Известные самурайские мечи. Японские мечи

, , ,


Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины - артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Вот некоторые смертоносные реликвии в истории Японии, известные на весь мир.

Кусанаги-но цуруги

Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли. © Дмитрий Зыков

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:

Сравнительная таблица японских мечей

Тип Длина
(нагаса ),
см
Ширина
(мотохаба ),
см
Прогиб
(сори ),
см
Толщина
(касанэ ),
мм
Примечания
Тати 61-71 2,4-3,5 1,2-2,1 5-6,6 Появился в XI веке . Носился на поясе лезвием вниз в паре с кинжалом танто. Разновидность одати могла носиться за спиной.
Катана 61-73 2,8-3,1 0,4-1,9 6-8 Появилась в XIV веке . Носилась за поясом лезвием вверх в паре с вакидзаси.
Вакидзаси 32-60 2,1-3,2 0,2-1,7 4-7 Появился в XIV веке . Носился лезвием вверх в паре с катаной или отдельно как кинжал.
Танто 17-30 1.7-2.9 0-0.5 5-7 Носился в паре с мечом тати или отдельно как кинжал.
Все размеры приведены для клинка без учёта хвостовика. Ширина и толщина указаны для основания клинка, где он переходит в хвостовик. Данные взяты для мечей периодов Камакура и Муромати ( - гг.) по каталогам. Длина тати в начальный период Камакура и современных тати (гэндайто) достигает 83 см.

История японского меча

Древние мечи. До IX века.

Первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы », III - вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука ( - гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо , а к VII веку освоили технологию ковки многослойной стали. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.

Всего после завершения Второй мировой войны кузнецам было выдано около 650 лицензий на изготовление мечей. Около 300 лицензированных кузнецов продолжают работать в настоящее время. Многие из них стараются восстановить традиции изготовления мечей периодов Камакура и Кото. Выпускаемые ими мечи рассматриваются в первую очередь как произведения традиционного японского искусства.

Технология изготовления меча

Кузнецы-оружейники

Кузнецы обладали высоким социальным статусом в японском обществе, множество из них известно по именам благодаря спискам. Списки древних кузнецов начинаются именем Амакуни из провинции Ямато, жившем, по легенде, в начале VIII века в правление императора Тайхо ( - гг.).

В старые времена (период мечей кото, около - гг.) существовало примерно 120 кузнечных школ, которые на протяжении веков производили мечи с характерными устойчивыми признаками, выработанными мастером-основателем школы. В новые времена (период мечей синто, - гг.) известно 80 школ. Насчитывают около 1000 выдающихся мастеров кузнечного ремесла, a всего на протяжении тысячи лет истории японского меча зафиксировано более 23 тыс. кузнецов-оружейников, из них больше всего (4 тыс.) в период кото (старых мечей) проживало в провинции Бидзэн (современная префектура Окаяма).

Слитки железа расплющивались в тонкие пластины, резко охлаждались в воде и затем разбивались на куски размером с монету. После этого производилась селекция кусочков, отбрасывались куски с крупными вкраплениями шлака, по цвету и гранулярной структуре разлома сортировались остальные. Такой метод позволял кузнецу отбирать сталь с предсказуемым содержанием углерода в диапазоне от 0,6 до 1,5 %.

Дальнейшее выделение остатков шлака в стали и уменьшение содержания углерода осуществлялось в процессе ковки - соединения отдельных мелких кусочков в заготовку для меча.

Ковка клинка

Сечение японского меча. Показаны две распространённые структуры с отличной комбинацией в направлении слоёв стали. Слева: металл клинка проявит текстуру итамэ , справа - масамэ .

Кусочки стали с примерно одинаковым содержанием углерода насыпались на пластину из того же металла, в едином блоке всё нагревается до 1300 °C и ударами молота сваривается вместе. Начинается процесс проковки заготовки. Заготовка плющится и сворачивается вдвое, затем снова плющится и сворачивается вдвое в другом направлении. В результате многократной проковки получается многослойная сталь, окончательно очищенная от шлаков. Легко подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки образуются почти 33 тысячи слоёв стали - типичная плотность дамаска для японских мечей.

Шлаки всё же остаются микроскопическим слоем на поверхности слоя стали, формируя своеобразную текстуру (хада ), напоминающую рисунок на поверхности древесины.

Для изготовления заготовки меча кузнец выковывает как минимум два бруска: из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ , не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ . Затем кузнец нагревает блок в горне и сваривает проковкой составные части, после чего ковкой увеличивает при 700-1100 °C длину заготовки до размеров меча.

