Танки первой мировой войны. Первые танки Первой мировой войны

Мировой войны никто не ждал, к ней не готовились, и тем более трудно было предвидеть характер грядущих битв.

Задача - прорыв обороны

Уже осенью 1914 года Суинтон, офицер британской армии, откомандированный во Францию, начал понимать, что главной проблемой наступающей пехоты будет преодоление расстояния между передними краями атакующих и обороняющихся сил. Идти в полный рост на противника, укрытого за брустверами окопов полного профиля и вооруженного скорострельными пулеметами, трудно, а к концу этого пути от любого подразделения останется не более половины личного состава. Чем-то солдатские тела нужно прикрыть, и для выполнения этой задачи он предложил простейшее решение. Нужно взять обычную сельхозмашину, трактор марки «Холт», произведенный в США, и обшить его броней. Интересно, что такие первые танки Первой мировой войны вынужденно были воспроизведены в 1941 году при их называли «НИ» ("на испуг").

Идея была не очень удачной, так как требования к ходовой части при проектировании сельскохозяйственной техники не соответствовали сложности пересеченной местности, по которой предстояло двигаться во время наступлений. Но задача от этого не потеряла актуальности, просто решать ее нужно было иначе.

Первые - англичане

Главное, что учли конструкторы Несфильд и Мэкфи, проектируя принципиально новый образец боевой техники - это способность преодолевать широкие рвы и траншеи. Известный по фильмам о ромбовидный силуэт бронированных чудовищ как раз и стал проявлением оригинальности инженерного мышления английских изобретателей. Первые танки Первой мировой войны и назывались «Большой Вилли» и «Марк», их отличительной чертой, помимо характерной трапециевидной формы бронекорпуса, стало расположение вооружений по бокам, в специальных выступах. Тогда же и возникло название нового вида бронетехники (англ. "Tank"), в переводе означающее «бак» или «чан».

Франция не сдается!

Французские танки времен Первой мировой войны проектировались с большим разнообразием технических решений и фантазии. Первоначально их собирались строить как тихоходные подвижные артиллерийские мини-батареи, своим силуэтом защищающие пехоту и оказывающие ей огневое содействие. Однако вскоре конструкторы пришли к выводу о необходимости постройки относительно легких машин, способных к быстрому маневру. «Рено - ФТ17» в наибольшей степени соответствует современным представлениям об этом классе вооружений, хотя бы потому что имеет поворотную артиллерийскую башню, расположенную над бронекорпусом. Подобные машины королевской румынской армии участвовали в нападении на СССР в 1941 году, когда два FT-17, сохранившиеся со времен Гражданской, давно стали экспонатами советских музеев.

Немцы наседают

Что касается боевых качеств, которыми обладали Первой мировой войны, то их характерным отличием было мощное артиллерийское вооружение, ставшее впоследствии визитной карточкой германской бронетехники. Главный образец, A7V, был огромен, в него следовало заходить как в вагон бронепоезда, через дверь. За работой двигателей постоянно следили два механика, кроме них внутри корпуса находился артиллерийский расчет. Командир, пулеметчики и водитель составляли вместе с ними многолюдный экипаж. Машина была неповоротливой и тихоходной.

Общие пороки разных конструкций

Все первые танки Первой мировой войны обладали серьезным недостатком: в них практически нельзя было долго находиться из-за сильной загазованности и высокой температуры, создаваемой работой двигателя, находящегося в одном пространстве с экипажем. Еще не были созданы мощные моторы, а технологии сборки не предполагали других способов сочленения деталей, кроме клепки. Бронирование выдерживало попадание пули, иногда легкого снаряда, действие же любой полевой артиллерии калибра свыше трех дюймов оказывало губительное действие на технику и личный состав.

В России танки начали строить позже, чем в других промышленно развитых странах, но добились в этом деле очень серьезных успехов. Но это уже другая история…

Привет друзья. В свете большого интереса к истории Первой мировой в последнее время, вашему вниманию небольшая статья о зарождении танковой эпохи. Первая Мировая война стала изломом двух эпох. Изменила карту Европы, безвозвратно унесла жизни около 10 млн. чел., перевернула все такие привычные представления о тогдашнем мире, да пожалуй, и сам мир.

