Парусник "мир" - прекрасная история и безрадостные перспективы. Новый поход парусника «Мир

Виктор Николаевич Антонов - капитан-наставник учебного
парусного судна «Мир» ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

Вот очередной прохожий фотографирует корабль на мобильный телефон , и я чувствую приятный укол тщеславия, когда деловито откидываю цепочку, прохожу на причал и поднимаюсь по трапу. На табло, где указаны фамилии и должности всех членов экипажа, напротив строки «Капитан-наставник Виктор Николаевич Антонов» горит зеленый огонек. Это значит, что он на борту. Встречает нас в капитанском салоне вместе со своим преемником, капитаном Андреем Орловым. В конце апреля они поведут «Мир» в юбилейное плавание. Антонов - капитан-легенда. Почетный работник транспорта России, мастер спорта СССР международного класса по парусному спорту, опытный педагог - дал путевку в морскую жизнь практически всем поколениям курсантов «Макаровки» - Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, для которых парусник «Мир» является учебным судном. В прошлом году ему исполнилось семьдесят пять, из них пятьдесят лет он провел в море и двадцать пять - на «Мире», то есть со дня его спуска на воду в 1987-м. Парусник был построен на верфи Гданьска по проекту знаменитого польского конструктора Зигмунда Хореня. У «Мира» пятеро братьев: польский «Дар молодежи», украинские «Дружба» и «Херсонес», российские «Паллада» и «Надежда». Сейчас по морям ходит польское судно - основной конкурент «Мира» в классе А (большие парусники) на всех регатах, а также «Паллада» и «Надежда», которые базируются во Владивостоке. Виктор Антонов родился в Ленинграде, окончил Институт инженеров железнодорожного транспорта, а потом ушел в море на учебном парусном судне «Сириус».

В вашей семье кто-то плавал, то есть ходил?

Нет, просто я с детства мечтал о море. У нас морской город, так что все получилось. Отучился заочно в ЛВИМУ имени Макарова, потом ходил на учебно-производственных судах, то есть грузовых. А с 1987 года - на «Мире». Команду на парусник набирали с торговых судов, специального опыта у большинства не было. Но как-то пообвыклись. Практику на корабле проходили люди со всего Союза: из Прибалтики, с Каспия... Потом начали брать и дальних иностранцев, иногда на борту было до двадцати национальностей: англичане, индусы, филиппинцы, - настоящий мир в миниатюре.

Где интереснее всего, в каких морях?

В Северном море сейчас вообще невозможно стало: всюду вышек понаставили, движение плотное, только успевай поворачиваться. В Бискайском заливе интересно. Помню, лет семь назад шли девятнадцать узлов, черпали иллюминаторами, люди по палубе ездили, сто человек тянули одну веревку. А как-то подошли к Бермудам - погода чудесная. Хорошо, немного парусов стояло. Вдруг шквал, судно закренило на пятьдесят пять градусов, ливень стеной. Все продолжалось несколько минут, потом снова солнце.

Зачем нужны парусники, помимо морской романтики?

Нигде так не научишься принимать единственно верное решение в быстро меняющейся ситуации и ценить плечо товарища. В Европе на парусах не только моряки тренируются - и летчики, и даже танкисты, разные военные. Потому что это настоящий опыт работы в коллективе, когда от каждого многое зависит. Поэтому парусник «Мир» для курсантов «Макаровки» и наших практикантов является очень важным местом, где они делают свои первые шаги и познают все тонкости морского и парусного мастерства.

За четверть века Антонов вырастил также не одного капитана - кто-то уже даже на пенсии. Сейчас в капитанском салоне вместе с Виктором Николаевичем его преемник Андрей Орлов, немногословный человек лет сорока пяти.

«Мир» выиграл все возможные регаты. Если ли у экипажа мечта о каком-то особенном плавании?

Мы мечтаем о кругосветке. (Оба капитана начинают говорить почти что разом. ) Виктор Николаевич все двадцать пять лет мечтает о кругосветном плавании. «Седов» и «Крузенштерн» уже не раз в кругосветку ходили, а «Мир» - а мы же корабль морской столицы России - ни разу!

После слияния Академии имени Макарова и Университета водных коммуникаций в один вуз мечта капитанов вроде бы обретает реальные черты. Давно пора, ведь именно из акватории Финского залива отправились в первую русскую кругосветку Крузенштерн и Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева».

Считается, что «Мир» - самый быстрый парусный корабль в мире.

Это не совсем так. «Паллада» и «Надежда», последние корабли в серии, на самом деле имеют ряд улучшений, теоретически они могут развивать большую скорость. Просто мы чаще участвуем в регатах, наши рекорды зафиксированы. Ну и, конечно, от экипажа многое зависит. У нас хороший экипаж.

Гоночная история «Мира» - это особый разговор. В 1992-м корабль выиграл океанскую гонку Columbus в честь пятисотлетия открытия Америки, не раз становился лидером регаты The Tall Ship"s Races (бывшая Cutty Sark), причем стал единственным кораблем, который победил в гонке два раза подряд.

Олег Пономаренко, который сам ходил на «Мире», а теперь занимается работой с туристами-практикантами, поясняет: «Антонов скромный человек, никогда не скажет напрямую, что наш “Мир” самый быстрый, но это действительно так. И это его заслуга, заслуга экипажа и курсантов. Он бессребреник, для него важнее всего море, паруса и корабль. Вспоминаю такую типичную картину: ночь, тишина, ничего не видно, только звездное небо. Кто-то на палубе - всматриваешься в силуэт, а это капитан Антонов ходит, “ловит ветер”, сам лично подстраивает снасти, там чуть расслабит, здесь слегка натянет веревку, и “Мир” сразу на пару узлов быстрее бежит. Как будто настраивает музыкальный инструмент». Сейчас по всему миру существует традиция любительского мореходства, люди выстраиваются в очередь, чтобы пройти морскую практику на настоящем паруснике. С недавних пор российские парусные корабли, как правило приписанные к морским учебным заведениям, тоже стали брать на борт практикантов со стороны. Фрегат «Мир» - один из тех кораблей, на которых можно отправиться в подобное приключение, став участником какого-нибудь международного парусного проекта.
Оставив капитанов Виктора Антонова и Андрея Орлова мечтать о кругосветном плавании, начинаем осмотр корабля: кубрики, камбуз, столовая, аудитория, где проходят лекции по астрономии и навигации, машинное отделение, парусная мастерская. Нас настигают три гудка: капитаны покинули борт. На палубе старший боцман указывает, где курить, - пока, до 1 июня, можно. Устье Невы уже свободно ото льда, и длинный бушприт «Мира» направлен в сторону стрелки Васильевского острова.