При более сложной технологии свариваются до 4 брусков: из самой твёрдой стали (хаганэ ) формируют режущую кромку и вершину, 2 бруска из менее твёрдой стали идут на боковые стороны, а брусок из относительно мягкой стали формирует сердцевину. Многослойная структура клинка может быть ещё сложнее с отдельным привариванием обуха.

Ковкой формируется лезвие клинка до толщины около 2,5 мм (в районе режущей кромки) и его грани. Верхний кончик также выправляется ковкой, для чего по диагонали срезается конец заготовки. Затем длинный конец (со стороны лезвия) диагонального среза ковкой подгибается к короткому (обуху), в результате чего структура металла в вершине обеспечивает повышенную прочность в ударной зоне меча, сохраняя при этом твёрдость и тем самым возможность очень острой заточки.

Закалка лезвия и полировка

Следующим важным этапом изготовления меча является термообработка лезвия для упрочнения режущей кромки, в результате которой на поверхности меча появляется узор хамон , специфический именно для японских мечей. До половины заготовок в руках среднего кузнеца так и не становятся настоящими мечами в результате неудавшейся закалки.

Для термообработки клинок покрывается неравномерным слоем термостойкой пасты - смеси из глины, золы и каменной пудры. Точный состав пасты держался мастером в секрете. Тонким слоем покрывалось лезвие, наиболее толстый слой пасты наносился на среднюю по ширине часть клинка, где закалка была нежелательна. Жидкая смесь разравнивалась и после высыхания царапалась в определённом порядке в области ближе к лезвию, благодаря чему подготавливался рисунок узора хамон . Клинок с засохшей пастой нагревают равномерно вдоль длины до ок. 770 °C (контролируется по цвету раскалённого металла), затем погружают в емкость с водой лезвием вниз. Резкое охлаждение меняет структуру металла около лезвия, где толщина металла и термозащитной пасты наименьшие. Затем клинок повторно нагревается до 160 °C и снова охлаждается. Данная процедура помогает снизить напряжения в металле, возникшие при закалке.

Закалённая область лезвия имеет почти белый оттенок по сравнению с остальной более тёмной серо-голубоватой поверхностью клинка. Граница между ними чётко видна в виде узорной линии хамон , который представляет собой вкрапления блестящих кристалликов мартенсита в железо. В древности хамон выглядел как прямая линия вдоль клинка, в период Камакура линия стала волнистой, с причудливыми завитушками и поперечными черточками. Считается, что кроме эстетичного внешнего вида, волнистая неоднородная линия хамона позволяет клинку лучше противостоять ударным нагрузкам, демпфируя резкие напряжения в металле.

При соблюдении процедуры как показатель качества закалки обух клинка приобретает белёсый оттенок, уцури (букв. отражение ). Уцури напоминает хамон , но его появление является не следствием образования мартенсита, а оптическим эффектом в результате слабого изменения структуры металла в этой зоне по сравнению с близлежащим телом клинка. Уцури не является обязательным атрибутом качественного меча, но свидетельствует об успешно проведённой термообработке для некоторых технологий.

При нагреве лезвия в процессе закалки до температуры более 770° его поверхность приобретает насыщенность оттенков и богатство деталей узора. Однако при этом может пострадать прочность меча. Совместить боевые качества меча с роскошным оформлением поверхности металла удалось только кузнецам провинции Сагами в период Камакура, высококачественные мечи других школ отличаются скорее строгой манерой оформления клинка.

Окончательную доводку меча осуществляет уже не кузнец, а ремесленник-полировщик, мастерство которого также высоко ценилось. Используя серию полировальных камней разной зернистости и воду, полировщик доводил клинок до идеального состояния, после чего кузнец выбивал своё имя и другие сведения на неотшлифованном хвостовике. Меч считался готовым, остальные операции по креплению рукояти (цуки ), гарды (цубы ), нанесению украшений относились к разряду вспомогательных процедур, не требовавших магического мастерства.

Боевые качества

Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.

Современная оценка японских мечей

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (яп. 日本美術刀剣保存協会 Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai, NBTHK , ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай) , одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.

Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

  • Национальное сокровище (кокухо ). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.
  • Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
  • Особо важный меч.
  • Важный меч.
  • Особо оберегаемый меч.
  • Оберегаемый меч.

В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.

