Дополнительный материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию "Этнос: нации и народности". Нации и национальные отношения II
Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская
Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием, исторической памятью, осознанием своих интересов и целей, достоинства, отличия от других подобных образований.
К этническим общностям
, как правило, относят род, племя, народность, нацию.
Исторически первыми сложились род и племя.
Род
– группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя
– совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Такие общности характерны для первобытнообщинных систем.
С углубляющимся разделением труда и усложнением социальных связей начинают складываться новые формы общности людей – народности и народы .
Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
С развитием капиталистических отношений (XVI-XVII вв.) возникают новые формы межэтнической консолидации – нации .
Однако нет единой трактовки понятия нация. Существует, по крайней мере, две интерпретации этого понятия.
Первая.
Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.
Вторая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, психологического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.
В первом случае нация понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Такое понимание принято в западной социологии.
В другой интерпретации нация означает этнос.
Национальность – принадлежность человека к определенному этносу или согражданству в зависимости от самоидентификации.
Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Это, своего рода, память о прошлом, обусловливающая поведение людей, сохраняющих исторически сложившиеся традиции.
Этнические группы в современном мире.
Современное человечество насчитывает от 3 до 5 тыс. этносов. Процесс складывания этносов (этногенез) происходит довольно интенсивно.
Факторы этногенеза:
1) Демографический.
Если в начале XX века численность населения Земли составляла около 2 миллиардов человек, то в начале XXI она перевалила за 7 миллиардов;
2) Географический.
Выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании;
3) Языковой.
Существуют различные классификации языка. Выделяют обычно языковые семьи, такие как, например, индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, семито-хамитская и другие.
4) Антропологический.
Основан на принципе деления народов по расам. Принято различать четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Однако процесс расогенеза идет непрерывно. Это связано с постоянным смешиванием рас. Например, в последнее время стали выделять бразильскую расу из смешения индейцев, африканцев и европейцев.
В России проживает 10 малых рас, более 130 наций, народностей и этнических групп.
Россия - страна многонациональная. Поэтому знание таких понятий как «этнос», «нация», «национальность», «национальный менталитет» помогут разобраться в этническом многообразии нашей страны.
Этнические общности. В науке под этносом (от греч. ethnos - народ) понимается исторически сложившаяся на определённой территории общность людей, которая характеризуется единством происхождения, культуры, языка, а также сознанием своего единства. Человек осознаёт себя потомком ряда предшествующих поколений, принадлежавших к данному этносу. Память о предках передаётся из поколения в поколение. В результате образуется историко-культурное наследие, которое и определяет целостность этноса.
Поскольку любой этнос пополняется за счёт межэтнических браков и включения в свой состав представителей других этносов, попытки делить людей по «чистоте крови», различать «чистых» и «нечистых» представителей этноса лишены серьёзных научных оснований. Этническая
общность основана прежде всего не на единстве «крови», а на самосознании людей. Почти во всякой родословной, уходящей достаточно далеко в прошлое, обнаруживаются выходцы из иных народов.
В ходе исторического развития человечества этносы, подобно людям, рождались, жили и умирали, давая начало другим этносам. Различным историческим периодам в развитии общества соответствуют три формы (этапа) развития этноса - род и племя, народность, нация {схема 2).
Этапы развития этноса
Род и племя характерны для первобытного общества.
Род представляет собой группу людей, связанных между собой родственными узами и имеющих общего предка. В жизни рода отсутствует формальная система руководства. Различные вопросы решаются либо старшим в роду, либо духовным предводителем рода (шаманом), но чаще всего - собранием рода. В качестве законов используются родовые традиции, передаваемые в устной форме.
Племя - более крупное образование, нежели род. Племя состоит из нескольких родов. Люди, входящие в состав племени, говорят на одном языке, имеют общие бытовые правила и религиозные обряды, считают людей из других племён чужаками. В племени в отличие от рода имеется формальный лидер - вождь, а также совет старейшин. Разложение
родо-племенных отношении происходит в связи с появлением частной собственности и обмена. При этом усиливается роль военных вождей, появляется племенная знать.
