэллоуин.

Это не удивительно, ведь он на самом деле является «Кануном Оллхоллиуса», который появился благодаря распространенному празднованию Дня всех Святых во многих странах, передает сайт. Именно поэтому сегодня, в День празднования Хэллоуина, на улицах можно увидеть представителей нечистой силы и ведьм, устраивающих шабаш.

Практически каждый житель нашей страны прекрасно осведомлён, что в середине осени католики отмечают праздник под названием Хэллоуин, который предвещает наступление другого интересного события – Дня всех святых.

Смысл праздника у католиков такой же, как и у православных христиан: почитание всех тех, кто посвятил свою жизнь служению христианству и каким-то образом пострадал из-за своей веры. Однако католики немного иначе относятся к данному событию.

В этот день принято переодеваться в страшные костюмы, шуметь, петь и всячески веселиться. А причиной такому поведению стали языческие корни праздника. Ранее считалось, что на Хэллоуин вся нечисть вылезает из своих укрытий и ищет жертву для своих тёмных планов.

Потому простое население пыталось как можно правдоподобнее перевоплотиться в тёмные силы, чтобы не привлекать к себе внимание, или же вообще не показываться из дома.

В День всех святых 2017 - 1 ноября, католики будут стараться посетить кладбище, чтобы почтить память своих умерших родственников. Те, кто не успел сделать это в эту дату, могут успеть на следующие сутки – 2-го ноября, в День поминовения всех усопших.

День памяти всех святых был известен еще в ранней христианской церкви. Тогда святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу.

"Находящимся в Эфесе святым", "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах", — так адресовал свои послания апостол Павел, обращаясь к первым христианам. Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру. Первым известным почитаемым мучеником считается святой Поликарп Смирнский, чье мученичество было подробно описано в "Окружном послании Смирнской Церкви другим Церквам", датируемым 155 годом. В этом документе останки мученика названы ценностью большей, чем золото и драгоценные камни. Послание свидетельствовало о существовании обычая сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения. Днем почитания этих святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба.

В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь. Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице. В восточносирийском богослужении днем памяти мучеников была первая пятница после Пасхи.

В римской церкви праздник отмечали 13 мая, что было связано с днем освящения храма в Риме в 609 году (под другим данным в 610 году) в честь Девы Марии и мучеников. К этому дню из катакомб в церковь были перевезены 28 телег останков христиан, отдавших жизнь за веру. Ежегодное воспоминание об этом событии и стало первым празднованием дня, который теперь известен как Торжество всех святых. Спустя некоторое время, при папе Григории III, понятие святости расширилось и стало включать в себя и тех, кто претерпел гонения и страдания за веру в Христа, даже когда гонения не завершились мученической смертью, а затем и подвижников, прославившихся добродетельной жизнью — "всех непорочных праведников, во всем круге земли почивших".

Папа Григорий IV официально ввел праздник всех святых в церковную практику, перенеся его на 1 ноября. Время празднования было перенесено с весны на осень, по примеру Англии и Ирландии, где к этому времени уже более ста лет было принято в этот день вспоминать всех святых.

До XI века о святости свидетельствовало народное почитание того или иного подвижника или мученика. Первым официально канонизированным святым стал Ульрих Аугсбургский — процесс его канонизации завершился в 1093 году, через 120 лет после смерти.

Торжество всех святых является одним из обязательных праздников католической церкви, участвовать в нем следует всем христианам, кроме тех, кто не может сделать этого по серьезным причинам.

Литургические молитвы Дня всех святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (восемь "блаженств" из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых.

За Днем всех святых следует День поминовения всех усопших верных, который отмечается 2 ноября . Кроме того, в течение восьми дней, начиная с 1 ноября, принято служить заупокойные мессы, а верующие приглашаются к особенно усиленной молитве за дорогих их сердцу усопших.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Через неделю после Троицы православные христиане отмечают День всех святых . В православии этот праздник называется Собор всех святых . После Дня всех святых наступает Петровский пост , продолжительность которого связана с днем наступления Пасхи.

