Сергей Павлович Королев. Извилистая дорога в космос

Главный конструктор ОКБ-1
1946 - 1966

Предшественник:

Должность учреждена

Преемник:

Василий Павлович Мишин

Дата рождения:

Место рождения:

Город Житомир, Волынская губерния, Российская Империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР

Российская империя
СССР

Научная сфера:

Ракетостроение

Место работы:

Учёное звание:

Академик АН СССР (1958)

Альма-матер:

Известен как:

Основоположник советской космонавтики

Награды и премии:

Арест и работа в закрытых КБ

Человек в космосе

Проект орбитальной станции

Лунный проект

История болезни и смерть

Официальная версия

Подробности из мемуаров

Похороны

Награды и звания

В филателии

Интересные факты

(30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир - 14 января 1966, Москва) - советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря его идеям был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года. Подполковник.

Биография

С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире (тогда Российская Империя, современная Украина) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877-1929) и Марии Николаевны Москаленко (1888-1980). Ему было около трёх лет, когда родители развелись. По решению матери, маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке Марии Матвеевне и дедушке Николаю Яковлевичу Москаленко.

В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году - пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна, и отчим - Георгий Михайлович Баланин.

В гимназии учился недолго - её закрыли, потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома - его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование.

Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922-1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. В 1955-м Королев писал: «Еще в 1929 году я познакомился с К. Э. Циолковским, и с тех пор посвятил свою жизнь новой области науки». Из этой поездки Сергей Павлович привез несколько сочинений Циолковского с дарственной надписью. В этот год Королёв работал над дипломной работой - проект самолёта СК-4, а 2-го ноября, на планере «Жар-птица» сдал экзамены на звание пилот-паритель. Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, - показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, его увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации - Группы изучения реактивного движения (ГИРД): В апреле 1932 года она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова. Королёв был назначен его заместителем. Однако расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить этот пост. Ему, как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов, в 1936 году удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем. В его отделе к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет.

Арест и работа в закрытых КБ

Королёв был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве после ареста Клеймёнова Ивана Терентьевича и других работников Реактивного института. Он был подвергнут пыткам. По некоторым данным, во время пыток ему сломали челюсть. Автором этой версии является журналист Я. Голованов. Однако, в своей книге он подчеркивает, что это только версия:

В феврале 1988 года я беседовал с членом-корреспондентом Академии наук СССР Ефуни. Сергей Наумович рассказывал мне об операции 1966 года, во время которой Сергей Павлович умер. Сам Ефуни принимал участие в ней лишь на определённом этапе, но, будучи в то время ведущим анестезиологом 4-го Главного управления Минздрава СССР, он знал все подробности этого трагического события.

Анестезиолог Юрий Ильич Савинов столкнулся с непредвиденным обстоятельством, - рассказывал Сергей Наумович. - Для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королёв не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей…

У Сергея Павловича были сломаны челюсти? - спросил я жену Королёва, Нину Ивановну.

Он никогда не упоминал об этом, - ответила она задумчиво. - Он действительно не мог широко открыть рот, и я припоминаю: когда ему предстояло идти к зубному врачу, он всегда нервничал…

Королёв пишет ясно: «следователи Шестаков и Быков подвергли меня физическим репрессиям и издевательствам». Но доказать, что Николай Михайлович Шестаков сломал челюсти Сергею Павловичу Королёву, я не могу. К сожалению, никто этого уже не сможет доказать. Даже доказать, что ударил, - нельзя. Что просто толкнул. Вновь повторю: я ничего не могу доказать, нет в природе этих доказательств. Я могу лишь попытаться увидеть. Никаких других свидетельств, подтверждающих то, что на допросах Королёву сломали челюсть, нет.

25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.

Это было время перемен в руководстве НКВД и репрессии уже снизили свой размах. Поэтому судебные решения не так слепо следовали рекомендациям НКВД. Королёв был осуждён Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 года, обвинение: ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. 10.06.1940 года срок сокращён до 8 лет ИТЛ (Севжелдорлаг), освобождён в 1944 году. Полностью реабилитирован 18 апреля 1957 года.