В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

См. также

  • Утигатана

Источники

Статья написана по материалам следующих изданий:

  • Sword. Kodansha encyclopedia of Japan. 1-st ed. 1983. ISBN 0-87011-620-7 (U.S.)
  • А. Г. Баженов, «История японского меча», -С.-Пб., 2001, 264 с. ISBN 5-901555-01-5
  • А. Г. Баженов, «Экспертиза японского меча», -С.-Пб., 2003, 440 с. ISBN 5-901555-14-7 .
  • Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara, «The Craft of the Japanese Sword». Перевод на русский язык на сайте www.katori.ru .

Примечания

  1. В литературе встречаются дискуссии, называть ли японскими мечи самурайской формы, произведенные по не традиционным японским технологиям. В статье используется устоявшийся термин «меч», однако некоторые полагают термин «сабля» более корректным для обозначения изогнутого однолезвийного оружия. По действующему российскому ГОСТ Р 51215-98 (Холодное оружие, терминология) «японский меч» относится к саблям - «4.4 сабля: Контактное клинковое рубяще-режущее и колюще-режущее оружие с длинным изогнутым однолезвийным клинком». Определение меча: «4.9 меч: Контактное клинковое колющее и рубящее оружие с прямым средним или длинным массивным двухлезвийным клинком»
  2. Термин «тати» установился в русскоязычной литературе. Русская фонетика не позволяет точно передать звучание, английская фонетика воспроизводит название как tachi .
  3. Точного стандарта прогиба для тати не существует. В начале меч тати обладал почти сабельной кривизной, к XIV веку клинок выпрямляется. Прогиб «сори» стандартно измеряется как максимальной расстояние от обуха до прямой линии между кончиком меча и основанием клинка. Рукоять в расчёт кривизны не принимается.
  4. Определения типов японских мечей приведены в книге А. Баженова «Экспертиза японского меча» согласно пояснению японской ассоциации NBTHK («Общество по сохранению художественных японских мечей»), ответственной за сертификацию японских клинков.
  5. Хотя тати в среднем длинней катаны, нередко длина катаны превосходит длину тати.
  6. Такие длины получаются переводом традиционной японской меры длины сяку (30,3 см, прим. длина локтя) в см.
  7. То есть до конца периода Момояма . Традиционно японская история делится на неравные периоды, определяемые по названию населённых пунктов, которые становились местом обитания императора.
  8. Kokan Nagayama. The Connoisseur"s Book of Japanese Swords. - First edition. - Japan: Kodansha International Ltd., 1997. - С. 3. - 355 с. - ISBN 4-7700-2071-6
  9. Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara. Modern Japanese Swords and Swordsmiths. - First edition. - Japan: Kodansha International Ltd., 2002. - С. 13. - 224 с. - ISBN 978-4-7700-1962-2
  10. Aoi Art Tokyo : японский аукционный дом, специализирующийся по японским мечам.
    Japanese Sword Ginza Choshuya Magazine : магазин по продаже японских мечей, каждый месяц выпускает каталог.
  11. Meч Когарасу-Мару выполнен в необычном стиле киссаки-мороха, популярном в период Нара . Половина клинка до острия обоюдоострая, другая половина с тупым обухом. Вдоль клинка проходит центральная ложбинка, сам клинок очень слабо изогнут, но наблюдается довольно сильный изгиб хвостовика по отношению к клинку. Подпись на мече отсутствует. Хранится в коллекции императорской семьи. См. фото в книге Баженова «История японского меча».
  12. «Поясничный изгиб» (коси-дзори ) назван так потому, что максимальный прогиб клинка при ношении меча удобно облегал тело как раз в области поясницы.
  13. Обух может быть плоский или полукруглый, однако такие образцы среди настоящих японских мечей встречаются крайне редко.
  14. А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 41
  15. А. Г. Баженов, «История японского меча», стр. 147
  16. Tamio Tsuchiko. The New Generation of Japanese Swordsmiths. - First edition. - Japan: Kodansha International Ltd., 2002. - С. 8. - 256 с. - ISBN 4-7700-2854-7
  17. Sword. Kodansha encyclopedia of Japan.
  18. А. Баженов, «Экспертиза японского меча», стр. 307-308
  19. Блестящий чистый цвет разлома говорит о содержании углерода выше 1 % (высокоуглеродистая сталь).
  20. Процесс ковки меча описан по буклету Всеяпонской ассоциации кузнецов-мечников и книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники), описывающей восстановленную современным мастером древнюю технологию.
  21. Различают до 30 разновидностей хада (текстуры металла), основными являются 3: итамэ (сучковатая древесина), масамэ (прямослойная древесина), мокумэ (древесная кора). В отличие от узора закалки (хамона), хада может быть и не видна невооружённым глазом. Отсутствие её в результате специальной полировки характерно только для клинков синто.
  22. По мнению авторов книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники).
  23. Хамон в виде прямой линии называется сугу-ха (букв. прямой ).
  24. Узор хамона является устойчивым признаком для идентификации той или иной кузнечной школы или времени изготовления меча. Условно для сертификации меча выделяют более 60 видов хамона.
  25. А. Баженов, «Экспертиза японского меча», стр. 76

Самураи были воинами в древней Японии и при этом владели местными боевыми искусствами. Часто такие сражения могли сопровождаться присутствием специального оружия. Главной особенностью битв стало то, что бои происходили в большинстве случаев внутри страны. Иными словами на этой земле между собой враждовали японцы.

