Становление и основные этапы развития социологии как науки. Основные этапы развития социологической науки

Основные этапы развития социологического знания

Истоки зарождения социологии, как науки находят отражение в рассуждениях мудрецов и ученых, живших в прошлых столетиях до нашей эры. Научные основы были заложены в фундамент социологии в античное время.

Первым серьезным трудом в «общей социологии» принято считать диалог «Государство», написанный древнегреческим философом Платоном (428 г. или 427г. до н. э., Афины - 348 г. или 347 г. до н. э.). В данной работе мыслитель разрабатывает основы первой в мире теории социальной стратификации, в рамках которой общество состоит из трех классов:

  • Высший - философы-правители;
  • Средний – воины, охраняющие государство от врагов;
  • Низший - торговцы и крестьяне.

По мнению Платона, общество, построенное по данной схеме, является самым стабильным. Собственный вариант теории стратификации был разработан Аристотелем (384 г. до н. э. - 322 г. до н. э.). В его представлениях основой порядка являлся средний класс.

В целом, античные мыслители изучали человека и общество теоретически. Данный факт отразился в образцах логико-понятийного, эмпирико-научного и историко-политического анализа исследования социальных проблем античного мира.

Исторические данные, дошедшие до современности свидетельствуют о первых попытках проведения эмпирических социологических исследований у древневосточных народов: китайцев, индусов, евреев, египтян и других. Так, в Библии мы встречаем упоминания о первых народоисчислениях у древних евреев.

Новым этапом в развитии социальной мысли является эпоха Средневековья (XV-XVI вв.), в период которой, учеными были подняты проблемы человеческих взаимоотношений в обществе . Яркими представителями данной эпохи являются Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень и другие. Модель общества в их представлениях напоминала общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. В данном обществе роль человека не имела важного значения.

Представители Нового времени активно занимались разработкой теории общественного договора, ставшей впоследствии основой учения о гражданском обществе. К представителям данной эпохи относятся Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж.-Руссо и др.

Позднее, представители эпохи Просвещения такие как К. Гельвеций, Д. Дидро и другие начинают выделять человека как независимого субъекта, обладающего собственной волей. Однако, все исследования в этой области оказываются незначительными и несистематичными.

Первые предпосылки формирования социологии, как науки получили свое отражение в теории позитивизм а. Теория позитивизма (от лат. positivus - положительный) является первым направлением, появившимся в социологии XIX в. Роль позитивизма заключалась в построении новой системы знаний об обществе, основой которых является инструментарий естественных наук. На начальных этапах своего становления позитивизм противопоставлялся чрезмерному теоретизированию и окончательное формирование получил в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию «позитивной» социальной теории, соответствующей всем ключевым параметрам естественной науки.

Основная задача социологии согласно позитивизму заключается в изучении социальных явлений с применением эмпирических и аналитических методов. Только при выполнении данного условия она бы обладала «позитивными» чертами, т.е. способностью результативно решать проблемы общества. Родоначальник позитивизма французский философ Огюст Конт (19 января 1798, Монпелье - 5 сентября 1857, Париж) и все его ученые-единомышленники полагали, что знания об обществе должны быть такими же строгими и точными, обоснованными и достоверными, реальными и полезными, как знание о природе, получаемое из естественных наук.

Замечание 1

Научное признание социология получила в период окончательной разработки и формулировки своих основных научных концепций. Фактическое «открытие» социологии, как науки произошло благодаря четырем выдающимся мыслителям в период с середины XIX и до начала XX в. К ним относятся немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер.

Развитие социологического знания в России

Социологическое знание в России развивалось как интегральная составляющая европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М.М. Ковальский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский и др.) оказали значительное влияние на ее становление как автономной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ.