21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах». 23 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага.

В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Это послужило причиной для перевода С. П. Королёва в 1942 году в другое КБ тюремного типа - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16 (ныне - Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» /ОАО КМПО/), где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Здесь С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя. В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика «Пе-2», первый полёт которого состоялся в октябре 1943 года.

По воспоминаниям, которые приписывают Л. Л. Керберу, С. П. Королёв был скептик, циник и пессимист, абсолютно мрачно смотревший на будущее, «Хлопнут без некролога», - была любимая его фраза. Вместе с этим есть высказывание летчика-космонавта Алексея Леонова относительно С. П. Королёва: «Он никогда не был озлоблен… Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение».

В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости, после чего он ещё год проработал в Казани. 12 января 2007 года на здании (проходной) ОАО КМПО был торжественно открыт горельеф С. П. Королёва работы скульптора М. М. Гасимова.

Разработка баллистических ракет

Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так, Королёв об Р-2 задумывается ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывается им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше начинается работа над небольшой мобильной ракетой Р-11, и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7.

В августе 1946 года С. П. Королёв начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 году в Королёв), где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым, как главным конструктором, и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта: до 3000 км. В 1948 году С. П. Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.

В течение одного только 1954 года Королёв одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных её модификаций, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М - с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретает межконтинентальная Р-7.

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7, имевшая две ракетных ступени. Это тоже была победа С. П. Королёва и его сотрудников.

Первый искусственный спутник Земли

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» - сказал позже С. П. Королёв.

Почтовые конверты

Другие спутники и запуск космических аппаратов на Луну

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй - для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

Человек в космосе

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека - гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять - скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год - совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года - изучается возможность полёта в космос женщины. За ними - с 12 по 13 октября 1964 года - в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 года во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Проект орбитальной станции

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Лунный проект

Ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н. С. Хрущёва. Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королёв не работал), разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В. П. Глушко, а также смены руководства КПСС - Л. И. Брежнев не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв. После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилась с помощью беспилотных космических кораблей.

История болезни и смерть

Официальная версия

  • Официальное медицинское заключение было опубликовано 16 января 1966 года. Правда. 1966. № 16 (17333).

«Медицинское заключение о болезни и причине смерти товарища Королёва Сергея Павловича.»

Тов. С. П. Королёв был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема лёгких и нарушение обмена веществ. С. П. Королёву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королёва наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда).

Министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский; действительный член АМН СССР, профессор А. А. Вишневский; заведующий хирургическим отделением больницы, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов; член-корреспондент АМН СССР, профессор А. И. Струков; начальник Четвёртого главного управления при Минздраве СССР, заслуженный деятель науки, профессор A.M. Марков.

Подробности из мемуаров

  • Оперировал Сергея Павловича министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский, а ассистировал Петровскому заведующий хирургическим отделением, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов.
  • Остановить кровотечение, удалив полипы, не удалось. Приняли решение о вскрытии брюшной полости. Когда стали подбираться к месту кровотечения, обнаружили опухоль величиной с кулак. Это была саркома - злокачественная опухоль. Петровский принял решение удалить саркому. При этом произвели удаление части прямой кишки. Предстояло вывести оставшуюся часть через брюшину.
  • В связи с невылеченной травмой, полученной в ссылке (по версии, см. выше, следователь сломал Королёву челюсть, ударив Сергея Павловича графином по скуле. Вследствие неудачного сращения кости, Королёв не мог достаточно широко раскрывать рот даже во время еды), возникли сложности при интубации трахеи. Ему не смогли корректно ввести дыхательную трубку в трахею.

Похороны

Гроб с телом покойного С. П. Королёва был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года с 12 часов дня до 8 часов вечера.

  • Похороны с государственными почестями состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов. Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.

