Бжрк баргузин постоянный состав поезда. Бжрк нового поколения «молодец» и «баргузин»: история, устройство и ттх

О ходе разработки нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Как следует из последних сообщений, работы идут в полном соответствии с графиком и в обозримом будущем позволят начать строительство новых систем.

В прошлый четверг в отечественных СМИ появились сообщения о последних заявлениях руководства министерства обороны. Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на «Интерфакс», замминистра обороны Юрий Борисов рассказал о текущих работах по созданию проекта БЖРК под кодовым названием «Баргузин». По словам заместителя министра, разработка проекта идет по плану. Авторы проекта не сталкиваются с какими-либо сложностями. На данный момент Московский институт теплотехники, отвечающий за создание нового комплекса, завершил разработку эскизного проекта.


Также Ю. Борисов раскрыл некоторые подробности планов по строительству и развертыванию новой техники. До конца текущего десятилетия планируется начать полноценное строительство новых БЖРК. Так, до 2020 года одна из дивизий ракетных войск стратегического назначения должна получить до пяти полков, вооруженных комплексами «Баргузин». Более точные цифры пока не назывались.

Замминистра обороны косвенно подтвердил, что новый БЖРК «Баргузин» будет серьезно отличаться от эксплуатировавшихся ранее комплексов «Молодец» аналогичного назначения. По словам Ю. Борисова, новый БЖРК ничем не будет отличаться от обычных железнодорожных составов. Ожидается, что это позволит повысить скрытность переброски «ракетных поездов» и заметно снизить вероятность их обнаружения на маршруте патрулирования.

Согласно более ранним сообщениям прессы, разработка проекта нового БЖРК была начата в 2012 году и выполняется Московским институтом теплотехники. Как следует из последних новостей, к настоящему времени завершено создание эскизного проекта. Таким образом, в ходе проекта достигнуты определенные успехи и завершен важный этап проектирования. В течение нескольких следующих лет должен быть разработан технический проект, а также построены и испытаны опытные системы. В результате всех этих работ к 2020 году РВСН должны получить первые серийные комплексы «Баргузин».

До недавнего времени был актуальным вопрос планируемой к использованию ракеты. Высказывались различные предположения на этот счет. По разным версиям, БЖРК «Баргузин» должен был оснащаться ракетами РС-24 «Ярс», РС-26 «Рубеж» или изделиями на их базе. Кроме того, не исключалось использование межконтинентальной баллистической ракеты для подводных лодок Р-30 «Булава». В декабре прошлого года было объявлено, что основным вооружением нового БЖРК станет ракета «Ярс» или «Ярс-М». Благодаря этому, как ожидается, удастся обеспечить максимально возможную степень унификации с существующими ракетными комплексами и, как следствие, упростить разработку и строительство новых систем.

Другие особенности перспективного железнодорожного ракетного комплекса пока являются предметом споров по причине отсутствия официальной информации. Очевидно, что по общей архитектуре БЖРК «Баргузин» будет напоминать ранее состоявший на вооружении комплекс «Молодец» с ракетой РТ-23УТТХ. В состав этого комплекса будет включено один или несколько локомотивов (в зависимости от общего веса состава), вагоны для боевого расчета, системы жизнеобеспечения, а также вагоны с пусковыми установками.

Опыт комплекса «Молодец» позволяет с уверенностью говорить о конструкции вагона-пусковой установки. По всей видимости, этот элемент комплекса будет выполнен в виде товарного вагона или вагона-рефрижератора, с минимальными отличиями от подобных изделий гражданского назначения. Во внутреннем объеме вагона будет располагаться транспортно-пусковой контейнер ракеты и системы его крепления к подъемной стреле. Таким образом, перед запуском крыша вагона будет раскрываться, а задачей стрелы станет подъем контейнера ракеты в вертикальное положение. Иное строение пусковой установки выглядит нецелесообразным или технически невозможным.