Замечание 2

Период с конца 20-х годов до 60-х годов прошлого столетия оказался кризисным для социологии. Причиной кризиса послужило изгнание в 1922 г. выдающихся ученых из России, в том числе и Питирима Сорокина, которому принадлежит учение о социокультурной динамике. Изгнание ученых привело к снижению уровня философии и социологии как научных дисциплин. Истинной наукой о жизни общества и законах его существования и развития во времена советской власти являлся исторический материализм, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Первые шаги по возрождению социологии в России были сделаны в 60-е годы 20 столетия. Масштабы социологических исследований в стране расширились благодаря таким ученым, как Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А. Левада, В.А. Ядов и другим. Особое внимание в их исследованиях уделялось социальной структуре общества, социальным проблемам труда, институту образования и институту семьи. Окончательное возрождение российской социологии как науки произошло в конце 80-х – начале 90-х годов. К концу 1998 года в вузах страны насчитывалось 780 кафедр, занимающихся социологическими исследованиями и подготовкой профессиональных кадров в области социологии и социальной сферы.

1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки.

2. Огюст Конт и Герберт Спенсер - основоположники социологии.

3. Классический этап в развитии социологи:

Социально-философская концепция марксизма;

Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма;

Интегральная социология Питирима Сорокина, социальная стратификация и социаль­ная мобильность;

- «понимающая» социология Макса Вебера

4. Основные школы и направления современной социологии:

Эмпирическая социология;

Структурный функционализм;

Конфликтология;

Феноменология.

Начало исследования общественной жизни возникло еще в Античности от работ «Госу­дарство» Платона и «Политики» Аристотеля. Затем более 2-х тысяч лет заметных концепций в области социологии не было. И, наконец, в 16-17 веках появляется достаточно серьезные социологические работы, авторами которых были Н.Макиавелли, Томас Гоббс, Гельвеции, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Ф.Бэкон. И лишь в середине 19 века утверждается понимание социологии как самостоятельной науки об обществе как целостной системе. Заслуга основа­ния новой науки и введение в научный оборот самого термина принадлежит французскому социологу Огюсту Конту.

К предыстории социологии относятся работы античных авторов и Нового времени. К собственно социологии относится период середины 19 века, когда наряду с Контом появляются работы выдающихся ученых, таких как Спенсер, Карл Маркс, М. Вебер и т.д. И только в этот период социология становится точной наукой, опирающейся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют донаучный этап социологии, когда объяснение функционирования и развития общества формировалось в рамках социальной философии. Первых социологов Античности называют социальными философами - Платон и Аристотель, которые также как и современные социологи изучали традиции, нравы, взаимоотношения людей в обществе и строили научные концепции с целью практических рекомендаций по совершенствованию общества.

Заслуга Платона в том, что он подчеркивал особую роль разделения труда и создал пер­вую в истории теорию сгратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высшее, среднее и низшее. Его труды продолжил Аристотель, который считал, чт> опорой любого динамично развивающего общества является средний класс, а несовершенст­во общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением лю­дей. Законодатель должен стремится не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизнен­ных шансов.

Следующий шаг в развитии социологии был сделан в Новом времени (16-17 века) ив эпоху Просвещения (18 век). В лице Макиавелли социология обрела новое измерение, она стала наукой о поведении людей в обществе. Макиавелли известен, прежде всего, своим крылатым изречением, относящимся к области политики: «Цель оправдывает средства».



Следующий шаг сделал Томас Гоббс, который разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе). Однако развитие социологии в донаучный период выражалось в том, что общество рассматривалось как часть природы, а знание о нем как составная часть других уже известных наук. И лишь к середине 19 века сложились предпосылки для появления самостоятельной науки об обществе. Связано это, прежде всего, с именем О. Конта, являвшегося учеником французского социолога-утописта Анри Сен-Симона, который обосновал тезис о том, что в историческом процессе также как и в развитии природы, имеются закономерности, поэтому задачу науки он видел в раскрытии законов, которым подчиняются индивиды. Уже в 17 веке в теории «социальной физики» впервые рассматривается идея об обществе как системе, которая представляет собой неотъ­емлемую часть природы и подчиняется естественно-научным законам. Известные к тому времени законы естественных наук, особенно в механике, геометрии и астрономии, наталкивались на противоречащие им социальные факты, и этим была обусловлена попытка ввести формализацию и в общественные отношения.