Поэтому воинам приходилось усовершенствовать технику владения своим телом и боевым оружием. Естественно со временем начинали появляться индивидуальные методики рассматриваемого искусства.

Разновидности древнего японского оружия

Лук использовали для боев и церемоний

Историки определяют три эпохи боевого прошлого Японии. Они связаны с определенными видами оружия.

Первым стал лук, получивший место не только среди боевого оружия. Его также применяли во время проведения синтоистских церемоний. Следует подчеркнуть, что этот вид защиты отличается от аналогичных изделий других народов необычной формой. Так, верхняя часть японского лука значительно длиннее по сравнению с нижней половиной. Если сложить их вместе, то получится изделие около двух метров.

Состоит японский лук из двух разных материалов. Внутренняя часть представлена бамбуковым сырьем, а снаружи лук выглядит деревянным. По этой причине стрела не может двигаться строго горизонтально. Научиться рассматриваемому искусству совсем непросто. Чтобы стать опытным стрелком нужно потратить много лет на учебу.

После эры лука наступил период, когда самураи начали использовать в качестве боевого оружия копье. Дело в том, что в Японию еще в XVI столетии приехали мушкетеры из Португалии. Эти европейские воины привезли с собой моду на использование копья. Этим видом оружия было удобно пользоваться, чтобы сбивать всадника с коня.


Копье завезли в Японию из Европы

Однако копье требовало от воинов:

  1. огромной силы;
  2. выносливости.

Размеры данного орудия зависели от определенного японского клана.

Самое популярное японское оружие

После эры копья к японскому боевому искусству стали относиться совсем иначе. Таким образом, победа стала не главной целью в жизни самураев, которые учились владеть мечом. Люди стремились измениться в лучшую сторону внутренне, состязаясь не только с врагом. Здесь уже появляются размышления о душе самурая.

Сам меч проходил специальную обработку, которая заключалась в оттачивании выпуклого наружу края . При этом другую грань считали настоящим щитом. Обычно, для того, чтобы изготовить данный вид оружия требуется потратить немало времени и усилий. В результате стоимость меча считается высокой.

А если речь идет о старинном оружии этого типа, которое было сделано именитым профессионалом, то такой самурайский меч продавали за баснословную сумму. Не зря этот предмет передавался от деда внуку или другому ближайшему родственнику.

Самурайские мечи делятся на определенные типы, среди которых различают:

  • цируги;
  • танто;
  • вакидзаси;
  • катана.

Вышеописанными орудиями могли пользоваться только богатые люди. А простолюдинам был доступен только боккэн или простой нож. Так они защищались от различных злоумышленников.


Дзиттэ использовали полицейские

Существовало также специальное железное оружие дзиттэ, которое своей формой напоминало вилку с двумя зубьями. Его использовали японские полицейские, чтобы отобрать меч у пьяного самурая.

У самураев было два разных меча, но при необходимости использовался только один. Длинным орудием катанной хорошо владел каждый уважающий себя воин. Но настоящим мастером считался тот самурай, который одним быстрым ударом мог сразить противника.

Виды японского оружия видео

Популярное японское оружие и его описание можно увидеть в видеоролике.

Любое повествование об историческом холодном оружии будет неполным без рассказа о средневековых японских мечах. Это уникальное оружие на протяжении долгих столетий верой и правдой служило своим хозяевам – свирепым воинам-самураям . В последние десятилетия меч катана, словно, переживает второе рождение, интерес к нему огромен. Японский меч уже стал элементом массовой культуры, катану «любят» голливудские режиссеры, создатели аниме и компьютерных игр.

Считалось, что в мече живут духи всех его прежних владельцев, а самурай всего лишь хранитель клинка, и он обязан передать его следующим поколениям. В завещании самурая обязательно был пункт, в котором распределялись его мечи между сыновьями. Если у хорошего меча был недостойный или неумелый владелец, то в этом случае говорили: «Меч плачет».

