Тренинговые упражнения для подростков: неочевидные метафоры. Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»

В некотором удивительном мире, в долине, раскинув­шейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, жив­ших далеко-далеко, за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четы­ре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе. Отношение к ве­щам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особен­ность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Само­влюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей При­ниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу, как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшеб­ном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась зем­ля - такими они были тяжелыми, зато легкие Характе­ры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с ед­ва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Харак­теры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низ­кие, стройные и стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что рос­ли они на разных почвах, неодинаково согревало их солн­це, обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разно­му, верно?



Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные лома­ла или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сло­мать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо рас­прямляли свои могучие ветви - ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отра­жает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Ха­рактер. Но попасть в этот волшебный лес не может ни­кто...

Давайте сочиним сказку...

Сказка может излечивать. Есть у нее та­кое удивительное свойство. Это свойство ста­ло краеугольным камнем для построения сказкотерапии как особого направления в практической психологии. Но не следует ду­мать, что помогает людям только расска­занная им сказка. В неменьшей степени (а может быть, и в большей) оказывает на человека благотворное влияние сказка, сочи­ненная им самим. Об этом еще М. Бурно писал, называя этот процесс терапией твор­ческим самовыражением. Вот только сочи­нить сказку просто так, ни с того ни с сего, получается далеко не у каждого. К этому волшебному действу надо каким-то образом подготовиться. Предлагаемая процедура по­могает человеку написать сказку. Это свое­образный чудесный стартер, запускающий процесс сказкотворчества. Он позволяет поч­ти любому человеку - от первоклассника до пенсионера - за довольно короткий проме­жуток времени создать свой личный волшеб­ный продукт - новую сказку.

Упражнение может быть применено в психологическом тренинге метафоризации или сказкотерапевтическом тренинге, но мо­жет выступать и как специальная творчес­ки-ориентированная психотехника в рамках тренингов другой направленности, проводи­мых для подростков (впрочем, и для взрос­лых тоже).

Развитие креативности;

Формирование умения сочинять сказки;

Пробуждение архетипических ресурсов;

Развитие умения видеть различные смыслы ска­зочных метафор.

Размер группы: не более 15 человек. Ресурсы: листы формата А4 для записи сказок, ав­торучки (по числу участников). Время: примерно 80 мин.

Ход упражнения

1 этап - подготовка

Ведущий. Положите перед собой лист бумаги. Да­вайте на несколько минут погрузимся в удиви­тельный мир сказки. Каждый из вас знает ог­ромное количество сказок. Они очень разные и по содержанию, и по языку. Но наверное, есть такие слова или словосочетания - устойчивые обороты, которые встречаются почти во всех или во всяком случае во многих сказках. Пожалуй­ста, запишите в столбик такие слова, желатель­но существительные или устойчивые словесные обороты, которые, как вам кажется, часто мож­но встретить в сказках. Таких слов или слово­сочетаний должно быть ровно 7 - вы ведь зна­ете, что 7 - это магическое число во многих сказках. Не надо подвергать всплывающие в па­мяти слова жесткой цензуре, пусть будут запи­саны те, которые пришли вам в голову именно сейчас.

Это задание является по сути разогревающим. Чтобы подобрать нужные слова, участники вынуждены окунуться с мир сказок, побродить там, возрож­дая в памяти полузабытые тексты. А включение ру­ки для записи этих слов также помогает "разогреть творческий двигатель" для последующего написания сказки. Впрочем, участники еще не подозревают, что очень скоро им предстоит - ни много ни мало - на­писать собственную сказку.

Ведущий. Теперь, когда все справились с задани­ем, я прошу вас записать в столбик рядом с только что записанным те слова, которые про­диктую вам я:

Превращение

Почему предлагаются именно эти слова? В общем-то, можно использовать и любой другой набор слов, причем их отношение к сказкам может быть весь­ма условным (например, я применял такие наборы: мандарин, гитара, дельфин, луна, огурец, пиджак, ав­томобиль, или: шар, змея, лев, волшебство, река, пе­щера, солдат). Однако опыт подсказал, что лучше, если слова будут самыми обычными, но на самом деле являются чрезвычайно эмоционально насыщен­ными архетипическими образами. Анализ большого количества литературных источников по юнгианской психологии, сказкотерапии, имаготерапии, символиз­му помог отобрать названный выше набор "сказоч­ных" слов, которые, по мнению многих авторов, являются одними из самых значимых для человечес­кой психики и рассматриваются как очень "симво­лически нагруженные" в культуре.

