Журнал института практической психологии и психоанализа. Журнал практической 
психологии и психоанализа


^

Реакции детей на смерть значимых объектов *)

У. Нагера

Краткий обзор литературы


Обзор литературы, посвященной реакциям детей на смерть близких родственников должен также включать работы о реакциях детей на транзиторные утраты, поскольку они рассматриваются как горевание. Более того, очень маленький ребенок всегда остро реагирует на сепарацию от значимого объекта (матери) независимо от того, понимает ли он причину ее отсутствия или смысл смерти. Естественно, на определенных стадиях своего развития, как указывал Фрейд (1926), ребенок "еще не может различать временное отсутствие и перманентную утрату. Как только он теряет мать из виду, он начинает вести себя так, как будто он никогда ее больше не увидит; и необходим повторяющийся утешительный опыт обратного, прежде чем он узнает, что за исчезновением матери обычно следует ее новое появление… Вследствие неправильного понимания фактов ребенком ситуация отсутствия матери оказывается не просто опасной, а травмирующей. Или, правильнее было бы сказать, ситуация становится травмирующей, если случается так, что у ребенка в данный момент имеется потребность, которая должна удовлетворяться матерью."

Реакцию детей разных возрастов на сепарацию от родителей в различных условиях изучали и описывали Анна Фрейд и Дороти Берлингейм (1942, 1943) , Шпиц (1945, 1946), Шпиц и Вольф (1946), Джеймс Робертсон (1958, 1962), Боулби (1960, 1961a, 1961b, 1963), Малер (1961) и другие. Боулби (1960) считает реакцию детей, разлученных со значимыми объектами, идентичной реакции горевания у взрослых - точка зрения, которую оспаривали Анна Фрейд (1960), Шур (1960), Шпиц (1960) и Вольфенштейн (1966). Другие авторы, например Шамбау (1961), в полную противоположность мнению Боулби, соглашаются с Элен Дойч, которая полагает, что "процесс горевания, который мы видим у взрослых, явно отличается от процесса горевания, который мы видим у детей" (стр.521). Рохлин (1959) утверждает, что характерный для взрослых тип горевания не типичен для детей.

Лофтус также показал во многих исследованиях, что воспоминания часто реконструируются и что терапевт помогает в процессе строительства через такие пути, как интерпретация сновидений и гипноз. независимо от того, были ли мечты надежным источником информации, большинство пациентов в этой области были опровергнуты, но пациенты продолжают восстанавливать воспоминания с помощью терапевтов. Современный научный феномен имеет корни в оригинальной психоаналитической теории Фрейда.

Очевидное упоминание о фундаментальной методике свободной ассоциации в клинических случаях Фрейда. Опора на свободную ассоциацию и на интерпретацию сновидений указывает на большую проблему: отсутствие эмпирических данных. Отсутствие эмпирических данных - это точка которые сильнейшие противники психоанализа рассматривают в критике теории. Возможно, причина, по которой многие современные психологи не могут примирить психоаналитическую теорию с современными методами лечения, объясняется очевидным отсутствием эмпирических данных.

Флеминг и Альтшуль (1963), изучая влияние утраты объекта в детстве на структуру личности у взрослого, обнаружили широкий спектр последствий в виде задержки развития, слабого тестирования реальности, ослабления контроля над импульсами и др.

Макдональд (1964) описал реакцию детсадовских детей на смерть матери одной из девочек в их группе, тогда как Барнс (1964) описал реакцию этого ребенка и ее младшего сиблинга на смерть матери. Кейн и другие (1964, 1966) изучали реакции детей на смерть, естественную или в результате самоубийства, сиблинга и родителей. Они указывали на множество опасностей, с которыми столкнулись такие дети в процессе своего психического развития.

Современная наука рассматривает эмпирические данные для подтверждения любого теория. Фрейд явно не смог представить эмпирические доказательства современных стандартов; таким образом, только если мы посмотрим на психоаналитическую теорию из идей, которые она подтолкнула, а не на ее буквальный смысл, психоанализ можно считать «великой» идеей в личности.

Психоанализ проявляет наибольшую силу, поскольку человек рассматривает прогресс, достигнутый в лечении психически больных. Сторонники психоанализа способствовали его широкому влиянию, поскольку оно поощряло другие области исследований и исследований. Психоанализ вызвал интерес к эмоциональному и психологическому развитию человека, восходящему к молодому возрасту. Человека можно увидеть с гораздо более целостной точки зрения, поскольку человек смотрит на психоаналитическую теорию, которая объединяет внутреннюю работу ума и пытается объяснить их в контексте динамичной социальной среды.

