Исида или изида как правильно. Исида, Изида, богиня Исида, энергетический канал (посвящение, инициация) — Храм Истины

Культ Исиды
С течением столетий египетская магия изжила себя и ушла в прошлое, но один из элементов древнеегипетской космогонии оказался более живучим. Это – культ Исиды. Великая богиня Исида олицетворяла кротость и нежность, материнскую любовь, супружескую верность, плодовитость и женскую красоту. Она пестовала и берегла все живое. Она роняла животворную слезу в нильские воды, и Нил разливался, покрывая поля плодородным илом. Душа Исиды обитала на звезде Сириус. И первый утренний восход Сириуса, приблизительно совпадавший с летним солнцестоянием, долгое время служил египтянам сигналом о начале разлива реки, от которой зависела жизнь всей страны. Воскрешенный скорбящей Исидой ее супруг, Осирис, вновь восставал из мертвых. Из года в год повторялся вечный акт воссоздания мира: Осирис, священный Нил, оплодотворял землю Египта.

Исида носила множество имен и объединяла в себе качества многих местных божеств. Благочестивый египтянин обращался к ней за покровительством, а чужак узнавал в ней черты богинь-матерей своей родной страны – Минервы, Афродиты, Цереры, Гекаты... Исида превосходила их всех. Ее материнская любовь и супружеская верность противостояли распутству и жестокости Астарты, Анахиты, Кибелы и всех прочих чудовищных богинь Востока, калечивших судьбы бесчисленных девушек и женщин. Тем богиням были угодны человеческие жертвоприношения, война и бесплодие; Исида же любила и защищала жизнь.

Великая богиня Исида и Анубис.

Культ Исиды распространился по всей Европе и Западной Азии и, в конце концов, некоторые элементы его слились с новорожденным христианским вероучением. Многие эпитеты Исиды непосредственно были заимствованы в качестве атрибутов Девы Марии – например, "непорочная" или "mater domina"((в стяженном виде "Мадонна" это словосочетание сохранилось во многих языках до наших дней). "Величественный ритуал Исиды, – замечает Дж. Фрэзер, – эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения божьей матери – и действительно во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма".

Облик и одеяние богини были преисполнены глубокой символической значимости. На постаменте ее статуи в городе Саис были высечены таинственные слова: "Я – все, что было, что есть и что будет... Ни одному смертному не дано узнать, что сокрыто под моим покрывалом". Апулей (II век нашей эры) дает живое и яркое описание этой богини, на основе которого иезуит Атанасиус Кирхер (1601 – 1608) создал гравюру с изображением Исиды. Прическа богини на этой гравюре увенчана завитком волос, символизирующим влияние луны на рост растений. Волосы Исиды украшены колосьями пшеницы в напоминание о том, что именно эта богиня даровала человечеству первые зерна и научила возделывать поля. Кроме того, голову богини венчает шар – символ вселенной – покоящийся на венке из цветов, что еще раз подчеркивает власть Исиды над растительным миром. Этот богатый головной убор довершают изображения двух змей, олицетворяющих плодотворную силу луны и ее извилистый путь на небосклоне.

Исида, богиня плодородия, воды, ветра, мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса, древнеегипетский барельеф.

Локоны Исиды, свободно ниспадающие на плечи, подразумевают, что перед нами – питательница всего мироздания. В левой руке богиня держит ведро – символ разлива Нила; в правой – систр, посвященный ей у египтян ударный музыкальный инструмент. Эти атрибуты, согласно Кирхеру, характеризуют Исиду как владычицу Нила и защитницу от зла. Платье богини переливается лунными оттенками. Будучи также царицей тверди небесной, Исида облачена в расшитую звездами мантию, подол которой окаймлен цветами – символом почвы, напоминающим о том, что Исида была первооткрывательницей целебных трав. Лоно богини украшено полумесяцем, магические лучи которого даруют плодородие земле. Правая стопа Исиды покоится на земле, левая – погружена в воду: богиня властвует над обеими этими стихиями. Она – stella Maris, Звезда Моря, защитница всех плавающих и путешествующих. На заднем плане гравюры изображен корабль – символ женского начала, посвященный Исиде.

Все эти атрибуты культа Исиды должны были удивлять верующего и волновать его воображение. Облик Исиды одинаково чаровал и простодушного невежду, и мудрого философа. Искатель высшей истины не довольствовался объяснениями философов-стоиков: он не видел особого смысла в том, что миф об Исиде символизировал разлив Нила, затмение Луны или иные астрономические явления. Из мира материального искатель устремлялся в сферу идей в надежде обнаружить там трансцендентную разгадку легенды о Матери Мира.

