Возможность учиться чему то новому. Учимся учиться, или как изучать новое быстро и эффективно. От чего зависят способности к обучению

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс, французский писатель и литературный критик

Зачем вы учитесь?

Очень важно задать этот вопрос себе, подчиненному или ребенку, который осваивает школьную программу. От того, есть ли цель и как она сформулирована, во многом зависит мотивация обучаемого и, конечно, успех. Кроме того, должны быть сформулированы и критерии, по которым мы планируем оценивать результаты обучения.

Если вы перестанете учиться, у вас проблемы. Поговорите с тем, кто знает больше, чем вы. Напишите статьи о том, что вы узнали. Без обучения вы теряете вдохновение. Без вдохновения вы будете изо всех сил стараться быть творческими. Все это должно сделать меня лучшим дизайнером. Важно иметь широкие знания для дизайна. Закладка этой страницы, используйте ее, когда вам хочется копаться во что-то новое.

Зачем вы учитесь?

Если вы видите 🦉, это означает, что вы получаете личный наставник на курсе. Пользовательский интерфейс для Интернета. Основы удобства использования. Вступление к дизайну повседневных вещей с Дионом Норманном. Разработайте большой опыт в этой специализации по дизайну взаимодействия.

А. Л.: Важно понимать, для чего обучение нужно в работе, чему хочу научиться и что хочу получить в результате. У цели обязательно должны быть сроки, и в этом ее отличие от мечты. И обязательно нужно подумать, какие есть ограничения, что может помешать, если у вас какие-то табу на пути к цели. Например, заниматься сможете только раз в неделю по выходным. Задумайтесь также над тем, по каким критериям вы будете оценивать результат, фиксируйте промежуточные результаты. Так, когда человек начинает заниматься вокалом, обязательно делается запись, как он пел до занятий, через месяц, через два, чтобы была видна динамика. Показателем динамики может быть время: сначала я тратил два рабочих дня для создания этого отчета, а сейчас — два часа.

Дизайн взаимодействия в течение 4 недель с наставником. Психология дизайна взаимодействия. Проектное мышление происходит от процессов и методов, направленных на достижение единственной цели. Вещи выполняются в быстрой итерации, пока вы не создали нечто отличное.

Фонд разработки взаимодействия

Дизайн мышления для инноваций. Смена руководства в вашей организации. Понимание процесса. Внедрение процесса. Руководство для начинающих по дизайну мышления.

Изучите пользовательский дизайн-холст

Изучите пользовательский дизайн-холст Для предпринимателей и новаторов.

Покажем это на примере. Сейчас я бухгалтер-кассир, через полгода моя коллега — бухгалтер по учету заработной платы уходит в декретный отпуск. И у меня есть возможность занять эту должность, если я успею освоить данный участок работы. Я составляю список знаний и навыков, дроблю их на шесть месяцев, и мы с главным бухгалтером договариваемся, как будем контролировать результат. Знания будем проверять с помощью тестирования и решения реальных практических задач. Также критерием будет время, которое я трачу на определенные операции. Сейчас у меня уходит на начисление зарплаты одному сотруднику два часа, а через полгода это должно занимать не больше 20 минут.

Изучение информационной архитектуры

Введение в пользовательский дизайн. Ресурс, который поможет вам заполнить ваш холст. Протыкание и дизайн. От идей к действию. Быстрое прототипирование. Информационная архитектура. Основы информационной архитектуры. Проведение тестирования юзабилити. Что является персоной пользователя.

Создание пользовательских персонажей. Изучите визуальный дизайн за 4 недели с наставником. Основы информационного дизайна и визуализации. Изучите дизайн веб-разработки с наставником. Научитесь программировать бесплатно. Бесплатный стартовый стартер кодирования.

А. Л.: Еще очень важно определить критерий, на основе которого можно будет сделать вывод, удалось достичь успеха или нет. Допустим, вы хотите через год, когда поедете в отпуск свободно говорить на английском языке. А что для вас значит свободно разговаривать на иностранном языке? Спросить, как дойти до Биг-Бена, или возможность свободно, без словаря беседовать, например, на такие сложные темы, как ядерная физика?

