Сколько лет правил иван 3. Что Иван III сделал для России

1505 – Смерть Ивана III

Женитьба Ивана III на Софье Палеолог и рождение у них княжича Василия привели к обострению отношений в большой семье Ивана. Наследником престола тогда считался старший сын великого князя Иван Молодой, женатый на дочери господаря Молдавии Елене Стефановне Волошанке. Но в 1490 г. Иван Молодой неожиданно умер. Люди говорили, что его извела новая супруга Ивана, Софья Палеолог, которая ненавидела пасынка и его жену, а все хлопотала о будущем своего сына Василия. Но тут ее постигла неудача. Иван III после смерти Ивана Молодого наследником объявил не Василия, а своего внука Дмитрия, сына Ивана Молодого. Софья Палеолог оказалась даже в опале, а ее сторонников Иван III приказал жестоко казнить. Иван III не ограничился объявлением 15-летнего Дмитрия своим наследником, а сделал его своим соправителем (так некогда поступил Василий II Темный с ним самим). Юношу венчали на царство по византийскому обряду шапкой Мономаха, которую ему возложил на голову сам Иван III. После этой церемонии Дмитрий становился полноправным соправителем деда.

Но не все обошлось гладко. Видные бояре выступили против замыслов Ивана III править вместе с внуком, начались казни недовольных. Однако вскоре самовластный Иван III – по каким-то неведомым ныне причинам – передумал. Он простил Софью, «нелюбовь ей отдал, – писал вежливо летописец, – и начал с ней жить по-прежнему». Венчанный же великий князь Дмитрий и его мать Елена оказались в опале, их посадили в тюрьму. Там Елену убили. Но еще более странно, что убийство это произошло уже после смерти Софьи. Обе княгини, ненавидевшие друг друга при жизни, были похоронены рядом в кремлевской церкви Вознесения. В 1509 г., уже при Василии III, «в нуже и в турьме» умер и Дмитрий.

К концу жизни Иван III стал нетерпим к окружающим, непредсказуем, неоправданно жесток, он без разбору казнил своих друзей и врагов. Как писал германский посланник Герберштейн, Ивана III особенно боялись женщины: одним только взглядом он мог повергнуть женщину в беспамятство. «Во время обедов он по большей части предавался такому пьянству, что его одолевал сон, причем все приглашенные меж тем сидели, пораженные страхом, и молчали. По пробуждении он обыкновенно протирал глаза и тогда только начинал шутить и проявлять веселость по отношению к гостям». Его изменчивая воля давно стала законом. Когда посланник крымского хана спросил его, зачем Иван сверг дотоле любимого внука Дмитрия, Иван отвечал как настоящий самодержец: «Разве не волен я, князь великий, в своих детях и в своем княжении? Кому хочу, тому дам княжение!» В год смерти великой княгини Софьи (1503) Иван III тяжко заболел. Он ослеп на один глаз, перестал владеть рукой – верный признак обширного поражения головного мозга. 27 октября 1505 г. грозный великий князь скончался. По его завещанию власть перешла к его 26-летнему сыну Василию III.

09.06.2016

Особенности человеческой памяти таковы, что мы легче запоминаем что-то выдающееся, необычное, что-то такое, что способно сильно поразить воображение, чем рядовые жизненные происшествия и людей, не имеющих ярко выраженных личностных черт характера. Это касается, в том числе, исторических личностей, оказывающих влияние на судьбы целых стран. Так и в случае с двумя русскими царями Иванами: каждый школьник без запинки перечислит деяния «великого и ужасного» Ивана Грозного, но при этом не сразу припомнит, чем отличился его родной дед - Иван III. А между тем в народе дед царя Грозного получил в народе прозвище Великого. Каким был и что сделал для России Иван III Великий, расскажут несколько интересных фактов из его биографии.