Плутарх, которому были близки философские воззрения платоников и восточных мудрецов, говорит в туманных выражениях о мистической троице, ипостасями которой являются Осирис, Исида и их сын, Гор. В них, по мнению Плутарха, олицетворены разум, материя и космос. Они представляют собой идеальный треугольник, пропорции которого воплощают в себе божественную тайну: катет, равный четырем частям, соответствует Исиде, женскому принципу зачатия; высота, равная трем частям, – Осирису, мужскому порождающему принципу; а гипотенуза, равная пяти частям, – Гору, плоду союза.

Любой треугольник, построенный по этим пропорциям, – священный символ, наделенный магической силой; и сами эти три числа – тройка, четверка и пятерка – являются носителями сверхъестественных энергий. Египтяне и философы пифагорейской школы придавали мудрости чисел огромное значение, как мы увидим в следующей главе. История любых чисел и геометрических фигур, появляющихся на чертежах магических кругов и на талисманах в более поздние времена, восходит к этой древней нумерологии. "И сам я придерживаюсь того мнения, – говорит Плутарх, - что когда пифагорейцы присвоили имена некоторых богов отдельным числам, то этим они подразумевали что-то увиденное основателем их школы в египетских храмах, или какие-то церемонии, проводившиеся в них, или какие-то символы, увиденные там". В чем именно состоит тайна этих чисел, Плутарх нам не сообщает – либо из нежелания обнародовать сокровенное знание, либо по собственному неведению. Тем не менее, он настойчиво повторяет, что все элементы египетской религии следует понимать аллегорически.

Исида продолжала жить на христианском Западе – не только в культе Мадонны, но и в оккультном учении магов. Развивая идеи Плутарха, маги усмотрели в образе этой древней богини-матери оккультную аллегорию Мировой Души, по воле Бога питающей и хранящей весь сотворенный мир. Изгнанная с христианских небес, она обитает в мире звезд и над землей, вечно изливая в мир животворную силу. "Она представляет собой женскую часть природы, или же [воплощает в себе] качество, позволяющее ей быть причиной зарождения всех прочих живых существ". Изображение Мировой Души на гравюре XVII века все еще сохраняет некоторые символы древней Исиды: волосы ее свободно ниспадают на плечи, лоно украшено полумесяцем, одна нога покоится на суше, другая – погружена в воду. Мировая Душа прикована цепью к Богу, в согласии с высказыванием Плутарха: "Исида всегда причастна к высшему". В свою очередь, к Мировой Душе прикован человек (образ и подобие Бога!), ибо самое существование его зависит от животворных семян, которые изливаются из груди великой Матери Мира.

Миновали столетия, но древний образ Исиды не утратил своей власти над умами людей. В конце XVIII века ее вспомнили люди, казалось бы, абсолютно чуждые всяких мыслей о магии, – вожди Французской революции. На торжественной церемонии, устроенной в честь великой богини, Робеспьер, памятуя о таинственной саисской надписи, поднес зажженный факел к покрывалу, окутывавшему гигантскую статую Исиды, чья животворная сила теперь была истолкована как мощь разума, питающего прогресс.

Исида - богиня плодородия, воды и ветра. Сестра-близнец и жена Осириса, мать Гора. В мифах многих народов брак между богами - братом и сестрой - был одним из проявлений их божественной сущности. Осирис и Исида полюбили друг друга еще во чреве матери, египтяне почитали Исиду как воплощение верной, самоотверженной жены и заботливой матери. (Сюжеты см. Осирис и Горю.)

Исида, любящая супруга, хранившая верность своему мужу Осирису даже после его смерти, и самоотверженная мать Гора, в большей степени, чем другие богини, была примером для подражания. Ее изображениями изобилует египетское искусство, поэтому она так хорошо знакома египтологам. Исида занимает особое место в египетском пантеоне, к ней обращались по любому поводу.

Верность Исиды не дрогнула, даже когда Осириса убил его брат Сет. Она вернула мужу дыхание жизни, и тот смог возродиться и стать владыкой царства мертвых. Исида, умная и проницательная женщина, была еще и очень хитра. И благодаря этим качествам она получила почти безграничную власть над миром.

