Арабские завоевания и арабский халифат. Возникновение ислама

1. Перечислите основные положения мусульманского вероучения.

Вероучение ислама опирается на «пять столпов». Все мусульмане должны верить в единого Бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда; для них обязательна ежедневная пятикратная молитва и еженедельная, по пятницам, молитва в мечети; каждый мусульманин должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж. Эти обязанности дополняются ещё одним долгом – в случае необходимости участвовать в священной войне за веру – джихаде.

2. В чём причины успешных завоеваний арабов?

Причинами успешных завоеваний арабов являлись: соперничество и взаимное ослабление Византии и Ирана, религиозная воинственность арабов, слабость варварских государств в Северной Африке.

3. Как складывались отношения завоевателей-мусульман с людьми, принадлежащими к другим религиям?

Завоеватели-мусульмане не Сначала арабы не принуждали христиан, иудеев и зороастрийцев (приверженцев древней религии Ирана) принимать ислам; им разрешалось жить по законам своей веры, выплачивая особую подушную подать. Но к язычникам мусульмане относились крайне нетерпимо. Люди, принявшие ислам, освобождались от налогов.

4. Почему, несмотря на смуты и расколы, исламскому государству долгое время удавалось сохранять единство?

Потому что правитель - халиф обладал не только светской, но и духовной властью над всеми мусульманами, чем обеспечивалось единство.

5. В чём причины распада халифата Аббасидов?

Причины распада Арабского Халифата заключаются в мятежах знати, отсутствия возможности контролировать обширное государство, появление самостоятельных правителей, которые не подчинялись халифу, лишение халифа светской власти.

6. Используя карту, перечислите государства древности и раннего Средневековья, территории которых вошли в состав Арабского халифата.

Государство Сасанидов (Персия), Армения, Азербайджан, Хорасан, Хорезм, Керман, Систан, Тохаристан, Сирия, Финикия, Палестина, Египет, Ливия, Королевство вестготов (Испания).

7. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Как вы понимаете эти слова?

Эти слова можно понять так, что ислам возник в эпоху, которая хорошо освещена историческими источниками, описана средневековыми историками. Поэтому историки очень хорошо представляют условия, в которых возникла новая религия.

8. Автор произведения «Кабус-Намэ» (XI в.) рассуждает о мудрости и знаниях: «Невежду не считай человеком, а мудрого, но лишённого добродетели, не считай мудрецом, осторожного, но лишённого знаний, не признавай аскетом, а с невеждами не обшайся, особенно с теми невеждами, которые себя считают мудрецами и удовлетворены своим невежеством. Общайся только с разумными, ибо от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу. Не будь неблагодарен за общение с добрыми и добрые дела и не забывай того, кто в тебе нуждается, не отталкивай, ибо через это отталкивание страдания и нужда увеличатся. Старайся быть добронравным и человечным, удаляйся от непохвальных нравов и не будь расточителен, ибо плод расточительности – забота, а плод заботы – нужда, а плод нужды – унижение. Старайся, чтобы тебя хвалили разумные, и смотри, чтобы тебя не стали хвалить невежды, ибо тот, кого хвалит чернь, порицается вельможами, как слышал я... Говорят, что как-то раз Ифлатун (так мусульмане называли древнегреческого философа Платона. сидел с вельможами того города. Пришёл к нему на поклон какой-то человек, сел и повёл разные речи. Посреди речей он сказал: «О мудрец, сегодня я видел такого-то, и говорил он о тебе и прославлял и славословил тебя: Ифлатун, мол, очень великий мудрец, и никогда не было и не будет ему подобного. Я хотел передать тебе его восхваления».

Мудрец Ифлатун, услышав эти слова, поник головой и зарыдал, и очень опечалился. Этот человек спросил: «О мудрец, какую обиду я тебе причинил, что ты так опечалился?» Мудрец Ифлатун ответил: «Ты меня не обидел, о ходжа, но может ли быть бедствие больше того, что меня хвалит невежда и дела мои кажутся ему достойными одобрения? Не знаю я, что за глупость я сделал, которая пришлась ему по нраву и доставила удовольствие, так что он похвалил меня, а то я раскаялся бы в этом поступке. Печаль моя оттого, что я ещё невежда, ибо те, кого хвалят невежды, сами невежды».

Каков должен быть круг общения человека, по мнению автора?

Почему такое общение должно приносить пользу?

Почему расстроился Платон?

О чём свидетельствует упоминание в рассказе его имени?

Общаться следует только с разумными,

Такое общение приносит пользу, т.к. от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу

Платон расстроился от того, что его похвалил невежда, а значит самого Платона сравнили с невеждой, т.к. «те, кого хвалят невежды, сами невежды»

Это свидетельствует о том, что арабы не просто знали античную философию, но во многом сохранили ее в эпоху раннего средневековья.

§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата

Начало завоевательных походов арабов

Смерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане приступили к завоеванию других стран. Главными противниками арабов оказались Византийская империя и Иран.

Арабский воин

Ещё Мухаммед направил византийскому императору послание с призывом принять ислам. В нём говорилось: «Покорись (прими ислам), и ты спасёшься. Аллах воздаст тебе двойную награду. О люди Писания! Объединяйтесь вокруг общего для нас и вас Слова!» Константинопольский владыка не счёл нужным ответить пророку, но вскоре он ощутил силу оружия мусульман. Византийское войско не смогло противостоять натиску арабской конницы, окрылённой новой религией. Мусульмане с радостью принимали смерть, надеясь вкусить райское блаженство, обещанное пророком.

Военные успехи мусульман

В ходе завоевательных походов войско арабов во главе с халифами подчинило себе богатейшие страны Ближнего Востока. Сирия, Палестина, Междуречье были отняты им у византийцев. Арабы овладели крупнейшим городом Сирии Дамаском и священным городом христиан и иудеев Иерусалимом. После нескольких поражений перестала существовать Иранская держава. В Африке арабы захватили Египет. Византийская армия и здесь не смогла противостоять завоевателям. Крупнейший город Египта Александрия без боя сдался мусульманам, которые обещали за богатый выкуп не трогать христианские храмы. Из своих восточных владений византийские императоры сумели сохранить лишь Малую Азию. Арабы не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.

Мусульмане штурмуют крепость в Сирии. Средневековый рисунок

Подчинив себе Северную Африку, арабы в начале VIII века переправились через Гибралтарский пролив и высадились в Испании. Небольшое войско арабов разгромило армию вестготского короля. Несмотря на упорное сопротивление, города вестготов пали один за другим. К 718 году вся Испания, кроме небольшой области на севере страны, оказалась в руках арабов. Затем они вторглись в пределы Франкского королевства и были остановлены только Карлом Мартеллом в битве при Пуатье.

