Почему ребёнок говорит всё время нет. Что делать, если дети дерутся. Созревание и индивидуализация

«Не кочу!» или «Неть!» - вот любимые слова моей маленькой упрямицы! Практически каждый ребёнок проходит такой этап развития, когда он всё категорически отрицает. Такое поведение не всегда просто вынести, ведь слово «Нет!» произносится во всём, что касается еды, сна, отдыха, прогулок, игр. Не стоит воспринимать это как поражение или пробел в воспитании, это всего лишь один из этапов становления личности вашего малыша. Стадия «Нет!» будет негативной лишь тогда, когда мы, родители, будем бороться с ней, настаивая на своём. Пусть личность вашего малыша упражняется в том, чтобы быть личностью, а мы ему в этом поможем, направим и поддержим. Постарайтесь в игровой форме подвести ребёнка к решению, которое устроит всех.

Признание того, что супруг думает и действует по-разному, не всегда само собой разумеется, поскольку все убеждены, что они правы. Но мы должны научиться доверять ему, потому что он также любит ребенка, - говорит Мари-Кристин Парментье, консультант по браку в Клеере. Если у отца и матери не всегда есть одна точка зрения, давайте не будем забывать, что у них есть одна и та же цель: благополучие их детей. Не имеет значения, что каждый по-своему управляет небольшими задачами повседневной жизни, важно, наконец, добиться успеха в согласии с сущностью.

Третий город Швейцарии, который проводит европейскую встречу Тейзе до понедельника, 1 января, является очень международным по своему географическому положению и отмечен важной экуменической традицией. Ребенок, который говорит «нет», говорит вам что-то? В начале дети понимают значение слова «нет». Они также очень быстро учатся использовать его. Для взрослого может быть трудно понять, что ребенок отвечает «нет» на запрос, но разве вы не считаете, что это нормально?

«Я домой не хочу!»

Распространенная ситуация, малыш не хочет уходить с площадки домой, хотя время сна или обеда уже давно настало. Мы с дочкой придумали такой ритуал: за 10 минут до конца прогулки мы идём кормить голубей (с собой заранее беру мешочек крупы, хлеб), когда птички покушали, машем им пока-пока и уходим домой, ведь птичкам тоже пора спать. Ритуал может быть любым - катание на горке, качели. Но ни в коем случае не стоит отрывать ребёнка в середине очень важной игры и волоком тащить домой.

Как взрослые, мы иногда говорим «нет» требованиям других; поэтому так же естественно, чтобы дети отвечали «нет» на некоторые наши просьбы. Тем не менее, мы должны понимать, что дети не всегда понимают реальность взрослых. Они живут в мире своего ребенка, где на первый план выкладывается радость. На нашей стороне мы живем в нашей взрослой реальности с понятием времени, различными обязательствами и рутиной.

Почему эти маленькие существа хотят ответить «нет»? Младенцы чрезвычайно эгоцентричны. Их потребности приоритеты над всем остальным. Если они хотят продолжать играть, все вокруг них должны иметь одинаковую потребность. Кроме того, дети могут ответить «нет» на просьбу бояться неизвестного, страх неудачи или чувствовать себя неспособным делать то, что от них требуется. Тогда легче ответить «нет» спонтанно, чем испытать неудачу. У некоторых детей чувство собственного достоинства может быть уменьшено по целому ряду причин.

«Не хочу сидеть в автокресле!»

Поиграйте дома в водителя и пассажира, пусть ребёнок будет водителем, а непослушный мишка пассажиром. Помогите ребенку объяснить мишке, что тот должен сидеть в кресле.

«Я играть не хочу!»

Малыш не хочет играть в ту или иную игрушку, собирать пирамидку, строить башню. В таких случаях просто отойдите в сторону и начните с увлечением играть. Через пару минут ребёнок обязательно к вам присоединится, а вы в свою очередь похвалите его за это и скажите, что без него вам было очень скучно.