Семья

После смерти Королёва остались:

  • его мать - Мария Николаевна Баланина;
  • первая жена - Ксения Максимилиановна Винцентини, у которой от него родилась дочь - Наталья;
  • вторая жена - Нина Ивановна.

Вклад

Сергей Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, в Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский Государственный Аэрокосмический Университет, город в Московской области, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне.

Награды и звания

  • Дважды Герой Социалистического Труда.
  • Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
  • Академик АН СССР.
  • Лауреат Ленинской премии.
  • Почётный гражданин города Королёв.

Память

Названы в честь Королёва и носят его имя:

  • Наукоград Королёв, Московская область (переименован в 1996 году из «Калининграда»). Имя Королёва носит также центральный проспект этого города.
  • Кратер на Марсе.
  • Кратер на обратной стороне Луны.
  • Астероид 1855 Королёв.
  • Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С. П. Королёва.
  • СГАУ - Самарский Государственный Аэрокосмический Университет им. академика С. П. Королёва. В 2011 году возле СГАУ установили бюст Сергею Королеву.
  • Военный институт в Житомире.
  • Медаль имени С.П. Королёва, присуждаемая Федерацией космонавтики России.
  • Знак Королёва, ведомственная награда Федерального космического агентства.
  • Дом Культуры имени С. П. Королёва в Киеве.

В филателии

Год рождения Королёва на почтовых марках разный - иногда по старому стилю, иногда по новому.

Почтовые марки и конверты

  • Следуя этапом из Бутырской тюрьмы на Колыму, Королёв некоторое время находился в Новочеркасской тюрьме.
  • Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло жизнь Королёву: следуя из Магадана во Владивосток пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.
  • Вскоре после войны, англичане продемонстрировали запуск немецкой ракеты «Фау-2» (пуск осуществляли немецкие специалисты). По указанию руководства, Королёв приехал под чужой фамилией, под видом капитана-артиллериста Советской Армии. Но его забыли снабдить наградами, которые были у фронтовых офицеров. И представители английской разведки весьма заинтересовались этим «капитаном».
  • Королёвым были впервые в мире осуществлены:
    • запуск в космос первого космонавта Юрия Гагарина
    • запуск в космос искусственного спутника земли,
    • запуск в космос спутника с живым существом - собака Лайка,
    • запуск баллистической ракеты с подводной лодки.
  • Королёв - единственный человек в истории СССР, получивший звание Героя Социалистического Труда, не будучи реабилитированным (звание присвоено 20.04.1956 г., а реабилитирован 18.04.1957 г.).
  • При жизни имя Королёва считалось секретным. Оно не упоминалось ни в новостях при запуске Спутника, ни при полёте Гагарина. Тем не менее, после смерти именем Королёва стали называться улицы, ему устанавливались памятники, сам он был похоронен у Кремлёвской стены. Советская пропаганда говорила о нём как о гениальном учёном, основоположнике космонавтики, но замалчивала факт его ареста.

Фильмы

Художественные и телевизионные

  • Укрощение огня (фильм) - ("Башкирцев" - Кирилл Лавров).
  • Разбег - о юности С. П. Королёва, 1982.
  • Корабль пришельцев (фильм) (Олег Табаков).
  • Королёв (фильм) - (Сергей Астахов).
  • Битва за космос (телесериал) (в роли Королёва - Стив Николсон).
  • «Кедр» пронзает небо (Игорь Скляр, 2011).
  • Фурцева (телесериал) (Алексей Янин, 2011).