Научитесь кодировать. Научитесь создавать отличные веб-сайты. Научитесь кодировать и помогать некоммерческим организациям. Кодирование для дизайнеров. Программирование для не-программистов. Живые потоковые классы по дизайну, маркетингу и коду. Изучите разработку.

Изучайте веб-дизайн, кодирование и многое другое. Научитесь кодировать эту наноуровень. Изучите развитие интерфейса. Узнать Гит. Онлайн-курсы по курсам и курсам по информатике. Изучите науку о данных в своем браузере. Развивайте свои аналитические навыки простым, но интересным способом.

Почему же иногда нам так и не удается реализовать свои цели? К примеру, изучение иностранного языка откладывается в долгий ящик уже который год?

А. Л.: Часто мы ставим слишком амбициозные цели. Не думаем о рисках, о том, что может остановить на пути к этой цели. Есть ли какие-то внутренние ограничения, готовы ли мы к покорению этой вершины? Иногда страшно начать. Тогда важно сделать хотя бы что-то, пусть это будет маленькое незамысловатое действие. Бывает, что не хватает поддерживающей среды: сложно справиться в одиночку. Тогда человек идет на тренинги повышения квалификации, курсы обучения английскому языку или в спортзал, например. Приходит и понимает, что не он один не умеет это делать, есть люди, которые готовы вместе с ним учиться.

Узнайте об оптимизации контента

Узнайте о данных. Введение в науку о данных. Веб-аналитика. Основы науки о данных. Гибкие методы. Проворный ботинок. Освоение гибкого управления проектами. Введение в стратегию контента. Курс веб-письма. Изучите копирайтинг с наставником. Письмо для Интернета.

Курс онлайн-копирайтия на 5 недель. Дизайнеры руководят письмом и исследованиями. Написание для Интернета и мобильных устройств. Используйте фотографии, чтобы прояснить сложность, изгнать путаницу и победить страх. Используйте фотографии, чтобы прояснить сложность, изгнать путаницу и победить страх с начинающих, продвинутых и мастер-курсов.

Насколько вы заинтересованы в результате?

Огромное влияние на результат оказывает то, насколько человек заинтересован в получении новых знаний, что для него стало стимулом для обучения. Информация, как и пища, усваивается намного лучше, когда поглощается с аппетитом, когда очевидна внутренняя ценность обучения.

А. Л.: Разные люди руководствуются разными мотивами. Бывает «мотивация от». Например, от страха получить штраф или выговор от руководства. И «мотивация к». Когда человек делает что-то, потому что хочет вырасти в должности или просто потому, что это ему нравится. Надо понимать, чем руководствуется человек, которому мы ставим задачи.

Научитесь раскадровки, первые шаги визуального повествования. Учиться чему-то новому каждый день легко. Некоторые люди читают пронзительно и являются маяком знаний. Другие настраиваются на свой любимый информационный канал по телевидению, слушают радио, разговаривают со своим соседом или идут учиться. Однако вы находите это, знание вокруг вас каждый день.

Предоставляет что-то, о чем можно поговорить. Кто не хочет быть известным как интересный собеседник? У вас будет много корма, чтобы поделиться с другими. Предоставляет вам новые вещи. Изучение новой информации расширяет ваш разум. Когда вы приобретаете новые знания, вы становитесь более интересным и вдумчивым человеком.

Д. Л.: Есть внешняя мотивация, когда человек идет учиться, потому что его послали. Это плохая мотивация. Он будет плохо учиться. А вот когда он сам придет и попросит чему-то научить или отправить на курсы, чтобы освоить новые навыки, — это хорошая мотивация. И тогда во время занятий или изучения литературы по теме у него есть внутреннее желание получить эти знания, а значит, результат будет значительно лучше.

Вы можете обнаружить, что одна вещь заставляет ваше сердце петь. Например, возможно, вы никогда не слышали о плавании с дельфинами. Но вы читали об этом или видели по телевизору и планировали провести отпуск. Вы можете испытать что-то потрясающее только потому, что приобрели новые знания.

