Политическая психология и идеология. Политическое сознание и политическая идеология

Политическая психология – это область политического сознания людей, которая состоит, главным образом, в чувственно наглядном восприятии политики и эмоциональном отношении к ней, и непосредственно связана с деятельностью людей в сфере политики.

По содержанию в политической психологии можно выделить устойчивую часть (здравый смысл, менталитет, психологический склад этноса, традиции и т. д.) и часть более подвижную, неустойчивую (настроения, переживания, эмоции, чувства, ожидания). Важнейшее значение среди неустойчивых, быстро преходящих проявлений политической психологии имеют настроения – общие, ярко выраженные черты психологии, охватывающие на определённый период времени большие массы людей и определяющие их отношение к тому или иному политическому событию или проблеме. Настроения оказывают значительное воздействие на политическое поведение больших масс людей.

К существенным преходящим моментам политической психологии нужно отнести также заражение – быстрое распространение, охват определённым психическим состоянием больших масс людей – и внушение, характеризующееся некритическим восприятием воздействия объектом внушения.

Политическая идеология – это систематизированная теоретически оформленная иерархия политических ценностей, на основе которой вырабатываются цели по сохранению или изменению социальной действительности.

К политическим ценностям относят наиболее общие ориентиры политической практики – гуманизм, безопасность, свобода, справедливость, демократия, порядок и др.

В отличие от политической идеологии политическая психология включает в себя как рациональные , так и подсознательные (нерациональные, иррациональные) элементы. Политическая психология возникла исторически раньше, нежели политическая идеология.

Политическая идеология вербализует (высказывает), теоретически оформляет, логически обосновывает то, что уже имеет место в политической психологии. Разрозненным представлениям, смутным чувствам и настроениям она придаёт теоретически систематизированную форму. В конечном итоге, все идеологии возникают на соответствующем психологическом базисе. С другой стороны, политические идеологии, созданные искусственно, без реальной психологической базы как бы повисают в воздухе и не выполняют функций, для осуществления которых они создаются.

Функциями политической идеологии являются:

1. Нормативная. Идеология является стандартом для оценок и ориентиром в деятельности.

2. Интеграционная функция . Идеология нацелена на объединение сторонников соответствующих ценностей.

3. Мобилизационная функция . Идеология должна вдохновить и поднять массы на реализацию определённых задач.



4. Легитимация и делегитимация определённых политических сил и режимов.

5. Познавательная . Идеология даёт определённый образ социальной действительности;

6. Конструктивная функция. На основе идеологий создаются конкретные программы действий.

Политические идеологии, как и политические ценности, отражают потребности, интересы людей. В силу многообразия, расхождения этих потребностей и интересов в обществе обычно существует несколько идеологий.

Политическая идеология – специфическая форма политического сознания, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования. Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения(социальные, экономические, национальные и т.д.) привели к возникновению различных по целям и содержанию видов П.и.(либеральной, консервативной, радикальной и т.п.) и представлению о противоположности, борьбе идеологий. П.и. стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания какой-л. групп на власть, ее использование. Реальный «вес» П.и. зависит от степени ее влияния на общественное сознание. П.и. выполняет следующие функций 1) ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности и власти она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности; 2) мобилизационную, смысл которой заключается в том, что, предлагаемая идея более совершенного общества, П.и. выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию; 3) интегративную, состоящую в том, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, П.и. задают ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес; П.и. противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором; 4) амортизационную, способствующую ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения; предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач, вновь стремиться к активным действиям по их реализации; 5) функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы, иными словами, П.и. могут возникать на основе интересов какой-л. социальной группы и призваны противопоставить их интересам др. групп; идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках; для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан. Выделяются несколько уровней П.и.: 1) теоретический, концептуальный (наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека); 2) программно-политический (на этом уровне происходит адаптация, перевод с языка социально-философских принципов на язык программ и лозунгов требований элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан; требования этого уровня - быть максимально доступными для возможно большего количества людей, ориентировать их на политические действия; 3) актуализированный, определяющий степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение; именно этот уровень позволяет элите через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности П.и., которая выступает как организационная, регулятивная, контрольная система, направляющая жизнь человека и общества. Политическая психология - наука, изучающая психологические аспекты политической жизни. Объектами политике-психологических исследований являются - политическое участие, политическое лидерство, политические ценности и установки, мотивы, влияющие на политическое поведение, политическая социализация, массовое сознание и т.д. Методы исследований заимствовались П.п. из социальной, клинической, когнитивной и др. направлений психологии. К наиболее часто используемым методам исследований относят наблюдение, тестирование, социологические опросы, моделирование ситуаций в лабораторных условиях, психосемантический анализ, экспертную оценку личности, создание психологических портретов, анализ биографий политическихлидеров, схематическое картирование и др. Политическая психология составная часть политического сознания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и интересы в общественно – политической форме и способствующая выработке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения. Политическая идеология и политическая психология - частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику. Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию - глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания.
Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.). Объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории - это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы. Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования, к которым обычно относят: целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретического уровня; появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается); изначальную нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов; обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.); апелляцию к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов; склонность к некоторой лакировке действительности. К числу ведущих функций идеологии относятся: целеобразующая формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть; программно-практическая - перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования; интегративная - сплочение, формирование единства со-циальной группы; мотивирующая - побуждение людей к политической активности; коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков». К основным функциям идеологии можно также отнести познавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандист- скую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и др. Таково в целом назначение идеологии в современном мире. К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру. Другим уровнем политического сознания, парным идеологи-ческому, является политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.п. Сфера политической психологии включает в себя такие явления: социально-политические основания психологической активности (потребности, мотивы, интересы, стремления), психологические механизмы взаимодействия с политиче-ской средой (установки, стереотипы, предрассудки), психологические состояния людей, обусловленные политическими реалиями (настроения, ожидания, чувства, эмоции); устойчивые политико-психологические формы и продукты деятельности (традиции, навыки, привычки); психологические процессы политической коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др. В целом же этому уровню политического сознания присущи следующие особенности: спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования; преобладание чувственно-эмоциональных компонентов сознания; взаимоналожение рациональных и иррациональных духовных элементов; известная противоречивость и рассогласованность личных элементов; выполнение в основном адаптивной и мотивирующей функций; подвижность, изменчивость, быстрая приспособляемость к складывающейся ситуации и т.д. В отличие от идеологии политическая психология хуже поддается теоретическому анализу ввиду наличия в ней множества иррациональных элементов. Но и они, как показало развитие науки психологии в XX в., могут стать объектом теоретического рассмотрения и практических рекомендаций.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. П Л А Н 1. Общественное сознание и его структура. 2. Политическое сознание: уровни, функции, формы З. Политическая идеология и политическая психология как уровни политического сознания. 4. Основные идейно политические течения современности.

Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, и поэтому его проявления в обществе универсальны. Сознание общества функционирует в самых разнообразных формах, видах, состояниях, уровнях. На определенном этапе развития общества оно институализируется как духовное производство обретает относительную самостоятельность.

Познавательный (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ) аспект общественного сознания основывается на оценке общественного сознания и его элементов как идеального отражения объективного мира, общественного бытия. Все уровни, виды обще ственного сознания здесь интегрируются, дифференцируются по тому, отражают они объективную истину или нет, а если отражают, то с какой глубиной, в каких формах.

Гносеологический аспект позволяет вы делить общественном сознании два в своеобразных полюса: науку и религию, различающиеся принципи ально противоположным отношением к объективной истине, теоретическое и эмпирическое сознание, раз личающиеся по уровням отражения действительности.

Социологический аспект общественного сознания предполагает оценку общественного сознания и его элементов с позиций их роли и значения для деятель ности общественного субъекта. Основным здесь является не объективная истина как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъекта, роль в обосновании, развертывании его деятельности.

Выделение социологического аспекта общественного сознания позволило предло жить более глубокую интерпретацию идеологии как способа духовной деятельности человека, объяснить жизнестойкость всякого рода фетишистских форм об щественного сознания, разграничить целеполагание, мотивацию человеческой деятельности на теоретическом и обыденно практическом уровнях, решить ряд других проблем.

Раскрытие многокачествеыности обществен ного сознания ориентирует и на многоплановое выяв ление места и роли каждого его фрагмента, прежде всего таких, как обыденное сознание, общественная психология и идеология.

Обыденное сознание - повседневное, практическое сознание; оно представляет собой функцию непосред ственной практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не сущност ных го связей. е Обыденное сознание претерпевает из менения в процессе развития человеческого общества и испытывает воздействие таких уровней отражения, как наука, идеология; ассимилируя определенные их достижения, оно в то же время само активно влияет на них.

Высказываются предположения, что в перспективе обыденное сознание исчезнет за счет подъема его до уровня более сложных форм отражения. Но повсе дневная жизнь общества не требует обслуживания ее сознанием, находящимся на уровне науки. Например, акты купли продажи могут совершаться без обращения к экономическим категориям, а исполь зование электричества, техники, компьютеров в бы ту- без знания тех закономерностей, которые лежат в их основе.

Мир повседневных явлений, отражаемый обыденным сознанием, неразрывно связан с сущностью общественной жизни, поэтому и на уровне обыденного сознания в принципе возможно познание объективной истины. Что же касается вопроса о том, на каком уровне - обыденном или теоретическом - полнее от ражается истина, то здесь все зависит от конкретных условий. Бывает, что обыденное сознание ближе стоит к истине, чем теоретическое.

Например, в годы застоя обыденное сознание гораздо точнее оценивало небла гополучие в обществе, чем официальные деологиче ские и документы. Бывает и наоборот, когда в обыден ном сознании содержатся ошибочные оценки, как, например, активное неприятие форм индивидуальной трудовой деятельности некоторыми слоями нашего общества.

Общественная психология так же как и обыденное сознание, относится к числу генетически первичных форм отражения действительности. Она представляет собой совокупность общественных чувств, эмоций, на строений, переживаний, волеизъявлений и т. д.

Общественная психология складывается в резуль тате непосредственных и опосредованных воздействий общественной жизни. С одной стороны, общественная психология прямо зависит от реального положения дел в обществе. С другой стороны сущест венно зависит от теоретического сознания, идеологи ческого воздействия.

Общественная психология может как ускорять, так и замедлять ход общественных преобразований. Так, не в недалеком прошлом нам нехватило чувства стыда, по выражению К. Маркса, гнева, обращенного вовнутрь, за то состояние, в котором оказалось обще ство. ыло бы оно - Б может быть, раньше начались бы преобразования

И сегодня нам очень мешают и социальная апатия, и нетерпеливое желание немедлен но насладиться успехами, и склонность к разочарова ниям при первых трудностях и неудачах. Все это сов ременные реалии общественной психологии.

Идеология Это теоретически систематизи рованное сознание, выражающеее интересы опреде ленного класса, социальной группы, общности вообще. Пока у группы, общности, человечества есть какие то интере сы, есть необходимость их реализации-а это есть всегда, - до тех пор будет существовать идеология.

Идеология может су ществовать и на обыденном, социально психологиче ском уровне. Например, классовый инстинкт, психоло гические установки, определяющие отношение одной национально этнической общности к другой, не менее идеологичны, чем программы политических партий, ибо они выражают природу социального интереса и служат его реализации.

Основным водоразделом, позволяю щим выявить качественную специфику идеологии, является ее соотношение с наукой, познанием в целом. Если для научного познания главным является отражение объ ективных законов, объективной истины при определен ном отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выражение, реа лизация являются главными.

Абсолютизиро вать это различие, лишать идеологию познавательного момента, а познание - момента идеологического было бы неправильно, но все же природа идеологии как феномена общественного сознания определена обла стью общественного интереса.

