Сюрикэн: смертоносная звезда японских ниндзя. Холодное оружие и вооружение: ножи, мечи (sword), топоры и кинжалы Японские звездочки оружие

Согласно древним японским трактатам, воины использовали различные предметы как оружие для метания. Самый распространенный снаряд — камни — бросали с помощью исихаджики (японское название пращи), но в арсенале японских воинов были и более экзотичные виды оружия. В одном из дошедших до нас источников (приблизительно 600 год нашей эры) рассказывается история о том, как один японский принц пытался сразить белого оленя, бросив ему в глаз некий овощ цилиндрической формы. В другом древнем источнике содержалось описание метания стрел или того, как воины защищались путем бросания короткого меча вакидазаси. Это, по всей вероятности, и стало прототипом знаменитого японского метательного оружия — сюрикэна. О превращении летающего меча японских самураев в летающую «звездочку» японских ниндзя рассказывает Юрий Кукин.

Вообще слово сюрикэн можно расшифровать буквально как «лезвие, скрытое в руке». Вопреки распространенному представлению о том, что это секретное оружие ниндзя, нужно сказать, что сюрикэны также были частью арсенала большинства японских самураев. Сама эволюция оружия произошла как раз благодаря тому, что воины оказывались в ситуациях, когда для спасения собственной жизни приходилось метать в противника различные предметы из своего снаряжения: острие для пришпоривания коня, острую пилку, утинэ (стрела-дротик) или иглы, которые носили в волосах. Технику метания той же «заколки» для волос японцы вполне могли позаимствовать у китайцев, где существовало свое метательное оружие — стрелка пию или, например, заточенные монеты.

Есть 2 вида Сюрикэнов: бодзе-сюрикэн (стержень) и сякэн (звездочка)


Собственно японские сюрекэны как раз разделялись на два основных вида: длинные, тонкие стержни — бодзё-сюрикены, и сякены — плоские металлические диски, каждый из которых подразделяется еще на несколько видов. Так, например, существуют до 50 видов бодзе-сюрикэна, который может быть палочкообразным, клинообразным, веретенообразным или игло-, ноже-, гвоздеобразным. Техника метания этого оружия изучалась самураями во многих школах. В особенности после появления в XVII веке оружия кобудо, которое включало в себя комбинированные виды (например, кусари-гама — серп с цепью с грузом), изучение техники метания таких ножей стало жизненно необходимым.

Некоторые виды сюрикэнов приобрели название в честь школ, в которых практиковали технику их применения: так, заостренный с одного конца и закругленный с другого металлический прут (длиной 15−25 см и диаметром 5−6 мм) носил название Сюрикэн-Сираи Рю, а похожие на утинэ сюрикэны с привязанной к тупому концу кисточкой для ровного полета использовались в школе Негиси Рю.

Не только ниндзя, но и самураи изучали технику владения сюрикэнов


Естественно, у каждой школы был свой способ метания лезвия, однако общая техника заключалась в том, что клинок зажимали между указательным и средним пальцем так, чтобы тупой конец лежал или упирался (при не большой длине стержня) в ладонь, и выбрасывали в сторону противника. По идее, сюрикэн должен лететь по прямой траектории, но для наибольшей эффективности оба конца сюрикэна затачивали.


А вот сякэн был в большей степени распространен как раз у ниндзя, что и сделало популярными знаменитые «звездочки» на Западе, который в 60−70-х годах двадцатого века с жадностью знакомился с новой для него культурой Востока. «Звездочки» метали в основном очередью: быстрыми сериями один за другим, подкручивая кистью снаряд. Создаваемое вращение позволяло более устойчиво, точно и далеко лететь сюрикэну. Кстати, примерная дальность полета сякэна составляла около 12−16 метров, в то время как бодзе-сюрикэн можно было бросить в среднем на 7−8 метров.


Таким оружием пытались поразить самые открытые, незащищенные зоны противника: глаза, горло, виски, открытые места на руках и ногах. Небольшие порезы можно было компенсировать частотой бросков и количеством ран, которые оставляли снаряды. Впрочем, помимо боя ниндзя использовали их и в качестве инструмента, когда нужно было что-то прорезать, поддеть какой-нибудь гвоздь, создать обзор для наблюдения. Вместе с тем, размер сякэна зависел от характеристик самого воина (от его размеров, силы и т. д.). Однако в среднем это были пластины с утолщением в центре и с диаметром от 115 мм до 175 мм. Их изготовление — отдельное искусство: нужно было равномерно закалить и сделать лучи (если речь идет о форме звезды), для этого металл сильно нагревали, формировали из него круглую лепешку, а потом молотом делали лучи, после чего удаляли лишний металл и затачивали.

Существует до 50 видов бодзе-сюрикэна


В России изготовление сюрикэна возможно только в качестве декоративного оружия, где длина лучей не должна превышать 8 мм (по ГОСТу). Так, в 2011 году за незаконное ношение (без разрешения) сюрикэнов на 1 год условно был осужден житель Симферополя.

Источники:

Горбылев А. М. Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя. Минск. 1997.