Ее изображения

В искусстве Древнего Египта - тысячи изображений Исиды. Росписи, каменные статуи, бронзовые статуэтки и амулеты дают нам ясное представление об этой богине. Обычно она изображается сидящей, коленопреклоненной или стоящей, и детали могут немного различаться. Сидящая Исида часто держит на коленях своего сына Гора, которого иногда кормит грудью. Она увенчана солнечным диском, который удерживают два изогнутых рога. Коленопреклоненная Исида держит перед собой шену (картуш). Стоящая богиня увенчана знаком асет (сиденье), основным иероглифом ее имени. Она может принимать обличье хищной птицы - деталь заимствованная в мифах об Осирисе. Тогда помимо рук у нее появляются большие крылья коршуна.

Хаторические изображения Исиды - с коровьими рогами, держащими солнце, а не с иероглифом асет в виде трона - указывают на слияние двух богинь, Исиды и Хатор. Подобное отождествление, характерное для Позднего периода, объясняется тем, что обе богини символизировали плодородие.

Мифы об Исиде

Исида - одна из сонма богинь Древнего Египта, но она называла себя «той, кому повинуется судьба». Откуда такая самоуверенность? Ее истоки - в образцовой жизни супруги и матери, которую вела Исида, но также и в хитрости, которая всегда была ей свойственна.

Удивительно, но та, кого египтяне древности называли «владычицей жизни», могла никогда не появиться на свет из-за одного события, случившегося на заре времен, когда Атум-Ра еще создавал мир. Его дети - Шу (воздух) и Тефнут (вода) - соединились и родили двух богов: Геба (землю) и Нут (небо). И те так полюбили друг друга, что небо и земля слились воедино! Ни солнце, ни воздух, ни вода не могли больше двигаться! Ра был в ярости. Он заставил своего сына Шу разлучить влюбленных, из-за чего случилось несколько землетрясений!

Та, что могла не родиться

Но Нут уже носила под сердцем пятерых детей. Среди них была Исида и ее брат Осирис. Злопамятный Ра постановил, что ни один из этих детей не сможет родиться ни в один из двенадцати месяцев календаря. Но изобретательный бог Тот выиграл у Луны пять дополнительных дней, которые поместил после двенадцати месяцев. Благодаря ему Нут смогла родить Исиду в четвертый из этих дней (так называемых «эпагоменальных»). И все живое радостно восславило Тота.

Исида говорит о себе

«Я - мать всей природы, владычица всех стихий, перворожденная дочь веков, высшее из божеств, царица теней, повелительница небесных сил, единое проявление всех богов и богинь, чьей воле повинуются сияющие вершины неба, приветственные вздохи моря и скорбная тишина подземного мира». Слова Исиды, римская эпоха.

Исида и мифы об Осирисе

«Я восстановлю тело Осириса, я забальзамирую его и расправлю свои крылья над ним... Я зачну от него и произведу, Гора на свет», - так говорила Исида. Жизнь богини была омрачена ужасной семейной историей. Причиной этой трагедии стала зависть, которую бог Сет питал к своему брату Осирису. Исида, сестра и супруга последнего, не смогла помешать Сету убить брата: свой преступный замысел он вынашивал уже очень давно. Когда убийство произошло, Сет бросил гроб с телом брата в воды Нила. И начались поиски Исиды, приложившей все силы, чтобы вернуть останки Осириса. В этом акте любви и преданности ей помогала сестра - Нефтида. «Божественные плакальщицы», то есть две богини, сумели найти гроб и спрятали его в болоте Хеммиса. Однако Сет не оставил намерения покончить со своим братом. Он обнаружил тайник и расчленил тело Осириса на четырнадцать кусков, которые разбросал по всему Египту. Но Исида была упорна; она собрала эти куски и отдала их доброму богу Анубису. Бог-бальзамировщик восстановил тело. Пылающая супружеской любовью Исида зачала от своего возрожденного мужа самого знаменитого из египетских богов - Гора. Осирис стал владыкой загробного мира, а любящая и упорная Исида стала в глазах египтян совершенной женщиной.

Хитрая волшебница

Найденные исследователями тексты об Исиде говорят, что «ее сердце было более непокорно, чем у несметного числа людей, и более умно, чем у несметного числа богов». Так, с неутолимым любопытством Исида жаждала узнать тайное имя Ра, бога, сотворившего небо и свет. Ведь если бы она добилась своего, это во сто крат увеличило бы ее власть над остальными богами! В конце концов, чтобы выведать секрет главы египетского пантеона, богиня прибегла к удивительной хитрости. Вот как рассказывают об этом мифы: «Ра одряхлел и начал пускать слюни... Его слюна капала на землю. Исида взяла ее, смешала ее в ладони с землей и вылепила из нее змею, бросив затем на дорогу, по которой шел великий бог... И змея ужалила его!» Ра, испугавшись, позвал на помощь своих детей-богов: «Что-то, чего не знает мое сердце, ужалило меня... Мое сердце трепещет, и члены мои полны холода». Исида, как и все боги, покорная его воле, тотчас же явилась к нему и сказала: «Скажи мне свое имя, божественный отец, ведь тот, чье имя произнесут в заклинании, останется жив!»

