Профессия метеоролог. Кто такой метеоролог

– Чем занимается Институт физики атмосферы имени А.М. Обухова РАН?
– Изначально Институт был основан для изучения турбулентности, однако сегодня спектр проводимых исследований весьма широк. И в первую очередь нас интересует климат. Институт занимается изучением динамики атмосферы и ее верхних слоев, а также разрабатывает новые дистанционные методы определения параметров атмосферы. Кроме того, в институте проводится мониторинг газового и аэрозольного состава атмосферы, включая загрязняющие вещества.

– Чем занимаетесь именно вы?
– Я занимаюсь численным и аналитическим моделированием. Например, я моделирую атмосферные циркуляции (систему воздушных течений - прим. сайта ) в Арктике, для чего пишу формулы и обрабатываю данные наблюдений.

– Как происходит обработка информации?
– Сегодня работа метеорологов тесно связана с . Мы работаем с большими данными (Big Data), создаем алгоритмы для визуализации информации, а также прибегаем к самообучающимся нейронным сетям, которые могут обрабатывать данные автоматически. Используем такие языки программирования, как например: Си, Фортран, Python, Matlab. Модели прогноза погоды и климата считают на суперкомпьютерах.

– Где еще могут работать метеорологи?
– Метеорологи могут делать прогнозы погоды, например, в Гидрометцентре или других государственных компаниях. Чтобы составить прогноз, эти специалисты используют численные модели и различные системы компьютерной связи. Кроме того, начали появляться и частные организации, составляющие прогнозы погоды. Например, в компании есть собственный небольшой метеорологический отдел. Некоторые работают на телевидении. Метеорологи трудятся в аэропортах - составляют прогноз погоды и консультируют пилотов. Кроме того, эти специалисты могут работать с загрязнением воздуха возле различных объектов, например, заводов, - к сожалению, для нашей страны это весьма актуально. Эти люди оценивают уровень загрязнения окружающей среды и степень защиты строительных объектов. Метеорологи также работают в МЧС, занимаясь прогнозом опасных явлений.
Существует сельскохозяйственная, а также строительная метеорология. Специалисты, занятые в последней упомянутой мною отрасли, изучают, к примеру, как скажутся ветровые нагрузки на оборудовании, или оледенение - на линиях электропередач. А в «водной среде» аналогичные задачи решают гидрологи (специалисты по изучению водной поверхности, ее свойств и происходящих в ней процессов - прим. сайта ) . Они предсказывают паводки, анализируют природные факторы при строительстве на реках различных сооружений: какое течение, какой сток, какой уровень воды, какие могут быть нагрузки на опоры моста.

– Почему вы решили стать метеорологом?
– Когда я был школьником, мне нравилась география, поэтому я и поступил на географический факультет . Кроме того, мне хотелось, чтобы моя будущая работа не была связана с экономикой и обществом, а являлась точной наукой и позволяла мне быть ближе к природе. Метеорология соответствовала всем моим пожеланиям.
Учеба в МГУ мне очень нравилась. У нас было много экспедиций, летних практик в интересные места, таких как Хибины, например, или Кавказ.

– Где лучше учиться на метеоролога?
– В Москве можно пойти учиться на кафедру метеорологии и климатологии географического факультета МГУ или на физического факультета МГУ, либо в . Также можно поступить в Российский государственный гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге. Специальность метеоролога можно получить и в , либо в . Кроме того, на метеорологов учат в .
Для простой работы на метеостанциях высшего образования не надо - достаточно окончить техникум.

– На какие предметы стоит делать упор старшеклассникам, которые хотят стать метеорологами?
– В первую очередь на естественные науки - географию, физику, химию, математику. Пригодится и информатика - современные метеорологи должны знать программирование и уметь работать с базами данных.

