Самые маленькие и дикие племена пигмеев. Пигмей - это житель экваториальных лесов африки

Карликовость и гигантизм - противоположности мира людей, привлекающие к себе внимание. В Африке проживают, кроме 190 см гигантов, самые маленькие люди в мире. И это не просто сбой в генетике - тут наблюдается целая совокупность факторов, узнать о которых будет интересно всем.

Самые маленькие люди в Африке называются пигмеи или негрилли . В переводе с греческого «люди, размером с кулак». Их рост колеблется в диапазоне от 124 до 150 см (а карликовостью считается рост ниже 147 см).

Пигмеи хорошо приспособлены к жизни во влажных тропических лесах - им легко передвигаться в непролазных дебрях, организмы лучше охлаждаются в жарком климате и калорий для пропитания требуется намного меньше.

На материке существует достаточно большая общность пигмеев (около 280 тыс. человек), распространенная в экваториальных лесах Центральной Африки на территории 5 государств. Их условно разделяют на западных и восточных.

Пигмеев можно встретить на всех континентах: на Филиппинах, в Бразилии, Австралии, Боливии, Индонезии, на островах Фиджи и Аyдаманских. Кроме, тропических лесов, самые маленькие люди в мире живут и в других местах (например, африканские пигмеи тва - в пустыне).

Пигмеи в истории

Первые упоминания о пигмеях встречаются у древних греков (III тыс. до н.э.) и египтян (II тыс. до н.э.). А официально мир познакомился с пигмеями после независимых путешествий по Африке немца Г. Швейнфурта и русского В. Юнкера в 1870-х годах.

В 60-е годы ХХ века бельгийский исследователь Ж.П. Алле несколько месяцев жил в одной из пигмейских общин, эфе. Он снял об аборигенах 2 документальных фильма и основал благотворительный фонд. Сейчас эта организация оказывает реальную помощь данной народности в Конго, обеспечивая их землей для ведения сельского хозяйства.

Генетика, антропология пигмеев

Многие исследователи выделяют пигмеев в особую расу. Мужчины ростом полтора метра считаются гигантами, а средний рост женщин колеблется в районе 133 см. Африканские пигмеи имеют светло-коричневую кожу, небольшую голову с широким лбом и носом, черные и курчавые волосы, а также тонкие губы.

Интересно, что внешне к пигмеям наиболее близки негритосы, населяющие юг и юго-восток Азии, а также острова Меланезии и север Австралии. А вот генетически различия довольно велики.

У пигмеев до сих пор присутствует неандертальский ген (до 0,7%). Эти предки человека жили от 600 до 350 тыс. лет назад, и у современного человека этот ген мутировал и практически не встречается.

Гипотезы происхождения


Причины небольшого роста

  • Гормоны

Как не удивительно, но гормон роста у пигмеев гипофиз выделяет также, как и у обычных людей. Но ускорения роста у африканцев нет, так как секреция гормонов в пубертатный период происходит не на должном уровне.

Уже в детстве видны сильные различия между теми же европейцами и пигмеями. Пятилетний пигмей по росту такой же, как и 2-х летний европеец. А в подростковом возрасте (12-15 лет), пигмеи просто перестают расти.

  • Недоедание

Пигмеи не только маленькие, но и чрезвычайно субтильные. Их питание во многом зависит от удачи. Например, племя пигмеев на Филиппинах считается самым худым из всех человеческих популяций. Детская смертность в этом племени составляет половину всей рождаемости.

Поэтому, чтобы выжить, размеры пигмеев уменьшались из поколения в поколение.

  • Проживание возле экватора

Тропики характеризуются жарким и влажным климатом. В таких условиях (если сюда добавить еще и леса) организм будет обязательно перегреваться. Обычно люди потеют и таким образом могут избежать теплового удара.

Но при повышенной влажности усиленно потеть просто не получится. Пигмеи сумели уменьшить мышечную массу и, таким образом, наладить терморегуляцию.

  • Дефицит солнца

Густые тропические леса препятствуют достаточному проникновению солнечного света (и образованию в организме витамина D). Поэтому скелет пигмеев меньше - недостаточно усваивается кальций и происходит торможение роста костей.