Когда отмечается День всех святых в 2017 году

Поскольку Троица (Пятидесятница) в 2017 году отмечалась 4 июня, День всех святых в православии приходится на 11 июня . Католики и протестанты отмечают День всех святых осенью - для них праздник является непереходящим и всегда отмечается 1 ноября . Канун Дня всех святых у католиков называется Хэллоуин и отмечается вечером 31 октября.

Что такое Собор всех святых

День всех святых, в православии - Собор всех святых - это описанное в «Откровении Иоанна Богослова» поклонение всех святых сыну божьему.

Термин «все святые» охватывает как канонизированных святых, так и тех, кто, несмотря на свой подвиг веры, при жизни остался неизвестен и поэтому не почитаем.

В православии День всех святых празднуется в первое воскресенье после Троицы (Пятидесятницы), то есть в восьмое воскресенье после Пасхи. Подробнее о празднике Троицы читайте в Федерального агентства новостей .

Праздник День всех святых известен с конца IV - начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста в память о «всех святых, по всему миру пострадавших». Связь Дня всех святых с Троицей является очень важной: церковь считает, что хотя святые и жили в разное время и прославились разными подвигами, по все они удостоились благодати святого духа, излившегося в день Пятидесятницы.

Собор всех святых является последним днем перед Петровым (апостольским) постом , который начитается 12 июня .

А через неделю после общего Дня всех святых Русская православная церковь отмечает еще один праздник: Собор всех святых, в земле русской просиявших.

Петров пост в 2017 году

В 2017 году Петров (Петровский) пост продлится месяц - с 12 июня и до 11 июля включительно. Продолжительность и начало Петровского поста зависят от даты Пасхи. Петровский пост всегда начинается в понедельник, на 57 день после Пасхи и через неделю после Дня святой Троицы. Самый продолжительный пост может длиться полтора месяца, самый короткий - восемь дней.

Традицию поститься в начале лета установили апостолы, которые призывали после Пятидесятницы праздновать одну седмицу (неделю), а потом поститься, чтобы подготовиться к евангельскому служению. В православии Петровский пост установлен в память апостолов Петра и Павла. Пост завершается Петровым днем, который очень важен в народной традиции, поскольку приходится на самую середину лета.

Что можно есть в Петров пост

В отличие от Великого поста, Петровский пост не такой строгий. В этот период нельзя есть мясо, яйца и молочные продукты, но в некоторые дни разрешена рыба и морепродукты, также в воскресенье разрешено вино. А наличие большого количества свежих овощей и фруктов делает этот пост более легким, чем Великий.

Неделя Всех Святых, или День Всех Святых , переходящий церковный праздник, празднуется среди православных христиан в первое воскресенье после Троицы - Пятидесятницы, завершая таким образом череду праздников, связанных с праздником Воскресения Христова : Вознесения , Троицы , Сошествия Святого Духа на апостолов . Неделя в нашем обычном восприятии - семь дней от воскресенья до воскресенья, но в церковнославянском понимании неделей называют воскресенье, а эти семь дней - седмицей. Так что, чтобы не возникло путаницы, сразу оговоримся: праздник этот длится один воскресный день.

Сразу после праздника Недели Всех Святых в воскресный день с понедельника начинается Петров пост . Длительность его зависит от дня празднования Пасхи и соответственно Троицы. Идет Петров пост до 11 июля включительно, поскольку завершается 12 июля - в день памяти святых апостолов Петра и Павла.

Значение праздника

В этот день мы прославляем и благодарим, и ублажаем в песнопениях праздничных богослужений всех святых во всех чинах их: патриархов, праотцев, пророков, апостолов, мучеников, священномучеников, исповедников, святителей, преподобных и праведных отцов и матерей и всех святых, но более всех и передо всеми - Невесту Неневестную, Богоматерь, Царицу Небесную Приснодеву Марию.