Предположительный состав БЖРК "Баргузин". Инфографика "Российской газеты"

Большой интерес представляют слова Ю. Борисова о маскировке нового БЖРК. По его словам, «ракетный поезд» новой модели будет иметь минимально возможные отличия от обычных составов. Следует напомнить, что комплекс «Молодец» имел несколько заметных отличий от других поездов. В частности, из-за большого стартового веса ракеты и пусковой установки вагоны приходилось оснащать усиленной ходовой частью, отличавшей их от другого подвижного состава. Также имелись иные отличия. Все это в определенной мере демаскировало БЖРК «Молодец», хотя в целом скрытность комплекса получала хорошие оценки.

По-видимому, ключом к решению проблемы малозаметности стало использование новых ракет. Согласно открытым данным, ракета РС-24 «Ярс» более чем в два раза легче изделия РТ-23РТТХ. Среди прочего это позволяет упростить конструкцию вагона-пусковой установки и, как следствие, не использовать специальное оборудование и различные элементы, способные демаскировать его.

Замминистра обороны утверждает, что первые боевые железнодорожные ракетные комплексы новой модели будут переданы РВСН уже до конца текущего десятилетия. Такая информация может быть поводом для оптимизма. По информации 2012-13 годов, до конца десятилетия планировалось завершить опытно-конструкторские работы и начать подготовку к испытаниям комплекса. Поставки серийной техники относили к следующему десятилетию. По обновленным данным, ОКР завершатся гораздо раньше, что позволит выполнить все необходимые работы в течение ближайших пяти лет. Благодаря этому производство серийных комплексов «Баргузин» и передача такой техники войскам начнутся уже через несколько лет.

По материалам сайтов:
http://rg.ru/

http://interfax.ru/
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://tass.ru/

Правообладатель иллюстрации РИА Новости Image caption Главная задача поезда "Баргузин" - затеряться среди гражданских составов

Россия работает над воссозданием знаменитых "ядерных поездов" - боевых железнодорожных комплексов, вооруженных межконтинентальными ракетами.

Маскируясь под гражданские поезда, составы с пусковыми установками ракет "Ярс" будут курсировать по обычной железнодорожной сети, затерявшись среди простых поездов.

О работах в этой области не раз сообщали российские информационные агентства. Генеральный конструктор наземных ракетных комплексов Московского института теплотехники (разработчик комплекса) Юрий Соломонов говорил, что испытания БЖРК "Баргузин" запланированы на четвертый квартал 2016 года.

Две недели назад в интернете появились слухи об успешном испытании на космодроме "Плесецк" пусковой системы баллистической ракеты для "Баргузина".

Официального подтверждения этих испытаний пока не поступило, но накануне эту информацию подтвердил для портала Defence.ru консультант командующего РВСН Виктор Есин, а во вторник Интерфакс получил еще одно подтверждение от анонимного источника в промышленности.

Старый новый комплекс

"Баргузин" - новый железнодорожный комплекс, но он сделан с учетом еще советского опыта.

Советский Союз начал испытание пусковых установок железнодорожного базирования "Молодец" в 1983 году.

В октябре 1987 года в строй вошло первое вооруженное ими подразделение. К 1988 году были введены в строй 20 пусковых установок, но боевое патрулирование прекратилось к началу 90-х годов незадолго до распада СССР.

К началу 2000-х годов поезда были выведены из состава РВСН. Последний такой поезд был разобран в 2007 году в соответствии с договором СНВ-2.

В настоящее время остался лишь один "Молодец" в качестве музейного экспоната.

Разрабатывали подобные комплексы и в США, причем устройство поезда было похожим на советский проект.

Первый прототип железнодорожного комплекса Peacekeeper Rail Garrison был передан для испытаний ВВС США в октябре 1990 года, за год до развала главного противника Соединенных Штатов.

С окончанием холодной войны необходимость в таких изысканных средствах ядерного сдерживания, как замаскированный "ядерный" железнодорожный состав, пропала, и ракеты были переданы для установки в подземные пусковые шахты.

Правообладатель иллюстрации РИА Новости Image caption Боевой ракетный железнодорожный комплекс (БЖРК) передан Центральному музею Октябрьской железной дороги

Ответный удар

Боевой ракетный железнодорожный комплекс кажется довольно эффективным оружием. Его довольно сложно отличить от обычного гражданского состава с пассажирскими вагонами и рефрижераторами.