В век Просвещения общество часто сравнивали с машиной (так называемая линейно-меха­ническая модель), в которой каждый винтик выполняет свою работу. Именно с таких пози­ций толковалось разделение труда, межличностные связи, теория обмена. Но эти и подобные им концепции не могли с научных позиций объяснить особенности функционирования об­щества и его отличие от природных систем. Появление социологии было подготовлено всем предшествующим социально-политическим и духовным развитием человечества.

Первая половина 19 века, когда возникает социология, - это было время бурного про­мышленного развития стран Европы, что было связано с использованием силы пара и вне­дрением машиной индустрии. Также в этот период были сделаны фундаментальные откры­тия во всех областях знания. Кроме того, это время сложных масштабных социально-политических конфликтов и перемен.

Появление социологии было вызвано общественной потребностью понимания сущности тех социальных перемен, которые происходили в передовых странах Западной Европы и Америки во второй половине 18 - начало 19 веков (американская и французская буржуазные революции, промышленная революция в Англии и других странах Европы). Эти перемены означали цивилизационный сдвиг к индустриальному и гражданскому обществу. Идеология прав человека и гражданина, республиканское и демократическое государственное устройст­во, предпринимательство и конкуренция были той социальной средой, в которой социальная наука должна была обратиться к изучению конкретного человека. На этом фоне было обнаружено отставание знания людей о самих себе и об обществе, в котором они живут. Кроме того, вторая половина 19 века в интеллектуальной истории Запада - это время увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под влиянием которого развивалась тогдашняя социология. Широкое распространение получила эволюци­онная теория Чарльза Дарвина, опирающаяся на представление о единстве законов истории, природы и человека, а также о единстве методов естественных, и общественных наук.

Возникновение социологии как отдельной науки предполагало появление понятия «общества» и разработку теории общества, благодаря познанию естественных основ социально­го развития.

Таким образом, становление социологии как самостоятельной науки было обусловлено следующими предпосылками:

1. Идеи естественного общественного порядка, который обладает собственными зако­нами развития, отличными от законов развития природы.

2. Развитие рыночной экономики, носителем которой является не государства, а граж­данское общество.

3. Идеи историзма и направленности исторического процесса.

4. Разработка современной концепции науки и научного прогресса.

Таким образом, формирующееся гражданское общество составило социальную основу социологии, а позитивистская школа - теоретическую основу. Непосредственной же предпо­сылкой ее рождения стал наивысший уровень развития общественно-политических отноше­ний того времени.

Таким образом, с момента своего возникновения социология стала претендовать на ста­тус научного знания. Информация об обществе отбиралась, изучалась и анализировалась в соответствии с принципами и методами современной науки. Термин «социология» О. Конт впервые употребил в 1839 году. Сам Конт называл социологию - «дитя послереволюционного времени во Франции», поэтому специфическое понимание об­щества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу. Социология Конта возникла в эпоху духовного и политического господства буржуа-зии. Она отражает подъем промышленности и наук, и еще содержит надежду на разрешение социальных конфликтов с помощью разума.

