Правило игры в нарды длинные. Как играть в нарды? Длинные нарды: правила

Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон (англ. Backgammon), тавла, шеш-беш, коша - древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).

Правила игры в нарды простые и начинающие игроки достаточно легко их освоят, но тем не менее для того, что бы выиграть нужно логическое мышление и конечно везение. Есть две основные разновидности - и нарды. Игра Нарды состоит из специальной доски, 30 шашек двух разных цветов и двух игральных кубиков костей). В игре принимают участие 2 игрока.


Короткие нарды


Начальная позиция


Рис 1. Доска с шашками в начальной позиции. Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор - соответственно справа.


Рис 2. Направление движения белых шашек. Черные шашки движутся в противоположном направлении.

Рис. 3. Два способа, которыми белые могут сыграть

Короткие нарды (Рис. 1) - игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Движение шашек

Игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или шагов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении (Рис. 2) - от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.

При этом применяются следующие правила:

Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.

Числа на обеих костях составляют отдельные ходы.

К примеру, если у игрока выпало 5 и 3 (Рис. 3), то:

Он может пойти одной шашкой на три шага, а другой - на пять,

Либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) шагов, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять шагов от начального пункта) также открыт.

Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.

Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число.

Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число.

Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.


Как побить и зарядить шашку


Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.

К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход.

Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.


Как выбросить шашки

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.

Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших, чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.



В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.


Правила игры


Количество игроков - двое. Количество шашек на доске - по 15 у каждого игрока.

Место начального расположения шашек, каждого из игроков называется голова, а ход из начального положения называется "из головы" или "взять с головы". За один ход с головы можно брать только одну шашку.

Игрок кидает одновременно два кубика. Сделав бросок, игрок должен передвинуть любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. Т.е. если на кубиках выпало, например, шесть-пять, игрок должен одну шашку передвинуть на шесть клеток, а затем любую (можно ту же, можно другую) на пять клеток. При этом с головы всегда можно брать только одну шашку. Исключение составляет только первый бросок в партии. Если одна шашка, которую можно снять с головы, проходит, то можно снять вторую. Таких камней для первого игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три (мешают шашки противника, стоящие на голове). Если выпадает один из этих камней, игрок снимает с головы две шашки. Для второго игрока количество камней, при которых с головы можно снять две шашки, увеличивается, так как мешает пройти первому камню, имеет право не только голова, но и камень, снятый противником. Если противник первым броском кинул: два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять и шесть-два (кроме: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три, которые тоже не идут напрямую).

Передвинуть две шашки на число клеток, показанное одним кубиком нельзя. Т.е. если на кубиках выпало - шесть-пять, игрок не может пойти одной шашкой, например, на три и другой на три клетки, чтобы вместе получилось шесть, а затем сходить "пятёрку".

Если выпал дупль, т.е. одинаковые очки на двух кубиках, например, пять-пять, игрок делает четыре хода (на соответствующее кубиков число клеток).

Нельзя поставить свою шашку не клетку, занятую шашкой противника. Если шашка попадает на занятую клетку, то про неё говорят что она "не идёт". Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то такая шашка оказывается запертой.

Нельзя запереть все пятнадцать шашек противника. Т.е., выстроить заграждение из шести шашек подряд можно только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится впереди этого заграждения.

Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, которое выпало на каждом кубике, т.е. если шашки не идут, то очки пропадают, а шашки не двигаются.

Если игрок может сделать ход на то количество очков, которое выпало на одном из кубиков, и не может сделать хода на то количество очков, которое выпало на втором кубике, он делает только тот ход, который возможен, а остальные очки пропадают.

Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он обязан его сделать даже в ущерб своим интересам. Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух то игрок должен выбрать больше. Меньшие очки пропадают. Смысл игры заключается в том, чтобы, пройдя всеми шашками полный круг, прийти ими в дом и выбросить все шашки раньше, чем это сделает противник.

Домом для каждого игрока является последняя четверть игрового поля, начиная с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток. Выбрасывать шашки - это значит делать ими такие ходы, чтобы шашки оказывались за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.

Ничьей не существует. Если игрок, начинавший первым, выбросил все свои шашки, а второй игрок может сделать тоже следующим броском, второй считается проигравшим, так как следующего броска не будет: партия заканчивается, как только один из игроков выбросил все свои шашки.