– Какие компетенции нужны метеорологу?
– У этого человека должна присутствовать исследовательская жилка, желание докопаться до истины. Кроме того, ему нужно уметь творчески мыслить, поскольку метеорологу постоянно приходится сталкиваться с новыми проблемами, требующими решения.
А вот высокие коммуникативные навыки этому специалисту не требуются, если он, конечно, не ведет прогноз погоды на телевидении. Нередко за весь день мы не перебрасываемся с коллегами и словом.

– Сколько получает метеоролог?
– Начинающие специалисты получают около 15 тысяч. Размер зарплаты обусловлен тем, где именно работает человек и чем он занимается. Например, метеорологи в аэропортах получают около 50 тысяч. Зарплата научных сотрудников зависит от лаборатории и того, сколько грантов им удалось выиграть - ведь их может быть целый десяток. А зарплаты сотрудников институтов, берущихся за проекты для различных компаний, которым нужно провести измерения и т. д., могут превышать 100 тысяч.

– От чего может устать метеоролог?
– Ему может надоесть постоянно сидеть за компьютером. Кроме того, если специалист занимается наукой, ему приходится долго и усердно работать, прежде чем удастся сделать шаг вперед.
Впрочем, метеоролог всегда может отдохнуть от этого и уехать в экспедицию - это разнообразит рабочие будни. Например, сам я по работе бывал в Арктике и несколько раз ездил на Черное море.

– Будут ли востребованы метеорологи в ближайшем будущем? Не будут ли компьютеры самостоятельно делать их работу?
– Уверен, что метеорологи будут востребованы, ведь эти специалисты работают в том числе и с возобновляемыми источниками энергии, а за этой энергией - наше будущее. Кроме того, сегодня весь мир волнует глобальное потепление климата - с этим нам тоже предстоит много работы. Методы дистанционного зондирования атмосферы из космоса - также быстро развивающаяся и крайне важная отрасль.
Строительство вблизи рек, авиационный транспорт, судоходство - все эти сферы продолжат развиваться, а значит, там по-прежнему будут работать метеорологи и гидрологи.
Что касается замены полной метеорологов компьютерами, не думаю, что это случится. Сейчас, мне кажется, нужно, чтобы эти специалисты активно осваивали IT-технологии, чтобы их можно было еще шире внедрить в работу, чтобы с повседневными обязанностями можно было справляться быстрее и проще.

– Чем может заняться метеоролог, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Поскольку этому специалисту приходится самому программировать и работать с базами данных, он вполне способен перейти в . Также он может работать над созданием геоинформационных систем (систем сбора, хранения, анализа и графической визуализации географических данных - прим. сайта ), например, в таких сервисах, как «Яндекс.Карты» или Google Maps .

– Существуют ли кружки, где старшеклассники могут на практике познакомиться с профессией метеоролога?
– На существует Школа юного географа . Там проводят не только лекции - вместе с преподавателями ученики ходят в настоящие экспедиции. Кроме того, я бы рекомендовал заинтересованным старшеклассникам ходить на Фестиваль науки , который проходит в Москве каждый год.

– Какие книги и фильмы вы могли бы порекомендовать старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе метеорологов?
– Советую им посмотреть отличный советский фильм «Иду на грозу» . Также существует современная лента «Послезавтра» , в которой рассказывается про климатолога, который всех предупреждал о грядущей катастрофе, а его никто не слушал.
Из книг я посоветовал бы почитать труды полярного исследователя Фритьофа Нансена. Он известен прежде всего тем, что вморозил свой корабль «Фрам» в лед и таким образом дрейфовал через Арктику и проводил наблюдения. Сохранилось немало дневников с описаниями его экспедиций. Школьникам наверняка было бы интересно с ними познакомиться, а также и с дневниками других исследователей и путешественников.

Григорчук Елена Викторовна,

Заозёрненская общеобразовательная школа

города Евпатории,

Республика Крым,

учитель начальных классов

Классный час «Все профессии важны. Рассказ о профессии метеоролога» для учащихся 2 класса

Тема . Рассказ о профессии метеоролога.

Цели: рассказать о профессии метеоролога, раскрыть значение этой

профессии, результаты труда.