Не меньший интерес сегодня вызывает и история этого оружия, секреты его изготовления и фехтовальная техника, которую использовали средневековые японские воины. Однако прежде чем перейти к нашему рассказу, следует несколько слов сказать о самом определении меча самурая и его классификации.

Катана – это длинный японский меч, с длиной клинка от 61 до 73 см, с небольшим изгибом лезвия и односторонней заточкой. Существуют и другие типы японских мечей, в основном они отличаются своими габаритами и назначением. При этом слово «катана» в современном японском языке обозначает любой меч. Если говорить о европейской классификации холодного оружия, то катана вообще не является мечом, это типичная сабля с односторонней заточкой и изогнутым клинком. По форме японский меч очень напоминает шашку. Однако в традиции Страны восходящего солнца мечом называется любой тип (ну, или почти любой) холодного оружия, который имеет клинок. Даже нагината, похожая на европейскую средневековую глефу, с двухметровой рукоятью и клинком на конце, в Японии все-равно именуется мечом .

Историкам гораздо проще изучать японский меч, чем европейское или ближневосточное историческое холодное оружие. И причин здесь несколько:

  • Японский меч использовался в сравнительно недавнем прошлом. Катана (это оружие имело специальное название гун-то) массово применялась еще во время Второй мировой войны;
  • В отличие от Европы, до настоящего времени сохранилось большое количество старинных японских мечей. Оружие, возраст которого составляет несколько столетий, зачастую находится в отличном состоянии;
  • Производство мечей по традиционным средневековым технологиям продолжается в Японии и в наши дни. Сегодня изготовлением этого оружия занимаются около 300 кузнецов, все они имеют специальные государственные лицензии;
  • Японцы бережно сохранили основные техники искусства боя на мечах.

История

Железный век начался в Японии сравнительно поздно, только к VII столетию японские кузнецы освоили технологию изготовления оружия из многослойной стали. До этого момента железные мечи завозились в страну из Китая и Кореи. Древнейшие японские мечи чаще всего были прямыми и имели обоюдоострую заточку.

Период Хэйан (IX-XII столетие). В этот период японский меч получает свой традиционный изгиб. В это время центральная государственная власть ослабла, и страна погрузилась в череду бесконечных междоусобных войн и вошла в длительный период самоизоляции. Начала формироваться каста самураев – профессиональных воинов. В это же время значительно выросло мастерство японских кузнецов-оружейников.

Большинство схваток происходили в конном строю, поэтому место прямого меча постепенно заняла длинная сабля. Первоначально она имела изгиб около рукояти, позже он сместился область, отстоящую на 1/3 от конца хвостовика. Именно в период Хэйан окончательно сложился внешний вид японского меча, и была отработана технология его изготовления.

Период Камакура (XII-XIV столетие). Значительное улучшение доспехов, которое произошло в этот период, привело к изменениям в форме меча. Они были направленны на повышение ударной мощи оружия. Его вершина стала более массивной, увеличилась масса клинков. Фехтовать таким мечом одной рукой стало значительно сложнее, поэтому их в основном стали использовать в пеших поединках. Этот исторический период считается «золотым веком» для традиционного японского меча, позже многие технологии изготовления клинков были утрачены. Сегодня кузнецы пытаются восстановить их.

Период Муромати (XIV-XVI столетие). В этот исторический период начинают появляться очень длинные мечи, габариты некоторых из них превышал два метра. Такие гиганты являются, скорее, исключением, чем правилом, но общая тенденция была на лицо. Длительный период постоянных войн требовал большого количества холодного оружия, зачастую за счет снижения его качества. Кроме того, общее обнищание населения привело к тому, что мало кто мог позволить себе по-настоящему качественный и дорогой меч. В это время распространение получают печи-татары, что позволяет увеличить общее количество выплавляемой стали. Изменяется тактика поединков, теперь бойцу важно опередить соперника в нанесении первого удара, поэтому все более популярными становятся мечи-катаны. К концу этого периода в Японии появляется первое огнестрельное оружие, что изменяет тактику сражений.

Период Момояма (XVI столетие). В этот период японский меч становится короче, в обиход входит пара дайсё, позже ставшая классической: длинный меч катана и короткий меч вакидзаси.

Все вышеописанные периоды относятся к так называемой Эпохе старых мечей. В начале XVII века начинается Эпоха новых мечей (шинто). В это время в Японии прекращаются многолетние междоусобицы, и воцаряется мир. Поэтому меч несколько теряет свое боевое значение. Японский меч становится элементом костюма, символом статуса. Оружие начинают богато украшать, значительно больше внимания уделяется его внешнему виду. Однако при этом снижаются его боевые качества.