Нарды – игра довольно древняя, но несмотря на это интерес к ней не пропадает и по сей день. В настоящее время придумано много разновидностей нард, каждые отличаются своими правилами ходов, изначальным положением шашек и другими особенностями, но самые популярные – это длинные и короткие.

Есть правила игры в нарды, общие для всех видов этой игры:

Игроки делают свои ходы по очереди, первый ход определяется броском одной кости (игрок, у которого больше очков делает его первым). В разных видах и правилах игры в нарды может быть разное направление движения шашек, но они точно передвигаются по кругу и только в одну сторону.

Кости нужно бросать на свободное место на доске в одной ее половине. Если хотя бы одна кость вылетела за поле, перекатилась на другую его половину, неровно легла или оперлась о шашку, то бросок недействителен и его нужно повторять.

Перед каждым из ходов бросается две кости, а за каждый ход можно сделать от одного до четырех перемещений шашки. В каждом из них играющий может передвинуть шашку своего цвета на количество пунктов, равному очкам на одной кости.

Передвигать можно или две разные шашки или одну. Когда на костях выпадает дубль то очки, которые выпали удваиваются, и играющий может сделать 4 перемещения.

Правильно играть в нарды поможет также запоминание запрещенных передвижений шашек. Игрок не может ходить, если количество очков на костях не позволяет переместить шашку на занятый им или пустой пункт. В этом случае ход следует пропустить. Но когда можно сделать хотя бы одно передвижение, то нельзя от него отказываться даже если это невыгодно.

Когда же при передвижении все шашки играющего занимают свой дом, то при каждом следующем ходе можно выставлять их за поле доски. Это, как и изначальное размещение шашек, обусловливается правилами выбранного вида нард.

Смысл всей игры в том, чтобы шашками пройти все поле по кругу, потом вернуть их все в свой дом и выставить за игровое поле раньше соперника.

В данной игре ничьей не существует. Кто первый прошел круг тот и победитель.

Зная общие правила игры намного легче понять как играть в нарды любых разновидностей. А играть в них не только увлекательно, но и полезно, ведь в процессе вы тренируете свои математические способности, и выдержку. Кроме того, нарды, подобно многим другим настольным играм, способны сплотить небольшой коллектив или подарить множество интересных семейных вечеров.

Предлагаем вам также небольшой видео-урок игр в длинные нарды:

Как играть в нарды? Правила состязания

Многие помнят игру в уголки. Белые и чёрные фишки выстраиваются группами в диагональных противоположных углах поля, и цель игрока - как можно быстрее переместиться на территорию противника. Схожий принцип применяется и в нардах.Как играть в нарды?

Правила игры, на первый взгляд, кажутся сложными. Однако это не так, разберёмся во всём по порядку.

Из чего состоят нарды и правила игры

В набор входят: игральная доска с ячейками по внутреннему периметру,тридцать фишек: по 15 штук чёрного или белого цвета на каждого игрока,два игральных кубика (игральные кости).

Фишки выбранного цвета выставляются в верхнем правом от вас углу. Особых требований к тому, как они должны стоять, нету, чаще всего их просто выстраивают в вертикальный ряд. Главное, что все они находятся на старте, то есть в начальной угловой ячейке.

Силы соперника, соответственно, окажутся у вас под левой рукой.

Игра начинается с того, что игроки кидают по одному кубику. У кого выпадает большее количество точек, тот и ходит первым. Далее, на протяжении всей игры, игроки кидают пару кубиков и двигают свои фишки на столько ячеек, сколько точек выпало.

Все фишки движутся по полю против часовой стрелки! Когда придёт ваш черёд кидать кости, вы получите две цифры, к примеру, у вас выпало 5 и 2. Можно суммировать эти результаты и сделать единственный ход на 7 шагов. Одна ячейка - один шаг.

А можно не складывать эти результаты и передвинуть сразу две фигуры. Одну на 5, и другую на 2 хода вперёд.

Двигаясь по полю, нужно придерживаться одного правила. Останавливаться можно либо на пустой ячейке, либо на собственном цвете. Это называется «поставить на голову».