Имена святых, которые своими подвигами восславили имя Господне, не все сохранились ни в летописях, ни в памяти людской, так что Неделя Всех Святых - это действительно День ВСЕХ Святых. Тем самым восполняется весь сонм их, включая тех, для кого, особенно среди первомучеников, не установлены особые празднования, нет специально для них созданных молитв. Часто у посетителей нашего сайта возникают вопросы о том, когда и как молиться святому, имя которого есть в святцах, но нет ни отдельного дня совершения празднования, ни отдельной молитвы. День Всех Святых - самый подобающий в этом случае момент, когда человек может вознести благодарную молитву своему менее известному святому, а также Всевышнему за то, что Он дал нам небесного покровителя, к которому мы можем теперь обратиться за молитвенной помощью и с благодарственным словом.

После праздника Сошествия Святого Духа на апостолов вполне закономерно восславить всех, кто получил особый дар Благодати Божией, став Его со-работником и здесь, на земле. Наши святые - и чтимые всем христианским миром, такие, как равноапостольные царь Константин и царица Елена , святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский , Мария Египетская и Андрей Критский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский , Фома Аквинский и Франциск Ассизский , и те, что были почти что нашими современниками - святые митрополиты Иоанн Кронштадтский и Лука Крымский - духовный просветитель нелегкого времени и великий хирург, всех не перечесть, являют собой пример для подражания.


Но как приблизиться к этому «будущему веку», под которым подразумевается вхождение в Царствие Небесное? Каждый из святых принимает нас под свое покровительство, которое, однако, не означает, что, кроме просьб, мы можем себе позволить ничего более не делать, ну поблагодарить иногда за помощь, что чаще забывается, как только проблемы решены. Наши святые были к себе чрезвычайно требовательны, и эта строгость, эта требовательность к себе в первую очередь должна передаться и нам. Нам не повторить их подвигов, в некоторых случаях в этом уже нет такой потребности, диктуемой временем, - особенно это касается тех, кто принял мученическую смерть в давние времена гонения на христиан. Мы можем найти другой путь, свой собственный, посильный и своевременный для нас. Но стремиться следовать образцу их личностей, пытаться приблизиться к их мировоззрению, учиться у них самоотверженной любви к Богу - нам вполне по силам. Поэтому в Неделю Всех Святых мы вспоминаем их не только по именам.

Важно, как отмечают в этот день многие священнослужители во время проповедей на праздничной Божественной литургии, знать и самые подвиги святых, иметь перед собою их вдохновительные примеры и осознавать то, какими благодатными дарами награждает Господь за подвижническое и любовное служение Ему. Любовное - значит ненасильственное, не через «не хочу, но надо», а добровольное, сердечное, искреннее, ибо Он сам говорил: «Милости прошу, а не жертвы». «Милость» же в переводе с некоторых славянских языков - «любовь», но обозначает не частное чувство, не страсть, - а любовь и надмирную, и общечеловеческую ко всему сущему. Такое сердечное чувство приносили Присносущему Богу все святые от первых времен, от ветхозаветных пророков до святых нашего времени, и оно сторицей возвращалось к ним, давая силы и радость преодолевать искушения, труды и частые гонения в земном существовании.

Вот так наши святые, их земная жизнь становились живыми, исторически реальными примерами того, как каждый живущий после Пасхи, Вознесения и Сошествия Святого Духа на апостолов способен соединиться с Богом настолько, чтобы в известном смысле обрести Царство Божие на земле. И в восхвалении святых наших в их праздник вспоминаются слова святого Иоанна Златоуста: «Не хвалите нас, не воспевайте нас, а уподобьтесь нам». Хвалить, конечно, будем, и воспевать станем - из благодарного чувства, но уподобиться им - это тоже вид благодарности. Каждый святой - и учитель, и наставник, и нет большей радости учителю, когда он видит, что ученик следует за ним, как все они, начиная с апостолов, последовали за Христом.