  1. Судьба будущего великого князя Ивана III сложилась так, что с юного возраста он стал незаменимым помощником своего слепого отца - Василия Темного. Он уже в юные годы получил опыт сражений, научился лавировать в хитросплетениях интриг, которые неизбежны при любом престоле. В молодости Иван участвовал в борьбе с Дмитрием Шемякой.
  2. Первой супругой князя Ивана стала кроткая нравом Мария, которой было суждено прожить короткую жизнь. Считается, что она пала жертвой происков приближенных ко князю лиц: она якобы была отравлена во время отсутствия мужа.
  3. На памятнике в Кремле (в Великом Новгороде), посвященном тысячелетию Руси, можно видеть в числе других правителей великого князя Ивана III. Он стоит, почти попирая ногой поверженных врагов: татарина, литовца и немца. Это - аллегорическое изображение действительных побед князя: ему на самом деле удалось избавить русское княжество от экспансии со стороны Прибалтийских государств и свергнуть золотоордынское иго.
  4. Стояние не реке Угре - событие, которое в 1480 г. определило весь дальнейший ход российской истории. Сражения не было. Благодаря терпению и способности перехитрить противника Иван III, не потеряв своих воинов, смог добиться ухода татар восвояси. С этого момента Русь стала свободной - больше ее не давило тяжелое золотоордынское ярмо. А Ивану за этот подвиг народ дал прозвание Святого.
  5. При Иване III объединение русских земель идет полным ходом. Присоединены к Московскому княжества: Ярославское, Ростовское, Тверское, Черниговские земли. Покорен гордый и мятежный Новгород.
  6. При деятельном участии Ивана III Васильевича был разработан Судебник.
  7. Иван III закрепляет крестьян за помещиками, дав им возможность лишь дважды в год на законных основаниях уходить от своих помещиков.
  8. Историки на основании свидетельств современников, проанализировав деятельность Ивана III, дают ему следующую характеристику. Холодный, спокойный, очень острожный, неторопливый в действиях и скрытный человек. Эти качества помогали ему неуклонно проводить свою политику без обильных кровопролитий. Он умел дожидаться нужного момента и действовать обдуманно, умел чувствовать ситуацию.
  9. После смерти первой супруги Иван III недолго оставался холостым. Его новой избранницей становится наследница византийских императоров - Зоя (Софья) Палеолог. Папа римский рассчитывал с помощью этого брака оказывать влияние на главу русского государства, но ошибся в своих ожиданиях. Безусловно, Софья внесла изменения в жизнь подданных великого князя, но это влияние пошло на пользу исключительно Руси, но никак не папе. Софья была женщиной волевой и умной.
  10. Став супругой Ивана III, Софья считала теперь Русь своей вотчиной и думала о ее благе. Под ее влиянием княжеский двор обрел пышность, красоту и величие. Софья способствовала возведению Успенского и Архангельского соборов. При ней была построена Грановитая палата. Москва украшалась и расцветала. Иван советовался с женой, в том числе и по политическим вопросам. Супруги прожили душа в душу 20 лет. Иван так горевал после смерти Софьи, что угас через 2 года.

Иван III был одним из тех государей, которые умеют ставить цель и методично, неспешными, но уверенными шагами идти к ней. Вся жизнь его показывает: главным предметом его размышлений, его неустанных забот было благо государства. Даже супругу себе он выбрал не исходя из личных предпочтений (Софья не отличалась красотой), а думая о будущем России, об укреплении ее международного положения. Иван III заслуживает благодарной памяти потомков. Современники понимали это - недаром он уже при жизни стал Святым и Великим.

