Рабочий день пчелы. Интересные факты о пчелах и их жизни

Пчелам, зимующим на воле, помогают выйти на облет в первый же благоприят­ный день, поэтому накануне возможного потепления щитки от передних стенок ульев убирают, снег отбрасывают.

Облет. Весенний облет. Как долго ждали его пчелы, какого напряжения сил им стоило дожить до того дня, когда, наконец, они выйдут из заточения и снова сольются со своей родной стихией - простором, светом, оживающей приро­дой.

Едва только солнечный луч заглянул к ним через верх­ний леток, возле которого разместился клуб, и пахнуло в него теплом весны, семья тут же отозвалась на это волшебное прикосновение природы. Выглянула из летка сначала одна пчелка, за ней другая, третья, сделали несколько робких шагов, остановились, словно ослепленные лучами вешнего солнца, передними ножками протерли глаза, поводили усиками, ог­ляделись, как бы не веря тому, что они видят перед собой, и взлетели. Обернувшись головками к жилищу, они медленно, будто от непривычки, делают несколько спокойных витков и петель около него, стараясь запомнить его местоположение и внешние особенности, потом отлетают дальше, поднимают­ся выше, делают круги, с каждым разом увеличивая диамет­ры, перерезая их, вписывая в них замысловатые фигуры. Словно туго натянутые живые поющие струны зазвенели в высоте!

За первыми вылетевшими пчелами выходят новые, по 2-3, а потом и целыми десятками. Не пройдет и нескольких минут, как пчелы массой пойдут из летка на облет. И не узнать тогда округи. Над ней поднимается гул многих тысяч пчел, взволнованный, торжественный, радостный, в котором, ка­жется, растворились и потонули все звуки весны. Словно жи­вая сеть, сотканная из каких-то чудесных нитей, вдруг пови­сает в воздухе. Ячейки ее на мгновение сужаются, наслаива­ются одна на другую, то расширяются настолько, что сеть кажется разорванной на куски и каждый из них продолжает жить сам по себе, а то вдруг все сдвигается в сторону и с такой же быстротой вновь возвращается на место.

Во время облета пчелы очищают свой кишечник. Осво­бодив его, они еще некоторое время продолжают облетывать местность, знакомиться с ней, с каждым витком расширяя круги, как бы радуясь своему первому празднику весны, по­том возвращаются домой, а навстречу им выходят новые пчелы, задержавшиеся в гнезде и дождавшиеся своей очере­ди.

Весенний облет длится 20-30 минут. На пасеках, где ульи не имеют верхних летков, пчелам приходится пользо­ваться нижними. Из таких ульев они идут на облет лишь в дни с более высокой температурой воздуха. Объясняется это тем, что клуб пчел за время зимовки, израсходовав корма, переместится в головную часть гнезда и отдалится от нижнего летка. Между летком и клубом, то есть в нижней части улья, создается зона с наиболее холодным и часто из-за недоста­точной вентиляции сырым воздухом. Эта зона служит барь­ером на пути пчел.

Семья выходит на облет через нижний леток только тогда, когда солнце прогреет улей сверху донизу и устранит холодный пояс. Расположение летка, таким образом, имеет немало­важное значение в жизни пчел: верхний, к которому клуб на­ходится в непосредственной близости, сокращает безоблет­ный период, нижний удлиняет его.

Лесной кот (от лат. Felis silvestris) обитает в Западной Европе и Малой Азии. Похож на серую европейскую короткошерстную кошку, но несколько крупнее, а хвост короче, Весит до 7 кг, длина тела до 90 см. Домашнюю кошку относят к разновидностям лесного кота. Окрас у него серый с черными полосами и пятнами. Живет в лесу возле водоемов, [...]

Барханная (от лат. Felis margarita), или песчаная, кошка, иногда ее также называют пустынной, из-за чего путают с китайской, хотя внешне они совсем не похожи. Обитает на Аравийском полуострове, в Марокко, Казахстане, Узбекистане и Туркмении. Это небольшая кошка, максимальный вес взрослого самца - 3,5 кг. Общая длина может доходить до 90 см, причем хвост составляет 30-35 [...]

