Как получать на фотографиях эффектные рассветы и закаты.

Совет № 1. Затемнение. Это самый важный совет при съемке закатов. Слегка недоэкспонированный снимок сделает цвета более насыщенными и концентрированными. Изображение при этом станет более драматичным. Вы можете затемнить снимок, используя мануальный режим, либо быструю скорость затвора. Фотографирование в режиме приоритета диафрагмы или использование компенсации поможет сделать фотографию заката глубокой и эмоционально насыщенной.

Совет № 2. Найдите что-то на переднем плане ландшафта. Лучший рецепт для воспроизведения хорошего заката - наличие некоторых объектов на переднем плане. Это может быть пруд, мельница или еще какое-то здание. Просто найдите что-то интересное и включите объект в композицию. Подобное действие добавит глубины в снимаемую сцену.


by Salim waguila

Совет №3. Не располагайте линию горизонта посреди кадра. Хорошее общее правило, чтобы разместить горизонт в нижней трети, если краски заката особенно красивы и в верхней трети, если закат тусклый.

Существенная ошибка при съемке пейзажа - заваленная линия горизонта. Используйте пузырьковый уровень на , чтобы быть уверенным в том, что ваш горизонт расположен так прямо, что прямее не бывает!

Совет №4. Оглянитесь! Иногда пейзаж, который находится за спиной, может быть великолепным, но его легко попустить, потому что фотографы обычно слишком заняты заходом солнца. Закат хорош тем, что окрашивает в теплый, легкий и изумительный по своей красоте свет повседневные сцены жизни. Не забывайте заглядывать через плечо, чтобы не пропустить то, что будет выглядеть банально при дневном освещении.

Совет №5. Снимайте в режиме приоритета диафрагмы с компенсацией экспозиции в то время как солнце еще находится в небе, а затем переключитесь в ручное управление настройками камеры, когда солнце станет опускаться за горизонт. Приоритет диафрагмы позволяет держать под контролем уровень освещенности, а в ручном режиме затем можно получить более точную экспозицию, так как в условиях плохой освещенности встроенный экспонометр часто дает некорректные данные.


Совет №6. Не спешите. Небо обычно вновь загорается яркими красками минут через 25 после того, как солнце опускается за горизонт. Большинство фотографов считают именно эти минуты самыми красивыми закатными мгновениями.

Совет №7. Создайте силуэты на переднем плане. Как это сделать, мы писали в уроке фотографирования http://сайт/?page_id=3095. Хороший силуэт получится, если элементы сюжета имеют узнаваемую форму. Следите только за тем, чтобы черный силуэт занимал не слишком большую часть кадра.


by Dominik Astrodi

Совет №8. Измените баланс белого. Выберите в настройках «Тень», вы получите красивые золотистые тона даже в том случае, если закат тусклый

Совет № 9. Используйте возможности . Справедливо считается, что закаты выглядят потрясающе, когда сняты методом HDR.


by PaulEmmingsPhotography

Совет №10. Ждите подходящие облака . Идеальными условиями для закатной фотографии является переменная облачность. Облака на небосклоне будут подсвечиваться лучами заходящего солнца и послужат прекрасным дополнением в сюжете.


Совет №11. При съемке максимально закрывайте диафрагму. Использование значений порядка f/22 прорисует солнечные лучи и создаст эффект звездочки, что несомненно привнесет элемент художественности в снимок.

by Chip Phillips

Совет № 12. Фильтры под запретом! Любые. Поляризационный фильтр не поможет насытить цвета заката. Кроме того, даже УФ-фильтры должны быть сняты при съемке садящегося солнца. Дополнительный плоский, даже сверхтонкий кусок стекла, снижает насыщенность. При фотографии заката - это неприемлемо.

Совет № 13. Не забудьте снять и свои очки. Даже если они с диоптриями, но с напылением для затемнения. Иначе вам будет казаться, что снимки становятся все темнее и темнее, вы не сможете четко выставить экспозицию.

Совет № 14. Не увлекайтесь фокусировкой на облаках . В следует точку фокусировки держать в районе одной трети от нижнего края фотографии. Это приблизительно, но придерживаться правила стоит.


by Haakon Nygaard

Совет № 15. Снимайте в RAW . В закатных оттенках такое множество нежных и прозрачных красок, которые могут потеряться, если вы снимаете в JPEG. Не рубите под собой ветку, на которой сидите. Выжимайте максимум на что способна ваша камера и получайте как можно больше информации на снимке.