Некоторые дети тогда предпочитают отойти от любой ситуации, когда у них создается впечатление, что они не могут добиться успеха. Другие также поняли, что они обратят на них все внимание, возражая против любого запроса со стороны взрослого. Слишком часто мало внимания уделяется детям, когда они действуют хорошо. Однако внимание быстро фокусируется на негативном поведении. Дети быстро понимают это сообщение.

Когда дети возражают, мы можем признать, что часть ответственности принадлежит им, но другая часть неизбежно возвращается к нам, взрослым. Прежде чем реагировать отрицательно, когда ребенок отвечает «нет», важно задать себе несколько вопросов. Покупайте его послушание: обещайте ему что-то, привилегию, попросив его подчиниться вашей просьбе. Слишком часто некоторые родители и преподаватели делают 1 или 2 раза одну и ту же просьбу, а затем бросают, когда ребенок отвечает «нет». Затем ребенок понимает, что он может противостоять, и поэтому ему не придется делать то, что вы просите у него сделать. Старайтесь контролировать все. Ребенок может чувствовать, что его свобода в синяках и поэтому испытывает некоторый гнев. Ребенок не должен задыхаться в своей кадре. Таким образом, ребенок будет менее расстроен, чтобы немедленно покинуть свою игру, когда вы его навязываете. Мы ориентируемся на поведение, которое хотим, и предлагаем две альтернативы, которые будут способствовать сотрудничеству ребенка. Ему остается выбрать, когда нужно выполнить запрос. Он также отправил сообщение о том, что, быстро выполнив свою задачу, он сможет перейти к гораздо более приятному занятию. Сделайте положительное подкрепление. Поздравляйте ребенка каждый раз, когда они делают то, что вы просили, не говоря «нет». Таким образом, он приходит к поиску определенного положительного внимания за счет негативного внимания к некоторым более неприятным поведением.

  • Постарайтесь сохранить свое спокойствие как можно больше.
  • Сильно реагируя, вы уделяете некоторое внимание его негативному поведению.
  • Это только усиливает сообщение, которое привлекает ваше внимание, делая это.
  • Оставьте заявку.
  • Предотвратите ребенка заранее, когда это позволяет ситуация.
  • Дайте ложный выбор ребенку.
  • Опять же, мы предоставляем ребенку определенную степень автономии.
С терпением и позитивным вмешательством с детьми мы очень быстро узнаем, что стратегия «нет» может не выиграть.

«Не хочу спать!»

Сон - очень важный режимный момент. Пусть время сна всегда будет одинаковым, как и последовательность действий за полчаса перед сном, например, уборка игрушек, купание, чтение сказок, поцелуй на ночь. Пусть у ребёнка будет какая-то вещь, которая заменит маму, когда она отойдёт от кроватки: мягкая игрушка или кукла. Скажите ребёнку, чтобы он пожелал игрушке спокойной ночи и не будил её, потому что она уже спит.

Мод Дубе, специализированный педагог. Почему ваш ребенок говорит «нет»? «Нет» началось, когда ваш ребенок начал ходить, когда узнал о том, что он является независимым от своей матери. Это конец фазы слияния с вами, что совпадает с периодом обучения автономии и ее первым физическим свободам.

Ваш ребенок движется без вас, и это заставляет его хотеть показать, что вы независимы даже во всем остальном. Все это проходит через упражнение «нет». Нет, что выходит из уст вашего ребенка, означает много вещей. Прежде всего, нет. Затем он также имеет целую серию различных значений, таких как «почему бы и нет, а не теперь, если вы спросите меня» и «да»! Будучи против вас, через вас никто не учится принимать ваши собственные правила и, следовательно, подчиняться вам.

«Не хочу вставать!»

В период сна замедляются все процессы в организме, снижается температура тела, расслабляются мышцы, поэтому пробуждение не должно быть резким. Пусть ваш малыш просыпается под спокойную музыку, или включайте фоном любимые мультики. Можно немного погладить малыша, сделать легкий массаж (например, «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, едет поезд запоздалый...»), позвать по имени. Также можно помассировать немного мочки уха - это будет способствовать кровообращению и соответственно приливу энергии. Пусть ритуал пробуждение войдет у вас в привычку, оставляйте достаточно времени, чтобы не будить ребенка в спешке.