Олег Пономаренко
директор Международного парусного агентства Regatta International


Отправляясь в море на большом паруснике, важно понимать, что это не простое путешествие, а учебное плавание: морская теория и практика, практика языковая (морской язык все-таки английский), компания активных людей со всего мира, возможность испытать себя, открыть новые города и континенты с борта корабля. Вы будете нести вахту, стоять на руле, взбираться на мачты, жить в 10–12-местных кубриках.

1. Выбираем судно по типу парусного вооружения, размеру и по душе. Парусник «Мир» - по типу вооружения фрегат, длиной 109 метров вместе с бушпритом.

2. Выбираем маршрут и отрезок пути. Парусные корабли, как правило, всюду встречают городским праздником, по пути следования они участвуют в регатах и морских фестивалях. Как член экипажа вы побываете в эпицентре событий. 3. Оформляем визы страны назначения и страны, откуда отправляемся обратно. Если это Европа, обычно достаточно Шенгена.

4. Оформляем страховку , лучше расширенную спортивную.

5. Определяемся со снаряжением. Классический набор: спортивная одежда, свободная куртка и брюки, шапка, обувь с твердой устойчивой подошвой для подъема на мачты, ветровка, штормовка. Для вечеров нужна одежда потеплее. Плавки, купальник. Можно загорать на палубе, купаться в открытом море или на пляже в порту.

6. Нелишним будет перед плаванием почитать литературу о парусниках, выучить рангоут и такелаж, парусное вооружение судна, простые морские узлы. Но все это можно узнать и на самом паруснике во время учебного плавания.

Бывалые

Леонид Круглов

путешественник, этнограф, член Русского географического общества

Для первых шагов в парусном спорте на «Мире» самая подходящая обстановка. Атмосфера на корабле здоровая, бодрящая и в хорошем смысле затягивающая. Капитан-наставник Виктор Антонов привнес на корабль традиции парусного спорта. Это гоночное судно, если сравнивать его, например, с «Седовым», то оно похоже на дельфина или длинноносую рыбу-меч, в то время как «Седов» напоминает скорее кита.
Освоение мачт - чрезвычайно захватывающая задача, которую проходишь как испытание. Всем туристам-практикантам (их называют тренизами - от англ. trainee) я советую первый раз подниматься, когда корабль стоит, - все же это пятьдесят метров над уровнем моря. А когда корабль идет, он ведь раскачивается! Но если не хочешь лезть, никто тебя не заставляет.
Морская болезнь - неизбежное неудобство, но следует помнить, что она как простуда - длится дня три и потом сама проходит, поэтому я бы не советовал пить таблетки, лучше просто пересидеть на открытом воздухе. Впрочем, если идешь летом по внутренним морям, например по Балтике, то качает несильно и привыкаешь быстрее.
На «Мире» можно узнать такие вещи, которых нигде больше нет, - скажем, технику работы с парусами. К сожалению, пока большинство тренизов - западные туристы, наши люди еще не поняли, насколько это увлекательно.

Диана Киджи

курсант Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Рейс на «Мире» для курсантов становится первой практикой, они впервые видят море, понимают, куда попали и для чего. Для курсантов поход в море - это романтическое занятие, которое впоследствии меняет жизнь. После ознакомления с техникой безопасности практиканты тоже могут работать на вахтах, стоять на руле.
Я судоводитель, штурман. В прошлом году ходила на «Мире» и в этом году пойду. По сути, морской рейс - рутина. Встаешь с утра и точно знаешь, каким будет распорядок дня. Самое запоминающееся - приход в порты, увольнительные, праздники. В самом море запоминаешь, конечно, первый шторм. Со мной это случилось в Северном море. Тогда половина курсантов слегла на палубе, а второй половине пришлось за них работать. Но мы справились. «Мир» уходит в море в конце апреля. В этом году будем в рейсе до ноября.
Ощущение, что рейс затянулся, возникает на четвертом-пятом месяце. Всем хочется домой. Так что к такой поездке надо подготовиться. Обычно в рейс идут люди терпеливые и внимательные. Ведь надо, к примеру, четыре часа простоять на вахте и, даже если не появится ни единой точки на горизонте, вести внимательно наблюдение.

Анис Ламри

владелец строительной фирмы, практикант на «Мире»

На корабль я попал случайно, друзья затащили в это приключение. Сначала немного побаивался - представлял, как придется спать в гамаках и изредка принимать соленый душ. Но душ можно принимать сколько угодно, есть опреснитель, и кубрики удобные.
На переходе из Лиссабона в Кадис мы несли вахты, но это не очень сложно для мало-мальски физически подготовленного человека, потому что постановка парусов летом в Атлантике занимает около получаса, а потом ты просто лежишь на палубе и ждешь аврала. Осенью, правда, говорят, все серьезнее. И мы, конечно, просто помогали, хотя и заняли командой практикантов третье место по перетягиванию каната, а с нами соревновались вахты кадетов с трех мачт.
Сильное впечатление на меня произвели отношения курсантов «Макаровки» между собой и с экипажем. Я сам учился в закрытой гимназии, где одни парни, и бывало недопонимание. А тут молодые ребятакадеты и экипаж, который в среднем постарше, но все очень вежливо, демократично, никакой грубости, и в то же время каждая команда выполняется сразу и с энтузиазмом, что ли. В Кадисе к прибытию регаты приготовили городской праздник: множество людей собралось близ порта, были концерты и веселье. И ты на корабле, как в ВИП-ложе, все наблюдаешь и чувствуешь себя героем этого праздника.

Текст: Наталия Курчатова
Фото: Полина Твердая

Парусное учебное судно «Мир» – учебный трехмачтовый корабль («фрегат» по принятой классификации учебных судов или «корабль» по парусному вооружению – судно с полным парусным вооружением).

Судно построено в 1987 году на Гданьской судоверфи «Stocznia Gdanska» (Республика Польша) в рамках заключенного ранее контракта на постройку пяти учебных парусных судов, предназначенных для прохождения плавательной практики курсантов морских учебных заведений.

Под флагом СССР, который был поднят на кормовом флагштоке парусника «Мир» 01 декабря 1987 года, построенное судно отправилось в свой первый рейс в порт приписки – морской порт Ленинград.

Первым капитаном парусника «Мир» был назначен Виктор Антонов. В разные годы капитанами этого судна также служили (в хронологическом порядке): Валерий Зорохов, Сергей Тимошков и Юрий Галкин. В настоящее время капитаном парусника «Мир» является Андрей Орлов.