В 1490 г. умер старший сын Ивана III от первого брака, носивший тоже имя Иван. Возник вопрос, кому быть наследником: второму сыну государя – Василию или внуку Дмитрию, сыну умершего князя? Знатным, сановникам очень не хотелось, чтобы престол достался Василию , сыну Софии Палеолог . Покойный Иван Иванович титуловался великим князем, был как бы равным отцу, и потому сын его даже по старым родовым счетам имел право на старшинство. Зато Василий, со стороны матери, происходил от знаменитого царского корня. Придворные разделились: одни стояли за Дмитрия, другие – за Василия. Против Софии и ее сына действовали князь Иван Юрьевич Патрикеев и зять его Семен Иванович Ряполовский. Это были лица очень близкие к государю, и все важнейшие дела шли чрез их руки. Они и вдова умершего великого князя – Елена (мать Дмитрия) пустили в ход все меры, чтобы склонить государя на сторону внука и охладить к Софии. Сторонниками Дмитрия пущены были слухи, что Ивана Ивановича извела София. Государь видимо стал склоняться на сторону внука. Тогда сторонники Софии и Василия, по большей части люди незнатные – боярские дети и дьяки, составили заговор в пользу Василия. Заговор этот был открыт в декабре 1497 г. В то же время до Ивана III дошло, что какие-то лихие бабы с зельем приходили к Софии. Он пришел в ярость, жены и видеть не хотел, а сына Василия велел держать под стражей. Главных заговорщиков казнили мучительной смертью – сперва отрубили руки и ноги, а потом головы. Баб, приходивших к Софье, утопили в реке; многих побросали в тюрьмы.

Желание бояр исполнилось: 4 января 1498 г. Иван Васильевич короновал своего внука Дмитрия с небывалым торжеством, как будто в досаду Софии. В Успенском соборе среди церкви было устроено возвышенное место. Здесь поставлено было три стула: великому князю, внуку его и митрополиту. На налое лежала Мономахова шапка и бармы. Митрополит с пятью епископами и многими архимандритами отслужил молебен. Иван III и митрополит заняли свои места на возвышении. Князь Дмитрий стоял пред ними.

«Отче митрополит, – громко сказал Иван Васильевич, – издревле предки наши давали великое княжение первым своим сыновьям, так и я первого своего сына Ивана при себе благословил великим княжением. Волею Божиею он умер. Благословляю ныне старшего сына его, внука моего Дмитрия, при себе и после себя великим княжеством владимирским, московским, новгородским. И ты, отче, дай ему свое благословение».

После этих слов митрополит пригласил Дмитрия стать на предназначенное ему место, положил ему на преклоненную голову свою руку и громко молился, да сподобит Всевышний его Своею милостию, да живет в сердце его добродетель, вера чистая и правосудие и т. д. Два архимандрита подали митрополиту сначала бармы, потом Мономахову шапку, тот передавал Ивану III, а он уже возлагал их на внука. Вслед за этим последовала ектения, молитва Богородице и многолетие; после чего духовенство поздравляло обоих великих князей. «Божиею милостию радуйся и здравствуй, – провозгласил митрополит, – радуйся, православный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим великим князем Дмитрием Ивановичем, всея Руси, на многая лета!»

Затем митрополит приветствовал Дмитрия и произнес ему краткое поучение, чтобы он в сердце имел страх Божий, любил правду, милость и суд праведный и так далее. Подобное же наставление повторил внуку и князь. Этим обряд коронации и кончился.