Совет № 17. Ищите объекты, в которых отражается заходящее солнце. Возможно, такое здание вы обнаружите позади себя или используете лобовое стекло автомобиля. Можно с успехом воспользоваться неподвижной зеркальной поверхностью воды и т.п. Отражения могут быть использованы не только при закатной фотосъемке, но и как самостоятельный элемент в фотографии.


Совет № 18. Лучшие закаты можно поймать в видоискатель вечером в дождливый день. Как только облака на небе станут расходиться, следует хватать фотокамеру и бежать на исходную точку, с которой можно снять пейзаж и заходящее солнце.

Совет № 19. Убедитесь, что у вас есть возможность использовать , если планируете делать портреты на фоне заката. Если не применять вспышку, лица будет темными и мутными «лепешками».

Если вы снимаете портрет, также обращайте внимание на то, чтобы линия горизонта не проходила по шее человека. Гораздо симпатичнее будет смотреться, если горизонт будет находиться на уровне живота или груди модели.

Совет № 20. Если вы хотите, чтобы объекты в лучах заходящего солнца и само светило были крупными, используйте телеобъектив. Все абсолютно станет меньше, но появится возможность захватить большую площадь, если воспользоваться широкоугольным объективом .

Совет № 21. Не забудьте изменить стиль изображения. Это можно сделать позже только в том случае, если вы снимаете в RAW. Но если вы снимаете в формате JPEG, необходимо использовать режим съемки пейзажа в picture style (Canon) или picture control (Nikon).

Совет № 22. Следите за птицами. в небе могут добавить небольшое оживление в пейзажную фотографию.


by Riccardo Lubrano

Совет № 23. Учитывайте различные условия освещенности . Когда солнце начинает садиться, но все еще находится на небосклоне, на ЖК-экране изображение может выглядеть темнее, чем есть на самом деле. А вот «второй закат», который наступает через 20-25 минут, как солнце садиться за горизонт, может создать впечатление, что изображение ярче, чем есть на самом деле. Именно поэтому лучше доверьтесь гистограмме, а не ЖК. И не удаляйте изображения, пока не просмотрите их на мониторе компьютера.

Совет № 24. Прежде чем полностью погрузиться в зачаровывающий процесс фотографирования заката, убедитесь в том, что у вас чистый объектив. На нем не должно быть пыли, пятен, иначе вы не оберетесь проблем при постобработке. Учитывая многообразие цветов и оттенков на закатном небе - процесс вычищения пятен может затянуться и свести на нет все предыдущие усилия по созданию шедевра.


by Marcis Baltskars

Совет № 25. Самый главный персональный совет. Оглянитесь вокруг. Если в поле вашего зрения есть хотя бы один фотограф, задайте ему вопрос: "А как звучит ваш самый важных совет для тех, кто фотографирует закат?".

35253 Повышаем мастерство 0

Пейзаж, и особенно закат - один из тех сюжетов, с которого многие фотолюбители делали и делают свои первые шаги в фотографии. В принципе объяснить это несложно - природа рисует красивую картинку, задача фотографа - лишь нажать на кнопку и фотография, вроде бы, должна получится интересной автоматически. О съемке природного ландшафта мы уже говорили с вами в курса "Совершенствуем знания". В чем же сложность съемки именно заката? Давайте разберемся.

Дело в том, что есть обратная сторона этого явления природы. Давайте вспомним детскую игрушку - калейдоскоп. Каждый раз когда смотришь в его окуляр, каждый раз видишь новую картинку. Но сколько не тряси калейдоскоп, ничего принципиально нового в нем не увидишь. Со фотосъемкой заката - то же самое. Сколько не снимай, сюжет избитый и банальный. Поисковые системы интернета при запросе "закат" находят миллионы изображений, причем большинство из них похожи на это:

Ну так что же теперь делать? Не снимать закаты совсем? Конечно же нет! Просто рекомендую отнестись к съемке более ответственно, в этом случае у вас будет шанс сфотографировать закат действительно красиво и оригинально. И раз вы читаете этот урок - то именно такую задачу вы перед собой и ставите.

Как и все наши уроки, разбор начинаем с рассмотрения технической стороны вопроса.

Оборудование для съемке закатов

Первая сложность прежде всего в том, что закат требует хорошего динамического диапазона у вашего фотоаппарата. Нужно одновременно проработать и светлое небо и темную землю. Увы, этим могут похвастаться лишь зеркальные фотоаппараты и последние модели беззеркальных системных фотокамер, да и то не все. Но даже на полнокадровом аппарате (считается, что у них динамический диапазон максимален) очень сложно добиться одновременной качественной проработки и неба и земли при съемке заката. Стоит ли говорить про мыльницы, которые уверенно "красят" все что ниже горизонта в "радикально-черный цвет"?