В литературе существуют некоторые разногласия касательно того, в каком возрасте дети становятся полностью способными к постижению концепции смерти и пониманию ее необратимости. Вольф полагает (1958), что чего-либо похожего на понимание смерти в зрелом возрасте не наблюдается до десяти-одиннадцатилетнего возраста, в то время как Фурман (1964a) придерживается мнения, что двух-трехлетние дети способны "постичь смысл смерти", а дети в возрасте трех-четырех с половиной лет обладают способностью горевать. Вольфенштейн (1966) оспаривала периодизацию, предложенную Фурман в отношении горевания. Вольфенштейн (1965) охарактеризовала реакцию ребенка на смерть родителя как сдерживаемый эмоциональный отклик и назвала ее "гореванием на расстоянии" с существующим явным противоречием между интенсивностью горя, проявляемого по отношению к кому-либо далекому (такому, как президент Кеннеди) по контрасту с интенсивностью горя, проявляемого в отношении близкого родственника

Автор дает точную оценку психоаналитической теории Фрейда, поскольку она указывает на две свои основные недостатки, демографические ограничения субъекта и отсутствие эмпирических данных, а также помощь теории, сосредоточив внимание на наследии, которое она оставила. Специфика психоаналитической теории не может быть подтверждена с помощью эмпирических данных, и многие аспекты теории не могут объяснить современные явления, Фрейд все же внесла значительный и продолжительный вклад в психологию. Спор вокруг его теории и по сей день является свидетельством ее наибольшей силы: его способность поощрять и поощрять дальнейшее исследование и представление новых теорий.

1) . Вольфенштейн (1966) утверждает, что в тех случаях, которые она изучала, горевание "как оно описано Фрейдом, не имело места" (стр.96). На самом деле "Болезненный и постепенный декатексис любимых родителей, который подростку приходится производить, служит посвящением в то, как нужно горевать… До тех пор, пока он не пройдет через то, что мы можем назвать пробным гореванием подросткового периода, он не способен горевать".

Оценка критики: психоанализ и его наследие

Фрейд привел психологию к новой пропасти, когда он углубился в работу внутреннего ума. Как пишет Черьян: «Критики Фрейда простираются дальше, чем рассматриваются в этой статье». Понятно, что Фрейд и психоанализ подвергались критике и подвергались нападениям почти под любым углом. Она также приводит примеры гомосексуализма и общей неадекватности позиций теории о сексуальном и эмоциональном развитии женщины. Короче говоря, это утверждение в моей работе, по сути, ложно. Плут также ссылается на мое использование термина «Электрский комплекс», термин, с которым Фрейд лично не соглашался.

Лауфер наблюдал во время аналитического лечения реакцию подростка, мать которого неожиданно скончалась от коронарного тромбоза. Он утверждал, что "утрата эдипова объекта в подростковом возрасте может заложить основу вмешательства в развитие в том смысле, как это описал Нагера (1966)". Именно с этой точки зрения (вмешательства в развитие ) я и буду рассматривать вопрос о реакциях детей на смерть близких родственников.

Опять же, Плаут прав. Этот термин впервые был использован Юнгом, и Фрейд фактически возражал против его введения в одном из своих документов. В своей статье Плаут утверждает, что «только писания Фрейда рассматриваются в теории психоанализа, и все нововведения в рамках Фрейда игнорируются». Однако цель моего конкретного документа заключалась не в том, чтобы представить текущее обновление этих нововведений. Он считает, что, хотя вопрос о том, имеет ли психоанализ солидную, научную основу, может быть важной проблемой, «по существу, вторичной».

Этот краткий обзор литературы позволяет нам сделать заключение, что многие авторы расходятся во мнении относительно возраста, в котором дети становятся способными к гореванию. Одни, как, например, Боулби (1960), полагают, что горевание становится возможным и наблюдается начиная с шестого месяца жизни, другие, например Фурман (1964), считает, что горевание можно наблюдать только с третьего или четвертого года жизни. Есть другие авторы, например Шамбау (1961) и Рохлин (1959), считающие, что процесс горевания у взрослого и ребенка отличаются, и Вольфенштейн (1965, 1966), которая считает, что горевание становится возможным только с разрешением подростковой фазы, после того как произошло соответствующее обособление от родительских фигур.

Многие из передовых критиков психоанализа придираются к теории, потому что считают, что она не научная. Наконец, Плаут утверждает, что многие современные аналитики просто признают, что психоанализ - это наука и «идет на их веселый пост-фрейдистский путь». Это и важность вопроса о том, психоанализ - это действительно наука, являются определенными источниками разногласий между убеждениями Плаута и моей собственной. В «Психоанализе: не очень-то великая идея»? Лин сначала цитирует мое упущение фрейдистских промахов как значительную ошибку.

Лин также цитирует мое использование одной из цитат Фрейда в моем заключении и тот факт, что недавние исследования показали, что, по словам Лина, «Фрейд не совсем понял себя, что способствовало бы его ошибочным результатам данных». На мой взгляд, поскольку методы лечения, отличные от психоанализа, успешно использовались при лечении психических заболеваний, психоанализ действительно был сфальсифицирован. Среди альтернативных методов, которые оказались эффективными, являются поведение и когнитивная терапия, не говоря уже о спонтанной ремиссии или лечении плацебо.