После обедни Дмитрий из церкви вышел в бармах и венце. В дверях его осыпали золотыми и серебряными деньгами. Это осыпание повторялось у входа в Архангельский и Благовещенский собор, куда ходил нововенчанный великий князь помолиться. В этот день был устроен у Ивана III богатый пир. Но недолго радовались бояре своему торжеству. И году не прошло, как страшная опала постигла главных противников Софии и Василия – князей Патрикеевых и Ряполовских. Семену Ряполовскому отрубили голову на Москве-реке. По просьбе духовенства Патрикеевым была оказана пощада. Отца постригли в монахи в Троицко-Сергиевском монастыре, старшего сына в Кирилло-Белозерском, а младшего стали держать под стражей в Москве. Ясных указаний, за что государева опала постигла этих сильных бояр, нет. При одном случае только Иван III выразился о Ряполовском, что он с Патрикеевым «высокоумничал ». Бояре эти, видно, позволяли себе своими советами и соображениями надоедать великому князю. Несомненно также, что открылись какие-нибудь их козни против Софии и Василия. В то же время опала постигла Елену и Дмитрия; вероятно, участие ее в жидовской ереси тоже повредило ей. София и Василий опять заняли прежде свое положение. С этой поры начал государь, по словам летописцев, «не радеть о внуке», а сына Василия объявил великим князем Новгорода и Пскова. Псковичи, не зная еще, что Дмитрий с матерью попали в немилость, прислали просить государя и Дмитрия, чтобы они держали свою отчину по старине, не назначали бы отдельного князя во Псков, чтобы тот великий князь, который будет на Москве, был бы и во Пскове.

Эта просьба рассердила Ивана III.

«Разве я не волен в своем внуке и в своих детях, – сказал он в гневе, – кому хочу, тому и дам княжество!»

Двоих из послов он велел даже посадить в тюрьму. В 1502 г. было приказано Дмитрия и Елену держать под стражей, на ектениях в церкви не поминать их и не величать Дмитрия великим князем.

Отправляя послов в Литву, Иван наказывал им так говорить, если дочь или кто иной спросит о Василии:

«Пожаловал государь наш сына своего, учинил государем: как сам он государь на государствах своих, так и сын его с ним на всех тех государствах государь».

Посол, поехавший в Крым, должен был говорить о переменах при московском дворе так:

«Внука своего Дмитрия государь наш было пожаловал, а он стал государю нашему грубить; но ведь жалует всякий того, кто служит и норови т, а который грубит, того за что жаловать».

В 1503 году скончалась София. Иван III, чувствуя уже слабость здоровья, приготовил завещание. Василию между тем пришла пора жениться. Попытка женить его на дочери датского короля не удалась; тогда, по совету одного придворного, грека, Иван Васильевич последовал примеру византийских императоров. Ко двору велено было собрать на смотрины красивейших девиц, дочерей бояр и боярских детей. Собрано было их полторы тысячи. Василий избрал Соломонию, дочь дворянина Сабурова.

Этот способ женитьбы вошел потом у русских царей в обычай. Мало в нем было хорошего: при выборе невесты ценили здоровье да красоту, на нрав и ум не обращали большого внимания. Притом женщина, случайно попавшая на престол, часто из незнатного состояния, не могла держать себя, как следует настоящей царице: в муже она видела своего владыку и милостивца, была для него не подругою, а рабою. Равною с царем она никак себя не могла признать, и сидеть на престоле рядом с ним ей казалось некстати; но вместе с тем ей, как царице, не было ровни между окружающими. Одинокая в блестящих царских покоях, в драгоценных украшениях, она была словно заключенная; а царь, повелитель ее, был тоже одиноким на престоле. Нравы и порядки двора отзывались и на жизни бояр, и у них отдельность женщин от мужчин, даже затворничество, еще больше усилилось.

В тот же год, как совершен был брак Василия (1505), скончался Иван III, 27 октября, 67-ми лет от роду.

По завещанию все его пять сыновей: Василий, Юрий, Дмитрий, Симеон и Андрей получали наделы; но старшему назначено было 66 городов, самых богатых, а остальные четверо все вместе получили 30 городов; притом у них отнято было право в уделах судить уголовные дела и чеканить монету.

Стало быть, младшие братья Ивана III уж никак не могли называться государями; они обязывались даже присягой держать великого князя господином «честно и грозно, без обиды». В случае смерти старшего брата младшие должны были подчиняться сыну умершего, как своему господину. Таким образом устанавливался новый порядок престолонаследия от отца к сыну. Еще при жизни своей Иван Васильевич приказал Василию заключить подобный договор с Юрием, вторым сыном своим; притом в завещании говорилось: «Если кто из сыновей моих умрет и не оставит по себе ни сына, ни внука, то удел его весь идет сыну моему Василию, а меньшие братья не вступаются в этот удел». О внуке Дмитрии уже и не поминалось.