В период с 1989 по 1991 год судно «Мир» находилось на балансе Балтийского морского пароходства.

В 1991 году парусник передан в управление Ленинградского высшего инженерного морского училища, впоследствии переименованного в Государственную морскую академию имени адмирала С. О. Макарова, а затем в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

В мае 2014 года распоряжением Росморречфлота от 26.05.2014 № АД-207-р парусное учебное судно «Мир» передано и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт».

Судно построено на класс: KM AUT2 special purpose ship

Основные характеристики: Водоизмещение 2984 тонны. Длина судна наибольшая (с бушпритом) 108,6 метра, ширина судна наибольшая 14 метров, высота грот-мачты 49,5 метра, осадка 6,6 метра. Количество парусов 26 единиц.

Общая площадь парусов 2771 м2. Мощность двигателя 2419 кВт. Скорость 11,6 узлов (официально зарегистрирована максимальная скорость движения парусника под парусами – 21 узел, поэтому судно «Мир» считается самым быстрым парусником в мире). Количество спецперсонала (курсанты, преподаватели) 144 человека. Экипаж 46 человек.

На паруснике проходят плавательную практику курсанты высших морских учебных заведений страны. Непрерывность получения ими образования обеспечивается соответствующим оборудованием судна, на котором имеются учебные классы и каюты для преподавателей, а экипаж парусника всегда может оказать помощь при подборе материала для курсовых и дипломных проектов.

Парусник «Мир» является символом Санкт-Петербурга и гордо несет это звание через моря и океаны. Совершая заходы в иностранные морские порты, экипаж парусника участвует в различных мероприятиях, связанных с популяризацией русского языка среди иностранных школьников; доносит российскую позицию по важным международным вопросам до простых людей на всем пути своего следования.

Важной страницей в истории парусника «Мир» является его участие в международных парусных регатах.

Парусник «Мир» ежегодно участвовал в международной регате «Катти Сарк Талл Шипс Рейсес» (в период с 1988 по 1989, в 1991 и 1993 году, в период с 1996 по 1998 год, в период с 2000 по 2002 год), преобразованной в 2002 году в «Талл Шипс Рейсес» (в период с 2003 по 2014 год). Принимая участие в данных регатах, организованных Международной организацией парусной подготовки (STI), парусник «Мир» несколько раз побеждал и на отдельных этапах, и в общем зачёте гонок. В 2003 и 2004 годах судно дважды получило главный приз – большую серебряную тарелку. С момента начала проведения таких регат (с 1956 года) парусник «Мир» – единственное парусное судно класса «А», завоевывавшее главный приз два года подряд.

В 1991 году парусник принимал участие в 7-й международной регате «Hochsee Race Der Deetadt Bremerhafen» и занял итоговое первое место.

В 1992 году, в рамках участия в международной гранд регате «Коламбус-92» («Grand regatta Columbus-500»), посвященной пятисотлетнему юбилею открытию Америки, парусник «Мир» пришел к финишу абсолютным победителем. Один из главных призов экипажу вручил Его Величество Король Испании Хуан Карлос I.

В 1993 году парусник одержал победу в регате «STA Netherlands Feeder Race».

В 2005 году победа в регате «Santander Tall Ships’ Regatta - 2005».

В 2007 году парусник «Мир» принял участие в регате «Welt Pokal regatta 2007», где занял первое место в общем зачете.

В 2010 году судно приняло участие в парусной регате «Исторические моря 2010» (Historical Seas Tall Ships Regatta 2010), которая собрала под своими парусами крупные парусные суда с экипажами из многих стран и впервые за 50 лет своего существования проводилась в Эгейском и Черном морях.

30 апреля 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась в дальнее плавание парусника «Мир», учебного судна Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, которое продлится до ноября 2013 года. В 2013 году участие парусника в регате «Lycamobile Mediterranean Tall Ships Regatta 2013».

31 января 2014 года пришло учебное парусное судно «Мир» Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. В 2014 году, в период проведения зимних игр 2014 года, судно побывало в морском порту Сочи. Это событие стало одним из наиболее запоминающихся моментов для гостей и участников игр в Сочи. В том же году парусник принял участие в Черноморской регате больших парусников 2014 «SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014» по маршруту порты Варна, Новороссийск, Сочи и Констанца.

Участвуя в регатах и учебных плаваниях, парусник «Мир» побывал в таких портах Европы и Америки, как Хельсинки, Копенгаген, Гамбург, Росток, Бремерхафен, Амстердам, Лондон, Ливерпуль, Лиссабон, Барселона, Неаполь, Мальта, Стамбул, Нью-Йорк, и других морских порта мира.

28 апреля 2015 года состоялась торжественная курсантов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в их первое в жизни учебное плавание на борту парусного учебного судна «Мир». В мае парусник «Мир» в рамках учебного рейса , где принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне. 15 мая в ходе своего рейса (Норвегия). 03 июня , где пробудет до 06 июня. 11 июня , где пробудет до 14 июня. 13 июня Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко совместно с врио губернатора Архангельской области Игорем Орловым и ректором ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Сергеем Барышниковым высокопоставленного гостя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх провел на судне церемонию открытия именной аудитории в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. 14 июня и начал совершать морской крестный ход на Соловки. 17 июня в рамках историко-мемориальной экспедиции и духовно-патриотического похода (известный как «Соловки»). 24 июня снова , где пробудет до 27 июня. 15 июля с целью участия в одном из этапов престижной Международной регаты «The Tall Ships Races 2015» – «Гонка больших парусников 2015», где пробудет до 18 июля. 28 июля Гонок больших парусников («The Tall Ships Races 2015») из порта Кристиансанд (Норвегия) в порт Ольборг (Дания). 19 августа для участия в крупнейшем международном параде кораблей «Паруса Амстердама» (Sail Amsterdam), где пробудет пять дней. 31 августа в международном парусном фестивале «Sail de Ruyter 2015», который проходил в порту Влиссинген (Нидерланды), куда парусник прибыл 27 августа. 28 сентября с иконой Святого равноапостольного князя Владимира на борту возвратится в родной порт Санкт-Петербург. 28 сентября в Санкт-Петербург. 19 ноября курсантам ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, принимавшим участие в учебном походе, торжественно нагрудные знаки.