Роль идеологии в общественной жизни Она очень велика. В настоящий момент в нашем обществе очень важно идеологически обеспечить реформирование общественных отношений. Для этого необходимо осознать и выра зить оренные к интересы народа, правильно сформули ровать основные цели, пути их достижения, выявить движущие силы преобразований и возможные силы торможения, сделать это знание достоянием всего об щества. От успеха идеологической работы в значи тельной степени зависит успех реформ.

Формы общественного сознания Общественное со знание отражает богатство общественной жизни, об щественного бытия в различных формах. К формам общественного сознания относятся: по литическое, правовое, нравственное, эстетическое, ре лигиозное, философское и научное сознание.

Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если науку и философию интересуют как приро да, так и общество, то политическое сознание - отно шения между классами, нациями, социальными слоя ми и отношение каждого из этих образований к госу дарственной власти.

Каждая форма характеризуется специфическим соотношением обыденного сознания, психологии, тео ретического уровня освоения действительности. Неко торые формы выполняют сходные общественные функ ции, у других они принципиально различны. Филосо фии и религии, например, присуща мировоззренческая функция.

Важной отличительной чертой форм общественно го ознания является способ с отражения действитель ности. Для науки - это теоретико понятийные систе мы, для политики - политические программы и декла рации, ля морали - д нравственные принципы, для эстетического сознания - художественные образы и т. д.

В наши дни происходит дальнейшая дифференциа ция общественного сознания. Так, на современном этапе имеются веские основания для выделения эко номической формы общественного сознания, связан ной с экономическими отношениями людей.

2. Политическое функции, сознание: уровни, формы Одной из важнейших форм общественного сознания является политическое сознание. Политическое сознание - это осознание сферы полити ки социальными субъектами (индивидами, группами, общ ностями и др.). Политическое созна ние относится к числу наиболее общих понятий, характери зующих субъективную сторону

Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, норматив ных, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с другой. На их основе форми руются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т. д.

Для того чтобы ориентироваться в политических событиях и отношениях, необходимо понимать, что происходит в обществе. Достичь своих целей в политике можно только при наличии соответствующей структуры вла сти, наличия адекватной политической формы.

Сознание вообще представляет собой спе цифическую способность человека и человечества так ориентироваться в окружающей среде, чтобы можно было существовать или адаптироваться твор ческим образом взаимодействуя со средой преоб разующим способом.

Политика занимается делами людей, а не приро ды. Поэтому политическое сознание направляет свое внимание на общество в целом, а его непосредствен ной задачей является осознание того, как можно ор ганизовать сообщество с максимальным учетом по требностей людей и минимальным уровнем насилия.

Политическое сознание всегда является ситуа тивным, оно осознает общество, исходя из его реаль ного одержания здесь и с сейчас. Это сознание всегда носит партийный характер, поскольку нет людей во обще, а существуют конкретные люди, выражающие в сознании не только предметы но и свою индивиду альную жизнь среди них. Это обстоятельство делает политическое сознание идеологией.

Политическое сознание носит всегда открытый характер, поскольку у всех людей по поводу политики не может быть единого мнения, это всегда борьба, диалог, компромисс, консенсус на любой вкус.

Реальное политическое сознание ищет ответы на вопросы: что такое политика, каковы интересы основных групп населения, какова общественно политическая по требность, как организовать эти группы населения, чтобы они выполняли свои функции, каково содержа ние законов, как обеспечить их исполнение, как со вместить статус человека и необходимость в его по литическом ограничении, как заставить население подчиниться всей политической организации и полю бить своих правителей, как избавиться от конкурен тов и претендентов на власть, как взаимодействовать с другими странами, с кем воевать и как побеждать, как обойтись без шпионов и т. д.

Политическое сознание выражает интересы, которые возникают в реальной жизни. Оно позволяет сформулировать ценности, на которые ориентируются люди, пытаясь реализовать свои ин тересы. В пределах политического сознания создают ся нормы, которые определяют условия социополитического взаимодействия людей.

Политическое сознание распределено среди всех людей, живущих в обществе. Такое сознание есть мас совое политическое сознание. Существуют также элитарные формы политического сознания, которые возникают в головах великих мыслителей и профес сионалов, занимающихся политикой и идеологией.

Уровни политического сознания 1. государственный, на котором осуществляются выра ботка и обоснование официальной политики. «Государствен ное» сознание регулирует политические отношения различ ными законопроектами, программами, конституцией и т. д. На данном уровне политического сознания наиболее последо вательно защищаются существующие политические поряд ки и принципы управления;

2. Теоретический - представлен различного рода кон цепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет: ставить и решать важнейшие политические цели и зада чи как фундаментальные (стратегические), так - и текущие, (тактические); определять средства и методы их достижения; определять направления и пути организацион но политического обеспечения решения назревших про блем; вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и це левых программ; корректировать политику с учетом данных практическо го опыта;

3. Эмпирический - базируется на непосредственной практике, участии а политическом процессе различных со циальных общностей. Данный уровень отражает политичес кую действительность в форме ощущений, иллюзий, пере живаний, представлений;

4. Обыденный - характеризует совокупность возникаю щих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы лю дей. Данному уровню присущи ярко выраженные социаль но психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

Формы политического сознания Специализированное ПС - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социаль ной руппы г и др. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредо ванно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весь ма динамично. Оно испытывает на себе воздействие мно жества факторов: различные социальные потрясения, со держание конкретной исторической ситуации и многое дру гое.

Функции политического сознания: 1. Когнитивная - по требность познании в человеком различных сторон мира по литики; 2. идеологическая -необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении за воеванных властных позиций; 3. коммуникативная - обес печение взаимодействия субъектов политики с институтами власти;

4 оценочная способствует ориентации в политической жизни, оценке политических событий; 5 регулятивная политического участия; дает ориентиры относительно 6 интегрирующая способствует объединению социальных групп обще ства на базе общих ценностей, идей, установок; 7 прогностическая создает основу для предвидения содержания и ха рактера политического процесса; 8 нормативная создает общепринятый образ будущего.