Обучение освежает. Обучение захватывает ваш разум, когда вы берете новую информацию. Вы соблазнены, чтобы учиться все больше и больше. Приятно чувствовать, что ваш разум каким-то образом обновляется, и каждый день он помогает этому чувству. Борьба с скукой. Когда вы узнаете что-то новое, это помогает вам избежать сумасшедшего существования. Разбудите свою жизнь, просто приобретя новую информацию.

А. Л.: Стоит учитывать еще одну особенность человеческой психики. Порой пропадает желание продолжать. Ведь это же надо находить в себе силы, выкраивать время и заниматься. Тут большое значение имеет то, ради чего все это делается. Если цель действительно вдохновляет, то и силы найдутся. Человек очень сильно воодушевляется, когда начинает видеть первые результаты. Тогда возникает драйв, азарт, желание довести начатое до конца. Вопрос в том, как поддерживать себя, пока не появится этих результатов. Нужны какие-то промежуточные радости.

Всегда учитесь чему-то новому

Дает вам кое-что, на что можно рассчитывать. Вы влияете на жизнь других. То, чему вы учитесь и делитесь, может оказать глубокое влияние на другого человека. По крайней мере, вы можете вызвать чье-то любопытство в той мере, в какой они углубились в тему, которую вы поделили.

«Опыт, сын ошибок трудных»

Знание - сила. Сэр Фрэнсис Бэкон, английский философ и писатель, живший в 17 веке, однажды сказал: «Знание есть сила». Когда у вас есть знания, у вас есть сила для достижения многих целей. Одна из самых важных причин узнать что-то новое - это то, что вы получаете силу, когда делаете.

Положительным подкреплением для подчиненного может быть похвала, комплимент, что он научился делать то, чего раньше никто не умел, оптимизировал процессы. Для ребенка, который делает первые успехи, например, в игре на фортепиано, это может быть словесная похвала, совместный поход в зоопарк или какая-то «вкусная радость». Себе самому тоже можно придумать маленькие радости. Например, если я отлично сдам этот проверочный тест, тогда я куплю себе путевку в отпуск или новое платье, которое мне давно хотелось, позволю себе отступить от диеты и т д. А еще взрослые, как и дети, любят учиться через игру. Тогда промежуточный результат подогревает азарт. Поэтому тестирование-подкрепление можно устраивать в формате игры, конкурса, соревнования. Сейчас есть даже дистанционные программы, построенные по этому принципу.

Вы будете интеллектуально стимулироваться. Получите ваши интеллектуальные соки, текущие, открыв книгу или просмотрев информационный канал по телевидению. Хотите узнать больше о плотничестве? Найдите продуманную информацию и побалуйте себя. Выставляйте себя на темы, чтобы обдумать.

Ваше качество жизни будет улучшено. Обучение дает вам шанс, когда вам это нужно, знание, когда вы его ищете, и отличное времяпрепровождение. Существует так много причин ежедневно получать новые знания. Разверните свой ум, поставьте хороший пример своим детям и получите некоторую силу в своей жизни. Преодолейте скуку, культивируйте великую беседу и положительно воздействуйте на жизнь другого человека. Вы достигнете всех этих вещей и больше, когда будете сосредотачиваться на изучении чего-то нового каждый день.

После окончания обучения начинается процесс освоения полученных знаний и навыков. И тут очень важно, чтобы была возможность применять их на практике, встраивать в рабочий процесс. Если речь идет об обучении подчиненного или ребенка, опять же продумать, как это будет реализовано, будет это серия дополнительных вебинаров или консультации внутреннего эксперта.

Любой, кто перестает учиться, стар, будь то двадцать или восемьдесят. Самое важное в жизни - держать свой ум молодым. Тот, кто делает все возможное, всегда остается тем, кем он уже является, - сказал однажды автомобильный пионер Генри Форд. Даже сегодня эти изречения не потеряли своей значимости. Обучение - это процесс на всю жизнь и известная поговорка: «Тот, кто сдерживает, кто ржавеет», действует не только для нашего тела, но и для нашего разума. Регулярное обучение держит мозг в порядке и оказывает положительное влияние на наше благополучие.

