Борясь с чудовищами. Что не убивает меня, то делает меня сильнее

Обыкновенно прекрасная поверхность таит в себе непредсказуемую глубину.

Зачатие без греха? Эта догма порочит само зачатие. – Фридрих Ницше

Если кто-нибудь, хотя бы мысленно преодолевал грань, за которой находится мистическое, по возвращении его мысли были покрыты стигматами.

Человек, который претерпел длительные и сильные страдания, обязательно станет тираном.

Ф. Ницше: С помощью философии человек находит укрытие, в которое нет хода тирании, мир внутри себя, витиеватые душевные ходы, и это обстоятельство ужасно злит тиранов.

Догмы религии. Без них невозможно жить! Однако ещё никому не удалось их аргументировать. Наше существование отнюдь не доказательство, поскольку в череду его условий запросто могла прокрасться ошибка.

Понятие «христианство» таит в себе некое ошибочное понимание, ведь первый христианином был Иисус, а он погиб за веру. – Ницше

Истинный мужчина по природе своей малыш, которого интересуют только игры.

Церковь, какой бы она ни была, всегда обрезает крылья Сверхчеловеку, препятствуя всячески его воскрешению.

Продолжение лучших афоризмов и цитат Ф. Ницше читайте на страницах:

Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущение.

Человек – это канатный трос, протянутый между животным миром и сверхчеловеком, – канат провисает над бездной. В человеке драгоценно то, что он проложенная соединительная дорога, а не цель.

Факты не существуют – есть только интерпретации.

Все что не убивает меня, делает только сильнее.

В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно – сотворить себе такое право.

Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии.

Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.

Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твердо верит в свою добродетель, – отнюдь не тем более утонченным душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь вера делает блаженным! – а не, хорошенько заметьте это, добродетель!

Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта.

Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим ангелом Божьим!

Идешь к женщине – бери плетку.

Для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак.

Факт всегда глуп.

Совершенное познание необходимости устранило бы всякое долженствование, – но и постигло бы необходимость долженствования, как следствие незнания.

Есть степень заядлой лживости, которую называют чистой совестью.

Кто хочет быть управляющим для людей, должен в течение длительного периода времени обладать в их среде репутацией – найопаснейшего врага.

Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!

Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.

Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только да, но и нет кажется слишком патетическим, – он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь – в заросли скепсиса.

Верховный тезис: Бог прощает кающемуся, – то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу.

Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать – вверх.

Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т.д., ослепленный авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда еще влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников.

Геройство – желание человека направляющегося к своей цели, все остальное в жизни он попросту перестает замечать и видеть. Героизм – это добровольный акт собственной гибели.

Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус – не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?

Мистические объяснения считаются глубокими. Истина в том, что они даже и не поверхностны.

В каждой религии религиозный человек есть исключение.

Чистый дух – чистая ложь.

По ту сторону Севера, по ту сторону льда, по ту сторону сегодня – наша жизнь, наша счастье.

Кровь – самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.

Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, – лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.

В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом отшвырнуть от себя свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.

Вера спасает, – следовательно, она лжет.

Ни один победитель не верит в случайность.

Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.

Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

Без музыки, жизнь была бы ошибкой.

Женщина – вторая ошибка Бога.

Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава.

Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слова не держит.

Сам Бог не может существовать без мудрых людей, – сказал Лютер, и с полным правом; но Бог еще менее может существовать без неумных людей – этого Лютер не сказал!

Смеяться – значит быть злорадным, но с чистой совестью.

Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.

Мученики только вредили истине.

Нужны новые уши для новой музыки.

Человек, ни разу не размышляющий о деньгах, почестях и влиятельных знакомствах, – да разве может он познать человечество?

Злой бог нужен не менее доброго – ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии. Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?

Филолог – это учитель медленного чтения.

Нечистая совесть – это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.

Человек забывает о своей вине, когда раскаивается в ней другому, но этот последний, как правило, всегда помнит ее.

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.

Будь тем, кто ты есть!

Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.

Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, вытаращивается из головы и оглядывается вокруг.

Факт всегда глуп.

Будь тем, кто ты есть!

Чистый дух - чистая ложь.

Женщина - вторая ошибка Бога.

Идешь к женщине - бери плетку.

Мученики только вредили истине.

Нужны новые уши для новой музыки.

Без музыки, жизнь была бы ошибкой.

Вера спасает, - следовательно, она лжет.

Филолог - это учитель медленного чтения.

Ни один победитель не верит в случайность.

Все что не убивает меня, делает только сильнее.

Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.

Факты не существуют - есть только интерпретации.

Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.

В каждой религии религиозный человек есть исключение.

В настоящем мужчине скрыто дитя, которое хочет играть.

Смеяться - значит быть злорадным, но с чистой совестью.

Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.

Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.