Проще говоря, свои фишки при необходимости вы можете ставить друг на друга, а вот остановка на фишке противника запрещена.Это правило действует и в том случае, если вы складываете результаты выпавших точек. В этом случае двигаемся с остановкой.

Пример: Если игральные кости показали 5 и 2, то сначала фишка шагает на 5 ячеек, оглядывается по сторонам, и только затем делает оставшиеся 2 шага. Можно и наоборот: сначала на 2, потом на 5. Главное, чтобы остановка не приходилась на вражескую голову: это ведь запрещено правилами. В противном случае, придётся искать другой вариант хода.

Есть ещё одно правило. В начале игры все фишки выстроены в одной угловой ячейке. Любая фишка стартует именно из неё, это называется «снять с головы».

Так вот снять с головы за один ход можно только 1 раз.

Пример: кости показали 2 и 6. Вы снимаете с головы фишку и делаете ею 2 шага. Оставшиеся 6 шагов вы можете сделать либо ею же, либо любой другой фигурой на поле. Иначе говоря: не более одного снятия с головы за ход.

Случается так, что вы не можете сделать ход на выпавшее вам количество шагов. Как не смотри, а любой ваш ход останавливается на вражьих позициях. Чаще всего такое случается к концу игры, когда почти вся территория поля занята.

Увы, в этом случае вы пропускаете ход и надеетесь на милость игральных костей.

Ещё его называют дублем. Это когда оба кубика показали одинаковое количество точек. В этом случае игрок получает право сделать 4 хода, каждый на столько шагов, сколько точек показал каждый из кубиков.

Пример: при дубле 3:3 вы получаете 4 хода по 3 шага каждый. Всего у вас получается 12 ходов, и распоряжаетесь вы ими по своему усмотрению. Можно и одной фигурой куш сыграть, передвинув её на все 12 шагов.

Главное, чтобы остановки не приходились на голову соперника.

Если дубль 6:6 выпал в самый первый ваш ход в игре, то он даёт исключительное право единственный раз «снять с головы» сразу две фишки, ведь сделать единственный ход на 24 шага не удастся: окажемся на старте соперника.

Бывает, что выпал удачный куш, а совершить все 4 хода вы не можете: расстановка сил соперника не позволяет. Действуем по вышеописанному правилу - грустно ждём следующего шанса.

К чему стремиться

Выучить правила и играть в нарды, как видите, совсем не сложно. Ваша цель - грамотно передвигаться по полю и выстроить всех своих одноцветных солдат на территории соперника. Это называется «привести домой». Домом считается 6 ячеек в нижней правой четверти доски.

Как только последняя ваша фигура окажется на заветной территории, начинаем их «выгонять».

В электронной игре нарды-онлайн нужные фишки автоматически удаляются с поля. В настоящих нардах вы их просто отодвигаете: к центру или на старт, кучкой или в ряд - не важно. Главное, что в игре они больше не участвуют.

Как «выгонять»

Пронумеровываем все домашние ячейки, начиная с крайней правой. Ей присваивается номер 1 и далее влево по нарастающей, до 6. В очередной свой ход вы кидаете кубики. Выпавшее на них количество точек - это номера ячеек, из которых можно удалить фишки.

Пример: кубики показали 3 и 1. Вы либо убираете 2 фигуры из одноименных ячеек, либо складываете результат и убираете одну фигуру из ячейки номер 5.

Случается, что кубики показывают номера пустых ячеек. В этом случае вы либо передвигаете фишки на указанное кубиками количество шагов на домашней территории, либо удаляете крайнюю левую фишку, если граница поля не позволяет выполнить ход полностью.

Если вам выпал куш, то вы так же получаете право на удаление сразу четырёх фигур.

Пример: куш 3:3. Удаляете четыре фигуры с 3-ей ячейки. Если она пустует, то делаете четыре хода из ячеек под номером 4, 5 или 6. Если и они пустуют, убираете четыре крайние левые фигуры из оставшихся.

Кто победил?

Выиграет тот, кто первым удалит все фишки с поля. Однако, даже проигрыш в нардах имеет свои нюансы. Самым обидным считается проигрыш-кокс.

Это когда все ваши фигуры собраны в доме, но ни одной из них вы выгнать не успели. Все проигранные очки умножаются на 3.

Как заправлять кальян, узнайте из нашей статьи.