Удивительно, но среди огромного разнообразия японского холодного оружия наибольшую (можно сказать, мировую) известность получили два его вида: традиционный меч катана и метательные звезды сюрикэны. И если популярность катаны не вызывает особых вопросов, то громкая слава «летающих звездочек» кажется немного неадекватной. Сюрикэны получили свою известность благодаря огромному количеству голливудских фильмов, рассказывающих западному обывателю о непобедимых японских воинах-шпионах ниндзя, без промаха бросающих «звезды» в своих противников.

На самом же деле, все не так однозначно: сюрикэн никогда не был исключительно оружием ниндзя. Кроме того, в средневековой Японии существовало огромное количество различных видов этого оружия, иногда весьма непохожих на те, что были растиражированы кинематографом.

Сюрикэн – это довольно обширная группа (известны десятки разновидностей) холодного метательного оружия, которое предназначено в первую очередь для скрытого ношения. Причем его можно не только метать в противника, но и с большим успехом использовать в ближнем бою, нанося противнику колющие или режущие удары. Недаром, что само название «сюрикэн» переводится с японского, как «лезвие, скрытое в руке». В Японии владение сюрикэнами развилось в отдельное воинское искусство – сюрикэн-дзюцу, оно изучалось (и изучается) в крупнейших школах единоборств. Хотя, надо отметить, что в арсенале японского воина это метательное оружие всегда было второстепенным, своеобразным дополнением к мечу или копью.

Ниндзя действительно часто использовали сюрикэны, но не меньшей популярностью это оружие пользовалось и у самураев.

Сюрикэны можно разделить на два вида:

  • сякэны;
  • бо-сюрикэны.

Хорошо всем известные «звездочки» относятся к сякэнам – к обширной группе метательного оружия, в которую входят плоские металлические диски различной формы с острой режущей кромкой.

В Европе практически не существовало аналогов японскому сюрикэну. Исключением может быть разве что так называемый немецкий метательный крест, который еще называли метательной секирой. Он был в обиходе весьма длительное время, с XII-XVII столетие. Несмотря на это, данное оружие практически неизвестно широкой публике, более того, о нем не упоминается ни в одном художественном произведении. Считается, что это оружие было «неблагородным», то есть, его не использовали рыцари, поэтому после окончания Средних веков оно было основательно забыто.

Сюрикэны нынче стали модной игрушкой в США и Европе, их легко можно купить в любом оружейном магазине. Не представляет труда сделать это оружие самостоятельно, в интернете достаточно материалов по этой теме. Однако не следует забывать, что сюрикэн – это довольно опасное оружие и относиться к нему следует соответственно. По российскому законодательству, если длина луча «звезды ниндзя» превосходит 8 мм, то сюрикэн уже считается холодным оружием и у его владельца могут быть серьезные проблемы. В некоторых странах продажа сюрикэнов вообще запрещена законом.

История

В Японии, в отличие, например, от средневековой Европы или античного мира, метательное оружие не было очень распространено. В средневековых трактах описано, как воины поражали противников, метая в них самые разнообразные предметы: стрелы для лука или короткие мечи вакидазаси.

В древнейшем японском письменном трактате «Кодзики» описывается, как правильно бросать камни в неприятеля, в другихстаринных источниках можно найти наставления о метании стрел. Первое упоминание о сюрикэне встречается в «Военной повести замка Осака». Один из героев данного произведения, воитель Тадамаса, позже стал основоположником искусства метания сюрикэнов – сюрикэн-дзюцу.

В ранние периоды японской истории наиболее популярными метательными снарядами были обычные камни. В противника их бросали просто руками или используя традиционную японскую пращу исихаджики. Причем речь идет не только об индивидуальных поединках. В старинных хрониках можно часто встретить описание использования камней в довольно значительных битвах. В японских армиях существовали специальные отряды камнеметчиков, а использование этого простейшего метательного снаряда называлось «индзи-ути», что означает «камнемётный бой». Воины, использующие камни для поражения противника, именовались «передовыми камнеметчиками» (мукаи цубутэ-но моно). По всей видимости, они шли впереди войска и обстреливали вражескую пехоту (как пращники у римлян).

Позже – примерно с XIII столетия – простые камни стали дополняться специальными металлическими метательными снарядами, которые назывались индзи-яри, а по своей форме напоминали наконечник копья. Вероятно, что баллистические и пробивные характеристики нового оружия были значительно выше, чем у обычных булыжников. Примерно в XVI столетии появился еще один тип японского метательного оружия – цубутэ, которое представляло собой заточенные металлические пластины квадратной или многоугольной формы.

Цубутэ было весьма популярным оружием, упоминается о нем и в так называемых трактатах ниндзя. Убить с его помощью было тяжело, особенно одоспешенного противника, но нанести рану, попав в незащищенный участок тела или просто отвлечь противника – запросто.

Существует предположение, что именно индзи-яри стали предшественниками бо-сюрикэнов, а от пластинок цубуте«произошли» звезды-сякэны. Такое предположение подтверждает даже сам перевод слова «сюрикэн» - «лезвие, скрытое в руке». Вероятно, что первые сюрикэны, скорее, напоминали удлиненное лезвие, чем многоугольную заточенную звезду.