Культ Исиды

Культ богини Исиды со временем стал почти повсеместным. Ей поклонялись везде: от всей территории Древнего Египта до отдаленных провинций Римской империи. Обряды, совершавшиеся во имя богини, с течением веков обросли тайнами, а стены храмов - легендами о «великой волшебнице».

В греко-римскую эпоху Исида была объектом всеобщего внимания. Птолемеи, продолжавшие политику своих предшественников-строителей, возвели в ее честь немало храмов. В этот период к югу от Асуана появилось святилище Дебод, которое в 1960 году было разобрано и возведено заново в Западном парке Мадрида. С конца эпохи фараонов и до начала римской эпохи еще несколько храмов были построены в Нубии. Храм Калабша (античное название - Талмис) был посвящен одновременно нубийскому богу Мандулису и Осирису с Исидой.

Но наиболее знаменит храм Исиды на острове Филе (по-египетски, П-и-лак). В связи с сооружением Асуанского водохранилища и угрозой затопления комплекс Филе был перенесен на другой остров, но нисколько не потерял своей величественности и романтичности. Решением застроить нильский остров Филе мы обязаны Нектанебу I, фараону из XXX династии. На середине острова в IV веке до н. э. начал возводиться большой храм, посвященный Исиде. Вскоре он стал одним из крупнейших мест культа Исиды в античном мире. Последующие фараоны только способствовали развитию культа «Божественной Супруги». Строительство продолжили римские императоры во II веке н. э. Храм был окончательно закрыт лишь в 537 году н. э. по приказу императора Юстиниана. Святилище погрузилось в забвение, а статуи из него перевезли в Константинополь. Гипостильный зал храма превратился в христианскую церковь - подтверждение тому, что культы Богородицы и матери-кормилицы Исиды были тесно связаны. И, несомненно, именно благодаря этой связи святилище Филе смогло просуществовать так долго, даже тогда, когда на смену политеизму пришла монотеистическая религия.

Исида с младенцем

Сидящая Исида, одетая в облегающее платье, держит на коленях маленького Гора и кормит его грудью. Парик в виде хищной птицы был, согласно древним верованиям, отсылкой к ее материнской роли. Эти статуэтки Исиды с младенцем чаще всего изготавливались по обету. На подставке одной из них мы можем прочесть посвящение: «Да даст почитаемая Исида, мать бога, жизнь и здоровье Кен-Хору, сыну Пади-Нейт, рожденному Херибу-Уаджит».

Исида посещает левую ногу Осириса

Легенда гласит, что после того, как Осирис был расчленен и куски его тела разбросаны по стране, левая нога, найденная Исидой, хранилась к западу от Филе, на острове Биге. Этот остров, погруженный в безмолвие, жрецы называли "иу-уаб" (чистый остров). Они организовали встречу Исиды с мощами покойного супруга. Отныне Исида - вернее, ее почитаемая статуя с Филе - каждые десять дней отправлялась на священной ладье к Осирису для Жертвенного возлияния молока. Это посещение имело совершенно особое значение, ведь именно здесь каждый год раньше всего слышали рев прибывающей воды. Знак приближающегося наводнения связывали с возрождением Осириса и природы, произошедшим благодаря Исиде. Красивый каменный павильон, построенный при римском императоре Траяне для священной ладьи Исиды, стал самым знаменитым памятником комплекса на острове Филе.