Счастлив сказать «нет», это заставит вас улыбаться всеми своими зубами. Не воспринимайте это как личный вызов, а скорее как победу для вашего ребенка, который проверяет свое отношение к успеху. Что мне делать, когда он говорит «нет»? Вы должны показать ему, что вы слышали его «нет». Для тех «нет», которые не являются фундаментальными, компромиссными. Если он не ответит на перекус, поставьте его рядом с ним и попросите его поесть, когда он голоден. Важно дать ему возможность выбрать: предпочитаете ли вы носить свой белый или красный свитер?

Если вы не хотите надеть свой пиджак, чтобы выйти, вы не можете обсуждать: холодно, и вы должны носить его, даже если вы не согласны. Прежде всего, необходимо понять, что это не прихоть, а подлинное проявление независимости, направленное на построение его личности. Возьмите его с отрядом и поиграйте вниз. Если вы зададите ему больше вопросов, на которые он всегда отвечает «нет», предложите ему то, что ему особенно нравится, и смеяться над ним о нем. В частности, не говорите ему, что это утомительно или что вы больше не можете этого терпеть.

«Не хочу есть!»

Я, как мама «малоежки», испробовав все мыслимые и немыслимые способы накормить ребёнка, пришла к выводу, что голодный ребёнок ест всегда и всё. Никакие игры, мультики, песенки, игрушки, любимые блюда не заставят есть ребёнка с хорошим аппетитом постоянно, это лишь временные решения проблемы. Для меня выходом оказалось питание по строгому режиму раз в 4 часа, если дочь отказывалась от еды, то никаких «перекусов» до следующего приёма пищи плюс активные прогулки на свежем воздухе. Возможны и маленькие хитрости: папа садится и с аппетитом начинает есть овсяную кашку, как тут удержаться? У малыша должна быть своя тарелка, ложка, кружка и своё постоянное место за обеденным столом. Очень важна и подготовка к приёму пищи, если малыша отвлекли от какого-то занятия и посадили за стол, вполне возможно, что он будет капризничать. Поручите ему какие-то дела по подготовке обеда, например, протереть стол или разложить ложки, маленький ребёнок вполне спрвится с заданием посыпать тёртый сыр. Моя годовалая дочь с большим удовольствием приносит из специально отведенного места свою тарелочку и ложку, как только я зову ее кушать.

Для того, чтобы расширить свой словарный запас с помощью других терминов, чем нет, сделайте свои предложения по-разному. Не говорите ему: «Не ешь так быстро», но «Ешьте медленно». Совершенно очевидно, что ребенок не проходит через оппозиционную фазу. Однако может случиться так, что вы противны вам по-другому, возможно, менее очевидны, чем «нет» ведра.

Вопрос: Что нам делать с мятежным ребенком, согласно Библии? Ответ: Ребенок, который проявляет склонность к восстанию, может сделать это по разным причинам. Когда родители испытывают суровое, неприязнь, критическое отношение, они почти всегда производят своего рода мятеж. Даже самый послушный ребенок будет восставать - внутренне или явно - против такого отношения. Естественно, вам нужно избегать такого рода воспитания. Кроме того, определенное количество восстаний против родителей является естественным для подростков, которые медленно отходят от своих семей в процессе идентификации своей жизни и идентичности.

Что делать, когда ребёнок говорит «Нет!»:

1. Не забывайте говорить ребёнку, что вы его очень любите, что он самый лучший и что вы им гордитесь. Особенно в те моменты, когда он это заслужил.

2. Во время диалога постарайтесь быть на одном уровне с ребёнком (сесть на колени), так, чтобы его глаза были напротив ваших.

3. Позволяйте малышу самому принимать решения.

Предполагая, что в характере мятежного ребенка преобладает сильная воля, он будет характеризоваться тенденцией испытывать ограничения, непреодолимое стремление к контролю и постоянное сопротивление всем властям. Другими словами, восстание - это его истинная природа. Кроме того, те дети сильной воли, повстанцы, часто очень умны и могут «изобретать» ситуации с невероятной скоростью, находя способы взять под контроль обстоятельства и окружающих людей. Эти дети могут быть чрезвычайно трудной и утомительной задачей для своих родителей.