Огюст Конт происходил из мелко буржуазной католической семьи. Большое влияние на формирование его взглядов оказала учеба в Политехнической школе. Принципы этой школы заключались в идее универсальности науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее основа. Предложенный Контом вариант энциклопедической системы всех наук и отражает эти принципы. Будучи секретарем и учеником Анри Сен-Симона, Конт долгое время разделял его идеи. Так же как и Сен-Симон, он считал, что индустриальное общество должно быть организовано на научной основе. В последний период своей жизни он придерживался мистически-религиозной ориентации, хотел придать позитивизму статус своеобразной религии Его основные труды: «Курс позитивистской философии», 6 томов, «Система позитивистской политики», 4 тома, «Завещание Конта», 4 тома. В своем творчестве он выразил идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Для того чтобы преобразовать общество, он считал, необходимым создать такую же точную и объективную науку о законах его развития, какой является естествознание. Конт настолько уверовал в созданную им науку, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину, выше математики, фи­зики, биологии и т.д. Он считал, что преобразующая роль социологии должна состоять в том, чтобы произвести революцию в умах людей, она должна стать новой своеобразной религией! Социология должна открывать универсальные законы функционирования и развития общения, неотделимые от законов природы. Открытия в социологии должны опираться на методы естественных наук: наблюдение, сравнение, эксперимент, а также сравнительный истори­ческий метод. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценоч­ных суждений исследования.

Основная идея Конта - освобождение социологии от умозрительной философии, мета­физики, и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых во­просов, т.е. таких, которые невозможна ни подтвердить, ни отвергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению и проверки. Такой подход к пониманию науки носит название позитивизм.

Социальная теория Конта состоит из двух частей: социальная статика и социальная ди­намика. Статика изучает условия существования социальных систем, а динамика изучает за­коны их развития и изменения. Социальная статика - анатомия общества, теория обществен­ного порядка. Само общество Конт сравнивает с живым организмом. Согласно Конту, в об­ществе как и в живом организме части органично согласованы между собой. Но, будучи уве­ренным, что обществу в большей мере присуща стабильность, Конт тем не менее не отрицает и процессов социальных изменений.) Он считал, что социальные изменения, т.е. социальная динамика, способствует реформам и помогает естественным изменениям, происходящим в результате распада или переустройства социальных систем. Он считал, что первичным эле­ментом развития общества является духовный, умственный элемент - это первый фактор со­циальной динамики, который он называет «состояние человеческих умов». Этот фактор на каждом историческом этапе определяет направление развития общества.Ко вторичным Конт относил все остальные факторы (климат, раса, прирост населения, продолжительность жизни и т.д.). К трем ступеням умственного развития человечества: теологической, метафизиче­ской и позитивной, соответствуют и три стадии исторического прогресса. Центральным зве­ном своих взглядов он считал открытый им закон интеллектуальной эволюции человечества.

Социология как наука и учебная дисциплина.

Социология – это наука об обществе, его институтах и процессах, происходящих в обществе.

Среди поведенческих наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объёмом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта – современного общества. В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающая общество в целом. Известно, что социология – это наука об обществе и взаимоотношениях людей. Её прикладная направленность – создание стабильного, постоянно прогрессирующего общества.

Объектом социологии является общество во всех его средах. Предметом социологии являются процессы, происходящие в институтах общества.

Объект, предмет, уровни социологического познания, эмпирическая база (основание).

Становление и основные этапы развития социологии как науки.

Проблемы развития общественной жизни волновали человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали ещё древнегреческие философы Платон и Аристотель. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а так же «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Первых социологов античности называют социальными философами. Они как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Поскольку в античности «общество» и «государство» не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

Причины (предпосылки) возникновения социологии:

1. Античность: появление первых проблем, связанных с взаимодействием в группах, объединениях и т.п.

2. Возрождение, Просвещение: возможность научно предсказать поведение людей и возможность стимулировать развитие производства.

3. История: урегулирование социальных конфликтов.

4 этапа развития социологии:

1. 60-е – 90-е годы 19 века.

Развивается классическая социология. Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввёл в употребление сам термин «социология». Конт, во всеобщей классификации наук, поставил социологию на самую вершину. Социология должна открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия она совершает при помощи четырёх методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причём применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Суть основанного Контом позитивизма (положительный) можно свести к следующему. Социологии не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук. Позитивисты выступали за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая «объясняющая социология» должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.

От самого сложного к простому: социология – биология – химия – физика – астрономия – математика.

2. 90-е годы 19 века – 30-е годы 20 века.