Шартрез - кошка голубого окраса с французскими корнями. Происхождение: Франция. Путь возникновения: аборигенный. Шерстный покров: короткошерстный. Шартрез (Chartreux) - так называли монахи Картезианского ордена и любимых кошек, и ликер собственного производства. Это крепкое мощное животное, небольшое, но тяжелое, с плотной густой короткой шерстью, окрашенной в разнообразные оттенки серого. ИСТОРИЯ ПОРОДЫ Кошки породы [...]

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №3»

г. Алексеевки Белгородской области

Классный час

Подготовила и провела

Кудрявцева Е.Н.


2017 г.

Сценарий классного часа

1 класс

Тема: День пчелы.

Цель: воспитание бережного отношения к природе, мотивация приобретения новых знаний о жизни насекомых, привитие полезной привычки здорового питания.

Оборудование: проектор, сюжетные картинки, раздаточный материал «пчёлки», рисунки детей, презентация.

Ход занятия

I Орг.момент

Прозвенел звонок сейчас,

Начинаем классный час.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

II Мотивационный момент

Сегодня необычный день. Мы отправимся в гости к нашим хорошим знакомым. Мы слышали их и о них, но вот в дом к ним не так-то просто попасть. Живут наши знакомые в домиках, как и мы с вами. Только семья у них гораздо больше наших с вами. Живут они дружно. Им некогда ссориться. Ведь каждый занят своим делом.

Загадка

Громко я жужжу, летая,

Мёд целебный собирая.

Всем полезна и мила

Хлопотливая (пчела).

III Изложение материала

Ты куда спешишь, пчела?

Извините, ждут дела!

Каждый маленький цветочек

ждёт меня с утра до ночи

Учитель: В 2008 году российская пчеловодческая компания “Тенториум» обратилась в ООН с инициативой учредить 14 сентября

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПЧЕЛ.

Кто такие пчёлы? Как они живут? Почему их надо защищать? Сегодня во Всемирный День защиты пчеты мы ответим на все вопросы.

Дети читают подготовленные сообщения.

Ученик 1

Пчелы - это насекомые, учёные насчитали более 20 000 видов пчёл. Существует даже специальная наука - апиология, изучающая их.

Ученик 2

Ни для кого не секрет, как выглядит пчела. Их видели взрослые и дети.Размеры этого насекомого – от 2 мм (карликовая), до 3,9 см (индонезийская мегахилид). Тело пчелы имеет красивую, полосатую желто-черную окраску и разделяется на три отдела: верхний – голова, средний – грудь (к этому отделу крепятся 2 пары крыльев) и нижний – брюшко.

Ученик 3

Удлиненный хоботок используется как трубочка, которой пчелка высасывает нектар, стекающий в зоб, превращая там его в мед. А по прилету в улей, насекомое утрамбовывает этот мед в соты.

Ученик 4

Подобно муравьям, пчелы живут в больших и дружных семьях. Число членов семьи разное, в зависимости от времени года: в период медосбора, то есть летом, их может быть 70-80 тысяч, а после голодной зимы – не более 10-30 тысяч.

Ученик 5

Члены пчелиной семьи:

матка – это пчелиная царица, занимающаяся ответственным делом – откладыванием яиц, то есть будущих пчелок, ее сразу же заменят одной из принцесс, специально к этому готовящихся. Пчелиную царицу лучше всех защищают и кормят, ведь от неё зависит будущее всей семьи;

Ученик 6

Рабочие пчелы – добытчицы меда. На них лежит весь груз ответственности за улей: защита, уборка территории, кормление детей. Каждой из этих задач занимаются отдельные рабочие члены семьи;

Ученик 7

Трутни –не приносящие пользы улью. Мед они не приносят, все лето только и делают, что поедают тот, что добыли рабочие пчелы. С наступлением холодов, трутней выгоняют из улья.

