Трагедия куртизанок. Леди Гамильтон — ангел адмирала

Драгоценные камни сами по себе не дают света, но случайно упавший на них луч солнца заставляет их играть всеми цветами радуги. Есть в драгоценных камнях какая-то своя тайна, какие-то свои скрытые лучи. Булыжник не засияет, хотя бы на него пролился целый солнечный поток.

Драгоценным камнем, имеющим свои тайну и свои лучи, была леди Гамильтон. Она пришла из темноты, сверкала, пока сияло над ней солнце, и с его заходом опять погрузилась во мрак. Она не творила сама ни своего счастья, ни своих бедствий. Всю жизнь она шла за вожатым. Гревиль, Гамильтон, Нельсон... Когда не стало последнего, сошла со сцены и леди Гамильтон.

Сведения о детстве леди Гамильтон очень не ясны и достоверны. Более или менее установлено, что она родилась в одном из отдаленных графств Англии, в маленькой деревушке.

Отец ее был дворянин Генри Лайон. Нежных чувств к своей дочери Генри Лайон не питал и вскоре после ее рождения бросил ее вместе с матерью. Он даже не признавал Эмму (будущую леди Гамильтон) за свою дочь, отчего та никогда не носила его фамилии.

Мать и дочь соединяла самая нежная любовь, и в течение всей своей жизни Эмма почти никогда, кроме случаев крайней необходимости, не разлучалась с матерью.

Брошенная отцом Эмма осталась на руках у матери, простой крестьянки по рождению, однако же дельной и твердой, чей ясный ум никогда не был омрачен неудачами, не ослеплен блестящей карьерой дочери.

Оказавшись одна с ребенком, Мери Лайон поселилась около своих родителей в Говардене и стала жить поденной работой. Когда Эмме минуло шесть лет, она и ее стала приучать к труду. Сначала Эмма развозила на ослике по улицам Говардена маленькие кулечки угля и пасла овец, а 10-лет поступила в няньки.

Хозяйка Эммы, Мистрис Томас привязалась к маленькой Эмме и всячески старалась развить ее ум и способности. К своему огорчению, Мистрис Томас вскоре заметила, что эта задача, если не невозможная, то очень трудная. Ни способностей, ни прилежания у Эммы не было. Любимым занятием ее было носиться по полям со своими сверстниками.

Несмотря на ее шумный, строптивый и ленивый характер Мистрис Томас ее очень любила. Когда Мери Лайон нашла своей дочери более выгодное место в. Лондоне и решила ее туда отправить, Мистрис Томас и Эмма были очень огорчены разлукой, и долгое время была между ними самая нежная переписка.

В Лондоне Эмма быстро теряет место няньки и остается на улице, предоставленная самой себе в поисках куска хлеба. Гоняясь за заработком, она меняет много занятий, но каждый раз неудачно, и ею овладевает все больше и больше отчаяние. Наконец, она устраивается продавщицей в ювелирном магазине. В числе клиенток этого магазина была некая Арабелла Келли, дама сомнительной репутации. Арабелла обратила внимание на хорошенькую Эмму, и вскоре последняя поступила к ней компаньонкой. Тут она встречает своего земляка, моряка из Говардена. Он попадает в одну неприятную историю, и она обращается к его начальнику, который может его выручить. Тот согласен, но ценой ее невинности. После некоторого колебания Эмма соглашается. Это была ее первая связь.

Вскоре она почувствовала себя беременной. Еще задолго до рождения ребенка ее любовник покинул ее. В последнем отчаянии Эмма обращается к матери. Та приезжает и увозит от Эммы ее дочь, названную в честь матери тоже Эммой.

Как ни печально было это событие, но благодаря ему Эмма поняла, что она красива.

Вскоре после болезни она принимает участие в сеансах доктора Грехема.

Доктор Грехем был магнетизер-шарлатан, бывший тогда в большой моде в Лондоне. Он был очень образован и обучался магнетизму в Париже у Месмера. Вернувшись в Лондон, он читал увлекательные лекции о вечной юности, продавал талисманы и лекарства. Эмма позировала у него под видом Гебы-Вестины, богини красоты и здоровья. Возлежа обнаженной на так называемой «небесной постели», она должна была вновь пробуждать в зрителях иссякшую любовную энергию. Тут ее тщеславие могло быть вполне удовлетворено. Все лондонское общество преклонялось перед красотой ее тела. Тут ее впервые увидели и оценили художники Рейнольде и Генсборо, и навсегда был покорен ее красотой Ромней.

Отсюда она переходит, как модель, в мастерскую Ром-нея, где он пишет с нее Цирцею и восхищается ее мимическим талантом. Вдохновленная им, она думает идти на сцену. Но Шеридан, выслушав ее декламацию, говорит, что она не пригодна к сцене.

Из мастерской Ромнея она идет на содержание к баронету сэру Гарри Фезерстону, живет с ним 6 месяцев жизнью первоклассной дамы полусвета, тратя безумные деньги на удовольствия и наряды, и брошенная им возвращается в Говарден.

Она была в Лондоне всего 2 года. Из Говардена она выехала неопытным ребенком, а вернулась туда много пережившей и много видевший женщиной. В таком маленьком местечке, как Говарден, приезд Эммы был событием, о котором все и всюду говорили. Еще раньше был предметом толков ее ребенок, привезенный ее матерью. Теперь она сама, с несколькими уцелевшими у нее нарядами, была встречена всеобщим осуждением. Всюду ей давали понять двусмысленность ее положения, и двери добродетельных жителей Говардена закрывались перед ней. В отчаянии она пишет 7 писем, одно за другим, сэру Гарри, но ответа нет. Тогда она обращается с умоляющим письмом к сэру Карлу Гревиллю, с которым она познакомилась в последнее время своего пребывания в Лондоне. Однажды Гревилль уже помог ей, дав ей немного денег на дорогу в Говарден, и она надеялась, что тут он ее выручит тоже. Гревиллю она нравилась, но, как человек рассудительный, он боялся выказать свои чувства и тем заранее связать себя. В ответ на ее просьбы о помощи он пишет ей холодно и рассудительно. Он зовет ее в Лондон под условием отказаться от всех прежних знакомых и оставить ребенка в Говардене, причем разрешает ей поддерживать отношения единственно с матерью.

Гревиллю нужна была покорная и скромная любовница, не требующая крупных расходов, которых он не хотел и не мог делать.

Получив письмо Гревилля, Эмма не медля переезжает в Лондон. Тут Гревилль еще раз ведет с ней сухой разговор о своих условиях. Эмма в эту минуту видела в Гревилле единственную надежду и спасение. Она не только согласилась на все его условия, но еще была благодарна за них.

Теперь Эмма поселяется на окраине города, в скромном домике, который Гревилль, тонкий знаток искусства, однако же сумел устроить с большим вкусом. Эмма должна была жить здесь тихо и одиноко, обучаясь правописанию, литературе, пению и музыке. Заведовать хозяйством Гревилль взял ее мать миссис Кид, как она называла себя теперь. Эмма нигде не бывала, и кроме нескольких знакомых Гревилля, серьезных и чопорных джентльменов, никто не появлялся в ее домике.

Несмотря на это, за свою скромную, но спокойную жизнь Эмма чувствовала к Гревиллю бесконечную благодарность. Казалось, что уже ничто не может нарушить безмятежности и тишины, окружавших Эмму. Она никогда не делала попыток выйти из повиновения и ее непокорная душа, видимо, была навсегда усмирена. Только однажды, когда Гревилль ее вывез на один парадный праздник, Эмма, очутившись среди шума, музыки, блеска и иллюминации, заразилась общим настроением и вдруг, вскочив на стул, запела своим приятным звонким голосом.

Толпа сначала протестовала против такого внезапного выступления, потом, покоренная ее изумительной внешностью, разразилась бурей аплодисментов. Эмма, упоенная успехом, пела все звонче, все прекраснее. Эта радость чуть не стоила ей разрыва с Гревиллем, возмущенным ее выходкой, и много слез пришлось пролить Эмме, чтобы вымолить его прощение.