В нашей истории эта война отмечена во многом еще и тем, что в этот период при ведении боевых действий впервые были использованы два новых вида оружия – химическое и танковое. Это новейшее оружие перестроило всю военную теорию и практику, сделало обычаи тогдашней войны ещё более жесткими, а новые возможности человека по уничтожению себе подобных ещё более ужасающими.

В самый разгар этой войны, зимой 1916 г. штабы объединенных армий Антанты приступили к разработке совместной кампании, призванной раз и навсегда взять всю стратегическую инициативу в свои руки и привести войну к победному завершению. Было принято стратегическое решение для ведения главных операций использовать максимум имеющихся сил и средств, в том числе и находящихся на стадии внедрения. Основной задачей намечаемого наступления объявлялся захват всех немецких узлов связи и перемещение зоны боевых действий на побережье Франции.

Местом основной совместной операции Англии и Франции была выбрана р.Сомма. Условия местности были плохими для маневров – возвышенности и неровности, но союзники рассчитали, что численное превосходство над противником позволит им преодолеть все негативные факторы. Для обеспечения полного успеха операции привлекалось 6 кавалерийских и 32 пехотных дивизии. Сильную огневую поддержку операции обеспечивали 2,2 тыс. орудий, 1,2 тыс. минометов, 300 самолетов. И главное, впервые намечалось применить новый вид тяжелого сухопутного вооружения – танки.

Операция состоялась 1 июля и продолжалась вплоть до 18 ноября 1916 г. Немцы были хорошо подготовлены, и победы союзников стали неоднозначным. Наступление англичан было отбито, французы же за два дня захватили несколько населенных пунктов и пару позиций. Но германская армия под руководством К. фон Бюлова в самые краткие сроки смогла организовать оборону и стянула дополнительные резервы.

К 12 сентября союзники опрокинули рубеж немцев, но на то, чтобы развить основное наступление, сил у них уже не хватило. Тогда на помощь пришел никогда ранее не использовавшийся, новый вид вооружения. Ровно 97 лет назад, 15 сентября 1916 года, британцы провели самую первую в истории человечества танковую атаку. Правда, за недостатком опыта экипажи машин были еще очень слабо подготовлены. А сами танки были совершенно не маневренны, громоздки и медленны. Ночью к фронту выступили 49 машин, из них только 32 выдвинулись на исходные позиции. В поддержке атаки приняли участие приняли только 18 танков, остальные, несмотря на устрашающий внешний вид, просто не смогли преодолеть природных препятствий. Но и это, относительно небольшое количество оказало мощное влияние на развитие сражения. Благодаря танковой поддержке английские силы на фронте длиной почти в 10 км продвинулись вглубь на 5 км. На всю операцию ушло почти 5 часов. Потери живой силы англичан стали гораздо ниже, по сравнению с более ранними операциями.

При проведении своей атаки англичане использовали машины Mk.1, опытная модель которого была создана в 1915 году. Создатели назвали этот танк «Little Willie». После нескольких испытаний машина была признана годной к боевым действиям. Первые действующие образцы этого танка выпустили в 1916 году, одновременно с этим стал осуществляться заказ английского командования на сто аналогичных машин. Танк Mk.1 выпускался в двух основных модификациях: «Male» («мужской» танк имел пулемет и две 57-мм пушки) и «Female» («женский» был оснащен только пулеметным вооружением). Броня составила 6-10 мм, она выдерживала осколки и пули, но прямое попадание снаряда было для нее фатально. Весила эта махина 30 т, длина была 10 м, а скорость – 6 км/ч, мог преодолевать окопы и проволочные заграждения. В состав экипажа входило восемь человек, в одном корпусе с экипажем находился и двигатель. Температура внутри железного зверя порой доходила до 50 градусов. В снаряжение экипажа обязательно входил противогаз, так как экипаж терял сознание от малого количества кислорода и ядовитых газов.