После 1868 года начинается Эпоха современных мечей. Оружие, выкованное после этого года, называется гэндай-то. В 1876 году ношение мечей было запрещено. Это решение нанесло серьезный удар по касте воинов-самураев. Большое количество кузнецов, занимавшихся изготовлением клинков, потеряли работу или были вынуждены переквалифицироваться. Только в начале прошлого века начинается кампания возвращения к традиционным ценностям.

Наивысшей частью для самурая было умереть в бою с мечом в руках. В 1943 году был сбит самолет с японским адмиралом Исороку Ямамото (тот самый, что руководил атакой на Перл-Харбор). Когда обугленное тело адмирала достали из-под обломков самолета, то обнаружили в руках мертвеца катану, с которой он и встретил свою смерть.

В это же время для вооруженных сил мечи начали изготавливать промышленным способом. И хотя они внешне напоминали боевой самурайский меч, это оружие уже не имело никакого отношения к традиционным клинкам, изготовленным в более ранние периоды.

После окончательного разгрома японцев во Второй мировой войне победители издали приказ об уничтожении всех традиционных японских мечей, но благодаря вмешательству историков он вскоре был отменен. Производство мечей по традиционным технологиям было возобновлено в 1954 году. Была создана специальная организация «Общество по сохранению художественных японских мечей», ее основной задачей стало сохранение традиций изготовления катан, как части культурного наследия японской нации. В настоящее время существует многоступенчатая система оценки исторической и культурной ценности японских мечей.

Японская классификация мечей

Какие же еще мечи, кроме знаменитой катаны, существуют (или существовали в прошлом) в Японии. Классификация мечей довольно сложна, в Стране восходящего солнца она относится к научным дисциплинам. То, что будет описано ниже, это всего лишь краткий обзор, который дает лишь общее представление о вопросе. В настоящее время выделяют следующие разновидности японских мечей:

  • Катана. Наиболее известная разновидность японского меча. Имеет длину клинка от 61 до 73 см, с довольно широким и толстым изогнутым клинком. Внешне очень она очень похожа на еще один японский меч – тати, но отличается от него меньшим изгибом клинка, способом ношение, а также (но далеко не всегда) длиной. Катана являлась не просто оружием, но и неизменным атрибутом самурая, частью его костюма. Без этого меча воин просто не выходил из дому. Катана могла носиться за поясом или на специальных завязках. Хранилась на специальной горизонтальной подставке, которая на ночь ставилась у изголовья воина;
  • Тати. Это длинный японский меч. Он обладает большим изгибом, чем катана. Длина клинка тати начинается от 70 см. В прошлом этот меч обычно использовался для конного боя и во время парадов. Хранится на вертикальной подставке рукояткой вниз в мирное время и рукоятью вверх во время войны. Иногда из этой разновидности японского меча выделяется еще одна — О-дати. Данные клинки отличались значительными размерами (до 2,25 м);
  • Вакидзаси. Короткий меч (клинок 30-60 см), который вместе с катаной образует стандартное вооружение самурая. Вакидзаси можно было использовать для боя в тесном пространстве, а также он применялся в паре с длинным мечом в некоторых фехтовальных техниках. Это оружие могли носить не только самураи, но и представители других сословий;
  • Танто. Кинжал или нож с длиной лезвия до 30 см. Использовался для отрезания голов, а также для совершения харакири , ну и для других, более мирных целей;
  • Цуруги. Обоюдоострый прямой меч, который использовался на территории Японии до X века. Часто этим именем называют любые древние мечи;
  • Ниндзя-то или синоби-гатана. Это меч, который использовали знаменитые японские средневековые шпионы – ниндзя . По своему внешнему виду он практически не отличался от катаны, но был короче. Толще были ножны этого меча, неуловимые синоби прятали в них целый шпионский арсенал. Кстати, ниндзя-то не носили за спиной, потому что это было крайне неудобно. Исключением были случаи, когда воину нужны были свободные руки, например, если он решил взобраться на стену;
  • Нагината. Это вид холодного оружия, который представлял собой слегка загнутый клинок, посаженный на длинное деревянное древко. Напоминал средневековую глефу, но японцы также относят нагинату к мечам. Бои на нагинатах проводятся и по сей день;
  • Гун-то. Армейский меч прошлого века. Это оружие изготавливалось промышленным способом и в огромных количествах направлялось в армию и на флот;
  • Боккен. Деревянный тренировочный меч. Японцы относятся к нему с не меньшим уважением, чем к настоящему боевому оружию.