Есть и другая версия происхождения сюрикэнов. Согласно ей, это оружие произошло от обычных бытовых предметов, которые додумались использовать для защиты или нападения. В подтверждение этой гипотезы можно привести тот факт, что многие виды сюрикэнов сохранили в названиях имена своих «прародителей»: куги-гата (в форме гвоздя), ари-гата (в форме иглы), танго-гата (в форме ножа).

Так или иначе, но уже к середине Эпохи Эдо сюрикэн-дзюцу – или метание сюрикэнов – стало довольно популярным и развитым боевым искусством. Где и как оно зародилось до сих пор остается загадкой для историков.

Популярность сюрикэнов в Средневековой Японии объяснить несложно, ибо это оружие было сравнительно простым, очень дешевым и при этом довольно эффективным. Кроме того, сюрикэны прекрасно подходили для скрытного ношения (не зря же их так полюбили ниндзя-синоби), поэтому с помощью сюрикэна всегда можно было неприятно «удивить» противника. Для изготовления этого оружия подходила сталь среднего качества, да и квалификация кузнеца могла быть не самой высокой. Кроме того, сюрикэны можно применять и в ближнем бою, когда других вариантов уже не оставалось.

Иногда на поверхность сюрикэнов наносились различные знаки, обычно они носили мистический характер и предназначались для более эффективного использования этого оружия.

Описание оружия, его классификация и особенности применения

Дать описание какому-нибудь «усредненному» сюрикэну довольно сложно, ибо это оружие очень многолико. Кроме широко известных «звездочек», существовали и другие формы сюрикэнов, напоминающие клинки, стрежни, иглы и др. Как уже было сказано выше, сюрикэны можно разделить на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны – это метательное оружие, формой напоминающее стержень, который мог иметь круглое, четырехгранное или многогранное сечение. Они изготавливались из стали и могли затачиваться с одного или двух сторон. Существовали также бо-сюрикэны, форма которых напоминала наконечник копья или небольшой нож. Длина бо-сюрикэнов варьировалась от 10 до 25 см, а вес – от 25 до 150 гр. В настоящее время известны более 50 разновидностей этого оружия.

Бросали бо-сюрикэны по-разному. Это искусство изучалось во многих самурайских школах, каждая из которых имела собственные особенности применения этого оружия. Однако общая техника была схожей. Заостренный стержень бо-сюрикэна зажимали между большим и указательным пальцем так, чтобы его тупой конец упирался в ладонь, и резко выбрасывали руку в направлении противника. Идеальная траектория для такого броска – прямая линия. Иногда оружие подкручивали. Стержни, заостренные с двух концов, метать было проще. Метать оружие можно было из-за головы, от груди, сбоку или снизу. Считается, что подобный боевой стержень можно было бросить метров на семь-восемь.

Следует отметить, что бо-сюрикэны были более популярны у самураев, а звездочками-сякэнами действительно больше пользовались ниндзя.

Сякэны – это плоские диски с заостренным краем, которые также могли иметь самую разную форму и размеры. Вторым японским названием этого метательного оружия является курума-кэн, что можно перевести, как «меч-колесо». Толщина сякэнов могла быть разной: от незначительной (около 1 мм) до весьма приличной (до 3 мм). Пластины меньшей толщины и диаметра бросать было проще, соответственно их «скорострельность» была выше. Однако по сравнению с более тяжелыми сякэнами они имели меньшую дальность полета и пробивную способность. Лучшие сякэны имели разную толщину, она уменьшалась от центра к краям. Такая «звезда» имела лучшую баллистику, но изготовить ее было сложнее. Очень часто в центре сякэнов делали отверстие, которое улучшало баллистические свойства этого оружия, а также позволяло переносить их на веревке и облегчало вытаскивание из каких-либо предметов (например, из дерева или головы противника).

В полете сякэну придавали вращательное движение, что улучшало точность и дальность броска. Кстати, по своим боевым характеристикам сякэны превосходили бо-сюрикэны, дальность полета звездочек достигала пятнадцати метров.

Сегодня известно более пятидесяти видов сякэнов. Форма этого оружия могла быть самой разной, начиная от заточенных металлических квадратов, до сложных многолучевых звезд. Сякэны обычно метали сериями, стараясь нанести противнику сразу несколько ранений. Согласно старинным источникам, мастер за 10-15 секунд мог бросить в противника до пяти «звезд». Если учитывать максимальную дальность полета этого оружия, то у воина обычно было всего лишь несколько секунд до момента, когда противник приблизится на дистанцию удара клинковым оружием. Нередко режущую кромку сякэнов обмазывали ядом, особенно любили использовать такой прием ниндзя.

Кстати, в трактатах по ниндзюцу практически нет описаний техник владения сюрикэнами. Исследователи не могут объяснить этот факт. Либо это оружие было настолько секретным, что информацию о нем боялись доверить бумаге, либо каждый мастер имел свою уникальную технику метания «звезд» и лично передавал ее ученикам. Ну а то, что ниндзя мастерски владели сюрикэнами не вызывает сомнения. Воины-тени могли бросать их из любых положений: стоя, лежа, с колена, по любым траекториям.