05 апреля 2016 года на паруснике плановый ремонт, а 06 апреля судно отправится из Калининграда в Санкт-Петербург. С 15 апреля более 130 курсантов Государственного университета морского и речного транспорта имени адмирала С.О. Макарова на паруснике учебную практику. 16 апреля из морского порта Большой порт Санкт-Петербург в первое учебное плавание текущего года. 03 мая в порт Гамбург, где пробудет семь дней. 14 мая в норвежский порт Ларвик, где принял участие в праздновании Дня Конституции Королевства Норвегия. По окончании визита судно направится в морской порт Варнемюнде (Германия), куда планирует прибыть 23 мая. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и премьер-министр Федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания Эрвин Зеллеринг 25 мая , находящийся до 29 мая в морском порту Варнемюнде (Германия) в рамках празднования «Russland TAG 2016». После завершения визита отправится в морской порт Травемюнде (Германия). 15 июня в морской порт Большой порт Санкт-Петербург и пришвартовался у набережной Лейтенанта Шмидта с целью смены курсантского состава для прохождения морской практики. В соответствии с расписанием плавания, 18 июня, после смены состава курсантов и пополнения запасов, парусник Санкт-Петербург с новым курсантским составом и отправился в морской порт Делфзейл (Нидерланды), куда ориентировочно прибудет 29 июня. 30 июня в морской порт Делфзейл (Нидерланды) для участия в торжественном параде парусов в рамках открытия Международного парусного фестиваля «DelfSail 2016», который покинет 03 июля. 06 июля в морском порту Антверпен (Бельгия), где с 07 по 10 июля состоится официальное открытие Гонок больших парусников («The Tall Ships Races 2016»). Парусник участие в официальном открытии Гонок больших парусников («The Tall Ships Races 2016»), которое прошло в морском порту Антверпена (Бельгия) в период с 07 по 10 июля. 22 июля в морском порту Лиссабон (Португалия). Судно успешно завершило первый этап Гонки больших парусников («Tall Ships Races 2016»), финишировав первым в своем классе. 28 июля в морском порту Кадис (Испания), завершив второй этап Гонки больших парусников регаты «Tall Ships Races 2016». 19 августа в Сочи, где пробудет 10 дней. 11 сентября парусник в рамках первого этапа «СКФ Черноморской регаты больших парусников 2016» порт Констанца и направился в Новороссийск, куда прибыл 14 сентября. По результатам первого этапа гонки в классе А первое место. 19 сентября стартовал второй этап Черноморской регаты больших парусников «SCF Black Sea Tall ships regatta 2016». 21 сентября в Сочи, где пробудет до 25 сентября. 08 октября парусник, на борту которого проходили плавательную практику курсанты ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, в порт Сочи и завершил учебное плавание 2016 года. 19 октября парусник покинул акваторию Черного моря и транзитом прошел пролив Босфор. 16 ноября прибыл в Бремерхафен, где пробудет до 29 мая. Парусник станет самым ярким участником ежегодного красочного морского праздника «SeeStadtFest 2017» наряду с яхтами из разных стран мира. 08 июня в Ольборг (Дания) для участия в городском фестивале «Aalborg Regatta 2017», где пробудет до 11 июня. Затем отправится в Ден-Хелдер (Нидерланды), куда планирует прибыть 22 июня. 22 июня в Ден-Хелдер для участия в крупнейшем фестивале парусных судов «Sail Denhelder 2017». Стоянка в Ден Хелдере продлится до 25 июня. Затем парусник отправится в Санкт-Петербург. 05 июля в Санкт-Петербурге парусника поднялась новая смена курсантов отраслевых учебных вузов. 13 июля в порт Котка, Финляндия, где присоединился к престижной регате The Tall Ships Races 2017. 17 июля в Таллинн в рамках международной парусной регаты «The Tall Ships Races», который покинул 18 июля и направился в финский порт Турку. 19 июля в порт Турку, который покинет 23 июля. 29 июля в порт Клайпеда, где завершился очередной этап гонки в рамках Международной парусной регаты больших парусников 2017 года на Балтийском море (The Tall Ships Races 2017). 01 августа третий завершающий этап регаты больших парусников «The Tall Ships Races 2017» по маршруту Клайпеда (Литва) - Щецин (Польша), который 05 августа. Стоянка в Польше продлится до 08 августа. Затем парусник отправится в Варнемюнде (Германия) для участия в регате «Hanse Sail 2017». 23 августа в порт Кале, где будет находиться до 26 августа. 30 августа в морской порт Гавр, гле примет участие в празднике Grandes Voiles du Havre вместе с десятками других крупнейших фрегатов из различных стран мира. 14 сентября в морской порт Фредрикстад (Fredrikstad), Норвегия, где будет находиться до 17 сентября. После этого вернется домой в Санкт-Петербург. 29 сентября в Санкт-Петербурге торжественное празднование юбилея парусника, которому исполнится 30 лет. 29 сентября в Пассажирском порту Санкт-Петербург состоялась торжественной встречи и празднования юбилея парусника. 03 октября в очередной учебный рейс. Плавательная практика для новой смены курсантов, 132 воспитанников ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, рассчитана на два месяца. 27 октября во французский город Бордо (Bordeaux), где пробудет до 07 ноября. 23 ноября в морской порт Калининград. 30 ноября навигацию текущего года.

По сообщению от 29 марта 2018 года в межнавигационный период 2017-2018 проведено плановое докование, ремонт электро-механического оборудования и систем. Корпус парусника полностью зачищен и покрашен, подводная часть обработана антиобрастающим покрытием, что улучшит ходовые качества судна и увеличит скорость хода. 24 мая в морской порт Бремерхафен (Bremerhaven), чтобы принять участие в фестивале парусных судов SeeStadtFest - Landgang Bremerhaven. 01 июля участие в морском фестивале в Вильгельмсхафене, после завершения которого вышел из немецкого морского порта и взял курс на страны Северной Европы, где планирует принять участие в этапах регаты The Tall Ships Races 2018. 17 июля первый этап международной парусной регаты Tall Ships Races. 11 сентября в родной порт приписки – морской порт Большой порт Санкт-Петербург. 12 сентября в морском порту Большой порт Санкт-Петербург на борт парусника «Мир» поднялась новая третья смена курсантов ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова» – 132 студента, которые будут проходить плавательную практику на фрегате до 15 ноября. С 21 по 23 сентября с визитом в Таллине.