Российский военный эксперт Виктор Мураховский рассказал Русской службе Би-би-си, что в отличие от наземных шахтных комплексов, предназначенных для нанесения первого ядерного удара и оснащенных тяжелыми ракетами с жидкостными двигателями, передвижные установки с твердотопливными ракетами - автомобильные и железнодорожные - предназначены для удара ответного.

Местонахождение ракетных шахт может быть известно противнику перед началом войны, и они могут стать вероятной целью превентивного удара. Мобильную пусковую установку отследить сложнее.

"Учитывая, что у нас не так много подвижных грунтовых ракетных комплексов, а также, учитывая, что современные многоспектральные оптико-электронные комплексы космической разведки позволяют вскрывать местонахождение грунтовых ракетных комплексов, это вполне ожидаемый шаг со стороны министерства обороны России", - сказал он.

Железнодорожный комплекс обладает минимум двумя достоинствами по сравнению с грунтовым - его сложно отличить от остальных поездов, и, кроме того, он за сутки может переместиться на сотни километров.

Однако есть у него и минусы. В прошлом устанавливавшиеся на "Молодце" твердотопливные ракеты РТ-23 имели вес по 110 тонн каждая, что требовало усиления железнодорожной колеи по маршруту движения поезда и в местах запусков.

"В Советском Союзе два этих поезда за счет своей массы были очень ограничены в перемещении по путям. Они просто раздавливали рельсы. Поэтому вычислить их было сравнительно несложно", - рассказал другой эксперт, главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов.

Минометный старт

Параметры "Баргузина" пока неизвестны, но, вероятно, он должен быть, как минимум, намного легче.

Про него известно, что он будет использовать так называемый "минометный" пуск, когда ракета выстреливается из пускового контейнера на несколько метров вверх, после чего срабатывает маршевый двигатель.

По неофициальным данным, именно эта система и испытывалась в Плесецке в ноябре.

Стоимость разработки нового БРЖК также неизвестна, но, по мнению Виктора Мураховского, она вряд ли сильно отличается от разработки нового грунтового комплекса, поскольку пусковая установка и ракета уже созданы, необходимо разработать лишь железнодорожную платформу.

Андрей Фролов, в свою очередь, отметил, что для комплекса нужно будет строить определенную инфраструктуру, включая специальные депо для обслуживания.

Источник Интерфакса сообщил, что летно-конструкторские испытания МБР для "Баргузина", вероятно, начнутся в 2017 году, однако официальных, либо более точных сведений об этом, нет.

4.12.2017 · В стране

В ноябре 2016 года представители Минобороны и оборонно-промышленного комплекса РФ наперебой рапортовали об успешном проведении первых бросковых испытаний межконтинентальной баллистической ракеты для перспективного боевого железнодорожного комплекса «Баргузин». На текущий год были запланированы доклад президенту РФ Владимиру Путину о перспективах развертывания комплекса и начало летно-конструкторских испытаний ракеты для него. Поезд должен был нести боевое дежурство как минимум до 2040 года.

И вдруг в субботу СМИ сообщают – тема закрыта как минимум на ближайшую перспективу. Фактически если данная информация будет подтверждена официально, то это будет первый случай остановки – временно или насовсем – работ в интересах стратегических ядерных сил (СЯС), которые, напомним, считаются главным гарантом безопасности страны и на развитие которых ресурсы выделяются в приоритетном порядке.

Разработка нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК), получившего название «Баргузин», была начата в 2012 году. А в декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил: «В настоящее время завершено эскизное проектирование, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса».

Ракетные поезда – тема не новая для страны. Первый ракетный полк с БЖРК «Молодец» заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине следующего года было развернуто уже пять таких полков. После распада Советского Союза данные комплексы были ликвидированы, последний был снят с боевого дежурства в 2005 году.