К счастью, верно и то, что Бог сделал детей такими, какие они есть. Он любит их и не оставляет родителей без ресурсов, чтобы справиться с этим вызовом. Есть библейские принципы, которые говорят, как относиться к благосклонности к мятежному ребенку с сильной волей. Учение детей Божьего Слова важно для всех детей, которые должны понимать, кто есть Бог и как наилучшим образом служить Ему. Дети с сильной волей будут очень полезны, чтобы помочь им понять свой путь, зная, что их мотивирует - желание контролировать.

4. Будьте последовательны. Нельзя значит нельзя всегда. Можно значит можно всегда.

5. Говорите простыми фразами, помогите ребёнку разобраться со своими желаниями.

Чего нельзя делать, когда ребёнок говорит «Нет!»:

1. Не ругайтесь, не кричите и не заставляйте ребёнка силой сделать то, что вам хочется.

2. Не требуйте ничего категорично, предложите ему выбор.

Восставший ребенок должен понять, что он не управляет миром - Бог его управляет - и ребенок просто должен делать что-то по-Божьему. Это требует от родителей абсолютно убедиться в этой истине и жить по ее словам. Родитель, который сам восстает против Бога, не сможет убедить своего ребенка повиноваться.

Когда установлено, что Бог устанавливает правила, родители должны наложить на ум их ребенка, что они являются орудиями Бога и будут делать все возможное, чтобы выполнить Божий план для своих семей. Восставшего ребенка нужно научить тому, что план Бога для родителей должен вести и ребенка следовать. В этом вопросе не может быть никаких колебаний. Ребенок с сильной волей может наблюдать недоступность на один километр и воспользуется им, чтобы восполнить недостаток руководства и взять под контроль. Принцип послушания властям чрезвычайно важен для ребенка с сильной волей.

3. Не обижайтесь на ребёнка.

4. Не говорите слишком часто «Нет!» ребёнку, только тогда, когда в этом есть необходимость.

5. Не задавайте вопросы, на которые можно ответить «Нет!». Например вместо вопроса «Ты будешь суп?» спросите «Из какой тарелки ты будешь сегодня есть суп: из красной или из зелёной?».

Умение говорить «Нет!» - это важный этап в развитии малыша. И какое это счастье понимать, что наш ребёнок растет и развивается. Помогите ему пройти эту ступень, ведь с мамой и папой ему будет гораздо легче!

Если человек не учится подчиняться, пока он ребенок, его будущее будет характеризоваться конфликтами со всеми властями, в том числе с работодателями, полицией, судами и военными командирами. Кроме того, ребенок с сильной волей будет охотно соблюдать правила или законы только тогда, когда он их понимает. Дайте ему твердую причину правила, постоянно повторяйте правду о том, что мы делаем вещи так, как их спрашивает Бог, и этот факт не подлежит обсуждению. Объясните, что Бог дал родителям ответственность любить и дисциплинировать своих детей, а если они этого не делают, значит, они не повинуются Ему.

Противление: зачем оно нашим детям и кому они противятся

Знакомая ситуация: вы стоите в очереди к кассе супермаркета, за вами пристраивается следующий клиент, и через какое-то время вы ощущаете, как его тележка упирается вам в спину. Пройдет не так много времени, прежде чем вы обернетесь и бросите на него упрекающий взгляд, вполне возможно, в сочетании с раздраженной репликой.

Однако, когда это возможно, дайте ребенку возможность принять решения, чтобы он не чувствовал себя абсолютно бессильным. Например, ходить в церковь не подлежит обсуждению, потому что Бог приказывает нам встречаться с другими верующими, но дети могут иметь слово о том, что носить, где сидеть в семье и т.д. дайте им проекты, чтобы иметь возможность участвовать в планировании семейных каникул.