После этого она опять стала непритязательной и покорной. Ее единственным развлечением было посещение два раза в неделю мастерской Ромнея. Художник был верен ей по-прежнему, она по-прежнему была его любимой моделью, и он писал ее без конца. Двадцать четыре законченных портрета и бесконечное множество набросков, этюдов... Никогда ничто не омрачало их хороших отношений. Она была его «вдохновительницей», как он ее называл, она звала его своим «отцом». В мастерскую и обратно ее отвозил экипаж, она редко показывалась на улице одна, и в большинстве случаев ее сопровождала мать.

В Лондон вернулся дядя Гревилля, английский посланник в Неаполе, лорд Гамильтон. Это был спортсмен, веселый и умный собеседник, танцор, певец, скрипач и археолог.

Появившись у Гревилля и познакомившись с Эммой, Гамильтон был поражен ее красотой и спустя некоторое время решил, с позволения Гревилля, дать ей некоторые сведения по искусству. Скоро он увлекся своей учительской ролью; уроки становятся все более и более частыми, и домик на Эджвар Роо делается его любимым местопребыванием.

Что касается Гревилля, то он был очень доволен вниманием, которое его дядя выказывал Эмме. В этом он предвидел удобный выход. Деньги Гревилля, несмотря на экономный образ жизни, приходили к концу, и он уже подумывал, как бы ему просто и легко расстаться с Эммой и выгодным браком поправить свои дела. Как отнесется к этому Эмма, его совершенно не занимало.

Для начала Гревилль убеждает Эмму уехать на лето из Лондона. Эмма, не подозревая, что это конец, едет со своей матерью в Честер. По дороге она заезжает в Говарден и берет с собой оттуда свою дочь.

Из Честера она пишет Гревиллю полные любви, покорности и нежности письма.

«С каким нетерпением я сажусь писать, ожидая почтальона. Сегодня я наверное получу письмо. Могли ли Вы, мой дорогой Гревилль - нет, это невозможно, уже забыть вашу бедную Эмму... Я постоянно думаю о Вас и дохожу до того, что мне кажется, я слышу и вижу Вас. Подумайте, Гревилль, какой это самообман, когда я так покинута и нет никаких известий о Вас... Разве Вы забыли, как говорили мне при отъезде, что будете так счастливы снова увидеть меня... О, Гревилль, подумайте о количестве дней, недель и годов, которое еще может быть у нас. Одна строчка от Вас сделает меня счастливой...»

Дядя и племянник действовали заодно, скрывая от Эммы истину. Едва вернувшись к Гревиллю, Эмма получает приглашение лорда Гамильтона приехать погостить к нему в Неаполь. Предчувствуя какие-то новые неизвестные ей события, Эмма колеблется принять это лестное приглашение, но по настоянию Гревилля принимает.

В Неаполь Эмма приезжает со своей матерью. Лорд Гамильтон встретил и окружил их таким вниманием, как если бы они были дамы из высшей английской аристократии.

«Вы не можете себе представить,- пишет Эмма Гревиллю,- насколько сэр Вильям добр ко мне. Он делает все возможное, чтобы видеть меня счастливой. Он никогда не обедает вне дома. По правде говоря, с моего приезда он меня покидает не чаще, чем моя тень. Он завтракает, обедает и ужинает со мной, садится всегда рядом, глядя на меня, я не могу двинуть ни рукой, ни боком, ни ногой, чтобы он не заметил сейчас же, насколько грациозны и красивы, по его мнению, мои движения. Право, я сердита, что не могу составить его счастья. Я могу только быть вежливой и любезной. И в самом деле, я с ним мила, как только могу. Но я Ваша, Гревилль. Вам одному могу я принадлежать, и никто не займет Вашего места в моем сердце».

Из писем Эммы Гревилль видел, что, если он не будет действовать решительно, то Эмма вновь появится в Лондоне. А так как это было ему в высшей степени нежелательно, то он пишет ей письмо, где с необычайным цинизмом советует ей сделаться любовницей лорда Гамильтона, а со своей стороны предлагает ей дружбу и товарищеские отношения.

Любившая его Эмма была до глубины души возмущена этим циничным советом. Ответ ее полон негодования, но в то же время это последняя отчаянная попытка вернуть к себе Гревилля.

«...Это Вы советуете мне... Ничто не может выразить моего отчаяния. Я просто схожу с ума. Вы, Гревилль, даете мне такой совет. Вы, который обычно ревновали меня за одну улыбку. С каким холодным равнодушием Вы советуете мне идти к... сэру Вильяму. О, это хуже всего. Если бы я была около Вас, я убила бы Вас и себя...»

И в конце этого письма в постскриптуме она пишет:

«...Вы не знаете моей власти здесь. Только я не стану никогда любовницей. Если Вы меня доведете до крайности, я женю его на себе».

Верно, Гревилль улыбнулся, прочтя эту угрозу. Но Эмма в это время уже не была прежней робкой и покорной любовницей, которую он замкнул в узкие рамки мещанской жизни. В ее душе уже роились честолюбивые мечты.

И вот, пережив много минут отчаяния и оскорбленного самолюбия, передумав все способы мести, Эмма решает выполнить свою последнюю угрозу - женить на себе лорда Гамильтона. С осени 1786 г. она оставляет свою квартиру и к большой радости лорда Гамильтона поселяется в посольском дворце. Тут в это время видел ее и восхищался ею Гете.

«Лорд Гамильтон, который все еще здесь английским посланником, после долгого изучения искусства и многолетнего наблюдения природы, нашел совершенное соединение природы и искусства в одной прекрасной юной девушке. Он взял ее к себе. Это англичанка лет двадцати. Она очень красива и очень хорошо сложена. Он сделал ей греческий костюм, который идет ей изумительно. С распущенными волосами, взяв две шали, она так меняет свои позы, жесты, выражения, что в конце концов думаешь, что это только сон. Что тысячи артистов были бы счастливы достигнуть - здесь видишь воплощенным в движении, с захватывающим разнообразием. На коленях, стоя, сидя, лежа, серьезная, печальная, шаловливая, восторженная, кающаяся, пленительная, угрожающая, тревожная... Одно выражение следует за другим и из него вытекает. Она умеет для каждого движения дать складки платья и их изменить, сделать сто разных головных уборов из одной и той же ткани». Так описывал Эмму Гете.

Графиня де Буань в своих мемуарах говорит о ней:

«Другие пытались подражать таланту этой женщины; я не думаю, чтобы это им удалось. Это вещь, в которой только один шаг до смешного. Кроме того, чтоб иметь ее успех, нужно прежде всего быть безупречно прекрасной с головы до ног, а таких редко встречаешь».

Не прошло и года, как Эмма принята в неаполитанском обществе уже окончательно. Она держится так умело и тактично, что король неаполитанский говорит: «Неаполитанские дамы хорошо бы сделали, если бы брали с нее пример».

Вскоре угроза Эммы стала фактом. 6 сентября 1791 г. она венчается в Лондоне с лордом Гамильтоном. В день свадьбы она последний раз заехала в мастерскую Ромнея. В этот визит он набрстсал ее портрет, который после он назвал «Посланница». Эмма с грустью покидала своего старого друга. Для Ромнея разлука была еще тяжелей, от него навсегда уходила та, с которой так тесно было связано его искусство. С уходом Эммы уходит из жизни Ромнея последний луч солнца, озарявший его старость.

Насколько дорога была Эмма Ромнею, видно из его письма одному другу:

«Касандра (Эмма) вернулась в город 16-го, но я увидел ее только 20-го. Вы представляете себе, что я выстрадал. Она решила позировать 23-го и с тех пор позировала все дни... Когда она появилась у меня в мастерской, она мне показалась нежней, чем в последний раз... Теперь мне кажется, что ко мне она сердечней, чем когда-либо. Она сожалеет, что покидает Англию, не увидев Вас. Я чрезвычайно признателен Вам, за Ваше сочувствие. Действительно, душа так страдала, что это отражалось на моем здоровье, и я боялся, что не смогу писать с нее больше, но с тех пор, как она по-прежнему добра ко мне, я совершенно оправился и телом, и духом...» 6 сентября Эмма в последний раз увидела Ромнея. Больше они уже не встречались.