Конечно, вы также знаете таких старых людей, которые сидят весь день с подушкой у окна и смотрят. Они часто считают, что не стоит изучать что-то новое в их возрасте, придерживаясь исключительно того, что они «всегда» делают и думают, и, таким образом, со временем становятся пустыми. Другие пенсионеры используют свое свободное время, чтобы общаться, путешествовать, посещать компьютерные курсы, решать головоломки, читать или заниматься другими увлечениями. У вас наверняка есть несколько людей, верно?


От чего зависят способности к обучению

Все мы разные. Кто-то легко и быстро усваивает самую сложную информацию, а кому-то этот процесс дается значительно сложнее. Кто-то предпочитает годами действовать по многократно выверенному алгоритму, выполнять привычные функции. А для кого-то важно постоянно учиться, пробовать что-то новое, находить более эффективные способы решения стандартных задач. И конечно, вторые в процессе своих поисков чаще совершают ошибки, приходят не туда. А какой стиль поведения характерен для вас?

Этот небольшой пример должен показать вам, насколько важны для нас люди. Разумеется, это относится не только к частному сектору, но также - и особенно к вашему бизнесу. Любой, кто активно участвует в трудовой жизни и «кстати», может также иметь свою семью, которая требует времени, но знает, что часто не хватает времени, чтобы узнать что-то новое. Даже если вы решились на это: слишком часто что-то приходит между ними, и к сожалению, только 24 часа. Поэтому лучше всего, если вы сможете получить много информации за короткое время, чтобы довести вас до конца.

Д. Л.: Первое, от чего зависит способность к обучению, это установка на непрерывное повышение квалификации. Вчерашние сертификаты уже никого не интересуют. Нужно отказаться от мысли: «Сейчас я еще вот это изучу и тогда смогу работать на таком-то рынке или с такими-то счетами». Вкладываться в развитие придется постоянно, и это не всегда деньги — где-то время, где-то другие ресурсы. При постановке задач, в том числе на обучение и развитие, надо учитывать индивидуальные особенности. В бухгалтерии есть разные задачи. Где-то нужны аналитики, которые смотрят на цифры, а видят графики, у них в голове это происходит автоматически. А где-то нам нужны коммуникаторы, которые могут с различными подразделениями наладить контакт или договориться с контрагентами.

Как лучше и лучше учиться

Но для этого вам нужно сначала «научиться учиться». У меня есть несколько советов для вас.

Избегайте отвлекаться как можно больше

Многозадачность не позволяет вам эффективно учиться. Лучше иметь дело с одной штукой за раз, иначе вы узнаете много чего, но на самом деле!

Учитесь с интервалом времени и делайте перерывы

Но независимо от того, как долго вы это сделаете, он никогда не будет настолько эффективен, как выписывать наиболее важные для вас моменты, пока вы читаете и начинаете возиться со своей первой страницей. Это справедливо для всех сфер жизни. Ваш мозг может запоминать информацию намного лучше, если вы регулярно, но не слишком долго учитесь. что Это более эффективно, если вы изучаете предмет в течение получаса каждый день, чем сидите, чтобы учиться двенадцать часов раз в месяц раз в месяц. С одной стороны, ваша концентрация не длится так много часов, а с другой, мозг не может поглотить слишком много знаний сразу в своей долговременной памяти.

У тех, кто готов заняться чем-то принципиально другим, кто не боится освоить новый фронт работы, выходя за пределы зоны комфорта, способности к обучению значительно выше. Они легче усваивают новую информацию. Это подтверждают данные исследования, проведенного Teachers College (Columbia University) в 2011 году.

Д. Л.: Если человек три года «сидит на зарплате», у него возникает ощущение, ложное впрочем, что о зарплате он знает все. Желание развиваться и двигаться вперед пропадает. И когда ему предлагают по этой теме книжку почитать или на семинар сходить, он идет туда с мыслью, что ничего нового не узнает. Нужно поддерживать желание развиваться.