Политическая идеология. Термин "идеология" был введен в научный обо рот в VIII веке французским ученым X Антуаном Дестютом де Траси. Марксисты термин "идеология" использовали в трех значениях: 1 сознание определенного класса в целом; 2 теоретическое сознание; 3 ложное, извращенное сознание, вызванное противоречиями производственных отношений.

Д. Истон, М. Дюверже определяли идеологию как систе му енностей и ц предпочтений. Благодаря ценностям осу ществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.

М. Вебер относил идеологию, как и другие мировоззрен ческие и религиозные образования, к области веры, отри цая тем самым даже саму постановку вопроса о ее научно сти. Современные политологи Э. Шилдс и У. Матц расценивают политическое мировоззрение как веру.

Большинство политологов определяют идеологию как си стематизированную овокупность с идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп - классов, наций, партий и пр.

Любая идеология носит политический характер, но поня тие политическая идеология употребляется в специфичес ком смысле - как совокупность взглядов социальных групп на политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ 1 легитимация власти правящих сил или права на власть оппозиции; 2 артикуляция интересов групп и слоев общества; 3 мобилизация и интеграция граждан, стимулирование целенаправленных действий с их стороны; 4 компенсация социальной неудовлетворенности надеж дой на благополучное изменение социального бытия.

5 прогностическая - способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке на правлений развития политических процессов; 6 воспита тельная - возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами.

Идеологизация политики делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные за дачи. Превалирование идеологических ценностей над практическо политическими и тем более социально экономическими целями, как известно, стало одной из причин краха тоталитарных режимов в СССР и стра нах Восточной Европы.

Идеологизация международных отношений в XX v особенно в период между 1945 и 1985 годами, означала их подчинение задачам межгосударственной борьбы по идео логическим мотивам. Мирное сосуществование социалис тических и капиталистических государств рассматривалось в Советском Союзе как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Такой подход не раз под водил человечество к грани мировой войны.

Уровни политической идео логии: 1 теоретико концептуальный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства; 2 программно политический. Здесь социально фило софские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования;

3 актуализированный. Он характеризует степень усво ения гражданами целей и принципов данной идеологии и их воплощения в тех или иных формах политического учас тия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии: от незначительного изменения позиций до формирования глубинных мировоз зренческих ориентиров.

Инструментом распространения идеологического влия ния служит пропаганда. Ее назначение заключается в целе направленном соединении теоретического и обыденного уровней политического сознания, в формировании у людей готовности к определенному типу политического действия.

Таким образом, существование социально структуриро ванного общества порождает потребность в идеологии как систематизированном, теоретически оформленном спосо бе социально группового мышления, являющегося существенным элементом отношений власти.

Политическая психология это неотъемлемая часть политического со знания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и ин тересы в общественно психологической форме и способствующая вы работке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения. Политическая психология это низший уровень политического сознания.

Она складывается на основе стихийного (теоретически несистематизированного и неосмысленного) отражения интересов и потребностей клас сов и проявляется в виде симпатий и антипатий, чувств ненависти и до верия, дружбы и вражды, настроений энтузиазма, подъема, активности и пассивности. В нее также входят иллюзии, предрассудки, предубеждения, по рожденные субъективными искажениями в оценках действительного классов в обществе.

Непосредственным источником формирования полити ческой психологии является обыденно практическое сознание, которое само вырастает из практической деятельности людей как отражение их эмпирических условий существования, труда и борьбы.

Оно представляет со четание рационального и эмоционального, переплетение рассудочных форм и эмоций, сегодняшних представлений и сложившихся традиций, привычек, взглядов, мировоззренческих элементов и проявляется в умонастроениях людей.

Все вышеназванное характерно и для политической психологии. Она выражает политические настроения, в которые включены представители данного класса или группы практику их контактов с представителями других классов и групп, общественно политических организаций, с государственной властью, социально психологическую реакцию на важнейшие политические события, государственные установ ления.

Политическая психология и есть необходимое условие направления мощных, потоков энергии масс, стимулирования их политической активности. Оно во многом формирует общественное мнение, оценки данного класса, социальной группы тех или иных по литических действий, политической линии в целом.

Особенности политической психологии 1. Формируются в процессе непосредственной активности граждан на основе их практического взаимодействия между собой и институтами власти; 2. Отражение политических событий и процессов носит поверхностный характер; 3. Доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания; 4. Отражают преимущественно не перспективные, а насущные интересы людей, их повседневные нужды; 5. Испытывает влияние различных идеологий и складывается в процессе их противоборства; 6. Способна быстро изменяться и чутко реагировать на изменяющиеся политические условия.

Элементы политической психологии: 1. чувства и эмоции людей, создающие определенные мотивы их полити ческой деятельности; 2. индивидуально психические свойства (воля, память); 3. физиологические механизмы, обусловленные врожденными качествами че ловека (наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты.

Характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность представлений человека, опосредующих его отношения с политическими структурами, является политическое сознание . В настоящее время сложились две точки зрения на сущность политического сознания. Сторонники бихевиорального подхода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти, т.е. политическое сознание при таком подходе предстает как бы наложенное на политику мышление человека. Второй, аксиологический подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации.

Политическое сознание выполняет три важнейшие функции: 1) когнитивную (отражение потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов), 2) коммуникативную (обеспечение осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти); 3) идейную (осознание заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира).

Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания.

Идеология – определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Как средство идейного обеспечения групповых интересов политическая идеология является по преимуществу инструментом элитарных слоев, которые с ее помощью консолидируют групповые объединения граждан, обеспечивают связь с низами, выстраивают определенную последовательность действий в политическом пространстве. Выступая средством идейного воплощения группы, идеология систематизирует и потому в определенной степени огрубляет действительность. Созданный таким способ образ групповых целей и ценностей может быть использован для примитивизации политического сознания граждан, манипулирования и даже обмана населения. Но в целом позитивная направленность такой схематизации состоит в том, чтобы зафиксировать определенные критерии оценки политической реальности, создать нормативную модель восприятия мира политики, сделать сложную ситуацию политической динамики простой и понятной для обычного человека. Посредством идеологии люди обогащают свои индивидуальные воззрения общегрупповыми представлениями о «родине», «чувстве долга», других коллективных верованиях.