На другой день после свадьбы лорд и леди Гамильтон уехали в Неаполь. По дороге они заехали в Париж, думая пробыть там некоторое время. Но надвигающаяся гроза революции заставила их скоро его покинуть. Им удалось, однако, проникнуть во дворец, и находившаяся уже под строгим надзором Мария-Антуанетта тайно вручает Эмме письмо к своей сестре, неаполитанской королеве Марии-Каролине. Для Эммы это письмо была большая радость. Оно открывало ей двери Неаполитанского дворца.

По приезде в Неаполь она вручает письмо Марии-Каролине, и с этого дня начинается их дружба

В это счастливое время своей жизни Эмма верна своему прошлому При ней неотлучно мать, и она пишет нежные письма Гревиллю и Ромнею

«В самом деле,- пишет она Гревиллю,- если мы останемся здесь, то лишь потому, что я обещала королеве не покидать ее до ее отъезда» И далее она говорит - «я провела вечер с королевой вдвоем, смеялись, пели и т д Но во время приема я держалась на своем месте и оказывала королеве такое почтение, как если бы видела ее в первый раз Это очень ей понравилось» В конце Эмма говорит о своей личной жизни «Вы не можете представить, как счастлив дорогой сэр Вильям Право, Вы не можете понять нашего счастья, оно неописуемо, мы не разлучаемся ни на час во весь день Мы живем, как любовники, а не как муж и жена, особенно, если подумать о том, как относятся друг к другу современные супруги.. »

В этот период жизни леди Гамильтон на ее горизонте появляется Горацио Нельсон, маленький человек с чистыми, открытыми глазами и властным, всепокоряющим голосом Две страсти владели этим человеком - ненависть к Франции и безграничная любовь к своей родине.

С первого появления Нельсона в Неаполе между Эммой и им установились дружеские отношения, их объединяло патриотическое чувство

Эмма в то время уже не только друг Марии-Каролины, она поверенная всех ее дел и ее ближайшая наперстница. Уже с самого начала Великой Французской революции английское влияние было очень сильно при неаполитанском дворце. Когда же на горизонте появилась грозная тень Бонапарта, спасения от него Неаполь мог ждать только со стороны Англии.

И вот посредницей между Неаполем и Англией стала Эмма. Сначала она как бы пугалась этого, но скоро, ободренная королевой Марией-Каролиной, блестяще вошла в свою роль. Она передает тайные письма, пишет их вместе с королевой.

«У меня не было времени писать к Вам, так как три дня и три ночи мы писали важные письма, которые послали сегодня с курьером нашему правительству»,-т- пишет она Гревиллю. Защищать Неаполь от Бонапарта прислан Англией Горацио Нельсон.

С этого времени судьба Эммы навсегда переплетается с судьбой Нельсона. До этой встречи свободного выбора у Эммы не было. Необходимость заставила идти ее к Гревиллю, честолюбие к лорду Гамильтону, к Горацио Нельсону - любовь. Со стороны Нельсона это было тоже настоящее, большое чувство.

Победа при Абукире, и весь Неаполь оживает, от полного уныния он переходит к самой бурной радости. Все восторги принадлежат Нельсону, и как триумфатора встречает его Неаполь. Сильно должно было биться сердце Эммы, когда она увидела его, окруженного таким ореолом славы.

Последняя кампания подорвала здоровье Нельсона, и он с радостью принимает приглашение леди Гамильтон поехать отдохнуть в Кастель-Маре.

«Я живу у них в доме, и только тщательный уход, которым меня окружают, мог восстановить мое печальное здоровье»,- пишет Нельсон своей жене.

Некоторое время спустя Нельсону было поручено занять Мальту. Но победа в этот раз осталась не за ним, и он вернулся в Италию, где французы угрожали Неаполю. Королевская семья должна была бежать, и Неаполь был занят французскими войсками. Гамильтоны и Нельсон до мельчайших подробностей разработали план побега. События следовали одно за другим с необычайной быстротой. Эмма - бедная нянька двадцать лет тому назад - держит в руках судьбу королевской семьи, и лишь ее энергии, ее решительности обязана та своим спасением. При всеобщей панике леди Гамильтон одна сохраняет присутствие духа и ободряет других. Вскоре Нельсон воспользовался благоприятным моментом, и Неаполь вновь переходит во власть англичан.

Королевская семья могла вернуться в Неаполь, но она страшилась этого, и в Неаполь возвращаются Гамильтоны и наследный принц. Казалось, вся королевская власть была сейчас в руках не Марии-Каролины, а Эммы Гамильтон.

Между ней и Марией-Каролиной живейшая переписка, в которой последняя диктует свои приказания, явные и интимные, а Эмма точно выполняет их. В своих письмах Эмма дает королеве точный ответ по поводу всех событий в Неаполе.

Но обширная переписка с королевой поглощает не все время Эммы. От имени королевы она освобождает пленных, раздает деньги нуждающимся. В октябре 1799 года английский флот отправляется в Палермо и леди Гамильтон с ним вместе. Здесь ее ожидает Мария-Каролина. Нельсона снова встречают, как триумфатора, и с ним разделяет славу Эмма. Мария-Каролина осыпает ее подарками.

Частое крейсирование заставляло Нельсона не раз покидать Неаполь. В свое отсутствие он передает свою власть Эмме. В одном из этих случаев ею была принята депутация от острова Мальты. Она нашла способ удовлетворить их просьбу, за что ей была оказана редкая для женщины честь. Гроссмейстер мальтийского ордена, русский Император Павел I прислал ей вместе с собственноручным письмом мальтийский крест.

Неожиданное неприятное событие изменило счастливую жизнь Эммы. Лорд Гамильтон был вызвал в Лондон, а на пост посланника в Неаполе был назначен другой. Для Эммы было тяжело покидать страну, где она видела себя на вершине славы, и ехать в Лондон, в тот самый Лондон, который не принял ее во всем блеске ее двадцатилетней красоты. Чего могла она ждать от него теперь, на закате своей молодости. Между тем Нельсон не мог уже окончательно жить без нее. Ссылаясь на слабость здоровья, он отказывается временно от действительной службы и следует за ней.

До Вены провожала их Мария-Каролина.

Уже в Вене Эмме, опьяненной своим успехом и привыкшей к поклонению, пришлось столкнуться со строгим и даже недоброжелательным отношением. В Лондоне она была встречена холодно.

В 1801 году у леди Гамильтон родилась дочь Горация. Рождение ее было обставлено тайной, и лорду Гамильтону она была представлена, как сирота, которую Эмме хотелось бы усыновить. О том, что это дочь Эммы и Нельсона, лорд Гамильтон никогда не узнал.

Странно было вообще поведение лорда Гамильтона во всей этой романической истории. Человек умный и проницательный, он не мог не видеть того, что видели все. Но все время, вплоть до своей смерти, он был нежным другом Нельсона, и отношение его к Эмме было то же, что и раньше. Гайна его поведения так и ушла с ним в могилу.

Все документы, касающиеся ребенка, были уничтожены, и только благодаря письмам Нельсона к Эмме, которые последняя не решалась уничтожить, мы знаем, кто были родители Горации.

«Вы знаете, моя дорогая Эмма, что я отдал бы все на свете, чтобы быть вместе с Вами и нашей дорогой маленькой дочкой»,- пишет Нельсон Эмме.

Сама Горация не знала, кто была ее мать. Она знала только, что она дочь Нельсона и «особы слишком высокопоставленной, чтобы можно было открыть ее имя». Так ей сообщила Эмма, и больше она ничего не могла узнать до конца своей жизни.

Меньше, чем через месяц после рождения дочери, Эмма вынуждена была начать светскую жизнь. Лорд Гамильтон считал своей обязанностью иметь свой салон. Салон Эммы имел успех. Даже принц Уэльский выразил желание обедать у них и послушать пение леди Гамильтон. Но это известие возбудило недовольство и ревность Нельсона, и Эмма ловко избегнула этой возможности, не желая огорчать своего возлюбленного. Конечно, окружавшего когда-то Эмму триумфа уже не было, и годы брали свое. Сильно пополнев, Эмма уже лишилась своей прежней безукоризненной красоты. Но все же она еще была достаточно красива, чтобы пленять, и ее бурное прошлое окружало ее ореолом напряженного интереса.