При съемке заката над водой эта проблема вроде бы отпадает - зеркало водоема отражает небо и выглядит светлым. Однако, берега при этом еще сильнее проваливаются в черноту.


Огромное влияние на качество фотографии оказывает объектив. Критически важным параметром в данном случае является бликоустойчивость объектива. При попадании солнца в кадр внутри оптической системы значительно увеличивается количество переотражений света от поверхностей линз, из-за чего картинка теряет контрастность и "расцветает" множеством солнечных зайчиков.

Как видите на данной фотографии, бликоустойчивость подкачала - вокруг солнца получилась желтая "вуаль" и фотография вышла не такой качественной, как хотелось бы автору.

Во время съемки заката очень часто возникает такое явление, как перетекание заряда с "засвеченных" пикселей на соседние. Это явление называется блюмингом. Результат - "разрастание" солнца в размерах и появление вокруг него цветной каемки.

Как видите, солнце приняло странную продолговатую форму - по всей видимости сказалось еще и свечение облаков около солнечного диска. Если "выкрутить" уровни до отказа, то будет четко видна цветная составляющая блюминга - зеленая окантовка.

Приведенное выше фото, конечно же, крайность, но по нему видно, почему закатные фотографии плохо поддаются обработке. Тем не менее, полно любителей подобным образом "сгустить краски" и выложить свое творение в интернет. Не делайте этого, очень прошу вас, если не хотите услышать массу критических стрел в свой адрес.

Настройка фотокамеры при съемке заката

В каком режиме фотографировать, какую ставить выдержку, диафрагму и чувствительность ISO при съемке заката - довольно частый вопрос, который задают начинающие фотолюбители. Попытаюсь на них ответить. В принципе, общие принципы выставления экспозиции мало чем отличаются от общепринятых в пейзажной съемке, а именно:

1. Фотографировать закат лучше в режиме приоритета диафрагмы (AV, A). Причин несколько. Самая главная - у каждого объектива есть определенный диапазон значений диафрагмы, на котором он выдает наилучшее качество картинки, как правило, это f/5.6-11. Пейзаж (в т.ч. закат) не является "ГРИП-зависимым" жанром (не нужно разделять планы размытием, как в портрете), поэтому диафрагму можно смело зажимать.

При зажатии диафрагмы до 22 и более общая детализация снимка чуть снижается, но появляется эффект расходящихся лучей от солнца, об этом шла речь выше - возможно, это будет поводом пожертвовать техничностью ради художественности. На открытой диафрагме снимать закат нет смысла - детализация низкая, глубина резкости будет мала и в зону ГРИП, скорее всего, попадут не все объекты (хотя, в этом может быть и художественный замысел - это уже частные случаи). В принципе, можно использовать и полностью ручной режим, устанавливая вручную еще и выдержку, но это будет занимать больше времени.

2. Выдержка должна быть не меньше единицы, деленной на фокусное расстояние (в пленочном эквиваленте), это позволит уменьшить вероятность получения не резкого кадра из-за дрожания рук - это один из общих принципов "полевой" фотографии. Если у вас объектив 50 мм, то "безопасной" будет выдержка 1/50 секунды, если 300 мм, то 1/300 секунды. Это объясняет необходимость использования штатива при съемке с телеобъективом. Выдержка подбирается фотоаппаратом автоматически при съемке в режиме приоритета диафрагмы. Если снимок получается слишком темным или слишком светлым - воспользуйтесь функцией экспокоррекции, либо перейдите в ручной режим.

3. Чувствительность ISO - минимально возможная, но в то же время, обеспечивающая отсутствие "шевеленки". Низкая чувствительность удлиняет выдержку, однако обеспечивает более плавную передачу оттенков и снижает уровень шума. Поднимать чувствительность ISO стоит лишь в том случае, если съемка идет с телеобъективом без стабилизатора и штатива - в этом случае возрастает вероятность смаза картинки из-за дрожания рук. Увеличивая в 2 раза чувствительность мы сокращаем выдержку в 2 раза.

4. Невозможно дать однозначную рекомендацию, какой установить баланс белого, наверно самой правильной рекомендацией будет снимать в RAW и потом устанавливать нужную температуру света при постобработке в редакторе в зависимости от своего "видения" сюжета - какая-то фотография будет лучше смотреться в холодных тонах, какая-то в теплых.