Догмат о "непорочном зачатии"?.. Да ведь им опорочено зачатие.

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущение.

Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии.

Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».

Для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак.

Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.

Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.

Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава.

Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слова не держит.

Нечистая совесть - это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.

Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!

Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот стремиться к доброте.

Мистические объяснения считаются глубокими. Истина в том, что они даже и не поверхностны.

Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать - вверх.

По ту сторону Севера, по ту сторону льда, по ту сторону сегодня – наша жизнь, наша счастье.

Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.

Каждая церковь - камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.

Верховный тезис: "Бог прощает кающемуся", - то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу.

Слово "христианство" основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте.

В мире и без того недостаточно любви и благости, чтобы их еще можно было расточать воображаемым существам.

Любите, пожалуй, своего ближнего, как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.

Человек забывает свою вину, когда исповедуется в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает ее.

Кровь - самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, - да разве может он знать людей?

Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.

Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие - о нападении на своих врагов.

И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость.

Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.

Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов.

Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус – не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?

Совершенное познание необходимости устранило бы всякое "долженствование", - но и постигло бы необходимость "долженствования", как следствие незнания.

В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом отшвырнуть от себя свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.

Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?

Любовь к жизни – это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, - но никогда о продолжительности.

Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, - лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.

Сам Бог не может существовать без мудрых людей", - сказал Лютер, и с полным правом; но "Бог еще менее может существовать без неумных людей" - этого Лютер не сказал!

Героизм - таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм - это добрая воля к абсолютной само-погибели.

Без догматов веры никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение.

Злой бог нужен не менее доброго - ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии. Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?

Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т.д., ослепленный авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда еще влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников.

Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, - стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.

Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, вытаращивается из головы и оглядывается вокруг.

Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только "да", но и "нет" кажется слишком патетическим, - он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь - в заросли скепсиса.

В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно - сотворить себе такое право.

Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим "ангелом Божьим"!

Причинять боль тому, кого мы любим, - сущая чертовщина. По отношению к нам самим таково состояние героических людей: предельное насилие. Стремление впасть в противоположную крайность относится сюда же.

Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твердо верит в свою добродетель, - отнюдь не тем более утонченным душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь "вера делает блаженным"! - а не, хорошенько заметьте это, добродетель!

Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта.

Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья" не есть предмет любви.

Ницше Фридрих Вильгельм (цитаты из книг)
(15.10.1844-25.08.1900)

Ницше Родился в Реккене (восточная Германия) в семье пастора. Изучал теологию и филологию. В 1869 г. получил должность профессора классической филологии Базельского университета. В 1879 г. был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах вел жизнь независимого писателя. Именно в этот период были написаны его лучшие книги: «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Сумерки идолов» (1888), «Воля к власти» (1888). Умер в Веймаре. В своих произведениях Ф. Ницше подверг критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Его философия оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма.

Цитаты из книг и высказывания:

Будь тем, кто ты есть!

А больше всего ненавидят того, кто способен летать.

История есть ни что иное, как вера... вера в ложь.

Все боги - это символы и хитросплетения поэтов.

История имеет дело только с крупными преступниками и с теми, которые были способны на великие преступления, но не совершили их.

Нравственное осуждение верит в несуществующие реальности.
Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.

Глупец тот, кто в названиях ищет знания.

Думать следует учиться так же, как учатся танцам, танцам особенного рода

Кто много мыслит, тот непригоден в качестве члена партии: своей мыслью он легко пробивает границы партии.

Если женщина обладает мужскими добродетелями, то она непременно от вас убежит; а если у неё нет мужских добродетелей, то она всё равно убежит.
Если женщина имеет мужские добродетели, то от нее нужно бежать; если же она не имеет мужских добродетелей, то бежит сама

Я питаю недоверие ко всем людям, постоянно наводящим порядок, и держусь от них подальше. Желание привести всё в порядок обнаруживает недостаток порядочности.

Дороже всего люди расплачиваются за то, что пренебрегают банальными истинами.

Чем выше мы поднимаемся, тем меньше кажемся мы тем, которые не умеют летать.

Когда молчишь целый год, то отвыкаешь болтать и приучаешься говорить.

Никогда не скрывай и не замалчивай того, что сможет быть противопоставлено твоей мысли! Обещай себе это! Это - основа честности мысли. Каждый день ты должен совершать поход против самого себя.

И остерегайся добрых и праведных! Они любят распинать тех, кто изобретает для себя свою собственную добродетель.

Три вещи в мире способны успокоить меня, но это редкие утешения: мой Шопенгауэр, Шуман и одинокие прогулки

Чего мы ищем? Покоя, счастья? Нет, только одну истину, как бы ужасна и отвратительна она ни была

Подчинение морали может быть или рабским, или суетным, или своекорыстным, или самоотверженным, или глупо-восторженным, или бессмысленным, или актом отчаяния: само по себе это не содержит ничего нравственного.