Основными функциями политической идеологии являются: идейное овладение общественным сознанием; внедрение в негособственых критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых партией, движением или другими силами целей и задач политического развития; стимуляция целенаправленных действий граждан во имя поддержки и исполнения поставленных задач; активное оппонирование конкурирующим доктринам и учениям. Наряду с этими задачами исследователь А. Гертц отмечает также необходимость выполнения идеологией задач по «выпусканию пара из котла» (т.е. ослаблению напряженности за счет перевода противборства сторон в область идейной полемики), конструированию и поддержанию групповых ценностей, а также солидаризации, т.е. укреплению внутренней сплоченности группы. Помимо рациональных любая, особенно оппозиционная, идеология проповедует те цели и идеалы, которые предлагает воспринять на веру.

Политическая история продемонстрировала зарождение и упадок многих политических доктрин. Рассмотрим некоторые из них, популярные в последние полтора – два столетия.

Либерализм и неолиберализм. Унаследовав ряд идей античных мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милля, А. Смита. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм заложил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Основополагающим критерием оценки развития общества стала свобода личности. Ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также формировавшееся в более позднее время убеждение о равноправии соперничающих в политике профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций. С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость, плюрализм, идею конституционалима. В XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались его направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство, либо с социально ориентированными идеями, либо с представлениями, напрочь отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д. В их числе – неолиберализм, адаптировавший традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в. важнейшим достоинством политической системы в нем провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов (Р. Даль, Ч. Линдблюм и др.) легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия политических решений.

Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм представляет собой двоякое духовное явление. С одной стороны, это психологическая установка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления. С другой стороны, это и соответствующая модель поведения в политике и жизни вообще, и особая идеологическая позиция со своим философским основанием, содержащим известные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и ассоциирующаяся с определенными политическими действиями, партиями, союзами. Как идеология, консерватизм эволюционировал от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и ряда основополагающих принципов либерализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т.д.). Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали попытки либералов радикально переустроить общество после Великой Французской революции (1789 г.). Потрясенные сопровождавшим этот процесс насилием, духовные отцы консерватизма – Ж. де Местр, Э. Бёрк, а впоследствии Х. Кортес, Р. Пиль, О. Бисмарк и др. пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Консерваторы исходили из полного приоритета общества над человеком. По их мнению, свобода человека определяется его обязанностями перед обществом, политические же проблемы они рассматривали как религиозные и моральные, а главный вопрос преобразований видели в духовном преображении человека, органически связанном с его способностью поддерживать ценности семьи, церкви и нравственности. Сохранение же прошлого в настоящем способно, как они полагали, снять все напряжение и потому должно рассматриваться в качестве морального долга перед будущими поколениями. Таким образом, система воззрений консерваторов базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а значит и привилегий известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности. Для консерваторов характерны такие политические ориентиры, как отношение к конституции как к проявлению высших принципов, убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д. В основе политического порядка, по мнению консерваторов, лежит постепенный реформизм , основанный на поиске компромисса.

В первой половине 1970-х гг. консерватизм в основном стал выступать в обличии неоконсерватизма (И. Кристол, Н. Подгорец, З. Бжезинский и др.), давшего свой ответ на экономический кризис того времени, на расширение кейнсианства, массовые молодежные протесты, отразившие определенный кризис западного общества. В условия многообразия стилей жизни, усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренного темпа жизни, экологического кризиса и пр. неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритет семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, неоконсерваторы четко ориентировались на сохранение в обществе и гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум. Основная ответственность в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен был прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность семьи и ближнего окружения. Такая позиция должна была поддерживать в индивиде жизнестойкость, инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», в силу, развращающую своей помощью человека. В то же время государство должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых индивиду жизненных условий на основе законности и правопорядка, предоставляя гражданам возможность образовывать политические ассоциации, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированных отношений природы и человека.

Коммунистическая и социалистическая идеология. Идеи социализма известны с древнейших времен. Первые попытки очертить этот идеал предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а на рубеже XVIII–XIX вв. – утопическими социалистами А. Сен-Симоном, Ж. Фурье и Р. Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, интерпретируя его как определенную фазу исторического становления более отдаленного этапа развития общества – коммунизма. Внутренняя противоречивость марксистского учения обусловила различные варианты его политико-идеологической эволюции. Так, В.И. Ленин разработал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазно-государственной машины», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Впоследствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований средствами террора и геноцида гражданского населения. Еще одна попытка строительства социализма была предпринята в Китае. Мао Цзэдун (отсюда маоизм) взял за основу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки. При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Другая, эволюционистская (или ревизионистская) линия марксизма связана с деятельностью К. Каутского, А. Бебеля, Э. Бернштейна, которые позитивно трактовали роль государства (демократической республики) в становлении социально справедливого общества, утверждали приоритет мирных средств достижения целей, классового примирения. Эти основные идеи и подходы реализовались со временем не только в политическом движении социал-демократии, но и в политике ряда государств (например, Югославии), стремившихся укрепить социалистический строй без присутствия иностранных государств, ориентировавшихся на мирное сосуществование с капиталистическими государствами и т.д. Во второй половине XX в. появились идеи еврокоммунизма (объединить коммунизм и социал-демократию – М. Адлер, Г. Петрович, П. Тольятти и др. – «гуманистический марксизм»). Кроме того, разрабатывались идеи «экологического» и «христианского» социализма и т.д.

История наряду с общегуманистическим содержанием социализма выявила и его пороки. Так, оказалось неприемлемо отношение социалистов к экономическому неравенству индивидов, к конкуренции и т.п., обусловленных различиями в способностях, в образовании и т.д. Желая исправить «несправедливость» общества, социалисты пытались заменить их механизмами нетрудового распределения доходов, политическим регулированием экономических процессов, признавали необходимым сознательное установление государством принципов и норм социального равенства. Поэтому в идеологии социализма государство всегда возвышалось над индивидом, сознательное управление – над эволюционным ходом развития общества, политика – над экономикой.