Дельта: распространение культа Исиды

На другом конце страны, в дельте Нила, фараоны XXX династии питали к Исиде не меньшее почтение. Так, поселение Бехбейт-эль-Хагар прославилось одним из крупнейших храмов, посвященных этой богине. Сегодня он полностью разрушен, хотя был сложен из гранитных блоков. Предполагается, что стиль барельефов, украшавших его стены, повлиял на декор храмов греко-римского мира. Кстати, именно в Риме, в главном святилище Исиды, построенном намного позже храмов Дельты, при императоре Калигуле, был обнаружен скульптурный каменный блок из храма Бехбейт-эль-Хагара. Это неопровержимое доказательство тесного контакта религиозных миров Древнего Египта и могущественного Рима. Кроме того, на стенах одной из вилл Геркуланума, города неподалеку от Помпей, нашли фреску с Исидой. Она изображена так точно, что можно с уверенностью предположить: художник уже видел подобные рисунки в кампанийском городе. Вернемся к Египту: даже в Гизе, знаменитой своими пирамидами, городе, который никогда не покидали люди, в саисскую эпоху (при XXVI династии) был храм Исиды. Недаром богиню называли «владычицей пирамид». Поклонялись ей и жители Александрии. Этот портовый город, производивший и экспортировавший предметы культа Исиды в греко-римский мир, способствовал распространению веры в «великую волшебницу». От греческих территорий до самых отдаленных провинций Римской империи, везде почитали таинственным образом зачавшую Исиду, кормилицу и любящую мать. И, судя по всему, в рассказе о Рождестве Христовом христианская религия кое- что почерпнула из этого мифа.

Исида, богиня всемирного культа

«Я - единая сущность, которую чтит весь мир в разных образах, под изменяющимися именами и совершая разные обряды: одни зовут меня Юноной, другие - Беллоной, третьи - Гекатой, четвертые - Рамнусией. Но народы двух Эфиопий и египтяне, сильные своим древним знанием, чтят меня подходящим мне культом и называют меня истинным именем - Царица Исида». (Слова Исиды, римская эпоха).

Эпитеты Исиды

Скорбные события, которыми был отмечен жизненный путь богини, отразились в ее эпитетах: прежде всего, она - «великое божество», «повелительница жизни» как новорожденного, так и умершего. Разве не она вернула к жизни своего мужа? Исида - «божественная кормилица» царя, ведь Гор, которого она держит на коленях и кормит грудью, по древним верованиям, воплощается в каждом фараоне. Как примерную супругу, ее именуют «безутешной вдовой», «той, кто ищет». В мифе, где богиня возвращает умершего к жизни, она уподобляется наводнению Нила, которое каждый год приходит из Нубии, чтобы оживить иссохшие земли возлюбленного Египта: она - «владычица Нубии». И наконец, Исиду называют «великой волшебницей» из-за ее могущества.

Исида-Сотис, богиня- звезда

Очень давно, на заре истории Древнего Египта жрецы-астрономы, составлявшие солнечный календарь, заметили в небе странное явление: исчезнув на семьдесят дней, звезда Сириус, которую египтяне называли Сотис, снова появлялась на уровне горизонта, и тут же всходило солнце. Сегодня это явление называют гелиакическим восходом. Люди заметили, что гелиакический восход Сириуса совпадал с началом ежегодного паводка на Ниле. И тогда звезда стала считаться пророчицей, предвестницей события, которого ждал весь Египет. Вода, целые потоки воды, наконец насыщала на несколько месяцев выжженную беспощадным солнцем землю. Будучи богиней-подательницей пищи, Исида очень быстро стала отождествляться с Сотис. «Я - та, кто дает благодатный паводок», - заявляет она. Иссушенный Египет нуждался в большом количестве воды, однако слишком сильный, как и слишком слабый паводок, мог ему навредить. От этого равновесия зависели все урожаи и, следовательно, существование целой страны. Гелиакический восход предвещал начало нового года, и Исида-Сотис стала его почитаемым символом.

Исида, защитница умерших

Исида, богиня, сумевшая воскресить своего мужа Осириса, коварно убитого завистником Сетом, естественным образом почиталась, как защитница всех умерших. И хотя по случаю похорон не существовало особых связанных с ней обрядов, она неизменно присутствовала на этих церемониях в виде изображений, которые древнеегипетские мастера рисовали или высекали на стенках саркофагов. Она оберегала людей от всех опасностей загробного мира, помогая им, как помогла однажды Осирису.

Так, например, мощный гранитный ящик, внутри которого помещался саркофаг Рамсеса III (Париж, Лувр), украшен изображением двух богинь: Нефтиды (в изголовье) и Исиды (в ногах). Супруга Осириса преклоняет колена над иероглифом «золото». Она простирает руки с большими крыльями коршуна в охранительном жесте. Эта поза напоминает один из главных символов богини: узел Исиды. Этот амулет похож на крест жизни анкх, однако отличается от него двумя свисающими концами.