Вспомните, в какую эпоху и кем был основан город Александрия.

К середине VIII века в результате завоеваний возникло огромное мусульманское государство – Арабский халифат. В его состав вошли земли с плодородными почвами – Египет и Междуречье, которые раньше были житницами Древнего Рима и Византии. Арабы захватили все известные в то время месторождения золота. Они поставили под свой контроль морские и сухопутные торговые пути, соединявшие рынки Средиземноморья со странами Дальнего Востока, Центральной Азии, внутренними районами Африки. Всё это сделало халифат богатейшим государством мира.

Походы и завоевания арабов. Арабский халифат

Первые халифы и раскол в исламе

Первые халифы по своему образу жизни мало чем отличались от простых мусульман. Как и пророк Мухаммед, они обладали светской и духовной властью. В период завоеваний халифы должны были быть и военачальниками. Талантом полководца прославился халиф Омар (634–644). Он слыл суровым, но справедливым правителем, который не стремился к личному обогащению, хотя арабское войско овладело огромными сокровищами.

Мечеть Омара в Иерусалиме

После смерти Омара халифом был избран Осман (644–656). Новый халиф происходил из рода, первоначально враждебного Мухаммеду, но затем принявшего ислам. При распределении богатств, захваченных во время походов, и назначении на важные должности Осман отдавал предпочтение своим родственникам. Наместники завоёванных областей, обладавшие реальной военной силой, всё меньше прислушивались к халифу, жившему в Медине. Мусульманская знать организовала против Османа заговор, и халиф был убит на пороге собственного дома. При этом кровь правителя попала на список Корана, который он держал в руках.

Ещё более драматичные события развернулись при халифе Али (656–661). Междоусобная война и последовавшее за ней убийство Али привели к расколу мусульман на враждующие группировки – суннитов и шиитов. После гибели Али в 661 году халифом объявил себя наместник Сирии. Он не поехал ни в Мекку, ни в Медину, а остался в Дамаске, основав династию Омейядов.

Внутренняя жизнь Арабского халифата

В конце VII века халифы из «заместителей» пророка Мухаммеда превратились в неограниченных правителей, а их власть из выборной стала наследственной. В руках халифов сосредоточились несметные богатства, стекавшиеся из завоёванных стран. Ежегодно в их столицу в виде дани поступали тонны серебра и золота. Ими правители могли распоряжаться по своему усмотрению. Большое влияние на дела государства оказывала мусульманская знать, состоявшая не только из арабов, но и из представителей других народов, населявших халифат. Знатные мусульмане – полководцы и наместники провинций быстро забыли призывы пророка Мухаммеда презирать богатство и делиться своим имуществом с бедными. Подражая вельможам захваченных стран, они возводили великолепные дворцы, наполненные сокровищами.

Торговля на мусульманском базаре. Средневековый рисунок

Завоёванные арабами земли были объявлены собственностью всей мусульманской общины. Люди, жившие на этих землях, должны были платить поземельный налог или принять ислам. На завоёванных землях арабы сначала насильно не принуждали местное население становиться мусульманами. «Людям Писания» – христианам и иудеям, признававшим единого Бога, разрешалось жить по законам их веры, но они должны были платить особую подушную подать. К язычникам мусульмане относились нетерпимо: под страхом истребления им предлагалось принять ислам. Населению завоёванных стран было выгодно переходить в новую веру, так как оно сразу освобождалось от налогов. Мусульмане платили только милостыню в пользу бедных.

Почему мусульмане терпимо относились к вере христиан и иудеев?

Однако через несколько десятилетий отношение мусульман к людям других религий изменилось, и начались их притеснения. Один из халифов издал указ, в котором приказывал христианам и иудеям «носить отныне платье жёлтое; не носить белого платья, дабы не походить на мусульман; разрушить заново построенные храмы, удвоить поголовную подать; не позволять им входить в мусульманские бани… не брать себе мусульман для личных услуг…». Христианин, посмевший ударить мусульманина, подвергался смертной казни.

Халиф Гарун аль-Рашид со своими приближёнными. Средневековая миниатюра

Что изменилось в отношении мусульман к представителям других религий?

Распад Арабского халифата

Правление Омейядов вызвало недовольство в народе, которым воспользовались противники халифов. В 750 году власть Омейядов была свергнута, а сами они истреблены. Новыми правителями мусульманского государства стали Аббасиды, сделавшие столицей халифата город Багдад на реке Тигр в Междуречье. В VIII–IX веках Арабский халифат достиг вершины своего могущества. Однако закат этой державы был уже близок. На землях халифата проживало около 80 миллионов человек. Большинство населения составляли завоёванные народы, принявшие ислам. Управлять таким большим государством было сложно, и халифы сохраняли свою власть только силой оружия. То тут, то там вспыхивали мятежи и восстания, которые расшатывали исламское государство. Его силу подрывала также непрекращающаяся вражда между суннитами и шиитами. Наместники отдалённых провинций отказывались подчиняться власти багдадского халифа и не посылали ему положенной дани. Постепенно они создавали собственные независимые государства.

Мусульманские воины. Арабская миниатюра

Постепенно к X веку халифат лишился большинства владений, сохранив под своей властью только земли вокруг Багдада. Став простой игрушкой в руках своей армии, халифы потеряли светскую власть, сохранив авторитет только в делах религии. На месте огромной державы возникло множество мусульманских государств, в которых говорили на арабском языке. Несмотря на распад Арабского халифата, вера пророка Мухаммеда распространилась далеко за пределы Аравии. В страны Азии, Африки, Европы её несли не только воины, но и купцы и проповедники.

Пользуясь картой, перечислите страны и народы, завоёванные арабами. Назовите места важнейших побед и крупнейших поражений арабов.

Мусульманская культура

Культура Арабского халифата и государств, образовавшихся на его месте, была тесно связана с мусульманской религией.

Обучение в медресе. Арабский рисунок

Обучение чтению, письму и арифметике считалось необходимым для понимания и усвоения Корана. Его текст заучивали наизусть, стремясь применять мудрость этой книги во всех жизненных ситуациях. Для обучения детей 5-10 лет создавались начальные школы.

Государство заботилось об образовании своих подданных. По приказу халифов создавались медресе, где подростки и взрослые продолжали образование.

Мусульманская библиотека. Средневековый рисунок

Они собирались вокруг учителя, который зачитывал древние тексты и труды учёных, объясняя непонятные места. В медресе изучали историю и основы ислама, математику, медицину, геометрию и другие науки.