Ученик 8

Молодая пчела поначалу не занимается медосбором, а учится и набирается опыта: работает в улье, строит соты, охраняет жилье. Когда приходит пора, ее посылают на первые облеты

IV Физминутка

V Работа по раскрытию темы

Учитель: Мы познакомились с жизнью пчёл.знали как живёт их семья. А сейчас расскажем о том, почему и как человек разводит этих насекомых. Чем полезны продукты, которые они производят

Ученик 1

Мёд широко используется человеком. Например, в кулинарии при замене медом сахара в тесте, кол-во изделий увеличивается, а их вкус улучшается. Мёд вводят в пряники, печенья, кексы, торты. Его включают во фруктовые начинки и молочные конфеты, леденцы. Мёдом подслащивают каши, творог.

Ученик 2

И в косметологии мёд нашёл широкое применение. Медовые маски, обертывания и массажи делают с мёдом. Шампуни, кондиционеры, а также краски для волос, в состав которых входит мёд, пользуются популярностью. Мёд быстро проникает в кожу, обладает антибактериальными и другими важными косметическими свойствами.

Ученик 3

Мёд действительно уникальное природное средство, которое является не только вкусным продуктом, но ещё и лекарством. Его пользу для человека трудно переоценить.

Хорошо, что в нашей школе каждое утро мы на завтрак пьём молоко с мёдом.

VI Закрепление

Пчелки больше, чем заслужили благодарность от людей, чтобы иметь свой праздник и официальную защиту. А какие экологически чистые натуральные продукты производят эти труженицы! Это- мед, воск, цветочная пыльца, перга, маточное молочко, прополис, пчелиный яд.

Только представьте, что будет, если на Земле исчезнут все пчелы! Человечество лишится всех этих продуктов, т.к. Мать-Природа так распорядилась, что только пчелы умеют их производить.

У пчел множество врагов, которые любят лакомиться их медом, в т.ч. люди, а о самих пчелах, кроме пасечников, никто не заботится.

Пчелы очень чувствительны к загрязнению внешней среды обитания.

Известно предупреждение великого Альберта Эйнштейна: “Через 4 года после гибели последней пчелы на Земном шаре погибнут и люди”.

Правила друзей пчелы:

    Пчёлы – полезные насекомые.

    Они опыляют цветы и готовят мёд.

    Если подлетела пчела, не маши руками, а подожди пока она отлетит.

    Не разоряй ульи. Если увидел рой пчёл сообщи взрослым.

VII Рефлексия

У детей на столах соты с изображением пчёл.

Ребята, возьмите своих пчёлок, давайте заселим наш большой улей. И будем жить в нём также дружно, как эти трудолюбивые насекомые.

Под звуки песенки «Жу-жу» дети вывешивают на доску свои соты, собирая большой улей.

VIII Итог занятия

Список интернет ресурсов:

    https :// yandex . ru / video / search ? text

    https :// nsportal . ru / ap / library / drugoe /2015/05/17/ ispolzovanie - meda - chelovekom

  • 1. О рабочих пчелах
  • 2. Пчелы-кормилицы
  • 3. Пчелиный стройотряд
  • 4. Время и труд не знают пощады
  • 5. Зимнее поколение

О рабочих пчелах

Львиная доля населения улья — это рабочие пчелы, самки, которые лишены способности к воспроизводству. Они появляются из оплодотворенных яиц, которые откладывает пчелиная матка.

Как следует из самого названия рабочих пчел, они выполняют большую часть всей работы в улье и за его пределами. На их долю приходится более 80% населения пчелиной семьи. Они выполняют задачи, которые зависят от их возраста и потребностей пчелиной семьи. Например, если все пчелы, отправившиеся за взятком (нектаром, пыльцой или тем и другим), исчезнут, молодые рабочие пчелы займут их место.