  • Образ жизни

Один из основных видов деятельности аборигенов в Африке - сбор меда. Пигмеи занимаются этим уже несколько тысячелетий, поэтому эволюционировали в маленьких и ловких людей, весящих до 45 кг, умеющих вертикально лазать по веткам, выдерживающих их вес. У пигмеев племени батва даже ступни могут сгибаться под углом в 45 градусов, хотя у обычных людей - лишь до 18.

Пигмеи сумели даже войти с пчелами в своеобразный симбиоз. Пчелы почти не кусают людей, а последние практически не реагируют на незначительные укусы. Но стоит появиться рядом белому человеку и немного вспотеть - пощады ему не будет.

  • Небольшой век

К сожалению, самые маленькие люди в мире живут очень мало. Их средняя продолжительность жизни составляет всего 24 года, а 40-летние уже считаются аксакалами. Выживают пигмеи только за счет частой смены поколений.

Половое созревание происходит у них очень рано, одновременно с торможением роста. Размножаться мужчины начинает с 12 лет, а пик рождаемости у женщин приходится на 15.

Пигмеи в современном мире

Современные африканские пигмеи живут в лесах, добывая все необходимое с помощью охоты и собирательства. Убивают животных с помощью лука и стрел.

При этом они до недавнего времени не умели добывать огонь (переносили его при смене стоянки) и не изготавливали орудия труда (выменивают их у соседних племен).

Большой сегмент питания (до 30%) занимает собирательство плодов и меда. А остальную пищу и вещи (металл, табак, одежду, посуду) пигмеи выменивают у рядом живущих фермеров на мед и другую лесную провизию.

Пигмеи постоянно кочуют. Это связано с обычаем - когда умирает член племени, его оставляют в той хижине, где он жил. При этом вся община переселяется на новое место.

Пигмеи очень хорошо разбираются в лекарственных растениях. Поэтому никто лучше их не приготовит лекарственную или ядовитую смесь. Даже основная масса словаря пигмеев состоит из подобных слов.

Интересным способом пигмеи ловят рыбу. Они изготавливают яд, благодаря которому вся рыба в водоеме всплывет кверху брюхом. Но через время яд теряет свою силу и рыбу можно употреблять в пищу.

Рабство и каннибализм

Оказывается, в республике Конго до сих пор существует рабство. Соседнее племя, банту, имеет в своих семьях рабов-пигмеев и передает их по наследству.

Пигмеи добывают для своих хозяев еду в лесу в обмен на товары, необходимые для выживания. Справедливости ради стоит отметить что рабы вполне могут состоять на службе у нескольких фермеров.

А в провинции Северная Киву до сих пор есть поверье, о том что, поедая плоть пигмея, можно получить магическую силу.

Видео

Пигмеи (греч. Πυγμαῖοι — «люди величиной с кулак») — группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки.

Свидетельства и упоминания

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время — в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера, у Геродота и Страбона).

В XVI—XVII вв. они под названием «матимба» упоминаются в описаниях, оставленных исследователями Западной Африки.

В XIX веке их существование подтверждено немецким исследователем Георгом Августом Швейнфуртом, русским исследователем В. В. Юнкером и др., обнаруживавших эти племена в тропических лесах бассейна рек Итури и Узле (различные племена под именами: акка, тикитики, обонго, бамбути, батва).

В 1929—1930 гг. экспедиции П. Шебеста описала пигмеев бамбути, в 1934—1935 исследователь М. Гузинде нашёл пигмеев эфе и басуа.

В конце XX века они проживают в лесах Габона, Камеруна, Центральноафриканской Республики, Конго, Руанды.

Наиболее древнее упоминание о пигмеях содержится в рассказе египтянина Хирхуфа, вельможи эпохи Древнего царства, который похвалялся, что ему удалось привезти из своего похода карлика для потехи молодого царя. Эта надпись относится к III тысячелетию до н. э. В египетской надписи карлик, привезенный Хирхуфом, назван днг. Название это сохранилось до наших дней в языках народностей Эфиопии: по-амхарски карлик называется денг, или дат. Древнегреческие писатели рассказывают всевозможные истории об африканских пигмеях, но все их сообщения носят фантастический характер.