Страницы из арабской рукописи по медицине

Уважение к знаниям, которое проявляли мусульмане, сочеталось с нетерпимостью ко всему, что, по их мнению, противоречило исламу. Нередко во время завоеваний мусульмане разрушали и уничтожали то, что считали чуждым своей вере. При дворе халифов в Багдаде и в других крупных городах возникали «Дома мудрости» – своеобразные академии наук. Здесь учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов разных стран и эпох, в том числе известных мудрецов древности: Платона, Аристотеля, Архимеда. С некоторыми из этих трудов средневековых европейцев познакомили именно арабы.

Вспомните, чем были знамениты Платон, Аристотель, Архимед.

Торговля и путешествия сделали арабов знатоками географии. На составленных ими картах и в географических трудах содержалось описание всех областей тогдашнего мусульманского мира от Испании до Индии. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. В сочинениях «Чудеса стран», «Диковинки Земли», в «Книге путей и государств», а также в «Книге картины Земли» содержались подробные сведения о природе, народах, городах, занятиях жителей самых различных земель.

Миниатюра из арабской книги

Из далёкой Индии арабские учёные заимствовали удобную десятичную систему счёта, переняв у индийцев цифры, которые мы и сейчас именуем арабскими. Наука алгебра, появившаяся также в Индии, стала известна в Европе именно под арабским названием «ал-джебр».

Большая мечеть в Дамаске. VIII век

Далеко за пределами мусульманского мира было известно имя жившего в конце X – начале XI века учёного Ибн Сины (в Европе его звали Авиценна). Его перу принадлежали медицинские труды «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки».

Слияние различных культурных потоков привело к возникновению мусульманской поэзии. Она прославляла победы в боях, возвышенные чувства любви, радости жизни.

Арабы любили слушать и рассказывать сказки. Бродячие сказители собирали, сочиняли и приносили в разные концы мусульманского мира фантастические рассказы. Постепенно они составили огромный сборник, получивший название «Тысяча и одна ночь». В него вошли сказки не только арабов, но также греков, персов, индийцев и других народов. Наиболее известны повествования об отважном багдадском купце Синдбаде-мореходе, совершавшем свои рискованные путешествия в дальние страны.

Вид города Алеппо в Сирии. Средневековый рисунок

Законы мусульманской религии запрещают изображать Бога. Поэтому на стенах зданий, в книгах можно видеть лишь замысловатые узоры и орнаменты, составленные из арабских букв, складывающихся в слова. Нередко это были цитаты из Корана или высказывания пророка Мухаммеда. На мусульманском Востоке широкое распространение получила каллиграфия. Арабский язык и арабская письменность были известны во всех странах, жители которых исповедовали ислам.

Подведём итоги

Арабские завоевания привели к возникновению огромного Арабского халифата. В странах, вошедших в его состав, жизнь людей была организована в соответствии с требованиями исламской религии. Арабы-мусульмане стремились расширить свои знания об окружающем мире. Они создали особый мир культуры, которая была тесно связана с мусульманской религией. Многое из достижений учёных Арабского халифата превосходило уровень науки европейских стран того времени.

Сунниты – сторонники одной из группировок в исламе, почитающие не только Коран, но и устное предание о деяниях и высказываниях Мухаммеда – Сунну.

Шииты – сторонники одной из группировок в исламе, признающие Коран единственной священной книгой, считающие законным халифом только Али и его потомков.

Медресе – учебное заведение в исламских странах.

Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма.

661 год. Начало правления династии Омейядов.

750 год. Свержение Омейядов, начало правления династии Аббасидов.

«Все знания в конечном счёте связаны с религией и обретаются во имя Аллаха».

Пророк Мухаммед

1*. Расскажите о ходе арабских завоеваний. Почему арабам-мусульманам удалось быстро завоевать многие страны Востока?

2. Каково было отношение арабов к завоёванным народам? Как оно изменялось? Почему?

3. Какой властью обладали халифы?

4. Какие изменения произошли в Арабском государстве к Х веку по сравнению со временем первых халифов?

5. Назовите причины распада Арабского халифата.

6. Какое влияние оказал ислам на культуру Арабского халифата?

7. Какие знания больше всего ценили мусульманские учёные? Как вы думаете, почему?

8. Что из научных знаний европейцы восприняли у мусульман?

1. В знаменитой книге сказок «Тысяча и одна ночь» рассказывается о разговоре халифа и учёной девушки. «О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь?» – спросил халиф. Девушка отвечала: «Я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику, знакома с музыкой и наукой о долях наследства, и счётом, и делением, и землемерием, и сказаниями первых людей… я изучала науки точные, и геометрию, и философию, и врачевание, и логику, и риторику, и изъяснение и запомнила многое из богословия. Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала, где на ней места звуков, и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в движении или в покое… Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке».

Назовите науки, которые были знакомы арабской девушке. Какие из них считаются науками и сегодня?

2. Пользуясь текстом параграфа и иллюстрациями, составьте рассказ о жизни в средневековом мусульманском городе, используя слова: халиф, дворец, мечеть, минарет, медресе, базар.

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение ислама. Самая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Как дракон превратился в арабского царя Весьма интересно, что Атар, получивший в последующей авестийской трактовке образ смертного воина-богатыря, борется не с кем-нибудь, а с драконом. Борьба между драконоборцем и трехглавым драконом идет за обладание символом

автора Коллектив авторов

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ОТ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА К МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Переход власти от Омейядов к Аббасидам не просто знаменовал смену правящей династии, он сопровождался радикальными социально-политическими изменениями, в результате которых Халифат превратился из империи арабов в

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966. Т. VI: Работы по истории ислама и Арабского Халифата.Белл R, Уотт УМ. Коранистика: Введение: Пер. с англ. СПб., 2005.Бертельс Е.Э. Избранные труды. М., 1965. Т. 3:

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т.е. «наместника». Следующие три халифа, Омар, Осман и Али, также были избираемы, но

Из книги Семь столпов мудрости автора Лоуренс Томас Эдвард

Книга II. Начало арабского наступления Мои начальники были изумлены такими благоприятными новостями, но пообещали помощь, а пока что послали меня, во многом против моей воли, назад в Аравию. Я достиг лагеря Фейсала в тот самый день, когда турки прорвали оборону

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Страны Арабского халифата Золотые маураведины, или динары, чеканились во многих странах Арабского халифата, включавшего территории юга Испании и юга Франции на западе, Средиземноморского побережья Африки, Среднего Востока и современной Средней Азии на востоке. На этой