Отважный ниндзя, весь в черном, сражается с врагами. Он искусно владеет катаной и отражает все атаки, но противников не становится меньше, битва в самом разгаре. И вот, ниндзя загнан в угол, его прекрасный меч выбит из рук, а самый сильный и злой воин собирается его убить. Что же дальше? Не может же крутой ниндзя просто так умереть! Но настает тот самый момент - звездный час сюрикэна. Ниндзя кидает сюрикэн в шею плохому парню, все враги в шоке, он добирается до катаны и побеждает.

Знакомый сюжет, правда? Сюрикэн, судя по многим голливудским фильмам и анимэ, штука ну очень полезная и выручает всегда и всех. Но это оружие использовали не только ниндзя. Каждый воин в Японии имел минимум 8-10 сюрикэнов в дополнение к катане или копью яри.

Метать в противника разные предметы японцы начали еще в XII веке. Судя по старинным летописям, японские бойцы сходились, как говорится, «стенка на стенку» и закидывали друг друга камнями. В армиях существовали особые вспомогательные отряды воинов, призванные осыпать врагов камнями, называлось это действо «индзи-ути», что в переводе означает «метание камней». Воинов, которые участвовали в таких камнеметных боях, называли «мукаи цубутэ-но моно» - «передовые камнеметчики», а их командиров именовали «индзи-но кандзя» - «предводители камнеметчиков».

Такой вид боев еще долго просуществовал в Японии, а параллельно он развивался еще и в своеобразную «забаву» с тем же названием «индзи-ути». Устраивались такие битвы во время праздников. При чем, даже в ходе «игровой» битвы кидать в противника можно было не только булыжниками, но и кувшинами с горючей смесью. Весело было на городских праздниках в Японии, ничего не скажешь.

Военное искусство менялось, и в начале эпохи Сэнгоку, это середина XIII - вторая половина XIV веков, в бой пошли другие снаряды. По форме они напоминали наконечники копий. Назывались «индзи-яри» - «камни-копья». Это и был первый прототип сюрикэнов, а именно их подвида бо- или бодзе-сюрикэнов.

В эпоху Эдо (1603-1867гг.) использовали стальные пластины, которые назывались «метательные камни». Делали их из каленой стали округлой или восьмиугольной формы диаметром 4-5 см и толщиной в 1 см. Описание цубутэ, так их название звучит на японском, встречаются даже в тайных наставлениях ниндзя. Основным оружием они не были, их метали в лицо или другие участки тела, которые не были защищены, или чтобы просто отвлечь соперника. Цубутэ, возможно, были прототипом для другого вида сюрикэнов - сякен.

К середине эпохи Эдо уже появился такой вид искусства, как сюрикэндзюцу. Он образован от более древнего будзюцу - метание копий. Вообще, «сюрикэн» дословно переводится как «лезвие, скрытое в руке». Так что самих сюрикэнов, каковыми мы видим их сейчас, еще не было.

Появились они немного позже, откуда, кстати, не известно. Многие ученые вообще сомневаются, что сюрикэны родом из Японии. Это связано с тем, что искусство владения сюрикэном держится в секрете, как и более точная и подробная информация о школах сюрикэндзюцу. Сохранившиеся до наших дней экземпляры японского происхождения и датированы XVII веком, они принадлежат школе Ганрицу Рю, это первая школа сюрикэндзюцу, которая была упомянута в древних документах.

Плюс этого оружия в том, что оно не занимает много места, легкое по весу, его можно носить с собой в большом количестве и метать на приличные расстояния. Некоторые ниндзя даже прятали сюрикэны на себе, оборачивая их в ткань. Кстати, использовали стальные пластины не только в метании, но и ближнем бою как кастет.

Сюрикэны - это не только привычные всем «звездочки» ниндзя. Это целый класс оружия, его обычно делят на два подкласса: бо- или бодзё-сюрикэн и сякен.

Бо означает «игла», а бодзё - «палка». Сразу понятно, что сюрикэны этого семейства вытянутые. В длину они от 12 до 21 см. Бодзё-сюрикэны бывают самые разные. Название зависит либо от прародителя, например, куги-гата (гвоздь), ари-гата (игла), танго-гата (нож), либо от предмета, на который сюрикэн похож: хиси (палочки для еды), око-гата (копье), мацуба-гата (сосновая иголка). Они бывают и винтовые, и пластинчатые, и клинообразные, в общем, смотря какой мастер и для кого делал это оружие.

У сякен тоже много разновидностей, переводится это название как «меч-колесо». Название каждого вида сякен появилось от вида стали, из которой делали те или иные предметы. Например, монета (хиси ган) или плотницкие инструменты (куги-нуки). Это стальные пластины с отверстием в середине. Во-первых, оно придает полету аэродинамический эффект, а, во-вторых, так просто удобнее носить сюрикэны с собой, как связку ключей. Различают их еще и по количеству лезвий, они бывают крестообразные, трехлучевые, шестиконечные, свастикообразные, «ежики» - в общем, на любой вкус.

Но и это еще не все. Особо выделяется сэмбан-сюрикэн. Это сюрикэн почти квадратной формы с вогнутыми гранями. Его можно назвать близнецом прокладочной шайбы стяжных штырей замковых или крепостных ворот. Ношение сэмбан было менее рискованным, если бы его обнаружили у ниндзя, он мог просто сказать, что идет к соседнему князю ремонтировать ворота как честный работник.