Кто всегда прислушивается к тому, как его оценивают, будет всегда огорчаться.

Уверенность в неизбежности смерти должна была бы подмешивать к жизни драгоценную, благоухающую каплю легкомыслия, а вы, аптечные души, сделали её горькой каплей яда

Люди, которые не чувствуют себя уверенными в обществе, пользуются всяким случаем, чтобы перед обществом показать на ком-либо, кто ниже их, свое превосходство, например, с помощью насмешек.

Люди не стыдятся думать что-нибудь грязное, но стыдятся, когда предполагают, что им приписывают эти грязные мысли.

Всякая музыка только тогда очаровывает нас, когда говорит с нами языком нашего прошлого

Первым признаком того, что книга устарела, служит то, что она делается достоянием всё более и более незрелых возрастов!..

Человек принадлежит к толпе, пока сваливает вину на других; он на пути к мудрости, когда считает только себя ответственным; мудрец же не считает виновным ни себя, ни других

Мужчина пользуется всем вновь изученным или пережитым, как плугом или как оружием, женщина же - как украшением.

Несчастье проницательных и ясных писателей состоит в том, что их считают плоскими и не изучают усердно; и счастье неясных писателей - в том, что читатель трудится над ними и относит на их счет радость, которую ему доставляет его собственное усердие.

О, как много великих идей, чье действие подобно кузнечным мехам: от них человек надувается и становится еще более пустым.

Следует говорить только тогда, когда не имеешь права молчать, и только о том, что уже победил; всё остальное - болтовня, "литература" - недостаток выдержки.

Парикмахеры зарабатывали бы больше, если бы им, как писателям, платили за количество слов.

Поверхностные же люди должны постоянно лгать потому, что они не знают содержания.

Пока не покорила нас судьба, надобно водить ее за руку, как ребенка, и сечь ее; но если она нас покорила, то надобно стараться полюбить ее.

Пошлая натура отличается тем, что она никогда не упустит из виду своей выгоды

Поэт торжественно везет свои мысли на колеснице ритма - обыкновенно потому, что они не идут на своих ногах.

Самые застенчивые девушки являются в полуобнаженном виде, если этого требует мода, и даже увядшие, старые женщины не отваживаются воспротивиться

Совершенный человек приносит пользу без всякого намерения, так же как и вредит без всякого намерения.

Сумасшествие отдельных личностей - дело весьма редкое, но помешательство групп, партий, наций и эпох - правило.

Талант хорошего прозаика в выборе средств состоит в том, чтобы ближе подойти к поэзии, но не перейти к ней.

Что такое оригинальность? Видеть нечто такое, что не носит еще никакого имени и не может быть еще названо, хотя и лежит на виду у всех.

Цитаты и Афоризмы:

А на рассвете рассмеялся Заратустра в сердце своем и сказал насмешливо: «Счастье бегает за мной. Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье - женщина».

Аскет - тот, кто из добродетели делает нужду.

Благодетельное и назидательное влияние какой-нибудь философии… нисколько не доказывает верности ее, точно так же как счастье, испытываемое сумасшедшим от своей неотвязной мысли, нисколько не говорит в пользу разумности этой идеи.

Благороднее обвинять себя, чем оправдывать, особенно если кто прав.

Благородство состоит из добродушия и избытка доверия.

Богу, который любит, не делает чести заставлять любить себя: он скорее предпочел бы быть ненавистным.

Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.

Брак - это наиболее изолганная форма половой жизни, и как раз поэтому на его стороне чистая совесть.

Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, - стало быть, для большинства, но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.

Брак может казаться впору таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и самим браком.

Брак - так называю я волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его. Брак - это взаимоуважение и почитание этой воли.

Браки, которые были заключены по любви (так называемые браки по любви), имеют заблуждение своим отцом и нужду - матерью.

Будущее служит условием настоящего, так же, как и прошедшее. Чему предстоит быть и что должно быть - служит основанием тому, что есть.

Будь тем, кто ты есть!

Будьте же равнодушны, принимая что-либо! Оказывайте честь уже тем, что принимаете, - так советую я тем, кому нечем отдарить.

Бурное страдание всё же предпочтительнее вялого удовольствия.

В любви всегда есть немного безумия. Но и в безумии всегда есть немного разума.

В любви женщины есть несправедливость и слепота ко всему, чего она не любит. Но и в сознательной любви женщины есть всегда еще неожиданность, и молния, и ночь рядом со светом.

В настоящем мужчине всегда сокрыто дитя, которое хочет играть. Найдите же в нем дитя, женщины!

В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом отшвырнуть от себя свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.

В сознательной любви женщины есть и внезапность, и молния, и тьма рядом со светом.