Но идея оказалась на удивление живуча, и через несколько лет в Москве вновь решили к ней вернуться. Однако, судя по всему, ее практическая реализация оказалась на сегодня неподъемной для российского бюджета. С другой стороны, в условиях стремительного развития средств обнаружения воздушного и космического базирования, а также серьезного качественного рывка, достигнутого ведущими странами мира в области создания высокоточных средств поражения, создание БЖРК в качестве средства ответного или ответно-встречного удара становится весьма сомнительной затеей.

А в исследовании американской корпорации RAND от 2014 года, например, указывается, что ракетный поезд имеет такие серьезные недостатки: более сложное обслуживание, возможность естественного (снег, обвалы) и искусственного (диверсии, аварии) блокирования пути, ограниченный набор маршрутов, более низкая живучесть по сравнению с шахтными комплексами (будучи обнаруженным противником, ракетный поезд может считаться уничтоженным).

Кроме того, согласно тому набору договоров в области ограничения стратегических вооружений, участником которых является Россия, эксплуатация мобильных комплексов в буквальном смысле зажата в тиски многочисленных ограничений, не позволяющих в полной мере реализовать весь их уникальный боевой потенциал. А самое главное – не позволяет добиться скрытности патрулирования.

Если ракетный поезд должен передвигаться только по определенному маршруту или маршрутам в зоне своей дислокации, да еще и регулярно демонстрировать себя воздушным и космическим средствам наблюдения зарубежных «контролеров», то о какой скрытности может идти речь? И это, пожалуй, самое главное достоинство БЖРК, без которого утрачивает смысл сама концепция ракетного поезда (хотя запрета на создание таких ракетных комплексов нет).

Конечно, убрать всех этих «контролеров» можно одним росчерком пера – выйти из указанных договоров, сняв тем самым с себя любые ограничения, но такого себе не позволяли две сверхдержавы даже в самые жаркие периоды холодной войны. Не говоря уже о том, что имеется еще и агентурная разведка, да и спутники никуда не денутся. Получится ли от них замаскироваться – это большой вопрос.

К примеру, генерал-полковник Сергей Каракаев в декабре 2013 года говорил журналистам, что вагон БЖРК первого поколения достаточно сильно отличался от вагона-рефрижератора, под который его маскировали. Он был длиннее, тяжелее, да и колесных пар было больше. Вагон нового поезда, по его словам, можно замаскировать более успешно, хотя куда деть такой демаскирующий признак, как несколько локомотивов в голове короткого «спецпоезда», – непонятно.

Более семидесяти лет назад произошло первое испытание ядерного оружия , когда человечество перешло в новую эпоху. С той поры над нашей цивилизацией нависает угроза полного ядерного уничтожения, способного смести ее с лица земли. Особенно высока опасность ядерного Армагеддона была в эпоху Холодной войны , во время масштабного противостояния США и СССР.

Уже к середине 70-х годов две супердержавы накопили такие арсеналы ядерного оружия, которых хватило бы уничтожить почти все живое на планете. В то время хрупкий мир держался на балансе страха, на гарантии неминуемого взаимного уничтожения. Ученые и военные обеих стран ломали голову над созданием новых видов ядерного оружия и средств его доставки, чтобы даже после нанесения первого удара агрессор не остался безнаказанным.

Одним из самых опасных видов советского оружия западные военные эксперты считали «ракетные поезда». Эти составы-призраки курсировали по всей необъятной территории Советского Союза, и отследить их передвижение было практически нереально. Каждый подобный поезд мог устроить противнику 900 Хиросим .

Американцы пытались создать подобный комплекс, но эта задача оказалась для них слишком сложной. В СССР работы над созданием боевых железнодорожных комплексов (БРЖК) начались еще в середине 60-х годов. На вооружение БРЖК были приняты в 1987 году. Согласно договору СНВ-2, подписанному в 1993 году, к 2007 году все «ракетные поезда» были уничтожены.

В 2013 году российское Министерство обороны официально заявило о начале работ по созданию БРЖК нового поколения. Новый ракетный поезд назвали «Баргузин». Предполагается, что БРЖК «Баргузин» поступит в войска в 2020 году.