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т. е. «наместника». Следующие три халифа. Омар, Осман и Али, также были избираемы,

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7.2. Итог Великого = «Монгольского» завоевания XIV века - создание Великой Русской Средневековой Империи Согласно нашей реконструкции, в итоге великого = «монгольского» завоевания мира, вышедшего в начале XIV века н. э. из Руси-Орды, большая часть восточных и

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

9.9. РАСПАД АРАБСКОГО ХАЛИФАТА Вернемся теперь к истории Ближнего Востока. Как отмечалось выше, в 810-830-х гг. Арабский халифат был охвачен тяжелым кризисом, который проявлялся в династических распрях, в восстаниях простого народа и в гражданских войнах. В ходе этих войн

Из книги Тайны Русского каганата автора Галкина Елена Сергеевна

Ученые Арабского халифата о географии Восточной Европы Очевидно, что Балтика и земли ильменских славян и кривичей из сферы поиска территории русов должны быть исключены. Другой интересующий нас ориентир в арабо-персидской географии, весьма легко поддающийся

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение исламаСамая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Путешественники арабского Востока

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата Начало завоевательных походов арабовСмерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Транслитерация с арабского языка Транслитерация, обозначенная в таблице как «Английский», обычно используется в англоязычных научных публикациях. В эту систему включены несколько диграфов (например, th или sh). В некоторых публикациях эти диграфы объединяются чертой,

Является ислам, рождение которого относится к VII веку и связано с именем пророка Мухаммеда, исповедовавшего единобожие. Под его влиянием в Хаджизе — на территории Западной Аравии — была образована община единоверцев. Дальнейшие завоевания мусульманами Аравийского полуострова, Ирака, Ирана и ряда других государств обусловили возникновение арабского халифата — мощного азиатского государства. Оно включило в себя целый ряд покорённых земель.

Халифат: что это такое?

Само слово «халифат» в переводе с арабского имеет два значения. Это и наименование того огромного государства, созданного после смерти Мухаммеда его последователями, и титул верховного правителя под властью которого находились страны халифата. Период существования этого государственного образования, отмеченный высоким уровнем развития науки и культуры, вошёл в историю, как Золотой век ислама. Условно принято считать его границами 632-1258 гг.

После смерти халифата насчитывает три основных периода. Первый из них, начавшийся в 632 году, обусловлен созданием Праведного халифата, во главе которого поочерёдно стояли четыре халифа, праведность которых дала название управляемому ими государству. Годы их правления отмечены рядом крупных завоеваний, таких как захват Аравийского полуострова, Кавказа, Леванта и значительной части Северной Африки.

Религиозные споры и территориальные завоевания

Возникновение халифата тесно связано с начавшимися после смерти пророка Мухаммеда спорами о его преемнике. В результате многочисленных дебатов верховным правителем и религиозным лидером стал близкий друг основателя ислама — Абу Бакр ас-Саддик. Он начал своё правление с войны против вероотступников, отошедших от учения пророка Мухаммеда сразу же после его смерти и ставших последователями лжепророка Мусайлимы. Их сорокатысячная армия была разбита в битве при Аркабе.

Последующие продолжили завоевания и расширение подвластных им территорий. Последний из них — Али ибн Абу Талиб — стал жертвой взбунтовавшихся отступников от основной линии ислама — хариджитов. Это положило конец выборности верховных правителей, так как силой захвативший власть и ставший халифом Муавия I в конце жизни назначил преемником своего сына, и таким образом в государстве установилась наследственная монархия ― так называемый Омейядский халифат. Что это такое?

Новая, вторая форма халифата

Своему названию данный период в истории арабского мира обязан династии Омейядов, выходцем из которой был Муавия I. Его сын, унаследовавший от отца верховную власть, ещё больше раздвинул границы халифата, одерживая громкие военные победы в Афганистане, Северной Индии и на Кавказе. Его войска захватили даже часть Испании и Франции.

Только византийский император Лев Исавр и болгарский хан Тервел смогли остановить его победоносное наступление и положить предел территориальным экспансиям. Европа же своим спасением от арабских завоевателей обязана прежде всего выдающемуся полководцу VIII века Карлу Мартелю. Возглавляемая им армия франков разгромила полчища захватчиков в знаменитой битве при Пуатье.

Перестройка сознания воинов на мирный лад

Начало периода, связанного с Омейядским халифатом, характерно тем, что положение самих арабов на оккупированных ими территориях было незавидным: жизнь напоминала обстановку в военном лагере, находящемся в состоянии непрерывной боевой готовности. Причиной тому послужило крайне религиозное рвение одного из правителей тех лет Умара I. Благодаря ему ислам приобрел черты воинствующей церкви.

Возникновение арабского халифата породило многочисленную социальную группу профессиональных воинов — людей, единственным занятием которых стало участие в захватнических походах. Чтобы их сознание не перестраивалось на мирный лад, им было запрещено вступать во владение земельными участками и обретать оседлость. К концу же правления династии картина во многом изменилась. Запрет был отменён, и, став землевладельцами, многие вчерашние воины ислама предпочли жизнь мирных помещиков.

Халифат династии Аббасидов

Справедливо отметить, что если в годы Праведного халифата для всех его правителей политическая власть по своему значению уступала место религиозному влиянию, то теперь она заняла главенствующую позицию. По своему политическому величию и культурному расцвету наибольшую славу в истории Востока заслуженно приобрёл Аббасидский халифат.

Что это такое — знает в наши дни большинство мусульман. Воспоминания о нём доныне укрепляют их дух. Аббасиды — династия правителей, подарившая своему народу целую плеяду блестящих государственных мужей. Среди них были и полководцы, и финансисты, и истинные ценители и покровители искусства.

Халиф — покровитель поэтов и учёных

Считается, что арабский халифат при Харуне ар Рашиде — одном и наиболее ярких представителей правящей династии — достиг наивысшей точки своего расцвета. Этот государственный деятель вошёл в историю как покровитель учёных, поэтов и литераторов. Однако, посвятив всего себя духовному развитию возглавляемого им государства, халиф оказался плохим администратором и уж совсем никудышным полководцем. Кстати, именно его образ увековечен в пережившем века собрании восточных сказок «Тысяча и одна ночь».

«Золотой век арабской культуры» — эпитет, который в наибольшей степени заслужил именно возглавляемый Харун ар Рашидом халифат. Что это такое, можно в полной мере понять, лишь ознакомившись с тем наслоением староперсидской, индийской, ассирийской, вавилонской и отчасти греческой культур, что способствовало развитию ученой мысли в период правления этого просветителя Востока. Всё лучшее, что создано было творческим умом древнего мира, он сумел объединить, сделав для этого базовой основой арабский язык. Именно поэтому в наш обиход вошли выражения: «арабская культура», «арабское искусство» и так далее.