Народности обычно складывались из нескольких племён, близких по своему происхождению и языку, либо из разноязычных племён, смешавшихся в результате завоеваний. В процессе складывания народности формируется общий язык (обычно это язык более многочисленной или более развитой в культурном отношении группы племён). Формируется территориальная, культурная и отчасти хозяйственная общность входящих в народность людей. Становление государства способствовало упрочению народностей.
Нации представляют собой более высокую ступень самоорганизации и консолидации этноса. Они складываются в результате соединения, перемешивания представителей различных племён и народностей. Современные нации формировались в период становления капиталистических отношений. В результате развития товарного производства и торговли, складывания региональных и общенациональных рынков постепенно преодолевалась средневековая обособленность населения. Создание централизованных государств укрепляло хозяйственную общность и ускоряло формирование наций. С этим связаны процессы создания национального языка, развития общенациональной культуры, формирования особенностей национального характера и образа мыслей, возникновения национального самосознания.
Народности, оказавшиеся разделёнными на части государственными границами, могут дать начало нескольким нациям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембурж-цы и др.). Древнерусская общность людей явилась единым корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации.
Нация рассматривается в науке не просто как этническое единство людей, а как политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество граждан данного государства, объединённых одним правлением.
Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется прежде всего его самосознанием.
Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное - от его включённости в национальную культуру и чувства причастности к ней. Порой этническое самосознание и национальное самосознание не совпадают. Попадая в новую этническую среду, например, в результате переезда в другую страну, люди не меняют своей этнической принадлежности. Но они могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосознание, либо ассимилироваться, т. е. освоить иную культуру и обрести новое национальное самосознание. В современных нациях много людей разного этнического происхождения - американские белорусы, обрусевшие немцы и т. д. Для обозначения этнической принадлежности людей в наши дни пользуются термином «национальность», а понятие «нация» часто отождествляется с понятием «народ». Например, белорусская нация - это белорусский народ, объединяющий всех граждан нашей страны.
Как правило, у каждого народа свой язык. Но из этого правила есть исключения. Испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, хотя являются разными народами. А существование во Франции кроме французского ещё четырёх языков - бретонского, гасконского, провансальского и немецкого не помешало образованию единого французского народа. В Республике Беларусь два государственных языка - белорусский и русский.
Развитие наций и национальных отношений. Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных наций и народностей. Большинство их них живут в многонациональных государствах. Благополучие, а нередко и сама жизнь людей зависят от их способности к диалогу и взаимопониманию, от уважительного отношения к особенностям, обычаям, нравам, взглядам представителей других национальностей.
Для каждой нации характерно наличие системы известных всем её представителям традиционных форм поведения, бытовой символики, других элементов культуры, которые обеспечивают их взаимопонимание и сходство мировоззрения.
Современная Индия
В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые связи с другими нациями. Эти связи могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими). Они могут основываться либо на соперничестве, либо на сотрудничестве, быть равноправными или же неравноправными.
Примером сближения наций может служить Европейский союз (ЕС). На 1 января 2007 г. в него входило 27 государств, народы которых говорят по меньшей мере на 40 языках. Введены единое европейское гражданство, единая валюта - евро, разработано единое европейское право. Верховенство европейского права над национальным признают все государства ЕС. На случай конфликтов, для решения сложных проблем организована «третья власть» - Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС. На постсоветском пространстве успешно функционируют такие объединения стран и народов, как
Заседание Международной организации труда
Ансамбль «Песняры», 1977 г.
Содружество независимых государств (СНГ), Европейско-Азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
Национальное самосознание. Посредством самосознания нация определяет свои коренные интересы, цели и идеалы, собственное место среди других народов и отношение к ним. Национальное самосознание базируется на исторической памяти и предполагает оценку прошлого своей нации, а также её современного состояния.
Человек самостоятельно причисляет себя к той или иной национальности исходя из владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему
Людям присуще чувство национальной гордости, но понимают они её по-разному. Например, мы по праву гордимся культурными достижениями белорусского народа, однако при этом уважаем ценности и интересы других народов. Такой позиции противостоит другая: «Всё своё - хорошо, всё чужое - плохо». Люди, придерживающиеся такой точки зрения, готовы восхвалять хорошее и оправдывать плохое, характеризующее прошлое и настоящее своего народа,
и чернить историю и современную жизнь другого народа. Так возникают национальная рознь и конфронтация.