Документальные

  • Сергей Королёв. Судьба - творческая мастерская «Студия А», «Первый канал», 2004.
  • Освобождение конструктора - телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королева». Фильм 1-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Трофейный космос - телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королева». Фильм 2-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Недосягаемая Луна - телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королева». Фильм 3-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Царь-ракета. Прерванный полёт - Телестудия Роскосмоса, ТВ Центр, 2006.
  • Мир состоит из звезд и из людей - Телеканал Культура, 2006.
  • Первые на Марсе. Неспетая песня Сергея Королёва - телестудия Роскосмоса, 2007.
  • Сергей Королев. Достучаться до небес - телестудия Проспект ТВ, «Первый канал», 2007.
  • Сергій Корольов - НТУ, 2007, (на русско-украинском языке).
  • Пять смертей академика Королёва - Студия «07 Продакшн», телеканал «Интер», 2009, (на русско-украинском языке).
  • Королёв. Обратный отсчет - телеканал НТВ, 2010.
  • Сергей Королёв. Жизнь на космической скорости - телестудия Роскосмоса, программа «Русский космос», телеканал Россия-2, 2011.

В данном материале рассмотрена краткая биография Сергей Павловича Королева - выдающего конструктора ракетно-космической отрасли. Под влиянием Сергей Королева произошел технологический прорыв всего человечества. Под его руководством первые вышел на орбиту Земли искусственный спутник, состоялся первый полет человека в Космос, первый человек вышел в открытый космос.

Детство и юность великого конструктора.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомир на Серево-Западе Украины. Отец (Павел Яковлевич Королёв) и мать (Марии Николаевны Баланиной (Москаленко) были учителями. Отец ушел из семьи, когда Сергею Королеву было 3 года. Долгое время ребенок проживал с бабушкой и дедушкой. В 1917-м он пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать и его отчим (Григорий Михайлович Баланин). Гимназию скоро закрыли, и ребенок получал домашнее образование. Отчим, как и мать Королева был учителем и кроме того имел образование инженера. Сергей проявлял исключительный интерес к авиационной технике. В 1921 году познакомившись с Одесскими лётчиками, начал проявлять активную позиции в авиационном сообществе. Уже в 16 лет Королев читал лекции по ликвидации авиабезграмотности.

Студенческие годы

В 1924 году поступает в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. За 2 года учебы там он освоил базовые инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. В 1926 году осенью , Королев переводится в МВТУ (Московское высшее техническое училище) имени Баумана. Во время учебы в МВТУ активно развивается, как авиаконструктор и пилот-планерист. 2 ноября 1929 года сдает экзамены на звание «пилот-паритель». В том же году защищает диплом по самолету СК-4 под руководством Туполева.

Проявление интереса у Королева к реактивному движению и карьера

В 1929 году после знакомства с Циолковским и его трудами, начинает активно интересоваться темой реактивного движения. В 1931 году Королев и группа энтузиастов под руководством изобретателя Фридриха Цандера создают общественную организацию «Группа изучения реактивного движения» (ГИРД). В шутку аббревиатуру ГИРД расшифровывали, как группа инженеров работающих даром, поскольку участники группы долгое время не получали денег за свою работу. Работа держалась на энтузиазме и любви к делу. В 1932 году ГИРД по существу становиться научно-конструкторской лабораторией по разработке и производству ракетных летательных аппаратов. 17 августа 1933 года был произведен первый удачный запуск их первой ракеты. После в том же году на базе ГИРД действующей в Москве, в которой работал Королев, и ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) при поддержке маршала Тухаческого был образован реактивный научно-исследовательский институт. Работая в нем Королев в 1935 году становиться начальником отдела ракетных летательных аппаратов и является заместителем директора НИИ. Он трудиться над разработкой ракетных летательных аппаратов, но в 1938 году из-за разногласий с начальством Королев переводится на рядовую должность старшего инженера. В последствии это событие спасает его от расстрела.