В конце 1801 года Нельсон поручает Эмме купить для него имение, чтобы там жить вместе с нею. Эмма с радостью выполняет это поручение и покупает в окрестностях Лондона имение Мертон. Тут есть все, что нужно. Не очень большой, но благоустроенный дом и для лорда Гамильтона, чьим любимым спортом раньше была рыбная ловля, река, обильная рыбой.

В Мертоне пережила Эмма самые счастливые годы своей любви к Нельсону. Муж ее и Нельсон были в наилучших отношениях. Поселившись в Мертоне, они, казалось, желали и думали, что это навсегда. Но Эмма скоро заскучала по шумной светской жизни. В Мертоне стали появляться один за другим гости, родные и друзья Нельсона, сын Марии-Каролины Луитпольд и другие.

В начале июля 1802 года Нельсон и Гамильтоны предпринимают небольшое путешествие. На этот раз они не втроем, как они ехали из Италии, и бывали вообще всюду, а вчетвером. Четвертый - это Гревилль. Казалось, Эмму занимало бросать вызов общественному мнению, возя за собой мужа и двух любовников.

В апреле 1803 года умирает лорд Гамильтон на руках Эммы и Нельсона, не отходивших от его изголовья. Потеря близкого человека, которому одному, в сущности, она была обязана своим положением, усугублялась еще более тем, что состояние лорда Гамильтона перешло к Гревиллю, а ей лишь вещи и небольшая единовременная сумма. Вероятно, лорд Гамильтон оставил бы ей больше, но он до последней минуты надеялся, что правительство даст ему, а потом и ей, просимую им давно пенсию.

Две недели спустя после похорон, Гревилль попросил Эмму очистить их отель в Лондоне и подыскать себе другую квартиру. Вообще, тут он окончательно проявился в своем настоящем виде. Бывший любовник Эммы, он держал себя, как ее злейший враг. Возмущенный его поведением Нельсон дарит Эмме Мертон и выдает ей ежемесячную ренту. Для всякой другой то, что имела Эмма, было бы вполне достаточным, но для избалованной жизнью Эммы это почти нужда. Все ее многочисленные просьбы, адресованные правительству и ее прежним друзьям о выдаче ей пенсии после лорда Гамильтона, не приводят ни к чему 21 октября 1805 года памятный день Трафальгара. Перед боем Нельсон прибавляет параграф к своему завещанию, в нем он обращается к правительству: «Единственную милость, которой я прошу у своего Государя и у своей родины, пишет он, это забота о судьбе леди Гамильтон и маленькой Горации».

Этот бой был последним для Нельсона. Англия была спасена, но Нельсон убит.

Для Эммы это был конец. После смерти Нельсона его жена и родственники были щедро поддержаны правительством. Но Эмма и Горация, о ком единственно просил свою родину Нельсон, были забыты совершенно. Эмму как будто желали совершенно вычеркнуть из жизни Нельсона, как пятно на светлой памяти героя.

Со смертью Нельсона жизнь Эммы превратилась в сплошное мытарство. При Нельсоне были надежды, была жизнь, теперь это была нищета, уже настоящая, и полное презрение окружающих.

В 1811 году умирает ее мать, бывшая всегда с ней и сумевшая заслужить себе уважение всех, окружавших когда-либо Эмму.

Эмма за долги попадает в тюрьму. Освободившись оттуда, она скоро видит себя в опасности быть вторично арестованной за новые неплатежи и бежит от своих кредиторов во Францию. Но и тут нет просвета. Десять лет со смерти Нельсона еще старается побороть свою судьбу леди Гамильтон, и, только прожив их, видит, что усилия бесполезны. Она кончила так же, как начала,- в полной нищете. В январе 1815 года она заболела бронхитом, который перешел в воспаление легких.

В холодной комнате с голыми стенами умирала леди Гамильтон. Над кроватью висели два портрета - ее матери и Нельсона, рядом с ней рыдала Горация

15 января вечером Эмма умерла,. Похоронена она была за счет своего родственника со стороны матери, Генри Кадагана, человека, с которым при жизни она никогда не имела ничего общего

Эмма Гамильтон оставила глубокий след в истории и сердцах потомков, и даже теперь, спустя 200 лет после её смерти, история её жизни и любви будоражит умы и оставляет вопросы, на многие из которых ответы так и не найдены.

Красотка с угольной тележкой

Джордж Ромни. Эмма Харт в образе Ариадны. 1785 г. Фото: репродукция

Эмма (Эми) родилась 26 апреля 1765 года в семье кузнеца Лайона в глухой английской провинции Чешир. Детство её нельзя назвать беззаботным: по разным сведениям, её отец то ли умер, то ли бросил их с матерью на произвол судьбы. В любом случае, мать Эммы Мэри Лайон была вынуждена зарабатывать на кусок хлеба себе и дочери подённой работой, а с шести лет и сама Эмма уже бойко развозила в тележке, запряжённой осликом, мешки с углём, оставляя их у дверей соседей. Даже в столь юном возрасте маленькая Эми выглядела прелестно: огромные синие глаза, рыжеватые волосы, грация в жестах и походке. Девочка была совершенно не похожа на своих деревенских друзей, однако очень любила носиться с ними по лесам и полям и терпеть не могла учиться.

После того, как Эмме исполнилось 10 лет, она поступила нянькой в дом деревенского врача. Однако там долго не задержалась — мать подыскала ей более выгодное место в Лондоне. Но в силу неблагоприятных обстоятельств Эмма пробыла там совсем недолго и осталась без работы. После этого мисс Лайон перепробовала массу занятий: прислуга, барменша в трактире, продавщица в ювелирном магазине. На кусок хлеба Эмме удавалось зарабатывать — но и только. Скорее всего, рано или поздно девушка попала бы в один из многочисленных лондонских борделей, но ей «повезло». Как-то раз на улице Эмма встретила своего земляка — матроса, завербованного на службу против собственной воли. Выслушав его жалобы, полная негодования Эмма кинулась к начальнику приятеля с просьбой отпустить его домой. Тот, пленённый красотой девушки, соглашается. Однако за услугу требуется платить. И плата эта — невинность Эммы.

В «храме» доктора-шарлатана

Неизвестно, сколько времени Эмма пробыла в объятиях своего первого любовника, но долго она там не задержалась. Красота девушки привлекает к ней мужчин из разных социальных прослоек, но Эмма уже слишком хорошо знает, чего хочет — максимально подняться по социальной лестнице и обрести прочное материальное положение.

Однако вскоре мисс Лайон обнаруживает, что беременна. Правда, неизвестно от кого — к тому времени она успела осчастливить не одного мужчину. Но никто из них ребёнка признавать не хочет и помогать любовнице тоже не собирается. В отчаянии Эмма обращается к своей матери. Мэри приезжает, принимает у дочери роды и увозит ребёнка к себе в городок Говерден. Девочку назвали Эммой, в честь её семнадцатилетней непутёвой матери.

После этого события Эмма понимает, что надо быть осторожней и разборчивей в связях и что эта дорожка может увести её не к желаемой цели, а совсем в противоположном направлении. Чтобы окончательно покончить с прежней жизнью, Эми Лайон меняет имя и становится Эмили Харт .

Карикатура на живые картины («аттитюды») в «храме» «доктора» Грехема. 1790-е гг. Commons.wikimedia.org

Примерно в это же время она знакомится с так называемым «доктором» Грэхемом, последователем великого афериста Калиостро , и поступает на службу в его «Храм Здоровья». Это заведение было очень популярно в Лондоне — там «лечились» пары, которые с годами утратили влечение друг к другу или не могли зачать ребёнка, а также одинокие мужчины с интимными проблемами. Такая «терапия» имела большой успех у знати — ходили слухи (безусловно, подогреваемые самим Грехемом), что эффективность подобного «лечения» стремится к абсолюту и осечек не даёт.