Все свое движимое имущество, или «казну», как тогда говорилось (драгоценные камни, золотые и серебряные вещи, меха, платья и проч.), Иван III завещал Василию.

Старший сын Василия II Васильевича Темного принимал участие в междоусобной войне 1452 года. Из-за ослепления отца Василием Косым Иван III рано включился в процесс управления государством (с 1456 года). Великий князь московский с 1462 года. Продолжая политику по расширению территорий Московского княжества, Иван III огнем и мечом, а иногда и путем дипломатических переговоров подчинил себе княжества: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Тверское (1485), Вятскую землю (1489) и др. В 1471 году совершил поход на Новгород и разбил противников в Шелонской битве, а затем в 1478 году окончательно уничтожил независимость Новгородской республики, подчинив ее Москве. Во время правления его Казань также стала лояльна Московскому князю, что было важным достижением его внешней политики.

Иван III, вступив на великое княжение, впервые со времен Батыева нашествия отказался ехать в Орду для получения ярлыка. В попытке вновь подчинить себе Русь, не платившую дань с 1476 года, хан Ахмат в 1480 году двинул на Московское княжество большое войско. В этот момент силы Москвы были ослаблены войной с Ливонским орденом и феодальным мятежом младших братьев Великого князя. К тому же Ахмат заручился поддержкой польско-литовского короля Казимира. Однако силы поляков удалось нейтрализовать благодаря мирному договору Ивана III с крымским ханом Менгли-Гиреем. После попытки Ахмата форсировать р. Угру в октябре 1480 года, сопровождавшейся 4-дневной битвой, началось «стояние на Угре». «Угорщина», в ходе которой силы сторон располагались на разных берегах притока Оки, закончилась 9-11 ноября 1480 года бегством противника. Таким образом, победа на р. Угре ознаменовала окончание 240-летнего монголо-татарского ига.

Не менее важным был успех в войнах с Великим княжеством литовским (1487-1494; 1500-1503), благодаря которому к Руси отошли многие западные земли.

В результате побед над внешними врагами Иван III смог уничтожить большинство уделов и тем самым сильно укрепить центральную власть и роль Москвы.

Москва как столица нового большого государства сильно преобразилась во время правления Ивана III: был возведен новый Успенский собор и заложен новый Архангельский собор, началось строительство нового Кремля, Грановитой палаты, Благовещенского собора. Важную роль в строительстве обновленной столицы сыграли итальянские иностранные мастера. К примеру, Алевиз Новый, Аристотель Фиораванти.

Новое большое государство, каким стало Московское княжество при Иване III, нуждалось в новой идеологии. Москва как новый центр христианства была представлена в «Изложении пасхалии» митрополита Зосимы (1492). Монахом Филофеем была предложена формула «Москва — третий Рим» (уже после смерти Ивана III). Основой этой теории явился тот факт, что Московское государство (после захвата Константинополя турками в 1453 году) осталось единственным независимым православным государством в мире, а возглавивший его государь — единственным заступником всех православных христиан на земле. Иван III имел и формальные причины считать себя наследником Византии, поскольку был женат вторым браком на племяннице последнего Византийского императора Софье (Зое) Палеолог.

Усиление центральной власти сделало необходимым создание новых органов государственного управления — приказов. В это же время появляется и законодательный кодекс объединенной Руси — Судебник 1497 года, дошедший до нас, к сожалению, лишь в одном экземпляре. Дабы заручиться поддержкой служилых людей, Великий князь гарантировал им экономическое благосостояние путем регламентации перехода крестьян от одного хозяина другому: крестьяне получили право перехода только один раз в году — за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после.