Следующее крупное использование танков британскими войсками случилось 20 ноября 1917 г. в районе города Камбре. Это была первая, по настоящему массовая, танковая атака.


Mk1

В этом наступлении принял участие весь третий танковый корпус, укомплектованный 476 бронированными «мострами». По составленному плану операции ожидалось, прорвав германскую оборону, захватить Камбре и войти в Бельгию.
Утром танковый корпус нанес удар по немецким позициям. Внезапная атака большого количества бронированных машин сработала, скорее как оружие деморализации. Ошеломленный таких раскладом противник почти не оказывал сопротивления – обороняющиеся не имели ни опыта борьбы с танками, ни соответствующего оружия, и главное – находились в состояние шока. Танки производили на немцев жуткое впечатление, вызывая неподдельный ужас и панику. Вечером 20 ноября танки, в сопровождении пехоты, продвинулись на 10 км и направились к Камбре. Всего было захвачено 8 тыс. пленных, около 100 орудий и сотни пулеметов. Но немного позже стала ясна несогласованность в действиях пехоты и танков, и британская атака приостановилось. И уже к 29 ноября остановилось совсем. 30 ноября германское командование начало мощное контрнаступление и вскоре утраченные участки фронта были возвращены. Тогда англичане ввели в бой еще 73 танка. Танки наступали малыми группами по 3 машины, в форме треугольника, за ними тремя линиями следовала пехота: первая захватывала траншеи, вторая уничтожала пехоту врага, а третья обеспечивала тыл.

Первое танковое сражение с использованием танков с обеих сторон случилось под самый конец войны, 24 апреля 1918 г. Это сражение между британскими танками Mk.1 и германскими танками A7V у деревни Виллер-Бретонне. Артиллерия и пехота в этом бою никакого участия вообще не принимали. Благодаря более высокой маневренности машин и лучшей слаженности работы экипажа, англичане победили.


A7V

Заказ на начало производства этих боевых машин в Германии получил Йозеф Фольмер. Они должны были отвечать целому ряду требований: надежный двигатель, минимальный шум, возможность восполнения боекомплекта в течение нескольких часов, относительно небольшой силуэт, герметизация и быстрая замена двигателя.

Созданный Фольмером танк был назван LK-I («легкий танк»), в то же время были готовы к выпуску и более тяжелые танки LK-II. Предусматривалось сделать одну треть танков только с пулеметным оснащением, а все остальные – с пушечным. Принять участие в боевых действиях им довелось не сразу – война уже закончилась раньше, чем танки были произведены. Вышел своего рода парадокс – Германия, имела возможность делать танки, не уступавшие противнику, остановила их производство по причине малой гибкости промышленности. Если бы у Германии было достаточное количество более легких танков, то неизвестно, как развернулся бы ход войны.


LK-I

В битвах Первой Мировой войны танки наглядно продемонстрировали свои основные возможности. Кроме значительного физического урона, они вносили сильное психологическое смятение в ряды обороняющихся. Становилось понятно, что огромному потенциалу новой боевой машины еще только предстоит раскрыться в ближайшие десятилетия.

Первая мировая война принесла огромный технический прорыв в военной отрасли. Ее течение, особенно события 1915 года, показали необходимость создания более мобильных подразделений в армиях.

Танки - новое прогрессивное оружие для боя

Первые танки Первой мировой войны появились в 1916 году. Такого технического результата добились английские и французские инженеры. Прежде чем говорить об их характеристиках, надо разобраться, почему появились первые танки в Первой мировой войне. Боевые действия бурно начались, но активность продолжалась буквально месяц. После этого бои стали в основном носить позиционный характер. Такое развитие событий не устраивало ни одну из воюющих сторон. Существовавшие на тот момент методы ведения боевых действий, а также военная техника не позволяли решить задачу прорыва фронта. Надо было искать кардинально новое решение задачи.

Военное руководство Англии (да, в общем-то, и Франции) с опаской воспринимало инициативы инженеров по постройке бронированной машины на колесах или на гусеницах, но со временем генералы осознали необходимость повышения уровня технического оснащения своих армий.