ПРОФИЛЬ - 11 класс
1 - вариант.
1. К этническим общностям относятся
1) общины 2) элиты 3) маргиналы 4) народности
2. Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?
1) общность профессиональных интересов
2) сходный уровень дохода и качества жизни
3) общность исторического опыта, исторической памяти
4) принадлежность к единой возрастной группе
3. Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется
1) межнациональной дифференциацией 2) международной интеграцией
3) культурным плюрализмом 4) межнациональным конфликтом
4 . Один из спо-со-бов предот-вра-ще-ния меж-на-ци-о-наль-ных кон-флик-тов в де-мо-кра-ти-че-ском об-ще-стве:
1) последовательное на-ра-щи-ва-ние во-ен-но-го по-тен-ци-а-ла государства
2) компактное рас-се-ле-ние людей одной на-ци-о-наль-но-сти в пре-де-лах мно-го-на-ци-о-наль-но-го государства
3) обеспечение прав и сво-бод всех граж-дан не-за-ви-си-мо от на-ци-о-наль-ной принадлежности
4) создание на-ци-о-наль-но од-но-род-ных государств
5 . Верны ли следующие суждения о межнацио-нальных отношениях?
А. Межнациональные отношения вплетены в другие общественные отношения (политические, эко-номические, экологические, духовные, языковые).
Б. Межнациональные отношения существуют в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений.
6 . Верны ли следующие суждения о националь-ном самосознании?
А. Национальное самосознание является обяза-тельным признаком этнической общности.
Б. Национальное самосознание формируется из неосознанных или полуосознанных стереотипов поведения, отличающих один народ от другого;
1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б
3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны
7. Одним из конституционных принципов национальной политики в Российской Федерации является:
1) преувеличение места и роли национально-культурной автономии в составе единого федеративного государства
2) создание условий для разрозненного проживания малочисленных народов в национальной среде
3) равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
4) приоритет прав человека, установление привилегий для «коренной» нации
8. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии наций на современном этапе?
А . Процесс сближения, объединения наций на основе экономической интеграции.
Б . Процесс дифференциации наций, выражающийся в их стремлении к самоопределению.
1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б
3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны
9. В демократическом государстве национальная политика реализуется через:
1) гарантирование прав малочисленных народов
2) конституционное закрепление национального избирательного ценза
3) предоставление прав гражданам по национальному признаку
4) ограничение использования национального языка
10. Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной интеграции и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 балла.
1) религиозный фанатизм
2) взаимопроникновение религий и культур
3) протекционизм в экономике
4) транснациональные корпорации
5) глобализация
Критерии оценки: 11 б. - «5» 10- 8 б - «4» 7- 5 б.- «3» менее 5 б.- «2»
Тест по теме: «Этнос и нация. Межэтнические отношения».
ПРОФИЛЬ - 11 класс
2 - вариант.
За правильно выполненные задания 1-9 - 1 балл.
1. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?
1) профессиональной 2) территориальной
3) демографической 4) этнической
2. Одним из признаков народа как этнокультурной общности является:
1) единое гражданство 2) единство убеждений
3) общность социального статуса 4) общность религии
3. К ис-то-ри-че-ским разновидностям эт-ни-че-ских общностей относят:
1) государства 2) племена 3) сословия 4) конфессии
4 . Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о на-ци-о-наль-ной политике?
А. В Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции на-ци-о-наль-ная по-ли-ти-ка на-прав-ле-на на фор-ми-ро-ва-ние де-мо-кра-ти-че-ских ме-ха-низ-мов раз-ре-ше-ния на-ци-о-наль-ных и меж-на-ци-о-наль-ных проблем.
Б. Ха-рак-тер на-ци-о-наль-ной по-ли-ти-ки за-ви-сит от кон-крет-ных ис-то-ри-че-ских условий.
1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б
3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны
5 . К культуре межнациональных отношений не относится:
1) реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности
2) уважение национального самосознания
3) признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации
4) проявление национального недоверия
6 . Верны ли следующие суждения об этносе?