Кроме того, родители должны быть последовательными и терпеливыми. Они должны стараться не поднимать тон, поднимать руки с гневом или взрываться. Это даст ребенку сильную волю чувства контроля, которого он хочет, и он быстро выяснит, как контролировать вас, нарушая вас до такой степени, что вы можете эмоционально реагировать. Физическая дисциплина часто терпит неудачу с этими детьми, потому что они так сильно хотят подтолкнуть своих родителей к извержению, что они считают, что испытывают небольшую боль за достойную награду.

Вы с трудом можете подавить свою реакцию — это глубоко укоренившийся в нас рефлекс. Нам не нравится, когда на нас давят.

То, что происходит с вами в эту минуту, впервые описал венский психоаналитик, ученик Фрейда Отто Ранк. Он назвал эту бессознательную, но мощную силу "противлением". Хотя это было сделано более ста лет назад, понятие противления все еще остается малоизвестным.

Как это выглядит?

В последнее время 4-летняя Анна ведет себя весьма строптиво по отношению к своим родителям. Они искренне вовлечены в воспитание и придают большое значение ласковому обращению с ребенком, однако яростное сопротивление их дочери не на шутку их утомляет. Что бы они ни сказали, Анна почти всегда отвечает громким "Нет!" или поворачивается и убегает.

Родители начинают упрекать друг друга: она считает, что он слишком строг с ребенком, он возражает, упрекая ее в излишней мягкости. Фрустрация нарастает.

Взрослые часто реагируют на сопротивление, высказывая свои указания все более настойчиво, выражаясь все более громко и угрожающе. За счет этого ситуация ухудшается, и тут нередко доходит до высказываний, о которых все потом сожалеют.

Как возникает сопротивление ребенка?

Чем лучше мы понимаем причины такого поведения, тем проще нам направить динамику в позитивную сторону.

Родителям часто кажется, что у ребенка сильная воля, и он пытается ими манипулировать посредством такого поведения. Но это неверно — тут мы имеем дело с рефлексом, формой сопротивления, называемой противлением. Отто Ранк описывает противление как инстинкт, проявляющийся в ситуации принуждения нас к какому-либо действию.

С одной стороны, оно защищает ребенка от внешних воздействий . Малыш инстинктивно сопротивляется указаниям чужаков (и потому, например, не садится в чужую машину).

Кроме того, противление служит поддержкой развивающейся с течением времени индивидуальности ребенка .

Когда мы начинаем понимать цель противления, нам становится легче разумно обходиться с сопротивлением.

Противление и привязанность

Из психологии развития и исследований привязанности нам известно, что привязанность между родителями и детьми является важнейшим фактором развития ребенка и его поведения. Если дети глубоко привязаны, они испытывают естественное желание следовать за родителями.

Поскольку привязанность ребенка к родителям в норме не всегда "активирована", строптивое поведение может периодически проявляться в любой семье. Мы изначально являемся привязывающимися существами, поэтому в минуты строптивости ребенок, очевидно, оказывается привязанным к чему-то или кому-то другому. Это может быть игрушка, книжка с картинками или товарищ по играм.

Поскольку ваш ребенок не запрограммирован на следование указаниям того, к кому он не привязан в данный момент, вероятность вызвать в ребенке сопротивление возрастает. Это может сбивать родителей с толку — ведь у вас вообще-то очень хорошие отношения с ребенком, и он обычно охотно следует за вами.

Таким образом, если маленькая Анна в настоящую минуту очень привязана к своим игрушкам — что часто наблюдается среди четырехлеток, — призывы ее родителей, вероятно, будут безрезультатными. Это не означает, что она больше не любит родителей или не привязана к ним. Это означает всего лишь, что в данный момент она привязана к чему-то другому.

Созревание и индивидуализация

Противление помогает ребенку становиться самим собой — за счет того, что ребенок тренируется иметь собственные мысли и чувства.