Мой собственный взгляд ближе к точке зрения Вольфенштейн. Я считаю, что горевание, как оно определено Фрейдом (1917) и в том виде, в каком оно наблюдается у взрослых, невозможно до того, как произойдет отделение от родительских фигур в подростковом возрасте. Это не подразумевает, что некоторые аспекты взрослого процесса горевания не могут наблюдаться также и у детей как реакция на утрату значимого объекта, но я все же считаю, что существуют важные отличия между так называемым "гореванием у детей" и гореванием у взрослых.

Лин также считает вывод моей статьи неопределенным и нуждается в большем количестве примеров. Пытаясь быть кратким, я, возможно, неосторожно пренебрег некоторыми деталями, которые упоминает Лин. Этот тип обобщения, на мой взгляд, преувеличен и лишен здравого смысла. Тот факт, что психоанализ выдержал испытание временем так хорошо, указывает, без сомнения, что, по крайней мере, части теории точны. Кроме того, влияние Фрейда в области психологии остается сильным и сегодня. Наследие, оставленное Фрейдом, огромно, и его теории бесконечно развили область психологии.


^ Теоретические основы системной семейной психотерапии

Г.Л. Будинайте 
сертифицированный системный семейный психотерапевт, преподаватель cистемной семейной психотерапии, ст. научный сотрудник ИЦ семьи и детства РАО, член Правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов 



А.Я. Варга 
канд. психол. наук; Председатель Правления Общества Семейных Консультантов и Психотерапевтов (ОСКиП); зав. кафедрой системной семейной психотерапии в ; член Международной Ассоциации Семейных Психотерапевтов (IFTA); член Европейской Ассоциации Психотерапевтов (EAP). Москва.

В качестве прямого результата теории Фрейда были разработаны дополнительные психологические теории и гипотезы, которые иначе могли быть пропущены. Это, на мой взгляд, на сегодняшний день является самым большим достижением психоаналитической теории Фрейда и затмевает любые и многие из его многочисленных критических замечаний. К ним относятся аргументы о том, что критика психоанализа остается неразрешенной, что сильные стороны психоанализа расплывчаты и не складываются хорошо против многих его критических замечаний и что фальсифицируемость теории не установлена.

Теоретическую основу системной семейной психотерапии составляет общая теория систем. Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов (или объектов), реализующих общую функцию (функции). Главный постулат этого психотерапевтического подхода гласит: семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знания и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания и учета его анатомии и физиологии.

Кроме того, Джонс ошибается в моей категоризации критики Фрейда и его теории. Он подчеркивает, что Фрейд и его теории подвергаются критике на всех уровнях. Атаки варьируются от его намерений до его эмпирических данных. Джонс, похоже, беспокоит противоречивая критика и мое отсутствие дискуссии по каждому из них. Джонс, как и Лин, утверждает, что фальсификация психоанализа не установлена, хотя он настаивает, что это отчасти из-за несколько смутного заявления в моем заключении о том, что «другие методы оказались эффективными».

В результате, вопреки мнению Джонса, психоанализ действительно соответствует этому аспекту определения научной теории и поэтому, на мой взгляд, должен считаться научным. Очевидно, что психоанализ является важным инструментом на практике. Он обеспечивает глубокое понимание внутренней работы человеческого разума, обеспечивает более глубокое понимание основных проблем, вызывающих психическое заболевание, и его противоречивость привела к исследованию и развитию многих других психологических теорий. На мой взгляд, эти огромные достижения Фрейда и его теории намного перевешивают многие критические замечания.

Развитие системной семейной психотерапии не связано с развитием индивидуальной психотерапии. В своей монографии G.Erickson и T.Hogan (1972) утверждают, что их анализ литературы не выявил никаких данных о том, что системная семейная психотерапия "выросла" из каких бы то ни было ранее существующих теоретических положений в психотерапии.

Мое желание, наряду со многими другими сторонниками психоанализа, в том, чтобы теория психоанализа была полностью оценена за ее значимость и глубокое влияние на современную психологию, а также за ее использование в клинической среде, несмотря на многие критические замечания против нее. Очевидная ценность клинических данных психоаналитика.

Неудача лечения - неудача теории? Поведенческие и мозговые науки, 9. Вспоминая опасно. Скептический опросник, 20. Национальная психологическая ассоциация психоанализа. Создание психоаналитика. Обязательно ли загрязнены свободные ассоциации? Этот курс предназначен для поддержки кандидатов первого года, когда они приступают к длинному и сложному исследованию того, что значит стать рабочим психоаналитиком. Мы обсудим психоаналитический процесс как с практической, так и с теоретической точки зрения, пытаясь прийти к пониманию динамики, которая возникает в контексте психоаналитического лечения.