Древние легенды и сказания донесли до нас описание сюрикэнов, а вот точной инструкции или руководства по технике владения этим оружием нет. Каждая школа сюрюкендзюцу учит по-своему, и каждый, кто этим искусством владеет, создает свой собственный стиль. Даже у маленького кусочка стали есть своя философия.

Удивительно, но среди огромного разнообразия японского холодного оружия наибольшую (можно сказать, мировую) известность получили два его вида: традиционный меч катана и метательные звезды сюрикэны. И если популярность катаны не вызывает особых вопросов, то громкая слава «летающих звездочек» кажется немного неадекватной. Сюрикэны получили свою известность благодаря огромному количеству голливудских фильмов, рассказывающих западному обывателю о непобедимых японских воинах-шпионах ниндзя, без промаха бросающих «звезды» в своих противников.

На самом же деле, все не так однозначно: сюрикэн никогда не был исключительно оружием ниндзя. Кроме того, в средневековой Японии существовало огромное количество различных видов этого оружия, иногда весьма непохожих на те, что были растиражированы кинематографом.

Сюрикэн – это довольно обширная группа (известны десятки разновидностей) холодного метательного оружия, которое предназначено в первую очередь для скрытого ношения. Причем его можно не только метать в противника, но и с большим успехом использовать в ближнем бою, нанося противнику колющие или режущие удары. Недаром, что само название «сюрикэн» переводится с японского, как «лезвие, скрытое в руке». В Японии владение сюрикэнами развилось в отдельное воинское искусство – сюрикэн-дзюцу, оно изучалось (и изучается) в крупнейших школах единоборств. Хотя, надо отметить, что в арсенале японского воина это метательное оружие всегда было второстепенным, своеобразным дополнением к мечу или копью.

Ниндзя действительно часто использовали сюрикэны, но не меньшей популярностью это оружие пользовалось и у самураев.

Сюрикэны можно разделить на два вида:

  • сякэны;
  • бо-сюрикэны.

Хорошо всем известные «звездочки» относятся к сякэнам – к обширной группе метательного оружия, в которую входят плоские металлические диски различной формы с острой режущей кромкой.

В Европе практически не существовало аналогов японскому сюрикэну. Исключением может быть разве что так называемый немецкий метательный крест, который еще называли метательной секирой. Он был в обиходе весьма длительное время, с XII-XVII столетие. Несмотря на это, данное оружие практически неизвестно широкой публике, более того, о нем не упоминается ни в одном художественном произведении. Считается, что это оружие было «неблагородным», то есть, его не использовали рыцари, поэтому после окончания Средних веков оно было основательно забыто.

Сюрикэны нынче стали модной игрушкой в США и Европе, их легко можно купить в любом оружейном магазине. Не представляет труда сделать это оружие самостоятельно, в интернете достаточно материалов по этой теме. Однако не следует забывать, что сюрикэн – это довольно опасное оружие и относиться к нему следует соответственно. По российскому законодательству, если длина луча «звезды ниндзя» превосходит 8 мм, то сюрикэн уже считается холодным оружием и у его владельца могут быть серьезные проблемы. В некоторых странах продажа сюрикэнов вообще запрещена законом.

История

В Японии, в отличие, например, от средневековой Европы или античного мира, метательное оружие не было очень распространено. В средневековых трактах описано, как воины поражали противников, метая в них самые разнообразные предметы: стрелы для лука или короткие мечи вакидазаси.

В древнейшем японском письменном трактате «Кодзики» описывается, как правильно бросать камни в неприятеля, в другихстаринных источниках можно найти наставления о метании стрел. Первое упоминание о сюрикэне встречается в «Военной повести замка Осака». Один из героев данного произведения, воитель Тадамаса, позже стал основоположником искусства метания сюрикэнов – сюрикэн-дзюцу.

В ранние периоды японской истории наиболее популярными метательными снарядами были обычные камни. В противника их бросали просто руками или используя традиционную японскую пращу исихаджики. Причем речь идет не только об индивидуальных поединках. В старинных хрониках можно часто встретить описание использования камней в довольно значительных битвах. В японских армиях существовали специальные отряды камнеметчиков, а использование этого простейшего метательного снаряда называлось «индзи-ути», что означает «камнемётный бой». Воины, использующие камни для поражения противника, именовались «передовыми камнеметчиками» (мукаи цубутэ-но моно). По всей видимости, они шли впереди войска и обстреливали вражескую пехоту (как пращники у римлян).

Позже – примерно с XIII столетия – простые камни стали дополняться специальными металлическими метательными снарядами, которые назывались индзи-яри, а по своей форме напоминали наконечник копья. Вероятно, что баллистические и пробивные характеристики нового оружия были значительно выше, чем у обычных булыжников. Примерно в XVI столетии появился еще один тип японского метательного оружия – цубутэ, которое представляло собой заточенные металлические пластины квадратной или многоугольной формы.

Цубутэ было весьма популярным оружием, упоминается о нем и в так называемых трактатах ниндзя. Убить с его помощью было тяжело, особенно одоспешенного противника, но нанести рану, попав в незащищенный участок тела или просто отвлечь противника – запросто.