Процедура же была следующая: в помещениях «храма», на ложах, задрапированных дорогими тканями и украшенных цветами, под звуки органа, супружеские пары могли предаться любви — как с целью зачать ребёнка, так и с целью «подогреть» остывшие чувства. Одиноким же мужчинам предоставлялась возможность лицезреть прекрасных «фей» и «нимф», возлежавших во фривольных позах, дабы разжечь у клиентов угасший любовный пыл.

Стоило «лечение» очень дорого, простые горожане не могли себе его позволить. Поэтому сеансы посещала исключительно знать и богатые дельцы. Эмме это было на руку, она не теряла надежды занять место постоянной любовницы или содержанки мужчины из высшего света.

Работая в «храме», Эмма наконец почувствовала власть над мужчинами. Лондонская публика заметила и оценила её шарм и изящество, знаменитые художники, такие, как Рейнольдс и Гейнсборо , писали её портреты. Великий художник Джордж Ромни был на всю жизнь покорён прекрасной Эммой — он написал более двадцати её портретов, в которых использовал как мифологические, так и исторические сюжеты.

Здесь же, в «храме», Эмма знакомится с лондонским аристократом Гарри Фезерстоном, который без обиняков предлагает ей содержание и покровительство. Счастливая Эмма переезжает к сэру Гарри — наконец-то её мечта сбылась! Она живёт в роскошном особняке, носит изысканные наряды, имеет драгоценности, учится танцам и верховой езде. Так продолжается 6 месяцев, пока Фезерстон не начинает тяготиться постоянным присутствием любовницы. Он разрывает с ней отношения и отправляет восвояси. Бедная Эмма не знает, что же ей делать дальше — она быстро привыкла к праздности, и перспектива снова зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом ужасает.

Она опять едет к матери, чтобы повидать дочь и, возможно, остаться в Говердене, но город не принимает её: добродетельным жителям известно, как в последние годы жила Эмма в Лондоне и чем занималась, перед ней захлопываются все двери, никто не желает общаться с «гулящей». Бедная Эмма в отчаянии, она не понимает, как и чем ей жить дальше.

Джордж Ромни: леди Гамильтон в виде Цирцеи и Эмма Гамильтон в роли вакханки

Жена британского посла

К счастью, у Эммы сохранились адреса некоторых лондонских знакомых. Она пишет отчаянные письма и получает неожиданный ответ от сэра Чарльза Гревилла . Сэр Чарльз не забыл её, он готов предоставить ей кров и покровительство, но взамен требует, чтобы она порвала отношения со всеми прежними знакомыми, не виделась с дочерью. Единственным человеком из прошлой жизни, с кем она имеет право общаться, — её мать. Эмме ничего не остаётся делать, как согласиться. Она переезжает в Лондон и начинает вести довольно скучную и однообразную жизнь в загородном поместье Гревилла. К ней приходят учителя, которые преподают ей пение, рисование, иностранные языки. В доме у неё никого не бывает, за исключением некоторых чопорных друзей сэра Чарльза. Эмма может выезжать лишь в мастерскую художника Ромни, который пишет с неё портрет за портретом. Их отношения долгие годы оставались тёплыми и сердечными, Ромни был для Эммы как отец.

Сэр Уильям Гамильтон рядом с одной из своих древнегреческих ваз на картине Джошуа Рейнольдса

Три года прожила Эмма в поместье Гревилла. Она привязалась к своему покровителю, искренне полюбила его. Да и для него она стала близким человеком. Поэтому, когда отец сэра Чарльза потребовал, чтобы тот женился на богатой наследнице, дабы поправить свои финансовые дела, Гревилл не стал выгонять Эмму на улицу, а постарался устроить её судьбу.

Незадолго до описываемых событий в Лондон вернулся дядя сэра Чарльза — лорд Уильям Гамильтон , британский постол в Неаполе. Он навестил племянника в его загородном доме и был сражён наповал красотой и шармом Эммы. И немудрено — за три года та превратилась в утончённую светскую даму с прекрасным образованием и манерами. Лорд Гамильтон ведёт с Эммой нескончаемые разговоры об искусстве и музыке, он даже приглашает её с матерью погостить на его вилле в Неаполе. Простодушная Эмма соглашается. Она рада, что дядя её возлюбленного так благосклонно к ней относится. Она уверена, что придёт время — и Гревилл сделает ей предложение.

Однако планы сэра Чарльза совершенно иные. Отправив Эмму с глаз долой, он почти не отвечает на её письма, полностью погружённый в приготовления к предстоящей свадьбе. Эмма шлёт ему грустные и лиричные послания, но в ответ получает лишь «пожалей бедного дядю Уильяма, он так одинок». У Эммы падает с глаз пелена. Наконец она понимает, зачем её отправили в Неаполь, что никакой свадьбы с Гревиллом не будет и её попросту «подарили» престарелому дипломату. В бешенстве она пишет сэру Чарльзу: «Если Вы доведёте меня до крайности, я женю лорда Гамильтона на себе. Я не буду любовницей, я буду женой. Вы не знаете всей моей власти здесь».

Неизвестно, как отреагировал на это письмо Гревилл, скорее всего, просто не поверил. Но Эмма уже не была той тихой и покорной девушкой, что несколько лет назад, и слов на ветер не бросала.

Художник Дэвид Аллен. Супруги Гамильтон. Фото: репродукция

6 сентября 1791 года состоялась свадьба Эмили Харт и Уильяма Дугласа Гамильтона. Невесте было 26 лет, жениху — почти 61 год. Несмотря ни на что, Эмма казалась счастливой и всем довольной. Сбылась её заветная мечта — она стала дамой высшего света, у неё богатый муж, прекрасный дом, масса драгоценностей и нарядов. Не беда, что сэр Ульям немолод. Не страшно, что возлюбленный Гревилл предал её. Главное, что ей никогда больше не придётся зарабатывать на жизнь тяжким трудом и думать о куске хлеба.

Эмма окунается в водоворот светской жизни: балы сменяются пикниками, блестящие кавалеры вьются вокруг неё, как пчёлы. Открытый, весёлый нрав Эммы привлекает к ней и мужчин, и женщин. Она становится близкой подругой, а позже и поверенной во всех личных и государственных делах королевы Неаполя Марии Каролины Австрийской , сестры Марии-Антуанетты.

Скандальный роман

Портрет молодого Горацио Нельсона. 1781 г. Джон Фрэнсис Риго. Фото: репродукция

В 1798 году в Неаполь для защиты королевства от Бонапарта прибывает английская эскадра под командованием адмирала Горацио Нельсона . К тому времени флотоводец, увенчанный славой в сражениях против Франции и Испании, уже потерял правую руку и получил серьёзную травму глаза. А в недавней битве при Абукире получил серьёзное ранение в голову. Неаполитанцы искренне и радостно приветствуют героя, и в первом ряду встречающих, конечно же, адмирал видит британского посла с супругой. Эмма, полная восторженных патриотических чувств, падает Нельсону на грудь со словами: «О боже, неужели это возможно?!».

Целую неделю в Неаполе не прекращались празднования в честь англичан. Лорд и леди Гамильтон поселили Нельсона в своём дворце, где Эмма взяла на себе заботу об адмирале — она ухаживала за выздоравливающим, кормила его с ложечки, меняла повязки, читала вслух. Неудивительно, что Горацио, о котором так ещё никто не заботился, влюбился без памяти. А Эмма не видела ни увечий, ни ран — она полностью отдалась захватившему её чувству.

Вскоре они стали неразлучны — ослепительная красавица леди Гамильтон и невзрачный коротышка-калека адмирал Нельсон. Поползли слухи. Но ни Эмму, ни Горацио они нисколько не волновали. Мало того, они не волновали даже мужа Эммы лорда Гамильтона. Он прекрасно относился к адмиралу Нельсону и менять своего отношения совершенно не собирался. Все трое отлично уживаются под одной крышей в любви и согласии. Но Эмме этого становится мало — она хочет безраздельно владеть возлюбленным. Горацио просит жену дать ему развод, но леди Нельсон непреклонна.