Британские танки Первой мировой войны

За время войны английские инженеры создали несколько моделей бронемашин. Первый вариант получил название "Марк-1". "Боевое крещение" состоялось 15 сентября 1916 года во время битвы на Сомме. Первые танки Первой мировой войны были еще технически "сыроватые". По плану необходимо было использовать в бою 49 танков. Из-за технических проблем 17 танков не смогли принять участие в сражении. Из 32 танков 9 смогли прорвать немецкую оборону. После первого боя сразу стали видны проблемы, которые надо было устранить:

Броня должна быть более крепкой. Металл танка "Марк-1" мог выдержать попадание пуль и осколков от снарядов, но в случае прямого попадания снаряда по машине экипаж был обречен.

Отсутствие отделенного от "салона" машинного отделения. Во время движения температура в танке была 50 градусов, все выхлопные газы также шли в салон.

Что мог этот танк? В принципе, пока еще немного: преодолевать проволоку и траншеи шириной до 2 метров 70 сантиметров.

Модернизация британских танков

Первые танки Первой мировой войны модернизировались уже по ходу боевых действий. Танки "Марк-1" больше в боях не использовались, потому что сразу в конструкцию начали вносить изменения. Что удалось усовершенствовать? Понятно, что в условиях продолжения боевых действий моментально улучшить конструкцию танков не представлялось возможным. К зиме 1917 года началось производство моделей "Марк-2" и "Марк-3". Эти танки имели более мощную броню, которую обычный снаряд уже пробить не мог. Кроме этого, на танки были установлены более мощные орудия, что постепенно повышало эффективность их боевого использования.

В 1918 году началось серийное производство модели "Марк-5". Танки Первой мировой войны постепенно становились более боеспособными. Например, управлял танком теперь только водитель. Улучшились технические характеристики скорости, потому что инженеры установили новую коробку передач на четыре скорости. В этом танке уже не была температура внутри настолько высокая, потому что установили систему охлаждения. Мотор уже в некоторой степени отделялся от основного отсека. Командир танка находился в отдельной рубке. Также оснастили танк очередным пулеметом.

Танки Российской империи

В России, которая также принимала участие в боевых действиях, работа над созданием танка кипела полным ходом. Но стоит отметить, что российские танки Первой мировой войны так и не появились на полях боев, хотя и были очень нужны царской армии. Главная причина - абсолютная техническая неприспособленность. Российский инженер Лебеденко отметился тем, что в 1915 году создал наибольший по размерам танк в мире массой более 40 тонн. Он получил название "Царь-танк". Во время испытаний на полигоне у танка, оснащенного двумя двигателями по 240 л/с, заглох мотор. Завести его так и не смогли. Особых технических характеристик, кроме своей габаритности, модель не имела.

Немецкие танки времен Первой мировой войны

К концу Первой мировой войны своими танками обзавелась и проигравшая в войне Германия. Речь идет о модели А7В. Если просмотреть танки Первой мировой войны, фото которых есть в этой статье, можно увидеть, что по тем временам эта модель была очень современной. Передняя часть танка защищена броней в 30 мм, что усложняло задачу пробить эту машину. Командир находился на верхней площадке (1,6 метра над уровнем земли). Дальность стрельбы составляла до двух километров. Танк был оснащен 55-миллиметровой пушкой, в боекомплекте которой было 100 осколочно-фугасных снарядов. Кроме этого, пушка могла стрелять бронебойными и картечными снарядами. С помощью пушки танк мог легко разрушать боевые укрепления противника.

21 марта 1918 года состоялся танковый бой между немцами и англичанами. Немецкие первые танки Первой мировой войны, как оказалось, были намного боеспособней английских "Марк-5". Понять причину огромного преимущества немцев легко: у англичан на танках не было пушек, поэтому они не могли настолько эффективно стрелять по противнику.

Предвестник прогресса

Французский танк "Рено" 1917 года выпуска уже был похож по форме на современный. Танк, в отличие от английских моделей, мог давать задний ход. Вход и выход экипажа осуществлялся уже через люк (английские танки времен Первой мировой войны были оснащены дверьми сбоку танка). Башня танка уже могла вращаться, то есть стрельба проходила по разным направлениям (танк мог стрелять и вправо-влево, и вперед).

