Крестики-нолики в вариациях. Психологическая познавательно-развивающая игра «Крестики – нолики

Оксана Яковлева

Когда следует начинать развитие логического мышления у детей в дошкольном детстве?

Прежде чем ответить на этот вопрос надо задуматься над тем, а зачем логика ребенку дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенная ступень, на которой формируются психические функции, отвечающие за переход к следующему этапу развития.

Следовательно, навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. Преобладающем, среди всех этих навыков, будет является навык логического мышления, т. е. способность «совершать работу в уме». У ребенка, который не овладел приемами логического мышления, могут возникнуть трудности в учебе – решение задач, выполнение упражнений, которые требуют больших затрат времени и сил. В результате этого может пострадать здоровье ребенка, а так же у таких детей угасает интерес к учению.

Для этого в целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

А как можно развить логику у ребенка? Конечно, через игру. Ведь игра, является естественной средой для развития детей. Ведь только, через игровую форму, порой сложные и совсем малоинтересные упражнения и задания становятся для детей очень увлекательным занятием.

Цель: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные:

Познакомить детей с правилами игры в «Крестики-нолики»;

Закреплять у старших дошкольников умения различать понятия «вертикально», «горизонтально» и «по диагонали»;

Овладевать логическими операциями;

Закреплять счет в пределах 10.

Развивающие:

Формировать и совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста пространственные представления;

Продолжать формировать у детей устойчивый навык к учебной деятельности;

Стимулировать развитие умственных способностей детей в процессе ознакомления с различными математическими действиями;

Развивать мыслительные операции: восприятие, память, мышление, внимание.

Воспитательные:

Способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей;

Вызывать радостные эмоции;

Изготовление настольной игры «Крестики-нолики» своими руками.

Описание:

Данная дидактическая игра изготовлена из разноцветного фетра, синтепона, холлофайбера, ниток, проволоки, бусин, ленточки.

Сначала делаем выкройку всех заготовок. Вместо привычных крестиков и ноликов, мы с детьми решили сделать космические звезды и луны. Нам понадобиться пять звезд и пять лун. Для звезд использовался синий фетр, для лун – желтый в горошек. Заготовки сшивались между собой и наполнялись холлофайбером. Сзади пришивались липучки. Поле выполнено из сине-серого и зеленого фетра, т. к. фетр мягкая ткань, то между зеленым квадратом и сине-серым прямоугольником был помещен синтепон. На зеленом квадрате расчертила поле (с помощью ленты) из девяти клеток 7х7 см, пришила липучки и все слои прошила. Сверху и снизу от игрового поля продела проволоку с 10 бусинками на каждой для счета побед.

Ход игры:

1. Игра «Крестики – нолики» - как обычная игра, которую рисуют на листочках. Игроки по очереди прилепляют на свободные клетки поля звезды и луны. Выигрывает тот, кто первым выстроил в ряд 3 свои звезды (луны) по вертикали, горизонтали или диагонали.

«Где находится звезда (луна, скажи и покажи»

Для того чтобы уточнить пространственные представления, можно предложить ребёнку прилепить 1 звезду и 1 луну, и спросить, что находится справа, а что – слева. Так же можно расположить одну фигуру под другой, при этом попросить у ребёнка словесно обозначить взаиморасположение фигур. Так же это задание можно усложнить: педагог, говорит в каком направлении надо передвинуть фигуру, при этом ребёнок выполняет инструкцию педагога.






Публикации по теме:

Игра по правилам пожарной безопасности «Крестики-нолики» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (МДОУДС № 10).

Цели: развивает тактильное восприятие, мышление ребенка, пополнить словарный запас детей новыми словами, мелкую моторику рук, благотворно.

Задачи. 1. Учить устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной ширины, высоты, располагать их в определённой последовательности.

Бросовый материал: деревянная дощечка, ткань, кармашки из обычной прозрачной клеёнки обшитые по краям. Различные картинки фруктов и овощей.

В одном из журналов, несколько лет назад, увидела игру, принцип нашей в детстве игры "крестики-нолики". Мне так понравилась идея, вспомнилось.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДАРКИ ОТ БУРЕНКИ!» Настольно-печатная игра для детей 4-5 летнего возраста ВИД ИГРЫ Познавательной направленности.

Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет Вознюк Наталия Григорьевна

Крестики-нолики в вариациях

Крестики-нолики в вариациях

Крестики-нолики известны с давних времен. Каждый играл в эту игру если не дома, то, по крайней мере, на уроках.

Оригинальная версия очень проста. На листе бумаги рисуется поле из 9 квадратов. Задача игроков состоит в том, чтобы выстроить по вертикали, горизонтали или диагонали 3 крестика или нолика.

Но можно предложить и другие варианты этой простой игры, тем самым усложнив ее.