Существует предположение, что именно индзи-яри стали предшественниками бо-сюрикэнов, а от пластинок цубуте«произошли» звезды-сякэны. Такое предположение подтверждает даже сам перевод слова «сюрикэн» - «лезвие, скрытое в руке». Вероятно, что первые сюрикэны, скорее, напоминали удлиненное лезвие, чем многоугольную заточенную звезду.

Есть и другая версия происхождения сюрикэнов. Согласно ей, это оружие произошло от обычных бытовых предметов, которые додумались использовать для защиты или нападения. В подтверждение этой гипотезы можно привести тот факт, что многие виды сюрикэнов сохранили в названиях имена своих «прародителей»: куги-гата (в форме гвоздя), ари-гата (в форме иглы), танго-гата (в форме ножа).

Так или иначе, но уже к середине Эпохи Эдо сюрикэн-дзюцу – или метание сюрикэнов – стало довольно популярным и развитым боевым искусством. Где и как оно зародилось до сих пор остается загадкой для историков.

Популярность сюрикэнов в Средневековой Японии объяснить несложно, ибо это оружие было сравнительно простым, очень дешевым и при этом довольно эффективным. Кроме того, сюрикэны прекрасно подходили для скрытного ношения (не зря же их так полюбили ниндзя-синоби), поэтому с помощью сюрикэна всегда можно было неприятно «удивить» противника. Для изготовления этого оружия подходила сталь среднего качества, да и квалификация кузнеца могла быть не самой высокой. Кроме того, сюрикэны можно применять и в ближнем бою, когда других вариантов уже не оставалось.

Иногда на поверхность сюрикэнов наносились различные знаки, обычно они носили мистический характер и предназначались для более эффективного использования этого оружия.

Описание оружия, его классификация и особенности применения

Дать описание какому-нибудь «усредненному» сюрикэну довольно сложно, ибо это оружие очень многолико. Кроме широко известных «звездочек», существовали и другие формы сюрикэнов, напоминающие клинки, стрежни, иглы и др. Как уже было сказано выше, сюрикэны можно разделить на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны – это метательное оружие, формой напоминающее стержень, который мог иметь круглое, четырехгранное или многогранное сечение. Они изготавливались из стали и могли затачиваться с одного или двух сторон. Существовали также бо-сюрикэны, форма которых напоминала наконечник копья или небольшой нож. Длина бо-сюрикэнов варьировалась от 10 до 25 см, а вес – от 25 до 150 гр. В настоящее время известны более 50 разновидностей этого оружия.

Бросали бо-сюрикэны по-разному. Это искусство изучалось во многих самурайских школах, каждая из которых имела собственные особенности применения этого оружия. Однако общая техника была схожей. Заостренный стержень бо-сюрикэна зажимали между большим и указательным пальцем так, чтобы его тупой конец упирался в ладонь, и резко выбрасывали руку в направлении противника. Идеальная траектория для такого броска – прямая линия. Иногда оружие подкручивали. Стержни, заостренные с двух концов, метать было проще. Метать оружие можно было из-за головы, от груди, сбоку или снизу. Считается, что подобный боевой стержень можно было бросить метров на семь-восемь.

Следует отметить, что бо-сюрикэны были более популярны у самураев, а звездочками-сякэнами действительно больше пользовались ниндзя.

Сякэны – это плоские диски с заостренным краем, которые также могли иметь самую разную форму и размеры. Вторым японским названием этого метательного оружия является курума-кэн, что можно перевести, как «меч-колесо». Толщина сякэнов могла быть разной: от незначительной (около 1 мм) до весьма приличной (до 3 мм). Пластины меньшей толщины и диаметра бросать было проще, соответственно их «скорострельность» была выше. Однако по сравнению с более тяжелыми сякэнами они имели меньшую дальность полета и пробивную способность. Лучшие сякэны имели разную толщину, она уменьшалась от центра к краям. Такая «звезда» имела лучшую баллистику, но изготовить ее было сложнее. Очень часто в центре сякэнов делали отверстие, которое улучшало баллистические свойства этого оружия, а также позволяло переносить их на веревке и облегчало вытаскивание из каких-либо предметов (например, из дерева или головы противника).

В полете сякэну придавали вращательное движение, что улучшало точность и дальность броска. Кстати, по своим боевым характеристикам сякэны превосходили бо-сюрикэны, дальность полета звездочек достигала пятнадцати метров.

Сегодня известно более пятидесяти видов сякэнов. Форма этого оружия могла быть самой разной, начиная от заточенных металлических квадратов, до сложных многолучевых звезд. Сякэны обычно метали сериями, стараясь нанести противнику сразу несколько ранений. Согласно старинным источникам, мастер за 10-15 секунд мог бросить в противника до пяти «звезд». Если учитывать максимальную дальность полета этого оружия, то у воина обычно было всего лишь несколько секунд до момента, когда противник приблизится на дистанцию удара клинковым оружием. Нередко режущую кромку сякэнов обмазывали ядом, особенно любили использовать такой прием ниндзя.