Совсем не добрый «Молодец»

Идея размещения ракетного оружия на железнодорожной платформе не является советским ноу-хау. Подобные работы проводились в гитлеровской Германии. А еще ранее железнодорожные платформы использовали в качестве базы для ствольный артиллерийских систем большого калибра. Немцы планировали запускать с железнодорожных платформ ракеты Фау-2 .

В СССР подобными разработками занимались многие видные конструкторы: Лавочкин, Янгель, Королев. Успеха не смог достигнуть ни один из них: ракетная техника 50-70 годов была слишком громоздкой и ненадежной. Только после появления первых твердотопливных ракет появилась надежда на создание серийного БРЖК.

Созданием поезда занимались знаменитые братья академики Владимир и Алексей Уткины. Головным разработчиком комплекса являлось днепропетровское КБ «Южное». Эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и ракетного железнодорожного комплекса появился в 1982 году.

Проект был уникальным, никто в мире ничего подобного ранее не делал. Чтобы вписать межконтинентальную баллистическую ракету в стандартный железнодорожный вагон, конструкторам пришлось решить множество технических проблем. Длина вагона составляет 24 метра, иначе он не сможет передвигаться по железной дороге, но таких коротких баллистических ракет прежде не делали.

Еще одной проблемой был вес ракеты: средняя МБР весила около 100 тонн. Три ракеты запросто могли раздавить железнодорожное полотно. Также его нужно было уберечь во время пуска. Что-нибудь нужно было придумать с контактной сетью и с высоким уровнем электромагнитного излучения, которое от нее исходит.

Чтобы вместить ракету в требуемые габариты, ее обтекатель и сопла были сделаны складными, вагон получил восемь пар колес, что снизило нагрузку на железнодорожное полотно. Специальный манипулятор отодвигал путевые провода во время старта ракеты, для предотвращения воздействия на поезд выхлопных газов РТ-23 на ракете использовали минометный старт.

В 1985 году начались испытания ракеты и ракетного комплекса. Были проведены 32 пуска, поезд прошел по дорогам страны более 400 тыс. км. В 1988 году комплекс был испытан на устойчивость к воздействию электромагнитного излучения, а в 1991 году проверялась его защита от ударной волны. Испытания прошли успешно.

В 1987 году – было развернуто 7 полков БРЖК. Официально на вооружение комплекс был принят в 1988 году. Его назвали «Молодец». В натовской классификации он имеет другое название – «Скальпель» (Scalpel).

При движении по железной дороге боевой ракетный железнодорожный комплекс может менять место дислокации на 1 тыс. км за одни сутки.

Устройство железнодорожного ракетного комплекса «Молодец»

Железнодорожный комплекс состоял из трех вагонов-пусковых установок, в каждом из которых находилась МБР РТ-23УТТХ, и командного модуля, состоящего из семи вагонов. Также в составе поезда имелась цистерна с запасом горюче-смазочных материалов. Движение осуществлялось при помощи двух тепловозов ДМ-62.

Нагрузка на колесные пары у железнодорожного комплекса была очень высока, и чтобы они не разрушились во время старта, конструкторам пришлось придумать оригинальное техническое решение. Три пусковых вагона практически находились в единой сцепке: во время пуска они принимали часть нагрузки на себя.

Конструкция ракеты РТ-23УТТХ также получилась весьма необычной. Прежде всего, ее создателей сильно ограничивали габариты товарного вагона, поэтому часть ракеты сделана складной. Все три ступени изготовлены из композитных материалов, все они оснащены твердотопливными двигателями.

В головной части ракеты находились десять боевых блоков индивидуального наведения и система преодоления ПРО. Каждый из блоков имел мощность 0,43 мегатонны. Обтекатель ракеты был надувной, что также уменьшало габариты ракеты. Система управления РТ-23УТТХ – инерциального типа с бортовой вычислительной машиной.

Пуск ракеты мог быть осуществлен с любой точки маршрута. Крыша вагона раздвигалась, специальный манипулятор отодвигал контактную сеть, а ракета стартовала из контейнера минометным способом. Сразу после выхода из контейнера ракета отклонялась от стартовой точки и только потом запускался двигатель первой ступени. Это нужно, чтобы реактивные продукты сгорания не повредили поезд и железнодорожные пути под ним.