Развитие торговли

В обширном и вместе с тем упорядоченном государстве, коим являлся Аббасидский халифат, значительно увеличился спрос на продукцию сопредельных государств. Это явилось следствием повышения общего уровня жизни населения. Мирные на тот период отношения с соседями позволили развить с ними меновую торговлю. Постепенно круг экономических контактов расширялся, и в него стали входить даже страны, находящиеся на значительном удалении. Всё это дало толчок к дальнейшему развитию ремёсел, искусства и мореплавания.

Во второй половине IX века, уже после смерти Харун ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге привели к его распаду. Ещё в 833 году находившийся у власти правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С годами она сделалась настолько мощной политической силой, что правящие халифы попали к ней в зависимость и практически утратили право на принятие самостоятельных решений.

К этому же периоду относится и рост национального самосознания у подвластных халифату персов, что послужило причиной их сепаратистских настроений, ставших впоследствии причиной откола Ирана. Общий распад халифата ускорился и за счёт отделения от него на западе Египта и Сирии. Ослабление централизованной власти дало возможность заявить свои претензии на независимость и ряд других прежде подконтрольных территорий.

Усиление религиозного давления

Потерявшие свою прежнюю власть халифы попытались заручиться поддержкой у правоверного духовенства и воспользоваться его влиянием на массы. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своей главной политической линией сделали борьбу со всеми проявлениями вольнодумства.

В государстве, ослабленном подрывом авторитета власти, началось активное религиозное гонение на философию и все отрасли науки, включая математику. Страна неуклонно погружалась в пучину мракобесия. Арабский халифат и его распад явились наглядным примером того, сколь благотворно влияние науки и свободной мысли на развитие государства, и сколь губительно их преследование.

Конец эпохи арабских халифатов

В X веке влияние тюркских военачальников и эмиров Месопотамии настолько усилилось, что могущественные прежде халифы Аббасидской династии превратились в мелких багдадских князьков, единственным утешением которых сделались оставшиеся от прежних времён титулы. Дошло до того, что возвысившаяся в Западной Персии шиитская династия Буидов, собрав достаточное войско, захватила Багдад и фактически правила в нём на протяжении ста лет, тогда как номинальными властителями оставались представители Аббасидов. Большего унижения для их гордости не могло быть.

В 1036 году для всей Азии наступил очень тяжёлый период — турки-сельджуки начали беспримерный по тем временам захватнический поход, ставший причиной уничтожения во многих странах мусульманской цивилизации. В 1055 году они выбили из Багдада правивших там Буидов и установили своё господство. Но и их власти пришёл конец, когда в начале XIII века вся территория некогда мощного арабского халифата была захвачена бесчисленными полчищами Чингисхана. Монголы окончательно уничтожили всё, что было достигнуто восточной культурой за предшествующие века. Арабский халифат и его распад отныне стали лишь страницами истории.

Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата

Возникновение ислама

Самая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь существовали и города, самые крупные из которых возникли на пути торговых караванов. Богатейшими арабскими городами были Мекка и Ясриб.

Арабы были хорошо знакомы со священными книгами иудеев и христиан – в аравийских городах проживало немало приверженцев этих религий. Однако большинство арабов оставались язычниками. Главным святилищем всех арабских племён была находившаяся в Мекке Кааба.

В VII в. язычество арабов сменилось монотеистической религией, основателем которой стал пророк Мухаммед (570–632), получивший, по преданию, откровения от Всевышнего – Аллаха и выступивший перед соплеменниками с проповедью новой веры. Позже, уже после смерти пророка, близкие друзья и соратники Мухаммеда восстановили и записали его слова по памяти. Так возникла священная книга мусульман Коран (от араб. – чтение) – основной источник исламского вероучения. Правоверные мусульмане считают Коран «несотворённым предвечным словом Божьим», которое Аллах продиктовал Мухаммеду, выступавшему в качестве посредника между Богом и людьми.

Мухаммед и архангел Джебраил. Средневековая миниатюра

В своих проповедях Мухаммед говорил о себе только как о последнем пророке («печати пророков»), который был послан Богом для вразумления людей. Своими предшественниками он называл Мусу (Моисея), Юсуфа (Иосифа) и Псу (Иисуса). Люди, поверившие пророку, стали называться мусульманами (от араб. – вручившие себя Богу), а религия, основанная Мухаммедом, – исламом (от араб. – покорность). Мухаммед и его сторонники ожидали поддержки от иудейской и христианской общин, но как первые, так и вторые видели в исламе только очередное еретическое движение и оставались глухи к призывам пророка.

Вероучение ислама опирается на «пять столпов». Все мусульмане должны верить в единого Бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда; для них обязательна ежедневная пятикратная молитва и еженедельная, по пятницам, молитва в мечети; каждый мусульманин должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж. Эти обязанности дополняются ещё одним долгом – в случае необходимости участвовать в священной войне за веру – джихаде.

Мусульмане верят, что всё в мире подчинено и повинуется Аллаху, и ничто не может свершиться без Его воли. По отношению к людям Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же, осознавая могущество и величие Аллаха, должны полностью подчиняться Ему, быть покорными, во всём доверяться и полагаться на Его волю и милость. Большое место в Коране занимают рассказы о воздаянии Аллаха людям за добрые дела и наказании за греховные поступки. Аллах выступает и как высший судья человечества: согласно Его решению, после смерти каждый человек попадёт в ад или рай – в зависимости от земных деяний.

Утверждение ислама в Аравии и начало арабских завоеваний

Преследования со стороны язычников заставили Мухаммеда и его приверженцев в 622 г. бежать из Мекки в Ясриб. Это событие получило название хиджра (от араб. – переселение) и стало началом мусульманского летосчисления. В Ясрибе, переименованном в Медину (Город пророка), сложилась община верующих-мусульман. Многие его жители приняли ислам и начали помогать Мухаммеду. В 630 г. пророк одержал победу над своими противниками и торжественно вступил в Мекку. Вскоре все арабские племена – некоторые добровольно, некоторые под воздействием силы – стали исповедовать новую религию. В результате в Аравии возникло единое мусульманское государство.