Питирим Сорокин (русско-американский социолог), Толкот Парсонс (американский).

Главные усилия американских учёных всегда фокусировались на решении практических задач:

· Каковы мотивы (то, что побуждает деятельность человека) поведения людей;

· Как лучше осуществлять социальный контроль и управление;

· Как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность в обществе;

· Как обеспечивать дух сотрудничества людей в производстве.

3. 30-е – 60-е года 20 века.

4. 60-е годы 20 века – наше время.

Современный этап. На первом месте стоит производство услуг.

Принято считать, что современная социология сложилась не под влиянием идей Огюста Конта, а несколько позже, в классический период своего развития. Этот период связан с деятельностью трех великих ученых, которые не только определили основные теоретические направления в исследовании социальной реальности, но и разработали понятийный аппарат научных исследований, определили предмет и статус социологии.

Первым в ряду классиков социологии следует поставить Карла Маркса (1818-1883). Вклад К. Маркса в развитие социологии может быть кратко представлен в нескольких основных научных положениях. Во-первых, К. Маркс разработал естественно-исторический подход к изучению социальных явлений, который опирается на изучение социально-экономических формаций, характеризующих отдельные этапы развития человеческого общества (рабовладельческая формация, феодализм, капитализм, социализм). Каждой из этих формаций соответствует определенный уровень развития производительных сил, производственных отношений и определенная социальная структура общества.

Современные социологи изучают особенности социальных структур, типичных для каждой из социально-экономических формаций, характерные особенности их культуры и поведения отдельных индивидов в условиях разных формаций.

К. Маркс стал также основоположником современной теории конфликтов. Рассматривая классовый конфликт между пролетариатом и буржуазией, Маркс сумел выделить основные причины социальных конфликтов, порождаемых несправедливым распределением доходов, благ, определил их характеристики и механизм возникновения конфликтных взаимодействий. Кроме того, Маркс заложил основы теории управления социальными конфликтами. Современные теории конфликтов отражают идеи, выдвинутые Марксом.

К. Маркс впервые структурировал современное ему общество, выделив социальные классы в качестве основной единицы социальной дифференциации. В основу этого социального разделения Маркс положил отношение членов класса к собственности. При этом он допускал, что в каждом из социальных классов существуют отдельные слои. Можно сказать, что в этом случае Маркс был основоположником современной теории стратификации общества посредством выделения слоев, классов по степени богатства и характеру его присвоения. Основными классами капиталистического общества он определил рабочих (пролетариев) и капиталистов.

Таким образом, Маркс, впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и связал это с социальной структурой общества.

Вторым представителем классического периода развития социологии считается немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Одной из важных заслуг Вебера следует считать выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Это действие, согласно учению Вебера, имеет внутренний смысл, то есть оно рационально. Данное открытие привело к появлению целого научного направления, которое получило название понимающей социологии.
Много внимания Вебер уделял такому важному социальному феномену как отношения власти в обществе. В свете властных отношений Вебер рассматривал структурные единицы общества, особенно социальные организации. Ему удалось разработать оригинальную модель стратификации общества (то есть разделения части, отдельные слои, группы), связать культуру общества с ее экономикой и политическим устройством.


С точки зрения Вебера все явления общественной жизни в конечном итоге складываются из совокупности индивидуальных социальных действий:

Целерациональное действие отличает четкая постановка цели действия и выбор наиболее эффективных средств её достижения. Как, например, при решении технических задач.

Ценностно-рациональное действие ориентируется на некие высшие ценности (моральные, религиозные) и в таком случае не всякие средства достижения цели считаются допустимыми, они не должны противоречить такого рода ценностям. Аффективное действие основано на эмоциях.