Апостолы Христовы также были когда-то простыми, обычными людьми, имевшими обычную биографию, их жизнь так продолжалась бы и закончилась бы «как у всех», если бы Христос не призвал их на служение и в ученичество. По этому случаю владыка Антоний Сурожский в одной из своих проповедей в Неделю Всех Святых говорил: «Это не только слава церковная, это зов, обращенный к каждому из нас. Сегодня нас призывает Евангельское чтение, вдохновляет Апостольское послание так любить Бога, чтобы стать Его подлинными учениками. И это значит, что наша вера в Него должна быть и изо дня в день становиться все более реально верностью, так, чтобы, видя нас, видя, как мы живем, кем мы являемся, другие люди могли поверить, что Христос пришел спасти мир и что стоит следовать за Ним как за Учителем и другом».


иеромонах Симеон (Томачинский) говорит: «Святость - это не почетная грамота за хорошо прожитую жизнь, не аттестат с оценками, где одни только пятерки. Святость - это свидетельство о том «да», которое однажды человек говорит на призыв Божий, на веяние Святого Духа. Говорит не просто устами, а полным изменением своего взгляда на жизнь, исправлением своего бытия».

Известно, что у Бога нет времени, как его представляем мы, разделяя земную жизнь на Прошлое, Настоящее и Будущее. У Бога есть лишь Вечность. Прославляя всех святых, мы прославляем и тех, о ком пока есть только замысел Божий. Он уже существует в Вечности мира горнего, ожидая часа, когда ему надлежит воплотиться в земном бытии, в той человеческой личности, которой еще только предстоит прожить земную жизнь и совершить свой подвижнический труд во славу Божию до второго пришествия, которого ожидают все души, как сказано в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

История празднования

История празднования Дня Всех Святых восходит к концу IV - началу V веков, и мы находим упоминание о нем в проповеди святителя Иоанна Златоуста, в песнопениях преподобного Ефрема Сирина, где указывается твердая дата праздника - 13 мая, в Сирии же в тот же период времени среди христиан этот праздник отмечали в пятницу Светлой пасхальной седмицы.

В Римской империи День Всех Святых праздновался также по Ефрему Сирину - 13 мая, в этот день 609 года (по другим сведениям 610-го) Папа Римский Бонифаций IV совершил освящение Пантеона, который в античное время был святилищем языческих римских богов, и капище стало храмом во имя Пресвятой Богородицы и всех мучеников. В VIII веке Папа Григорий III изменил дату празднования на 1 ноября, совершив освящение одной из часовен базилики Святого Петра во имя Всех Святых. Спустя еще столетие Папа Григорий IV снова переменил дату праздника, установив его 31 октября, причем накануне следовало поститься. Но на Западе праздник, который был установлен для поминания всех святых - и кто уже был прославлен и известен, и тех, чье имя история спрятала от нас, и даже тех, кому только предстояло прославить своей святостью Господне имя, странным образом выродился - иначе не скажешь - в Хеллоуин, день разгула всякой, отнюдь не благой, силы. Праздник, в общем-то, шуточный, но к памяти Всех Святых имеет скорее противоположное отношение

В православии же восхваления святым полны красивейших эпитетов. Вот кондак и тропарь из праздничного богослужения.

Тропарь, глас 4-й
Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8-й
Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоцеЦерковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

В других песнопениях святых восхваляют как «непрелестными светилами». Непрелестными - то есть теми, кого нельзя прельстить временными радостями, которые рано или поздно обратятся в прах. В утреннем каноне их именуют «божественным облаком», ибо дух их - как облако обнимает, окутывает престол Божий, и они «уясняют церковное небо». За терпение их, страдания и стойкость их называют там же «терпеливодушными», а в тропаре читаем, что кровью их, пролитой за истинную веру, Церковь, которая здесь подразумевается как все ее члены, украшается багряницей и виссом - драгоценными одеждами, символизирующими одеяние Господне, ибо «дивен Бог во своих святых».