Системная семейная психотерапия - одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй Мировой войны, он развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой, и в этом его существенное отличие от других психотерапевтических подходов.

Основу этой области знания и практики составили несколько базовых идей.

Мы рассмотрим вопрос о том, что делает психоаналитическую терапию отличной от других методов лечения, уделяя основное внимание тому, как психоаналитическая беседа способствует росту. Наш учебный план будет частично основан на чтениях, которые идентифицируют основные понятия психоаналитической теории и техники. Мы будем рассматривать такие разнообразные вопросы, как установление платы за те, которые касаются раскрытия информации аналитиками, объединяя многие технические вопросы с несколькими теоретическими перспективами.

Однако наша учебная программа будет в основном определяться потребностями группы, поскольку каждый член сталкивается с клиническими проблемами Мы будем поэтому обсуждать записи процесса на большой глубине и использовать наши знания теории, чтобы помочь нам в формулировании свежего понимания реальных случаев.

^ 1. Петли обратной связи

Кибернетику вызвала к жизни Вторая Мировая Война. Американский математик Норберт Винер работал в то время в военной программе Пентагона. Он разрабатывал теорию, с помощью которой создавались механизмы сопровождения и уничтожения летящих целей противника. Один из ключевых аспектов этой проблемы был связан с созданием контура обратной связи: информация с экранов радаров о положении цели использовалась для расчета поправок, необходимых для наведения орудий на цель. Затем эффективность этих поправок вновь оценивалась с помощью радара, вновь производились расчеты и так далее до уничтожения цели. Этот механизм работал совершенно одинаково и в случае, когда расчеты делались машинами, и в случае, когда поправки рассчитывались людьми. Важнейшая догадка Н.Винера состояла в том, что сходные механизмы обратной связи используются во всех видах любой целенаправленной деятельности: и тогда, когда человек берет со стола коробку спичек, и тогда, когда головка подсолнуха поворачивается за солнцем. Итак, обратная связь - это информация, о результатах функционирования системы, поступающая в эту же систему.

Этот курс призван помочь вам продолжать развивать свою клиническую работу, применяя теоретические концепции, связанные с техникой. Кроме того, мы сосредоточимся на вопросе о том, что происходит во взаимодействии аналитика и пациента, которое производит изменения.

Эти курсы обеспечивают практические навыки, необходимые независимой практике. Каждый мини-курс проводится в течение четырех 90-минутных сеансов. Основная образовательная цель этого мини-курса - помочь кандидатам практиковать разумным образом. Курс предлагает инструменты и методы практики, которые могут быть полезны для улучшения навыков психотерапевта, а также быть полезными для снижения риска злоупотребления психотерапией и управления ими. Кандидаты поймут законы, этические нормы и правила, в которых они практикуют, и узнайте: определение халатности и как избежать неэтичного и незаконного поведения, как оценить опасное поведение у своих пациентов и требования к документации.

Существует отрицательная и положительная обратная связь. В первом случае информация используется для уменьшения отклонения результата от некоторой заданной нормы. Во втором случае информация приводит к существенным изменениям, т.е. к потери стабильности и равновесия. Особый тип отрицательной обратной связи, подробно изученный в биологических и социо-технических системах, называется гомеостазисом. Гомеостазис - это стремление системы сохранять свои сущностные свойства во взаимодействии со средой, обеспечивая выживание системы. Минимизация влияния внешней среды - работа закона гомеостаза. Система стремиться сохранить статус кво в каждый момент своего существования.

Известный школьный пример гомеостаза - как человеческий организм поддерживает температуру крови. Стоит измениться температуре в среде, как меняется частота сердечных сокращений, суживаются или расширяются сосуды, срабатывает система потоотделения и т.д. до тех пор, пока не восстановится температура крови. Если в силу каких-то причин невозможно восстановить температуру тела, человек может умереть либо от переохлаждения, либо от перегрева. Так же, действует семейная система для поддержания, например, одинаковой дистанции между людьми. Допустим, один из супругов отходит на периферию семейной системы: проводит меньше времени с членами своей семьи, а когда находится дома, то ведет себя не заинтересованно, не включенно, потому ли что много работает или завел роман на стороне, или что-то еще. Тогда кто-нибудь начинает развивать симптоматическое поведение, т.е. такое поведение, которое потребует большего участия в семейной жизни от периферического элемента. В незапущенных случаях обычно достаточно супружеского конфликта. Во время конфликта дистанция сокращается. Конфликтующие очень сконцентрированы друг на друге, поглощены друг другом, испытывают сильные переживания по отношению друг к другу в одно и то же время. Скандал от акта любви отличает лишь знак эмоций - плюс или минус. Кроме того, очень трудно помириться без ссоры. Если отдалившийся супруг не вступает в конфликт, на просьбы помириться говорит: "А я ни с кем не ссорился", на вопрос: "Что происходит?" отвечает: "А разве что-то происходит?", то дело плохо. Оказывается это запущенный случай. Здесь лучше всего подходят болезни, допустим детей, или супруга/ги. Чтобы вылечить серьезно заболевшего ребенка или супруга, необходимо участие двоих. Симптоматическое поведение длится до тех пор, пока не восстановится более близкая, привычная дистанция, или не разрушиться семья.