Оборудование : иллюстрации работы метеостанций, некоторых приборов.

Рассказ учителя

Сегодняшний разговор о профессиях я хочу начать с известного вам стихотворения Сергея Михалкова «А что у вас?»

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь!

А у вас?

- А у нас сегодня гость!

А у вас?

- А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят!

- А у нас в квартире газ!

А у вас?

- А у нас водопровод!

- А из нашего окна

Площадь Красная видна!

А из вашего окошка

Только улица немножко.

- Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий

Презеленый красный шар!

- А у нас огонь погас -

Это раз!

Грузовик привез дрова -

Это два!

А в-четвертых - наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется - пилот!

С лесенки ответил Вова:

- Мама - летчик?

Что ж такого?

Вот у Коли, например,

Мама - милиционер!

А у Толи и у Веры

Обе мамы - инженеры!

А у Левы мама - повар!

Мама-летчик?

Что ж такого!

- Всех важней,- сказала Ната,-

Мама - вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:

- Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну, конечно, не пилот!

Летчик водит самолеты -

Это очень хорошо!

Повар делает компоты -

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны.

Дело было вечером,

Спорить было нечего.

Сегодня я расскажу вам о профессии метеоролога. Это очень важная профессия, потому что метеорологи помогают людям разных-разных профессий. А вот как? И чем?

«То ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет!»

«После дождичка в четверг!»

Мешок шуток то и дело высыпается на голову предсказателей погоды – метеорологов.

Метеорология… «Метеора» - по-гречески «атмосферное небесное явление», «логос» - «учение». А все вместе – «наука о земной атмосфере, о ее строении, свойствах и происходящих в ней явлениях».

По миру разбросаны тысячи постов разведчиков погоды. Метеостанции есть везде: на суше и на море, в горах Памира и в пустыне Сахаре, во льдах Северного полюса и на просторе Антарктиды. В любую погоду метеорологи ведут наблюдения за погодой. У них на службе анемометр, флюгер, барометр, влагометр. Они определяют термометрами и термографами температуру, барометром – влажность воздуха. Анемометром – скорость и силу ветра, дождемером – количество осадков.

Время от времени метеорологи отправляют ввысь воздушные шары. Оснащенные радиопередатчиком и всевозможными измерительными приборами небесные посланцы по радио сообщают о том, какова погода на высоте 20-30, а то и 300 километров от земли. Метеорологические спутники Земли шлют с высоты фотографии облаков, окутывающих нашу планету.

Донесения от многочисленной армии разведчиков приходят в штаб погоды, в Институт прогнозов. Здесь ученые составляют синоптическую карту («синоптик» - «совместно обозревающий»).

Метеорологи изучают эту карту, сопоставляют сведения, учитывают движения теплых и холодных масс воздуха, компьютерные программы делают сложнейшие расчеты и после этого дают прогноз погоды.

Фермеров метеорологи предупреждают о возможных заморозках, суховеях и граде (берегите урожай!), моряков о приближении шторма (скорее в укрытие!), летчиков – о плохой видимости, возможности обледенения самолета, о грозе (облетайте стороной грозовую тучу!), железнодорожников – о метелях (не занесло бы где пути!) Каждый из нас, подключив в телефоне прогноз погоды, знает, брать зонт или нет, что на себя надевать!

Раньше метеорологи умели только предсказывать погоду, сейчас они умеют ее изменять: с помощью самолетов и ракет разгоняют грозовые тучи.

Задачи, которые решают метеорологи, самые разнообразные. Специалисты работают и в области конструирования новых приборов, и участвуют в экспедициях, работают со сложнейшими приборами.

Человек, который посвятил жизнь такому нелегкому делу, должен быть очень точным при сборе информации, наблюдательным при анализе метеоусловий.