Традиционное действие ориентированно на существующие вобществе традиции. Ни один из этих типов действий в чистом виде, как правило, не встречается. Они представляют собой идеальные типа. Этими понятиями Вебер обозначал теоретическую модель, которая создается исследователем путем мысленного выделения некоторых черт изучаемого им явления и в результате в реальной действительности идеальному типу ничто полностью не соответствует. Идеальный тип подобен моделям, которые используются в естественных науках. Наблюдаемые в реальной жизни человеческие действия могут сочетать в себе элементы двух или более идеальных типов.

Вебер использовал разработанную им методологию идеальных типов для изучения широкого круга явлений общественной жизни, при этом особый интерес у него вызывала проблема происхождения современного капитализма. Если Маркс рассматривал прежде всего экономические причины развития капитализма, то Вебер исследовал влияние на этот процесс культурных факторов, в частности религиозных идей.

Вебер использовал понятие хозяйственная этика религии. Это понятие обозначает те требования, которые данная религияпредъявляла к поведению своих последователей в экономической сфере. Вебер обратился к изучению особого типа хозяйственной этики, получившего распространение в странах Западной Европы, начиная с 16 столетия в результатерелигиозной реформации и возникновения протестантизма. Вебер исследовал то влияние, которое оказали эти события на изменения экономических отношений в западных обществах.

Неоклассический этап. Усилия в направлении общего синтеза экономической теории и социологии дают скорее обратный эффект. И в 20-60-х годах XX в. наступает полоса их взаимного отчуждения. В этот же период экономическая социология утверждается как развитая теоретическая и эмпирическая дисциплина. Причем многие ее направления появляются из независимых от экономической теории источников.
Первым течением стала индустриальная социология, в первую очередь американская, вытекшая из русла прикладной психологии и занимавшаяся изучением основ хозяйственной организации и трудовых отношений. Впоследствии из нее вырастает и социология организаций (подробнее см. лекции 8-11).
Вторым источником экономической социологии на этом этапе становится антропология. Практически одновременно с `Дорогой к рабству` - либеральным манифестом Ф. Хайека, - появляется менее нашумевшая книга `Великая трансформация` антрополога-`субстантивиста` К. Поланьи (1886-1954), написанная с совершенно противоположных позиций. Поланьи показывает историческую ограниченность системы конкурентных рынков, утверждая, что такие рынки в большинстве примитивных и средневековых обществ играют вспомогательную роль и развиваются во многом нерыночными методами (в первую очередь, с помощью государственного регулирования). Становящийся рыночный обмен и товарное хозяйство, по его мнению, в целом регулируются многими средствами: отношениями взаимности (reciprocity), связанными с поддержанием социального положения; способами насильственного и административного перераспределения; патерналистскими отношениями; и лишь в последнюю очередь, эгоистическим интересом и стремлением к извлечению прибыли.

Период с 1980-х гг. до настоящего времени автор называет постклассическим этапом в социологии. Социология возникла в период становления раннебуржуазного европейского общества в ответ на острую потребность в осмыслении общественных перемен. До появления социологии эту потребность удовлетворяли два корпуса знаний, существовавших параллельно друг другу: социально-философский и эмпирический. Социология вобрала в себя обе эти традиции. Далее автор останавливается на анализе предмета социологии. Реконструируются подходы к предмету социологии основных представителей указанных выше этапов развития социологической мысли: 1) Конта, Спенсера, Маркса; 2) Тенниса, Дюркгейма, Вебера, Зиммеля; 3) Сорокина, Парсонса, представителей Колумбийской школы (Мертон, Лазарсфельд), представителей британской школы социальной антропологии (Радклифф-Браун, Малиновский), представителей Чигакской школы (Томас, Знанецкий, Кули, Парк, Шилз, Блумер и др.), Мида, Хоманса, Блау, Адорно. Отдельно анализируются подходы российских и советских социологов. Наконец, утверждается, что на последнем постклассическом этапе возникли альтернативные понимания предмета социологии. Произошло смещение акцента с общества как целостного объекта на человека как актора. В этой связи автор называет имена Турена, Бурдье, Арчер и Гидденса. Автор задается вопросом о том, как же теперь определить предмет социологии, раз уж классическое понимание ставится под сомнение. Далее автор переходит к рассмотрению определений предмета социологии, предлагаемых в учебниках. Были отобраны два зарубежных учебника (Смелзер и Гидденс) и два российских (Ядов и Эфендиев). Наконец, предлагается собственное определение предмета социологии, которое представлено как резюме изложенных определений. В дальнейшем автор рассматривает вопросы 1) о том, реален ли предмет социологии, 2) о научности социологических методов, 3) о функциях социологического знания.