Первые танки Первой мировой войны и не могли быть абсолютно технически совершенными, потому что всегда к идеалу человечество двигается путем ошибок и доработок.

Первая мировая война отличалась от всех предыдущих войн обилием новшеств – военной авиацией, подводной войной, химическим оружием и, конечно же, танками, которые вывели сражения из тупика окопной войны.

Танки Великобритании

Самый первый танк в войне был построен 9 сентября 1915 года в Великобритании. Сначала он получил название «Little Willie», но после доведения до ума и вывода в серию ему присвоили имя « ». 15 сентября 1915 года танки этого типа впервые были применены в бою, во Франции, во время битвы на Сомме.


Mark I

Первое боевое применение танков показало – конструкция Марка I несовершенна. Танки ломались, легко пробивались, медленно ездили – все эти недостатки приводили к огромным потерям. В итоге машину было решено существенно изменить. У нее убрали хвост, поменяли глушитель, реконструировали выхлопные трубы, увеличили толщину брони – и в итоге изменения привели к появлению сначала Марка IV, а затем и – последнего британского танка Первой мировой войны.


Mark V

Параллельно с «Марками» в 1917 году англичане строили скоростной танк Уипетт, или Марк А – достаточно быстроходную и надежную машину, которая неплохо показала себя в боевых действиях. Уипетт сильно отличался от других английских танков, но основные машины по-прежнему были ромбовидными – к изготовлению танков нового формата англичане приступили уже после Первой мировой войны.


Уипетт

Танки Франции

Первыми французскими танками стали «Шнейдер» и «Сен-Шамон», сконструированные в 1917 году. Эти машины имели целый ряд недостатков, однако были достаточно эффективны при массированном применении. В итоге танки переделали в бронетранспортеры – для этих целей их конструкция оказалась подходящей.


Сен-Шамон
Шнейдер

Гораздо большую роль в развитии мирового танкостроения сыграл французский танк Renault FT-17 – первый в мире серийный легкий танк, первый танк с классической компоновкой и первый танк с вращающейся башней. Идея его разработки пришла полковнику Этьену в 1916 году, когда он решил, что армии очень нужен тип танка для сопровождения пехоты. В итоге было решено создать небольшую дешевую машину, идеальную для массового производства. Таких машин планировалось выпускать по 20-30 в день, что позволило бы полностью оснастить французскую армию танками.

Разработкой новой машины занялся конструктор-фабрикант Луи Рено. В итоге в 1917 году на свет появился Renault FT-17 – результат долгих проб и ошибок.


Renault FT-17

Сразу после выхода на поле боя танки получили мировое признание. Их поставляли в Россию (затем – в СССР), Польшу, США, Японию, Италию, Румынию, Китай и ряд других стран. Машину долгое время совершенствовали, и после войны она осталась на вооружении у многих стран, а во Франции по-прежнему была основным танком. Некоторые экземпляры Renault FT-17 дожили аж до , причем принимали участие в боевых действиях на начальном ее этапе.

В итоге именно конструктивные особенности Renault FT-17 стали основой для дальнейшего танкостроения.

Танки России

Еще до Первой мировой войны в России был проект танка, созданный сыном Д. И. Менделеева Менделеевом Василием Дмитриевичем. К сожалению, проект танка так и не реализовали.


Бронеход Менделеева

Уже в Первую мировую войну Николай Лебеденко разработал первый российский танк – «Царь-танк». Эта огромная машина с экипажем в 15 человек и длиной корпуса 17,8 метров была вооружена мощными орудиями и поражала своими размерами. Был построен опытный образец, однако на ходовых испытаниях он почти сразу застрял колесом в небольшой ямке, и мощности двигателей не хватило, чтобы вытащить машину. После такого провала работы над этим танком были завершены.


Царь-танк

В итоге во время Первой мировой Россия не производила свои танки, а лишь активно использовала импортную технику.