От чего зависят способности к обучению

Эта проблема, особенно студенты, знает, что «обучение выпивке» работает: вы узнаете за несколько дней до экзамена до рвоты и вскоре после экзамена почти все забыто. Даже если вы заняты, в вашей повседневной жизни всегда бывают короткие периоды, когда вы в идеале можете узнать что-то новое, но обычно этого не делаете.

Автомобильные поездки Если вы едете в офис на полчаса ежедневно, вы можете в идеале использовать это время, чтобы прослушать подкасты по теме, в которой вы хотите продолжить свое образование. Время ожидания. Ожидаете ли вы автобус или назначение врача. Если вы загружаете электронную книгу на свой смартфон или добавляете интересные статьи, для которых у вас не было времени раньше, вы можете использовать каждое время ожидания с умом.

Как оценить, способен ли человек обучаться?

Оценить опыт, который был у человека в прошлом, позволяет поведенческое интервью. Если прежде он легко осваивал новые методы и подходы, то и в будущем справится с этим. И напротив, если раньше это давалось тяжело, то и в будущем он будет делать это с большим трудом. Вопросы делятся на четыре группы.

Что Вы можете приостановить запущенную программу и перемотать позже во время рекламных пауз. Нормальный фильм обычно длится с 15 до 15, из которых около получаса тратится на рекламу. Затем вы можете начать воспроизведение, пропустить любой рекламный прорыв и по-прежнему закончиться в 15 часов с фильмом! Что вы хотели узнать в течение некоторого времени, но еще не реализовали его? Что вас остановило?

За этими правилами должен следовать каждый разработчик программного обеспечения

Правила, рекомендации, советы - вы можете называть это тем, что хотите, в конце концов вы должны помочь ему быть более продуктивным и работать более эффективно. В дополнение к личным намерениям - например, заниматься обычными видами спорта или обеспечивать здоровую диету - есть, конечно, много профессиональных правил, которые должны способствовать более продуктивной повседневной работе.

  1. Попросить вспомнить ситуацию, когда человек осваивал что-то новое. Если вы хотите, чтобы он освоил новое программное обеспечение, то и спрашивать нужно, был ли у него именно такой опыт и как он осваивал тот же Word и Excel.
  2. Теперь нужно выяснить, какие цели он перед собой ставил. Перейти на новое ПО в кратчайший срок или, наоборот, стать экспертом в этой области и изучить его не торопясь, но глубоко и фундаментально.
  3. Выясните, какие действия он предпринимал, чтобы достичь этого результата. Как именно он собирал информацию? Как осваивал новую технологию? Что делал, чтобы внедрить в повседневную деятельность?
  4. Спросите, как он оценивает свой результат, с помощью каких критериев? Из чего можно сделать вывод, что он достиг поставленных целей и эту программу действительно освоил? Какие результаты его работы подтверждают то, что он с этой учебной задачей справился?


Как повысить уровень обучаемости?

Если постоянно действовать по шаблону, со временем ослабевает память, снижается концентрация внимания. Привычка не позволяет использовать заложенный в нас потенциал. Чтобы новая информация хорошо усваивалась, чтобы было легче находить решения в нестандартных ситуациях, нужно поддерживать гибкость ума. Мозг должен постоянно обрабатывать новую информацию, искать нестандартные решения и пути. Чтобы нервные клетки пробудились к активной деятельности, тренироваться нужно постоянно.

Д. Л.: Очень правильно, если в бухгалтерии есть возможность ротации. Полгода я сижу на одних счетах, а следующие полгода могу посидеть на других. Возможность переключаться, чтобы за два-три года я освоил всю бухгалтерию достаточно глубоко. А еще через два года мне поручают баланс составить вместо главного бухгалтера, он мне делегирует. Он, конечно, все перепроверит, но, в общем, я сам делаю сводную управленческую или налоговую отчетность. В такой ситуации желание двигаться вперед у меня не пропадет. Нужно с молодости приучать себя к постоянному развитию. Чтобы выстроить процесс непрерывного обучения, бухгалтерия может выписывать два-три профессиональных журнала. Главное, чтобы их действительно регулярно читали, чтобы специалист каждую неделю узнавал что-то новое и интересное в своей области.