Исламское государство было теократическим – пророк Мухаммед объединил в своём лице и светскую, и духовную власти. После его смерти здесь по-прежнему не существовало разделения между властями – государство и религиозная организация верующих составляли одно целое. Важнейшую роль в жизни мусульман начал играть шариат – комплекс религиозных, нравственных, юридических и бытовых правил и установлений, предначертанных самим Аллахом и потому неизменных. Именно ими должен руководствоваться в своей жизни правоверный мусульманин, они являются общими для всех и могут толковаться только знатоками исламского вероучения.

Мусульмане штурмуют крепость в Сирии. Средневековая миниатюра

Ещё при жизни Мухаммеда арабы начали завоевательные походы. Они обрушились на владения Византийской империи и Сасанидского Ирана. Эти страны не смогли противостоять ударам последователей ислама, окрылённых новой религией. Арабы разгромили и подчинили весь Иран, захватили принадлежавшие Византии Сирию, Палестину и Египет. Добровольно сдался священный для иудеев и христиан Иерусалим. Под властью арабов оказались все восточные владения Византии, за исключением Малой Азии.

После смерти Мухаммеда (632) во главе мусульман встали выборные халифы (от араб. – заместитель). Первым халифом был Абу-Бакр – тесть Мухаммеда. Затем правил Омар (Умар). После смерти Омара в результате покушения (644) мусульманская знать выбрала халифом Османа (Усмана) – зятя пророка.

В 656 г. Осман погиб от рук заговорщиков, в результате чего разразился острый политический кризис, охвативший исламское государство – Арабский халифат. Новым халифом стал Али – двоюродный брат пророка и муж его дочери Фатимы. Но влиятельные силы в халифате не признали его власть. Наместник Сирии Муавия, родственник Османа, обвинил Али в содействии его убийству. В арабском государстве началась смута, во время которой Али был убит (661). Его мученическая смерть привела к расколу мусульманской общины. Последователи Али считали, что новым халифом может стать только его потомок, а все притязания других претендентов на власть незаконны. Последователей Али стали называть шиитами (от араб. – группа приверженцев). Шииты наделяли Али почти божественными чертами. Наибольшее влияние до настоящего времени шииты сохраняют в Иране.

Мусульман, последовавших за новым халифом Муавией (661–680), стали именовать суннитами. Наряду с Кораном сунниты признают Сунну – Священное Предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Сунниты составляют большинство современных мусульман.

Арабский халифат во второй половине VII–X в.

Основателю династии Омейядов (661–750) Муавии удалось сделать власть халифов наследственной. Столицей халифата стал сирийский город Дамаск. После окончания смуты арабские завоевания продолжились. Были совершены походы в Индию, Среднюю Азию и на запад Северной Африки. Арабы не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли. На Западе в начале VIII в. мусульманская армия переправилась через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров и, разгромив войско Вестготского королевства, захватила большую часть Испании. Затем арабы вторглись в пределы Франкского государства, но были остановлены майордомом Карлом Мартеллом в битве при Пуатье (732). Мусульмане укрепились на Пиренейском полуострове, создав там в 929 г. могущественный Кордовский халифат, и продолжили теснить христиан в Северной Африке. Возник обширный мир ислама (исламская цивилизация).

Вершины могущества Арабский халифат достиг в VIII в. Все завоёванные земли арабы объявили собственностью мусульманской общины, а местное население, жившее на этих землях, должно было платить поземельный налог. Сначала арабы не принуждали христиан, иудеев и зороастрийцев (приверженцев древней религии Ирана) принимать ислам; им разрешалось жить по законам своей веры, выплачивая особую подушную подать. Но к язычникам мусульмане относились крайне нетерпимо. Люди, принявшие ислам, освобождались от налогов. В отличие от остальных подданных халифа, мусульмане жертвовали лишь милостыню в пользу бедных.

В середине VIII в. в результате восстания, приведшего к свержению Омейядов, к власти в халифате пришла династия Аббасидов (750-1258), которая привлекла к управлению государством не только арабов, но и мусульман других национальностей. В этот период возник разветвлённый чиновничий аппарат, а исламское государство всё больше стало напоминать восточную державу с неограниченной властью правителя. Новая столица халифата Аббасидов – Багдад – превратилась в один из крупнейших городов мира с полумиллионным населением.

В IX в. власть багдадских халифов стала постепенно ослабевать. Мятежи знати и народные восстания подтачивали силы государства, и его территория неумолимо уменьшалась. В Х в. халиф потерял светскую власть, оставшись лишь духовным главой мусульман-суннитов. Арабский халифат распался на независимые исламские государства – зачастую это были крайне непрочные и недолговечные образования, границы которых зависели от удачливости и силы возглавлявших их султанов и эмиров.

Культура мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока

Мусульманская культура, объединявшая разные народы, имела глубокие корни. Арабы-мусульмане многое заимствовали из наследия Междуречья, Ирана, Египта, Малой Азии. Они оказались талантливыми учениками, усвоив многие знания, накопленные народами этих стран в течение столетий, и передали их другим народам, в том числе европейцам.

Мусульмане ценили научные знания и стремились применять их на практике. При дворе халифов в Багдаде и в других крупных городах возникали «Дома мудрости» – своеобразные академии наук, где учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов из разных стран и живших в разные эпохи. Многие труды принадлежали античным авторам: Аристотелю, Платону, Архимеду и др.

Учёные мусульманского Востока значительное время уделяли изучению математики и астрономии. Торговля и путешествия сделали из арабов знатоков географии. Из Индии через арабов в европейскую науку пришла десятичная система счёта. Значительных достижений учёные мусульманского мира достигли в медицине. Наибольшую известность получили труды жившего в конце X – начале XI в. врача Ибн-Сины (в Европе его называли Авиценной), обобщившие опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей.

На арабском и персидском языках создавались выдающиеся поэтические произведения. Без имён Рудаки (860–941), Фирдоуси (940– 1020/1030), Низами (1141–1209), Хайяма (1048–1122) и других мусульманских поэтов невозможно представить мировую литературу.

На мусульманском Востоке широкое распространение получило искусство каллиграфии (от греч. – красивый почерк) – замысловатые узоры и орнаменты, составленные из арабских букв, складывающихся в слова, можно увидеть в книгах и на стенах зданий (в основном это цитаты из Корана или высказывания пророка Мухаммеда).

Мечеть Аль-Акса. Иерусалим. Современный вид

В результате возникновения ислама и завоеваний арабов-мусульман на Востоке сложилась новая, динамично развивающаяся исламская цивилизация, ставшая серьёзным соперником западноевропейской христианской цивилизации.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные положения мусульманского вероучения.

2. В чём причины успешных завоеваний арабов?