Составление прогнозов требует развития памяти и творческого воображения, умения работать на компьютере. Необходимо помнить условные знаки, символы, чтобы изображать их на специальных картах, а затем переводить в уме в наглядные картины с тем, чтобы предстал «портрет» погоды и было ясно, как он изменится через определенные промежутки времени.

При работе на дрейфующих станциях в Арктике, на кораблях погоды, в высокогорных районах метеорологу необходимы выносливость, умения преодолевать трудности.

Когда вы окончите школу, может быть кто-нибудь из вас решит посвятить себя этой работе. Специалистов по метеорологии готовят техникумы и институты.

В заключении нашей беседы, нарисуйте, как вы представляете себе метеостанцию будущего.

37.6

Для друзей!

Справка

Попытки людей предсказать погоду известны ещё с давних времён. В своих прогнозах они ориентировались на изменения в окружающем их мире. Многие из старинных народных примет сохранились и до наших дней.

Наиболее точные сведения о способах определения погоды появились в Древней Греции. Уже в труде Аристотеля «Метеорологика», написанном в 4 веке до н.э., даётся объяснение того, как образуются ветер, облака, дождь, град. Появившаяся благодаря грекам метеорология - наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях - помогла выработать целую систему составления погодных прогнозов.

Востребованность профессии

Очень востребована

В настоящее время, профессия Метеоролога считается очень востребованной на рынке труда. Многие фирмы и многие предприятия нуждаются в квалифицированных специалистах в этой области, потому как отрасль развивается быстро, а специалисты еще только получают образование.

Вся статистика

Описание деятельности

Деятельность метеорологов сосредоточена на наблюдении за изменениями в атмосфере. Они используют самые различные методы и технические устройства. Среди них есть, например, специальный метеорологический шар (аэрозонд) и даже космические спутники. Такие специалисты занимаются не только составлением ежедневных прогнозов погоды, но и предсказанием стихийных бедствий (наводнение, засуха, шторм и т.д.). Кроме того, их участие незаменимо в исследованиях состояния окружающей среды, уровня её загрязнённости. Работа метеорологов особенно необходима для благополучного ведения сельского хозяйства, в авиации, судоходстве.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Редкая профессия

Представители профессии Метеоролога действительно редки в наше время. Не каждый решится стать Метеорологом . На специалистов в этой области наблюдается высокий спрос среди работодателей, поэтому профессия Метеоролога вправе называться редкой профессией.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Среднее профессиональное образование (колледж, техникум)

Для того чтобы работать по профессии Метеоролога , не обязательно иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности. Для данной профессии достаточно иметь диплом о среднем профессиональном образовании, полученный в колледже или техникуме, или, к примеру, достаточно окончить специальные курсы.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Метеоролог самостоятельно осуществляет сбор информации, необходимой для составления погодных прогнозов. Для этого он по строгому расписанию осуществляет наблюдения и измерения. Такой работник занимается обработкой сведений, полученных в результате работы с различными приборами, зондами, спутниками. Он оценивает полученные показатели и на основе этого составляет графики, специальные географические карты. Также в обязанности метеоролога может входить работа с суперкомпьютером, который поможет сделать подробный расчёт прогноза погоды. Представители данной профессии также осуществляют постоянный контроль за загрязнённостью окружающей среды. Все данные, полученные в ходе исследований, метеорологи направляют в гидрометеоцентр.

Вид труда

Исключительно умственный труд

Профессия Метеоролога относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Метеорологи отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Метеорологи могут найти применение своим профессиональным навыкам на метеорологических станциях, в научно-исследовательских центрах. Они становятся незаменимыми работниками в компаниях, занимающихся созданием прогнозов для авиации, судоходства, строительства, сельского хозяйства. Несмотря на значимость профессии, метеорологи имеют довольно низкий уровень дохода. Наибольшим достатком обладают специалисты, работающие в частных организациях.

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Метеорологи имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Метеоролога не имеет схемы карьерного роста.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Код по классификатору: 3440601

Выпускники колледжа могут работать по специальностям:

Техник-метеоролог;

Техник-агрометеоролог;

Метеонаблюдатель.