2 этап - написание сказки

Ведущий. Перед вами два набора слов. А теперь я прошу вас очень внимательно выслушать ин­струкцию для дальнейших действий. На этом же листе вы должны будете написать сказку! При этом у вас есть несколько вариантов: первый вариант: вы используете при написа­нии сказки те 7 слов, которые включены вами в первый набор;

второй вариант: в тексте вашей сказки обяза­тельно должны встретиться все слова второго набора;

третий вариант: в текст сказки вы должны включить слова и первого, и второго наборов; и наконец, есть четвертый вариант: вы не об­ращаете ни малейшего внимания на написанные на листочке слова и просто пишете сказку! Решайте, какой из предложенных вариантов вам наиболее по душе и приступайте к сказко-творчеству. Покиньте круг и выберите в нашей комнате место, где вам будет наиболее ком­фортно творить. У вас есть двадцать волшебных; минут!

Если вам трудно начать, то можете использо­вать следующий прием: прикройте глаза и вы­зовите в своей фантазии образ, порождаемый каким-либо выбранным вами словом, придайте образу конкретность, оживите его, включите движение и... понаблюдайте, что будет происхо­дить. А потом запишите родившуюся сказку.

На самом деле для подлинного творчества, не ско­ванного особыми границами, предпочтителен послед­ний вариант. В конечном счете слова, найденные са­мими участниками, как и слова, предложенные ве­дущим, нужны лишь в качестве базовой площадки, тех опор, от которых могло бы оттолкнуться вообра­жение. Но если сказочник не нуждается в таких опорах, то не следует мешать его свободному само­выражению в сказке.

Довольно часто создатели сказок выбирают третий вариант, используя слова обоих наборов. Порой они отказываются от своего набора, отдав предпочтение словам, которые предлагает ведущий.

По мере окончания работы участники собираются в кругу. Ведущему не стоит торопить их, ведь созда­ние сказки - процесс сугубо индивидуальный, не тер­пящий жесткой регламентации. Нестрашно, если времени потребуется чуть больше, чем планирова­лось. Когда все участники завершат свою работу, ве­дущий выделяет еще минуту на придумывание на­звания сказкам, а затем предлагает желающим про­честь свои произведения вслух. Если группа не слишком велика, то следует выслушать всех. Вмес­те с тем не надо настаивать в случае нежелания ко­го-то из участников на его выступлении; в конце концов, каждый имеет право не раскрывать себя (а ведь то, что в сказке очень часто раскрываются какие-то личностные черты автора, становится ясно многим участникам).

3 этап - работа со сказками

Дальнейшие действия группы ведущий может ор­ганизовать разными способами.

1 вариант

Путем открытого голосования (например, положа руку на плечо автора) участники выбирают две сказ­ки. Группа делится пополам, авторам выбранных сказок предлагается стать режиссерами и поставить за полчаса сказку своего коллеги. Не свою, а имен­но своего коллеги! Затем организуется обсуждение того, насколько слушателям сказок удалось понять их важнейший смысл и реализовать его в своем спектакле.

2 вариант

Выслушав все сказки, участники выбирают ту (или те) из них, которая больше всего, как им кажется, похожа на их собственную сказку. Объединившись в двойки или тройки, они обсуждают сходство сюже­тов, тем, идей, а затем представляют группе свою точку зрения. Затем выявляется тема, наиболее ча­сто встречающаяся в группе. Эта тема может стать предметом дальнейшей отработки в тренинге.

3 вариант

Этот вариант применяется только в обучающих группах по сказкотерапии или в терапевтических группах, в которых осуществляется работа с исполь­зованием сказкотерапии. Из всех сказок выбирается одна, на ее примере демонстрируется, как можно проводить психологический анализ сказки. Это осо­бая технология, требующая достаточно высокой ква­лификации ведущего, которая здесь описываться не будет.