В старании не познать самих себя обыкновенные люди выказывают больше тонкости и хитрости, чем утонченные мыслители в их противоположном старании - познать себя.

Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти.

Великие интеллекты скептичны.

Великое утешение сердца - презирать там, где больше не можешь уважать.

Величественные натуры страдают иначе, чем это воображают себе их почитатели: пуще всего страдают они от неблагородных, мелочных вспышек, выводящих их из себя в какие-то злые мгновения, короче, от сомнений в собственном величии - и вовсе не от жертв и мученичества, которых требует от них их задача.

Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.

Верное средство рассердить людей и внушить им злые мысли - заставить их долго ждать.

Во всякого рода женской любви проступает и элемент материнской любви.

Во всякой морали дело идет о том, чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни, где разъятые доселе способности могли бы соединиться.

«Возлюби ближнего своего» - это значит прежде всего: «оставь ближнего своего в покое!» И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

* * *
Нет прекрасной поверхности без ужасной глупости.

Клокоча от гнева, мне приходилось любить там, где следовало бы презирать.

Угрызения совести - такая же глупость, как попытка собаки разгрызть камень.

Берегись предостерегать бесстрашного! Ради самого предостережения он ринется еще в каждую пропасть.

Истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном.

Сообщу вам тайну: во-первых, вряд ли боги философствуют, а во-вторых, люди неохотно верят в богов.

Неоходимо уничтожить мораль, чтобы освободить жизнь.

Мы должны скрепя сердце выставить жестоко звучащую истину, что рабство принадлежит к сущности культуры.

Великие люди остаются непонятыми, если на них смотреть с жалкой точки зрения общественной пользы. Может быть, именно то, что из них нельзя извлечь никакой пользы, свидетельствует об их величии...

* * *
Под влиянием опьянения человек преображает все объекты до такой степени, что они, как в зеркале, отражают его мощь и становятся рефлексами его совершенства.
Это неумолимое стремление преображать всё в совершенное и есть искусство. В такие минуты всё чуждое ему радует его; в искусстве человек наслаждается самим собой, как совершенством.

Честные суждения, так же как и честные люди, не выкладывают, как на ладони, своих доводов.

"Снисходить" ко всем людям, держать своё сердце открытым - это либерально, но не более того.
Людей, способных быть гостеприимными только с избранными, можно узнать по многим завешанным окнам и закрытым ставням; их лучшие комнаты остаются пустыми... Но почему же? Потому что они ждут таких гостей, к которым не приходится "снисходить"...

В великих людях и в великих временах лежит чрезвычайная опасность; всяческое истощение, оскудение, бесплодие следуют за ними по пятам.
Великий человек есть конец, великое время, напр., Возрождение, тоже конец.

Человек, владеющий диалектикой, держит в руках такое оружие, которое не знает пощады; тот, кто захочет разыгрывать перед ним роль тирана, обнаружит свою слабую сторону, хотя и победит. Диалектик даёт своему противнику доказательство того, что он, этот диалектик, далеко не идиот; он может привести своего соперника в ярость и вместе с тем сделать его совершенно беспомощным. Диалектик обессиливает ум своего противника.

Человек погиб, если он стал альтруистом. Вместо того чтоб наивно сказать: "Я сам больше ни на что не годен", - нравственная ложь в устах декадента говорит: "Ничего нет ценного, сама жизнь ни на что больше не годна!"

"Этот портрет обворожительно-прекрасен"... Литературная женщина, неудовлетворённая, возбуждённая, с пустотой в сердце и во внутренностях - с мучительным любопытством вечно прислушивается к повелениям, исходящим из глубины её существа и шепчущим: "aut liberi aut libri"*. Литературная женщина достаточно образованна, чтобы понимать голос природы, даже когда она говорит по-латыни, и в то же время достаточно тщеславна и глупа, чтобы по секрету добавлять себе по-французски: "je me verrai, je me lirai, je m"extasierai et je dirai: possible, que j"aie eu tant d"esprit?"**
*Или книги, или дети (лат.)
**Я погляжу на себя, я прочту себя, я восхищусь собою, и я скажу: возможно ли, чтобы я была так умна? (фр.)

Никогда человек не погибает по вине другого, а всегда по своей собственной вине. Но в то же время это самая позорная смерть - несвободная, трусливая, смерть не вовремя! Из любви к жизни следовало бы желать другой смерти, свободной, сознательной, без случайностей, без неожиданностей...

Власть, которой больше не нужно подтверждения, которая пренебрегает тем, чтобы нравиться, которая медленно отвечает; власть, не чувствующая над собой свидетеля, живущая с сознанием, что ей нельзя прекословить; покоящаяся в самой себе; роковая власть, закон над законами - всё это создаёт великий стиль.