Активность системы - это распространение гомеостатической регуляции на внешнюю среду, деятельность, направленная на изменение и организацию внешней среды в соответствии с требованиями своего внутреннего строения. Для поддержания более-менее постоянной температуры тела человек как минимум одевается и строит дома. Допустим, строит из дерева. Значит, валит деревья. Значит, вмешивается в экосистему леса, изменяет свою внешнюю природную среду. Последние лет триста внешняя среда просто изнемогает от активности человека. Семейная система так же характеризуется определенной активностью. Обычно семейная система состоит из нескольких подсистем. Формальные подсистемы - супружеская пара или супружеская подсистема и дети, детская подсистема. Каждая является своего рода внешней средой для другой.

Дисфункциональная супружеская подсистема обычно использует другие подсистемы - чаще всего детскую подсистему, если детей двое, или детский организм, если ребенок один, для своей стабилизации.

Предложу схему того, как это происходит, на примере ночного энуреза у ребенка. В дисфункциональной семье, где супруги с трудом уживаются вместе, появляется ребенок. Известно, что трудный брак это всегда трудный секс. В нашей культуре непроизвольное ночное мочеиспускание считается возрастной нормой примерно до двух с половиной - трех лет. Случилось так, что в течение первых двух лет жизни ребенка отношения супругов портились, особенно негармоничными становились сексуальные отношения. Нередко ссоры, или огорчения случались по вечерам. Мама, или папа подходили взглянуть на любимое дитя, чтобы успокоиться, набраться светлых, радостных эмоций, заодно и проверить памперсы. Часто они обнаруживали, что ребенок мокрый. На фоне плохих отношений растет общий уровень тревоги. В какой-то момент в ряду других беспокойств возникла мысль о том, что ребенок мог бы уже просыпаться и проситься.

Родители, или один из них, начинают высаживать ребенка ночью на горшок. В сфере сексуальной жизни наступает некоторое облегчение напряжения, потому что появилась достойная причина избегать секса. Беспокойство за ребенка, нарушения сна в связи с необходимостью вставать ночью к ребенку, высаживать его, общая усталость - все это причины, гораздо меньше травмирующие самооценку, чем обвинения в неопытности, неловкости, фригидности, импотенции, сексуальной невоздержанности, склонности к насилию и т.п. Для ребенка такое поведение родителей является положительным подкреплением, потому что для него значимым сигналом является любое, пусть даже негативное эмоционально окрашенное, внимание к нему. Мокрая постель для ребенка становится путем к сердцу родителей. Идет время, ребенок растет. Теперь ночное недержание мочи квалифицируется как энурез. В семейной системе он занимает достойное место регулятора стабильности семейной системы.

Энурез стал использоваться системой как достойный способ без конфликтов и тягостных выяснений избегать половой близости и при этом не разводиться.

^ 2. "Черный ящик"

В конце 40-х годов, когда под руководством Н.Винера формировалась новая наука кибернетика, необходимо было разработать новый понятийный аппарат, инструменты для анализа систем. Одним из таких инструментов стал предложенный Н.Винером "черный ящик" как модель для анализа систем.

Мы опишем несколько упрощенную модель "черного ящика", применимую для анализа открытых социальных систем, к которым относится семья.

Для того, чтобы описать открытую систему необходимо определить три набора параметров:

1. набор факторов, воздействующих на семейную систему;

2. набор реакций семейной системы на каждый из этих факторов.

3. набор факторов, определяющих желаемое состояние семейной системы.

Рассмотрим первые два набора. "Щелкни кобылу в нос - она махнет хвостом". Эта шутливая кибернетическая формула очень хорошо описывает то, что мы пытаемся сказать. Мы не разбираемся в том, как устроена открытая система "Лошадь", но мы знаем, что при конкретном воздействии -"щелчке в нос" эта система дает регулярно повторяемую реакцию - "махнет хвостом".

Модель "черного ящика" применительно к семье используется обществом давно. Поговорки: "От осинки не родятся апельсинки" и "Яблочко от яблони недалеко падает" хорошо это иллюстрируют. Мы не знаем, что конкретно происходит в "черном ящике" семьи, но мы знаем, что появившийся в семье младенец ("щелчок в нос") будет обладать семейными свойствами и чертами ("взмах хвостом").