А. С.: Полезно иметь подписку на рассылку профессиональных изданий, например «Бухгалтерии Онлайн». Это позволяет быть в курсе всех вступающих в силу и планируемых изменений, чтобы понимать, как перестроить свою работу. В отдельной табличке я фиксирую, какие изменения планируются, и копирую туда ссылку на источник. А когда приходит время, например наступает очередной год, я уже знаю, что изменилось и что мне важно учесть. Также я собираю в таблицы данные о том, как в разные годы изменяется МРОТ, ставки для расчета взносов и др. Это не самая оперативная информация, но когда она мне нужна, она всегда под рукой.

Чтобы информация хорошо усваивалась, у человека должна быть развита кратковременная или оперативная память.

А. Л.: Есть специальные упражнения для улучшения памяти. Также хорошо развивает интеллектуальные способности письменная речь. Причем именно рукописная. Потому что в этом процессе задействована мелкая моторика. Полезно читать художественную литературу. Чтение — это новые слова, новые сюжеты. Рисовать тоже полезно. Это тренировка синхронной работы двух полушарий. В результате скорость реакции повышается, мыслительные процессы ускоряются, человек быстрее реагирует на новые ситуации.

Не стоит браться сразу за освоение многих аспектов. Это миф, что человек может одновременно решать несколько задач, изучать материалы по нескольким масштабным темам. В этом случае эффективность снижается в разы. Лучше концентрироваться на чем-то одном. И только потом браться за другую задачу.

Также на способность усваивать информацию влияют такие банальные вещи, как физическая нагрузка, питание, прогулки на свежем воздухе.

Д. Л.: Надо питаться натуральной пищей, больше есть овощей и фруктов, а вот мяса есть меньше, много двигаться. А в момент обучения лучше вообще себя впроголодь держать, тогда информация будет усваиваться еще лучше. Потому что, когда мы сильно наелись, особенно быстрых углеводов, каких-нибудь сладостей, это, с одной стороны, подпитывает мозг, а с другой — вся информация, которую мы запоминаем, быстро выгорает. А нам нужны длинные углеводы, долгоиграющие, разные каши без молока, злаки, клетчатка, морковка. Все это способствует усвоению информации.

«Опыт, сын ошибок трудных»

Часто основное препятствие к изучению чего-то нового — это страх допустить ошибку или не справиться с поставленной задачей. И тут есть чему поучиться у детей. Они не боятся промахов и неудач, осваивают новое с увлечением и азартом. Вспомните малыша, который учится ходить. Или ребенка постарше, когда он осваивает велосипед. Что они делают, когда в процессе обучения падают? Встают и продолжают.

Взрослым чаще свойственна осторожность, стремление оставаться в зоне комфорта, избегая неудач. Но есть и такие, кому удается сохранить «детскую» увлеченность. Их не пугает высокая вероятность ошибки. Так, у изобретателя Томаса Эдисона было множество ошибочных попыток прежде, чем он разработал один из первых коммерчески успешных вариантов лампы накаливания. А о своих неудачах он сказал так: «Это не были неудачи. Просто я изобрел 10 000 способов, которые не сработали». Не зря же говорят: на ошибках учатся. Как же быть, когда цена ошибки очень высока, например при подготовке квартального отчета или оформлении платежных документов?

А. Л.: В ситуации с высокой степенью ответственности, когда цена ошибки высока, человек учится очень быстро. Например, летчик-истребитель понимает, что любое его неверное движение может стоить ему жизни. Этот тезис применим и к ситуации, когда речь идет о финансовой ответственности. В таких случаях все процессы выстраиваются так, чтобы все действительно работало, отчеты были сданы в корректном виде и в срок и т д. Поэтому важно, чтобы финансовую ответственность в бухгалтерии нес не только главный бухгалтер.