Основные технические характеристики Парусного судна «МИР»

Длина наибольшая (с бушпритом) – 109,6 м,
* Длина корпуса — 79,4 м * Ширина наибольшая – 14,0 м
* Полная высота борта (от линии киля до палубы по центру корпуса) – 10,65 м
* Максимальная осадка – 6,6 м
* Валовая вместимость: (общий объём всех помещений судна, кроме топливных и балластных
цистерн) — 2257 рег.т.
* Чистая вместимость (объём коммерчески эксплуатируемых помещений): 677 рег.т.
Регистровая тонна — еденица объёма — 2,83 м³ (100 фут³)
* Порожнее водоизмещение — 2984 т,
* Дедвейт (полезная нагрузка — запас топлива, воды продовольствия, масса экипажа и т.п.) — 761 т
* Высота грот мачты от поверхности воды – 49,5 м
* Силовая установка — два дизельных двигателя по 570 л.с. (2х419 кВт)
* Два электро-генератора по 320 квт и один 400 квт.
* Экипаж — постоянный штатный — 55 чел. (включая до 140 курсантов — 199 человек)
* Запас пресной воды – 300 т
* Запас топлива — 194 т
* Скорость под двигателями — 11 узлов.
* Скорость под парусами (максимальная, официально зарегистрированная) — 21 узел (38.9 км/ч)
На настоящее время Организацией Учебно-парусных судов SAIL TRAINING INTERNATIONAL ORGANIZATION признан самым быстрым парусником в мире.

Корпус
Корпус парусника — стальной, сварной, трёхпалубный, со сплошными палубами.
Корма — транцевая, выпуклая, с ахтерштевнем открытого типа. Руль — полый, балансирного типа.
Винт — регулируемого шага, при ходе под парусами, для уменьшения сопротивления, лопасти винта приводятся во флюгерное положение.
Носовая оконечность — классической, клипперной формы.
На судне используются якоря Холла массой 1500 кг и брашпильное якорное устройство. Длина цепи позволяет становиться на якорь на глубине до 100 м. Скорость подъёма якорей — 10 м/с. На носовой и кормовой оконечностях установлены швартовые шпили.
На верхней палубе расположены три одноярусные надстройки. Их мостики имеют вынесенные к бортам крылья, на которых находятся спасательные средства. На мостике кормовой надстройки — ходовая штурманская рубка (капитанский мостик), откуда осуществляется управление кораблём, ниже в надстройке располагается учебная штурманская рубка (учебный кабинет), походные каюты капитана или лоцмана, радиорубка с мастерской. В 2016 году ФГУП «РОСМОРПОРТ», новым судовладельцем ПУС «МИР» проведены серьезные работы по модернизации и реконструкции ходовой и учебной штурманских рубок. Значительно увеличена площадь и укомплектовано самым новейшим радио-навигационным оборудованием, созданы 6 учебных штурманских столов для практических занятий курсантов и трейнизов. На главной (первой закрытой) палубе находятся общий салон, каюты и кабинет капитана и старшего помощника, 5 одноместных кают для старшего и 10 для среднего руководящего состава. Там-же находятся помещения медицинской службы, кают-компания и учебные классы. Так же на главной палубе или в помещениях твиндека (нижней закрытой палубы) — 14 двух- или трёхместных кают для рядового штатного экипажа. На твиндеке расположены двенадцатиместные кубрики для курсантов и хозяйственные помещения — мастерская, такелажная, парусная, тросовая, хозяйственная кладовые, камбуз с холодильниками и комнаты отдыха. Окраска корпуса корабля — белая, с продольной голубой полосой. Княвдигенд (выступающая часть носовой оконечности) и корма украшены золоченым орнаментом. Бархоуты — продольные усиления обшивки покрыты золоченной краской.

Рангоут

Весь рангоут парусника — стальной, сварной, пустотелый. Главная колонна мачты соединяется с её продолжением с помощью фланцевого соединения. Таким образом традиционное членение верхней части мачт на собственно стеньги, брам- и бом-брам-стеньги соответственно, становится весьма условным и определяется по месту, положения реев, марсовых площадок и салингов. Реи на кораблях этой серии, в отличии от традиционных парусников с прямым вооружением, выполнены не подъёмными, а закреплены на постоянной высоте на бейфутах. При помощи брасов реи могут свободно вращаться в горизонтальной плоскости, поворачиваясь на угол до 60o в обоих направлениях. Все три мачты наклонены к корме под уголом 2o.

Высота мачт от КВЛ (конструктивной ватерлинии)
фок — 49,2 м,
грот — 49,5,
бизань — 48,4 м.
Размер основных элементов рангоута (длина и диаметр соотв.)
Бушприт — 23 м, 700 мм,
Фокмачта — 25,5 м, 700 мм,
Гротмачта — 25,8 м, 700 мм,
Бизаньмачта — 23,0 м, 550 мм.
Фока- и грота- реи — 23,7 м, 450 мм.

Такелаж
Весь стоячий такелаж выполнен из стальных тросов.
Ватер- и мартин-штаги бушприта — окрашенные в белый цвет стальные цепи.
Бегучий такелаж из синтетических тросов различных оттенков — своего для каждой группы такелажа — для облегчения работы при большом количестве снастей.

Рангоут
Стоячий черного цвета. Бегучий — светло-бежевого, брасы — тёмно-бежевого цвета.
Современные материалы позволяют делать такелаж достаточно тонким с сохранением прочности. Это можно видеть на многих фотографиях реальных парусников, где большая часть снастей становится практически неразличимой на фоне моря и неба.

Паруса
Корабль «Мир» имеет полное крабельное парусное вооружение — т.е. на всех мачтах установлен полный комплект прямых парусов, а на бизань-мачте отсутствует самый нижний парус. Между мачтами установлены косые паруса -стаксели, обеспечивающие манёвренность корабля. Паруса для всех современных парусных судов изготавливаются их специальных синтетических тканей, имеющих повышенную прочность и устойчивость к воздействию морской воды и
ультрафиолетового излучения. Таким материалом служит — дакрон.

С развитием скоростного торгового клипперного флота постепенно стали уходить в прошлое большие, неудобные в оперативном управлении паруса, подобные тем, что несли тяжёлые линейные корабли до середины XIX века. Вместо сплошных марселей и брамселей появились разрезные, состоявшие из двух отдельных полотнищ, каждое из которых подвешивалось на собственной рее. Первым это новшество было применено на американском четырёхмачтовом чайном клипере «Грейт Рипаблик» — самом большом в истории деревянном корабле с длиной корпуса 101,5 м, и высотой мачт — 69 м. При этом исчез и способ уменьшении площади паруса при помощи взятия рифов — на их место пришли продёрнутые сквозь парус по высоте леера, рабочие концы которых через систему блоков проводятся вдоль мачт вниз на кофель-нагельные планки, установленные около мачты. На паруснике «Мир» разрезными являются только марсели.

Паруса (площадь в м2)
Общее количество парусов — 26 шт.