Арест и отбывание наказания

Начались активные репрессии в высших военных чинах. Был арестован и расстрелян маршал Тухаческий. Все, кто был связан с данным делом попали под подозрение. Королёв был арестован 27 июня 1938 года по подозрению во вредительстве. По обвинительному приговору Военной Коллегией Верховного Суда СССР осенью 1938 года, Королеву было назначено наказание в виде 10 лет Исправительно-трудового лагеря.
Королев попал на Колыму, где трудился на золотом прииске Мальдяк. Позже в 1940 он был направлен в Москву, где дело было пересмотрено и срок сокращён до 8 лет исправительных лагерей. Однако, по указанию Туполева, Королев в лагеря направлен не был, а продолжил трудиться, выполняя военный заказ на конструирование ракет. Сначала в московской спецтюрьме, после во время войны в Казанском конструкторском бюро тюремного типа. Королев в ходе работы отметился значительными достижениями. Летом 1944 года Сергей Павловича Королева досрочно освободили из заключения со снятием судимости по личному указанию Сталина. После он ещё год проработал в Казани конструктором реактивных установок. .

Разработка ракетного вооружения.

После войны страна нуждалась в вооружении нового уровня. Летом 1946 года Сергей Павлович Королев был назначен Главным конструктором специально созданного "Особого конструкторского бюро № 1". Бюро занималось разработкой баллистических ракет дальнего действия. Первой задачей, которая ставилась перед Королевым, было создание копии немецкой ракеты ФАУ-2. Реальность показала, что советская промышленность того времени не способна производить оружие нужного уровня качества. Процесс становления новейшей космической отрасли промышленности происходил постепенно. Под руководством Королева были разработаны ракеты Р-1, Р-2, Р-5 и межконтинентальная балистическая Р-7, которые стали опорой ракетного вооружения СССР на ближайшие годы. 16 сентября 1955 года произошел первый в мире запуск баллистической ракеты с подводной лодки СССР.

Освоение космоса под руководством главного конструктора Сергей Королева

В 1955 году С. П. Королев и его сподвижники вышли в правительство с предложением о выведении в космос на орбиту при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. Правительство одобрило инициативу и 4 октября 1957 года был запущен и выведение на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. «Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества », - сказал Королёв позже о запущенном спутнике. После началось активное освоение космоса под руководством главного конструктора. Королев руководил и организовал работу людей в ранее не существовавшей космической отрасли. 3 ноября 1957 года была запущена собака Лайка в космос. 4 октября 1959 года к Луне был запущен космический аппарат, который позволил сфотографировать обратную сторону Луны, которую до этого никто и никогда не Земле не видел. 12 апреля 1961 г. происходит первый полет человека в Космос. На корабле Восток-1, спроектированном Королевым, космонавт Юрий Гагарин пролетел по орбите вокруг Земли.
18 марта 1965 года стартовал полёт корабля «Восход-2» с космонавтами Леоновым и Беляевым на борту. В ходе данного полета человек впервые покинул пределы космического корабля и вышел в открытый космос. Также Королев вынашивал проекты по созданию первой в мире орбитальной станции и высадке на Луну человека.

Смерть великого конструктора

14 января 1966 года Королеву предстояла несложная операция по удалению полипов в кишечнике. Оперировали его лучшие врачи СССР того времени. После удаления полипов у Королева открылось сильное кровотечение и врачи были вынуждены вскрыть брюшную полость. В результате обнаружилась злокачественная опухоль. Было принято решение её удалить. Опухоль была удалена, но сердце Королева не выдержало столь высоких нагрузок от операции и остановилось. Прах Сергея Павловича Королева было решено захоронить возле Кремлевской стены вместе с другими великими деятелями нашей страницы. Там он находится по сей день. Подытоживая кратко всю биографию Королева , можно сказать, что человек усиленно и увлеченно работал всю свою жизнь и смог внести ощутимый вклад в историю .
Если материал был полезен, вы можете

(1907-1966) — советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики.

Родился он в 1907 году в Житомире (на севере нынешней Украины). Уже в три года маленький Серёжа с матерью перебрались сначала в Киев, а затем и в Нежин. В Нежине он жил у бабушки - его собственные родители в тот момент только что развелись.