Свирепо ОЛ., Туманова О.С. Образ, сим­вол, метафора в современной психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

"Именно это свойство - способность пере­краивать реальность так, чтобы сохранить ее элементы, придавая им новый смысл, -делает ее столь ценным инструментом пси­хотерапии. Принцип метафоры используют для того, чтобы по-новому расставить акцен­ты, помочь пациенту переосмыслить свой опыт... То есть для того, чтобы метафора бы­ла эффективной (это в равной степени каса­ется и символа, и образа), необходимо, что­бы она чем-то напоминала "первичные мета­форы", "первичные мотивы", как бы работа­ла на соответствующей частоте" (с. 16).

"В течение тысячелетий происходило на-пластывание слоев, но основа осталась преж­ней. Отсюда вытекает гипотеза: в сознании современного человека накопились все пре­дыдущие слои, и чтобы обнаружить и устра­нить нарушение, нужно снимая слой за сло­ем, проникнуть в те архаические пласты психики, которые и окажутся самыми здо­ровыми, потому что образованы как система координат человеческого бытия" (с. 21).

В качестве примеров сказок, созданных по описан­ной технологии, приведем две сказки участников од­ной тренинговой группы. Легко увидеть, какими раз­ными они оказались...

ПРИЛОЖЕНИЯ

И.Вачков

Сказка о речке Речь

Эта речка оказалась очень необычной. Текла в ней ИНФОРМАЦИЯ, состоящая из слов, словосочетаний, пред­ложений. Я отправился на речку Речь в одиночестве. На не­большом плоту из нескольких связанных между собой суж­дений я проплыл от самых истоков Речи до ее устья.

Суждения были такие:

«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

«А если излагать свою мысль ясно, то тебя всегда поймут». . «Значит, чтобы тебя понимали, надо ясно мыслить».

В начале Речь была очень мутной и неразборчивой, чаще всего встречались отдельные слоги, а длинных предложений не было вовсе. Зато я легко скользил по поверхности и мог любоваться со своего плота живописными берегами, ярким небом, спокойной поверхностью реки.

Чем дальше я продвигался, тем богаче и ярче становилась Речь, все больше информации несла она в своих волнах. По­рой мне удавалось найти на лепестках лилий настоящие жемчужины словотворчества - например, такие слова, как «начаепился», «гладюг» (об утюге) и многие другие. Все ча­ще появлялись бурунчики вопросов: «почему?», «как?», «от­куда?», «зачем?».

Довольно много времени я провел в тихом затончике, раз­водя и выращивая прекрасные экземпляры вежливых слов-уточек: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извини­те». Особенно удалось мне многочисленное семейство слов благодарности.

А потом Речь стала еще и внутренней. Это значит, что живые слова встречались теперь не только на поверхности, но и в глубине реки. Особенно замечательны были летающие рыбы - слова, которые могли и жить под водой, и летать над водной гладью.

Раз я застрял на порогах. Это и не удивительно: встрети­лись пороги препинания. Знаки препинания пробили мой плот и вылезли в суждениях, из которых он состоял, в са­мых неожиданных местах. И получилось: «Кто - ясно. Мыс­лит тот? Ясно излагает А. Если; излагать свою мысль, ясно-то тебя всегда. Поймут - значит, чтобы тебя... Понимали на­до ясно. Мыслить!».

Пришлось мне попотеть, расставляя точки, запятые и де­фисы там, где надо. Лишние пришлось выбросить.

Скоро Речь изменилась: она могла быть уже не только свободным устным потоком (хотя до устья было еще далеко), но и начала приобретать письменную форму. Большие участ­ки оказались покрыты толстым слоем льда, на котором были начертаны разные значки. Такие участки мне приходилось преодолевать, установив на плоту парус с азбукой и катясь на этом плоту, как на санках. Разбирая надписи, я радовался за Речь и иногда исправлял ошибки в словах.

Когда Речь становилась устной, ее течение могло меняться быстро и неожиданно.

