Когда человек взрослеет? Понятие возраста. Возрастной статус и возрастные роли. Основные возрастные этапы жизни человека: юность, зрелый возраст, старость
Что такое «взрослый человек»? Кто раньше повзрослел: нынешние молодые или поколение их родителей?
Взрослым можно назвать человека, когда он «готов отвечать за свои поступки», «работает и обеспечивает семью», «сам все может и живет отдельно». Согласно мнению большинства, женщины взрослеют раньше мужчин. А вот насчет того, как рано взрослеет сегодняшняя молодежь, мнения разделились: 34% уверены, что нынешние молодые взрослеют раньше поколения их родителей (чему способствуют прежде всего – технический прогресс и обилие информации), 27% – что примерно в том же возрасте, 25% – что позже.
Только вы можете это сделать. Никто не может сделать это за вас. Но если вам посчастливилось найти кого-то, кто очень сознателен, если вы можете узнать в его присутствии, и вы можете следовать за ним в состоянии присутствия, это может помочь и ускорить процесс. Таким образом, ваш собственный свет быстро станет сильнее.
Когда только что начавшийся журнал ставится рядом с тем, который сильно горит, и через некоторое время он будет разделен, первый будет гореть с гораздо большей интенсивностью. В конце концов, это тот же огонь. Одна из миссий духовного учителя - быть таким огнем. Возможно, что некоторые терапевты смогут выполнить эту миссию при условии, что они вышли за пределы ума, и таким образом могут создавать и поддерживать состояние интенсивного осознанного присутствия во время работы с вами.
скачать данные
ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 100 городских и сельских населенных пунктов в 43 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Первое, что вам нужно запомнить, это: до тех пор, пока вы создаете личность от боли, вы ее не выпустите. Пока чувство идентичности вкладывается в вашу эмоциональную боль, вы будете бессознательно сопротивляться сопротивлению, и вы будете саботировать каждую попытку, которую вы совершаете, чтобы исцелить вас от боли. Просто потому, что вы хотите остаться нетронутыми, и боль стала неотъемлемой частью вас. Это бессознательный процесс, и единственный способ преодолеть его - осознать его.
Сила вашего присутствия. Боли в теле - это область энергии, почти как сущность, которая временно установлена в вашем внутреннем пространстве. Это жизненно важная энергия, заблокированная, энергия, которая больше не циркулирует. Конечно, боль-тело существует из-за определенных вещей, которые произошли в прошлом. Это живое прошлое вас, и когда вы идентифицируетесь с ним, вы идентифицируете себя с прошлым. Идентичность жертвы - это убеждение, что прошлое сильнее настоящего, что является абсолютно противоположностью истине.
Что, по вашему мнению, значит – быть взрослым? Какого человека можно назвать взрослым?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос
В каком примерно возрасте вы почувствовали, что стали взрослым(-ой)? Или вы и сейчас не чувствуете себя взрослым(-ой)?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Открытый вопрос. Задавался считающим, что иностранные слова обедняют русский язык, – отвечали 45% респондентов
Население в целом | 18-30 лет | 31-45 лет | 46-60 лет | Старше 60 лет | |
14 лет и раньше | 8 | 4 | 6 | 6 | 19 |
15-17 лет | 20 | 18 | 19 | 19 | 23 |
18-20 лет | 35 | 38 | 35 | 35 | 29 |
21-30 лет | 22 | 17 | 29 | 24 | 19 |
После 30 лет | 4 | 0 | 3 | 10 | 6 |
Не чувствую себя взрослым(-ой) | 11 | 24 | 8 | 7 | 4 |
Среднее | 20 | 19 | 20 | 22 | 20 |
С чем, с какими событиями, обстоятельствами было связано то, что вы почувствовали себя взрослым человеком?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Открытый вопрос. Не задавался тем, кто не чувствует себя взрослым, – отвечали 89% респондентов
Как вам кажется, кто обычно взрослеет раньше: мужчины или женщины? Или в этом отношении между ними нет различий?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
В каком возрасте вы начали работать, зарабатывать деньги?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Карточка, один ответ
Ваше семейное положение?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Сколько вам было лет, когда вы вступили в брак?
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
Вопрос задавался тем, кто состоял или состоит в браке, – отвечали 75% респондентов
Население в целом | Мужчины | Женщины | |
До 18 лет | 2 | < 1 | 3 |
18-20 лет | 23 | 10 | 34 |
21-24 года | 32 | 31 | 32 |
25-30 лет | 17 | 22 | 12 |
После 30 лет | 2 | 3 | 2 |
Среднее | 23 | 24 | 22 |
Есть ли у вас ребенок старше 14 лет? И если да, то сколько ему лет?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вы считаете или не считаете своего ребенка взрослым?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавлася тем, у кого есть ребенок старше 14 лет, – отвечали 48% респондентов
А с какого примерно возраста вы стали считать его взрослым?
ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Вопрос задавлался тем, у кого есть ребенок старше 14 лет и они считают его взрослым, – отвечали 35% респондентов. Среднее - 20 лет
Помните, в детстве, когда мы только начинали ходить в школу, родители нам говорили: "Ну все, теперь ты уже взрослый!" или "Почему плачешь? Взрослые мальчики не плачут!" Но потом все равно не разрешали нам ложиться спать, во сколько захотим, говоря: "Вот вырастешь, тогда и будешь решать сам, а сейчас - марш в кровать!"
Мы вырастали, оканчивали школу и уже считались "взрослыми", но все равно получали указания и взбучки от родителей, словно маленькие дети. В общем, иерархия - родители - дети сохранялась.