В 1915 году юный Сергей поступил в подготовительные классы киевской гимназии. Спустя еще год мать Королёва вышла замуж, и они всей семьей переехали в Одессу. В 1917 году Сергей поступил в одесскую гимназию. Спустя четыре месяца произошла очередная перемена: из-за начавшейся революции Серёжа стал заниматься в единой трудовой школе. Впоследствии родители забрали Сергея заниматься по гимназической программе. Ведь и мать, и отчим Серёжи были учителями. Отчим Королёва, к тому же, имел отличное инженерное образование.

В 1921 году в Одессе был сформирован отряд гидросамолетов. Увлеченный мыслями о воздухоплавании, Королёв, спустя два года, начал заниматься в планерном кружке. А еще год спустя, в 1924 году, Сергей спроектировал планер К-5, который был защищен перед комиссией и одобрен для постройки. В то время молодой Королёв вел крайне активный образ жизни. Кроме лекций в планерных кружках одесских заводов, которые он сам читал, начиная с 16 лет, Сергей был разносчиком газет, грузчиком, кровельщиком, столяром, но жил всё равно небогато. В том же году Королёв поступил в Киевский политехнический институт.

В 1926 году, уже отучившись два года в институте, Сергей перевелся в МВТУ - ведущий технический вуз Советского Союза того времени. Родители Королёва также перебрались в Москву.

В 1930 году он окончил МВТУ им.Баумана. В 1931 году совместно с Ф.А.Цандером участвовал в организации Группы изучения реактивного движения, которую возглавил в 1932 году. С 1933 года С.П.Королев — заместитель начальника РНИИ, с 1934 — начальник отдела ракетных летательных аппаратов.

В Реактивном научно-исследовательском институте Сергей Павлович вел большую организационную научно-исследовательскую и конструкторскую работу в этом институте, направляя свои творческие усилия на создание ракетных летательных аппаратов. Основное внимание при этом уделялось крылатым ракетам. Наряду с разработкой крылатых ракет в предвоенные годы С.П.Королев работал над научным обоснованием необходимости освоения человеком стратосферы при помощи пилотируемых реактивных летательных аппаратов. В книге «Ракетный полет в стратосфере», изданной в 1934 году, он с научных позиций ищет ответы на вопросы уже поставленные самой жизнью для чего нужны полеты человека в стратосфере, каковы пути и методы их осуществления. Эта книга получила высокий отзыв К.Э. Циолковского.

Экспериментальный одноместный вариант ракетоплана, как средства освоения стратосферы был создан Королевым на основе его планера СК-9, получившего индекс РП-318-1. Под управлением летчика-испытателя В.П.Федорова этот ракетоплан трижды успешно летал — 28 февраля, 10 и 19 марта 1940 года. Это были первые в СССР полеты человека на летательном аппарате с жидкостным ракетным двигателем. Посетители музея могут увидеть в экспозиции динамический макет ракетоплана РП-318-1.

В 1938 году С.П.Королев был необоснованно репрессирован и осужден на длительный срок заключения. Вначале отбывал его на Колыме, а в годы Великой Отечественной войны был направлен в ОКБ особого режима, где занимался проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. В 1944 году С.П.Королев был освобожден из заключения и в 1945 году командирован в Германию в составе Технической комиссии для ознакомления с немецкой трофейной ракетной техникой.

В 1946 году Королев направляется в НИИ-88 и назначается главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. С 1956 года Сергей Павлович — начальник и главный конструктор ОКБ-1. Под его руководством были созданы первые в нашей стране высотные ракеты, давшие советской науке возможность развернуть широкие геофизические исследования в верхних слоях атмосферы. Под руководством Сергея Павловича были созданы и применены первые ракетно-космические системы, обеспечившие нашей стране важный в политическом отношении приоритет, создавались первый в мире искусственный спутник Земли, первый в мире пилотируемый космический корабль, на котором 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. С именем Королева связано создание могучей советской ракетно-космической промышленности, а также новой области человеческой деятельности — космонавтики.

С 1958 года действительный член Академии наук СССР (член-корреспондент 1953г.).
Дважды Герой Социалистического Труда (1956г., 1961г.). Ленинская премия (1957г.). Золотая медаль им.К.Э.Циолковского Академии наук СССР (1958г.).