Настоящая женщина занимается литературой точно так же, как она совершает какой-нибудь маленький грешок: ради опыта, мимоходом, с оглядкой, не замечает ли кто-нибудь этого и в то же время желает, чтобы кто-нибудь заметил.............

Самые одарённые люди, если они вместе с тем и самые смелые, переживают мучительнейшие трагедии, но именно потому они и уважают жизнь, что она выставляет против них сильнейших противников.

Почти для каждого гения одной из стадий его развития бывает "существование Катилины" - чувство ненависти, мести и возмущения против всего, что уже есть, чего уже не будет...

Ничто не может быть легче, как быть благоразумным, рассудительным, терпеливым... Мы исходим из елея снисхождения и сочувствия, мы до глупости справедливы, мы всё прощаем...

Они были для меня ступенями, по которым я поднялся наверх, поэтому я и должен был пробежать по ним и не останавливаться. А они вообразили, что я расположусь на них отдыхать.

Вот такой художник, каких я люблю, человек с очень ограниченными потребностями: ему, собственно говоря, нужны всего только две вещи - его хлеб и его искусство - Хлеба и зрелищ

Может ли осёл оказаться в трагическом положении? - Может, если он вот-вот упадёт под тяжестью такого бремени, которого он не может ни нести больше, ни сбросить, не правда ли? Именно в таком положении часто оказывается философ.

Как? Ты ищешь? Тебе хотелось бы удесятериться, умножиться во сто раз? Ты ищешь последователей? - Ищи людей ничтожных: нулей!

Есть ещё нечто другое, что я тоже не мог равнодушно слышать, это сомнительное "и": немцы говорят "Гёте и Шиллер"; я даже боюсь, не говорят ли они тоже "Шиллер и Гёте"...
Неужели все ещё не поняли этого Шиллера?

История есть ни что иное, как вера в чувства, вера в ложь.

* * *
Вы читали онлайн цитаты из книг Фридриха Ницше.
..................................................................

У актёра есть дух, но мало совести духа. Он всегда верит в то, посредством чего заставляет уверовать и других, - он верит в себя самого!

Аскетизм

Познание - одна из форм аскетизма.

Бог

Если бы боги существовали, как бы вынес я, что я не бог?

Все боги суть символы и хитросплетения поэтов!

Бог - это некое предположение.

Брак

Брак - это наиболее изолганная форма половой жизни.

Разрастаться не только вширь, но и расти вверх - да поможет вам в этом, братья мои, сад супружества!

Хороший брак покоится на таланте к дружбе.

Всегда замечал я, что супруги, составляющие плохую пару, самые мстительные: они готовы мстить всему миру за то, что уже не могут расстаться.

Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением! Слишком торопитесь вы, заключая брак, и вот следствие - расторжение брачных уз!

Брак может казаться впору таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, - которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и самим браком.

Брак: так называю я волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его. Брак - это взаимоуважение и почитание этой воли.

Вера

Вы ещё не искали себя, когда обрели меня. Так бывает со всеми верующими; и потому так мало значит всякая вера.

Взгляните на верующих! Кто больше всего ненавистен им? Разбивающий скрижали их ценностей, разрушающий и преступающий, но он есть созидающий.

Вечность

Каждый миг начинается бытие; вокруг каждого «здесь» вращается кольцеобразное «там». Середина - повсюду. Путь вечности - кривая.

Власть

Любовь к власти есть демон людей. Дайте им всё - здоровье, пищу, жилище, образование, - и они будут несчастны, капризны, потому что демон ждёт, ждёт и хочет удовлетворения. Отнимите у них всё и удовлетворите их демона - они станут счастливы.

Время

Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот ещё недостаточно опередил его - или отстал от него.

Поскольку время бесконечно, до настоящего момента уже протекла бесконечность, то есть всякое возможное развитие должно уже было осуществиться. Следовательно, наблюдаемое развитие должно быть повторением.

Добродетель

Любящие и созидающие - вот кто всегда был творцом добра и зла. Огонь любви и гнева пылает на именинах всех добродетелей.

Когда вы возвысились над похвалой и порицанием и воля ваша желает повелевать всеми вещами как воля любящего: тогда зарождается добродетель ваша. Когда вы презираете мягкое ложе и всё приятное, однако легко засыпаете даже возле роскошных постелей неженок: тогда зарождается добродетель ваша.

Стоит нам только на один шаг преступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз «посередине».

«Возлюби ближнего своего» - это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

Друг

Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран - не можешь иметь друзей.

Не старайся приукрашивать себя для друга: ибо стрелой и стремлением к Сверхчеловеку должен ты быть для него.

Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает.

Но если есть у тебя страждущий друг, стань для страданий его местом отдохновения, но вместе с тем и жёстким ложем, походной кроватью: так лучше всего ты сможешь помочь ему.