Снилось мне, что плыву я, расслабившись, на своем пло­ту, Речь течет медленно, спокойно - я и вздремнул. Но вдруг разыгралась настоящая речевая буря: поверхность реки за­кипела; отдельные слова высоко выпрыгивали из воды, а не­которые выражения были такими свирепыми и резкими, что мой плот швыряло из стороны в сторону. В конце концов меня вынесло к Водопаду Брани, где плот не выдержал и раскололся. Обломки суждений, из которых он состоял -«ясно», «мали», «излаг», «пой», «гда» и другие, - были уне­сены эмоциональными междометиями. Я сам едва не утонул в воронке несправедливых обвинений. Когда Речь немного успокоилась, я решил ее подпитать и почистить.

Мои труды не пропали даром. Скоро Речь стала чистой и прозрачной. Красивые и правильные слова составляли глу­бокие и точные мысли. Суждения стали богатыми по смыслу и изящными по форме. И значительно реже появлялись на речке пороги, на которых бурлили резкие и грубые слова.

Только я собрался с удовольствием поплескаться в речке Речь, как... проснулся! Даже жалко, правда?

Н.Лзопкова

Путешествие двух подруг

Жила-была на свете девочка, которую звали Память. Очень хотелось ей побольше узнать обо всем, что есть на свете. И ре­шила она пойти в Страну Знаний, о которой ей рассказывала лучшая подруга - Внимание. Долго отговаривала ее соседка Лень, предлагала поиграть или лучше полежать. Путь-то в Страну Знаний очень длинный и опасный. Но Память не по­слушала ее уговоров и решила во что бы то ни стало добраться до сказочных сокровищ Страны Знаний. Напрасно старалась Лень, которой, впрочем, скоро стало лень стараться.

Памяти, к счастью, не пришлось отправляться в путешест­вие в одиночку - с ней решила пойти ее подружка Внимание. Дорога на самом деле была дальняя и трудная, много препят­ствий вставало на их пути, но все они были преодолены. Де­вочки всегда помогали друг другу в сложных ситуациях.

В пути им встретился маленький и веселый Шумок. Он играл и шутил с девочками, развлекал их, шептался то с од­ной, то с другой. Девочки стали ссориться друг с другом. А ему того и надо было! Не знали девочки, что под личиной безобидного маленького Шумка скрывался злой и коварный волшебник Шум, который решил помешать Памяти и Вни­манию идти вместе в Страну Знаний. Очень хотелось ему разлучить подруг. Он старался отвлечь подруг от их главной цели, все время пытался привлечь на свою сторону немнож­ко легкомысленную девочку Внимание. Память боялась по­терять подругу, она не знала, что делать, как освободить ее от чар злого волшебника.

А Шумок уже радовался своей победе и от радости стал разрастаться, все больше приобретая свой настоящий вид, -и в конце концов превратился в Шум.

Увидев это, Память горько заплакала, но тут она услыша­ла голосок, ласково утешавший ее. Подняла Память запла­канные глаза и увидела рядом с собой девочку. Несмотря на свою юность эта девочка была волшебницей, и звали ее Воля. Она успокоила Память, сказав, что поможет справиться с коварным чародеем.

Услышал это Шум, почуял неладное, засуетился: стал сту­чать, грохотать, вопить. Но бессилен оказался он перед вол­шебницей Волей. Стал он сжиматься, уменьшаться, превратил­ся сначала в Шепоток, потом - в едва заметный Шорох, а после и вовсе исчез. Подруги очень обрадовались - они могли нако­нец спокойно продолжить свое путешествие. На прощание Воля посоветовала им быть дружными и никогда не разлучаться. А если случится беда - пусть ее, Волю, на помощь зовут.

Теперь уже никто больше не мешал подругам в пути, и они благополучно добрались до красивой и богатой Страны Знаний, где и теперь не расстаются, чтобы вновь не появился Шум - злой и коварный волшебник.

А. Попова

Коряга

Давным-давно на окраине огромного темного леса у ши­рокой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна, сваленные в удивительном беспорядке - вперемешку большие и маленькие, короткие и длинные, ши­рокие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскаки­вать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шу­мом вновь раскатываться в разные стороны.

Среди ровных и стройных Бревен выделялась одна стран­ная, неуклюжая Коряга, вызывая своим причудливым видом общие насмешки. Никто ее не обтесывал - она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг стали отгонять Корягу, не желая иметь с ней де­ла, и даже задумывались: не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки да подровнять задоринки?

Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бре­вен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печаль­ных мыслей, от чувства безысходности, она наконец уснула.