Существует некий обычный набор факторов, воздействующий на семейную систему. Все они так или иначе структурируют время и содержание жизнедеятельности семьи, могут увеличивать стресс и тревогу в семье или успокаивать и снижать напряжение. Понятно, что с ними нераздельно связаны реакции системы на них.

1. Родственники со стороны мужа и со стороны жены. Это воздействие может быть организационным - дают материальную помощь или берут материальную помощь, помогают по хозяйству и с детьми, или сами нуждаются в помощи, требуют регулярных посещений или нет, и т.п., а так же это воздействие может быть психологическим, например, общение с родственниками увеличивает напряжение и тревогу в семье или уменьшает.

2. Работа, коллеги и начальники. Воздействие этого фактора разнообразно. Работа структурирует время пребывания всех членов семьи вместе (много работают и редко видятся), определяет материальный уровень жизни семьи, в некоторых случаях круг общения семьи. Все это сопровождается определенной динамикой тревоги и напряжения в семейной системе. Премии, проценты от сделок и продаж, веселая компания друзей-коллег могут снижать напряжение, пьянство на работе, конфликты, агрессия начальства привносят тревогу в семью. Работа может быть способом ухода от домашних конфликтов или горькой повинностью и разлукой с ребенком и любимыми домашними занятиями.

3. Воспитатели детских садов, школьные учителя, соседи, друзья.

Воспитатели и учителя могут очень влиять на времяпрепровождение и самочувствие семьи. Ежедневные сообщения о плохом поведении, домашние задания, которые необходимо делать всей семьей - стрессоры для семьи.

Для того, чтобы пользоваться моделью "черного ящика", необходимо установить не только фактор воздействия, но и пространство на границе системы, куда направлено воздействие - вход, а так же установить пространство на границе системы, где наблюдается реакция на фактор воздействия - выход.

Допустим, мама жены - стрессогенный фактор. Она требует и обвиняет всякий раз, общаясь со своей дочерью. Дочь каждый раз после самого короткого разговора с матерью по телефону плачет, чувствует вину и злость. Итак, жена в данном случае тот вход, через который в систему попадает напряжение. После этого в черном ящике происходят некие супружеские, конфликтные взаимодействия, после чего муж напивается с друзьями. Скандал с тещей на входе, пьянство мужа на выходе. Кстати, это практически единственная ситуация, когда теща и жена в мире и согласии ругают пьяницу.

Применительно к открытым системам правильнее было бы говорить о воздействиях на систему и состояниях системы. Например, появление ребенка - воздействие на семейную систему, - неизбежно приведет к изменению состояния системы. Люди, которые выполняли функции супругов по отношению друг к другу, начинают вдобавок выполнять функции родителей по отношению и к новому элементу - ребенку, - и по отношению друг к другу. Иногда это состояние системы задерживается надолго: дети выросли, а родители все еще обращаются друг к другу: "Мать, Отец". Вероятно, родительские функции привлекательнее, чем супружеские. Действительно, заниматься любовью с человеком, которого называешь "Мать" не то же самое, что заниматься любовью с человеком, которого называешь "Жена".

Факторы, определяющие желательное состояние системы очень многообразны. Схематично - это некие представления о хорошей семье. Эти представления складываются из культуры общества, общественной модели семьи, верной для текущего момента, семейного мифа, и актуального состояния системы. Например, в России общество всегда мягко относилось к неполным семьям, сложносоставным семьям (супруги и их дети от предыдущих браков), т.е. распад семьи не был общественной трагедией. Причин несколько. Во-первых, основная масса населения страны - потомки рабов, крепостных крестьян. Крепостное право в России было жестоким, разрешалось разлучать семьи, продавать раздельно детей и супругов. Таким образом, транслировалась низкая ценность семьи. Во-вторых, систематически уничтожалось мужское население в войнах и репрессиях, особенно в 20-м веке. Чтобы сохранять популяцию, общество приветствовало неполные семьи, безотцовых деток. Во время Второй Мировой Войны в России практически была уничтожена мужская популяция 1923-24 года рождения. Надо отметить, что в систематической Германии уходящих в увольнение солдат буквально поощряли к рассеиванию потомства, снабжали специальными складными люльками, которые должны были оставаться в доме у барышень вместе с солдатским генофондом. Такая общественная политика автоматически приводила к снижению роли отца в выращивании детей, к упрощению модели мужского поведения в семье, к появлению неадекватных требований к мужчинам у женского населения (либо принц, либо нищий: любой персонаж с мужской анатомией) и к появлению поколений женских семей. Надо отметить, что и в Русской литературе, которая всегда была не только и не столько развлечением, сколько проповедью добра и зла, нет описания счастливой и содержательной семейной жизни. Можно назвать буквально два текста - "Старосветские помещики" Гоголя, с описанием нежной и пустой семьи, и "Что делать" Чернышевского - малохудожественная вещь про утопическую безэмоциональную семью. Итак, общественная ценность семьи низкая, разных конструктивных моделей семьи нет. Из-за этого картина хорошей семейной жизни конкретной семьи обычно слишком сильно зависит от моделей родительских семей: либо все как у родителей, либо ничего как у родителей. Случаются парадоксы. В трех поколениях некоторой семьи мужья изменяли женам. Они уходили к другим женщинам, затем возвращались обратно, и вскоре после этого заболевали и в конце концов умирали, впрочем, в почтенном возрасте. Дочь, молодая женщина, собирается замуж. Жених влюбляется в другую, уходит, затем возвращается. Клиентка не может принять решение, выходить ли ей замуж за этого человека. В процессе психотерапии выясняется, что доверие к жениху вернется, если он в раскаянии повесится. В этой семье фактор благоприятного будущего - смерть или тяжелая болезнь мужа.