Пигмеи ведут охотничий образ жизни. В хозяйстве пигмеев собирательство занимает, повидимому, первое место и определяет в основном питание всей группы. На долю женщин падает большая часть работы, так как добыча растительной пищи — дело женщин. Женщины всей совместно живущей группы ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб.

Пигмеи принуждены оставлять стоянку, как только в окрестностях лагеря съедены все пригодные растения и уничтожена дичь. Вся группа переходит в другую область леса, но странствует в пределах установленных границ. Эти границы известны всем и строго соблюдаются. Охота на чужих землях не допускается и может повести к враждебным столкновениям. Почти все группы пигмеев живут в тесном соприкосновении с высокорослым населением, чаще всего — с банту. Обычно пигмеи приносят в деревни дичь и лесные продукты в обмен на бананы, овощи и железные наконечники для копий. Все группы пигмеев говорят на языках своих высокорослых соседей.


Дом пигмеев из листьев и палок

Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Что представляют собою пигмеи? Автохтонное ли это население Центральной Африки? Составляют ли они особый антропологический тип, или их происхождение есть результат деградации высокорослого типа? Таковы основные вопросы, составившие сущность пигмейской проблемы, одной из наиболее спорных в антропологии и этнографии. Советские антропологи считают, что пигмеи — это аборигены тропической Африки особого антропологического типа, самостоятельного происхождения.

Рост от 144 до 150 см для взрослых мужчин, кожа светло-коричневая, волосы курчавые, тёмные, губы сравнительно тонкие, крупное туловище, руки и ноги короткие, этот физический тип можно классифицировать как особую расу. Возможная численность пигмеев может составлять от 40 до 280 тысяч человек.

По внешнему типу к ним близки негритосы Азии, но генетически между ними имеются сильные различия.

И др.; ранее предположительно пигмейские языки

Религия

Традиционные верования

Расовый тип

Негрилльский тип большой негроидной расы

Пигме́и (греч. Πυγμαῖοι - «люди величиной с кулак») - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки . Другое название африканских пигмеев - негрилли.

Свидетельства

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время - в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера , у Геродота и Страбона).

Пигмеи в мифологии

Физический тип

У живущих восточнее бака народов эфе и суа , изначально рождаются маленькие дети - ограничитель роста включается во время внутриутробного развития. У бака дети рождаются нормальными, но в первые два года жизни дети бака растут заметно медленнее европейцев .

Род занятий

Пигмеи - жители лесов, лес для них - источник всего необходимого для жизни. Основные занятия - охота и собирательство . Пигмеи не изготавливают каменные орудия труда, ранее не умели добывать огонь (источник огня переносили с собой). Орудие охоты - лук со стрелами с металлическими наконечниками, причём эти наконечники часто отравлены. Железо выменивают у соседей.

Язык

Пигмеи обычно говорят на языках окружающих их народов - эфе , асуа , бамбути и др. В диалектах пигмеев есть некоторые фонетические отличия, но за исключением народа бака , пигмеи утратили родные языки .

Напишите отзыв о статье "Пигмеи"

Примечания

Литература

  • Патнем Э. Восемь лет среди пигмеев / Энн Патнем; С предисл. и под ред. Б. И. Шаревской ; Художник Б. А. Диодоров. - М .: Издательство восточной литературы , 1961. - 184 с. - (Путешествия по странам Востока). - 75 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Культура, музыка и фотографии

Отрывок, характеризующий Пигмеи

– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
– Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
– Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.
– Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j"ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она.
– Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь.
– Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал.
– Нет, mon pere. [батюшка.]
Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.
После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора.
Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу.
– Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует.
– Не нужно ли чего?
– Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.]
– Ну, хорошо, хорошо.
Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.
– Закидана дорога?
– Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
– Ну, хорошо, хорошо.
Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.