Уже став официально "взрослым" и начав работать с детьми в качестве педагога, а затем и инструктора в лагере "Большое Приключение" Дмитрия и Матвея Шпаро, я время от времени задумывался над вопросом, когда же (при каких обстоятельствах) человек становится взрослым.
У многих взрослых людей, не говоря уже о детях, есть такое качество - не слушать советов и пред-упреждений, пока не удостоверишься в их правильности на собственном опыте. Нас предупреждают родители, Минздрав, дорожные знаки. И даже народная мудрость нас предупреждает, что учиться следует на ошибках других. Но мы все равно выходим на мороз без шапки, переходим дорогу в неположенном месте, курим, втайне надеясь, что беды, которые по всем законам должны последовать, нас минуют. Но в какой-то момент происходит некое негативное событие, и мы начинаем кусать локти, так как вернуться к тому, "как все было", уже невозможно либо требует невероятных усилий, на которые не все способны.
В лагере "Большое Приключение", пожалуй, все по-другому. В лагерь приезжают различные ребята не столько по возрасту, сколько по своему жизненному опыту - из детских домов, приютов, многодетных или неполных семей, с различными физическими ограничениями, ну и, конечно, среднестатистические московские школьники. Однако процесс "взросления" у всех проходит примерно одинаково.
Инструктор лагеря "Большое Приключение" ввиду особенностей своей работы постоянно играет роль "советчика". Сначала необходимо показать и рассказать об основных аспектах походной жизни, а затем уже корректировать поведение и давать указания относительно того, что происходит здесь и сейчас. И, конечно, дети, привыкшие к непослушанию в городе, часто невнимательно воспринимают слова инструктора.
"Прослушал, как варить кашу? - Не
беда, как-нибудь сварим! Прослушал, как хранить вещи, чтоб не намокли? - Да
ладно, ничего с ними не случится! Не обратил внимания, как паковать рюкзак,
чтобы легче было его нести? - Не проблема, донесу как-нибудь!" - чаще
всего именно такие диалоги возникают с такими детьми. И мы берем их себе
"на карандаш". Потому что уже
через несколько дней в дежурство подгорит каша, после прохождения одного
из порогов зальет плохо закрученный гермомешок, намочив одежду (а то и спальный
мешок), а в пешеходном походе все будут "весело шагать по просторам",
а кто-то уныло плестись в хвосте из-за неправильно упакованного рюкзака и через
каждые 15 минут требовать остановки, вызывая досаду всех осталь
ных.
Что происходит в обычной жизни школьника, когда он получает негативный результат своего непослушания или невнимательности? Обычно привлекаются силы в виде мамы, папы, бабушек, дедушек и прочих родственников, которые после "ай-ай-ай, как нехорошо" различной степени эмоциональности сразу приходят на помощь - начинают лечить, если простудился, зашивать дыры, если порвалась одежда, и покупать новое, если потерял. По сути ребенок отделывается "легким испугом", не осознавая в полной мере последствий и ответственности за свой поступок. А как в походе?
В походе после произошедшего события инструктор делает замечание и дает совет, как это исправить и не допустить в будущем. Но! Ни в коем случае не будет самолично исправлять ситуацию (если, конечно, сам ребенок не справляется и просит помощи). Инструктор ни в коем случае не скажет: "Подгорела каша? Ладно, давайте я вам новую сварю", - он будет есть подгоревшую вместе со всеми. А дежурные в полной мере ощутят на себе дискомфорт ситуации. Инструктор не скажет: "Намокли вещи? Давай их сюда, я высушу". Мы расскажем, как их высушить наиболее эффективно, а уж ребенку предстоит "романтический вечер" у костра в компании своих сохнущих штанов. Инструктор не скажет: "Ты вроде здоровый парень и несешь чуть больше, чем тот малыш, но сильно устаешь? Давай мы тебя облегчим и понесем часть твоих вещей". Мы просто еще раз напомним, как правильно упаковывать рюкзак, чтобы его было легче нести. Все остальное - выбор детей. (Сразу хочу успокоить родителей - мы не допускаем крайних случаев проявления безответственности. Ребенок не будет спать мокрым или ходить в холодную погоду в мокрой одежде. Дети не будут питаться постоянно пригоревшей едой или постоянно валиться с ног от усталости. Инструкторы всегда применяют в воспитательных целях лишь умеренные и подконтрольные степени дискомфорта. Не говоря уже о четком соблюдении техники безопасности).
Проходя через такие "испытания", ребенок начинает менять свое сознание и подход к делам. Появляется объективное знание, что любое его действие или бездействие ведет к результату. Негативному или позитивному? Зависит от него. Знание, что любая его невнимательность или безответственность в конце концов приведут к личному дискомфорту, а то и дискомфорту всей группы. И, понятно, к определенной оценке товарищей. И придется прилагать дополнительные усилия, чтобы исправить ситуацию. И в дальнейшем допустить этот дискомфорт или нет - также зависит только от него. Ребенок, который в начале похода был "малышом", за которым нужен был глаз да глаз, в конце похода взрослеет, вырастая как личность, и становится настоящим коллегой по путешествию.
В лагере "Большое Приключение", как ни крути, все участники проходят через это. Кому-то хватает одного похода, кому-то двух. Но уж в третий поход стопроцентно приезжают ребята, которые реально понимают, что все события и эмоции похода зависят только от них, и только от них зависит, в каком свете они будут вспоминать летний отдых зимними вечерами своей уникальной и неповторимой жизни.