Вариант 1

Игровое поле сделать неограниченным, например весь тетрадный лист в клетку. Правила остаются практически теми же, только победителем будет считаться тот игрок, который быстрее выстроит линию из 5 крестиков или ноликов.

Вариант 2

Игра проходит на стандартном поле из 9 клеток. Только в этом варианте можно ходить и крестиками, и ноликами. Сложность в том, что начинать игру с центра поля нельзя, иначе она очень быстро закончится. Первоочередность хода участники определяют с помощью жеребьевки.

Вариант 3

Существует не совсем обычный, интересный вид крестиков-ноликов. В этой игре также принимают участие 2 игрока. На обычном тетрадном листе в клетку, который и будет игровым полем, по всей площади ставятся крестики и нолики. Правила не совсем простые. Крестик ставится первым и только 1 за ход. Нолик же ставится 2 раза за ход и в различных клетках. Суть игры заключается в том, чтобы нолики полностью окружили крестики. Игра продолжается до тех пор, пока все крестики не будут окружены, либо пока свободные клетки не закончатся.

Вариант 4

Еще один вариант крестиков-ноликов – игра наоборот. Участники на поле из 9 клеток должны играть так, чтобы не выстраивались ряды из 3 крестиков или ноликов.

Игроки могут соединять все виды этой интересной игры, на сколько хватит их воображения, от этого крестики-нолики не станут хуже, а только интереснее и занимательнее.

Играть в крестики-нолики можно в любом месте и все что вам понадобится для соревнования — это листок бумаги, ручки и карандаши и, конечно, противник. Но при желании можно купить готовый набор для крестиков-ноликов. Причём такая настольная игра понравится даже малышам, ведь все детали вы ней выполнены в ярком цвете.

Играть в крестики-нолики можно в любом месте.

Кроме того, магазинные крестики-нолики делаются из прочных материалов. Они более долговечны и их можно брать в любые поездки. Но можно обойтись и обычным листком бумаги. Порядок игры:

  1. Расчертите игровое поле из квадратов с размерами 3*3.
  2. Договоритесь, кто из участников будет ходить крестиками или ноликами.
  3. Первый игрок ставит фигуру в любую из клеточек, после чего ход переходит следующему участнику.
  4. Второй игрок рисует символ в свободной клеточке, и ход возвращается к первому участнику.
  5. Игра продолжается пока не заполнятся все клетки, или один из участников не сделает цепочку из трёх одинаковых символов. Причём ряд идёт по горизонтали, вертикали или диагонали.

Поэтому игрокам нужно ставить символы таким образом, чтобы и самому выиграть, и не дать противнику сделать цепочку из трёх крестиков или ноликов.

Как выиграть в игре на двоих

Выиграть в эту игру можно не только благодаря удаче. Советы, которые помогут победить противника:

  • Ставьте первый крестик или нолик в центре поля. Это увеличит шанс на победу, ведь тогда цепочку можно продолжать во все стороны.
  • Не начинайте игру с ходов квадраты, не являющиеся угловыми или центральными. Это уменьшит шанс на победу, ведь построить цепочку с этими клеточками практически невозможно.
  • Если первый ход делает противник, то выиграть будет сложней. И если не хотите проиграть, следите, чтобы второй игрок не собрал цепочку.
  • Тренируйтесь. Чем больше у вас практики, тем быстрей вы выработаете выигрышную стратегию.
  • Правильно расставляйте символы. Старайтесь поставить значки в трёх углах игрового поля. Тогда противник не сможет помешать вам победить.

Крестики-нолики — простая, но довольно интересная игра. Обучите ей малыша и он с удовольствием проведёт немало времени за соревнованиями. К тому же это развлечение отлично развивает ребенка.

Дидактическая игра «Крестики-нолики» для старших дошкольников

Воспитатель Колпащикова Ангелина Александровна, МБДОУ детский сад №18 «Колобок»
Крестики Нолики - это логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки или большего размера. Один из игроков играет «крестиками», второй - «ноликами».
Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3х3 знаки. Один всегда крестики, другой всегда нолики. Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики.
Обычно по завершении партии выигравшая сторона зачёркивает чертой свои три знака (нолика или крестика), составляющих сплошной ряд.
Это стандартная игра.
А я вам предлагаю Новый Вариант Игры в "крестики нолики" .
Вместо крестика используем, к примеру помидор, а вместо нолика используем яблоко. Как вам такой Вариант?
Эту игру можно возить с собой в дороге, брать с собой в школу, чтобы поиграть на переменке, играть дома с друзьями на шелбаны. Вообщем получать удовольствие, потому что вместо скучных крестиков и ноликов в игре вы используете смешные и красочные фигурки.
Цель: Развивать логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с правилами игры в «Крестики-нолики»;
- Закреплять у старших дошкольников умения различать понятия «вертикально», «горизонтально» и «по диагонали»;
- Овладевать логическими операциями;
- Закреплять счет в пределах 10.
Развивающие:
- Формировать и совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста пространственные представления;
- Продолжать формировать у детей устойчивый навык к учебной деятельности;
- Стимулировать развитие умственных способностей детей в процессе ознакомления с различными математическими действиями;
- Развивать мыслительные операции: восприятие, память, мышление, внимание.
Воспитательные:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей;
- Вызывать радостные эмоции;
Можно сделать любого цвета поля.