Душа

Даже самая широкая душа, братья мои, - какие это жалкие угодья!

Женщины

Женщина - вторая ошибка Бога.

Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью её - любить всегда сильнее, чем любят её, и в любви никогда не быть второй.

Женщина понимает детей лучше мужчины, но в мужчине детского больше, чем в женщине.

Кого ненавидит женщина больше всех? Железо так говорило магниту: «Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой».

Мужчине следует остерегаться женщины, когда она любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и всё остальное не имеет никакой ценности в глазах её.

Мужчине следует остерегаться женщины, когда она ненавидит: ибо он в глубине души своей только зол, она же - скверна.

Да будет женщина игрушкой, чистой и изящной, словно драгоценный камень, блистающий добродетелями ещё не созданного мира.

Слишком долго таились в женщине раб и тиран. Поэтому неспособна она к дружбе: ей ведома только любовь.

В сознательной любви женщины есть и внезапность, и молния, и тьма рядом со светом.

Жизнь

Добро и зло, богатство и бедность, высокое и низкое, и все имена ценностей - всё это станет оружием и будет воинственно утверждать, что жизнь должна превозмогать себя снова и снова!

Некоторым не удаётся жизнь: ядовитый червь гложет им сердце. Да приложат они все силы свои, чтобы смерть лучше удалась им!

Жизнь - источник радости; но всюду, где пьёт толпа, родники отравлены.

Но если жизни так нужна высота, то ей нужны и ступени, а также противоречие ступеней и восходящих по ним! Восходить хочет жизнь и, восходя, превозмогать себя.

Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» - сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?»

А вы, друзья мои, говорите, что о вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах!

Зло

И если друг причинит тебе зло, скажи так: «Я прощаю тебе то, что сделал ты мне; но как простить зло, которое этим поступком ты причинил себе?»

Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-нибудь, достаточно сказать о нём какую-нибудь правду.

Знания

Поистине, подобно солнцу, люблю я жизнь и все глубокие моря. И вот что называю я познанием: чтобы всё глубокое поднялось на высоту мою!

Идеи

О, как много великих идей, чьё действие подобно кузнечным мехам: от них человек надувается и становится ещё более пустым.

Изобретатели

Не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он.

Искусство

Искусство делает выносимым вид жизни, окутывая её дымкой нечистого мышления.

Истина

Десять раз на дню должен ты находить истину, иначе будешь искать её и ночью, и душа твоя останется голодной.

Познающий неохотно погружается в воду истины не тогда, когда она грязная, а когда она мелкая.

Всякая истина, о которой умалчивают, становится ядовитой.

Книги

Вовсе не так легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.

Красота

Культура

Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом.

Ложь

Мы очень мало знаем и плохо учимся: потому и должны мы лгать.

Любовь

Даже в чаше высшей любви содержится горечь.

Любите и ближних своих, как самих себя, - но прежде станьте теми, кто любит самого себя, - любит великой любовью, любит великим презрением!

Любить и погибнуть: это сочетание - вечно. Воля к любви означает готовность к смерти.

Надо учиться любить себя - любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя. И поистине это вовсе не заповедь на сегодня и на завтра - учиться любить себя. Напротив, из всех искусств это самое тонкое, самое мудрое, самое высшее и требующее наибольшего терпения.

Много кратких безумий - вот что вы называете любовью. И ваш брак кладёт предел множеству кратких безумий - одной большой и долгой глупостью.

Поэтому хочу я, чтобы искренне говорили друг другу: «Мы любим друг друга; посмотрим, будем ли мы любить и впредь! Или обещание наше ошибочно? Дайте нам время и недолгий союз, чтобы увидеть, годимся ли мы для истинного союза! Великое дело - всегда быть вдвоём!»

Там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!

Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви.

Братья мои, любить дальнего, а не ближнего призываю я вас.

Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.

Всякая великая любовь желает не любви, она жаждет большего.

Великая любовь выше страдания, ибо то, что любит она, она ещё жаждет - создать!

Люди

Есть дающие натуры и есть воздающие.

Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.

Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.

Поверхностные люди всегда должны лгать, так как они лишены содержания.

Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.

Тысячами мостов и тропинок пусть стремятся люди к будущему, и всё сильнее должна произрастать между ними вражда и неравенство: так внушает мне великая любовь моя. Призрачные образы и символы пусть изобретут они во вражде своей, и величайшее сражение состоится тогда между ними.

Я хожу среди них и держу свои глаза открытыми: люди измельчали и мельчают всё больше. И причина этому - их учение о счастье и добродетели. Они умеренны в добродетели и хотят комфорта. А с комфортом совместима лишь умеренная добродетель.

В мире самые лучшие вещи ещё ничего не значат, пока нет того, кто их представит с подмостков: великими людьми называет толпа этих представляющих.

Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.

Месть

Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья.