А. По мере развития этноса в нём убывают биоло-гические черты и нарастают социально-политиче-ские.
Б. К этносам причисляют племена, народности и нации.
1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б
3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны
7 . Одним из способов разрешения межнациональных конфликтов является:
1) наличие демократического правового государства
2) использование в конфликтах вооружённых сил
3) национальное обособление
4) абсолютизация национального суверенитета
8 . Верны ли следующие суждения об этническом самосознании народа?
А . Этническое самосознание народа фиксирует унаследованные культурные традиции, понимание своего места среди других народов.
Б . Этническое самосознание народа еще не сформировалось на такой стадии развития этноса, как племя.
1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б
3) верны оба суждения 4) оба суж-де-ния неверны
9. Тенденцию к межнациональной интеграции в обществе отражает
1) сепаратизм 2) сближение народов
3) национальная изоляция 4) национальная дифференциация
10. Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной дифференциации и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 балла.
1) протекционизм в экономике
2) транснациональные корпорации
3) национализм в различных формах в политике и культуре
4) глобализация
5) самоизоляция
Критерии оценки:
11 б. - «5»
10- 8 б - «4»
7- 5 б.- «3»
менее 5 б.- «2»
Тест
"Нация не есть раса, но длящаяся в истории группа,... Не нация создает государство,... Наоборот, государство создает нацию",..«Фашизм - концепция историческая,.. где сотрудничают все нации»
Муссолини
Цель ФЦП − укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).
Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
Содействие этнокультурному многообразию народов России.
Программа обеспечит координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.
Срок реализации Программы − 2014−2020 годы. Её реализация будет осуществляться в два этапа.
Целью I этапа (2014−2016 годы) является формирование условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации .
Целью II этапа (2017−2020 годы) является развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе, включая достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации , гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов России.
Реализация Программы предполагает достижение определённого социально-экономического эффекта, который будет выражаться:
В укреплении единства российской нации и развитии единого этнокультурного пространства России как важного фактора устойчивого развития России и её территориальной целостности;
Общий объем финансирования Программы
составляет 6766,35 млн. рублей (в ценах
соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета -
4581,91 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации - 2184,44 млн. рублей
* * *
«Партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской
»
[В.И.Ленин, т. 10, с. 267]
-"Создана новая историческая общность- советский народ"
.
[отчётный доклад Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева на XXIV съезде КПСС]
-"Дальнейшее сближение наций и народностей нашей страны представляет собой объективный процесс, ...партия считает недопустимым какие бы то ни было попытки сдерживать процесс сближения наций... искусственно закреплять национальную обособленность, ибо это противоречило бы генеральному направлению развития нашего общества"
[Брежнев, 1973, с. 30-31]
P.S.
Почему в заглавии поста слово "фашизм":
Для тех кто не в курсе- Гитлер себя фашистом никогда не называл, и никогда им не был. Фашизм, был в Италии при Муссолини.
И оба они не любили, когда их идеологии путали.
Для сравнения, цитата из Гитлера на ту же тему:
-«Понятие "раса" необходимо поставить в центре внимания».
«Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы».
Гитлер был национальный социалист - сокращённо "нацист" (что очень удачно для коммунистов- "интернациональных социалистов", оказалось очень похоже по звучанию с совершенно другим словом - национализм. Многие и до сих пор верят, что это одно и то же).
Вариант № 14717
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Правительство страны Z приняло решение о поддержке конкурса хоровых коллективов «Поющий мир». Данный пример свидетельствует о взаимодействии сфер общества
1) политической и экономической
2) экономической и социальной
3) политической и духовной
4) духовной и социальной
Ответ:
Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?
1) уход от конфликтной ситуации
2) посредничество
3) компромисс
4) сотрудничество
Ответ:
Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример?
1) хозяйственную
2) исследовательскую
3) политическую
4) производственную
Ответ:
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека.
Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?
1) среднее профессиональное
2) высшее профессиональное
3) основное общее
4) среднее общее
Ответ:
Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь
1) снижение налога на прибыль
2) увеличение размеров государственной пошлины
3) расширение финансирования образования
4) повышение зарплаты медицинским работникам
Ответ:
Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц, это
3) дивиденды
4) страховые выплаты
Ответ:
В каком из перечисленных примеров речь идет о сохранении своих накоплений от обесценивания?