5. Замер экспозиции. Все дело в том, что нам приходится снимать закат против солнца. В результате встроенный экспонометр фотоаппарата может вас подвести. Секрет заключается в том, чтобы не наводить фотоаппарат на солнце, а снять показания экспозиции немного выше солнечного диска. Направьте объектив фотоаппарата в эту точку (просто убедитесь, что в видоискателе солнце вам не видно) и нажмите наполовину кнопку спуска затвора. В результате фотоаппарат выберет идеальные для съемки заката настройки выдержки и диафрагмы. Зафиксировав таким образом выбранные значения, наведите фотоаппарат на ту сцену, которую хотите сфотографировать. Когда композиция в видоискателе будет вас полностью устраивать, нажмите кнопку спуска до упора, чтобы сделать снимок с выбранными ранее значениями экспозиции. Сцена заката на фотографии получится практически идеальной. Если камера позволяет - используйте кнопку фиксации экспозиции.

Правила художественной стороны пейзажа на закате

1. Не делайте солнце единственным ключевым объектом в кадре.

Солнце в фотографии имеет намного большую ценность в качестве источника света, нежели в качестве объекта съемки - вот и используйте его по назначению! Найдите сюжет, который заиграл бы в закатном свете и фотографируйте его. Многие снимают закат над морем или большим водоемом в ветреную погоду, зацикливаясь на солнечной дорожке и совершенно забывая о том, что брызги от прибоя в контровом свете иногда смотрятся просто волшебно! Найдите пирс, дамбу, об которую разбиваются волны и попробуйте поснимать их - я уверен, это намного интереснее, чем набившие оскомину солнечные дорожки.



2. Самые интересные закаты бывают во время перемены погоды

Закаты в хорошую погоду однообразны, скучны и представляют собой немудреную картину вроде - белый круг (солнце) на розовом или желтом небе, и почти черный низ. Но когда погода меняется - на небе можно наблюдать облака, зачастую, причудливой формы. Когда солнце садится за горизонт эти облака короткое время светятся ярко-красным светом - не упустите этот момент!

3. Чем сильнее зажата диафрагма, тем длиннее получаются лучи от солнца

Лучи от источника света получаются из-за дифракции света на углах диафрагменного отверстия. Когда диафрагма открыта, ее форма близка к окружности, когда закрыта - к многоугольнику (по количеству лепестков). С одной стороны, дифракция на сильно прикрытой диафрагме чуть снижает детализацию картинки, с другой - позволяет получать интересный оптический эффект.

4. Используйте нейтральный градиентный фильтр.

5. Композиция снимка.

Для того, чтобы получить красивый, запоминающийся снимок заката, мало подобрать оптимальные настройки экспозиции, фотография должна быть сюжетной. Попробуйте поэкспериментировать с различными фокусными расстояниями, захватывая в кадр всевозможные пейзажные сцены. Если вы хотите, чтобы солнце занимало большую часть кадра, используйте меньший угол при съемке. Правильно фотографировать закат - значит, выделить центр внимания в кадре. Им могут стать горы, дерево, обрыв, человек и т.п. При выборе центра снимка, ориентируйтесь на основные правила композиции в фотографии. Так, например, для выделения основных объектов съемки используйте правило третей. Это позволит грамотно построить композицию фотографии и сделать ее восприятие максимально комфортным для зрителя.

6. Обработка фотографий.

Если перед вами стоит задача фотографировать закат, то будьте готовы к тому, что отснятые фотографии потребуют дополнительной обработки. Ведь далеко не всегда можно обеспечить идеальные условия съемки и подобрать нужные настройки фотокамеры. Зачастую впоследствии приходиться производить коррекцию готовых снимков с целью улучшения их качества.

Ну а с остальными тонкостями вы разберетесь уже практикуясь в съемке. Если вы хотите научиться фотографировать закат, то не бойтесь использовать различные настройки фотокамеры, выбирать нестандартные компоновки кадра и фокусные расстояния. Таким образом, чтобы правильно фотографировать закат, мало только знаний основных правил пейзажной фотосъемки, но и необходимы умение экспериментировать, подчиняясь едва заметным изменениям в природе. Это основной залог удачных фотографий и хорошего настроения от проделанной работы.

Всего вам фотографического!

Рассвет и закат - одни из самых прекрасных явлений, которые придают пейзажам уникальные черты. Блики восходящего или заходящего солнца, мягко выглядывающие из-за горизонта, создают идеальные условия для фотосессии. Где бы вы не находились - в городе или на природе - умело пойманные в кадр восход и закат сделают снимок выразительным, контрастным, концептуальным. Но добиться этого не так просто, особенно если вы начинающий фотограф. В статье собраны профессиональные советы и технические нюансы, от которых зависит конечный результат.