Где в Ташкенте можно получить специальность?

В Ташкенте специальность можно получить в .

Метеорология - это наука о погоде. Она изучает земную атмосферу, ее строение, свойства и происходящие в ней процессы. С метеорологией тесно связана климатология.

Слово «метеорология» впервые упоминается у Платона (около 429- 347 гг до н. э.), а первой работой о погоде и климате считают «Метеорологику» Аристотеля. Этой книгой пользовались почти 2000 лет.

Метеоролог - специалист, который наблюдает за погодными явлениями, собирает и распространяет метеорологическую информацию. Метеорологов называют часовыми погоды, они всегда на вахте, которую нельзя оставить ни на минуту. Они следят за всеми изменениями погоды, фиксируют все эти изменения, следят за небом постоянно, вносят данные наблюдения в специальные журналы, ведут сбор, оценку и систематизацию данных атмосферных явлений, поступающих с гидрометеорологических станций, показаний специальных приборов, атмосферных зондов, космических спутников. Анализируют материалы, отражают их на материальных носителях (географических картах, графиках) с выделением областей и зон низкого, высокого давления, движения циклонов, антициклонов. Метеорологи составляют прогнозы динамики температур воздуха, атмосферного давления, осадков, силы и направления ветра, ведут контроль уровня загрязненности атмосферы, осуществляют передачу информации на центральный узел - гидрометцентр.

Профессия метеоролога интернациональна, поэтому специалисты всего мира используют стандартные метеорологические коды и символы, единую систему мер, единые методики проведения метеорологических наблюдений, применяют унифицированные стандартные приборы.

Метеорологи являются участниками самых различных экспедиций. Они работают на полярных станциях и на высокогорных плато, на аэродромах и на борту океанских лайнеров, в малонаселённых районах, и перевалах, на аэродромах, летаем на самолётах и аэростатах. В зависимости от текущей задачи, метеоролог осуществляет деятельность в помещении, за рабочим местом, вне помещения. Работа на свежем воздухе, в том числе в неблагоприятных погодных условиях. Ведь проводить измерения необходимо в строго определенное время, независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм на море, гроза и т.д.). Работа на отдаленных метеостанциях проходит часто в условиях изоляции, одиночества. Для выполнения основной задачи деятельности требуется периодическое взаимодействие с людьми. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи.

Данные метеорологических исследований используются в сельском хозяйстве, авиации и судоходстве, градостроительстве. Аэрологи изучают состояние атмосферы на высотах, морские метеорологи обеспечивают метеорологической информацией морской транспорт, а авиационные метеорологи - воздушный транспорт. В последние десятилетия большое развитие и широкое распространение получила спутниковая метеорология.

В метеорологической службе вместе с метеорологами работают люди и других специальностей - радиотехники, связисты, механики, телеметристы, электронщики, программисты и операторы ЭВМ, операторы метеорологических радиолокаторов, техники, инженеры и научные работники. Без их помощи нельзя себе представить работу метеорологов, стоящих сегодня на страже погоды.

В наше время метеопрогнозы важны, как никогда. Летчики, агрономы, мореплаватели - их график напрямую зависит от того, какая погода будет завтра или на следующей неделе, и профессия метеоролога призвана помочь им в работе. Составление точных прогнозов - вот то, чем занимается метеоролог. Для этого он пользуется множеством различных приборов, призванных измерять уровень осадков, направление ветра, его силу и прочие факторы, а шар метеоролога - одно из подобных устройств, которое называется аэрозонд. Кроме того, неоценимую помощь работникам метеостанций оказывают данные со спутников, а также с других постов, в том числе и иностранных.

Без своей метеослужбы не обходится ни один крупный город. Прогноз погоды необходим не только для того, чтобы люди знали, как завтра одеться и стоит ли брать с собой зонтик. Без прогноза погоды невозможно качественно отладить работу муниципальных служб города, в ведении которых находится обеспечение отопления в домах и уборка снега с улиц в холодное время года, а также множество более мелких, но зависящих от погоды вещей.