Изготовление японского меча

О твердости и остроте японских мечей сложены легенды, как, впрочем, и о самом кузнечном искусстве Страны восходящего солнца.

Мастера-оружейники занимали высокое место в социальной иерархии средневековой Японии. Изготовление меча считалось духовным, почти мистическим актом, поэтому готовились к нему соответственно.

Перед началом процесса мастер много времени проводил в медитации, он молился и держал пост. Нередко кузнецы на время работы надевали облачение синтоистского священника или же придворный церемониальный костюм. Перед началом процесса ковки кузня тщательно убиралась, у ее входа вывешивали обереги, предназначенные для отпугивания злых духов и привлечения хороших. На время работы кузня становилась священным местом, в нее мог заходить только сам кузнец и его помощник. Членам семьи (кроме женщин) в этот период вход в мастерскую был запрещен, женщинам же вообще не разрешали заходить в кузницу, опасаясь их дурного глаза.

Во время изготовления меча кузнец ел пищу, приготовленную на священном огне, а на животную пищу, крепкие напитки, а также на сексуальные контакты было наложено жесткое табу.

Металл для изготовления холодного оружия японцы получали в печах татара, которые можно назвать местной разновидностью обычной домницы.

Клинки обычно делают из двух основных частей: оболочки и сердцевины. Для изготовления оболочки меча воедино сваривают пакет из железа и высокоуглеродистой стали. Его многократно складывают и проковывают. Основная задача кузнеца на этом этапе – добиться гомогенизации стали и очистить ее от примесей.

Для сердцевины японского меча используют мягкую сталь, ее также многократно проковывают.

В итоге, для изготовления заготовки меча мастер получает два бруска, из прочной высокоуглеродистой и мягкой стали. При изготовлении катаны из твердой стали формируют профиль в форме латинской буквы V, в который вкладывается брусок из мягкой стали. Он несколько короче общей длины меча и немного не доходит до острия. Существует и более сложная технология изготовления катаны, она заключается в формировании клинка из четырех брусков стали: из самой твердой стали производятся острие и режущие кромки оружия, на боковые стороны идет несколько менее твердый металл, а сердцевина выполняется из мягкого железа. Иногда и обух японского меча изготавливают из отдельного куска металла. После сваривания частей клинка мастер формирует его режущие кромки, а также острие.

Однако «главной фишкой» японских кузнецов-оружейников считается закалка меча. Именно специальная техника термообработки придает катане ее несравненные свойства. Она существенно отличается от аналогичных технологий, которые использовались кузнецами в Европе. Следует признать, что в этом вопросе японские мастера продвинулись куда дальше своих европейских коллег.

Перед закалкой японский клинок покрывают специальной пастой, сделанной из глины, золы, песка, каменной пыли. Точный состав пасты держался в строгом секрете и передавался от отца к сыну. Важным нюансом является то, что паста наносится на клинок неравномерно: на лезвие и острие наносился тонкий слой субстанции, а на боковые грани и обух – значительно более толстые. После этого клинок нагревали до определенной температуры и закаливали в воде. Участки клинка, покрытые более толстым слоем пасты, остывали медленнее и получались мягче, а наибольшую твердость при такой закалке получали режущие поверхности.

Если все выполнено правильно, то на клинке появляется четкая граница между закаленной областью лезвия и остальной частью. Она называется хамон. Еще одним показателем качества работы кузнеца являлся белесый оттенок обуха клинка, он называется уцуби.

Дальнейшую доработку клинка (полировку и шлифовку) обычно проводит специальный мастер, работа которого также ценится весьма высоко. Вообще же изготовлением и украшением клинка могут заниматься более десяти человек, процесс очень специализирован.

После этого меч должен пройти испытания, в древности этим занимались специально подготовленные люди. Тесты проводились на скрученных циновках, а иногда и на трупах. Особенно почетным было испытать новый меч на живом человеке: преступнике или военнопленном.

Только после испытаний кузнец выбивает на хвостовике свое имя, и меч считается готовым. Работы по монтировке рукояти и гарды считаются вспомогательными. Рукоять катаны обычно обклеивалась кожей ската и обматывалась шелковым или кожаным шнуром.

Боевые качества японских мечей и сравнение их с европейскими мечами

Сегодня катану можно назвать самым популярным мечом в мире. Трудно назвать другой вид холодного оружия, вокруг которого существует такое количество мифов и откровенных сказок. Японский меч называется вершиной кузнечного искусства за всю историю человечества. Однако с таким утверждением можно и поспорить.