Социал-демократия. Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в. (в основном в европейских странах) оказала социал-демократическая идеология, явившаяся ветвью социалистической идеологии, отколовшейся в начале века в связи с собственными оценками Первой мировой войны и большевистской революции в России. На протяжении всего существования она отстаивала приоритеты социального и межгосударственного мира и связывала идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и трудовой солидарности. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы (взамен – социальное партнерство), с принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего самоуправления («государство всеобщего благоденствия»).

Фашизм сегодня понимается двояко. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии, Испании в 1920–1930-х гг. и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма был лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и на концепции «органистского государства» (оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государство и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию. Характерной особенностью фашизма был национал-социализм А. Гитлера. Немецкая версия отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав мифического народа – «ариев». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуро-созидающих рас» (немцев, англичан, шведы…), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (славяне, жители некоторых государств Востока и Латинской Америки), и беспощадного уничтожения «культуро-разрушающих народов» (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой предполагала и оправдывала политику экспансионизма, дискриминации и террора.

Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названых государств также во франкистской Испании, Японии 1930–1940-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Перроне (1943–1955), Греции конца 1960-х гг. («режим черных полковников»), в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили. Его наиболее характерные черты зримо проявляются в таких идейных разновидностях, как неонацизм (базирующийся на принципах расовой чистоты и идеале сверхчеловека), национал-либерализм (сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического гегемонизма, но более терпимо относящийся к индивидуализму и ряду других буржуазных ценностей) и неофашизм (в котором отсутствуют представления об этническом мессианстве, но вместе с тем отрицается и философия индивидуализма, главное значение придается здесь идеям «почвы», народа, патриотизма, лежащие в основе «естественного государства» с «беспощадным правительством»). В рамках такого подхода характеристика фашизма непосредственно связывается с описанием разного рода националистических и особенно тоталитарных режимов. С другой точки зрения фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного идейного содержания и формирующаяся там и тогда, где и когда в идейных и практических устремлениях политических сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчас заслоняет идеи захвата и использования власти. Политическая линия такого движения неразрывно связана с идеями превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества, агрессивностью политических требований, чертами национального милитаризма, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам.

Идеологический дискурс. Так обозначается взаимодействие идеологий на политическом пространстве.

Роль духовных факторов в политике отнюдь не ограничивается воздействием на людей идеологических доктрин и программ. Немалое значение имеет и политическая психология – совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами. Без сомнения, она играет важнейшую роль в политическом процессе. Например, многие люди, выстраивая свою деятельность, несмотря ни на какие факты, уверяют себя в том, что они поступили правильно, выбрали лучшее из возможных решений. К таким же фактам психического искажения относится и восприятие человеком реальности на основе умозрительной схемы (прототипа). В силу такого запрограммированного восприятия вся новая информация интерпретируется им уже на основе заранее сконструированного подхода. Опыт показал, что свои политические роли по-разному осуществляют экстраверт и интроверт, романтик и рационалист, люди, склонные к насилию или человеколюбию, конформизму или нонконформизму и т.д. Политическая психология большое внимание уделяет роли иррациональных механизмов, играющих тем большую роль, чем меньше человек понимает суть и принципы политических событий. Более того, в определенных условиях физиологические чувства способны вообще вытеснить все другие формы оценки и регуляции поведения. Например, голод или страх могут вызвать мятежи, бунты или революции. Но в ряде случаев социальные чувства способны преодолеть влияние социальных влечений. Так, актуализированная потребность в порядке, дисциплине, сплочении в жестко управляемую общность может помочь преодолеть людям неуверенность в себе и разочарованность в о власти.

Из истории известно, что многие правители специально возбуждают в людях иррациональные чувства, используя их для усиления приверженности властям и идеологическим доктринам. Нацисты, в частности, использовали для этих целей разнообразные театральные сборища, ночные факельные шествия, сложную политическую символику – все это своей таинственностью и величием должно было помочь им сформировать безотчетное поклонение обывателей фюреру и рейху. Целям активизации подсознательных чувств и эмоций может служить и чрезмерное насаждение в обществе монументальной скульптуры, устройство пышных политических церемоний и ритуалов, а также другие действия властей, добивающихся такими методами повышения политической лояльности граждан.

Важнейшей особенностью политической психологии является ее способность формировать различные политические субъекты, прежде всего «массы» и «толпы», осуществляющие такие акции, как бунты, революции, митинги, шествия, восстания, захват зданий и т.д. Так, Э. Канетти связывает возникновение массы с растущими у людей чувствами солидарности и страха. Сугубо психическими основами обладает и толпа, в которую превращается группа людей в силу совместно испытываемого ими какого-то эмоционального, резко переживаемого фактора (вызывающего массовое состояние гнева, радости, агрессии и т.д.). Известный русский ученый В.М. Бехтерев подчеркивал, что взаимовнушение и самовозбуждение людей гораздо в большей степени движут поведением толпы, нежели какие-либо провозглашаемые ею идеи. Толпы не возникают для уравновешивающих действий, они импульсивны, изменчивы и раздражительны, нетерпимы к сторонним воззрениям, управляются бессознательным началом, податливы внушению и легковерны, односторонни и склонны к преувеличению оценок и событий. Постоянно поддерживаемый наплыв эмоций, как правило, обусловливает одномерность мышления и действия толпы. Если в жизни человек может принадлежать к разным группам, то в толпе – только к одной, поскольку в ней человек не имеет противовесов, он увлечен силой объединения. Толпа не терпит ни размышлений, ни возражений. Нормальное состояние толпы, натолкнувшееся на препятствие, – это ярость. В то же время тот или иной фактор (внезапное событие, выступление яркого оратора) способен изменить состояние толпы новым внушением, заразить ее свежими эмоциями. Предоставленная же сама себе, она быстро утомляется, сникает и стремится к подчинению любым призывам.