Косые паруса
От фок-мачты к бушприту:
летучий кливер* — 64,3 м2
бом-кливер -71,3 м2
кливер -72,5 м2
мидель-кливер — 79,3 м2
фор-стень-стаксель -71,7 м2

От грот-мачты:
грот-стень-стаксель -120 м2
грот-брам-стаксель -78 м2
грот-бом-брам-стаксель -72 м2

От бизань-мачты:
крюйс-стень-стаксель -67,2 м2
крюйс-брам-стаксель -60,4 м2
крюйс-бом-брам-стаксель -58,2 м2
задняя бизань (контр-бизань) -154 м2

Прямые паруса
Фок-мачты:
фок -201,5 м2
нижний фор-марсель -111,8 м2
верхний фор-марсель -113,1 м2
фор-брамсель -114,2 м2
фор-бом-брамсель — 111,5 м2

Грот-мачты:
грот -201,5 м2
нижний грот-марсель -111,8 м2
верхний грот-марсель -113,1 м2
грот-брамсель -114,2 м2
фор-грот-брамсель -111,5 м2

Бизань-мачты:
нижний крюйс-марсель -100,8 м2
верхний крюйс-марсель -91,2 м2
крюйс-брамсель -106,6 м2
крюйс-бом-брамсель -75,7 м2

Итого общая площадь парусов — 2647 м2

* Летучий кливер (не растягиваемый по фалу, а поднимаемый непосредственно за верхний шкотовый угол паруса) поднимался достаточно редко, только при маневрировании с самым слабым ветром.


Спецификация и схема парусов
Паруса: А -летучий кливер, Б — бом-кливер, В — кливер, Г — мидель-кливер, Д — фор-стень-стаксель, Е — фок, Ж — нижний фор-марсель, И — верхний фор-марсель, К — фор-брамсель, Л — фор-бом- брамсель, М — грот-стень-стаксель, Н — грот-брам-стаксель, О — грот-бом-брам-стаксель, П — грот, Р — нижний грот-марсель, С — верхний грот-марсель, Т — грот-брамсель, У — фор-грот- брамсель, Ф — крюйс-стень-стаксель, Х — крюйс-брам-стаксель, Ц — крюйс-бом-брам-стаксель, Ш — нижний крюйс-марсель, Щ — верхний крюйс-марсель, Э — крюйс-брамсель, Ю — крюйс-бом- брамсель, Я — задняя бизань




План корпуса и палубы

боковые проекции и вид сверху

1 — бушприт
2 — подбушпритная сетка
3 — бакштаги бушприта
4 — горловины вентиляционных люков подпалубных помещений
5 — швартовый шпиль
6 — вентиляционные головки
7 — палубные клюзы якорных цепей
8 — винтовые фрикционные стопоры цепей
9 — электрический брашпиль
10 — рында
11 — кофель-нагельные планки
12 — табло-боксы для бортовых ходовых и сигнальных огней
13 — люк для погрузки продовольствия на камбуз
14 — короб вентиляционной шахты камбуза
15 — контрольно-измерительные приборы внутренних коммуникаций
16 — ящик с песком
17 — спасательные плоты ПСН-10
18 — вентиляционная головка
19 — контейнер для сигнальных флагов
20 — кран для спуска мотоботов, 2 шт
21 — малый мотобот, 2 шт
22 — кожух дымовой трубы
23 — выхлопные отверстия дымовой трубы
24 — трап-балка 25 — забориный трап
26 — гирокомпасы, 2 шт
27 — штурманский мостик
28 — авторегистратор параметров рейса
29 — мостик верхней штурманской рубки
30 — компас
31 — антенна спутниковой навигационной системы
32 — вентиляционная головка
33 — вытяжной кожух
34 — кормовой электрический шватовый шпиль
35 — кнехты
36 — скамьи
37 — кормовой флагшток
38 — гакабортный огонь
39 — опоры для установки навигационных антенн
40 — контейнер
41 — вентиляционный дефлектор
42 — бизань-мачта
43 — трап на штурманский мостик
44 — трап на мостик кормовой рубки
45 — аварийный радиобуй
46 — штурвал
47 — опоры для установки ледовых прожекторов
48 — световой люк
49 — крышки сходных люков
50 — грот-мачта
51 — крановая стрела
52 — большой мотобот
53 — скобяной трап
54 — запасной якорь
55 — фок-мачта 56 — киповые планки
57 — выстрелы для шкотовых блоков
58 — передняя надстройка
59 — средняя надстройка
60 — нижняя штурманская рубка
61 — верняя штурманская рубка
62 — мостик вокруг нижней рубки
63 — кормовая надстройка 64 — опора гика бизани
65 — мартин-гик 66 — цепные ватер-штаги
67 — буксирные клюзы
68 — якорь Холла

Теоритический чертеж корпуса праусника «Мир»

Проекции «бок» и «корпус» теоретического чертежа парусника «Мир».На чертеже показаны силуэты килевой рамы и полный набор шпангоутов, необходимый для постройки модели. Показан контур кормового транца, линии верхней и главной палуб, линия слома поверхности корпуса на корме. КВЛ — конструктивная ватерлиния. Контур подводной части кормы и силуэт рулевого пера.


Марсовые площадки и салинги

на чертеже показаны марсовые площадки и салинги учебного парусного судна «Мир». Вид сверху и сбоку. На планах марсов показаны отверстия для проводки снастей такелажа парусов.
Сочленения мачт со стеньгами и стеньг с брам-стеньгами — фланцевые. Устройство ноков реев в двух проекциях.
контуры краспиц под марсовыми площадками.
Наделки на мачтах и стеньках для крепления и проводки тросов бегучего такелажа. Путенс ванты под марсовыми площадками.

Бушприт

Наклонная рангоутная мачта, выступающая вперёд с носа парусного судна. Предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов - кливеров и стакселей.