Командный модуль имел повышенный уровень защиты от электромагнитного излучения и аппаратуру специальной связи.

БРЖК «Молодец» действительно можно назвать уникальным комплексом. После выхода на боевое дежурство они мгновенно «растворялись» в гигантских просторах страны среди тысяч обычных железнодорожных составов. Вероятному противнику гораздо проще было обнаружить советскую подлодку в глубинах Атлантики, чем БРЖК во время боевого патрулирования. Кроме того, для поездов были созданы специальные отстойники, вдоль маршрутов их патрулирования было укреплено железнодорожное полотно.

Поезд с ракетами БРЖК «Баргузин»

В последние годы американцы активно работают над системой противоракетной обороны и программой быстрого глобального удара (Prompt Global Strike), которая способна наносить массированный удар по объектам в любой точке планеты. Естественно, что основными потенциальными целями для подобного оружия на территории нашей страны являются объекты российских и китайских стратегических сил.

Давным-давно известно расположение МБР шахтного базирования, потенциальный противник знает и о маршрутах мобильных ракетных установок («Тополь»). Наибольшую проблему в настоящий момент для американцев представляют российские подлодки-ракетоносцы. Но их мало.

Именно поэтому в начале нынешнего десятилетия было принято решение о воссоздании ракетных железнодорожных комплексов. БРЖК нового поколения получил название «Баргузин». Его разработкой занимается Московский институт теплотехники (МИТ). Представители российской «оборонки» уже не раз заявляли, что «Баргузин» будет абсолютно новым комплексом, а не модернизацией «Молодца». За тридцать лет, которые прошли со времени создания советского ракетного комплекса, технологии далеко ушли вперед.

Информации о новом комплексе и ракете, которой он будет вооружен, пока немного. В 2014 году стало известно, что на «Баргузин» будет установлена ракета Р-24 «Ярс» . До этого рассматривались такие варианты, как Р-26 «Рубеж» и 3М30 «Булава» .

До 2020 года планируется полностью выполнить конструкторские работы и провести испытания комплекса. БРЖК «Баргузин» после 2020 года должен уже поступать в войска. Это все было указано в планах 2012 года. Насколько они выполняются, соблюдается ли график работ – неизвестно. Не так давно появилась информация, что в 2014-2015 годах был проведен большой объем работ в рамках этого проекта.

«Баргузин» во многом будет повторять предыдущий ракетный железнодорожный комплекс. В его состав будет входить несколько вагонов с пусковыми контейнерами для МБР, а также командный пункт и вагоны для обслуживающего персонала. Пусковую установку для БРЖК разрабатывает волгоградский ФГУП ЦКБ «Титан», по крайне мере, именно это предприятие получило соответствующий патент. Стартовое оборудование для комплекса разрабатывается в КБ специального машиностроения. В комплексе будет использован один тепловоз вместо двух на БРЖК «Молодец».

В СМИ появлялась информация, что комплекс «Баргузин» будет иметь шесть вагонов с МБР (один полк РВСН), а ракетная дивизия – пять таких полков.

Комплекс будет вооружен ракетой «Ярс» или «Ярс-М», унификация будет высокой, но, конечно, ниже 100%.

Ракета будет иметь три ступени с твердотопливными двигателями классической компоновки. Система наведения боевых блоков – инерциальная. Возможно, блоки будут оснащены системой маневрирования. Ракета будет оснащена системой преодоления ПРО противника.

«Ярс» легче, чем РТ-23УТТХ, он содержит всего четыре разделяющихся блоков, вместо десяти у советской ракеты. В новом комплексе будут использованы технические решения, разработанные при создании «Молодца»: минометный старт, отвод контактного провода, отклонение ракеты после старта.

Автономность «Баргузина» должна составлять тридцать суток, за сутки он будет способен пройти 1 тыс. км. Комплекс ничем не будет отличаться от обычного грузового состава, что станет гарантией его неуязвимости.

Видео о ракетных комплексах

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

БЖРК, или боевой железнодорожный ракетный комплекс "Баргузин" - это новое поколение поездов, вооруженных баллистическими ракетами. Разрабатывается в Российской Федерации. В 2020 году планируется принят на вооружение.