"Черный ящик" позволяет описать еще один принцип. Если система находится в управляемом состоянии, то необходимо, чтобы для любого внешнего возмущения, стремящегося вывести систему из допускаемого состояния, существовала такая ее реакция, которая после ее осуществления приводила бы систему в одно из желаемых состояний. Этот принцип разработан английским кибернетиком Робертом Эшби, и получил название "Закона необходимого многообразия". Обычно его формулируют следующим образом: только многообразие способно поглотить многообразие. Для Российских семей актуальны такие желательные состояния, которые можно назвать "резерв для выживания". Внешняя среда существования семей практически во все времена была небезопасной, угрожающей. Семьи вырабатывали многообразные сценарии выживания на случаи разных внешних возмущений. Самые популярные сценарии недавнего прошлого: делать продовольственные запасы, а так же запасы игл и постельного белья. До конца 50-х годов многие образованные семьи направляли детей на обучение в медицинские ВУЗы, потому что в лагере (посадить могли любого) врач вернее выживал, чем не врач. Сегодня многие семьи работают над сценариями финансового поведения: не доверять сбережения государству. Если денег много - то отправлять их заграницу и там хранить в разных видах - банковские счета, недвижимости. Если денег не так много, то держать их в "чулке", или стараться инвестировать. Последнее, как правило, заканчивалось неудачей, но МММ и Чара-банк казались надежнее сбербанка. Понятно, что выработка и реализация этих сценариев старшим поколением отражается в виде определенной картины опасного мира в умах младшего поколения. Таким образом, желательное состояние системы как резерва выживания воспроизводится из поколения в поколение.

Реакции человеческих систем, таких как семья или организация на изменения в среде записываются в виде некоторых предписаний национальной культуры. Например, "От тюрьмы и от сумы не зарекайся" - каждый может попасть в тюрьму или обнищать и пойти по миру с сумой за подаянием. Анекдоты, пословицы, поговорки - это и есть всем нам хорошо известные культурные предписания норм реагирования на внешние воздействия. В Российской культуре существуют многочисленные предписания норм реагирования на негативные воздействия среды. Хуже обстоит дело с предписаниями норм реагирования на позитивные воздействия среды. Семьи скорее распадутся в ситуации благополучия, достатка и успеха, чем вследствие пожара, инфляции, болезни.

^ 3."Организмический" взгляд на мир и круговая причинность

Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из т.н. "организмического взгляда на мир". Для этого взгляда характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей; б). Все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.

Целое больше, чем сумма его частей в системной теории составляет основу принципа тотальности или нонсуммарности. Законы функционирования системы не сводятся к сумме законов функционирования ее подсистем (элементов, объектов). Система качественно отличается от своих элементов и их совокупности. Вода отличается от составляющих ее водорода и кислорода. Лес - не сумма деревьев. Возникают новые свойства, которые подчиняются другим законам. Систему невозможно описать через свойства ее элементов. Никакую человеческую систему - семью, организацию, - невозможно описать через сумму составляющих ее личностей. Хорошо узнаваема дисфункциональная семья: муж и жена по отдельности - прекрасные, чуткие, тактичные люди. Вместе они являют миру бессмысленно скандалящую пару. Это происходит потому, что их прекрасные человеческие качества вторичны по отношению к законам функционирования их дисфункциональной семейной системы.

Вторая часть "организмического" взгляда - все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга. Окружающий нас реальный мир создает у человека иллюзию возможности описывать себя через простые бинарные оппозиции: верх-низ, лево-право, плохо-хорошо, следствие-причина и т.п. Возможно, легкость и "естественность" бинарного мышления связана с симметричностью суши. Все растения, животные, люди обладают осью симметрии, которая делит их на половины. Так живое приспособилось к тяготению земли. Находясь в этом симметричном мире просто опираться на бинарные оппозиции. Они "работают" при описании и понимании статичного, механического, мира, но бесполезны в тех случаях, когда надо понимать и описывать многоуровневые взаимодействия и взаимозависимости. Системный подход сложен тем, что он предполагает особый способ восприятия реальности, отличный от того, к которому все мы привыкли. Возникшие еще в 18 веке представления о детерминированности мира, о возможности вычленить причину и следствие, найти одну истинную первопричину, мешают понять, что в реальности причины и следствия могут меняться местами. В мире может существовать множество истин, справедливых в разных условиях и с определенной степенью вероятности.