Подготавливаем фототехнику для съемки заката и рассвета

Начнем с того, что вам понадобится для съемки. Рассмотрим по пунктам, из чего должен состоять ваш рюкзак:

  • Фотоаппарат. Отдаем предпочтение цифровым камерам, поддерживающим полуавтоматический и ручной режим управления экспозиции. Обозначается, как правило, М или А.
  • Профессионалы рекомендуют использовать широкоугольные объективы , позволяющие в кадре охватить большую площадь, расширить рамки снимка. Для fix- и zoom-объективов значение должно быть 18 мм.
  • Обязательно кладем в рюкзак штатив. Он необходим для пейзажной фотосессии. В съемке художественных кадров вы будете пользоваться приемом длинной выдержки, во время которой камера должна пребывать в неподвижном состоянии в течение нескольких минут. Вручную создать идеальную статику невозможно.
  • Не забываем аккумуляторы и батарейки. Будет обидно, если камера разрядится в самый ответственный момент. Перед выездом из дома хорошо подпитайте оборудование. Съемка закатов и восходов - процесс, требующий времени.

Фотографируем закаты и рассветы. Настройки камеры

Теперь подходим к самому основному: как сделать хороший кадр, какими техниками и режимами необходимо пользоваться и что учитывать в настройке. Выделим 5 основных правил.

Первое. Держим диафрагму в приоритете. Режим А

Как было сказано выше, чтобы предусмотреть возможность съемки в режиме управления экспозиции А, необходимо правильно подбирать оборудование. В фотосессии на закате и рассвете необходимо работать с приоритетом диафрагмы. Что это дает: на снимке можно корректировать баланс белого цвета, вручную устанавливать параметры “Пасмурно” или “Авто” - подстраиваться под погодные условия. Делая кадры в RAW, баланс белого устанавливается в самых оптимальных величинах - весомый плюс, придающий фотографии цветовую гибкость и податливость в дальнейшей работе с такими графическими программами, как Photoshop.

Второе. Устанавливаем правильный замер экспозиции

Здесь важно поймать момент, предшествующий зареву солнца, когда лучи становятся яркими, резкими, сложными для восприятия камерой. Нам нужен центрально-взвешенный замер, который позволит мягко и контрастно отразить линии горизонта в уникальном свечении. Здесь важно учесть нюансы: замер совершаем на оранжевом спектре, не на самом солнце, а в его ожидании. Избегаем ярких зон - могут пересветить кадр. Как правило, идеальная линия для замера находится немного выше горизонта.

Третье. Устанавливаем параметры чувствительности

В ситуации с фотосъемкой закатов и рассветов в значениях чувствительности действует закон от меньшего. В идеале - чем ниже параметры ISO, тем чище и выразительнее кадр. В большинстве случаев цифровые аппараты поддерживают минимальный предел - 100 ISO. Если технические характеристики позволяют добиться значения 50 - смело устанавливайте. Повторимся: чем ниже значение, тем выше качество.

Четвертое. Работа затвора

Одна из профессиональных хитростей, которая позволяет добиться красивого снимка заката и восхода солнца, - использование режима задержки спуска затвора. Хотите гарантированно избежать смазывания в кадре - установите автоспуск с пятисекундным значением задержки в срабатывании.

Эти два приема сделают фотографию четкой, контрастной, идеально передающей цветовую гамму и эффект свечения горизонта. Чтобы техника длинной выдержки была выполнена качественно, установите камеру на штатив, обезопасьте себя от вибраций, которые могут безнадежно испортить кадр.

Пятое. Диафрагма в среднем параметре

Устанавливая приоритет диафрагмы, выдержку определяет сама камера - это происходит автоматически. Поэтому нам нужно задать те параметры диафрагмы, которые требует наш кадр, и одновременно с этим выдержать золотую середину - не выходить за рамки средних значений светосилы. Учтите,разрешение должно быть максимальным - только тогда фотография обретет резкость, цветовую насыщенность, контрастность.

Как правильно снимать закаты и рассветы

Теперь поговорим о композиционных, стилистических и системных моментах процесса. Фотограф, отправляясь на фотоохоту заката и рассвета, должен быть подготовлен от и до.

Время пробуждения

Существенную роль играет время вашего пробуждения. Хотите сделать потрясающий кадр - проснитесь около 4 утра. Зарево восходящего солнца мимолетно, длится всего несколько минут. Поэтому подготовку к съемке необходимо провести заранее. На момент появления из-за горизонта первых лучей оборудование должно быть настроено и готово к старту.