Исида-врачевательница

Любовь, хотя и не лишенная властности, которую Исида питала к своему сыну Гору, а также способности к магии сделали эту богиню покровительницей матерей и их детей. Своими умениями, которым могла позавидовать любая женщина, она завоевала множество почитателей. Ведь Исида была способна спасти от любого яда, ее слов было достаточно, чтобы «вернуть жизнь в задыхающееся горло»! А ядовитые твари в Египте водились в изобилии! В этой пустынной стране, полной змей и скорпионов, дети подвергались постоянной опасности, и Исида, должно быть, часто слышала мольбы матерей, просивших вернуть жизнь их чадам.

Древнеегипетские боги уже много столетий притягивают внимание, а фантастические мифы, подкрепленные реальными событиями и людьми, затягивают и погружают в атмосферу прошлого времени. Исида не является исключением. В она была очень известна, и ее слава дошла и до наших дней.

Кто такая богиня Исида в древнем Египте?

Она была очень добрым и положительным персонажем и всегда становилась на сторону добра. Исида оказывала помощь любому нуждающемуся, тяжело переживала беды и несчастья смертных. Многие мифы гласят, что большей частью своих умений, она поделилась со своим сыном Гором и наказала ему заботиться о людях. Сын был настоящим достоинством богини, и любила она его больше своей жизни.

Древнеегипетская богиня Исида была очень мудрой женщиной. Пройдя через нереальные для человека препятствия, она смогла найти в себе силы и все же стать матерью, поэтому ее и стали именовать как богиню домашнего очага и верности. Исида очень долго и мучительно переживала смерть мужа, и в нынешнее время ее облик представляют как хрупкую деву с птичьим крылом, склонившуюся над упокоенным супругом.

Чему покровительствовала Исида?

Великая богиня древнего Египта Исида была настоящим олицетворением женственности. Все девушки и женщины молились и подражали ей, дабы показать свое совершенство, любовь и верность. Богиня Исида имела власть над стихиями воды и ветра. Многие считали ее богом плодородия и достатка в доме. Все цели, к которым шла эта уверенная и добрая женщина обязательно достигались, но, к сожалению, как и у других , у Исиды была сложная и трудная судьба, со множеством предательств.

Как выглядела богиня Исида?

Мифология Египта представляет несколько обликов богини. По некоторым описаниям она имеет красивые птичьи крылья, которыми как бы закрывает своего мертвого мужа от внешнего мира. Некоторые считают, что Исида могла превращаться в орла и летать в небесах, рассматривая людей. Современники видят ее сидящей на коленях либо кормящей грудью своего сына Гора.

Практически всегда на голове у нее находится трон, или же коровьи рога, держащие на своих концах солнце или ореол. Второе ее представление относится к более поздним временам, когда уже люди окрестили ее как богиню плодородия. Само по себе ее имя произошло от слова «исет» - что в переводе означает царский трон, и этот трон считается ее основным признаком на всех изображениях.

Как почитали богиню Исиду?

Люди древнего Египта почитали ее как главную покровительницу рожениц. При каждом появлении на свет нового человека, присутствующие обязаны были молиться ей, а после удачных родов приносить дары. Богиня Исида давала людям веру в магию исцеления, поднимала жизненные силы тех, кто в этом нуждался, но самая главная ее заслуга – это сохранение семейного очага. В Египте ей подражали многие женщины, тая в себе нежность, доброту и красоту. В древности считалось, что, если жена посмеет изменить мужу, Исида обязательно ее покарает за совершенный грех.

Легенда об Осирисе и Исиде

Этот миф известен многим и его трагичность может затронуть сердце любого. Исида была верной супругой Осириса, но его родной брат убил его, чтобы завладеть его замком и властью. И настолько был зол Осириса брат, что приказал разрубить его тело на мелкие кусочки, и не предавать земле, дабы люди не могли прийти на его могилу поклониться ему. Долго скиталась Исида, но все же собрала тело мужа и вдохнула в него на мгновение жизненные силы, для зачатия сына.

У богини получилось забеременеть, и она родила прекрасного сына Гора, которому впоследствии и передала все свои магические знания. Любила она его, как любила мужа своего, ведь он был его точной копией, его подобием. Наверное, из-за такой трагической судьбы Исида и стала богиней домашнего очага. Потеряв свое счастье, она помогала обрести его другим, поддерживая в тяжелые жизненные моменты.