Если противник закончил игру, а у вас часть фишек не добрели до дома, то это проигрыш-марс, проигранные очки умножаются на 2. Если на момент окончания игры вы удалили с поля хоть одну фишку, проигрыш считается обычным, проигранные очки равняются количеству оставшихся на поле фигур. Счёт партии 0:1.Осветить некоторые нюансы и наглядно ответить на вопрос «как играть в нарды» видео с правилами поможет. Удачной игры!

Предисловие к «чайникам»

Если вы - новичок, который со стремлением желает обучиться алгоритму действий в нардах, то не стоит устрашаться каких-либо разновидностей этой игры. В большинстве случаев - сначала нужно ознакомиться с едиными для всех правилами основополагающими понятиями данной забавы.

Существует 2 основных вида нард, отличительными чертами которых являются - способность выталкивать шашки противника за меры доски и начальные позиции фишек: длинные и короткие нарды . В двух вариантах всегда в конце партии выявляется победившее и проигравшее лицо.

Термины

«Зары» - игральные кубики (кости);

«Голова» - изначальное местоположение шашек;

«Дубль» - комбинация зар, в которой они имеют одинаковые значения после броска, после чего количество выкинутых очков увеличивается вдвое;

«Дом» - итоговая на всём пути четверть доски, в которую должны быть уложены все фишки, до того, как играющий может ими ходиться;

«Выбрасывать» - совершать шашками различные ходы, в процессе которых шашки обязаны оказаться за границей дома игрока;

«Поправляю» - слово, означающее, вы или соперник не собираетесь ходить фишкой, а лишь поправляете её;

«Блот» - место, которое занято только одной шашечкой;

«Тас» - предстоящий матч (в наибольших случаях до трёх баллов);

«Даве» - если оппоненты развлекаются на денежную сумму при определённом уровне расчетной ставки, то, ощущающий некое преимущество в игрище, может предложить увеличить ставку вдвое (даве). Но он сможет совершить такое действие лишь в начале личного хода, до того момента, как кинет кубики;

«Бивер» - согласно всеобщим нормам игры в нарды: игроку, которому объявили даве, может незамедлительно ещё раз двукратно поднять уже существующую ставку и настоять на встречном редабле - бивере, в данный момент кости находятся у этого игрока. Тот, кто первый из играющих сказал «даве», обладает способностью принять этот бивер или отказаться от него;

«Басе» - это положительный ответ на удвоение ставок со стороны соперника в текущей игре;

«Марс» - «сухая победа» или победа, в которой проигравший противник не успел выкинуть ни одной фишки;

«Оин» - вариант успеха, когда потерпевший поражение конкурент смог выкинуть хотя бы 1 шашку.

Каковы одни из главных принципов игры в длинные нарды ?

В данной разновидности этой забавы играют два человека на доске, разделённая на четыре четверти, содержащая по шесть ячеек в каждой. Началом партии можно назвать выстраиванием у двух конкурентов «Головы», чтобы все 15 фишек были выстроены в единую длину по краю игральной доски. Какова задача участников партии? А задача проста: сделать так, чтобы все ваши фишки оказались в доме и были сняты с доски. Это необходимо выполнить быстрее, чем ваш соперник. У кого выпала большая по числу точек комбинация на кубиках (двух), тот и ходит первым. В течение 1-го хода может двигаться только 1 фишка. Особенный случай: когда во время первого хода вылетает дубль.

Согласуясь со счётом вашего броска, вы и ваш противник должны двигать шашки противоположно направления часовой стрелки, при этом сохраняется условие: передвигать вашу фишку в ячейку, уже занятую другим игроком, запрещается. Зато на одну ячейку разрешается «складировать» все личные фишки. В тот момент, когда вы не можете сделать ход, его право присваивается противнику. Ещё один вариант: с того момента, как вы завели свои фишки в «дом», их позволяется снимать с игрового поля.

А что на счёт норм по поводу коротких нард ?

Аналогично длинным нардам, здесь также присутствует четыре игровых поля по шесть ячеек на каждое, то есть в сумме получается двадцать четыре. Здесь самое главное то, чтобы как можно стремительней привести свои фишки в дом и выставить их за доску, нежели это сможет провести ваш противник.