Кофель-планки брус с гнёздами для кофель-нагелей, укреплённый горизонтально на палубе у мачт или с внутренней стороны фальшборта под нижними вантами

Судовое радионавигационное оборудование

Магнитные компасы
— Гирокомпасы
— Радиолокационная станция (тоже — РЛ) — 2 шт
— УКВ радиотелефонная станция
— Радиостанции, установленные на спасательных средствах
— Эхолот для промера глубин
— Лаг (тоже — ЛГЭ) — система контроля пройденного расстояния
— Средство автоматической радиолокационной прокладки курса
— Приемник-индикатор радионавигационных систем
— Ультракоротковолновая радиоустановка (УКВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом) — 2 шт
— Радиоустановка промежуточных и коротких волн (ПВ/КВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом и УБПЧ (узкополосной букврпечатью))
— Судовая земная станция системы ГМССБ (глобальной морской системы связи при бедствиях)
— Спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ (Космическая Система Поиска Аварийных Судов)- Sarsat (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking)
— международная спутниковая поисково-спасательная система, оповещения о бедствиях и местоположении радиобуев
— Приемник службы НАВТЕКС (англ. NAVTEX - „NAVigational TEXt Messages“) международная автоматизированная система оповещения
— Приемники расширенного группового и цифрового избирательного вызовов
— Приемник коротковолновой буквопечатающей аппаратуры
— Радиолокационный ответчик, Передатчик АИС (Aвтоматическая идентификационная система) поиска и спасания — 2 шт
— УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи — 3 комплекта
— Аппаратура автоматической идентификационной системы
— Упрощенный автоматический регистратор данных рейса
— Судовая система аварийного и охранного оповещения
— Командно-трансляционное устройство
— Система опознавания судов и дальнего слежения за ними
— Автоматическая система контроля состояния вахтенного помощника капитана

Спасательное оборудование и малые плавсредства корабля
– Полный комплект индивидуальных спасательных жилетов на каждого члена экипажа и пассажиров
— Набор спасательных кругов вдоль леернонго ограждения
— Полный комплект (до 20 шт) надувных 10-местных спасательных плотов ПСН-10
— Два малых стационарных надувных мотобота с кранами для спуска на крыльях второй надстройки.
— Большой стационарный мотобот на крыше носовой рубки.
— Полный комплект страховочного снаряжения для работы на высоте

Экипаж

В высший руководящий состав штатного экипажа корабля входят:
* Капитан — Орлов Андрей Валентинович (с 2012 года и по настоящее время)
* Капитан наставник — Антонов Виктор Николаевич
* Старший помощник капитана — Котляров Вячеслав Александрович
* Старший механик
* Старший учебный помощник капитана

Офицерский состав:
* Помощник капитана по электронике
* 2й помощник капитана
* 3й и помощник капитана
* 4й помощник капитана
* Помощники капитана по хозяйственно-административной части (5й помощник)
* 2й механик
* 3й механик
* 4й механик
* Инженер электрорадионавигатор
* судовой врач (хирург)
* Старший инструктор

Члены экипажа:
* Сменные мотористы — 3 чел
* Сменные электрики — 3 чел
* Парусный мастер
* Электрорадионавигатор
* Механик рефрижераторных установок
* Электромеханик
* Токарь-слесарь
* Старший вахтенный матрос — 3 чел.
* Матрос 1 класса — до 8 человек
* Машинист прачечной
* Заведующий продовольствием
* Шеф-повар
* Повара — 3 чел.
* Пекарь
* Старший буфетчик
* Буфетчик-официант — 3 чел.
* Старший матрос-уборщик
* Руководители практики — до 8 человек
* Курсанты, рактиканты — до 132 чел.
* Пассажиры — до 12 человек

Смотрите документальный фильм телекомпании Russia Today «В НАДЕЖДЕ НА ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР»



Что такое SAIL TRANING? Sail Training – это увлекательное приключение, больше чем морская практика. В период плавания участники, которых также называют трейнизами (от англ: trainee), сталкиваются с различными вызовами, физическими и эмоциональными, что помогает им обрести уверенность в себе и чувство ответственности. Практика в море развивает принятие окружающих, вне зависимости от их социального и культурного статуса, а также способность идти на контролируемый риск. Те, кто проходят практику по программе Sail Training на учебно-парусных судах отмечают, что этот опыт меняет их жизнь в позитивном ключе. Sail Training International – международная некоммерческая организация, проводящая международные мероприятия и объединяющая двадцать девять национальных ассоциаций Sail Training International во всем мире.

К ак бы не старались моторные суда раз навсегда взять преимущество над парусниками, это им не удаётся. Есть ряд причин, по которым парусники всё ещё нужны, и в ближайшие годы они вряд ли сойдут со сцены. Тот груз, который не обязательно доставлять очень спешно, куда выгоднее отправить под парусом. Выучка молодого моряка, полученная под парусом, «въедается» крепче.

В «ручной работе», связанной со снастями, и в риске авралов лучше создаётся команда. И, наконец, ещё достаточно людей, для которых романтика – не пустой звук.

Именно поэтому всё ещё ходят по морям сотни и тысячи парусных судов – от крохотных яхт до круизных лайнеров. Некоторые из них имеют вспомогательные машины, но основным движителем остаются полотнища на мачтах. С десяткой крупнейших судов, продолжающих свою деятельность, вас познакомит эта статья.

Ну а тот, кто захочет увидеть этих красавцев не только на фото, пусть готовится: с 30 апреля по 27 мая 2014 года пройдет легендарная SCF Black Sea Tall Ships Regatta. Значительная часть маршрута черноморской парусной регаты пройдёт вдоль побережья России, а потому у жителей и гостей Сочи, Новороссийска и других городов будет возможность полюбоваться на десятки великолепных судов. Участвовать будут парусники длиной свыше 40 футов, и уже сейчас подали заявки свыше 20 команд из разных стран. Среди них будет и гордость российского флота: «Мир», «Седов», «Крузенштерн», «Надежда» и «Паллада». Кстати, все они входят в ТОП-10 крупнейших парусных судов мира.

Viking

Открывает ТОП-10 самый старший из больших парусников. Четырёхмачтовый барк «Викинг» спущен на воду в 1906 году, использовался как грузовое судно (хотя уже тогда большую часть фрахта получали моторные суда), перевозил в основном пшеницу. После полувековой рабочей истории стал учебным судном, но начиная с 1966 года в море уже не выходил, поскольку теперь на нём учат лишь коков. Тем не менее, поскольку корабль остаётся в составе флота, парусное вооружение сохранил и способен совершать эволюции (что и проделывает по праздникам в городе Lilla Bommen), его можно причислить к действующим судам.

Этот трёхмачтовый корабль (т.е. судно с полным парусным вооружением) зачастую называют фрегатом, хотя это и не совсем верно. Просто сливаются в нашей памяти нынешнее учебное судно (порт приписки – Владивосток) и легендарный исследовательский фрегат, в честь которого оно было названо. Построен нынешний корабль в Гданьске в 1989 году и является одним из самых быстроходных парусников мира: 18,7 улов. Дизельная установка общей мощностью 1140 л.с. служит только для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта. Движимый машиной, корабль развивает всего 10 узлов.

Постоянный экипаж – 51 человек, но «Паллада» регулярно принимает 144 практикантов. Корабль совершал кругосветное плавание, и кроме учебных заданий участвовал в научно-исследовательских миссиях.