Правление Ивана III современные историки связывают также с началом процесса европеизации, обеспечившего обороноспособность и экономическое процветание страны.

На протяжении сорока трех лет Москвой правил великий князь Иван Васильевич или Иван III (1462–1505 гг.).

Основные заслуги Ивана Третьего:

    Присоединение обширных земель.

    Укрепление государственного аппарата.

    Повышение международного престижа Москвы.

К Москве были присоединены Ярославское княжество (1463 г), Тверское княжество 1485 г., Ростовское княжество 1474 г. Новгород и его владения 1478 г. Пермский край 1472 г.

Иван Третий вел успешные войны с Великим княжество Литовским. По договору 1494 года Иван III получил Вязьму, иные земли, его дочь, княжна Елена Ивановна, вышла замуж на нового великого князя литовского Александра Ягеллона. Однако родственные связи, протянувшиеся между Москвой и Вильно (столицей Литвы), не предотвратили новой войны. Она обернулась для зятя Ивана III настоящей военной катастрофой.

В 1500 г. войска Ивана III разгромили литовцев на реке Ведроше, а в 1501 г. вновь нанесли поражение под Мстиславлем. Пока Александр Ягеллон метался по своей стране, пытаясь наладить оборону, московские воеводы занимали все новые и новые города. В результате, Москва поставила под контроль огромную территорию. По перемирию 1503 года Великое княжество литовское отдало Торопец, Путивль, Брянск, Дорогобуж, Мосальск, Мценск, Новгород-Северский, Гомель, Стародуб и множество других городов. Это был самый крупный военный успех за всю жизнь Ивана III.

По мнению В.О.Ключевского после объединения земель Московское княжество стало национальным, теперь вся великорусская народность проживала в его пределах. При этом Иван именовал себя в дипломатической переписке как государь всея Руси, т.е. высказывал свои претензии вообще на все земли, которые когда-то входили в состав киевского государства.

В 1476 г. Иван Третий отказался выплачивать дань правителям Орды. В 1480 г. после стояния на Угре владычество татарских ханов закончилось уже и формально.

Иван Третий успешно заключал династические браки. Его первой супругой была дочь Тверского князя. Этот брак позволил Ивану Васильевичу претендовать на Тверское княжение. В 1472 г. вторым браком он женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Московский князь становился как бы преемником византийского императора. В геральдике Московского княжества стал использоваться не только образ Георгия Победоносца, но и византийский двуглавый орел. В начале 16 в. стали развиваться идеологическая концепция, которая должна была обосновать величие нового государства (Москва – 3 Рим).

При Иване III на Руси, особенно в Москве, много строили. В частности, воздвигли новые стены Кремля, новые храмы. К инженерной и другим службам широко привлекались европейцы, прежде всего, итальянцы.

В конце своего правления Иван Третий втянулся в острый конфликт с православной церковью. Князь стремился ограничить экономическое могущество церкви, лишить ее налоговых льгот. Однако этого ему сделать не удалось.

В конце 15-начале 16 вв. стал формироваться государственный аппарата Московского княжества. Князья в присоединенных землях становилась боярами московского государя. Эти княжества теперь назывались уездами и управлялись наместниками-кормленщиками из Москвы.

Присоединенные земли Иван 3 использовал для создания системы поместий. Дворяне-помещики во владение (не в собственность) участки земли, которые должны были обрабатывать крестьяне. В обмен дворяне несли военную службу. Поместная конница стала ядром армии Московского княжества.

Аристократический совет при князе назывался Боярской думой. В нее входили бояре и окольничие. Возникли 2 общегосударственных ведомства 1. Дворец. Управлял землями великого князя. 2. Казна. Ведала финансами, государственной печатью, архивами.

В 1497 г. был издан первый общегосударственный судебник.

Личная власть великого князя резко усилилась, что видно из завещания Ивана. Преимущества великого князя Василия 3 перед другими членами княжеской семьи.