И игральные картинки, вместо крестиков и ноликов.


Выглядеть будет вот-так.




Можно даже устроить турнир. Будет очень интересно и эмоционально весело.

ЗАДАЧИ:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук, совершенствовать движения рук и развитие психических процессов (произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти и речи детей).
2. Стимулировать развитие умственных способностей в процессе ознакомления с различными математическими отношениями (освоение действий построения модели количественных отношений, развитие представлений о числе — образование, состав, овладение навыками счёта, развитие умения решать простейшие арифметические задачи).
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления у дошкольников.
4. Формировать навыки учебной деятельности.

ОПИСАНИЕ:

Пособие изготовлено из коробки, внутри которой с левой стороны изготовлено поле 3х3, разделённое на квадратные сектора (как в обычной игре «Крестики – нолики»). В каждый сектор вставлено горлышко от пластиковой бутылки, на которые навинчены крышки оранжевого и зелёного цвета. С правой стороны располагаются два сектора, в которых располагаются фишки с цифрами от 1 до 10, фишки с буквами.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

Вариант 1: Игра «Крестики – нолики» — как обычная игра, которую рисуют в тетради. Игроки по очереди приворачивают на свободные клетки поля 3х3 фишки разного цвета. Первый, выстроивший в ряд 3 своих фишки по вертикали, горизонтали или диагонали выигрывает. Первый ход делает игрок по выбору.
Усложнение к игре:
Игроки договариваются, какими фишками они будут играть:

С цифрами – выбирают один чётные, другие нечётные.
С буквами – один гласные, другой согласные.

Вариант 2: Учимся считать
Предложить ребёнку разместить на пустом поле 1,2,3 и более фишек. Познакомить его с понятиями «поровну», «одинаковое количество». Выложить на поле несколько цветных фишек, попросить сосчитать и выложить столько же фишек с буквами, убрав с поля цветные фишки или сосчитать цветные фишки и прикрутить соответствующую фишку с цифрой, обозначающей количество.

Состав числа. На поле прикручивается фишка с цифрой. Ребёнку предлагается прикрутить слева и справа фишки с цифрами, входящие в состав заданного числа.

Используя фишки с обозначениями математических знаков (+, -, <, >, =), можно предлагать детям выполнять задания на сравнение двух чисел .
(например, прикрути фишки с цифрами 2 и 6, сравни и найди соответствующий знак), на решение примеров, составление простейших арифметических задач.

Вариант 3: «Где находится, скажи и покажи»
С целью уточнения пространственных представлений предложить ребёнку привернуть 2 фишки, спросив, какая находится справа, какая – слева. Расположить одну под другой, уточняя при этом у ребёнка словесное обозначения взаиморасположения фишек.

— Поместите фишку на одну из клеток поля (это будет точка отсчёта). Далее воспитатель (а потом и сами дети) словесно обозначает месторасположение следующей фишки, как это делается при проведении графических диктантов (например, 2 клетки вниз – приворачивается другая фишка, 1 клетка вправо – следующая фишка и т.д.)
Задание можно усложнить: «диктуйте» в каком направлении необходимо передвигать фишку, при этом ребёнок не совершает никаких действий с ней, оставляя на заданном месте.
Задача ребёнка следить глазами за предполагаемым передвижением фишки. Назовите 3-5 вариантов передвижения фишки, а ребёнок должен привернуть другую фишку на предполагаемое конечное место (развитие внимания, зрительной координации)

Другой вариант этого же задания: можно использовать фишки с цифрами (располагать фишки по порядку – закреплять порядковый счёт, с пропусками цифр – закреплять умение называть соседей числа). При использовании фишек с буквами можно во время «графических диктантов с фишками» давать ребёнку дополнительные задания :
— назови звук, обозначенный буквой на привёрнутой крышке,
— гласный он или согласный,
— назови пару,
— придумай слово на заданный звук.

Усвоив таков вариант игры дети самостоятельно могут организовывать такие задания – игры в парах.

Вариант 4. Составь узор
Предложить ребёнку сделать узор, располагая фигуры определённым образом под вашу диктовку. Например, в правый верхний угол приверните оранжевую фишку, в центре фишку с цифрой 1 и т.д.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...