«Дар молодёжи» тоже построен в Гданьске, в 1982 году. Также использовался как учебное судно, и совсем недавно выведено из состава флота, став мемориалом. Тем не менее, все функции полностью сохранены, поэтому пока что о корабле можно говорить как о действующем судне. «Дар молодёжи» много раз участвовал в международных регатах и неоднократно побеждал (в Японии, Канаде, Португалии). Постоянный экипаж 37 человек, 136 практикантов. Скорость до 17, 8 узлов, мощность машин 1500 л.с.

Так же, как и «Паллада», «Дар молодёжи», «Мир» и другие суда, вошедшие в рейтинг, «Надежда», построена в Гданьске и является учебным судном. Приписана к Владивостоку, российский флаг поднят в 1992 году. Регулярно совершает учебные плавания, в том числе и дальние, двигаясь со скоростью до 17,6 узлов. Иногда парусам помогают машины мощностью 1222 л.с. Экипаж 50 человек, 143 практиканта.

Однотипный с «Надеждой» и «Палладой», корабль «Мир» построен на той же польской верфи в 1987 году по проекту Зигмунда Хорена. Считается едва ли не самым быстрым парусником мира, поскольку не раз подтверждал скорость 21 узел. Выиграл множество регат, в том числе престижнейшую мировую гонку, посвященную 500-летию открытия Америки. Экипаж 55 человек, 144 курсанта. Корабль «Мир» нечасто можно видеть в Санкт-Петербурге, где он приписан: чаще всего трёхпарусный красавец находится в море, причем кадеты на нём обучаются не только российские, но и из других стран, в т.ч. Англии и США. Парусам помогают двигатели можностью 1550 л.с., но не с винтами, как на большинстве однотипных судов, а с водомётами.

Построенное в Испании и спущенное на воду в 1953 году, это судно подняло флаг ВМС Чили в 1954 году и ходит под ним до сих пор. Esmeralda, как и большинство парусных гигантов, является учебным судном, зачастую – дипломатическим. Нередко участвует в парусных регатах, много раз совершало трансатлантические экспедиции. Постоянный экипаж – 300 человек и 90 курсантов. Благодаря удлиненным пропорциям корпуса и немалой площади парусов, является хорошим ходоком, однако не столько рекордным, сколько способным длительное время поддерживать высокую среднюю скорость. Отличается своеобразным топсельным вооружением, благодаря чему узнаваема более чем в 300 посещенных ею портах.

Разделяя 4-5 места с чилийской баркентиной Esmeralda по длине и ширине, Juan Sebastián Elcano все-таки может быть поставлен строчкой выше в силу своей большей парусности. В остальном это весьма схожие суда, хотя испанское построено намного раньше – в 1927 году. До сих пор оно служит базой для обучения гардемаринов, а в военные годы становилось вспомогательным боевым кораблём. Названо в честь знаменитого мореплавателя, возглавившего экспедицию Магеллана после смерти старшего соратника. Баркентина совершила огромное количество разнообразных походов, в том числе и кругосветные.

Крузенштерн

Называющийся ныне в честь знаменитого мореплавателя И.Ф.Крузенштерна, прежде барк ходил под другим именем и с иным назначением. При постройке, оконченной в 1926 году, судно было названо «Падуя» и было частным грузоперевозчиком. В этом качестве прослужило несколько лет, пока не было введено в состав военного флота фашистской Германии. В 1946 году по репарациям перешло в собственность СССР, получило новое имя. Служило экспедиционным океанографическим судном, обеспечивало морскую практику курсантам ВМФ. Затем приняло вымпел рыболовецкого флота с портом приписки Рига. С распадом Союза сменило порт приписки на Калининград и вновь вошло в состав военного флота, а потом опять подняло рыболовецкий вымпел.

Для первой четверти 20 века такая постройка была довольно обычной, и «Падуя» — лишь один корпус из серии Flying-P-Liner. Однако сейчас более ни одно судно из серии не сохранилось. Для своего времени являлось одним из лучших ходоков, да и сейчас под парусом развивает внушительные 17 узлов, под машиной (мощностью 2 х 1000 л.с.) – около 10 узлов. Постоянный экипаж 70 человек, курсантов – 120. Совершило несколько кругосветных плаваний, успешно участвовало в различных международных регатах.

па

Спущен на воду в городе Киле в марте 1921 года. Сначала назывался Magdalene Vinnen II, по имени дочери владельца. На то время был четвёртым по размеру парусником мира. Как торговый корабль ходил В Южную Америку и Австралию. В 1936 году сменил владельца, получил имя Kommodore Johnsen и стал учебным судном. Во время Второй мировой войны стал военным судном, занимался снабжением войск. После войны по репарациям перешло к СССР. Прошло ремонт и вновь вернулось к учебной деятельности, наставляя военных моряков (до 1966 принадлежал ВМФ). С 1975 по 1981 прошел капитальный ремонт и модернизацию ввиду огромного износа, затем вернулся в строй и ныне базируется в Мурманске. Регулярно участвует в регатах, в 1991 и 1995 годах выигрывал престижнейшую гонку «Cutty Sark» Tall Ships’ Races. Под парусом развивает до 18 узлов, двигаясь только с машинами мощностью 2176 л.с. – 10 узлов.

Претерпел немало приключений не только в плаваниях: в 2000 году был арестован во французском Бресте за долги российского правительства, но благополучно освобождён. В 2012-2013 годах судно с более чем 90-летней историей совершило своё первое кругосветное плавание. С 1928 по 1999 год считался крупнейшим в мире действующим парусником.

После 70-летнего лидерства барка «Седов» эстафету принял пятимачтовый корабль Royal Clipper. Автор его проекта – Зигмунд Хорен, тот же, что выстроил и ещё несколько судов из ТОП-10. За образец был взят корабль начала 20 века «Пруссия», и тогда некоторое время считавшаяся первой в мире. Но в отличие от неё, исполнявшей только грузовые функции, Royal Clipper изначально строился как круизное судно. Принадлежит компании Star Clippers вместе с двумя другими крупными парусниками — Star Clipper и Star Flyer. Летом, как правило, путешествует по средиземноморью, зимой – на Карибах. В межсезонье совершает трансатлантические круизы. Помимо парусов, под которыми развивает около 20 узлов, оснащен вспомогательным дизельным и электрическим двигателями (скорость с машиной – 8 узлов). Экипаж из ста человек обеспечивает приятное плавание для 227 пассажиров. Некоторые считают его не только самым большим из действующих, но и красивейшим из когда-либо построенных парусных судов.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...