Если сравнивать длинные и короткие нарды, то выявится, что они очень сильно отличаются игровым процессом: в коротких нардах разрешается сбивать шашки соперника с ячейки, если его шашечка одиноко стоит на ячейке, и тут ваши фишки (шашки) должны двигаться друг на друга (сближаться). Одно из преимуществ данной игры: за один ход допускается выбивать сразу несколько фишек соперника. Выбитые фишки направляются в «бар» - середина игровой доски. В этом развлечении разрешается ходить одной шашкой (согласно стандарту), либо двумя, если вам выпал дубль на костях. В том случае, если игрок до сих пор не возвратил все свои фишки из «бара» на доску, то он не может задействовать другие.

Фактически, как и в длинных нардах, оппонент, который быстрее, чем свой соперник, заведёт все свои фишки в дом - и будет считаться победителем данной партии.

Какие существуют причины, чтобы научиться играть в нарды?

1. Во-первых, нарды - это отличный способ времяпровождения.
2. Во-вторых, эта игра универсальна, так как её можно брать в различные путешествия, соответственно будут находиться люди, которые, как и вы, увлекаются нардами, следовательно, вы заведёте новых друзей.
3. И, в-третьих, данное развлечение совершенствует ваши навыки мышления и творчества, а также способствует усилению вашей конкурентоспособности в тех или иных ситуациях.

Нарды - настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделенной на две половины.

Смысл игры

Бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.

Доска для нард

Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта - по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункт обычно представляет собой узкий вытянутый равнобедренный треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может достигать половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для каждого игрока своя. Для удобства пункты могут быть раскрашены в два цвета - чётные в один, нечётные в другой.Шесть пунктов подряд в одном из углов доски называются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления шашек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют шашки на стол сбоку от доски (рядом с домом).Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех вариантах нард, где можно бить шашки противника, сбитые шашки выставляются на бар.Каждый игрок имеет набор шашек - 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры используется меньше шашек).Имеется как минимум одна пара игральных костей (зар). В наборе может быть две пары костей - у каждого игрока своя, а также специальные стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может применяться так называемый «куб удвоения» дополнительный кубик для удобства учёта повышения ставок - на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.

Правила игры

Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры три - длинные, шесть-один и короткие нарды. Общими для всех вариантов являются следующие правила:
  • Игроки ходят по очереди.
  • Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки движутся по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.
  • Право первого хода разыгрывается броском костей - каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков. В случае одинакового количества очков бросок повторяется.- Перед каждым ходом игрок бросает две кости (называемые: зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, содной стороны от бара. Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторён.
  • За один ход делается от одного до четырёх передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей. Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую - на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем - на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4 потом на 2). Если на обеих костях выпадает одинаковое число очков (дубль), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя - можно только на полные 4).
  • В варианте игры «бешеный гюльбар» при выпадении дубля игрок делает все ходы от выпавшего дубля до дубля шести (например, при выпадении дубля «четыре-четыре» игрок перемещает одну шашку на 4 пункта, затем другую на 4 пункта, затем ещё одну на 5, ещё одну на 5, одну на 6 пунктов и ещё одну на 6 пунктов). Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник.
  • В каждом варианте правил есть некоторые запрещённые перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешённых перемещений для выпавшей комбинации очков нет, игрок пропускает ход. Но если возможность сделать хотя бы один ход есть, игрок не может отказаться от неё, даже если данный ход ему невыгоден.
  • Если использовать очки одной из костей невозможно, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а другой - обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей. Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход на большее количество пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан использовать максимально возможное количество очков.
  • Когда все шашки игрока в процессе движения по доске попадают в свой дом, следующими ходами игрок может начать выставлять их за доску. Шашка может быть выставлена за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из костей (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, можно выставлять, если выпала единица, на втором от края - если выпала двойка). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то может выставляться за доску шашка из пункта с наибольшим номером.
  • Начальное расположение шашек определяется правилами.- Ничьих в нардах не бывает. Выигрывает тот, кто первым выставил все свои шашки за борт.
  • Победитель получает за выигрыш от одного до трех очков. Правила начисления очков за выигрыш в разных вариантах нард могут отличаться.


  • Последние материалы раздела:

    Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
    Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

    Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

    Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
    Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

    Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

    Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
    Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

    Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...