Что представляет собой ядерный поезд? Каким было первое поколение ракетных поездов СССР? Почему у США так и не получилось создать поезд-призрак? На эти и многие другие вопросы вы получите ответы в данной статье.

Что такое "БЖРК"?

БЖРК (или поезд-призрак) – боевой железнодорожный ракетный комплекс стратегического назначения. Комплекс располагается на базе железнодорожного состава, состоящего из тепловоза и грузовых вагонов. Снаружи ничем не отличается от обычных товарных поездов, которые тысячами курсируют по России. Однако, имеет совсем непростую начинку. Внутри размещаются межконтинентальные ракеты, командные пункты, технические системы обслуживания, технологические модули, обеспечивающие функционирование комплекса и жизнедеятельность личного состава. При этом поезд автономен.

БЖРК создавался в первую очередь как основная ударная мощь для нанесения ответного ядерного удара по потенциальному противнику, поэтому обладал качествами мобильность и живучесть. По замыслам командования должен был уцелеть после нанесения по нему удара межконтинентальной баллистической ракетой потенциальным противником.

БЖРК "Скальпель" - предыдущие поколение ядерных поездов

Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.

При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна - заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге - результат превзошел все ожидания.

13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.


Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.

  • Во-первых, масса поезда - огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
  • Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
  • В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.

В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 "Скальпель"). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.

Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.

Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.

Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение - минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.

Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.

20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ "Молодец" заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.

Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.

БЖРК "Молодец" были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.

После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.

Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.

Попытки США создать поезд-призрак

США также предпринимали попытки по созданию ракетных комплексов на железнодорожной платформе. Начало их разработок пришлось на 1960-е годы, так как примерно в это же время ученые Пентагона впервые создали баллистическую ракету «Минитмен» на твердом топливе, которая по своим техническим параметрам могла запускаться с малых площадок и в условиях железнодорожной тряски. Разработке дали название "Minitman Rail Garrison".

Изначально планировалось, что поезд-призрак начиненный ракетами будет курсировать по заранее определенным позициям, для чего на указанных местах дислокации будет проводиться работа по созданию условий с целью упрощения запуска и подстройки навигационной системы ракеты под указанные точки запуска.


Первые мобильные ракеты «Минитмен» на железнодорожной платформе должны были поступить в армию США уже к середине 1962 года. Но американская администрация не выделила необходимой суммы для подготовки инфраструктуры и запуска производства прототипов, а программа была отброшена в долгий ящик. И созданные транспортировочные вагоны использовались для доставки «Minitman» в место боевой дислокации – пусковые шахты.

Однако после успехов Советского Союза в разработке аналогичных проектов, США вспомнили о пылившейся с 60-х годов технологии и в 1986 году создали новый проект с использованием старых наработок. Для прототипа была выбрана уже существующая тогда ракета LGM-118A «Peacekeeper». Планировалось, что ее тягу будут обеспечивать четырехосные тепловозы, а каждый состав будет обеспечен двумя вагонами охраны. 2 вагона будет выделяться на пусковую установку с уже заряженной ракетой в пусковом контейнере, в еще одном будет расположен пункт управления, и остальные вагоны займут топливо и детали для проведения текущего ремонта.

Но "Peacekeeper Rail Garrison" так и не суждено было встать на рельсы. После официального окончания Холодной войны власти США отказались от разработок ракетных комплексов на железнодорожной платформе и перенаправили денежные потоки на другие проекты военной индустрии.

В США ракетный комплекс железнодорожного базирования так и не был введен в эксплуатацию – его история закончилась после неудачных испытаний в 1989 году.

Новый железнодорожный ракетный комплекс РФ

В настоящее время по разным причинам на вооружении ни одной из армий мира не стоят железнодорожные пусковые установки. Российская Федерация единственная, кто с 2012 года ведет работы по созданию указанного вида вооружения, и к настоящему времени разработала предварительные проекты железнодорожной пусковой установки, отвечающей всем современным требованиям, предъявляемым к стратегическому вооружению.