3. Как складывались отношения завоевателей-мусульман с людьми, принадлежащими к другим религиям?

4. Почему, несмотря на смуты и расколы, исламскому государству долгое время удавалось сохранять единство?

5. В чём причины распада халифата Аббасидов?

6. Используя карту, перечислите государства древности и раннего Средневековья, территории которых вошли в состав Арабского халифата.

7. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Как вы понимаете эти слова?

8. Автор произведения «Кабус-Намэ» (XI в.) рассуждает о мудрости и знаниях: «Невежду не считай человеком, а мудрого, но лишённого добродетели, не считай мудрецом, осторожного, но лишённого знаний, не признавай аскетом, а с невеждами не общайся, особенно с теми невеждами, которые себя считают мудрецами и удовлетворены своим невежеством. Общайся только с разумными, ибо от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу. Не будь неблагодарен за общение с добрыми и (их. – Авт.) добрые дела и не забывай (этого. – Авт.); того, кто в тебе нуждается, не отталкивай, ибо через это отталкивание страдания и нужда (твои. – Авт.) увеличатся. Старайся быть добронравным и человечным, удаляйся от непохвальных нравов и не будь расточителен, ибо плод расточительности – забота, а плод заботы – нужда, а плод нужды – унижение. Старайся, чтобы тебя хвалили разумные, и смотри, чтобы тебя не стали хвалить невежды, ибо тот, кого хвалит чернь, порицается вельможами, как слышал я… Говорят, что как-то раз Ифлатун (так мусульмане называли древнегреческого философа Платона. – Авт.) сидел с вельможами того города. Пришёл к нему на поклон какой-то человек, сел и повёл разные речи. Посреди речей он сказал: «О мудрец, сегодня я видел такого-то, и говорил он о тебе и прославлял и славословил тебя: Ифлатун, мол, очень великий мудрец, и никогда не было и не будет ему подобного. Я хотел передать тебе его восхваления».

Мудрец Ифлатун, услышав эти слова, поник головой и зарыдал, и очень опечалился. Этот человек спросил: «О мудрец, какую обиду я тебе причинил, что ты так опечалился?» Мудрец Ифлатун ответил: «Ты меня не обидел, о ходжа, но может ли быть бедствие больше того, что меня хвалит невежда и дела мои кажутся ему достойными одобрения? Не знаю я, что за глупость я сделал, которая пришлась ему по нраву и доставила удовольствие, так что он похвалил меня, а то я раскаялся бы в этом поступке. Печаль моя оттого, что я ещё невежда, ибо те, кого хвалят невежды, сами невежды».

Каков должен быть круг общения человека, по мнению автора?

Почему такое общение должно приносить пользу?

Почему расстроился Платон?

О чём свидетельствует упоминание в рассказе его имени?

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора

§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата Начало завоевательных походов арабовСмерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Как дракон превратился в арабского царя Весьма интересно, что Атар, получивший в последующей авестийской трактовке образ смертного воина-богатыря, борется не с кем-нибудь, а с драконом. Борьба между драконоборцем и трехглавым драконом идет за обладание символом

автора Коллектив авторов

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966. Т. VI: Работы по истории ислама и Арабского Халифата.Белл R, Уотт УМ. Коранистика: Введение: Пер. с англ. СПб., 2005.Бертельс Е.Э. Избранные труды. М., 1965. Т. 3:

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Арабские завоевания Сложная внутренняя борьба вокруг престола халифа не ослабила поступательного движения ислама. Еще при Муавии арабы завоевали Афганистан, Бухару, Самарканд, Мерв. На рубеже VII–VIII вв. они подчинили значительную часть Византии, вновь побывав у стен

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Страны Арабского халифата Золотые маураведины, или динары, чеканились во многих странах Арабского халифата, включавшего территории юга Испании и юга Франции на западе, Средиземноморского побережья Африки, Среднего Востока и современной Средней Азии на востоке. На этой

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7.2. Итог Великого = «Монгольского» завоевания XIV века - создание Великой Русской Средневековой Империи Согласно нашей реконструкции, в итоге великого = «монгольского» завоевания мира, вышедшего в начале XIV века н. э. из Руси-Орды, большая часть восточных и

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Арабские завоевания Коран лучше всех книгАрабы, устремившиеся в VII в. с Аравийского полуострова на северо-запад, вели свои завоевания под лозунгом ислама. Одной из первых жертв арабов стал город Александрия, где ими было захвачено много ценностей. Мусульманский

Из книги Средневековая Европа. 400-1500 годы автора Кенигсбергер Гельмут

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

9.9. РАСПАД АРАБСКОГО ХАЛИФАТА Вернемся теперь к истории Ближнего Востока. Как отмечалось выше, в 810-830-х гг. Арабский халифат был охвачен тяжелым кризисом, который проявлялся в династических распрях, в восстаниях простого народа и в гражданских войнах. В ходе этих войн

Из книги Тайны Русского каганата автора Галкина Елена Сергеевна

Ученые Арабского халифата о географии Восточной Европы Очевидно, что Балтика и земли ильменских славян и кривичей из сферы поиска территории русов должны быть исключены. Другой интересующий нас ориентир в арабо-персидской географии, весьма легко поддающийся

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение исламаСамая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Путешественники арабского Востока

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Арабские завоевания Накануне смерти Мухаммед призвал своих учеников исламизировать мир и обещал рай тем, кто погибнет в «священной войне» за веру.В следующие 30 лет после смерти пророка исламизированные арабы бросились на завоевание мира, создав огромную империю от

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата Начало завоевательных походов арабовСмерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Транслитерация с арабского языка Транслитерация, обозначенная в таблице как «Английский», обычно используется в англоязычных научных публикациях. В эту систему включены несколько диграфов (например, th или sh). В некоторых публикациях эти диграфы объединяются чертой,

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мохаммедом (Мухаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорении и присоединений. Так возникла империя Моголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддистской в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период.

Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-восточной Африкой. Во времена пророка Мохаммеда, родившегося около 570 г., он был слабозаселенным. Арабы были тогда кочевым народом и обеспечивали с помощью верблюдов и других вьючных животных торгово-караванные связи между Индией и Сирией, а затем североафриканскими и европейскими странами. На арабских племенах лежала также забота об обеспечении безопасности торговых маршрутов с восточными пряностями и ремесленными изделиями, и это обстоятельство послужило благоприятным фактором становления арабского государства.