    Теперь только великий князь собирал налоги в Москве и вел уголовный суд по важнейшим делам. До этого князья наследники владели участками в Москве и могли собирать там налоги.

    Исключительное право чеканить монету. До этого и великий и удельные князья имели такие права.

    Если братья великого князя умирали, не оставив сыновей, то их уделы переходили к великому князю. До этого удельные князья могли распоряжаться своими вотчинами по своему усмотрению.

Также по договорным грамотам со своими братьями Василий 3 присвоил себе единоличное право вести переговоры с иностранными державами.

Василий III (1505-1533 гг.), унаследовавший престол от Ивана III, продолжил его курс на строительство единой русской державы. При нем потеряли независимость Псков (1510), а также Рязань (1521). В 1514 г. в результате новой войны с Литвой был захвачен Смоленск.

Противостояние Московского государства и Великого княжества Литовского

Великое княжество Литовское.

Данное государство усилилось в середине 13 в. поскольку его правители сумели успешно противостоять отрядам немецких крестоносцев. Уже в середине 13 в. литовские правители стали присоединять русские княжества к своим владениям.

Важной особенностью Литовского государства была его двуэтничность. Меньшую часть населения составляли собственно литовцы, в то время как большинство населения были славянами-русинами. Необходимо отметить, что процесс расширения Литовского государства был относительно мирным. Причины:

    Присоединение часто происходило в форме династических союзов.

    Доброжелательная политика литовских князей по отношению к православной церкви.

    Русский (русинский) язык стал официальным языком великого княжества Литовского и использовался в делопроизводстве.

    Развитая правовая культура Литовского княжества. Существовала практика заключения письменных договоров (рядов), когда местные элиты договаривались о своем праве участвовать в выборе наместников для своих земель.

К середине 14 в. Великое княжество Литовское объединило все западные русские земли кроме Галиции (входила на тот момент в состав Польского королевства).

В 1385 г. литовский князь Ягайло вступил в династический брак с польской принцессой Ядвигой и подписал в Крево соглашение, которое во многом определило судьбу литовского государства. Согласно Кревской унии Ягайло брал на себя обязательство обратить все население Литовского княжества в истинную католическую веру, а также отбить захваченные Тевтонским орденом польские земли. Соглашение было выгодно для обеих сторон. Поляки получали мощного союзника для борьбы с Тевтонским орденом, а Литовский князь помощь в династической борьбе.

Заключение Кревской унии помогло Польскому и Литовскому государству в военном отношении. В 1410 г. соединённые войска двух государств нанесли решающее поражение армии Тевтонского ордена в битве под Грюнвальдом.

В то же время вплоть до конца 1430-х гг. Литовское княжество переживало период напряжённой династической борьбы. В 1398-1430 гг. великим князем Литовским был Витовт. Он сумел консолидировать разрозненные литовские земли, вступил в династический союз с Московским княжеством. Тем самым Витовт фактически дезавуировал Кревскую унию.

В 1430-е гг. князь Свидригайло сумел объединить вокруг себя знать Киевских, Черниговских и Волынских земель, которые были недовольны политикой католизации и централизации и начал борьбу за власть во всем Литовском государстве. После напряженной войны 1432-1438 гг. он потерпел поражение.

В социально-экономическом отношении Литовское княжество развивалось весьма успешно на протяжении 15-16 вв. В 15 в. многие города перешли на так называемое Магдебургское право, которое гарантировало самоуправление и независимость от княжеской власти. С другой стороны, громадную роль в жизни Литовского государства играла знать, которая фактически делила государство на зоны влияния. Каждый князь имел собственную систему законодательства и налогообложения, свои военные отряды, контролировал органы государственной власти в своих землях. 15 из 40 городов, которые располагались на территории современной Беларуси находились на магнатских землях, что зачастую ограничивало их развитие.