А наутро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путе­шествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться

полезной.

Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, гордо торчавший вверх, Дровосек привязал маленький флажок.

И плот отправился в далекое путешествие, в новые неиз­веданные земли.

И.Вачков

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшей­ся среди высоких и неприступных гор, росли... Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к де­лу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дере­ва-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюб­ленностью, где-то прогибалась до земли от своей Принижен­ности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - таки­ми они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально па­рили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголка­ми, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько по­датливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каж­дого человека в жизни складывается все по-разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, ярост­но бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вы­рывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураган­ным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, толь­ко изучая самого себя и свои поступки.

(сценарий сказкотерапевтического тренинга с элементами арт-терапии)

Сказка о деревьях-Характерах должна носить медитативный характер и рассказываться на фоне релаксирующей музыки.

Проводится этот сказкотерапевтический тренринг в небольшой группе, однако, Вы можете провести её и самостоятельно - сами для себя.

Сказка о Деревьях-характерах рассказывается в два этапа Ведущим.

Первый этап сказкотерапевтического тренинга: введение аудитории в соответствующее настроение и разъяснение общей схемы задания рисуночного теста.

Второй этап сказкотерапевтического тренинга: после окончания общей работы и обсуждения, Ведущий рассказывает (опять же в интонации сказки) о том, что могут означать те или иные детали созданного каждым рисунка в этом рисуночном тесте.

Но самая главная сказочная работа лежит между этими двумя этапами. Она и составляет соль сказкотерапевтического тренинга.

Итак, начнём по порядку готовиться к рисуночному тесту.

Приготовьте листы бумаги и материал для рисования - карандаши, фломастеры, краски.

Попросите собравшихся изобразить на листе своё Дерево-Характер. На эту работу отводится не меньше 20 минут.

Чтобы ввести в курс дела рисовальщиков, начните сказочный зачин. Расцвечивая его своими подробностями и интонацией. Для создания атмосферы и стимуляции воображения, вы можете устроить демонстрацию слайдов. Соберите лучшие изображения деревьев и леса. Пусть это будут как настоящие фотографии живой природы, так и иллюстрации к волшебным сказкам, к поэмам. Очень много в этом плане могут дать иллюстрации Билибина к волшебным русским сказкам, а также кельтские узоры и иллюстрации английских художников к артуровскому циклу и шире - вообще британскому фольклору.

Сказочный Зачин

В волшебном мире, который лежит далеко отсюда, растёт странный лес. Его деревья - суть Характеры всех живущих в нашем мире людей. Все деревья - похожи и не похожи между собой.

Похожи потому, что устроены одинаково. Каждое Дерево-Характер имеет всего четыре главные ветви, от которых уже растут веточки более мелкие.

Вот эти четыре ветви, которые образуют Дерево-Характер:

  1. Ветвь Отношения к Себе,
  2. Ветвь Отношения к Людям.
  3. Ветвь Отношения к Делу.
  4. Ветвь Отношения к Вещам.

А непохожи все эти Деревья-Характеры потому что хоть они и устроены одинаково, но развиваются по-разному и наполняются разным содержанием.

Деревья эти, хоть и растут в одном огромном лесу, согреваются солнцем по-разному, растут на разной почве и по-разному открыты дождю и ветру. Да и сами они имеют право расти так, как им вздумается.

Бывает, что в лес налетает волшебная свирепая буря и тогда она меняет облик Деревьев-Характеров, но и тут каждое дерево меняется по-своему.

Впрочем, рисуйте то, что Вы видите перед своим внутренним взором.

После того, как проходит первые 20 минут рисуночного теста, отведённые на работу над рисунком Дерева, Ведущий даёт рисовальщикам следующее задание - самое важное в этом сказкотерапевтическом тренинге.

Обитатели леса

Ведущий даёт задание нарисовать на своей картине персонажа (или нескольких персонажей), которые обитают рядом с Вашим Деревом-Характером. Кто или что это будет?

Будет ли он жить возле дерева, на нём или в дереве? Будет ли он только изредка посещать Ваше Дерево или же оно - постоянное место его обиталища?

Ведущий просит нарисовать этих персонажей и дать имя каждому.