В определенные периоды — например, в дошкольном возрасте — вы будете чаще сталкиваться с неконтролируемым противлением. Это связано с развитием еще незрелого мозга ребенка. Та часть мозга, которая уравновешивает противоречивые мысли и чувства и помогает нам смотреть на вещи с разных точек зрения (префронтальный кортекс), формируется позже. Вплоть до 7-8 лет дети не в состоянии переживать противоречивые чувства и мысли. Их поведение относительно привязанностей очень полярно: когда ребенок к чему-то привязан, он бессознательно восстает против конкурирующих привязанностей. Это усиливает противление, поскольку дитя не способно отдаваться одновременно двум привязанностям (например, игрушке и маме).


На ограниченность детского восприятия давно указывал швейцарский специалист в области психологии развития Жан Пиаже.

Противление также очень интенсивно проявляется в подростковом возрасте. С точки зрения психологии развития это оправданно, поскольку подростковый возраст и должен быть, в частности, временем убывающего (но не отсутствующего) влияния родителей. Противление помогает подросткам получить свободное пространство, необходимое для открытия собственной индивидуальности.

Ключ к обращению с противлением

Как упоминалось выше, противление является в высшей степени целесообразной стратегией. Подавлять его полностью не имеет смысла и противоречило бы естественному развитию ребенка. Однако мне бы хотелось предложить пару способов смягчения противления, которые помогут вам спокойнее отнестись к этой ситуации.

Не принимайте это близко к сердцу. Это только кажется, что противление обращено против вас. Искушение отреагировать на него фрустрацией и агрессией велико. Но немедленное изъятие вещей, к которым в данный момент привязан ребенок, или меры, основанные на дистанцировании ("Иди в свою комнату!"), только ухудшат ситуацию.

Сначала привязанность, потом указания. Я рекомендую "завладеть" ребенком , прежде чем вы дадите ему указания. "Завладевание" означает, что вы устанавливаете с ребенком связь, а только потом высказываете ваши пожелания. Однако во время конфликта это не всегда возможно.

Выяснять отношения после конфликта. Многие современные стратегии воспитания рекомендуют объясняться сразу, непосредственно во время конфликта. Ребенок должен столкнуться с последствиями непосредственно в момент события. При этом речь идет о сохранении родительского авторитета.

Но на самом деле как мы, так и дети исключительно эмоциональны во время конфликтной ситуации. Попробуйте отреагировать на сопротивление мягко и расслабленно. Позаботьтесь прежде всего о том, чтобы никто и ничто не пострадало. Дайте конфликту затихнуть. Вернитесь к предмету разговора, когда вы с ребенком снова пребываете в хороших отношениях. Вероятность, что ребенок можно будет договориться, возрастает при этом многократно.

Тренировать волю. Постоянно давайте ребенку возможность принимать самостоятельные решения. Доктор Ньюфелд называет это "маленьким рулем". Вы видели тележки для закупок в торговых центрах, у которых впереди есть маленькая машинка для ребенка? У ребенка появляется ощущение контроля. Вы можете предоставить ребенку решать, к примеру, какие овощи будут приготовлены сегодня к ужину. Так ребенок получает возможность что-то решать и определять, не противореча вашим принципам.

Вы можете возразить, что такая тактика отнимает массу времени. Возможно, но подумайте о том, сколько времени теряется в ссорах — не говоря уж о переживаемых фрустрациях и эмоциональных взрывах. Кроме того, отношения родителей и детей заметно ухудшаются из-за постоянных ссор.

Будьте готовы! В течение дня есть периоды, когда ребенок практически запрограммирован на противление. Это все переходные моменты — подъем ранним утром, возвращение из школы, отход ко сну — и те минуты, когда ребенок увлечен своей деятельностью. Если вы знаете об этих "нервных" периодах, вы можете к ним подготовиться и оставаться внутренне независимыми, лучше справляясь с ситуацией.

Насыщайте потребность ребенка в привязанности. Чем прочнее ребенок привязан к вам, тем легче дается воспитание. Подарите ребенку время, внимание и любовь, которые ему от вас нужны. Если вам предстоит долгая разлука, старайтесь перекрыть ее, часто звоня домой.

Будьте лидером. Вы — тот, у кого больше мудрости и опыта. Сделайте в отношении своих детей первый шаг и возьмите на себя ведущую роль.

Michael Miedaner
Перевод с немецкого — Александра Будницкая



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...