Вице-адмирал Горацио Нельсон. Репродукция с портрета Лемюэля Фрэнсиса Эбботта, 1799 год.

Между тем английский флот получает приказ захватить Мальту. Адмирал снова бросается в бой, но на этот раз удача не на его стороне. Он возвращается в Неаполь, чтобы защитить его жителей, и снова неудача — королевство захвачено французами. Монаршья семья вынуждена спасаться бегством. План побега разработали Нельсон и чета Гамильтонов. Удивительно, но в хрупких нежных руках Эммы Гамильтон, бывшей няньки и служанки, находились судьбы королевы Марии-Каролины с супругом и их многочисленных отпрысков. И только благодаря энергии, смекалке и силе духа Эммы королевскую семью удалось спасти.

Лишь когда Неаполь был освобождён русской эскадрой под командованием Ушакова , королевская семья смогла вернулась во дворец. Мария-Каролина осыпает Эмму подарками, советуется с ней о каждой мелочи. В свои частые отъезды адмирал Нельсон вместо себя оставляет Эмму. Однажды ей пришлось принимать посланников с Мальты, и она нашла способ удовлетворить их просьбу. В благодарность за это гроссмейстер мальтийского ордена, русский император Павел I прислал Эмме мальтийский крест, сопровождаемый собственноручно написанным письмом.

Но всё хорошее когда-нибудь кончается. В 1799 году лорда Гамильтона отзывают обратно в Англию, на место посла назначается другой дипломат. Вместе с четой Гамильтонов в Лондон возвращается и Горацио Нельсон, который не в силах расстаться с Эммой. Адмирала встречают как триумфатора, Англия рукоплещет ему как гению военного дела. Но на Эмму восторженный приём не распространяется: чопорная английская знать не желает общаться с носительницей такой скандальной репутации. Двери особняков закрываются перед Эммой, королева запрещает принимать её при дворе.

Кадр из фильма «Леди Гамильтон», 1941. В роли Эммы Гамильтон — Вивьен Ли, в роли адмирала Нельсона — Лоуренс Оливье. Фото:

Фильм о знаменитой леди Эмме Гамильтон, которая была любовницей легендарного британского адмирала Горацио Нельсона. Благодаря его военному плану, английский флот смог разгромить объединённую эскадру Испании и Франции, что стало одним из переломных моментов в истории Наполеоновских войн.

А теперь подробнее о самом фильме. Скажу честно, кинокартина Александра Корда мне представлялась одним из лучших образцов британского кинематографа. Рецензенты уже упоминали о том, что «Леди Гамильтон» была любимым фильмом сэра Уинстона Черчилля (об этом же нам пишет и вездесущая Википедия). Премьер-министр Британской империи так часто смотрел фильм, что затер плёнку до дыр. В конце-концов мне стало интересно: любимый фильм Уинстона Черчилля — это раз; в главной роли снялась удивительная актриса, одна из королев классического кино — Вивьен Ли — это два; исторические события — это три; и наконец, актерский тандем Лоуренса Оливье и Вивьен Ли — это четыре. И вот, я решился посмотреть.

Фильм мне понравился, да он и не мог не понравиться. Когда играет Вивьен Ли, ее несравненная красота полностью гармонирует и сочетается с несравненным актёрским даром; талантливый дуэт Ли и Оливье, красивые декорации и отличная операторская и режиссёрская постановка — в итоге нужно очень постараться, чтобы картина вовсе не приглянулась. Но вместе с тем меня не покидало ощущение какой-то постановочности. Да, это ощущение бутафории редко проскальзывает, потому что зритель находится в плену интересных диалогов, хорошей актёрской игры, но всё же оно нет-нет, да проскальзывает. Кто-то мне скажет — тогда все фильмы были таковы. К чему придираться? Но сняли же как-то «Унесённых ветром» так, что и сейчас не чувствуется никакой фальши и ты знаешь, что эта постановка вечна. Она вне всякого времени и оценок. Впрочем, мы отклонились от темы и это моё личное мнение.

Также хочется добавить, что ныне картина может выглядеть несколько наивной. Образ леди Гамильтон создатели несколько облагородили, придали ему истинные аристократические черты, благородство, верность. В жизни, к сожалению, всё было несколько темнеё и прозаичнее. Но это только огромный плюс, что такое великое и чистое чувство в фильме избавлено от всякой ненужной бытовой скверны, которая только бы отвлекала и страшила зрителя. Впрочем, крупинки соли остались. Умный их увидит.

Картина снималась тогда, когда в Европе уже начинало бушевать пламя войны, а когда сьёмочный процесс окончился и картина вышла в прокат — пламя второй мировой войны уже бушевало вовсю. Поэтому в «Леди Гамильтон» есть эпизоды, наполненные сценами искреннего патриотизма матросов и офицеров при поднятии флагов, гневная речь адмирала Нельсона о том, что никакие мирные договора невозможны с диктаторами и прочей ересью, угрожающей миру (эх, знал бы это господин Чемберлен, когда дал «скушать» Рейху Чехословакию), а также и сам «благородный» фон войны (не виню создателей, тогда было военное время).

Итак, кинофильм «Леди Гамильтон» представляет собой цельную и красивую картину, но всё же для меня в ней остаются художественные пробелы.

Буккер Игорь 14.02.2019 в 14:00

Леди Гамильтон - метресса адмирала Нельсона и муза художника-портретиста Джорджа Ромни. Она переходила из рук в руки: Гревиль, Гамильтон, Нельсон… Когда не стало лорда Нельсона, исчезла и Эмма Гамильтон, хотя пережила своего знаменитого любовника на десять лет. Об этой скандальной особе писали романы и снимали фильмы, а через сто лет после ее смерти поставили оперетту.

Эми Лайон (Amy Lyon) была дочерью кузнеца из Честера Генри Лайона и служанки Мери Лайон, урожденной Кидд (Kidd). Родившуюся в конце апреля девочку крестили 12 мая 1765 года, а спустя месяц скончался отец. Вдова с ребенком уехала в родную деревню, где поселилась у своей матери Сары Кидд. С шести лет Эми развозила на ослике уголь, а в двенадцать стала нянькой в доме деревенского врача, хирурга Хоноратуса Ли Томаса (Honoratus Leigh Thomas). По прошествии года Эми подалась в Лондон.

О ее жизни в столице сохранились настолько противоречивые сведения, что очень сложно разобраться, где ложь, а где правда. Возможно, Эми устроилась продавщицей в ювелирный магазин, одной из клиенток которого была дама сомнительной репутации. Она обратила внимание на смазливое личико Эми и предложила ей поступить к ней компаньонкой. По поводу потери Эми невинности рассказывают, что она решила помочь своему родственнику, которого против его воли забрали в матросы, и обратилась к его начальнику.

Лондонцы тогда были без ума от шарлатана Джеймса Грэма (James Graham), который обучался искусству магнетизма в Париже у самого Месмера. Шотландский знахарь читал увлекательные лекции о вечной юности, продавал талисманы и лекарства. Неподалеку от набережной Темзы между Royal Terrace и театром "Адельфи" (Adelphi) Грэм основал Temple of Health - "Храм здоровья", выдаваемый им как медицинское учреждение. В этом по сути борделе состоятельные, но бесплодные супружеские пары за умеренную плату ложились в "небесную кровать", чтобы восстановить свои способности к оплодотворению и зачатию. Эмма позировала у него то под видом Гебы или Ювенты, богини юности, то изображала героинь древности от Медеи до Клеопатры. Ее обнаженные прелести были призваны пробуждать у мужчин угасшие желания, а ее искусство драпироваться в древнегреческие одежды ввело моду на античные покрывала.

Красоту тела Эммы по достоинству оценили английские художники сэр Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds) и Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) и великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете (Johann Wolfgang von Goethe). Навсегда она покорила сердце портретиста Джорджа Ромни (George Romney), сделавшись моделью в его мастерской. Вдохновленная таким признанием, Эми решила податься в актрисы. Однако драматург Ричард Бринсли Шеридан (Richard Brinsley Sheridan), выслушав ее декламацию, сказал, что она не годится для сцены. Наверное, было настолько плохо, что ирландец Шеридан забраковал английский девушки, которая выросла в Уэльсе.