Постепенно Литовское государство все больше интегрировалось с Польским. В 1447 г. польский король и литовский князь Казимир издал общеземельный привилей, который гарантировал права шляхты (дворянства) как в Польше, так и в Литве. В 1529 и 1566 гг. Панская рада (совет аристократов, высший орган управления Литовского государства) инициировал создание 2 Литовских статутов. Первый кодифицировал нормы гражданского и уголовного права. Второй статут регулировал взаимоотношения шляхты и аристократов. Шляхта получала гарантированные права на участие в органах местного и государственного управления (сеймики и вальные сеймы). В то же время была проведена административная реформа, по примеру Польши страна была разделена на воеводства.

В сравнении с Московским государством Литовское княжество отличалось большей религиозной терпимостью. На территории княжества сосуществовали и конкурировали православная и католическая церкви, в середине 16 в. достаточно большое распространение получил протестантизм.

Отношения Литвы и Москвы на протяжении второй половины 15-16 вв. были по большей части напряженными. Государства конкурировали между собой за контроль над русскими землями. После серии успешных войн Иван 3 и его сын Василий третий суме=ли присоединить пограничные земли в верховьях Оки и Днепра, важнейшим успехом Василия 3 стало присоединение после долгой борьбы стратегически важного Смоленского княжества в 1514 г.

В ходе Ливонской войны 1558-1583 гг. Литовская армия на первом этапе боевых действий потерпела серьезные поражения от войск московского царя. В результате в 1569 г. между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния. Причины заключения: 1. Военная угроза со стороны московского царя. 2. Экономическая ситуация. В 16 в. Польша была одним из крупнейших торговцев зерном в Европе. Литовская знать желала получить свободный доступ к такой выгодной торговле. 3. Привлекательность польской шляхетской культуры, большие правовые гарантии которые были у польской шляхты. 4. Для поляков важно было получить доступ к очень плодородным, но плохо освоенным землям Литовского княжества. Согласно унии в составе единого государства Литва сохраняла свое судопроизводство, администрацию и русский язык в делопроизводстве. Особо была отмечена свобода веры и сохранение местных обычаев. При этом Волынские, Киевские земли передавались в состав Польского королевства.

Последствия унии: 1. Увеличение военного потенциала. Польский король Стефан Баторий сумел нанести тяжелые поражения войскам Ивана Грозного, московское царство в итоге утратило все свои завоевания в Прибалтике. 2. Мощная миграция польского населения и населения Галиции на восток Литовского государства.3. Рецепция польской культуры в первую очередь местной русской знатью. 4. Оживление духовной жизни, поскольку православной церкви было необходимо конкурировать в борьбе за умы с католиками и протестантами. Это способствовало развитию системы образования.

В 1596 г. по инициативе католической церкви в Бресте была заключена церковная уния между католической и православной церквями Речи Посполитой. Унию активно поддерживали польские короли, которые рассчитывали на консолидацию своего государства.

Согласно унии православная церковь признавала верховенство римского папы и ряд католических догматов (filioque, концепция чистилища). При этом сохранялась в неизменности православная обрядность.

Уния не только не способствовала консолидации общества, но наоборот расколола его. Только часть православных епископов признала унию. Новая церковь получила наименование греко-католической или униатской (с 18 в.). Другие епископы сохранили верность православной церкви. В этом их поддержала значительная часть населения Литовских земель.

Дополнительное напряжение вносила деятельность запорожского и украинского казачества. Отряды вольных людей-христиан отправлялись за добычей в Дикое поле еще в 13 в (бродники). Однако консолидация казачества в серьезную и признанную силу происходит в 15-16 вв. из-за постоянных набегов Крымского ханства. В ответ на набеги возникла Запорожская Сечь как профессиональное воинское объединение. Польские короли активно использовали запорожских казаков в своих войнах, однако казаки оставались источником смут, поскольку к ним присоединялись все недовольные текущей ситуацией.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...