До возникновения социологии как самостоятельной науки социологическое видение мира существовало в виде социальной философии, которую под влиянием быстрых успехов механики и других точных наук чаще всего называли социальной физикой.

Предшественники социологического учения искали в историческом развитии закономерности, позволяющие объяснить общественное устройство и взаимодействие человека с окружающей средой.

Один из сторонников идеи законообразности исторического развития Ш. Монтескье в работе «О духе законов» объяснял, что Законы в самом широком значении этого слова -- суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей, и в этом смысле все, что существует, имеет свои законы.

Хотя такой подход в известной мере и отражал теорию прогрессивных изменений в обществе, он не мог вполне отвечать потребностям тех новых отношений, на которых строился капитализм. Чтобы более глубоко познать суть общественных процессов, нужно было опираться не столько на философские постулаты, сколько на их эмпирические доказательства.

Сама общественная жизнь требовала новых подходов. И на смену социальной философии приходит социологическая интерпретация социальных явлений . Вот тогда-то и возникает социологический стиль мышления, который предполагает:

  • -- взгляд на общество как на системное целое, функционирующее и развивающееся по своим собственным законам;
  • -- осознанную установку на изучение реально существующих общественных отношений, а не умозрительных утопий;
  • -- опору на эмпирические методы исследования.

Все дальнейшее развитие социологии, в том числе в различных ее направлениях, было связано с реализацией этих подходов.

Вполне осознавая все разнообразие социологических школ и течений, всю историю социологии можно условно разделить на две основные ветви. Одна из них -- немарксистская -- начинается с трудов О. Конта и его западноевропейских последователей Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Герберта Спенсера, Макса Вебера и доходит до современной западноевропейской и американской социологии; сюда же включается социологическая мысль России XIX -- начала XX века. Вторая ветвь, марксистская связана с именами основоположников марксизма, их интерпретаторов в России -- П. Лаврова, Г. В. Плеханова и с работами В.И.Ленина, Н.И.Бухарина, социологов-марксистов 20--30-х годов; ее развитие прослеживается вплоть до современной социологии 60--80-х годов. Каждая из названных ветвей богата своими идеями и представлена многими выдающимися мыслителями, анализ учений которых и составляет в своей совокупности содержание развития социологической мысли.

Заключая исторический обзор развития социологической мысли, характеризуя ее более чем полуторавековое существование можно выделить пять более или менее самостоятельных этапов.

Первый, когда социальные процессы трактовались при помощи перенесения законов природы на общественную жизнь, т. е. предпринималась попытка создания некой универсальной науки.

Второй, когда социологическое знание развивалось в лоне национальных школ, главным образом учеными в Европе и в начале XX века социологами США.

Третий, когда социологическая мысль распалась на два противоположных, резко обозначенных направления -- марксизм и структурный функционализм, в рамках которых шла внутренняя интеграция научного знания.

Четвертый, когда активизировалась социология в странах третьего мира (Африка, Индия) и социологические идеи Западной Европы и США получили свое применение к условиям этих стран, что послужило началом складывания мировой социологической традиции.

Пятый, когда осознание необходимости объединения всех школ и направлений инициировалось потребностями мирового развития и решением общечеловеческих, глобальных проблем. Этот этап, переживаемый современной мировой социологией, характеризуется поиском новых методов социологического анализа на основе обновления теоретического знания, противостоящего догматизму, эклектизму и нигилизму в науке об обществе.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...