В 1781 году она свела знакомство с богатым, молодым денди сэром Гарри Фезерстонхо (Harry Fetherstonhaugh), который пригласил ее погостить на великолепной вилле своего отца в Сассексе. Там Эмма задержалась на полгода. Поскольку там часто бывала мамаша Гарри, то свою любовницу великосветский хлыщ поселил в удаленном на несколько миль коттедже. Эми швыряет деньги на наряды и удовольствия, становится лихой наездницей и временами танцует нагишом на столе. Метресса опостылела своему любовнику, и когда в декабре 1781 года тот узнал, что Эмма ждет ребенка, то поспешил расстаться с ней. Она вернулась не в Лондон, а в родную деревню Харден (Hawarden). Там Эмма подарила жизнь маленькой Эми. Она рассылает письма своим лондонским знакомым с просьбами о помощи. Они написаны с многочисленными орфографическими ошибками и свидетельствуют, что красотка Эми была почти безграмотной.

Профессором Хиггинсом по отношению к Эмме-Галатее выступил сэр Чарльз Гревилл (Charles Greville). Тонкий знаток искусства с большим вкусом обустроил загородный домик, где тихо и одиноко жила его пассия. Эмма обучалась правописанию, музыке, пению и много читала. Едва ли не единственным ее развлечением было дважды в неделю посещать мастерскую Ромнея. Портретист успел закончить 24 портрета Эммы и еще создал бесчисленное количество набросков. Художника Эмма называла "отцом".

Гревилл решил поправить свои дела женитьбой на богатой наследнице и подумывал, как устроить судьбу уже надоевшей любовницы, как в Лондон вернулся его дядя, английский посланник в Неаполе, лорд Уильям Дуглас Гамильтон (William Douglas Hamilton). Бонвиван, спортсмен, веселый и умный собеседник, танцор, певец, скрипач и археолог, дипломат Гамильтон был очарован красотой и шармом Эммы. В свой день рождения - ей исполнился 21 год - 26 апреля 1786 года Эмма с матерью приехала в Неаполь. Лорд Гамильтон поселил двух женщин, словно это были дамы из высшего общества, в палаццо Sessa, великолепной резиденции британского посла.

"Вы не можете себе представить, - писала Эми Гревиллю, - насколько сэр Уильям добр ко мне. Он делает все возможное, чтобы видеть меня счастливой. Он никогда не обедает вне дома. По правде говоря, с моего приезда он меня покидает не чаще, чем моя тень. Право, я сердита, что не могу составить его счастья. Я могу только быть вежливой и любезной. И в самом деле, я с ним мила, как только могу. Но я и Ваша, Гревилл. Вам одному могу я принадлежать, и никто не займет Вашего места в моем сердце". В ответ Чарльз советует ей быстрее сделаться любовницей его 55-летнего дяди. Возмущенная подобным цинизмом любимого человека, Эми написала ему: "Если Вы меня доведете до крайности, я женю его на себе".

Свою угрозу Эмма осуществила 6 сентября 1791 года, когда в Лондоне обвенчалась с лордом Гамильтоном. Накануне своей свадьбы она пришла проститься со своим "папашей" Ромнеем, а через день после бракосочетания супруги Гамильтон отбыли в Италию. По пути они заехали в Париж, где уже находившаяся под неусыпным надзором императрица Мария-Антуанетта тайно вручила Эми письмо к своей сестре, неаполитанской королеве Марии-Каролине (Maria Karolina). Такое поручение открывало перед Эммой двери Неаполитанского дворца. В короткое время Эми и Мария-Каролина подружились.

22 сентября 1798 года весь Неаполь торжественно встречал победителя при Абукире, адмирала Горацио Нельсона (Horatio Nelson). Эми познакомилась с Нельсоном за три месяца до триумфа флотоводца. 29 сентября по случаю дня рождения Нельсона Эмма устроила грандиозный праздник. В письме жене адмирал писал, что к званому обеду было приглашено человек 80 гостей и не меньше 1740 гостей присутствовали на балу. При этом произошел инцидент. Восемнадцатилетний пасынок Нельсона публично упрекнул своего приемного отца в измене супруге с леди Гамильтон. Последняя кампания несколько расстроила здоровье Горацио, и он с радостью принял приглашение леди Гамильтон отдохнуть в Кастель-Маре.

Когда дела службы заставляли Нельсона покидать Неаполь, то в свое отсутствие он передавал власть Эмме Гамильтон. Однажды она приняла депутацию от острова Мальты и удовлетворила их просьбы. По просьбе Нельсона, гроссмейстер мальтийского ордена, российский император Павел I в декабре 1799 года прислал ей мальтийский крест. Но вскоре лорда Гамильтона отозвали с поста посланника в Лондон. Нельсон последовал за своей любимой. До Вены их провожала Мария-Каролина. В столице Великобритании Эмму Гамильтон встретили неприязненно.

31 января 1801 года леди Гамильтон родила Нельсону дочь Горацию (Horatia). Осенью того же года Нельсон купил Мертон Плэйс (Merton Place), небольшой ветхий дом в предместье нынешнего Уимблдона. Там он открыто жил с Эммой, сэром Уильямом и матерью Эммы, этот ménage à trois, "брак на троих", не оставил равнодушной общественность. Газеты писали о каждом ее движении, сообщали, какие наряды она носит, как декорирован ее дом и даже меню званого обеда. Однако былая красота от нее уходила - Эмма располнела. Нельсону не нравилась активная общественная жизнь, которую жаждала его возлюбленная. Эмма отклонила предложение мадридской Королевской оперы петь за деньги на ее сцене. Леди Гамильтон и Нельсон попытались начать новую, тихую жизнь.

В апреле 1803 года лорд Гамильтон умер на руках у Эммы и Нельсона. Состояние лорда перешло к его единственному наследнику, сэру Гревиллю, а жене достались лишь вещи и единовременная сумма. Две недели спустя после похорон Гревилл попросил Эмму подыскать себе другое пристанище. Возмущенный его поведением Нельсон дарит Эмме Мертон Плэйс и выдает ей ежемесячную ренту. В начале 1804 года она родила Нельсону второго ребенка. Девочка умерла вскоре после рождения. От отчаяния Эмма стала играть на деньги. Если Горацио получит развод, то она могла бы выйти за него замуж.

Перед знаменитым Трафальгарским сражением, оказавшимся для адмирала последним, Нельсон к своему завещанию добавил еще один пункт: "Единственную милость, которой я прошу у своего Государя и у своей родины, это забота о судьбе леди Гамильтон и маленькой Горации". Правительство проигнорировало просьбу народного героя. Щедрой рукой наградили вдову и родственников Нельсона, а его любимая женщина и дочь оказались на грани нищеты. Почти год Эмма провела в долговой тюрьме. В 1811 году умерла ее мать, бывшая всегда с ней и заслужившая уважение всех знакомых Эммы. Спасаясь от кредиторов, леди Гамильтон с дочерью Горацией бежала во Францию. В январе 1815 года Эмма заболела бронхитом, который перешел в воспаление легких. Над постелью умирающей висели два портрета - матери и Нельсона. Рыдавшая у ее смертного ложа Горация никогда публично не признается, что была дочерью Эммы Гамильтон.