13.4.1. Пигмеи

Общие сведения. Пигмеи действительно маленького роста: взрослые мужчины – 144–148 см., женщины – 130–135 см. Живут они небольшими общинами. Три тысячи лет назад пигмеи населяли всю Центральную Африку. Под натиском банту они отступали все дальше в джунгли и ныне разбросаны в виде островков на огромной территории влажного тропического леса. Общая их численность 150–200 тыс. человек. Пигмеи делятся на десять племенных групп, отличающихся обычаями, способами добычи пищи и языком. Своего языка у пигмеев нет; язык они заимствовали у соседей банту.

Хозяйство и быт. Пигмеи живут в лесах охотой и собирательством. Они не умеют выделывать каменные орудия и выменивают железо у соседей банту. Не умели они и добывать огонь и до недавнего времени носили с собой тлеющие головешки. Охотятся пигмеи с собаками, используя лук с отравленными стрелами. Рыбу ловят, отравляя воду растительными ядами. Живут в небольших деревнях, на полянах и просеках. Хижины, а скорее шалаши, высотой около 1 м, и диаметром 1,5–2,5 м. сплетают из гибких прутьев и покрывают корой. Очаг расположен перед хижиной. Одежда мужчин и женщин состоит передника. Материю получают из коры фигового дерева. Луб коры вымачивают и отбивают на манер полинезийской тапы. В настоящее время многие пигмеи носят дешевые платья и шорты, вымениваемые у банту. У каждой пигмейской семьи есть своя семья земледельцев банту, которым они обязаны по традиции помогать в работе на поле, носить мясо и мед. А те взамен дают им овощи, ткани, соль, ножи и наконечники копий.

В наибольшей чистоте сохранили оригинальную культуру пигмеи мбути, живущие на северо-востоке Демократической Республики Конго в лесах бассейна реки Итури. У мбути и у других пигмеев, нет племенной организации, а существуют лишь общины. По языку и способам охоты они делятся на три группы: эфе, суа, и ака. Эфе охотятся с луками; суа, и ака - с сетями. Эфе охотятся с луками группами в пять – шесть человек: охота в одиночку малопродуктивна. Раз в год устраивают охоту загоном – бегбе; в ней принимает участие вся община, в том числе женщины и дети. Каждый женатый мужчина выставляет сеть длиной от 9 до 30 м. Сети, соединенные одна с другой, расставляют на земле полукругом. Общая длина полукруга около 900 м. Женщины и дети криками гонят животных в сети.

Пища. Добыча охотников, как правило, небольшие животные – антилопы дукеры и обезьяны. Охота редко бывает неудачной, и кусок мяса, хотя и небольшой, каждому члену общины гарантирован. Но пигмеи не боятся нападать и на лесных слонов. Они охотятся на слонов с луком и копьями, как это делали люди палеолита. Добыть слона – редкая удача, ее не забывают годами. Хранить мясо пигмеи не умеют, но выменивают мясо и другие дары леса на полезные в хозяйстве вещи у соседей – земледельцев банту.

Женщины и дети пигмеев занимаются собирательством. Женщины работают по 10–16 часов в сутки. Они знают все съедобные растения, без труда распознают их. Собирают грибы, коренья, орехи, ягоды, фрукты, съедобные листья. Собирают дикий мед – главный продукт для обмена с банту. В сборе меда участвуют и мужчины. Мясо составляет менее 30 % рациона пигмеев, 70 % дают собирательство и овощи с огородов банту. Мед дает около 14 % калорий в пище. При распределении мяса учитывается вклад охотника, убившего дичь или владельца собаки, но какую-то долю мяса получает каждый член общины. Раньше пигмеи жарили мясо над костром или запекали в углях, теперь используют котелки и сковородки. Пигмеи также едят съедобные личинки насекомых, опалив в углях щетинки и пересыпав травами. Еду подают на больших листьях. Все пигмеи – мужчины и женщины, курят марихуану (коноплю).