На вечерне поминают в паремиях ветхозаветных святых, предвосхитивших новозаветные события, читая стихи из пророка Исайи и Премудростей: «Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал» (Ис. 43:9-14); «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире» (Прем. 3:1-9) - нет страха быть уничтоженным на земле, если в руке Божьей обретается Вечность, и в этом отрывке слышится пророчество о первомучениках христианских. «Праведники живут во веки; награда их - в Господе, и попечение о них - у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею» (Прем. 5:15 - 6:3), и в этом - обещание праведникам Его, святым Его «жизни будущаго века» через Символ веры, который получит свое полное утверждение на Никейском соборе и веками будет звучать под сводами храмов и церквей.


Иконография

К началу XVIII века в восточной Православной Церкви сложилось каноническое изображение Недели Всех Святых. На иконах центром композиции стал образ Господа Иисуса Христа в Его втором пришествии. Он находится вверху, под небесами на престоле Его. Вокруг Него - святые ангелы и люди, справа и слева - склоненные Адам и Ева. Здесь же изображены ветхозаветные родоначальники колена Авраамова - Авраам и Иаков, а в нижней части иконы, посередине - благоразумный разбойник, который сказал: «Помяни мя, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23:42). «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». (Лк. 23:43). Этот образ напоминает нам, что всякий, кто проникается верой, будь то даже закоренелый,


но покаявшийся до глубины души и уверовавший во пришествие Его разбойник, будет там.

В заключение

Кто наши святые? Это те, кто услышал призыв: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:27-30). Это не значит, конечно, что все уверовавшие должны в буквальном смысле бросить все и всех и начать жизнь инока, не чувствуя к этому призвания. Нам указывают на расстановку приоритетов, которые в жизни святых были акцентированы так, как к тому призывал Христос. Сначала Богу, потом - прочим, помня о том, что мы живем в новозаветное время, когда упразднена пропасть между миром горним и миром дольним подвигом Сына, и святые наши, что повторили каждый по-своему этот подвиг, указывают и нам этот благодатный и священный духовный путь.

13:17 — REGNUM

На второй неделе по Пятидесятнице Русская Православная Церковь празднует День всех святых, в земле Российской просиявших. История этого праздника непроста. Он был установлен ещё в первые годы правления Ивана Грозного и благополучно забыт (точнее — целенаправленно вытеснен петровской политикой) в синодальную эпоху. После революции в 1918 году восстановлен, а с 1946 года праздник стал торжественно совершаться во вторую неделю по Пятидесятнице, после Недели всех святых.

Однако неоднозначность и драматичность сопровождают не только историю праздника, но и их главных действующих лиц — святых. В массовом восприятии людей верующих святые — этакие супермены, полубоги. Достаточно прочитать жития святителя Дмитрия Ростовского (об этом труде достаточно критично высказывался его коллега по сану свт. Игнатий Брянчанинов), чтобы в этом убедиться. У постороннего читателя, мало знакомого с подобным жанром церковного эпоса, может создаться ощущение, что эти люди уже изначально с молоком матери были запрограммированы свыше на святость. Но даже воцерковленные люди в большинстве своем не в силах дистанцироваться от такого мифически-детского восприятия святых.

Печально, но факт, что и у верующих подчас уровень религиозной грамотности оставляет желать лучшего. Такое положение вещей по сути нисколько не мотивирует жить христианской жизнью по примеру тех же святых: «Они же святые! Куда нам, грешным до них ?». Постоянно приходится слышать подобные слова. И результатом такого настроения является то, что почитание святых сводится к пышным культовым церемониям. И чем масштабнее и эффектнее это подается, тем больше вселяет уверенность, что святые с нами, и все хорошо.