Учтите, что время рассвета смещается в зависимости от времени года: зимой - позже, летом - раньше (с 4.10 до 4.30).

Заранее подберите ракурс, с которого будете делать снимок. Приехав на место вечером, обойдите территорию, прицельтесь объективом на линию горизонта, найдите интересные детали, которые могут стать значимой частью композиции.

Особенности композиции

В съемке заката и восхода одна из распространенных ошибок - превалирование неба, которое иногда занимает в кадре больше ½ части. Даже самое красивое воздушное пространство, наполненное яркими переливами солнечного зарева, не должно занимать больше ⅓.

  • Акцент композиции должен быть выделен на земной детали, а закат или рассвет становится лишь эффектным дополнением, добавляющим снимку уникальное настроение и выразительность. Избегайте четкой геометрии, режущей фотографию на части. Разбавляйте пейзаж вертикальными элементами, вводите асимметрию.

Профессионалы рекомендуют включать в кадр детали, которые будут эффектно смотреться в силуэте, четко очерченном на фоне восходящего зарева: лодки, пирс, маяк, мосты, фигура человека на берегу, островок с извилистым деревом, большие камни и утесы. При этом элемент переднего плана не должен забивать другие части композиции - старайтесь выдерживать размер в пределах 30% кадра.

Если солнце, выглядывающее из-за горизонта, по вашей художественной задумке смещено в сторону, обязательно сбалансируйте снимок - включите элемент, который выполнит роль структурного противовеса. На противоположной стороне фотографии захватите дерево или фигуру человека, который любуется закатом.

Одушевленный пейзаж

Фотография, сделанная на фоне горизонта с восходящим солнцем, не обязательно должна обладать статикой. Движение в кадре сделает снимок живым, динамичным, одушевленным. Но для того, чтобы добиться такого эффекта, нужно постараться - дождаться нужного момента. Скрасят и оживят пейзаж полет птиц, выпрыгивающие из воды дельфины, спортсмен на утренней пробежке, животные в движении. Особенную выразительность кадру придает человек. Женский образ добавляет романтичность, мужской силуэт - меланхоличное настроение.

Сюжеты для пейзажа

Закаты и рассветы можно снимать как на природе, так и в городе - в любом случае, профессионально выполненные кадры, получатся красивыми, наполненными энергетикой восходящего или заходящего солнца. Главное - выбрать близкую тематику и найти удачный ракурс.

Съемка природы

Идеальный вариант для фотосета на рассвете - композиция с водной гладью. Для этой роли прекрасно подойдут реки. озера, пруды, моря, океаны. Задача фотографа - поймать игру света, зеркально отражающегося на поверхности воды. Погода должны быть безветренной, освещение - мягким.

Идеи снимков заката и рассвета, которые уже нашли свое воплощение в работах профессиональных фотографов:

  • Утро в горах. Солнце только начинает проглядывать сквозь вершины, лучи путаются в деревьях, природа пробуждается. Очень эффектно рассвет в горах смотрится зимой - снег и иней на деревьях обретают удивительное кристальное свечение.
  • Закат в поле. Простор, золотые колосья, одинокое дерево и заходящее солнце. В композиции царит минимализм, но это не делает фотографию скучной. Снимок обладает своим настроением и смыслом, каждая деталь на своем месте. Верхняя треть неба, выразительно скрашенная заходящим заревом солнца, логично завершает кадр.
  • Рассвет на озере. Умиротворенный пейзаж: водная гладь, небольшой деревянный мостик и старенькая лодка, детали берега - стройные камыши и белый песок. За горизонтом начинается утро, небо освещают первые солнечные лучи. Каждый элемент композиции гармонично дополняет друг друга, делает фотографию завершенной.

  • Просыпающийся лес. Ракурс - с возвышения. В кадре - пушистые зеленые верхушки деревьев, просвечивающиеся сквозь густые ветви небольшие полянки и холмы. За лесом - линия горизонта и мягкое розовое свечение. Солнце уже близко, наступает утро, природа просыпается.

Какой бы сюжет для своего пейзажа не выбрали, важно поймать то самое время - между 4.10 и 4.30 - когда солнечный свет создает идеальные условия для съемки.

Рассвет и закат в городе

Город обладает особенной энергетикой, динамикой, темпераментом. Фотографии, сделанные ранним утром, когда на улицах царит непривычная тишина, особенно ценны - передают те самые редкие моменты спящего, спокойного, умиротворенного города, начинающего постепенно пробуждаться ото сна.