1. Государство и право в ранний период Арабского Халифата

Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древности. На основе земледельческих цивилизаций на юге Аравии уже в I тыс. до н.э. возникли ранние государства, сходные с древневосточными монархиями: Сабейское царство (VII–II вв. до н.э.), Набатия (VI–I вв.). В крупных торговых городах формировалось городское самоуправление по типу малоазиатского полиса. Одно из последних ранних южно-арабских государств – Химьяритское царство – пало под ударами Эфиопии, а затем иранских правителей в начале VI в.

К VI–VII вв. основная масса арабских племен находилась на стадии надобщинной администрации. Кочевники, торговцы, земледельцы оазисов (главным образом вокруг святилищ) объединялись посемейно в большие кланы, кланы – в племена Главой такого племени считался старейшина – сеид (шейх). Он был и верховным судьей, и военным вождем, и общим руководителем собрания кланов. Существовало и собрание старейшин – меджлис. Арабские племена расселялись и за пределами Аравии – в Сирии, Месопотамии, на границах Византии, образуя временные племенные союзы.

Развитие земледелия и животноводства ведет к имущественной дифференциации общества, к использованию рабской работы. Вожди родов и племен (шейхи, сеиды) базируют свою власть не только на обычаях, авторитете и уважении, но и на экономическом могуществе. В среде бедуинов (жителей степей и полупустынь) встречаются салухи, что не имеют средств существования (животных) и даже тариди (разбойники), которых выгоняли из племени.

Религиозные представления арабов не были объединены в какую-то идеологическую систему. Объединялись фетишизм, тотемизм и анимизм. Распространенные были христианство и иудаизм.

В VI ст. на Аравийском полуострове существовало несколько независимых одна от одной дофеодальных государств. У старейшин родов и племенной знати сосредоточивалось много животных, в особенности верблюдов. В областях, где было развитое земледелие, происходил процесс феодализации. Этот процесс охватил города-государства, в частности Мекку. На этой почве возникло религиозно-политическое движение – халифат. Это движение было направлено против племенных культов за создание общей религии с одним божеством.

Халифское движение было направлено против родоплеменной знати, в руках которой была власть в арабских дофеодальных государствах. Он возник в тех центрах Аравии, где феодальный строй приобрел большего развития и значения – в Йємене и городе Ятрибе, охватил также и Мекку, где одним из его представителей был Мухамед.

Знать Мекки выступила против Мухамеда, и в 622 г. он вынужден был бежать в Медины, где нашел поддержку со стороны местной знати, которая была недовольная конкуренцией со стороны знати Мекки.

Через несколько лет арабское население Медины вошло в состав мусульманской общины, которой руководил Мухамед. Он выполнял не только функции правителя Медины, но и был военным руководителем.

Суть новой религии состояла в признании Аллаха единым божеством, а Мухамеда – его пророком. Рекомендуется каждый день молиться, отсчитывать сороковую часть доходов в пользу бедных, постится. Мусульмане должны принимать участие в священной войне против неверных. Подрывалось предшествующее деление населения на роды и племена, из чего начиналось почти каждое государственное образование.

Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать пророк-посланник бога на земле. Единственными условиями вступления в эту общность являлись признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.

Мохаммед довольно быстро собрал значительное число приверженцев и уже в 630 г. сумел поселиться в Мекке, жители которой к тому времени прониклись его верой и учением. Новая религия получила названиеислам (мир с Богом, покорность воле Аллаха) и довольно быстро распространилась по всему полуострову и за его пределами. В общении с представителями других религий – христианами, иудеями и зороастрийцами – последователи Мохаммеда сохраняли веротерпимость. В первые века распространения ислама на омейядских и аббасидских монетах чеканилось изречение из Корана (Сура 9,33 и Сура 61,9) о пророке Мохаммеде, имя которого означает «дар Божий»: «Мохаммед – посланник Божий, которого Бог послал с наставлением на правый путь и с истинной верой, чтобы возвысить ее над всеми верами, хотя бы этим были недовольны многобожники».

Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

Первоначально движение носило народный характер, что отпугнуло богатых, но это продолжалось недолго. Действия приверженцев ислама убедило знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

К этому времени (20–30 гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобрела политический характер.

Объединив вначале племена двух соперничавших городов – Мекки и Ясриба (Медины) – под своей властью, Мухаммад повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную-полурелигиозную общину (умму). В начале 630-х гг. значительная часть Аравийского полуострова признала власть и авторитет Мухаммада. Под его началом сложилось своеобразное протогосударство с духовной и политической одновременно властью пророка, опиравшегося на военные и административные полномочия новых сторонников – мухаджиров.

К моменту смерти пророка почти вся Аравия подпала под его власть, его первые преемники – абу Бакр, Омар, Осман, Али, прозванные праведными халифами (от «халиф» – преемник, заместитель), – пребывали с ним в дружественных и родственных связях. Уже при халифе Омаре (634 – 644) к этому государству были присоединены Дамаск, Сирия, Палестина и Финикия, а затем и Египет. На востоке Арабское государство расширилось за счет территории Месопотамии и Персии. В течение следующего столетия арабы завоевывают Северную Африку и Испанию, но дважды терпят неудачу с завоеванием Константинополя, а позже во Франции терпят поражение при Пуатье (732 г.), однако в Испании удерживают свое господство еще на семь веков.

Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, – на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну – сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов – абу Бакра и Омара).

С расширением границ государства исламские богословские и законоведческие построения подверглись влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения).

Омейядская династия (с 661 г.), которая осуществила покорение Испании, перенесла столицу в Дамаск, а следующая за ними династия Аббасидов (от потомков пророка по имени Абба, с 750 г.) в течение 500 лет правила из Багдада. К концу Х в. Арабское государство, сплотившее до этого народы от Пиренеев и Марокко до Ферганы и Персии, разделилась на три халифата – Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Испании.

Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной, – преодоление племенного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.

Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»).

После смерти Мухаммада объединение арабских племен продолжилось. Власть в союзе племен была передана духовному наследнику пророка – халифу. Внутренние противоборства были подавлены. В правление первых четырех халифов («праведных») арабское протогосударство, опираясь на всеобщее вооружение кочевников, стало быстро расширяться за счет соседних государств.



Последние материалы раздела:

Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы
Чем атом отличается от молекулы Сравнение атома и молекулы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы
Что такое молекула и чем она отличается от атома Что такое изотопы

Еще много веков назад люди догадывались, что любое вещество на земле состоит из микроскопических частиц. Прошло какое-то время, и ученые доказали,...

Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы
Чем отличаются изотопы одного элемента друг от друга Чем атом отличается от молекулы

Вся материя вокруг нас, которую мы видим, состоит из различных атомов. Атомы отличаются друг от друга строением, размером и массой. Существует...