Политическое поведение является важнейшей внешней формой выражения места и роли политической психологии в сфере политики. Именно здесь психология выступает и как механизм, и как специфический фактор человеческой активности в политической жизни. Причем прежде всего в мотивации поведения политических субъектов психология выявляет свой преобразующий потенциал, способствует изменениям процессов и институтов.

В настоящее время в науке сформировалось несколько точек зрения на природу и сущность политического поведения. Значительная часть ученых исходит из того, что политическое поведение – это совокупность всех действий (акций и интеракций), осуществляющихся в политической сфере и различающихся по степени своего влияния на власть. Весьма распространенна и ситуационная трактовка политического поведения, акцентирующая внимание на внешних по отношению к человеку факторах, влияющих на содержание его действий. Как правило, речь в таком случае идет о физической, органической и социальной среде. В связи с этим пониманием Р. Мертон ставит вопрос о различных способах адаптации к внешней среде: конформизме , означающем принятие человеком сложившегося порядка вещей, инновации , предполагающей сохранение активности и самостоятельности позиции человека по отношению к окружающей среде, и ритуале , выражающем символическую и некритическую позицию человека по отношению к внешним условиям деятельности. Ряд ученых при характеристике политического поведения делают акцент на субъективных намерениях человека, проявляющихся в его действиях. Так, М. Вебер выделял в связи с этим целе-рациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные действия, имеющие место в политической сфере. Указанные подходы дают возможность определить политическое поведение как всю совокупность субъективно мотивированных действий разнообразных субъектов (акторов), реализующих свои статусные позиции и внутренние установки . В большинстве своем поведение актуализирует различные формы осознания людьми своих потребностей и интересов. В этом смысле З. Фрейд считал, что людьми движет удовольствие, Т. Адорно – могущество, А. Унгерсма – смысл, а д. Доллард и В. Миллер – фрустрации (досада и разочарование, возникающие в результате обнаружившихся препятствий для удовлетворения интересов). Известный американский ученый А. Маслоу в 50-х гг. сформулировал классический перечень иерархиизированных потребностей человека, лежащих в основании его практических действий: физиологические потребности, потребность в безопасности (уверенность, стабильность, свобода от страха), в любви, признании и самоутверждении, а также самореализации.

Разнообразие областей политической жизни, множественность ролей и функций индивидов и групп в сфере отношений с государственной властью породили множество типов политического поведения. Так, идейно сориентированные поступки граждан, как правило, относятся к автономному типу политического поведения, отражающему относительно свободный выбор людьми политических целей и средств их достижения. Этот тип поведения противостоит мобилизованным формам активности, характеризующим вынужденность совершаемых человеком поступков под давлением внешних обстоятельств (силовых структур, партийных органов, силы общественного мнения). Там, где воздействие идеологии стимулирует рутинные, часто повторяющиеся мотивы и действия граждан, принято выделять традиционные формы политического поведения и противостоящие иминновационные способы практического достижения политических целей. Однако наибольшим практическим значением для организации политических порядков обладают формы поведения, которые соответствуют общепринятым в политической системе ценностям и нормам «политической игры», т.е. нормативные формы политического поведения. В то же время самым проблематичным является урегулирование и контроль за отклоняющимися от принципов и норм политических отношений политическими действиями, или девиантного поведения.


Похожая информация.


Во втором вопросе темы мы рассматриваем два основных уровня политического сознания с точки глубины познания политических явлений, политического бытия как приближение к пониманию тенденций и закономерностей функционирования политической сферы в целом.

Обыденное политическое сознание или политическая психология является недифференцированная, несистематизированная совокупность чувств, настроений, намерений, мотивов, установок, оценок, отношений, которые образуются в результате непосредственного отображения субъектами (массами) текущей политической жизни общества.

Политическое сознание психологического уровня стала специальным объектом исследования относительно недавно - только в 1968 году было создано отделение политической психологии в структуре Американской ассоциации политических наук, а через 10 лет образовалось Международное общество политической психологии, среди учредителей которого были известные психологи Э. Фромм, Г. Айзенк, М. Мид и другие известные социальные психологи. В изданном в этом же году "Руководстве по политической психологии" утверждалось, что предметом политической психологии является "психологические компоненты политического поведения человека", это позволит применять "психологические знания к объяснению политики".

Обращение к политической психологии является важным потому, что политическая сфера вызывает невиданный всплеск эмоций, психологического возбуждения или наоборот угнетения и даже депрессии, особенно во время войн и вооруженных конфликтов. Лев Троцкий вспоминал в первые дни первой мировой войны, улицы австрийской Вены были переполнены простым людом, который был захвачен сценами будущих вооруженных соревнований.

Для политической психологии характерны:

Доминирование эмоционально-оценочного отношения людей, групп, масс к политическим явлениям и процессам без глубокого проникновения в их сущность. Так, проведенный опрос граждан Украины накануне Дня знаний в Украине в 2006 году показало, что уровень их доверия к отечественным политикам крайне низкий (менее 2% опрошенных граждан им доверяют), однако обнародованы в еженедельнике цифры вряд ли можно считать показательными, поскольку настроения людей легко меняются и часто определяются переменными факторами. В то же время высокая степень доверия граждан к священнослужителям, к военнослужащим, который повторяется на протяжении сотен опросов за все годы независимости Украины, может считаться валидным (заслуживающим доверия), стабильным и обнадеживающим результатом для общественной характеристики деятельности этих групп населения.

Не четкая выразительность НЕ истинное осмысление своих коренных интересов массами, потому будничная политическая психология трудно дифференцируется на виды и уровни. Это синкретическое образование, где сложно различить именно политические взгляды от других социальных - экономических, правовых, моральных. Здесь важно общее настроение масс, настрой на поддержку или сопротивление существующему правящему режиму.