Сергей Павлович Королёв (1907-1966) — выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.

С.П. Королёв родился 12 января 1907 г. в г. Житомире в семье учителя русской словесности П.Я. Королёва. Уже в школьные годы Сергей отличался неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5». Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где получил известность как молодой способный конструктор и опытный планерист. Спроектированные и построенные им летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, показали незаурядные способности Королёва. Особенно его увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 г. С.П. Королёв и Ф.А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации - Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 г. она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т. Клейменова. С.П. Королёв назначается его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями лаборатории на перспективы развития ракетной техники заставляют С.П. Королёва перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты.

В 1938 г. Королев был арестован Военной Коллегией Верховного Суда СССР по статье 58-7, 11. Он был приговорен к 10 годам лагерей. В 1940 г. срок сокращён до 8 лет лагерей, освобождён в 1944 г., а полностью он был реабилитирован в 1957 г. Арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королёва пессимистическим отношением к окружающей действительности. По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза «Шлёпнут без некролога…»

Год он провёл в Бутырской тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям в результате которых Королёву сломали челюсти (также получил сотрясение мозга). В 1939 г. попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк и был занят на «общих работах». В 1940 г. направлен на новое место заключения - в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А.Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 г. в другое КБ тюремного типа - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.

В 1946 г. Был создан единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л. М. Гайдуков, а главным инженером - С.П. Королёв. В 1948 г. С. П. Королёв начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение. Параллельно С.

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П. Королёв стремился к большему - к покорению космического пространства. В 1955 г. С.П. Королёв, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. И уже 4 октября 1957 г. С.П. Королёв запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Работы над спутниками ведутся параллельно с подготовкой полета в космос человека.

12 апреля 1961 г. С.П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый в мире полет человека-гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.

С.П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть 14 января 1966 г. Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей. Урна с прахом С.П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Сергей Павлович Королев - выдающийся советский конструктор, ключевая фигура в освоении космоса нашей страной. Он был уникальной личностью: гениальный организатор, человек с абсолютным чувством долга, яркой, стремительной жизнью: человеком-порывом. Но мало кто знает, что оборотной стороной его темпераментного, не терпящего однообразия характера стало непостоянство в чувствах, которое привело его к личному одиночеству. А непрестанное стремление вверх - к тому, что он «сгорел», как ракета-носитель, еще не достигнув запланированных высот.
Сергей Королев родился в Житомире 14 января 1906 года в семье учителя русской словесности. Ему было около трех лет, когда родители развелись и его воспитанием занимались родители матери. После 9 лет большое влияние на мальчика оказал отчим, который имел инженерное образование.
Уже в детстве он отличался от сверстников своими незаурядными способностями и неукротимой тягой к технике, в том числе авиационной. Благодаря своим способностям он поступает в МВТУ (Московское высшее техническое училище имени Баумана), проявляет себя как способный авиаконструктор. Неизгладимое впечатление на него произвели идеи К. Э. Циолковского о полетах в стратосферу, и он стал разрабатывать летательные аппараты с реактивной тягой. В 1933 году Королев стал одним из руководителей Реактивного научно-исследовательского института и под его руководством были созданы первые советские баллистические ракеты дальнего действия. У него всегда возникало много уникальных идей, но он никогда не занимался их доработкой, а передавал готовые проекты на дальнейшее совершенствование другим институтам и бюро. Сергей Павлович мог с легкостью бросить почти законченный проект, если понимал, что можно разработать что-то более актуальное. Девизом его жизни стали слова: «Вперед!» и «Вверх!».. Своим друзьям он говорил: «Ты гнись, но не ломайся. Гнись и гни свою линию….А потом разогнешься. Это ничего, не страшно».
Но жизнь приготовила ему испытания в 1938 году, когда он был арестован по обвинению во вредительстве и в списке осужденных шел по первой (расстрельной) категории. Во время пыток на допросе ему даже сломали челюсть, но он не «сломался» и не «прогнулся». К счастью, в те времена репрессии уже снизили свой размах и Королев был приговорен к 10 годам лагерей и на Колыме копал золотоносный грунт. Но в 1940 году его поместили в московскую спецтюрьму НКВД, где уже находился А.Н. Туполев. И эти «зеки» создали бомбардировщик Пе-2 и Ту-2, а также управляемую аэроторпеду и ракетный перехватчик. В 1944 году Королев был досрочно освобожден. Однако полностью реабилитирован – лишь в 1957 году.
Долгие годы заключения не прошли бесследно и, по воспоминаниям некоторых его сослуживцев, Королев стал скептиком, мрачно смотревшим на будущее с любимой фразой: «Хлопнут без некролога». Впрочем, летчик-космонавт Алексей Леонов считал, что Королев «…никогда не был озлоблен. Он не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение».