1) Татьяна приобрела квартиру в престижном районе
2) Сергей хранит сэкономленные средства дома
3) Иван приобрёл новый автомобиль
4) Марина застраховала принадлежащие ей драгоценности от кражи
Ответ:
Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
К социально значимым признакам, определяющим положение человека в обществе, относят
1) уровень образования
2) мировоззрение
3) физические данные
4) особенности темперамента
Ответ:
Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является
1) патриархальной
2) многодетной
3) неполной
4) малой (нуклеарной)
Ответ:
Верны ли следующие суждения об этносе?
А. В отличие от народности, нация - более устойчивая общность людей, причём устойчивость ей придаёт общность экономической жизни.
Б. Государство формирует народности и нации, объединяет территории и устанавливает связь с этническими группами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Отличительным признаком политической партии является
1) объединение людей с общими интересами
2) создание разветвленной организации
3) право законодательной инициативы
4) стремление участвовать в осуществлении политической власти
Ответ:
Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется
1) верховенство парламента
2) республиканская форма правления
3) унитарное государственное устройство
4) разделение властей
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политике?
А. Любые властные отношения носят политический характер.
Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Что является отличительным признаком правового государства?
1) наличие системы законодательства
2) равноправие и равенство граждан перед законом
3) функционирование правоохранительных органов
4) наличие суверенитета
Ответ:
Выберите верное утверждение:
Президент Российской Федерации
2) назначается сроком на 5 лет
3) избирается Государственной Думой
4) утверждается Федеральным Собранием
Ответ:
В каком из приведённых случаев вступает в действие Закон РФ «О защите прав потребителей»?
1) Склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата соответствия.
2) Гражданин приобрёл для личного пользования автомобиль, в котором была обнаружена бракованная деталь.
3) Гражданин приобрёл для перепродажи в другом городе партию оказавшегося недоброкачественным товара.
4) Фирма поставила аптекам города партию лекарств с истекшим сроком годности
Ответ:
Верны ли следующие суждения о семейном праве?
А. Все имущество, приобретенное во время брака, является общей собственностью супругов.
Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) является областью духовной культуры
2) использует художественные образы
3) требует точности и обоснованности утверждений
4) создает духовные ценности
Ответ:
Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Глобализация мировой экономики - это противоречивый процесс, который имеет и положительные, и отрицательные последствия. (Б) Исчезновение биологических видов является негативным последствием глобализации. (В) Сам по себе переход к информационному обществу не является глобальной проблемой.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
Ответ:
В стране Z был проведён опрос среди совершеннолетних жителей на тему: «Кто в первую очередь должен заниматься воспитанием детей?». Результаты опроса в процентах от числа отвечавших представлены в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Практически равные количество опрошенных как среди мужчин, так и среди женщин полагают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься отец.
2) Наименьшая часть опрошенных среди женщин полагает, что в первую очередь воспитанием должны заниматься в школах и детских садах.
3) Пятая часть опрошенных женщин считает, что в первую очередь воспитанием детей должна заниматься мать.
4) Наименьшая часть опрошенных мужчин считает, что в первую очередь воспитанием детей должны заниматься старшие члены семьи.
5) Более половины как среди опрошенных мужчин, так и среди опрошенных женщин считают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься один из родителей.
Ответ:
В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.
Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране X наблюдается медленный, но неуклонный экономический рост.
2) В среднем уровень жизни в государстве можно охарактеризовать как низкий.
3) Для экономики страны X характерен быстрый рост цен.
4) Можно констатировать усиление социального расслоения в стране X.
5) Усиление социального расслоения связано с ростом безработицы в государстве X.
Ответ:
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
(По Э. Бенешу)
Опираясь на текст, назовите три фактора, выступающие причинами децентрализации государственного управления.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
(По Э. Бенешу)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя содержание текста, назовите три характерные черты демократии, которые выделяет автор.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
(По Э. Бенешу)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
(По Э. Бенешу)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор пишет, что децентрализаторские движения могут приводить к совершению великого греха и преступления против собственного государства и народа. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента в подтверждение авторской позиции.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.