Прогноз метеорологов, однако, не всегда оказывается верен: метеорология пока не настолько развита, чтобы за несколько дней точно назвать час, когда пойдет снег или наступит оттепель. Вообще, точнее всего метеоролог дает прогноз погоды на ближайшие часы, и это связано не с некомпетентностью сотрудника, а с несовершенством техники.

Что должен делать специалист?

В обязанности метеоролога входят:

Наблюдение за состоянием атмосферы и погодными явлениями;

Регулярные замеры показаний приборов и внесение данных в журнал наблюдений;

Использование показателей атмосферных зондов, космических спутников;

Сравнение результатов измерений с прошлыми данными;

Систематизация данных атмосферных явлений;

Нанесение данных на географические карты, составление графиков с выделением областей и зон низкого, высокого давления, движения циклонов, антициклонов;

Составление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов погоды;

Ведение контроля уровня загрязненности атмосферы;

Передача информации на центральный узел - Гидрометцентр, а если метеоролог работает непосредственно в Гидрометцентре, то систематизация поступивших данных с метеорологических станций и постов.

Что должен знать специалист?

Географию;

Основы черчения

Атмосферные явления, в том числе природные аномалии, их происхождение и распространение;

Назначение и принцип работы метеорологических приборов и оборудования;

Методику проведения наблюдений;

Технику работы с географическими картами и графиками;

Какие качества необходимы специалисту?

Строгая объективность при наблюдениях и их обработке;

Наблюдательность;

Внимательность;

Аккуратность;

Трудоспособность;

Ответственность;

Возможные места работы специалиста

Метеорологические станции и посты;

Научно-исследовательские лаборатории,

Гидрометцентр;

Информационный центр погоды;

Метеослужбы при аэропортах;

Аэрологические станции;

Градостроительные организации.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Техника-метеоролога

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность техника-метеоролога [Наименование организации в родительном падеже] (далее – организация).

1.2. Техник-метеоролог назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя организации.

1.3. Техник-метеоролог относится к категории специалистов и подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] организации.

1.4. На должность техника-метеоролога назначается лицо, имеющее соответствующую квалификацию:

Техник-метеоролог I категории:

  • стаж работы в должности техника-метеоролога II категории не менее 2 лет.

Техник-метеоролог II категории:

  • среднее профессиональное образование;
  • стаж работы в должности техника-метеоролога или на других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 2 лет.

Техник-метеоролог:

  • среднее профессиональное образование или начальное профессиональное образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Техник-метеоролог должен знать:

  • распорядительные, методические и нормативные документы о порядке производства гидрометеорологических наблюдений, обработки данных гидрометеорологических наблюдений и передачи информации (по профилю и программе работ);
  • наставления, руководства, инструкции и коды по производству гидрометеорологических наблюдений, обработке и контролю их результатов, передаче информации, обобщению данных и подготовке режимно-справочных материалов;
  • порядок и правила наблюдений за опасными гидрометеорологическими явлениями и высокими уровнями загрязнения окружающей среды, составления и передачи штормовых предупреждений и оповещений;
  • устройство, правила эксплуатации, текущего ремонта и поверки применяемых средств измерений гидрометеорологического назначения и контроля загрязнения атмосферного воздуха;
  • схему и порядок гидрометеорологического обслуживания потребителей информации и населения в обслуживаемом районе;
  • правила кодирования и занесения в таблицы и на технический носитель данных метеорологических наблюдений;
  • правила составления метеорологических справок и обзоров;
  • взаимосвязь процессов и явлений, происходящих в атмосфере;
  • правила по охране труда.

Дополнительно для техника-метеоролога ТДС:

  • нормативные документы по технической эксплуатации средств радиосвязи;
  • устройство, правила эксплуатации и мелкого ремонта радиостанций и других устройств связи, электросиловых установок;
  • положение о ТДС;
  • правила внутреннего трудового распорядка работников ТДС;
  • правила оказания первой медицинской доврачебной помощи;
  • правила хранения и использования оружия и боеприпасов.