Представление о бинарности мира создает линейную причинно следственную связь, с помощью которой описываются процессы или события. В этой картине мира главный вопрос: "Почему?"

В системном подходе такая линейная следственно причинная логика существовать не может. Она заменяется на круговую логику, в которой главный вопрос: "Зачем?". Для того, чтобы увидеть психодиамику семейной жизни необходимо перейти к системному мышлению. Почему маленький Ганс 1) панически боится лошадей и не выходит из дома? Потому что он испытывает эротическую привязанность к своей матери, боится гнева отца за это, вытесняет "преступное влечение" и проецирует свой страх на лошадей в упряжке, потому что именно такой вид лошадиной морды напоминает ему лицо отца в очках. Это линейная логическая цепочка, представляющая ход рассуждений психотерапевта, который помещает причину симптоматического поведения внутрь человека. Системная логика видит причину симптоматического поведения какого-либо человека в механизмах гомеостатической регуляции функционирования той конкретной системы, элементом которой этот человек является. Именно поэтому системная логика не отвечает на вопрос "почему?", она отвечает на вопрос "Зачем?". Можно предложить много версий того, зачем маленький Ганс боялся выходить из дома:

1. чтобы мама меньше занималась сестричкой, чтобы система не переходила на следующую стадию жизненного цикла.

2. чтобы родителям было о чем говорить друг с другом, вместо того, чтобы: ругаться, заниматься непростым сексом, умиляться на дочку (нужное подчеркнуть);

3. чтобы было что обсуждать с З.Фрейдом, который был учителем и психотерапевтом отца маленького Ганса.

Системная логика сложна для усвоения и практики еще и потому, что она должна преодолеть законы порождения высказываний, законы вербального взаимодействия. В семье множество событий происходит одновременно. Все, что совершается в семье, является информацией, сообщением для всех членов семьи. Эти сообщения поступают к людям как вербально, так и невербально. Мама моет посуду на кухне и гремит ею больше обычного, потому что она сообщает, что сердита на папу, который пришел с работы позже обычного. Папа в это время смотрит телевизор, но не закрывает дверь комнаты, показывая, что хочет мириться. Сын, который обычно делает уроки сам, сейчас, чувствуя напряжение в атмосфере, просит отца помочь с решением задачи. Отец помогает, но говорит громко, унижает, демонстрирует, что без него сын - пустое место, что он (папа) нужен семье. Мама встает на защиту сына, упрекает папу за то, что он мало занимается ребенком. Однако, пусть через скандал, но родители начинают общаться, мирятся в конце концов.

Самое интересно, что думают они об этом эпизоде, рассказывают о нем совсем не так, как это было, потому что размышления, а рассказ происходит в словах. Из рассказа исчезает одновременность и многомодальность поступления информации от всех ко всем. Средствами языка эти процессы передать невозможно, потому что язык линеен. Одно слово в одну единицу времени; друг за дружкой в затылочек выстраиваются звуки речи и буквы письма. Язык передает события так же как проекция движения колеса на бумаге (прямая линия) отражает его реальное круговое движение. Для развития системного мышления необходимо преодолеть эти ограничения.

Любые изменения, происходящие в любой из подсистем, отразятся во всех других подсистемах и системе в целом. Принцип Бира о невозможности улучшить функционирование системы, улучшая ее отдельные элементы - прямое следствие этого положения.

Эти основополагающие идеи общей теории систем конкретизируются на поле семейной психотерапии. Итак, базовая идея системной семейно психотерапии заключается в том, что семья - это социальная система, т.е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья - это " живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл" (Черников А.В., 1997).

Семейная система это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система - это самоорганизующаяся система, т.е. поведение системы целесообразно. Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Исходя из этого, целесообразным представляется работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом.

Однако, это положение не является жестким, потому что элементы семейной системы находятся друг с другом в постоянном взаимодействии, между ними складываются топологические и динамические отношения. Топологические отношения - это отношения близости-отдаленности. Структура семьи, состав ее коалиций - мать и дети, а отец на периферии, или коалиция отец - дочь против коалиции мать-сын, или супружеская подсистема и детская подсистема - все это разные варианты топологических отношений элементов.

Динамические отношения - это отношения влияния, зависимости, взаимодействия и коммуникации.

Целый ряд основополагающих идей и принципов системной семейной психотерапии (ССТ) представлены современной



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...