Кстати, в трактатах по ниндзюцу практически нет описаний техник владения сюрикэнами. Исследователи не могут объяснить этот факт. Либо это оружие было настолько секретным, что информацию о нем боялись доверить бумаге, либо каждый мастер имел свою уникальную технику метания «звезд» и лично передавал ее ученикам. Ну а то, что ниндзя мастерски владели сюрикэнами не вызывает сомнения. Воины-тени могли бросать их из любых положений: стоя, лежа, с колена, по любым траекториям.

В записи Хиёри но Ки летописи Госаннэн но эки ("Второй трехлетней войны ", датируемой 1083-87 гг.) упоминается прицельный бросок лезвия, спрятанного в руке, "сюрикен ни уцу ". Возможно, отсюда и ведет свое происхождение сам термин "сюрикен ". Метание предметов без сомнения было обычной практикой для людей в течение тысяч лет, и с тех пор как древний человек узнал, что он может защищать себя и получать еду, бросая камни в живых существ, получили развитие идеи о технике броска.

Особенно "творчески" если можно так выразиться, к этому отнеслись в загадочной Японии, где техника использования в качестве оружия небольших метательных пластин, получила наибольшее развитие.И самые известные среди них, это конечно же метательные лезвия, которые по-японски называются "сюрикен".

Технически, искусство метания сюрикенов восходит к технике метания различных ножей - от танто до короткого меча вакидзаси, а также специальных метательных стрел утинэ. Считается, что предшественниками сюрикенов были различные предметы снаряжения и вооружения, которые при условии некоторой сноровки можно было использовать для метания, вроде короткого дротика (ко-яри, тэ-яри), заостренной пилки (ядзири), ручного острия для пришпоривания коня (ума-бари) и т.д.

В общественном сознании сюрикены неразрывно связаны с образом "человека-тени". Поэтому их нередко называют "звездами ниндзя". Однако в действительности, метательным оружием такого рода широко пользовались все японские воины, но именно для ниндзя оно стало как бы "визитной карточкой".

Причины этого как обычно чрезвычайно просты: звезды и стрелки можно легко спрятать в одежде и использовать для тайного убийства исподтишка, что и предопределило их популярность в среде "невидимок". Зажав сюрикены подходящей формы в обеих руках, ими можно колоть, рвать, вспарывать как кастетами в рукопашном бою. Кроме того, сюрикены использовались как кресала для высекания огня, как вспомогательные средства при лазании по деревьям и т.д.

В отличие от кино, на практике дистанция эффективного поражения сюрикеном была не так велика. В основном она зависела от физических кондиций и мастерства воина и только отчасти - от конструкции и веса самого оружия. В любом случае, она составляла не более двадцати метров. Да и на таком расстоянии он был эффективен, только если противник был без доспехов и не видел броска.

Устройство сюрикенов

Сюрикены состоят из оснований с отверстием или без него, зубцов с остриём как правило с односторонней заточкой.
Особенностью устройства сюрикенов является их плоская поверхность, обеспечивающая эффект "крыла" в полёте при броске с закруткой, что делает возможным его метание на большое расстояние. Наличие многочисленных зубцов, обеспечивающих практически 100% поражение в отличии от одноклинкового метательного холодного оружия. Относительная округлость в целом и симметрия элементов обеспечивает стабильность полёта гарантируя при наличии навыков в технике метания и неплохую прицельность броска.

Как и большинство других видов оружия, относящихся к метательному типу, сюрикены носились сразу по несколько штук. Чаще всего их было девять, так как это число считалось священным и приносящим удачу.
Во внешнем виде сюрикенов также проявилась тяга японцев к эзотерике и мистическому символизму. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их форму с любым из многочисленных изданий, посвященных оккультным наукам, в котором показаны соответствующие символы. Помимо информации, заключенной в самой форме, мистические знаки наносились иногда на поверхность оружия. В этом нет никакой бравады, и делалось это не для красоты, ибо люди, изготовлявшие оружие и использовавшие его, свято верили в то, что с их помощью можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы.

По количеству разнообразных форм сюрикены уступают пожалуй только стрелам, однако даже в среде этого вида оружия можно выделить несколько общих групп признаков, по которым и принято их классифицировать:

  • а) по устройству в целом: цельные (цельнолитые) и складные состоящие из нескольких сборных элементов, приводящихся в боевое положение с помощью кнопочного пружинного механизма; с отверстием в основании и без них;
  • б) по конструкции: с классически выраженным основанием и зубцами и с невыраженным основанием и зубцами, где основание является прямым продолжением зубцов и наоборот без выраженной между ними границы;
  • в) по размеру: малые - до 6см в диаметре, средние - свыше 6см до 8см, большие - свыше 8см в диаметре до 12см и более;
  • г) по количеству зубцов: трехзубчатые, пятизубчатые, четырехзубчатые, шестизубчатые, восьмизубчатые;
  • д) по форме зубцов: треугольные, многоугольные, фигурные, серповидные;
  • е) по виду зубцов: игольчатые, клиновидные, ромбовидные, стреловидные;
  • ж) по форме оснований зубцов: прямые, изогнутые влево (вправо);
  • з) по наличию заточки: односторонняя и двусторонняя;
  • и) по наличию лезвий: однолезвенные зубцы и двухлезвенные зубцы.