Семья и брак. У пигмеев нет вождей и совета старейшин, хотя учитывается возраст и авторитет члена общины. Мнение мужчин значит больше, чем женщин, ведь они добытчики высоко ценимого пигмеями мяса. Но положение женщин нельзя назвать приниженным; они даже допускаются в секретное общество торе. Женщины участвуют также в обрядах злима – посвящению девушек, достигших половой зрелости. Пигмеи берут жен из других общин. Община невесты получает за нее выкуп от общины жениха, ведь она теряет рабочую силу. Замужняя женщина поддерживает контакт с родной общиной на протяжении всей жизни. Вдова вправе вернуться в общину родителей вместе с маленькими детьми. Семья состоит из мужа и одной, реже (в 5 % случаев) нескольких жен, и неженатых детей. Обычно каждая семья занимает в стойбище хижину. Если у пигмея несколько жен, они живут в отдельных хижинах. У пигмеев наблюдается нехватка женщин: их соседи и «покровители» банту охотно берут в жены пигмеек, при этом, не платя выкупа. К таким бракам мужчины пигмеи относятся отрицательно: сами банту своих девушек за пигмеев не выдают.

Пигмеи сегодня. Пигмеи безобидны и не замечены в каннибализме. Напротив, они сами являются дичью для людоедов. И не в прошлом, а в наши дни, после свержения колониального ига. Поедают пигмеев не соседи земледельцы, а скрывающиеся в лесах солдаты-мятежники и прочие партизаны. Революционеры обращают пигмеев в рабство, насилуют женщин, а мужчин заставляют ходить на охоту и приносить добычу. Если не хватает мяса, они съедают пигмеев (и мирных банту). В Конго были посланы представители ООН, но они мало что могут сделать. В 2003 г. пигмей Амузати Нзоли рассказал, что наблюдал, прячась в кустах, как повстанцы Движения Освобождения Конго убили и зажарили на костре его шестилетнего племянника. Перед этим они разгромили стоянку пигмеев и всех там перебили. Нзоли был тогда на охоте, и когда вернулся, ему осталось лишь бессильно наблюдать за событиями. «Они даже посыпали солью мясо, как будто людоедство было для них обычным делом», – с возмущением сказал Нзоли. Пигмей в ужасе убежал и не знает, что случилось с телами других погибших.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.


Название "пигмеи" переводится буквально, как "люди величиной с кулак". В экваториальной Африке проживает множество народностей, чей рост можно было бы определить, как "метр в кепке", если бы эти люди носили традиционные головные уборы. Рекордсменами среди "лесных лилипутов" считаются мбути, их рост обычно не превышает 135 см !




Побывав в племени мбути, любой славянин почувствует себя великаном. Знакомство с низкорослыми кочевниками будет интересно, поскольку культура мбути самобытна, а устройство общества в корне отличается от привычных нам моделей. Общая численность этой этнической группы достигает порядка 100 тысяч человек. Все мбути живут в гармонии с природой, занимаются охотой и собирательством, но берут у леса ровно столько, сколько необходимо им для выживания. Основа их мировоззрения - бережливое отношение к ресурсам.







У мбути нет социальной иерархии, они живут большими группами, состоящими минимум из 7 семей. В группе нет лидера, каждый имеет свои обязанности в зависимости от пола и возраста. В охоте принимают участие все члены племени: мужчины расставляют сети, женщины и подростки загоняют зверя, дети и старейшины остаются в лагере, чтобы развести священный огонь.



Мбути постоянно меняют места дислокации, жилища они строят очень быстро, используя для этого побеги деревьев и листья. Одежду они традиционно изготавливали из коры деревьев, разминая ее слоновым бивнем. У жителей племени особой популярностью пользовались набедренные повязки. Современные мбути не отказываются и от обычной одежды, которую обменивают на дичь у жителей близлежащих поселений.







Мбути считают себя неотъемлемой частью леса, болезненно реагируют на вырубу деревьев и браконьерство. Все их амулеты и обереги сделаны из природных материалов, при рождении младенца купают в лесной воде, особые магические ритуалы с использованием амулетов, сплетенных из лиан и коры деревьев, проводят мужчины, отправляясь на охоту.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...