Исследования, проведенные специалистами с использованием новейших методов, показали, что европейские мечи (в том числе и античного периода) мало чем уступали японским аналогам. Сталь, которую использовали европейские кузнецы для изготовления оружия, оказалась рафинированной не хуже, чем материал японских клинков. Они были сварены из множества слоев стали, имели селективное закаливание. При исследовании европейских клинков были привлечены современные японские мастера, и они подтвердили высокое качество средневекового оружия.

Проблема заключается в том, что к нашему времени дошло очень мало образцов европейского клинкового оружия. Те мечи, которые обнаруживают во время археологических раскопок, обычно находятся в плачевном состоянии. Есть особо почитаемые европейские мечи, которые пережили столетия и сегодня находятся в музеях в хорошем состоянии. Но их очень мало. В Японии же из-за особого отношения к холодному оружию к нашему времени сохранилось огромное количество старинных мечей, причем состояние большинства из них можно назвать идеальным.

Несколько слов следует сказать о прочностных и режущих характеристиках японских мечей. Без сомнения, традиционная катана – это превосходное оружие, квинтэссенция многовекового опыта японских оружейников и воинов, но резать «железо как бумагу» она все-таки не способна. Сцены из фильмов, игр и аниме, где японский меч без особых усилий режет камни, пластинчатые доспехи или другие металлические предметы следует оставить на совести сценаристов и режиссеров. Такие способности лежат за гранью возможностей стали и противоречат законам физики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Катана это длинное однолезвийное рубяще-режущее оружие. Имеет слабо изогнутое одностороннее лезвие, длинную или короткую рукоять, может быть слегка развита спереди, это позволяет охватывать ее двумя ладонями. Форма клинка разрешает наносить режущие и колющие удары. Длинна лезвия составляет 60 сантиметров, рукоять могла быть разной. Весит до одного килограмма.

История появления катаны

Такой меч появился в пятнадцатом веке и просуществовал до конца двадцатого в качестве оружия самураев. «Предком» его была длинная японская сабля тати. Их главной разницей был способ ношения. Тати привязывалась специальной повязкой на поясе, а катана засовывалась за него. Первая носилась в паре с танто, вторая - с вакидзаси.

Изготавливалась из двух видов металлов. Вязкого для центральной части и твердого для лезвия. Перед ковкой, компоненты тщательно чистились. Рукоятка обтягивалась кожей и обвивалась шелковой тканью. Такой способ изготовления не позволял рукам скользить по ней. Рукояти из дерева или слоновой кости, описанные различными узорами, можно увидеть на показных и декоративных саблях.

Футляр для ношения изготавливался из древесины и покрывался лаком. Металлические, так же, имели место быть, серийное изготовление их началось в ХХ веке, но, все же, и в них присутствовала подкладка из дерева.

Меч являлся частью одежды самурая и носился на левой стороне тела в ножнах, лезвием вверх. Но после семнадцатого века, не было особой необходимости каждый раз брать его с собой. К тому же, лезвие могло коррозировать. Поэтому придумали способ сохранения целостности меча. За поясом носили монтаж, который включал в себя ножны. Сам меч хранился дома в футляре из дерева, который не был покрыт лаком, что давало возможность ему дышать, нее накапливалась влага. Поэтому на лезвии не появлялась коррозия. В ХIХ такой способ изготовления футляров для меча широко распространился. В ХХ веке, после запрета ношения мечей, их стали замаскировывать. Ножны стали изготавливать в виде трости или посоха.

Искусство владения мечем

Использование заключалось в качестве режущего оружия, и реже колющего. Обхватывалась двумя или одной руками. Первые школы, обучающие юных самураев, были сформированы еще в пятнадцатом веке. Техники японских мечей отличаются от европейских, тем что ось меча во время нападения идет к врагу не под прямым углом, а вдоль, тем самым разрезая противника. Для такого построения боя очень подходит именно изогнутое лезвие.

Несмотря на, большие перемены в истории развития государства, касающиеся ношения меча, все же сохранились и до наших дней школы искусства самураев. Самыми известными считаются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Уход за саблей

Осуществление чистки меча происходит поэтапно и разными инструментами.

С помощью полировальных камней убирают зазубрины.

Рисовая бумага, что не содержит кислоты, отлично убирает остатки масла, которым мажут меч. Перед применением ее сильно трут, чтобы она стала мягкой, дабы не нанести царапинок на лезвие. Если под рукой нет рисовой бумаги, можно воспользоваться и обычной салфеткой. Чистящие и полирующие свойства имеет известь. При ее использовании так же не остается царапин.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...