1.6. Техник-метеоролог обязан:

  • своевременно отвечать на запросы других сотрудников по направлению профессиональной деятельности, предоставлять требуемую информацию в полном объеме;
  • объективно относиться к другим сотрудникам, оценивать их вклад в достижение целей организации по результатам их работы независимо от личного отношения;
  • соблюдать установленные сроки исполнения заданий и поручений;
  • оказывать помощь коллегам по работе при решении задач их деятельности в случае, если помощь может привести к качественному улучшению результатов деятельности;
  • непрерывно повышать свой профессиональный уровень;
  • честно и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности;
  • содержать находящееся в пользовании имущество в целости и сохранности;
  • всемерно способствовать формированию и укреплению благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
  • хранить служебную и коммерческую тайны;
  • соблюдать правила конфиденциальности при работе с личной информацией сотрудников организации, правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.7. Техник-метеоролог в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.8. В период временного отсутствия техника-метеоролога его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Техник-метеоролог осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Проводит метеорологические, актинометрические, теплобалансовые, озонометрические, радиолокационные, аэрологические, агрометеорологические, радиометрические и некоторые другие гидрометеорологические наблюдения в зависимости от профиля и программы работ.

2.2. Отбирает пробы воздуха, атмосферных осадков и выпадений с целью определения уровней загрязнения.

2.3. Обеспечивает эксплуатацию технических средств, устройств, применяемых для гидрометеорологических наблюдений и контроля загрязнения атмосферного воздуха и выпадений.

2.4. Осуществляет обработку, контроль, занесение на технический носитель данных наблюдений, составление таблиц с данными наблюдений.

2.5. Осуществляет информационную работу: составляет, кодирует и передает (принимает) телеграммы с результатами различных наблюдений; доводит до обслуживаемых организаций и населения гидрометеорологические прогнозы, предупреждения об опасных явлениях и неблагоприятных гидрометеорологических явлениях, опасных уровнях загрязнения окружающей среды.

2.6. Участвует в подготовке и выпуске ежедневного гидрометеорологического бюллетеня, авиаметеорологической документации, в составлении режимно-справочных обобщений и издании справок и обзоров о наблюдавшихся погодных условиях и уровнях загрязнения атмосферного воздуха.

2.7. Участвует в монтаже технических средств измерений и обработки данных.

2.8. Проводит регламентные работы, текущий ремонт и поверку применяемых средств измерений гидрометеорологического назначения и контроля уровней загрязнения атмосферного воздуха.

2.9. Участвует в изучении влияния метеорологических условий на производственную деятельность основных отраслей народного хозяйства, а также запросов обслуживаемых потребителей на гидрометеорологическую информацию.

2.10. Участвует в сборе сведений об ущербе от опасных гидрометеорологических явлений.

Дополнительно для техника-метеоролога, работающего на ТДС: эксплуатирует, проводит регламентные работы и мелкий ремонт электросиловых установок.

В случае служебной необходимости техник-метеоролог может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Техник-метеоролог имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Присутствовать на совещаниях комитетов и рабочих групп, других собраниях сотрудников по направлению деятельности.

3.4. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с деятельностью структурного подразделения.

3.5. При необходимости осуществлять взаимодействие с сотрудниками всех структурных подразделений организации.

3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений и других специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.8. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).

3.9. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.10. Действовать от имени структурного подразделения и представлять его интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями организации в пределах своей компетенции.

3.11. Представлять структурное подразделение во взаимоотношениях с внешними организациями по направлению деятельности в пределах своей компетенции.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Техник-метеоролог несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ – и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков организации или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.

4.2. Оценка работы техника-метеоролога осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы техника-метеоролога является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы техника-метеоролога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью техник-метеоролог может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...