В стрессовой ситуации нам часто открываются решения, которые при осознанном поиске бывают не доступны, потому что мы привыкли рассуждать шаблонно.

Д. Л.: Взрослые обучаются только в процессе профессиональной деятельности. К сожалению, как бы этот материал не был красиво оформлен, как бы он не был подан, если нет возможности попробовать и сделать что-то самому, то вся информация уходит в пустоту. Например, когда работу в программе только показывают на экране, в это не очень веришь. Потому что личный опыт подсказывает, что это красиво только на экране, а когда до дела доходит — совершенно другая картина. Нужно обязательно что-то сделать ручками: посчитать на калькуляторе, поработать в бухгалтерской программе. Тогда информация усваивается.

А. С. : На КУБЕ об изменениях мы рассказываем в такой модели: было/стало. Это позволяет увидеть особенности, понять, что изменилось. Очень помогают усваивать информацию цифровые примеры, ситуации из жизни. Сказать можно много, а когда есть возможность посмотреть на конкретном примере, тогда легче разобраться. После урока мы всегда даем слушателям практические задания. Их выполнение очень помогает усваивать информацию. Если в бухгалтерии есть традиция делиться с коллегами профессиональной информацией, то очень полезно включать в свой рассказ практические задания и тесты.

Домашнее задание

Если вы хотите усвоить прочитанное, внедрить свою жизнь какие-то новые навыки, действуйте. Ведь вы уже знаете, что взрослые учатся только на практике.

«Я боялся Интернета, потому что… не умел печатать».

(Джек Уэлч)

Окончательно отчаявшись привести в порядок свой бумажный органайзер, я понял – мне необходим карманный персональный компьютер (КПК). Однако я продолжал откладывать его приобретение. Почему? Потому что вбил себе в голову, что не способен постичь тонкости владения стилусом. Наконец я все же решился на покупку. А затем начал ждать. И ждал. И ждал. Прошло почти две недели, а я так и не осмелился вытащить КПК из коробки. Передо мной встал выбор – либо вернуть так и не распакованный компьютер обратно, либо собраться с силами и вступить на незнакомую территорию. И знаете что? Через пятнадцать минут я полностью освоился. Пятнадцать минут! И это простое дело я откладывал на потом в течение нескольких месяцев. Одно дело – бояться взять в руки КПК. Другое – позволить боязни нового встать на пути вашей карьеры. Во Введении я рассказал о Джоне, который боялся, что за десять лет работы так и не научился ничему новому, и активно (и безуспешно) сопротивлялся переменам в компании. В мире достаточно похожих на Джона людей – умных, но неспособных приспособиться к постоянно меняющемуся миру вокруг себя.

На работе вас может парализовать необходимость освоить новую компьютерную программу, или новая стратегия менеджмента, или просто новый начальник. Парадокс в том, что, чем сильнее вы беспокоитесь о переменах, тем труднее вам к ним приспособиться.

Некогда, для того чтобы гарантировать себе работу, достаточно было освоить определенный набор навыков или иметь диплом по соответствующей специальности. Например, подумайте о всех тех специалистах в сфере компьютерных наук или инженерии: на пике бума высоких технологий каждый выпускник технического вуза мог спокойно рассчитывать на трудоустройство в Кремниевой долине. Однако когда этот пузырь лопнул, многие из них остались без работы, и найти новую им оказалось весьма непросто. Им пришлось учиться заново, приобретать новые навыки. А это нелегко, и с возрастом становится все тяжелее.

В чем причина? Возможно, в нехватке времени. Чем больше вы знаете, тем меньше у вас остается сил на что-то новое, тем сложнее удержать все необходимые знания в голове. Мир меняется все быстрее и быстрее, и нежелание меняться вместе с ним вполне понятно. В конце концов, постоянные перемены далеко не всегда ведут к лучшему, и иногда нам просто хочется плюнуть на все и остановиться. Прогресс движется настолько стремительно и в таком количестве направлений сразу, что может показаться – лучше даже не пытаться за ним угнаться.

«Как съесть слона? По кусочку за раз».