Эффектно смотрятся кадры на фоне восходящего солнца с элементами мостов, набережных, храмов с царственно сверкающими куполами, стройных высоток, в окнах которых отражаются блики рассвета.

  • Хотите сделать красивый, интересный кадр - устройте себе путешествие по улицам города , присмотритесь внимательнее к деталям. Отдавайте приоритет позициям на возвышении, с которых открывается живописный панорамный вид.

    Играйте с деталями. Особенное настроение придаст кадру широкая дорога и едущий по ней автомобиль, первый в наступающем утре. Выразительно будет смотреться силуэт человека на фоне восходящего зарева. День начинается, и проснулось не только солнце. Какой бы элемент вы не выбрали для переднего плана, соблюдайте правила структуры кадра - деталь не должна занимать больше 30% кадра.

Подводим итог

В завершение обозначим 8 основных моментов, которые необходимо учитывать при съемке закатов и рассветов:

  1. Для того, чтобы выстроить красивую и стройную композицию - заранее подберите позицию для съемки, найдите самый удачный ракурс. Изучите территорию, сделайте пробные кадры из разных точек.
  2. Соблюдайте правило третей. На снимке небу должна быть отведена верхняя треть, не больше. Нижние две трети должны занять линия горизонта с земными деталями пейзажа. Каким бы красивым ни было небо, соблюдайте пропорции.
  3. Используйте в пейзаже силуэты, разбавляющие горизонтальные линии композиции: деревья, скалы, маяки, мосты и прочее.
  4. Обязательно используйте штатив. В съемке на длинной выдержке камере требуется полная неподвижность, абсолютное отсутствие вибрации. Руками этого достичь невозможно.
  5. Задайте камере самые низкие параметры чувствительности. Закономерность проста: чем ниже значение ISO, тем выше качество снимка.
  6. Включайте в снимок водные элементы, ловите отражение лучей в зеркальном отражении. Такие пейзажи смотрятся особенно атмосферно.
  7. Используйте широкоугольный объектив, который позволит охватить больше пространства, расширит рамки композиции.
  8. Не собирайте оборудование сразу после того, как сфотографировали долгожданный момент восходящего солнечного зарева. Останьтесь еще ненадолго и снимите просыпающуюся ото сна природу.

И не бойтесь экспериментов, пробуйте различные техники, фильтры, меняйте диафрагму. Пейзаж на закате и рассвете предоставляет фотографу все условия для творчества.

Питерская осенняя серость заставляет чаще вспоминать летние яркие краски. Обрабатывая фотографии из последней , я решила написать немного фототеории, а именно рассказать о том, как фотографировать закаты и рассветы. Я знаю, что угасающий солнечный диск фотографируют все, и чаще всего люди снимают либо само солнце, либо себя на фоне заходящего солнца — это классика. Закат фотографирую чаще чем восход, и, если посмотреть статистику запросов яндекс, то можно увидеть, что и ищут люди чаще фото заката, чем фотографии рассвета. Хотя закат солнца люди видят чаще, а вот проснуться рано чтоб увидеть рассвет для многих (в том числе и меня) — подвиг. Парадокс.

Итак, для того чтобы сфотографировать закат достаточно просто желания и фотокамеры. Еще достаточно светло, чтобы снимать просто с рук без штатива. Нет необходимости ставить длинную выдержку, чтобы фотографии получились резкими и в фокусе. Контрастность яркого дневного света уже спала так, что краски природы не будут выглядеть на фото блеклыми. Заходящее солнце дает очень мягкий и рассеянный свет, таким образом, солнечные лучи, падая на предметы сбоку, а не сверху как днем, дают очень красивую картинку с тенями и красивым “золотым” светом. Закатное время на языке фотографов называется “золотой час”. Он начинается примерно за 40 минут до того момента, когда солнце садится за горизонт. Существуют очень удобные программы, в которых можно посмотреть, где конкретно будет садиться солнце и во сколько будет закат. Я лично пользуюсь двумя: Sun Seeker и The photographer’s ephemeris . В них можно посмотреть данные о движении солнца в любой точке земли, достаточно просто переместить булавку на карте. Помимо солнца есть те же данные о движении и фазе луны, длине теней и многое другое.

Восход солнца над городом Амарапура в Мьянмар.