Для всех вышеперечисленных видов, есть ряд общих требований, предъявляемых к ним: Для эффективного поражения цели, вес малых сюрикенов должен составлять не менее 60 г. С увеличением диаметра сюрикена на 1 см прямо пропорционально должен увеличиваться и вес на 10 г.

Некоторые в отличии от японцев (они изготавливали изначально из подручных средств) считают что большое значения имеет и материал изготовления. Непременное требование он должен быть достаточно жестким и твердым, чтоб не деформироваться и не разрушаться при встрече с относительно жесткой преградой при его броске с максимальным усилием взрослого мужчины с расстояния 3-4 метров, также обязательной, является проверка "на излом" Сюрикен брошеный с 3-4 метров в тренировочную мишень, в виде деревянной доски, должен войти в преграду на глубину не менее 5мм

Философия изготовления вашего собственного сюрикена.

В интернете имеется множество коммерческих сайтов, предлагающих красиво сделанные, дорогие лезвия. По разным признакам, я чувствую, что в них отсутствует истинный дух сюрикена. Если посмотреть на то, как лезвия изготовлялись исторически, можно обнаружить множество нововведений, что, как я думаю, зачастую пропускается большинством людей, посещающих эти сайты. На самом деле, сюрикены представляют собой не более чем металлические предметы, приспособленные чтобы стать метательным оружием, и они изготавливались из подручных материалов, которые были наиболее доступны и дешевы в то время в Японии. Например, сенбан сюрикены, которые являются квадратной формы лезвиями, делались из простой металлической пластины подкладывавшейся под шляпку гвоздя при строительстве зданий. Поскольку они обладали формой, которая была уже практически близка и удобна для броска, ее края просто затачивались, и она была готова к использованию. Точно так же квадратные и треугольные в сечении бо сюрикены имели такую форму потому, что делались из гвоздей и других подручных материалов. Это было выражением поиска того, что было бы функционально доступно для выполнения стоящей задачи с минимальным количеством переделки, и это было выражением боевого духа в большей степени, чем дорогая и эстетическая расточительность совершенно сделанных и красиво смотрящихся лезвий. Этот меркантилизм не соответствует японской идее о простоте, естественности и практичности, стремления делать только то, что является необходимым и без излишеств достигать наилучших результатов. Во-вторых, я думаю, что можно получить гораздо больше удовлетворения, изготавливая сюрикены самостоятельно. Я уверен, что древние ниндзя, ронины и буси скорее делали такое оружие собственными руками, чем покупали их в кузницах или где-то еще. Частью развития этого технического навыка является исследование свойств различных материалов и различных форм, для выяснения, какие из них лучше, и внесения соответствующих изменений в свои собственные изделия. Изготовление лезвий самостоятельно также позволяет вам развивать более глубокое понимание оружия и искусства. Смотря на невероятное разнообразие лезвий, которые использовались в сюрикен-дзютсу, мы можем видеть, что в действительности не существует никакой "идеальной формы", скорее использовалось то, что было легко доступно и могло быть путем простого затачивания превращено в острое, практичное и эффективное оружие, которое легко было научиться бросать при соответствующей тренировке.

ТЕХНИКА МЕТАНИЯ

В отличие от западной стрелки (дарта), центр тяжести которой размещался ближе к заостренному концу, и полет которой действительно был полетом, вес сюрикена был равномерно распределен по всей его площади. Следовательно, требовался особый способ хвата, чтобы обеспечить поражение с первого броска и не попасть в цель под тупым углом, что значительно снизило бы силу и эффективность удара.
Сюрикен держали (shuriken mochikata) в ладони, плотно прижав большим пальцем. Он лежал между вытянутыми указательным и средним пальцами. Чем больше было расстояние до цели, тем глубже в ладонь укладывался перед броском сюрикен.

Сюрикен метают (shuriken nagekata) рубящим движением, которое начинается от плеча и, проходя через предплечье, заканчивается в кончиках пальцев. Существует два основных типа хвата. При прямом (masugu) хвате острие сюрикена, лежащего в руке, обращено наружу. В варианте с обратным хватом (kaiten) острие развернуто от противника и покоится под большим пальцем.
Сюрикен можно метать бросками: верхним (omote) , боковым (уоко) и нижним (gyaku). Верхний наиболее простой и самый мощный. Боковой и нижний броски не столь мощны, но, поскольку их труднее заметить и предугадать, являются весьма неожиданными для противника. При любом способе сюрикен можно метнуть прямо или с полуоборотом.
Сюрикены метаются из различных позиций (ichi). Ниндзя практикуют броски стоя, на бегу, с колена, сидя, лежа на животе или на спине, а также метание двух сюрикенов одновременно в двух различных направлениях.

Эпилог

Сюрикен просто идеально создан для метания, поэтому сделать это не так сложно, как например при броске ножа. Его конструкция такова, что он легко втыкается и сам, а его владельцу только и остается, что научиться просто попадать туда, куда необходимо:).

При написании статьи использованы материалы (С) (С) а также выдержки из книги "Вооружение самураев" К.С. Носова



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...