Политически-психологическая составляющая сознания приближена к интуитивного постижения политических процессов, не следует недооценивать, потому народные массы часто интуитивно и одновременно адекватно, точно оценивают деятельность политических лидеров, партий, вождей, их оценки приближаются к афористической формы высказываний народа на политическую тему. "Николай кровавый» - такое имя давал народ последнем российскому императору, "Барыня" характеризовали солдатские и рабочие депутаты Г. Плеханова, "Нашим" называли в то время В. Ленина и т.п. Политическая идеология хотя и связана с политической психологией в структурно-функциональной схеме сознания, однако она имеет значительные отличия от первой. Это та часть политического сознания, в которой систематизируется и теоретически обосновывается роль определенной социальной силы (социальной группы, класса, слоя) в руководстве обществом. Она разрабатывается специально подготовленными людьми, теоретиками политики, а теперь и политическими технологами. Как когда-то довольно метко примитив Ленин, идеология разрабатывается "тонким слоем политиков интеллектуалов". Это было характерно для начала XX века, но в новом веке на первый план выходят не отдельные интеллектуалы, а так называемые "мозговые центры" (официальное название - Public Policy Research Organizations; неофициальная - "Think tanks"), в США такими центрами являются Бруклинский институт, Като (CATO) институт, Центр Стратегических и Международных исследований и другие.

Термин "идеология" первым начал употреблять в конце XVIII века французский философ Дестюст где трасса, который обозначал этим понятием "науку об идеях" и и должна была бы, по его мнению, отделять всякого рода суеверия и предвзятые взгляды на идеи в политике от действительно научного отношения к совокупности взаимосвязанных политических идей, касающихся проблемных сторон жизни. Он надеялся, что идеология станет такой же общепризнанной наукой как зоология и биология.

Учредители марксистской парадигмы и политического мышления К.Маркс и Ф. Энгельса негативно относились к идеологии, считая ту иллюзорным, ложным, перевернутым с ног на голову отражением политических явлений и процессов. Ведь для защиты своих узко корыстных целей идеологи господствующего класса подают свои собственные интересы как всеобщие, будто моральные интересы, а отсюда следовало, что теоретическая критика любой политической идеологии бессильна. Принципиальным недостатком марксистского понимания политической идеологии было убеждение, что ее можно заменить научно обоснованным, будто не идеологическим, сознательным для масс теоретическим пониманием политики - историческим материализмом. По иронии судьбы эта, вроде бы научная марксистско-ленинская идеология, стала, пожалуй что, наиболее политизированной, а не научной.

В письме Сталину Ф. Разкольников писал по этому поводу: "Вы лишили советских ученых, особенно в области гуманитарных наук, минимума свободы мысли, без которой становится невозможной творческая работа исследователя".

Либеральная и консервативная традиция в политике по-другому трактовала смысл идеологии. Карл Поппер и Ханна Аренд рассматривали ее как инструмент социального контроля, как вариант "закрытой" системы мышления, претендующих на монополию истины в социально-политической сфере. Консерватор Майк Оукшотт отказывал идеологии в научной ценности, поскольку "в политике мы плывем по бездонном и бескрайнем море". А идеология как абстрактная схема только искажает действительность, поэтому консерватизм отрицает наличие в них идеологии, а признает лишь "умонастроение" или "позицию" гражданина.

Исследование актуальных проблем политической идеологии нашего века только начинается и находится на этапе осмысления, благодаря доработку западных ученых-Апеля, Хабермаса и других философов политики.

Современная политическая наука рассматривает политическую идеологию на следующих методологических принципах.

Во-первых, отмечается противоречие между массовой психологией и идеологией. Еще одна проблема возникает вследствие несовпадения идеологических схем с реалиями политической жизни, потому что адекватном отражению политических процессов мешают распространены среди массового субъекта властных отношений предубеждения, стереотипы, политические мифы. В конечном итоге "удобные" политические стереотипы приводят к тому, что вместо объяснения глубинных политических процессов люди привыкают опираться на упрощенные схемы, например: "НАТО - агрессивный милиарный блок", "Народ и партия едины".

Не менее категоричным и схематичным, на наш взгляд, стало противоположное высказывание известного политического журналиста, автора телепрограммы "Свобода слова" Савика Шустера на лекции во Львове: "НАТО - это сугубо оборонительный союз, он защищает суверенитет и не более того". Действительно, массы часто не воспринимают глубокие, противоречивые, сложные для осмысления идеологические схемы, теоретические конструируют, но, как метко примитив в свое время М. Горбачев, нам следует учитывать, что "в современной политике нет простых решений".

Во-вторых, важной методологической проблемой политической идеологии является обычная политика манипулирования сознанием, которая проявляется в замалчивании негативных явлений общественно-политической жизни, как это было с голодомором в Украине в 30-х годах XX века, в игнорировании существования других взглядов на политические процессы, в "просеивании" важной и необходимой для принятия политических решений информации.

Наконец, политическая идеология находится в противоречивом связи с политическими мифами и "политической религией» - как восприятии на веру специально созданных идеологом. С одной стороны, идеология вроде отрицает полуфантастическая отношение к политике, а с другой стороны, способствует распространению удобных политических мифов, которые удалены от действительности. На наш взгляд, такое положение вещей был введен в фашистской Германии согласно доктрины ее идеолога А. Розенберга, который указывал, что право немецкого народа на превосходство следует из "глубокого понимания древних мифов, этой" религии крови ", которым принадлежит будущее всего человечества ".

В последнее время казалось, что ушел в небытие такой идеологический феномен как "холодная война", который обозначал непримиримую борьбу двух противоположных идеологий - коммунистической и буржуазно-демократической, однако восстановление идеологических и пропагандистских выпадов России и США вокруг насущных военно-политических проблем в Ираке, Иране в Восточной Европе показал, что это не так. Имеется в виду, что война идей (холодная) не прекращается никогда, тем более в мирное время.

Заметим, что новый фронт "холодной войны" проходит через политическое пространство Украины в вышеупомянутых вопросах, преимущества политических ценностей западноевропейского или русского штаба, выборы языка и культуры, отношение к коллективным оборонных структур НАТО или Ташкентского соглашения и через другие проблемные стороны социально-политической жизни.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...