Известно, что проектное название нового БЖРК - «Баргузин». Проектная документация свидетельствует о том, что «Баргузин» будет собран из двух основных частей: железнодорожной пусковой установки и боевой ракеты.

Железнодорожная пусковая установка будет располагаться на железнодорожной платформе, к которой присоединена специальная балка с подъемной стрелой и механизмом управления. На железнодорожную стрелу крепится подъемная рама с возможностью продольного перемещения. ТПК (торпедный корпусный перфоратор) с ракетой будет держаться за счет опор, которые крепятся на опорных плитах и снабжены поворотными тягами.

Ракета приводится на старт из ТПК, команды на который подаются из специального вагона в составе БЖРК с выведенными к нему системами управления. При пуске ракеты крыша вагона раскрывается (откидывается), за счет чего образуется необходимое для производства запуска расстояние.

Сравнительные характеристики

Параметр БЖРК "Баргузин" БЖРК "Молодец"
Дата принятия на вооружение 2009 1989
Длина ракеты, м 22,7 22,6
Стартовая масса, т 47,1 104,5
Максимальная дальность, км 11000 10 100
Количество и мощность боевых блоков, Мт 3-4 X 0.15; 3-4 X 0.3 10×0,55
Количество локомотивов 1 3
Количество ракет 6 3
Автономность, суток 28 28

Преимущества нового БЖРК:

  1. Меньший вес поезда
  2. Современные навигационные системы
  3. Большая точность попадания ракет

Ракеты

На стадии разработки проектной документации, перед разработчиками и командованием стоял выбор – какую из современных ракет, состоящих на вооружении в российской армии, использовать в качестве снаряда на БЖРК «Баргузин». После многочисленных обсуждений были выбраны ракеты системы Ярс и Ярс-М. Данная ракета является твердотопливной баллистической ракетой шахтного и мобильного базирования с отделяющейся головной частью, максимальная дальность полета которой составляет 11 000 километров, а мощность заряда в тротиловом эквиваленте составляет от 150 до 300 килограммов. Указанная баллистическая ракета великолепно проявила себя в ходе предварительных испытаний.

Существует ли БЖРК сейчас?

После подписания международного договора СНВ-2 в январе 1993 года Россия лишилась своих боевых железнодорожных ракетных комплексов. Сейчас большинство из них уничтожено, а оставшаяся часть превратилась в экспонаты, стоящие на запасных путях железнодорожных депо. Поэтому фактически до 2006 года наше государство оставалось без ударной группировки для нанесения ответного удара с колоссальными мобильными возможностями. Но в 2002 году Россия отказалась ратифицировать договор СНВ-2, что означало возможность восстановления баллистического ракетного потенциала.

Как было сказано выше, ни у одной из мировых держав в настоящее время не имеется ни одного рабочего БЖРК, состоящего на боевой службе. Единственной страной, предпринимающей шаги по созданию БЖРК, является Россия, и в процессе создания комплекса прошло уже несколько этапов.

Современная ситуация

В 2006 году в войска взамен БЖРК стали поступать наземные мобильные ракетные комплексы «Тополь-М», вооруженные ракетами Ярс. В настоящее время на вооружении российской армии состоит более сотни боевых комплексов «Тополь-М», которые частично могут заполнить брешь, оставшуюся после списания БЖРК.

Современная ситуация дает поводы для оптимизма – все мы надеемся, что к 2020 году в серийное производство поступят БЖРК «Баргузин», которыми будет укомплектована наша армия.

Опытные конструкторские работы (ОКР) над проектом «Баргузин» начаты Московским Институтом теплотехники в 2012 году. Окончание ОКР планируется к 2020 году, и средства на их проведение выделяются уже сейчас. В 2014 году было завершено эскизное проектирование комплекса, а к началу 2015 года проектировщики приступили к первому этапу опытных конструкторских работ по созданию железнодорожной пусковой установки. Разработка конструкторской документации идет полным ходом с 2015 году. Сроки создания отдельных элементов «Баргузин», его сбора и предварительных испытаний станут известны к 2018 году. Начало развертывания комплекса и его поступление в армию планируется к 2020 году.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...