Некоторые участники сказкотерапевтического тренинга не ограничиваются только рисунком и именем персонажа-обитателя леса, но приписывают к рисунку в рисуночном тесте короткий рассказ-характеристику вымышленных обитателей дерева.

Итак, арт-терапевтическая часть работы данного рисуночного теста закончена, и группа переходит к активному общению, обсуждению и внимательному слушанию - Ведущего и друг друга.

Обсуждение рисунков

Оно проходит по следующей схеме. Вначале все по очереди берут слово и пытаются «расшифровать» чужие рисунки. Для этого Ведущий предлагает найти рисунок, похожий на тот, который создал сам выступающий.

Вопросы:

  1. Какой рисунок из тех, что вы видите перед собой, похож на ваш?
  2. Можете ли вы конкретизировать детали, которые говорят об этом сходстве?

Когда обсуждается рисунок конкретного участника семинара, этот человек имеет право как давать комментарии, так и право - промолчать. Он может опровергать догадки других членов группы, а может подтверждать правоту.

Главное, от чего нужно предостеречь группу перед обсуждением чужих рисунков - необходимо воздержаться от «постановки диагнозов» и вообще от какой-либо формы навязчивой «интерпретации» чужого рисунка.

После обсуждения рисунков в группе Ведущий (который всё время внимательно наблюдал за ходом процесса) берёт слово.

Здесь начинается самое сложное для Ведущего и самое интересное для участников.

Ведущий кладёт перед собой все собранные рисунки нарисованные за время этого рисуночного теста и начинает импровизировать на ходу сказку.

В этой сказке должны быть задействованы все вымышленные персонажи, которых участники семинара пририсовывали к своим деревьям.

Как Вы помните, персонажи должны иметь имена (о них позаботились сами создатели персонажей) и по возможности (но можно и не настаивать) краткие характеристики.

Аудитория в этот момент - внимательно слушает голос ведущего, узнавая по ходу сказки своих героев, живущих возле их деревьев характеров.

По сути, Ведущий выявляет проблемы каждого участника группы и затем рассказывает сказку, которая носит психокоррекционный характер.

Обычно злые, никчёмные и несчастные персонажи по ходу сказочного сюжета вовлекаются в полезные дела и приходят к добру, обретая друзей, красоту, утерянные артефакты, любовь и прочее...

Не старайтесь придумывать супер-сказку высокохудожественного уровня - главное охватить всех персонажей (именно поэтому группа должна быть небольшой) и насытить сказку светлым юмором и чепухой, захватывающими неожиданностями и небанальными, позитивными уроками. Кроме того, сказка не должна затягиваться.

В заключение сказкотерапевтического тренинга...

В заключение рисуночного теста Ведущий раздаёт художникам их творения и рассказывает финал сказки о Деревьях-Характерах.

Конец сказки

Итак, вы узнали страну, где растут волшебные Деревья-Характеры. Как вы уже знаете, у каждого такого дерева - по четыре главные ветви:

  • ветвь отношения к себе,
  • ветвь отношения к людям,
  • ветвь отношения к делу,
  • и ветвь отношения к вещам.

Примерный анализ рисунков

Есть ветви отношения к людям - прямые, а есть изогнутые. Изогнула их ложь или «трудности в общении» (которые и ведут ко лжи).

Есть ветви отношения к людям - длинные, а есть короткие. На длинных, как на длинной скамейке, можно усадить сразу много друзей, на коротких - хорошо если один поместится.

Есть любые ветви - толстые и прочные, а есть хрупкие. На хрупкую ветвь побоишься сесть. Ею можно только любоваться.

Есть ветви отношения к себе, которые торчат так, что, идя по лесу, можно выколоть глаз.

Есть те, что чуть ли не стелятся по земле - от низкой самооценки и бремени возложенных на себя «Я должен»...

Есть ветви отношения к себе, которые смотрят в небо и тянутся к солнцу, спокойные и уверенные в правильности выбранного ориентира, воплощение личного достоинства.

Всем, кто хочет провести это занятие сказкотерапевтического тренинга самостоятельно, я рекомендую освежить в памяти рисуночный тест «Дом. Человек. Дерево», особенно в части «дерево».

Именно интерпретация Дерева из этого классического рисуночного теста поможет Вам более подробно и точно проинтерпретировать Деревья-Характеры из вашей сказки.