Если пчеловод начнет отбирать пыльцу (тем самым сокращая ее запасы, собранные пчелами в улье), семья направит на сбор пыльцы дополнительную партию пчел. Однако не забывайте, что речь не идет о решениях, спущенных «сверху вниз». Это не что иное, как итог взаимодействия или конфликта между физическими и химическими сигналами, которые формируют поведение колонии, влияя на каждую пчелу в отдельности.

Как рождается рабочая пчела

Когда вылезает из своей ячейки, вид у нее весьма потрепанный. Ее мех помят, окраска кажется тусклой, и она неуверенно бродит по соту. Когда пчела начинает твердо стоять на лапках и включается в распорядок жизни улья, первой ее работой становится подготовка ячеек. В качестве инструмента пчелы используют свои языки: они чистят и полируют ячейки, чтобы пчелиная матка могла снова отложить туда яйца.

Пчелы-кормилицы

После того как панцирь пчелы твердеет и она немного взрослеет, она становится пчелой-кормилицей и начинает заботиться о . Прямо изо рта она в течение трех дней скармливает пчелиное маточное молочко только что вылупившимся личинкам.

Затем личинки рабочих пчел получают не столь сильную «микстуру», которая называется личиночным кормом, или «кашицей». А личинки пчелиных маток на протяжении всего периода развития получают только пчелиное маточное молочко. Источником белка в обоих видах пищи служит перга, которую заглатывают пчела-кормилица, вырабатывая затем молочко с помощью желез, расположенных в голове.

Развитие личинки пчелы рабочей — удивительный процесс. За шесть дней, которые проходят между проклевыванием яйца и сооружением восковой крышки над ее ячейкой, личинка увеличивается в весе более чем в 500 раз, и при этом почти не производит отходов!

За те же самые шесть дней рабочие пчелы навещают каждую личинку 110 тысяч раз, чтобы покормить и проверить ее. Рабочие пчелы «чуют» своими усиками, что нужно каждой личинке, и кормят ее соответствующим случаю составом.

Пчелиный стройотряд

Когда молодая пчела-кормилица немного подрастает, она допускается к строительству сотов и запечатыванию ячеек. Уже через четыре дня после появления на свет (когда они еще занимаются чисткой сотов) пчелы начинают летать и уже умеют ориентироваться. А через 20 дней пчелы «дорастают» до охраны входа в улей (летка) и сбора пыльцы, нектара и воды.

Время и труд не знают пощады

Летом рабочая пчела живет всего шесть-восемь недель. Поскольку тело насекомого не восстанавливается, его крылья истрепываются на ветру, и скорее всего однажды, отправившись за нектаром и пыльцой, она возьмет груз, донести который не сможет. Летом очень немногие пчелы заканчивают жизнь в улье.

Каким образом пчела угадывала положение небесного светила?
Ответ пришлось искать в уникальных возможностях ее зрительного аппарата. Он очень представительный - целых 5 глаз. Основная роль в ориентации по Солнцу принадлежит, однако, самым большим - мозаичным глазам. Их легко обнаруживает каждый, кто хоть раз рассматривал пчелу вблизи: они расположены по бокам ее головки двумя большими полусферами. Глаза эти устроены по-иному, чем наши, они сложные и состоят каждый из 4-5 тысяч маленьких глазков. Глазки выходят на общую поверхность большого глаза в виде миниатюрных шестиугольничков. Вследствие этого весь фасетчатый глаз под увеличительным стеклом выглядит как гигантское око телевизионного устройства с ячеистой “сотовой” структурой воспринимающих элементов. Несмотря на неподвижность этих глаз, пчела с их помощью улавливает в окружающем мире несравненно больше деталей, чем глаз человека. Так, если бы мы умудрились заставить пчел смотреть наше кино, они бы восприняли его как обычный показ диапозитивов. Причина та, что глаз человека различает кадры, мелькающие со скоростью не более 10-12 раз в секунду, в то время как пчела способна за этот миг различить до 100 кадров. “Настоящее кино” для пчел пришлось бы крутить со скоростью в 5 раз большей, увеличивая во столько же раз расход кинопленки. Такая высокая разрешающая способность и позволяет пчеле не упустить из виду важные подробности во время ее стремительного полета и обследования цветов.