Мечты

Ты молод и мечтаешь о ребёнке и браке. Но ответь мне: таков ли уже ты, чтобы иметь право желать ребенка?… Преодолел ли ты самого себя, повелитель ли ты своих чувств, господин ли своих добродетелей?… Или в желании твоём говорит животное и потребность природы твоей? Или одиночество? Или недовольство собой?

Мораль

Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.

Мораль - это важничание человека перед природой.

Мудрость

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

Все вы служили народу и народному суеверию, вы, прославленные мудрецы! - а не истине!

Мужчины

В настоящем мужчине всегда сокрыто дитя, которое хочет играть. Найдите же в нём дитя, женщины!

Музыка

Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь.

Народы

Даже когда народ пятится, он гонится за идеалом - и верит всегда в некое «вперёд».

Ни один народ не смог бы выжить, не производя оценки - что есть добро и что есть зло; чтобы сохраниться, должен он оценивать иначе, нежели сосед его. Многое, что у одного народа называется добром, у другого слывёт позором и поношением... Многое из того, что здесь именуется злом, там облекалось в пурпур почестей.

Наука

Этот страх, древний и изначальный, ставший, наконец, утончённым и одухотворённым, теперь, как мне кажется, зовётся наукой.

Ненависть

Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего.

А больше всего ненавидят того, кто способен летать.

Несчастье

Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим, как счастьем своим!

Нет более жестокого несчастья в судьбе человеческой, чем когда властители земли - не первые среди подданных своих. И всё тогда становится лживым, превратным, ужасающим.

О себе

Я хожу среди народа и держу свои глаза открытыми: люди не прощают мне того, что я не завидую добродетелям их.

Общество

Человеческое общество - это попытка, это долгое искание; ищет же оно того, кто повелевает!

Одиночество

У одного одиночество - это бегство больного, а у другого - бегство от больных.

Подарки

Будьте же равнодушны, принимая что-либо! Оказывайте честь уже тем, что принимаете, - так советую я тем, кому нечем отдарить.

Покорность

У покорности самая жёсткая шкура.

Поступки

Редко ошибёшься, если исключительные поступки будешь объяснять тщеславием, посредственные - привычкой и мелкие - страхом.

Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткёт наше пёстрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание - вот наше одеяние.

Правда

С помощью правды можно вас обманывать и увлекать куда угодно.

Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нём какую-нибудь правду.

Право

Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть.

Радость

Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость.

С тех пор, как существуют люди, слишком мало радовался человек: только в этом, братья мои, наш первородный грех! И если мы научимся больше радоваться, то так мы лучше всего разучимся обижать других и измышлять всевозможные скорби.

Разговоры

Говорить о женщине следует только с мужчинами.

Разум

Как только благоразумие говорит: «Не делай этого, это будет дурно истолковано», я всегда поступаю вопреки ему.

Ревность

Ревность - остроумнейшая страсть и тем не менее всё ещё величайшая глупость.

Религия

Как только религия приобретает господство, её противниками становятся все те, кто были её первыми последователями.

Верующий находит своего естественного врага не в свободомыслящем, а в религиозном человеке.

Слава

Всякий, жаждущий славы, должен заблаговременно расстаться с почётом и освоить нелёгкое искусство - уйти вовремя.

Смерть

Даже в смерти должны пылать дух ваш и добродетель, подобно вечерней заре над землёй: иначе смерть ваша плохо удалась вам.

Многие умирают слишком поздно, а иные - слишком рано. Пока ещё странным покажется учение: «Умри вовремя!»

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

Совесть

Стремление к стаду древнее, чем притяжение собственного «Я»: и покуда добрая совесть означает волю стада, лишь дурная совесть скажет «Я».

Такой совет даю я королям, и церквам, и всему, что одряхлело от тяжести лет и ослабло в добродетели: дайте ниспровергнуть себя! И вы снова вернётесь к жизни, а добродетель вернётся к вам!

Страсть

Сладострастие: невинно и свободно оно для свободных сердец, сад счастья на земле, праздничное изобилие и дар будущего от избытка его.

Сладострастие: это сладкий яд лишь для увядших, для тех же, у кого воля льва, это великое сердечное подкрепление, вино из всех вин, благоговейно сбережённое.

Сладострастие: это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды.

Счастье

Брат мой, если счастье сопутствует тебе, то у тебя только одна добродетель, и не более: тогда легче идти тебе через мост.

На свете гораздо больше счастья, нежели сколько видят его затуманенные печалью глаза, если только считать верно и не забывать тех приятных минут, которыми бывает богат каждый день человеческой жизни, как бы тяжела она ни была.

Счастье мужчины зовётся «Я хочу». Счастье женщины - «Он хочет».

Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления - и никак иначе.