У нее было много имен, мужчин, взлетов и падений. Она вдохновляла на подвиги, безумства и на создание великих шедевров. Такой словесный портрет великолепной леди Гамильтон оставил Александр Дюма на страницах романа "Сан Феличе":
"Она достигла - или, по крайней мере, так казалось - того возраста, когда женщина вступает в пору полного расцвета. Взору того, кто внимательно вглядывался в нее, с каждым мгновением все полнее открывалось ее бесконечное очарование. Лицо ее, нежное, как у еще не вполне созревшей девушки, обрамляли пряди темно‑русых волос; лучистые глаза, оттенок которых не поддавался точному определению, блестели из‑под бровей, словно выведенных кистью Рафаэля; шея была белоснежна и гибка, как у лебедя; плечи и руки своей округлостью и нежностью, своей чарующей пластичностью напоминали не холодные статуи, вышедшие из‑под античного резца, а восхитительные, трепещущие создания Жермена Пилона, причем не уступали античным в своей законченности и в изяществе голубых прожилок; уста у нее были как у крестницы феи, той принцессы, что с каждым словом роняла жемчужину, а с каждой улыбкой - алмаз; уста эти казались ларчиком, хранящим бесчисленные поцелуи. В отличие от великолепного наряда Марии Каролины, на ней был простой кашемировый хитон, белый и длинный, с широкими рукавами и полукруглым вырезом наверху - наподобие греческого, на талии он был собран в складки красным сафьяновым пояском, затканным золотыми нитями и украшенным рубинами, опалами и бирюзой; застежкой пояску служила великолепная камея с портретом сэра Уильяма Гамильтона. Поверх хитона была наброшена широкая индийская шаль переливчатых оттенков с золотой вышивкой; на интимных вечерах у королевы эта накидка не раз служила Эмме при исполнении придуманного ею «танца с шалью», в котором она достигала такого волшебного совершенства и такой неги, что с ней не могла бы сравниться ни одна искусная танцовщица."

Emma Hamilton
Richard Cosway, circa 1801

Эмили должна была учиться хозяйничать. Кроме того, сэр Чарльз почти по-отечески заботился об ее довольно поверхностном воспитании. Ее обучали иностранным языкам, музыке, пению, литературе и рисованию. Выезжали очень редко. День был заполнен до предела. Но не только одним обучением. Гревилль лелеял свою новую подружку, как ювелир редкую драгоценность.

Emma Hart, later Lady Hamilton, in a White Turban
George Romney, circa 1791

Суровый воспитательный метод оказался успешным. Легкомысленная и сумасбродная Эмили стала прилежной, домовитой и экономной. А ее мать, которая по неизвестным нам соображениям тоже изменила фамилию, образцово вела домашнее хозяйство. К числу друзей Гревилля принадлежал также Джордж Ромней. Его глаз художника выделил молодую, яркую Эмили.

Reproduction of a portrait of Lady Hamilton, mistress of Lord Nelson, by George Romney

Почти четыре года длилась эта идиллия. За это время Эмили родила «дражайшему Гревиллю» троих детей - двоих девочек и мальчика. А жениться на своей возлюбленной Гревилль так и не решился - отчасти по соображениям экономии, отчасти из-за недостатка решительности и отсутствия одобрения со стороны своих родственников. К тому же хозяйственные расходы стали намного превышать ограниченный доход.

George Romney.
Emily Hart as Miranda, 1785-1786

Летом 1784 года, в разгар тягостных раздумий, что делать дальше, в доме Гревилля появился его дядя, сэр Вильям Гамильтон, посол Двора Святого Якоба в Неаполе. Он решил провести на родине длительный отпуск. Познакомившись с прекрасной Эмили, он стал постоянно бывать в Инджвар-Роу, чтобы полюбоваться на грациозность и миловидность подружки своего племянника. В разговоре с ним он как-то признался: «Она красивее, чем что-либо, созданное природой».


GEORGE ROMNEY: Lady Hamilton as Diana with Dog,

Постепенно отношения Гамильтона с Эмили становились все теплее и откровеннее. Почти всегда в послеобеденное время, бывая в Лондоне, отправлялся он на Паддингтон-Грин, чтобы взглянуть на «прекрасную подавальщицу чая из Инджвар-Роу», как он ее называл, и насладиться общением с ней.

Гревилль положительно относился к сближению дяди с Эмили. Это улучшало его отношения с ним и давало надежды на будущее наследство. Обдумав заранее все ходы, Гревилль как-то откровенно поговорил с дядей о своем тяжелом материальном положении. Сэр Вильям помог. Но не бескорыстно. Он, в свою очередь, сделал предложение: чтобы как следует поправить бюджет племянника, он должен увезти с собой «прекрасную подавальщицу чая из Инджвар-Роу».

Emma Hart/Lady Hamilton als Natur, nach George Romney, 1784

Прекрасная Эмили покинула Лондон в качестве любовницы Гревилля, чтобы стать любовницей сэра Вильяма. Гревилль методично следовал разработанному плану. Он замкнулся в абсолютном молчании, которое не могли пробить даже самые нежные любовные письма Эмили... Однако постепенно Эмма прозрела. Ее недоверие росло. 1 августа 1786 года она писала Гревиллю: «Я была бы значительно спокойней, если бы вернулась к тебе... Я никогда не буду его любовницей! А если ты оттолкнешь меня, я заставлю его жениться на мне!» Но и теперь Гревилль промолчал, и в ноябре 1786 года Эмма стала любовницей сэра Вильяма.

Johann Heinrich Schmidt

Неаполитанское общество приняло красивую женщину с распростертыми объятиями. Только неаполитанский двор отказался принять ее. Королева Мария-Каролина, дочь Марии-Терезии, не собиралась признавать любовницу английского посла. Чтобы положить конец этому щекотливому положению, сэр Вильям решил жениться на Эмме. Это было как раз то, к чему она стремилась!

И в 1791 году чета совершила путешествие в Лондон, чтобы освятить свой брак на родине. 6 сентября 1791 года в церкви Св. Марии в Лондоне в присутствии многочисленных представителей английской знати произошло венчание. Эмма подписала брачный договор «Эмми Лайон», в то время как в объявлении о брачной церемонии была указана «мисс Эмма Харт». Что же, теперь она стала супругой английского посла сэра Вильяма Гамильтона и в качестве таковой имела право на все знаки почтения, принятые в обществе.

Сразу после церемонии сэр Вильям получил аудиенцию у английского короля. Король сказал: «Мне сообщили, что вы собираетесь жениться, но, я надеюсь, это только слухи». «Ваше Величество,- возразил Гамильтон, - я уже обручился с мисс Эммой Харт». Королева также отклонила представление леди Гамильтон.

Emma Hamilton as three muses

Однако, чтобы не возвращаться в Неаполь непризнанной европейскими дворами, Эмма пошла на хитрость. Она заставила сэра Вильяма отправиться в Париж и получить для нее аудиенцию у Марии-Антуанетты, сестры неаполитанской королевы. После этого все сословные препятствия были устранены.


Предприимчивость леди Гамильтон в сочетании с ее яркой красотой помогли растопить сердце королевы Марии-Каролины. Через короткое время она уже была с королевой в «доверительных» отношениях. Наконец-то ее честолюбивое стремление играть в обществе определенную роль было удовлетворено. С тех пор, как она подружилась с леди Гамильтон, которая стремилась войти в придворный круг, королева частенько устраивала веселые вечеринки. И изысканный вкус леди Гамильтон пришелся очень кстати. К тому же она великолепно танцевала. Благодаря ее вкусу еще и сегодня известен танец с вуалью. Танцуя тарантеллу, она была неутомима. Страстность ее была такой, что в конце концов ни один партнер не выдерживал ее ритма в этом стремительном, страстном танце, и в конце танца она оставалась одна. Здесь она проявляла себя как настоящая вакханка.

20 августа 1805 года Нельсон наконец-то возвратился в Мертон-Плейс из своего долгого путешествия. У него было только одно желание - найти покой и порадоваться жизни с Эммой и маленькой Горацией. Но всего через две недели появился капитан Лэквуд. Адмиралтейство спрашивало Нельсона, готов ли он принять командование над всем английским флотом и тотчас отправиться по назначению. И храбрец Нельсон уехал, чтобы больше никогда не вернуться... Через несколько недель, 21 октября 1805 года, он пал в знаменитой битве при Трафальгаре, разгромив французский флот.

Жизнь великой куртизанки закончилась в горе и нужде. В Кале она прожила всего несколько месяцев в ужасающей нищете. 15 января 1815 года леди Гамильтон умерла от водянки. Могила ее неизвестна.

текст взят из книги "100 великих любовниц" издательства "Вече".



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...