Сослуживцы воспринимали его как полководца, вспыльчивого и смелого. Его даже прозвали – «Иван Грозный» за приступы ярости, во время которых ему бесполезно было что-то объяснять. Люди обычно пережидали до утра, когда, успокоенный, он приходил в бюро и, похлопав по плечу провинившегося, говорил: «Ну что, досталось тебе вчера? А ведь мог и выгнать. Ну, ничего». Но Королев никогда не прощал обмана, и сразу же отстранял человека от работы, если замечал за ним дезинформацию.

Характер Сергея Павловича сказался и на его личной жизни. Его первой женой стала подруга детства, Ксения Максимилиановна Винценти, которую он добивался 7 лет. У стройной голубоглазой красавицы было много поклонников, и Королев приложил неимоверные усилия, чтобы она стала его женой. (даже стоял на руках на крыше дома). Впоследствии он перевез возлюбленную в Москву (в 1931 году), где она стала работать в одной из московских клиник хирургом - травматологом. Но вскоре Королев потерял к ней интерес и стал увлекаться другими женщинами.

Доведенная до отчаяния, Ксения писала матери Королева: «Всю историю нашей любви вы знаете хорошо. Много горя еще до 38-го года (год ареста Королева) пришлось мне пережить, и, несмотря на оставшееся чувство привязанности и какой-то любви к Сергею, я твердо решила... оставить его для продолжения им жизни под его любимым лозунгом «Дайте каждому жить, как ему хочется...». Спустя 8 лет после заключения брака они расстались окончательно, а их общая дочь – Наташа, так и не смогла простить отцу его отношения к матери, которая, как она считала, очень любила ее отца, пройдя с ним все испытания.

Она вспоминала: «Арест моего отца стал для мамы до того страшным ударом, что в 30 лет она полностью поседела. Мама рассказывала мне потом, что часть знакомых от нее отвернулись - не здоровались; встретив в городе, переходили на другую сторону улицы. На работе некоторые врачи и медсестры отказывались ассистировать маме, когда она делала хирургические операции». После того, как Наташа в 12 лет узнала правду об отце (со слов матери), она бросала трубку, не желая разговаривать с ним,. А он, расстроенный, сидел на Байконуре, и плакал (по свидетельству товарищей)….
Впрочем, некоторые считали, что виновата была сама Ксения, так как не пожелала покинуть Москву и отправиться за мужем на полигон. Он же, одинокий, изливал свою душу в письмах, но уже к другой женщине – Нине Ивановне. Она была переводчицей с английского, и они поженились, когда ему было 40, а ей – 27 лет.

«Ну не могу тебе, мой друженька, не написать и не излить свою душу... ведь мне не с кем об этом поговорить, кроме тебя», - писал удрученный одиночеством Королев. Но, судя по всему, его молодой жене были непонятны его излияния о проблемах на работе, а он все также мучился личным одиночеством.

Королев безвременно умер на операционном столе в 1966 году. Трудно даже представить, какого бы уровня достигла советская космонавтика, если бы не его внезапная смерть.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...