А на рассвете рассмеялся Заратустра в сердце своём и сказал насмешливо: «Счастье бегает за мной. Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье - женщина».

Тщеславие

Человек «современных идей», эта гордая обезьяна, страшно недоволен собой – это неоспоримо. Он страдает, а его тщеславие хочет, чтобы он только «со-страдал».

Учение

Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!

Лучшее должно господствовать, и лучшее хочет господствовать! А где учение гласит иначе, там лучших не хватает.

Только для созидания должны вы учиться!

Характер

Желать чего-то и добиваться этого - считается признаком сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться этого - свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощённым фатумом.

Храбрость

Я люблю храбрых: но недостаточно быть рубакой, нужно ещё знать, кого рубить! И часто больше храбрости бывает в том, чтобы удержаться и пройти мимо: и сохранить себя тем самым для более достойного врага!

Целомудрие

Кому Целомудрие в тягость, тому не следует советовать его: чтобы не сделалось оно путём в преисподнюю, превратившись в грязь и похотливость души.

Церковь

Каждая церковь - камень на могиле Богочеловека: ей не хочется, чтобы Он вновь воскрес.

О, посмотрите же на эти шатры, что воздвигли священники! Церквами называют они свои берлоги, полные слащавых ароматов!

Цинизм

Цинизм есть единственная форма, в которой пошлые души соприкасаются с тем, что называется искренностью; и высшему человеку следует навострить уши при каждом более крупном и утончённом проявлении цинизма и поздравлять себя каждый раз, когда прямо перед ним заговорит бесстыдный скоморох или научный сатир.

Человек

Человек, ни разу ещё не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, о должности - да разве может он знать людей?

Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений.

Только там, где кончается государство, начинается человек - не лишний, но необходимый: там звучит песнь того, кто нужен, - единственная и неповторимая.

Юность

У одних раньше стареет сердце, у других - ум. Иные бывают стариками в юности, но кто поздно юн, долго остаётся таким.

на другие темы

«Религиозный человек», «глупец», «гений», «преступник», «тиран» - всё это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого.

Будь тем, кто ты есть!

В мире недостаточно любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существом.

В пустыне и господами пустыни искони жили честные, свободные умы; а в городах живут прославленные мудрецы - откормленные вьючные животные. Всегда, словно ослы, тянут они - повозку народа. В пустыне и господами пустыни искони жили честные, свободные умы; а в городах живут прославленные мудрецы - откормленные вьючные животные. Всегда, словно ослы, тянут они - повозку народа.

В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой.

Говорят «удовольствие» - и думают об усладах; говорят «чувство» - и думают о чувственности; говорят «тело», а думают о том, что ниже, тела, - и вот таким образом была обесчещена троица хороших вещей.

О времени и становлении должны говорить высочайшие символы: им надлежит восхвалять всё преходящее и быть оправданием ему!

О, этот фальшивый свет, этот спёртый воздух! Тут не позволено душе взлететь на высоту свою! Но Вера их так повелевает им: «На колени, и вверх по ступенькам, грешники!»

По-новому верит он завтра, а послезавтра - вновь по-другому. Стремительны чувства его, как и толпы, и так же переменчивы настроения.

Поистине всегда влечёт нас ввысь - в царство облаков: на них усаживаем мы наши пёстрые чучела и называем их богами и Сверхчеловеком.

После того как Будда умер, в течение столетий показывали ещё его тень в одной пещере - чудовищную страшную тень. Бог мёртв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. - И мы - мы должны победить ещё и его тень!

Такими хочу я видеть мужчину и женщину: его - способным к войне, её - к деторождению, но чтобы оба они могли танцевать - не только ногами, но и головой.

Ты должен сжечь себя в своём собственном пламени: как иначе хотел бы ты обновиться, не обратившись сперва в пепел!

Ты молод и мечтаешь о ребёнке и браке. Но ответь мне: таков ли уже ты, чтобы иметь право желать ребёнка? ... Преодолел ли ты самого себя, повелитель ли ты своих чувств, господин ли своих добродетелей? ... Или в желании твоём говорит животное и потребность природы твоей? Или одиночество? Или недовольство собой?

Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а не по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!

Что хорошо? Всё, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Всё, что происходит из слабости.

Источники (кни-ги, филь-мы, про-из-ве-де-ни-я и т.п.) с ци-та-та-ми Фридриха Ницше

Об авторе

Фри?дрих Ви?льгельм Ни?цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche, МФА: [?f?i?d??? ?v?lh?lm ?ni?t??]; 15 октября 1844(18441015), Рёккен, Пруссия - 25 августа 1900, Веймар, Германия) - немецкий философ, поэт, композитор, культуролог, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813-1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался. Через три года он с воодушевлением воспримет начало Франко-прусской войны (1870-1871 гг.) и добровольцем уйдёт на фронт.

Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...