Кроме того, включите смекалку сами - пусть метафоры, подсказывающие черты характера, зашифрованные в рисунках, станут понятны вам без шпаргалки.

ДЕРЕВЬЯ-ХАРАКТЕРЫ
ИЗ ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА

« С казка о Деревьях-Характерах» вначале использовалась только в работе с младшими школьниками - она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям. Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер. Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать в рамках как сказкотерапевтического тренинга, так и других видов тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии. Ведущий должен владеть техниками визуализации и соблюдать правила психологической безопасности. Во время первого этапа упражнения звучит релаксационная музыка.

I ЭТАП

Участники сидят в кругу.
Ведущий . Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...
Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. Приложение). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и - раз уж в волшебный лес попасть нельзя! - самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней. Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг.
Время на рисование - не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:
Изображение вашего Дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом, скажем - в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам.
Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

II ЭТАП

Ведущий . Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку.
Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники (те, кто захочет) комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения - во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

III ЭТАП

Дальнейшая работа будет связана как раз с этими существами. Ее можно организовать по-разному, в зависимости от количества участников группы. В небольшой по объему группе участникам предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет, опираясь на особенности возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводя персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее. Время на работу - не менее тридцати минут.

IV этап

После того как участники расскажут сочиненную сказку или представят свои мини-спектакли, организуется обсуждение. Во всех случаях стоит обсудить следующие вопросы:
Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?
Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
Как вы можете охарактеризовать эти существа?
Какими качествами они обладают?
Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете?
Как вы справились с этими трудностями?
Какие чувства испытываете сейчас?
Возможна и иная организация обсуждения, которая приемлема именно на сказкотерапевтическом тренинге. Обсуждение строится по следующей схеме анализа сказки (эта схема должна быть уже известна участникам группы):
1. Основная тема (темы).
2. Главный герой (его личностные качества и основные мотивы).
3. Отношения между главным героем и другими персонажами.
4. События сказки.
5. Трудности, которые приходится преодолевать главному герою.
6. Средства преодоления трудностей.
7. Имеющиеся ресурсы.
8. Недостающие ресурсы.
9. Актуализированные в сказке чувства.
10 Образы и символы сказки.
И в том и в другом случае ведущему следует помнить о наличии проекций в образах сказочных персонажей, которые практически всегда дают о себе знать.

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук

ПРИЛОЖЕНИЕ

СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости , а на другом была скручена кольцом Лжи . Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью , где-то прогибалась до земли от своей Приниженности , а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства . Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности , а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость .
Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.
Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви - ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.
У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

психологические упражнения для тренингов

Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»

Концептуальное введение:

В начале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер. Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии. От ведущего требуется владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки.

Цели : развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.

Задачи:

  1. помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.
  2. тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
  3. развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Цели : Погружение участников в атмосферу сказки.

Материалы

Упражнение «Сказочные характеры» (упражнение разработано составителями тренинга)

Цели : погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : тихая, мелодичная музыка.

Время: 10-15 минут.

Процедура : Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга, Змей Горыныч и т.д, и «позитивные», такие как Золушка, Иван-Царевич и т.д. Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей, кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а затем «позитивных».

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?
  2. Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие участники?
  3. Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил?
  4. Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи, если да, то можете их озвучить.

II. Этап – Основная деятельность

Цели

Материалы

Упражнение «Деревья-Характеры»

Цели : применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.

Время : 40 мин.

Данное упражнение состоит из 2 частей:

Часть 1. «Рисование сказки»

Процедура : «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.

Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:

«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

Процедура : «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?
  2. Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?
  3. Какие ощущения вызвала проделанная работа?

III. Этап – Завершение

Цели : получение обратное связи; самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка.

Упражнение «Сказка по кругу»

Цели : самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка.

Время : 20-30 мин.

Процедура : Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее.

Вопросы для обсуждения:

  • Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?
  • Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
  • В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
  • Как вы можете охарактеризовать эти существа?
  • Какими качествами они обладают?
  • Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?
  • Как вы справились с этими трудностями?
  • Какие чувства испытываете сейчас?

Литература:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
  3. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

Приложение 1

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...