Действительно ли это так? Попробуем задать себе три вопроса, которые в вышеописанном настрое могут показаться неприемлемыми, но без них мы рискуем остаться на уровне елейно-бытового, размытого восприятия важного события церковной действительности. Вопросы следующие:

1) Святые — кто они? Святость = безгрешность?

2) Как Церковь их узнает?

3) Что значит почитание святых?

Отвечая на первый вопрос , скажем, что христианство предельно трезво относится к человеку. Евангелие — это добрые новости о том, что спасение от зла, греха и смерти — есть акт Божьей любви и милости, это дар благодати Крестной Жертвы Христа (Еф. 2:8). Те, кто эту Весть принимают с верой и следуют за Христом, отвергнув всякую попытку и даже мысль заслужить себе спасение собственной праведностью (Филип. 3:9), тем самым приобщаются святости Христа и становятся по слову апостола причастниками божественного естества (2 Петра. 1:3−4). Здесь нет никакого насилия, автоматизма и магии, а только решимость и осознанность человека следовать за Христом, то есть заповеди Евангелия ставить своим жизненным приоритетом на том месте, где он был призван Богом (1 Кор. 7:20−22). Это путь веры, в котором человек растет. Такой рост проходит через испытания и даже какие-то ошибки, но главный его критерий не безошибочность, а верность пути, своему призванию.

Второй вопрос , пожалуй, самый интересный и сложный. Именно его или обходят стороной, или намеренно умалчивают. Если святые — это плод Церкви и её достояние, тогда почему Церковь часто их гонит и репрессирует, а затем, как бы противореча себе, прославляет их? Таких святых ни один десяток в РПЦ. Над этим вопросом задумывались многие достойнейшие представители Православия. В частности наш современник, священномученик, замечательный богослов и пастырь, протоиерей Валентин Свенцицкий точно и метко охарактеризовал это неприятное явление в христианской истории: «Всякий грех в Церкви — есть грех против Церкви ». Иначе говоря, святые являлись своего рода катализатором и лакмусовой бумажкой. В то время как христианское большинство жило в беспечном покое и выработало привычку к своему христианству, и перестало воспринимать его как бесценный дар, как огонь Божьей любви, а стало «всего-навсего теплым » (Откр. 3:15−16) приложением к устоявшемуся быту, тогда и появлялись эти нарушители спокойствия, которые самим фактом своего присутствия заставляли и клир, и мир чувствовать себя крайне неловко.

Для них следование за Христом, по слову Алеши Карамазова из романа Достоевского, было гораздо серьезнее, чем отдавать два рубля нищему и ходить к обедне. И если удавалось худо-бедно мирно ограничить зону их влияния в каком-нибудь отдаленном скиту, то репрессии могли и не быть, или носить латентный характер, что случалось редко, так как эти люди имели активную жизненную позицию по наболевшим вопросам своего времени. Их святость — то есть инаковость, непохожесть (именно так переводится библейское слово «кадош» — святой, иной) побуждало окружающих либо подражать им, повысив градус своей христианской жизни, либо гнать от себя подальше возбудителей совести (Деян. 17:1−6).

Что касается третьего вопроса о почитании святых, то важно отметить, что речь идет именно о почитании, а не о поклонении, которое принадлежит одному Богу. Что же значит почитание? Это способность узнавать действие и присутствие Бога в жизни того или иного человека. И если говорить о святых, то почитание их — это прежде всего подражание их горению духа. Не слепое следование их аскетическим практикам, что может кончится печально, а жажда иметь такую же решимость, во все сферы своей жизни впустить Бога и по-евангельски решать текущие задачи в данный конкретный период своей жизни. В этом и заключается понимание святости и его почитания в Православии. В противном случае всё это оборачивается магией, бытовым кликушеством и идеологией, которые отводят человека от Христа и Евангелия.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...