Танк Германии

В Германии роль танков в войне поняли слишком поздно. Когда немцы осознали мощь танков, у германской промышленности не было ни материалов, ни людских ресурсов для создания боевых машин.

Тем не менее, в ноябре 1916 года инженеру Фольмеру приказали спроектировать и построить первый немецкий танк. Танк был представлен в мае 1917 года, но не удовлетворил командование. Был отдан приказ спроектировать более мощную машину, но работы над ней затянулись. В итоге первый немецкий танк А7V появился только в 1918 году.


А7V

Танк имел одну существенную особенность – защищенные гусеницы, которые были так уязвимы у британских и французских машин. Однако машина обладала слабой проходимостью и в целом была недостаточно хороша. Практически сразу же немцы создали новый танк, А7VU, по форме больше похожий на английские танки, и эта машина применялась уже более удачно, став прародительницей будущих тяжелых танков.


А7VU

Кроме танков А7V в Германии было построено два сверхтанка «Колоссаль», которые весили около 150 т. Эти самые крупные в мире танки так и не приняли участия в боях, а после войны их уничтожили по Версальскому договору.

Железные увальни обязаны своему появлению Первой мировой. Сразу же с момента своего рождения они вызывали противоречивые чувства: и насмешки, и панический ужас.

Слово «танк » происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна», «резервуар»). Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия топливных цистерн. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн - благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии. На них даже написали по-русски «Осторожно. Петроград». Название прижилось. Примечательно, что в России новую боевую машину первоначально называли «лохань» (ещё один вариант перевода слова tank).

Своим появлением танки обязаны Первой мировой войне. После относительно краткого начального маневренного этапа боевых действий на фронтах установилось равновесие (т. н. «окопная война»). Глубоко эшелонированные линии обороны противников было сложно прорвать. Обычный способ подготовить наступление и вклиниться в оборону противника состоял в массированном использовании артиллерии для разрушения оборонительных сооружений и уничтожения живой силы с последующим вводом в прорыв своих войск. Однако выяснилось, что по перепаханному взрывами, с разрушенными дорогами, перекрываемому к тому же перекрёстным огнём с флангов участку «чистого» прорыва не удаётся ввести войска достаточно быстро, к тому же противник по действующим железнодорожным и грунтовым дорогам в глубине своей обороны успевал подтягивать резервы и блокировать прорыв. Также развитие прорыва затруднялось сложностью снабжения через линию фронта.

Ещё одним фактором, превращавшим маневренную войну в позиционную, являлось то, что даже длительная артподготовка не могла полностью уничтожить все проволочные заграждения и пулемётные гнёзда, которые затем сильно сковывали действия пехоты. Бронепоезда зависели от железнодорожных путей. В результате возникла мысль о принципиально новом самоходном боевом средстве с высокой проходимостью (добиться которой можно было только с помощью гусеничного шасси), большой огневой мощью и хорошей защищенностью (хотя бы против пулемётного и винтовочного огня). Такое средство могло бы с высокой скоростью преодолевать линию фронта и вклиниваться в глубину обороны противника, осуществляя, по крайней мере, тактические обходы.

Решение о постройке танков было принято в 1915 году практически одновременно в Великобритании, Франции и России. Окончательно первая английская модель танка была готова в 1916 году, когда прошла испытания, и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mark I - довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях - «самец» (с пушечным вооружением в боковых спонсонах) и «самка» (только с пулемётным вооружением). Вскоре выяснилась низкая эффективность пулемётных «самок», которые не могли бороться с бронетехникой противника и с трудом уничтожали огневые точки. Тогда была выпущена ограниченная серия «самок», у которых в левом спонсоне по-прежнему был пулемёт, а в правом - пушка. Солдаты тут же метко окрестили их «гермафродитами».

Впервые танки (модели Mk.1) были использованы английской армией против германской армии 15 сентября 1916 года во Франции, на реке Сомме. В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана - из 49 танков, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.

Хотя из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности, и выяснилось, что танки имеют большое будущее. В первое время после появления танков на фронте германские солдаты боялись их панически.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...