Странствования Исиды

После смерти мужа Исида не побоялась остаться в замке и посмотреть в глаза своему злейшему врагу. Все же не было ей там больше места и ее прогнали. Жестокое убийство заставило бедную женщину скитаться по всему Египту и собирать по кусочкам своего упруга, дабы сделать из него мумию. На тот момент это была самая первая попытка изготовления мумий, по примеру которой стали отправлять на покой фараонов.


Странствия и волшебство Исиды привели ее в город Библа, к берегу Зеленого моря. Именно там она попала в дом к царице, так как в ее замке в колонне из дерева был замурован сундук с телом ее мужа. Долгое время Исида была там служанкой и заботливо нянчила сына царицы, втайне делая его бессмертным. Но сама царица замка все испортила, обвинив богиню в колдовстве над ребенком. Обозлившись, Исида разломила колонну и увидев тело мужа громко закричала, и своим криком убила сына царицы, наказав ее этим.

ВикипедиЯ:
Иси́да (Изи́да; егип. js.t, др.-греч. Ἶσις, лат. Isis) - одна из самых значимых богинь Древнего Египта, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства.

Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Она покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетённым, но прислушивалась и к молитвам богачей, девушек, аристократов и правителей. Также она известна как защитница мёртвых и богиня-покровительница детей.

Имя «Исида» означает «трон», который является её головным убором. Как олицетворение трона, она была важным представителем власти фараона. Сам фараон рассматривался как её дитя, восседающее на троне, который она ему предоставила.

Её культ был очень популярен на всей территории Египта, но самые важные храмы располагались в Бехбейт эль-Хагар и, начиная с правления Нектанеба I, в Филах.

Исида - первая дочь Геба, бога земли, и Нут, богини Неба. Она вышла замуж за своего брата Осириса и зачала с ним Гора. Когда Сет убил её мужа и разбросал части его тела по Земле, Исида собрала их и восстановила тело своего супруга с помощью магии.
Этот миф играл важную роль в египетской культуре, например, считалось, что разлив реки Нил - это слёзы, которые Исида проливает о погибшем Осирисе. Поклонение Исиде было распространено во всем греко-римском мире и продолжалось до запрещения язычества в христианскую эру.

Первые христиане, пришедшие на языческие земли с императором Константином – сразу стали уничтожать Храмы Исиды и убивать их священников, чтобы стереть всю информацию об Исиде.
Именно вместо богини Исиды — Библейским Проектом было внесен персонаж: Матерь Божья – Мария, чтобы полностью вытеснить имя Исиды из памяти людей.

Стандартное толкование:
Я, Изида, древняя египетская богиня Неба, создающая ветер своими крыльями. Первые египетские мистерии были посвящены мне и моему супругу Осирису и легли в основу всех последующих религиозных культов. Я - покровительница оккультного знания и волшебства.
Я - тайна, интуиция и женское сознание.

Изида - греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т) (этимология неизвестна), первоначально местной покровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и Мендеса - Озирисом - женское дополнение, сестра и супруга последнего, чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих имен.
Подобно Озирису, Изида дочь Неба (Нут) и Земли (Кеба), олицетворение долины, оплодотворяемой Озирисом - Нилом.

Известен миф об убиении последнего Сетом, поисках его тела, плаче над ним Изиды, погребении его и воспитании её сына Гора в болотах Дельты.
Другой миф представляет её премудрейшей из людей, богов и духов и рассказывает, как ей удалось перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя.
Как в древнеегипетской литературе, так и уклассиков (например, у Галена), Изиде приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда её эпитет "великая волшебством"), знание сокровенных вещей и т. п.

Культ её из Буто, потом Мендеса и Бузириса, благодаря илиопольской богословской системе, в которую она вошла, распространился по всему Египту, причем особенно привился в Мемфисе, Копте, где совершались мистерии, Филе, где был оракул её, действовавший еще в V веке по Р. X.
Во время преобладания культа Озирисова цикла в позднейшие времена Египта, с Изидой были сопоставлены женские божества других циклов и номов: Гатор, Баст, Мут, Нейт.
Во время эллинистического синкретизма дело пошло еще дальше, сопоставив с Изидой Астарту и Деметру и др. соответствующие иностранные женские божества.

Но скоро сделан был последний шаг и Изида стала почитаться за пределами Египта под своим именем. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.; в Италию культ её проник еще в III в. до Р. X., но особенно привился во время империи, в эпоху увлечения восточными религиями.

Посвящены Изиде были: созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день из пяти вставочных, когда праздновалось её рождение.

Почитатели культа Исиды - рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось неприятность, они первыми прибежали на помощь.