(Индийская пословица)

А возможно, проблема лежит глубже – вы не верите, что вообще способны учиться. Если вы не узнаете что-то новое постоянно, то в вас может закрасться страх, что вы окончательно утратили способность к развитию. Я очень часто сталкиваюсь с подобным поведением: многие женщины впадают в ступор, столкнувшись с какой-нибудь математической задачей. Виноваты в этом их родители и учителя, вбившие им в голову, что у них нет способностей к точным наукам. А многие мужчины настолько убеждены в собственной неинтересности, что, вместо того чтобы общаться с потенциальными клиентами, на любой вечеринке стараются забиться в угол и максимально слиться с ландшафтом. Дело не в неспособности учиться новому, а в парализующем страхе, сковывающем вас каждый раз, когда вы сталкиваетесь с чем-то незнакомым.

Еще одно препятствие – ваш уровень внутреннего комфорта, который тесно связан с тем, каким вы видите себя. Учиться новому страшно, потому что этот процесс требует не только усилий, но и изменения своего представления о том, кто вы как личность. Чем дольше мы живем, тем сильнее убеждаем себя, что «я» – это набор определенных черт, способностей и мнений, и изменить их невозможно. Более того, мы даже готовы активно защищать свое мнение о себе. Иначе говоря, с возрастом мы костенеем. Возможно, мы даже думаем, что вполне заслужили почивать на лаврах и плыть по течению, ничего в себе не меняя. Характерный пример – уважаемые профессора, из года в год читающие одни и те же лекции без всяких изменений в программе. Еще пример – любящий дед, которому ничто не мешает общаться с внуками при помощи электронной почты, но отказывающийся от этой возможности, предпочитая писать письма по старинке, на бумаге.

Жестокая ирония состоит в том, что, чем сильнее мы убеждаем себя в том, что неспособны учиться новому, тем меньше мы становимся к этому способны.

«Сегодня мы все признаем, что обучение – это длящийся всю жизнь процесс, заключающийся в том, чтобы идти в ногу с переменами. И самая неотложная задача – научить людей учиться».

(Питер Друкер)

Учиться новому тяжело, но, если поменять свою точку зрения, этот процесс может стать увлекательным и воодушевляющим. Фокус в следующем: постарайтесь вспомнить, когда вы научились чему-нибудь новому. Если вы сможете детально представить, как научились водить машину, кататься на велосипеде, пользоваться компьютером или читать нотную грамоту – то, вероятно, сможете и вспомнить то потрясающее чувство, которое испытали, когда наконец достигли успеха. Вместо того чтобы запугивать себя, думая о материях, которые (как вам кажется) вы неспособны освоить, вспомните, сколько всего вы уже знаете, хотя когда-то вам и это казалось невозможным.

«Дайте человеку рыбу – и накормите его на один день.

Научите его ловить рыбу – и накормите его на много дней.

Но научите его учиться – и накормите его на всю жизнь.

К тому же ему не придется питаться одной рыбой».

(Тим Голлвэй)

Полезное пояснение. Если вы думаете, что неспособны учиться новому, это еще не значит, что это действительно так.

Необходимые шаги

1. Когда вам кажется, что вы неспособны чему-то научиться, сделайте паузу и вспомните три случая из своей жизни, когда чувствовали себя так же, но в конечном итоге одержали победу.

2. Вспомните, какую вы использовали стратегию, какие инструменты, к кому/чему обратились за помощью (учителю, другу, курсу).

3. Теперь вспомните, какие шаги вы предпринимали, чтобы научиться. Что вы сделали в самом начале? Что потом?

4. Сравните свою тогдашнюю ситуацию с той, в которой находитесь сейчас. Постарайтесь найти общее между ними. (Например, если научиться водить машину вам помог инструктор в автошколе, попробуйте найти инструктора, который поможет вам в вашей нынешней ситуации.)

5. Поставьте себе целью постоянно учиться чему-нибудь новому – таким образом вы не будете цепенеть от страха каждый раз, когда в будущем перед вами встанет такая задача.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...