Если на фотоаппарате есть возможность перевести режим съемки в ручной, то обязательно сделайте это, особенно если снимаете кого-то на фоне солнца, и объект находится к нему спиной. Снимать лучше всего либо в режиме M (manual полностью ручном), либо в приоритет диафрагмы A(v) (aperture). В режиме Auto камера настроится по своему желанию, выставляя фокус, выдержку и диафрагму таким образом, как сочтет более правильным, исходя из освещенности. Поэтому порой солнце выглядит как яичница, а не таким, каким оно было на самом деле, либо человек весь в тени и его просто не видно. Наш глаз более совершенен, чем любая фотокамера, и видеть одновременно темное и светлое в одном диапазоне не может. В ручных настройках вы хотя бы сами решаете, что для вас важнее.


Закат на Финском заливе в районе пляжа Ласковый.

Технические особенности съемки заката и рассвета.

ISO, или светочувствительность, необходимо выставить минимальным, а диафрагму поставить с учетом необходимой глубины резкости кадра, примерно F5,6-F10. П Съемка заката — это пейзажная фотография, важно чтобы в фокусе был не только солнечный диск. Как я уже сказала, фотокамера несовершенна, поэтому не удасться снять и закат и что-то на переднем плане в одинаковой детализации. Нужно выбрать, что для вас важнее, и на основании этого выставлять экспозицию. Если солнце, то замерьте ее по светлому участку неба, рядом с солнцем. Человек или предмет на переднем плане при этом получатся либо силуэтом, либо темным неясным пятном. Если выставить экспозицию по темному переднему плану, то можно получить засвеченные яркие участки и вместо красивого заката получить ужас. Я практически всегда снимаю в формате RAW, тогда есть возможность вытянуть тени переднего плана. Но лучше всего выстраивать композицию так, чтоб не было такой необходимости.


Обезьяны в храме Танах Лот слишком шустрые. Пришлось снимать в авторежиме и потом вытягивать в редакторе.

Конечно же, при съемке закатов важно учитывать основные правила композиции, а именно золотого сечения.


Силуэты влюбленной парочке на фоне заката на острове Ко Чанг.
Серферы на Бали частенько катаются до последних солнечных лучей.
Закат в Кота Кинабалу на острове Борнео.

Очень соблазнительно снимать именно солнечный диск. Красное или желтое светило просто притягивает взгляд, заставляя плакать о того, что просто смотришь на яркий свет. Глаз фотокамеры так же может “заплакать” и ослепнуть, именно поэтому при съемке заката часто используют градиентный фильтр. Он затемняет верхнюю часть кадра, тем самым немного уравновешивая освещение. Либо вы можете расположить кадр так, что предмет на переднем плане заслонит собой солнце, а экспозиция по темному участку высветлит тени и солнце не будет засвеченным.


Еще немного, и море съест солнце.
Закат солнца над древним городом Баган в Мьянмар.
Восход солнца в Баган не менее красив, чем закат. Но нужно быть героем, чтоб встать в такую рань.

Если не хотите снимать просто солнце и считаете это чем-то банальным, посмотрите чуть шире или оглянитесь вокруг. Как бы ни было заманчиво само солнце, помимо него можно снять то, что оно освещает. В закатных или рассветных солнечных лучах некоторые вещи могут приобрести необычный розоватый свет, или лучи высветлят тени, делая картинку более объемной. Кроме того, облака в стороне от рассвета или заката стороне порой дают просто потрясающую картинку и очень необычные яркие краски.


Рассвет на острове Лембонган в Индонезии. Ради такого стоит встать в 4 утра.
Рассвет в Баган. Древние пагоды в мертвом городе багровеют прямо на ваших глазах.

Кроме того, если день выдался облачный, это даже лучше. Для меня нет ничего круче, чем закатное солнце заплутавшее в облаках. Особенно этот эффект усиливается сразу после того, как солнце садится за горизонт. В безоблачный день такого не бывает. Поэтому имейте терпение и не уходите с точки съемки сразу, как это делают многие. Возможно вас ждет сюрприз. И не обязательно искать что-то для переднего плана, можно вообще задрать камеру в небо и фотографировать облака.


Облака в закате.

Самые красивые закаты, что я видела в своей жизни, были в Малайзии, на острове Борнео. Но, вообще, во всей ЮВА они прекрасны.


Закат в Малайзии самый красивый.

А еще, помимо банального “солнца на ладошке”, можно устроить, например, «извержение вулкана».


Вот так можно превратить фото заката в фото извержение вулкана)))

И не стоит думать, что в городе невозможно увидеть закат солнца. Было бы желание. Удачных вам и прекрасных снимков.


Удача или закономерность? Кто ищет — тот найдет.

Как быть всегда онлайн в поездках?

Купить евро карту для интернета и звонков. У меня лично карточка Оранж выбрать карту и тариф

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...