Как богиня неба, она изображалась в виде коровы или красивой женщины с коровьими рогами на голове. Впоследствии владычицей неба становится мать Исиды Нут, а сама Исида принимает привычный образ помощницы и жены Осириса.

Почитали Исиду также и как богиню ветра, которая создает его своими крыльями, соответственно её изображали как соколицу или женщину с крыльями. Вместе с Нефтидой и богиней Хекет Исида выступает покровительницей рожениц - богиня облегчающая роды и определяющую всю судьбу новорожденных.

Как жена Осириса, Исида периодически принимает его функции. Согласно Диодору Сицилийскому, она научила людей растить зерна и жать их. Греки отождествляли Исиду со своей богиней-матерью Деметрой. Однако, чаще всего, функции земледельца исполнял сам Осирис. Вместе с мифами о том, что вода Нила вытекает из его чрева, существовало представление о том, что река разливается от слез Исиды, которая горюет по супругу. По традициям античности, Исида властвовала не только над реками, но и над морями и покровительствовала морякам.

Ни один из богов египетской мифологии (за исключением Сераписа) не получил столь широкой популярности в античности, как Исида. В IV веке до н.э. храм Исиды был сооружен в Пирее на острове Делос. Известны также святилища, посвященные ей в Тифорее, Кенхрее и других греческих городах.

В Италии ее культ распространяется, начиная со II века до н.э., ей воздвигаются храмы в Помпеях, Риме, Беневенте и других городах. Существуют памятники, которые свидетельствуют о культе богини Исиды в Британии, Галлии и Испании. Первоначально её культ связывался с культом Осириса, но в греко-римскую эпоху она становится самостоятельной и выдвигается на первый план, принимая на себя все больше функций супруга Осириса. Об Исиде много писали авторы античности. Культ Исиды также очень сильно повлиял на христианство. Образ богоматери с ребенком на руках восходит еще к образу Исиды с ребёнком Гором. Статуэтки богини остались как реликвии в некоторых средневековых церквях.

Говоря об Исиде, невозможно не упомянуть о самом мифе, рассказывающем историю борьбы Осириса и Сета, ибо это самая основа египетской культуры:

Миф об Осирисе, Исиде, Горе и Сете

Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелия, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью.

Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому - доставила тело в Египет и укрыла его в болотах.

Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно - отсюда множество захоронений Осириса.
По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте.
Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ».

Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) - неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.

Анубис (греческий вариант имени, египетский - Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь - город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.

Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет - получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.

Описанные события - заговор против царя - произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса.
Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира.

В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания.

С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.

Священные растения Исиды - лотос, кедр, сикомор и роза, которая стала связываться с Исидой в эллинистическую эпоху, вероятно, в результате слияния образа Исиды с образом Афродиты и её символами.
Интересно, что потребность в розах для обрядов и ритуалов была настолько велика, что создалась целая индустрия по выращиванию роз, поскольку это приносило хорошую прибыль. Венок из роз оставляли на могиле как символ Исиды.

С Осирисом и Исидой связывали звезду Сириус (он появлялся накануне разлива Нила, предвещая плодородную почву, богатый урожай и уменьшение угрозы голода), а также Луну и лунный цикл (когда Луна умирает и возрождается). Когда Исида слилась с образами Афродиты и Астарты в римские времена, с ней также стали связывать планету Венеру.

Кроме того, есть узел Исиды, называемый Тиет (Тет), что можно перевести как "благополучие" или "жизнь". Очевидно, что он очень похож на Анкх. Возможно, узел являлся частью одеяния божества, а может быть, и её жриц. Использовался также как погребальный амулет:


Мой немного вольный перевод

Исида - это преданность и упорство, готовность перенести любые испытания ради любимого мужа. Магия для неё вовсе не цель, а всего лишь средство воскресить того, кого любишь. Она даже идёт на шантаж бога солнца Ра, чтобы заполучить то, что ей нужно для воскресения Осириса.
Она настолько любит мужа, что принимает его сына от Нефтиды, жены Сета.
В общем, идеал любящей и верной супруги. Богородица.
И какая тут нафик Верховная Жрица???

UPD Кстати, если кто не в курсе, есть довольно обоснованное мнение, что Богородица – это Исида "под псевдонимом". Поскольку в христианстве, в отличие от язычества, не было женского образа богини, то его просто перенесли на единственную женщину, которая подходила для этой цели – Богородицу.
Тем более, что Исида считается как женой, так и матерью верховного мужского божества.
Вот, сравните канонические изображения Исиды и Богоматери:



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...