Мало того. Тысячи глазков больших пчелиных глазулавливают то, что мы не можем вовсе, - плоскость поляризации световых лучей, поступающих в наш мир от Солнца, то есть
глазки еще работают и как прибор поляроид, который выборочно пропускает лучи света с определенной ориентацией. Пчела видит в полете весь небосвод сразу, но ей достаточно для ориентации лишь небольшого кусочка голубого неба, который она воспринимает благодаря своим глазам-поляроидам, освещенным по-разному, как бы мозаичным. Это и позволяет пчеле надежно “вычислять” координаты небесного светила вне зависимости от того, ушло оно за тучу или скрылось за темной грядой леса.

Карл Фриш, проникший в навигационные тайны пчел, заметил, что им вполне “могут позавидовать капитаны многих самолетов и кораблей”.

Шестиногие труженицы прекрасно ориентируются в абсолютной для нас темноте улья, используя еще не совсем разгаданную систему восприятия и передачи информации. Концентрацию сахара в нектаре либо сиропе они определяют при помощи не только язычка-хоботка, но и ножки, в которую “вмонтирован” специальный живой прибор - рецептор.

Три пары ножек пчелы, помимо функции опоры и перемещения, специализированы на выполнении еще целого ряда сложнейших операций и имеют для этого соответствующее “снаряжение”. Так, на передних ножках нашлось место для “сумочки-косметички”, где есть и щеточка для протирания выпуклых мозаичных глаз, на которые может оседать цветочная пыль растений, и специальное щелевидное устройство для прочистки и приведения в порядок усиков, или антенн. На них, в свою очередь, размещены блоки приема информации - рецепторы и ее передатчики. На средних ножках пчелы имеется гребешок, которым пчела очищает налипшую па волоски ее тела пыльцу. Маленькая сборщица нектара приводит себя в порядок при перелетах с цветка на цветок, уплотняя свое рабочее время. Драгоценные комочки этой белковой пищи пчела скатывает средними ножками в более крупные и переправляет в очень хитроумно устроенные корзиночки из переплетенных волосков на задних ножках. В корзиночках комочки превращаются в круглые окатыши - обножку пчел, массой каждая примерно 10 миллиграммов. С такой обножкой сборщица и возвращается в улей.

Для жидкой пищи - нектара либо меда - у пчел есть достаточно крупная емкость - зобик, вмещающий груз, почти равный массе насекомого. Эта “цистерноч-ка” под сладкое не мешает полету сборщицы, поскольку упрятана в глубине тела пчелы ближе к центру.

К механическим приспособлениям пчел относятся и жвалы (пара верхних челюстей), которыми насекомые ловко орудуют при разгрызании и жевании - главный инструмент при выполнении всяких строительных, ремонтных и очистных работ. Между жвалами у пчелы уложен длинный язычок, или хоботок. Им она достает нектар с цветков и может до блеска облизать любую поверхность. К механическим приспособлениям, правда, уже защиты, а не труда, следует отнести и пробивающее чужую кожу или хитин враждебного насекомого жало. Через него в ранку жертвы поступает яд, который уже входит в состав химического оборудования пчелы.

Химический арсенал пчел особенно представителен. Несколько желез насекомых имеют выводные протоки в ротовую полость и в “ферментер” - зобик, в котором происходит превращение нектара в мед. Эти железы выделяют необходимые для такой биотехнологии ферменты и другие вещества - присадки. Пчелы способны секретировать специальную жидкость для растворения воска, прополиса или закристаллизовавшегося меда. Они выделяют вещества - метчики территории и трасс, соединения, имеющие свойства химических сигналов (феромоны, аттрактанты, вещества тревоги и мобилизации и т. д.). Из секретов глоточных желез молодых пчел создается знаменитая личиночная пища - “королевское желе” для кормления будущих маток. У рабочих пчел определенного возраста действует целая биохимическая “фабрика” по производству строительного материала - воска.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...